- Полуакустическая гитара – выбор новичков и профессионалов
- История появления
- Строение
- Преимущество перед другими видами
- В каких стилях музыки используется?
- Известные модели
- Как выбрать себе акустическую гитару?
- Что такое полуакустическая гитара и в чем ее особенности?
- Экскурс в историю
- Конфигурации корпусов
- Особенности полуакустических гитар
- Звук
- Корпус
- Применение
- Итог
- Полуакустическая гитара
- Чем отличается полуакустическая гитара от электроакустической
- История
- Использование
Полуакустическая гитара – выбор новичков и профессионалов
С момента своего появления полуакустическая гитара завоевала популярность как любителей, так и профессионалов. Эта модель музыкального инструмента стала своеобразным переходным вариантом между привычной акустикой и электрогитарой, появившейся немного позже. От современных моделей отличается прежде всего полым корпусом. В остальном эти изделия фактически идентичны. Инструмент сохранил популярность в наши дни. Он не применяется только на крупных музыкальных концертах.
История появления
Появление полуакустической модели музыкального инструмента вызвано решением сделать усовершенствованный вариант акустической гитары. Первоначально доработка заключалась в попытке снимать звук с использованием простого микрофона. В скором времени сразу несколько фирм в США приняли решение усиливать звукосниматель, улавливающий колебания струн из металла на грифе. Первой успешной попыткой стала модель Gibson-ES 150. Ее изготовил почти 100 лет назад (в 30-е годы ХХ века) мастер Орвилл Гибсон. Предназначалась для исполнения модных в те годы джазовых композиций. Такой инструмент начал звучать громко, давая характерный звук с нежными бархатными нотами.
Сегодня такая модель есть в списке продукции большинства известных производителей. За десятилетия выпуска они разделились на несколько основных видов:
- Предназначенная специально для исполнения джазовых композиций – Hollow Body. Этот вариант отличает короткий сустейн, бархатный насыщенный звук. У модели при громком звучании быстрая заводка, что исключает применение инструмента в агрессивном стиле исполнения.
- Semi-Hollow Body – главный блок выполняется из натуральной древесины. У нее тонкий корпус. Понижена склонность к заводкам. Сустейн увеличен с сохранением хорошего резонанса.
- Вариация полнокорпусной гитары с повторением формы прототипа – Thin Line. За счет пустот при игре достигается дополнительная глубина, резонанс.
Все модели пользуются большой популярностью у предпочитающих полуакустику для исполнения композиций.
Строение
Воспроизводимые звуки непосредственно зависят от особенностей строения инструмента. В зависимости от модели, такие изделия выпускаются:
- с полностью пустым корпусом для музыкантов, не нуждающихся в акустическом звучании с усиленным звуком, акустика улучшается при подключении к усилителю;
- с полупустым корпусом меньшей ширины, дополненные вырезами F-образной формы, например, Крафтер.
В перечне модельного ряда отдельно стоит бас-гитара с четырьмя струнами. Обычно сочетается с барабанными установками. Выполняется из натурального дерева различных пород, может применяться с усилителем, без него. Может играть скрипичным басом Орфей, популярным среди большинства исполнителей СССР.
Гитары состоят из грифа, корпуса, струн, колков, звукоснимателей.
Преимущество перед другими видами
Модели отличаются достаточно громким звуком в закрытых помещениях даже без использования усилителя. В числе плюсов:
- небольшой вес за счет полого корпуса;
- мягкий, чистый, глубокий звук;
- игра как с усилителем, так и без подключения;
- хорошие заводки.
Как и электрогитара, акустика используется профессионалам и любителями. Благодаря игре без усилителя, способна давать камерный, бархатный звук.
В каких стилях музыки используется?
На первых этапах своего существования полуакустические модели предназначались для исполнения джазовых, блюзовых композиций. По мере совершенствования конструкций, расширения модельного ряда электроакустический вариант использовался музыкантами, предпочитающими самые разные стили. В равной мере их используют поп-исполнители, играющие металл, панк и серф рок, экспериментальные музыкальные стили. Среди музыкантов, отдающих предпочтение полуакустике: Джон Ленон, Джордж Бенсон, Трой Ван Левен, Би Би Кинг и многие другие.
Известные модели
В числе популярных моделей:
- полуакустические элегантные гитары aria с тонким, полым подъемом, способные на бриджевом датчике звучать с лязгающим, резким звуком;
- полуакустическая джет гитара с профессиональным звучанием, выпускаемая в Корее по достаточно низкой цене;
- полуакустические бас гитары для профессионалов и любителей, имеющие сильное звучание с глубоким тембром;
- гитары greg bennett – также полуакустические, применяемые для исполнения блюза;
- полуакустическая гитара модели stagg a300 vs отличается оригинальными и эффектно выглядящими скрипичными аферами, что повышает удобство доступа к верхним тонами, формирует плотный звуковой ряд;
- полуакустическая гитара модели crafter, отличающаяся полупустым корпусом, небольшой массой, за счет полостей обеспечивает формирование бархатистого, нежного звучания;
- полуакустическая гитара ибанез также считается одной из лучших для исполнителей джазовых произведений.
Оптимальный для себя вариант музыкант выбирает самостоятельно в зависимости от предпочитаемого стиля, типа исполнения.
Как выбрать себе акустическую гитару?
При выборе учитывается стиль музыкальных произведений, который планирует чаще исполнять музыкант. В связи с этим рекомендуется покупать полнокорпусные модели с пустотами, наличие или отсутствие которых делает звук соответственно более или менее резким.
Полуакустические инструменты начинающему гитаристу понравятся возможностью исполнения различных стилей музыки.
Полуакустика удобна за счет легкой игры. Каждое прикосновение к струнам сопровождается бархатным звуком.
Лучше выбирать варианты, при изготовлении которых использовалось несколько пород дерева, что повышает уровень звукоотдачи. Пластиковые детали на корпусе, наоборот, качество звука понизят. Древесина, применяемая при изготовлении музыкального инструмента, обязательно предварительно тщательно просушивается.
Повышенное внимание уделяется порожку, сквозь который пропускаются струны. По его высоте определяется их уровень поднятия над грифом. Исполнителю, только начинающему карьеру, рекомендуется отдавать предпочтение низким порожкам, позволяющим играть на инструменте с меньшим давлением, усилием.
Внимание! Сохранение минимальной влажности приводит к быстрой деформации грифа.
Перед покупкой важно попробовать сыграть на гитаре. Необязательно поражать сотрудников музыкального магазина мастерством виртуоза. Перебирая струны, музыкант оценивает качество звучания, в котором отсутствуют диссонирующие или дребезжащие ноты. Наличие дребезжания показывает нарушение технологии изготовления. Проба проводится при пальцевой игре, медиатором, пальцевыми накладками, играя боем и перебором. По мере приближения к корпусу модели низкого качества прекращают строить. Сыграть на них сложные композиции не получится.
При выборе рекомендуется взять с собой опытного исполнителя, готового дать советы и рекомендации. Покупка первой полуакустики станет для каждого музыканта шагом освоения музыкального Олимпа.
Источник
Что такое полуакустическая гитара и в чем ее особенности?
Многие начинающие гитаристы не видят разницы между полуакустической и электроакустической гитарами. На самом деле она есть, и огромная. Под электроакустикой понимается обычная акустическая гитара со встроенной системой подзвучки (пьезозвукоснимателем или специальным конденсаторным микрофоном) и преампом. Полуакустика, хоть и построена на базе полого корпуса, но оснащена магнитными звукоснимателями — как на полноценной электрогитаре.
Экскурс в историю
Первые полуакустические гитары появились в 30-х годах прошлого века. Прогресс в музыке вынудил исполнителей искать более громкие гитары, чтобы их звук не терялся среди других партий. Преимущественно в этом нуждались гитаристы, играющие в оркестрах и джазовых биг-бэндах. Учитывая всё возрастающий спрос, производители гитар стали экспериментировать с подзвучкой инструментов за счёт усилителей. Уже в 1936 году один из гитарных производителей Gibson создал первую полуакустическую гитару — это была Gibson ES-150S. В её основе лежал популярнейший тогда джазовый арктоп, электрифицированный за счёт электромагнитного звукоснимателя от Charlie Christian. Арктоп — это полая гитара и характерными выпуклыми деками, получившая f-образные резонаторные отверстия. Благодаря чистоте и громкости звучания ES-150S моментально стала популярной среди джазовых исполнителей и стала первым важнейшим шагом в сторону электрогитар. Оценив успешность ES-150S, производитель к 1949 году разработал ещё 2 модели полуакустики: ES-175 и ES-5. А после экспериментов в 1958 году компания учла пожелания гитаристов и представила целую серию различных вариантов полуакустик, включая модель с менее толстым цельнодеревянным центральноблочным корпусом и вырезом, делающим более доступными верхние лады. Успех Gibson подстегнул конкурентов на производство своих версий полуакустик. Так, Rickenbacker выпустил ставшую легендой 330-ю серию, а Gretsch — гитару 6120, пользующуюся немалой популярностью и сегодня.
Конфигурации корпусов
Сегодня производители остановились на выпуске полуакустик со следующими видами корпусов:
— Hollow Body. У таких инструментов большой, совершенно полый корпус, благодаря чему их относят к джазовым гитарам. Это прямой потомок первого электрифицированного арктопа. У гитары запоминающийся своей глубиной, мягкостью и бархатистостью тембр, но довольно короткий сустейн. Характерной чертой является то, что Hollow Body на большой громкости сразу «заводится», поэтому громкое и агрессивное исполнение не для него. Яркий представитель гитар в таком корпусе — ARIA TA-TR1.
— Semi-Hollow Body. У таких гитар корпус тоньше, есть цельнодеревянный центральный блок. Полуакустику этого типа отличает более резкий и яркий звук, а центральный блок позволил добиться увеличения сустейна, снижения обратной связи и частично подавить «заводки» на громкости. Но весомая часть резонанса, типичного для инструментов в вариации Hollow Body, была сохранена.
— Thin Line. Это разновидность цельнокорпусной электрогитары, но полой центральноблочной конструкции с аналогичной формой. Благодаря пустотам достигается дополнительный резонанс и увеличивается глубина звучания.
Особенности полуакустических гитар
К числу характерных особенностей полуакустик стоит отнести:
— Характерная глубина, чистота и мягкость звучания. Даже в условиях сильного перегруза полуакустики сохраняют превосходную читаемость и не теряются в миксе.
— Хорошо звучат без подключения к усилителю: несколько тише акустических гитар, но гораздо громче, чем неподключенные электрогитары, что позволяет свободно заниматься на неподключенной полуакустике.
— Благодаря полому корпусу практически все полуакустики весят значительно меньше классических электрогитар.
— Полуакустики «заводятся», но этот минус, в одно время снизивший популярность полуакустик, в 90-х годах трансформировался в преимущество. На это повлияли гранжевые музыканты и такие экспериментаторы от музыки, как Pearl Jam и Sonic Youth. Сегодня полуакустики успешно используют во многих музыкальных направлениях для игры, основанной на контролируемой обратной связи.
— Стиль и строгость во внешнем виде. При этом современные полуакустики своей эргономичностью и комплектацией мало отличаются от электрогитар, обладают достаточно «хулиганским характером», а своим звучанием и возможностями легко их превосходят.
Яркий пример — полуакустическая гитара Schecter Hellraiser SOLO-6 E/A. Она представлена в центральноблочном корпусе Thin Line. В её начинку входит набор EMG, имеющих отсечки, а также бриджевый пьезозвукосниматель, который может использоваться как один, так и вместе с электромагнитными звукоснимателями. В области музыки нет задач, оказавшихся не под силу этой модели полуакустики.
Звук
Сегодня рынок предлагает множество полуакустик, подходящих под различные цели и задачи. Причём комбинаций звукоснимателей множество: это хамбакеры (включая модели с EMG), классические синглы, P90, lipstick, бриджевые пьезозвукосниматели.
Корпус
Полуакустики изготавливают из дерева различных пород. Классика — это использование ламинированного клёна. Но есть инструменты и на основе композита — к примеру, Danelectro Convertible. Конструкция может состоять из различных типов бриджей и струнодержателей: от ставших для таких гитар классическим плавающих бриджей до Tune-o-Matic, Bigsby и даже Floyd Rose.
Применение
Невзирая на то, что для многих полуакустики — это блюзовый и джазовый инструмент, они успешно используются в различных жанрах: от классической «попсы», рока, металла панка и сопутствующих течений до различных экспериментальных направлений. Многие гитаристы играли на полуакустике: Джон Леннон (из Beatles) — Epiphone Casino, Би Би Кинг — Gibson Lucille, Уэс Борланд (из Limp Bizkit) — Yamaha CV820WB, Трой Ван Левен (из Queens of the Stone Age) — Yamaha SA503TVL, Перл Томпсон (из The Cure) — одноимённый Schecter Corsair W/Bigsby, Джордж Бенсон — Ibanez GB10, а также множество других музыкантов.
Итог
Выбирая гитару, уделите внимание и полуакустическим моделям. Обязательно прослушайте пару-тройку экземпляров. Быть может, именно полуакустика даст вам именно то звучание, которые вы безуспешно пытались отыскать среди цельнокорпусных гитар.
Источник
Полуакустическая гитара
С момента появления гитара завоевала популярность среди музыкантов, работающих в разных жанрах. Эволюция музыкального инструмента привела к появлению новых видов, а переходным вариантом между акустикой и электрогитарой стала полуакустика. Его одинаково активно используют как исполнители поп-, рок-, металл, фолк-музыки.
Чем отличается полуакустическая гитара от электроакустической
Непосвященные в музыкальные тонкости начинающие исполнители часто путают эти два вида, но на самом деле их отличие принципиально. Электрогитару принимают за полуакустику из-за общих дополнительных элементов: звукоснимателей, регуляторов громкости, тембра, возможности подключения к комбо-усилителю.
Главное отличие электроакустической гитары от полуакустики в строении корпуса. Во втором случае он полый, как у обычной классической гитары, или полуполый.
Для увеличении сустейна вокруг цельной середины создаются пустые полости. В боковых частях вырезаются эфы, ширина корпуса уже, чем у первого варианта, звук яркий, резкий.
Еще одно отличие в том, что на электрогитаре нельзя играть без подключения к звуковому усилителю. Поэтому для бардов и уличных музыкантов она совершенно не подходит. Звучание инструмента происходит за счет преобразования струнных колебаний в колебания электрического тока.
Преимущества полуакустической гитары:
- возможность подачи чистого звука даже в многоголосом миксе;
- меньший вес, чем у электрогитары с полым корпусом;
- разнообразие стилей, эксперименты с внешним видом не портят звучание;
- допустимость комплектации различными звукоснимателями.
Полуакустическая гитара – это инструмент 2 в 1. То есть она может использоваться, как при подключении к источнику электрического тока, так и без него, как обыкновенная акустика.
История
Большой вклад в появление и популяризацию полуакустических гитар внесла американская компания Gibson – крупнейший бренд, выпускающий музыкальные инструменты. К 30-м года прошлого века музыканты столкнулись с проблемой недостаточной громкости акустики. Особенно это ощущали участники джаз-бэндов и крупных оркестров, в которых гитара «тонула», теряясь в насыщенном звучании других инструментов.
Производитель предпринял попытку усилить звучание, подключив акустику к электрическому громкоговорителю. На корпусе появились f-образные вырезы. Резонаторная коробка с эфами давала более насыщенное звучание, которое можно было усилить при помощи звукоснимателя. Звук стал чистым и громким.
Мало кто знает, что Gibson не ставила цель создать полуакустическую гитару. Эксперименты с ней были лишь проверкой целесообразности производства и серийного выпуска электрогитар с цельным корпусом.
Удобство цельнокорпусных инструментов музыканты оценили, но среди них оставалось и множество поклонников гитар с традиционным видом акустики. В 1958 году компания выпустила серию «semi-hollow body» с полуполым корпусом.
В этом же году другой производитель Rickenbacker внес свои коррективы в набиравшую популярность модель, сгладив вырезы и оформив корпус ламинированным покрытием. Звукосниматели стали универсальными, монтировались в разные модели.
Эксперименты производителей привели к появлению ряда разновидностей полуакустических гитар:
- с полностью цельным корпусом;
- с цельным блоком, вокруг которого надстраиваются деревянные пластины, отличительная особенность – яркий звук;
- полостные с эфами – обладают бархатным тембром и коротким сустейном;
- archtop-гитары со слабыми акустическими данными;
- джазовые – полностью полые, предназначенные для игры через усилитель.
Современные производители и сегодня вносят коррективы в строение акустической гитары. Они касаются не только конструктивных элементов, но и внешнего оформления, стиля. Так вместо традиционных f-образных отверстий полуакустика может иметь «кошачьи глаза», а полуполый корпус оформляется в виде причудливых геометрических форм.
Использование
Первыми оценили все преимущества инструмента джазовые исполнители. Им понравилось теплое, чистое звучание. Менее объемный, чем у акустической гитары корпус позволял легко двигаться на сцене, поэтому очень быстро его взяли на вооружение поп-музыканты. В начале 70-х полуакустика уже активно конкурировала с электрическими «сородичами». Она стала любимым инструментом Джона Леннона, Би Би Кинга, ее использовали известные представители гранж-движения Pearl Jam.
Инструмент подходит для начинающих. Для игры не требуется сильного воздействия на струны, даже легкое прикосновение заставляет их откликаться бархатным, мягким звуком. А возможности полуакустики позволяют исполнять импровизации в разных стилях.
Источник