Структурные ноты: о чем должен знать инвестор
В последние годы среди частных инвесторов российских банков и инвестиционных компаний стали популярными такие инструменты инвестирования как структурные ноты.
Попробуем разобраться, какие особенности и подводные камни скрывает этот, на первый взгляд, привлекательный инструмент. Во-первых, стоит отметить, что структурные ноты – это целая вселенная финансовых инструментов с самыми разными характеристиками, рисками и возможностями. Рассмотрим лишь самые популярные из них:
- Ноты с полной или частичной защитой капитала и участием в росте индекса или актива.
В чем суть:
Сумма, инвестированная клиентом, делится на 3 части:
- часть взымается эмитентом ноты, банком или инвестиционной компанией в качестве вознаграждения (от 3 до 10-12%)
- часть вкладывается в инструмент с фиксированной доходностью (от 70 до 85%) — должна покрыть возможный убыток от сгорания опционной части
- оставшаяся часть вкладывается в опцион, который представляет собой агрессивную ставку на рост или падение того или иного актива.
Сумма, инвестированная в опцион, сгорает полностью, если идея не сработала.
Потенциальная связь прибыли и роста базового актива определяется коэффициентом участия в росте или падении.
Финансовый результат:
- Сценарий 1. Базовый актив, на рост которого делалась ставка, упал в цене.
Инвестор получает сумму в соответствии с условием защиты капитала (100%, 90% 80% и т.д.).
- Сценарий 2.Базовый актив вырос в цене. Инвестор получает первоначально инвестированную сумму и прибыль от прироста базового актива в соответствии с коэффициентом участия, который определяется при выпуске ноты.
Пример:
3х-летняя рублевая нота с полной защитой капитала на рост долларовой цены золота с коэффициентом участия 60%.
Сценарий 1. Золото упало в цене – возврат первоначальных инвестиций.
Сценарий 2. Золото выросло в цене на 10% — возврат первоначальных инвестиций + прибыль 6% в соответствии с коэффициентом участия. Доходность инвестиций – 2% годовых в рублях.
Сценарий 3. Золото выросло в цене на 30% — возврат первоначальных инвестиций + прибыль 18% в соответствии с коэффициентом участия. Доходность инвестиций – 6% годовых.
Риски:
- Риск эмитента ноты. В случае банкротства эмитента – выплаты могут быть не произведены независимо от расчетного финансового результата.
- Риск инструмента с фиксированной доходностью. Данный риск может отличаться от риска эмитента ноты. Если по этому инструменту будет объявлен дефолт, то вернуть средства, инвестированные в ноту, не представится возможным.
- Риск потери покупательной способности активов. В нотах, как правило, не предусмотрена защита от инфляции.
- Риск досрочного изъятия. В случае, если инвестор захочет забрать средства до погашения ноты – ему придется фиксировать значительные убытки.
- Ноты с условной защитой капитала — автоколы, то есть ноты с возможностью досрочного отзыва в случае наступления определенных условий.
Чаще всего выпускается на корзину из 3-4-5 акций (базовый актив ноты).
В чем суть:
Сумма, инвестированная клиентом, делится на 2 части:
- часть взимается эмитентом ноты, банком или инвестиционной компанией в качестве вознаграждения (от 3 до 10-12%).
- на оставшуюся часть делается ставка на то, что акции, которые являются базовым активом ноты, не упадут ниже определенной величины — барьера (20-25-30% от цены на момент размещения).
За риск потери инвестор получает вознаграждение в виде купона, размер которого значительно превышает ставки банковских депозитов.
Финансовый результат по истечению срока действия ноты:
Сценарий 1. Акции упали на небольшую величину (меньше барьера). Инвестор получает первоначально инвестированную сумму + все оговоренные при выпуске ноты купоны.
Сценарий 2. Акции из корзины выросли в цене. Инвестор получает первоначально инвестированную сумму + оговоренные при выпуске ноты купоны (причем, в этом случае, нота может погаситься досрочно).
Сценарий 3. Акции из корзины упали на величину больше барьера. Инвестор фиксирует значительные убытки, которые могут достигать 100%.
Пример:
3х-летняя долларовая нота на корзину акций General Electric, Apple, Netflix, Allergan. Купон 12% годовых. Барьер 70%.
Сценарий 1. Все акции выросли в цене – возврат первоначальных инвестиций + 12% годовых в долларах.
Сценарий 2. Все акции выросли в цене, кроме одной, которая снизилась на 15% — возврат первоначальных инвестиций + 12% годовых в долларах.
Сценарий 3. Все акции выросли в цене, кроме одной, которая снизилась на 50% — потери инвестора от 20 до 50% от первоначальной суммы (в зависимости от условий ноты).
Сценарий 4. Одна из компаний из корзины обанкротилась – полная потеря капитала.
Риски:
- риск эмитента ноты. В случае банкротства эмитента, выплаты могут быть не произведены независимо от расчетного финансового результата.
- риск снижения стоимости акций, входящих в ноту. Инвестор, как правило, несет риск самой слабой акции из корзины, так как на выходе финансовый результат зависит именно от ее динамики.
- риск досрочного изъятия. В случае, если инвестор хочет забрать средства до погашения ноты, то его результат будет определяться текущей котировкой ноты, которая может быть существенно ниже цены покупки.
В прошедшее десятилетие мировые рынки акций радовали инвесторов ростом на фоне снижения ставок и дешевой ликвидности, предоставляемой мировыми центробанками. В этой ситуации автокольные ноты пользовались популярностью у частных инвесторов и не приносили существенных убытков. Однако, сейчас ситуация кардинально меняется – риски снижения стоимости акций во всем мире в ближайшие годы значительно выросли.
Чем это может угрожать инвесторам:
- На цену акций любой компании влияют огромное количество факторов, как общемировых, так и отраслевых, и корпоративных.
- Аналитики в своих моделях могут лишь предполагать, каким образом эти факторы изменятся в будущем и как они могут повлиять на цены акций.
Примеров, когда акции крупных, перспективных и надежных компаний катастрофически снижались в цене при отсутствии глобальных экономических катаклизмов предостаточно:
- General electric:
Акции компании упали за 7 лет с уровня в 50 до уровня 12.5 долларов.
А за последние 3 года потеряли более 50 %.
- Deutsche Bank:
Акции банка снизились в цене за 4 года с 40 долларов до 10.
- Carillion— второй по величине строительный холдинг Великобритании:
За считанные Недели 2017 года акции упали почти до нуля и были делистингованы (компания ликвидирована).
С августа 2014 года по текущий момент акции снизились с уровня в 16 долларов до отметки в 8.4 долларов.
ВЫВОД:
Структурные ноты с условной защитой капитала –это инструменты с ограниченной доходностью и неограниченным риском. Риски по этим инструментам плохо прогнозируются.
Наша рекомендация:
- Ограничить долю этих инструментов в портфеле не более 5-7%.
- Приобретать эти инструменты в моменты сильных рыночных спадов.
- Включать в корзину бумаг акции с высокой и стабильной дивидендной доходностью.
Ноты с условной защитой капитала.
Наша рекомендация:
- Ограничить долю этих инструментов в портфеле не более 10-15%.
- Приобретать эти инструменты под долгосрочные идеи.
- Возврат капитала фиксировать в базовой валюте (во избежание девальвации).
- Инвестировать в эти структурные продукты денежные средства, которые точно не потребуются до погашения ноты.
Частному инвестору трудно оценить потенциальные риски структурной ноты. Перед принятием решения покупки структурной ноты, мы рекомендуем проконсультироваться у независимого финансового советника , а только потом, взвесив все риски и возможности, принимать инвестиционное решение.
Источник
Как читать и считать ноты – подробная инструкция + фото
Открывая сборник нот, неподготовленный человек вряд ли что-то поймет. В то время как профессиональный музыкант, глядя в ноты может услышать музыку, даже без помощи инструмента.
Дело в навыке. Научиться читать ноты и другие музыкальные знаки можно также, как вы когда-то научились читать буквы, складывая их в слова и предложения. Но для этого нужно овладеть знаниями, которыми я поделюсь с вами в этой статье.
Эволюция нотной записи
Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.
Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.
Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G. Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.
В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» — знак, намек.
Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.
Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.
Поиски решения продолжались. Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку. Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.
После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.
Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.
Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.
Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.
Не интересно 10
Кому принадлежат названия нот
Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.
Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.
Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.
Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.
Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:
Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.
Звукоряд, интервал, октавы
Итак, постепенно количество нот дошло до семи: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Названиями этих нот мы и пользуемся до сих пор.
Ноты располагаются в определенной последовательности по возрастанию высоты, то есть каждая следующая нота выше предыдущей.
Если мы хотим научиться бегло читать ноты, необходимо научиться пользоваться интервалами.
Отношение между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно, называется интервалом . Одновременное звучание образует гармонический интервал, последовательное – мелодический.
Интервал имеет основание и вершину. Расстояние между ними можно посчитать ступенями или количеством тоно́в. Названия интервалов происходят от латинских порядковых числительных. Например, расстояние от основания до вершины в две ступени называется секундой, а в пять ступеней – квинтой. Также, каждый интервал обозначается арабской цифрой:
- Прима (prima — первая)
- Секунда (secunda — вторая)
- Терция (tertia — третья)
- Кварта (quarta — четвертая)
- Квинта (quinta — пятая)
- Секста (sexta — шестая)
- Септима (septima — седьмая)
- Октава (octava — восьмая)
Прима — это интервал, который имеет больше формальный характер, поскольку отражает расстояние между одной и той же нотой. Сами понимаете, что фактического расстояния там нет или оно равно 0. Но, тем не менее интервал существует и мы должны о нем знать.
Секунда — это интервал, где расстояние от основания до вершины включительно, составляет две ступени.
Терция – интервал, в котором разница между двумя звуками составляет 3 ступени.
Кварта – 4 ступени
Квинта – 5 ступеней
Секста – 6 ступеней
Септима – 7 ступеней
Октава — 8 ступеней
Источник