Полутон от ноты до вниз

Волшебные клавиши

Тон и Полутон

Здравствуйте, дорогие любители клавиш! Сегодня наше внимание направлено на — Тон и Полутон. Давайте с ними познакомимся! И узнаем, зачем нам они нужны? А без них никак?

Тон и Полутон — это музыкальные интервалы. Самое маленькое расстояние между двумя клавишами (черные, белые) — это ПОЛУТОН.

Сразу наглядный пример на клавишах:

Если нажать ноту ДО и посмотреть, какая нота будет ближе всего справа, то мы увидим, что это черная нота между ДО и РЕ. ( Название этой и других таинственной черных нот смотрите в статье — Диез, бемоль, бекар)
И расстояние между До и близлежащей черной нотой — это ПОЛУТОН.
Теперь определим полутон от ноты Ре. Нажмите ноту Ре и черную клавишу, которая ближе всех к ноте Ре справа. Это тоже Полутон.

А Тон — это два Полутона. (Полутон + Полутон)
Значит от ноты ДО Тон это — интервал от ДО до РЕ (белые клавиши).
До-Ре, Ре-Ми, Фа-Соль, Соль-Ля, Ля-Си — образуют Тон.

Но, обратите внимание, что не между всеми белыми клавишами есть посередине черная.
Это Ми-Фа и Си-До. Между этими клавишами черных нет. Они составляют интервал — Полутон.

Забегая вперед отвечу на вопрос, который у вас может возникнуть… а зачем нужно знать Тон и Полутон?
Нужно знать! Поверьте! Чтобы понять следующие темы — Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар) и Построение аккордов.

На этом рисунке красные стрелки — это Тон, синяя — Полутон.

Вопрос к вам — можете ли вы различить теперь Тон и Полутон? Если возникли трудности, задавайте вопросы в комментариях.

Источник

Полутон и тон

Перед тем как перейти к звукорядам и обозначениям нот на грифе, познакомимся с понятиями тона и полутона.

Полутон — это минимальное расстояние между звуками по высоте. На грифе гитары полутон соответствует расстоянию в один лад. Каждый лад на грифе разделяется металлическим порожком. Таким образом если мы зажмем первую струну на пятом ладу, то чтобы повысить звук на пол тон, надо передвинуть палец на 6-ой лад, чтобы понизить на полтона нужно с пятого передвинуть палец на четвертый.

Тон — тоном называется расстояние между звуками по высоте равное двум полутонам, или же на грифе равное двум ладам.

Теперь, когда мы знаем что такое тон и полутон, необходимо ввести важные понятия : диез #, бемоль b, бекар

На рисунке тон составляют первая и третья ноты, а полутон первая и вторая, вторая и третья.

Диез , обозначается #. Диез предполагает повышение начального звука на полтона. То есть если указана нота Ми с диезом, то это означает, что нужно играть ноту Ми, сдвинутую вверх на один лад (полтона)

Бемоль b — полная противоположность диезу — это понижение звука на полтона (или на перемещение на один лад вниз).

Бекар — знак, «игнорирующий» бемоль или диез. Ставится в том случае, если знаки бемоля и диеза стая при ключе — то есть действуют на протяжении всего произведения, подробнее об это в статье о квинтовом круге.

На рисунке при ключе стоят диезы для тех нот, которые на всём произведении должны играться на пол тона выше. Поэтому если нам нужно зажать первый лад на первой струне (это нота Фа), то мы должны у ноты поставить бекар, поскольку нота Фа должна играться с диезом, что соответствует второму ладу. Данное обозначение актуально только для нот.

Так же есть ещё знаки двойного диеза и двойного бемоля, но используются они крайне редко.

Важно, это необходимо запомнить:

Из картинки видно, что расстояние между нотами Ми и Фа, а так же между Си и До равно полутону, а между всеми остальными звуками тону. То есть, Ми диез — это и есть фа, так же как Си диез — это есть До.

То есть, в первом такте (красная циферка «1») первые ноты -это Ми и Фа, две вторые это Си и До. Можно заметить, что между ними нет никаких знаков альтерации.

Ещё одно важное замечание:

Если нота внутри такта имеет диез, то он действует на все одинаковые ноты внутри такта. То есть мы видим ноту Фа#. Диез ставится только у первой ноты первый раз, остальные, точно такие же ноты играются не меняя высоты, но диез уже не ставится.

Кроме того ноты со знаком бемоль и диез полностью совпадают, к примеру Фа# и Соль b (Фа диез и Соль бемоль) — это полностью одинаковые ноты.

То есть по табулатурам видно, что эти ноты берутся на втором ладу.

Источник

ДИАТОНИЧЕСКИЕ И ХРОМАТИЧЕСКИЕ ПОЛУТОНЫ И ЦЕЛЫЕ ТОНЫ

Выше были даны определения полутона и целого тона. Теперь следует установить разницу между диатоническими и хроматическими полутонами и целыми тонами.

ДИАТОНИЧЕСКИМ называется полутон, образующийся между двумя соседними основными ступенями звукоряда. Среди основных звуков имеется две таких пары: ми — фа и си — до.

Кроме указанных полутонов, диатонические полутоны могут образовываться между основной ступенью и соседней производной ступенью повышенной или пониженной.

или между двумя производными ступенями:

ХРОМАТИЧЕСКИМ называется полутон, образующийся:

а) Между основной ступенью и ее повышением или понижением (а) и наоборот (б). Например:

б) Между повышенной ступенью и ее двойным повышением, пониженной ступенью и ее двойным понижением (а) и наоборот (б). Например:

ДИАТОНИЧЕСКИМИ называются целые тоны, образующиеся между двумя соседними ступенями. Среди основных ступенией имеется пять таких пар: до — ре, ре — ми, фа — соль, соль — ля, ля — си.

ХРОМАТИЧЕСКИМИ называются целые тоны, образующиеся:

а) Между основной ступенью и ее двойным повышением или понижением; б) Между двумя производными ступенями от одной основной ступени; в) Между ступенями, расположенными через одну ступень:

ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ ПО БУКВЕННОЙ СИСТЕМЕ

Кроме слоговых названий звуков, в музыкальной практике широко употребляется способ буквенного обозначения звуков, основанный на латинском алфавите.

Семь основных ступеней обозначаются следующим образом:

С, D, Е, F, G, А, Н ( до, ре, ми, фа, соль, ля, си).

В средних веках, когда формировалась эта система, звукоряд начинался со звука ля, а звук си-бемоль был основной ступенью. Позднее звук си-бемоль был заменен звуком си. Таким образом, звукоряд первоначально выглядел следующим образом: А, В, С, D, Е, F, G (ля, си-бемоль, до, ре, ми, фа, соль). Этим объясняется «нелогичное» присутствие в обозначениях буквы «Н».

Для обозначения производных ступеней к буквам прибавляются слоги: is — диез; isis — дубль-диез; es — бемоль; eses — дубль-бемоль. Например: cisдо-диез, fisisфа-дубль-диез, desре-бемоль, gesesсоль-дубль-бемоль.

Исключение составляет производная ступень си-бемоль, за которой сохранилось традиционное обозначение буквой В, b.

При гласных а и е в слоге es буква е, для удобства произношения, отбрасывается; получается: ми-бемоль не ees, a es; ля-бемоль не aes, a as.

Для обозначения октав к буквам добавляются цифры или черточки. Звуки большой и малой октавы обозначаются соответственно прописными и строчными буквами (большими и малыми).

Например, ля большой октавы — А, соль малой октавы — g. Звуки от первой октавы до пятой обозначаются строчными буквами с прибавлением цифр, соответствующих названию октав, или такого же количества черточек сверху. Например:

Звуки контроктавы и субконтроктавы обозначаются, прописными буквами с добавлением к ним цифр или черточек снизу. Например:

Нотное письмо

Леонид Гурулев, Дмитрий Низяев

Нота, длительности и их обозначения
(начертания), нотный стан

Нотным письмом называется исторически установившаяся система записи звуков особыми знаками – нотами (нота, латинское слово, в переводе означает знак).

Думаю, ноты все Вы видели и знаете, что они обозначаются кружочками, к некоторым добавляются палочки и другие детали. Давайте вкратце рассмотрим традиции.

Нотный знак представляет собой кружок — пустой или затушеванный.

Для обозначения различных длительностей звуков к кружкам прибавляются вертикальные палочки, которые называются «штилями«, «хвосты» и «ребра» — прямые линии для связывания коротких длительностей в группы.

Для определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (нотоносце). состоящем из пяти параллельных линий, представляющих вместе одну нотную строку. Счет линиям ведется снизу. В начале нотного стана ставится вертикальная нотная черта, соединяющая все пять линий. Она называется начальной чертой, при однострочной записи начальная черта может не ставиться.

Ноты пишутся на нотном стане — на линиях и между линиями, то есть в промежутках:

над и под линейками, а также (когда ноты слишком высоки или низки) — на коротких добавочных линейках, которые пририсовываются снизу или сверху к нотному стану.

Счет добавочных линеек ведется: верхних — вверх от первой добавочной линии, а нижних — вниз.

Источник

Что такое ноты? Тон. Полутон. Октава

Конечно Вы слышали, что музыкальные звуки бывают высокими и низкими. Высокие звуки, например, издают поющие соловьи и желтые канарейки. А низкий? Зашли Вы ко льву в гости. в клетку, а он поприветствовал вкусный завтрак дружеским рычанием. Вот это и есть низкий звук. Вот Меладзе, Владимир Пресняков , Витас и Принц поют высокими голосами, а Шаляпин, Кай Метов, Кругнизкий (бас).

Всю нотную грамоту музыканты придумали для того, чтобы их произведения не канули в лету, и эту музыку могли исполнить другие музыканты. Поэтому звуки по высоте были поделены на ноты. Но Вы, конечно же, понимаете, высот так много, что и слов не хватит, а еще и запомнить это, то лучше не надо никаких нот. Но музыканты народ упорный. Где-то в серединке между самым высоким и самым низким звуком они выделили двенадцать нот, о семи из которых (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си) Вы наверняка когда-нибудь слышали, чтобы послушать как они звучат, послушайте этот файл gammaCmaj.mid. Названы ноты в порядке возрастания по высоте. До — самая низкая нота из этого наборчика.
Кроме этого есть еще диезы (#) и бемоли (b). Это — так называемые знаки альтерации. Вот если говорят, Ре-диез (Ре#), то эта нота чуть выше Ре, но ниже, чем Ми. А нота Ре-бемоль (Реb) — чуть ниже, чем Ре, но выше До. До# — это тоже самое, что и Реb.

Все ноты имеют свои диезы и бемоли. Есть два исключения:

  • До-бемольэто то же самое, что и Си, соответственно Си-диез = До;
  • Фа-бемоль — равен Ми, и, естественно, Ми-диез = Фа.
    Вот посмотрите, как это выглядит на фортепианной клавиатуре:
До
#
Ре
#
Фа
#

ль
#
Ля
#
До
#
До Ре Ми Фа Соль Ля Си До2 Ре2

Полутон — это расстояние между соседними клавишами (Ми — Ми-бемоль, Ми-Фа ).

А расстояние в два полутона составляют тон. На гитаре — тоже самое. Расстояние между двумя соседними ладами — это полутон.

Но вспомните, остался еще почти весь звуковой диапазон, как вниз, так и вверх. Так вот и все остальное пространство было заполнено тоже полутонами. После До внизу оказалась опять нота Си, потом Ля-диез, Ля, и так далее. В общем, названия нот периодически (через 12 полутонов) повторяются.

Итак мы узнали об основе музыкальных интервалов — полутонах. А теперь о самих интервалах:

Прима — 0 полутонов.

Секунда малая — полутон. Секунда большая — 2 полутона (или 1 тон).

Терция малая — 3 полутона или (полтора тона). Терция большая — 4 полутона (два тона).

Кварта — 5 полутонов (2 1/2 тона).

Уменьшенная квинта (тоже самое, что и увеличенная кварта) — 6 полутонов.

Квинта — 7 полутнов.

Секста малая — 8 полутонов. Секста большая — 9 полутонов.

Септима малая — 10 полутонов. Септима большая — 11 полутонов.

Октава — нотное расстояние в 12 полутонов (например между До и следующим До).

Чтобы не запутаться в бесконечной череде октав, их пронумеровали. Классически первой считается октава, находящаяся посреди фортепианной (в 7 октав) клавиатуры. Но в электронной музыке, для упрощения понимания всего этого дела машиной, эта октава является пятой. Ноты обозначаются, как До5 (До пятой октавы), Ре#3 (Ре-диез третьей октавы). Чем ниже номер октавы, тем ниже звук. Минимальный номер октавы в электронной музыке — 0, а каждая нота имеет свой порядковый номер. У До нулевой октавы он равен 0. До#0 =1, Ре0=2 и так далее. Если номер одной ноты на 1 больше другой, то значит — первая нота выше на полтона. А если на 2, то — на тон.

Напоследок стоит отметить, что у музыкантов, а следовательно и во всех музыкальных программах, ноты принято обозначать латинскими буквами До — С, До#1 — (С#1). Смотрите на рисунок.

C#1

До
# D#1

Ре
# F#1

Фа
# G#1

Cоль
# A#1

Ля
# C#2

C1 Ре

D1 Ми

E1 Фа

F1 Соль

G1 Ля

A1 Си

H1 До2

C2 Ре2

D2

Недавно появился новый метод записи нот на основе хроморяда Белецкого . Вкратце, суть его в том, что черные ноты фортепианной клавиатуры (диезы/ бемоли) приобретают каждая свое уникальное имя (Ту, Мо, Зу, Ло, Цу). Смотрите на рисунок.

Ту

До
# Мо

Ре
# Зу

Фа
# Ло

Cоль
# Цу

Ля
# Ту2

C1 Ре

D1 Ми

E1 Фа

F1 Соль

G1 Ля

A1 Си

H1 До2

C2 Ре2

D2

Это облегчает их мысленное произношение, когда Вы наигрываете мелодию. А то на выговаривание словечка ДО-ДИЕЗ уходит куча времени. Более подробно об этом читайте здесь.

Источник

Читайте также:  Bts love yourself highlight reel ноты для пианино
Оцените статью