Полувзвешенная клавиатура у пианино

Виды клавиш пианино

Клавиатура – это сердце инструмента. От совершенства ее механики напрямую зависят возможности музыканта раскрыть все краски музыкального произведения. Качественный цифровой инструмент позволяет развить виртуозные игровые навыки.

Механизм работы акустического фортепиано выстроен на сложном взаимодействии. При нажатии клавиш звук рождается с помощью внутренних рычагов, ремешков, струн и молоточков. Громоздкие фортепиано требуют особого ухода и чрезвычайно габаритны.

Цифровые пианино использовать удобнее. Они современнее и наделяют владельцев дополнительными возможностями. Главной задачей производителей является воплощение реалистичного акустического звучания в ограниченном пространстве корпуса цифрового пианино. И надо сказать, это прекрасно получается. Качественные цифровые пианино способны генерировать яркий и многогранный звук.

Механизм образования звука в пианино

Современные производители музыкальных электронных инструментов сумели достичь эталона и создали подобие концертных роялей в обличье цифровых пианино. Процесс в них выстраивается с помощью молоточкового механизма, который воздействует на датчик. Музыкант, играющий на таком инструменте, в полной мере чувствует необходимую отдачу клавиш от воздействия молоточков. Полноразмерные и взвешенные клавиши соответствуют размеру рояльной клавиатуры и имеют ювелирную балансировку.

Работа сенсоров в пианино

Ключевые типы клавиатур

Остановимся подробнее на типах клавиатур цифровых пианино. Среди разнообразия клавиатур инструментов можно выделить три основных их типа:

Молоточковая клавиатура максимально воспроизводит имитацию фортепианной динамики. Она подразделяется на два типа:

Градуированная клавиатура имеет ключевую характеристику «graded», что означает ее способность раскрывать всю градацию тембров и звуковой окраски. Словно вместо стандартной палитры красок у вас в руках оказались сотни или даже тысячи оттенков цветов.

Балансная клавиатура рождает более уравновешенный звук и позволяет отойти от фортепианных тембров к имитации других инструментов. Данную особенность чаще всего используют солидные синтезаторы и MIDI интерфейсы.

Полувзвешенная клавиатура позволяет воплотить определенные исполнительские нюансы. Это оптимальная середина выбора для начинающих. Она сочетает удобную разнохарактерную игру и доступную многим цену инструмента. Полувзвешенная клавиатура лишена молоточкового механизма, но качественно имитирует необходимый отклик клавиш.

Синтезаторная клавиатура обычно отличается меньшим размером клавиш. Они подразделяются на динамические и не динамические. У динамических клавиатур громкость звука варьируется интенсивностью и скоростью нажатия. Не динамические клавиатуры пассивно реагируют на разную степень нажатия и лишены характеристики активного звукоизвлечения.

Таким образом, из всех перечисленных видов молоточковая клавиатура цифрового пианино максимально повторяет ощущения игры на рояле и фортепиано. Она мастерски воплощает ценные нюансы фортепианной механики перехода от жестких клавиш к более легким.

Качественное цифровое пианино должно иметь 88 полноразмерных клавиш. Во взвешенной клавиатуре каждый элемент тщательно выверен по весу в зависимости от регистра. Громкость звучания напрямую зависит от силы нажатия. Причем чувствительность клавиатуры можно дополнительно отрегулировать специальными настройками. Бывают системы, распознающие до 3 степеней нажатия на клавишу. Для юных начинающих пианистов производители подготовили специальную функцию «SOFT», которая позволяет снизить степень нажатия для нетренированных детских рук.

В качестве образцов звука в цифровых пианино используются лучшие акустические рояли мира и сложнейшие алгоритмы генерации звуков. Важным параметром является полифония инструмента. Современные производители инструментов Casio и Yamaha достигли почти магических возможностей. Они позволяют воспроизводить до 256 нот одновременно, что дарит способность раскрыть даже мельчайшие оттенки произведения.

Типы механизмов

Создатели цифровых инструментов постоянно совершенствуют механику воспроизводства звука. Процесс содержит множество технологических тайн и хранится в строгом секрете. Именно поэтому каждый инструмент имеет эксклюзивный характер, соперничающий в мастерстве со своими собратьями. Рассмотрим популярные и востребованные у потребителей модели подробнее.

ROLAND

Инструменты бренда Roland обладают клавиатурой PHA-4. Этот передовой клавишный механизм относится к четвертому поколению молоточковых механизмов и выпускается в трех основных модификациях:

Механизм клавиатуры ROLAND PHA-4

Клавиши имеют специальное покрытие под слоновую кость. Клавиатура PHA-4 Concert имеет усложненную двойную конструкцию на деревянной основе. Наличие специального смягчающего демпфера позволяет избежать характерного для других моделей шума клавиш при интенсивной игре. Действие функции Escapement помогает контролировать технику исполнения легато. Клавишный механизм Roland позволяет исполнителю отражать музыкальное произведение правильным способом, подобно игре на реальном концертном рояле.

YAMAHA

Согласно мнению специалистов, механика клавиатуры Yamaha также превосходна, как и у Roland.

Механизм клавиатуры GH-3

Модели этой компании оснащены клавиатурами Graded Hammer 3 (GH3X/GH3) и Natural Wood. Эти клавиатуры, по заверению производителей, позволяют забыть о том, что в игре участвует цифровое пианино. Инструменты с такой механикой сопровождает насыщенный, аутентичный звук и абсолютное наслаждение игрой. Клавиатура Natural Wood выполнена из натурального дерева по уникальной технологии. Клавиши Graded Hammer 3 имеют благородную текстуру из синтетической слоновой кости. Такие типы клавиатур оснащены тремя датчиками и стабилизаторами. В качестве сэмплов клавиш Yamaha задействует тембры знаменитых роялей Yamaha CFX и Bösendorfer Imperial. Также, в работу клавиатур Yamaha встроен эффект Real Grand Expression. Суть его заключается в легком, но существенном для механики игры щелчке в конце хода клавиши.

KAWAI

Особый выразительный характер имеют цифровые пианино японской фирмы Kawai. Основатель компании Коити Каваи был талантливым изобретателем и запатентовал исключительную модель фортепиано, который сейчас воплощается в электронных аналогах. Широкий спектр серий цифровых пианино Kawai использует клавиатуры следующих типов:

— Responsive Hammer Compact Action (RH-C),

— Responsive Hammer II

— Advanced Hammer Action IV-F.

Клавиатура пианино KAWAI

Градуированные клавиатуры этих типов имеют 88 взвешенных клавиш. RH-C имеет покрытие Ivory Touch, которое достоверно имитирует слоновую кость. Исключительная технология Harmonic Imaging Kawai реализует любые задумки музыкальной экспрессии пианиста: от мелодичного пианиссимо до призывного фортиссимо.

Модели пианино Kawai рекомендуют приобретать музыкантам, работающим в классическом направлении. Именно Kawai обладает превосходным классическим концертным звучанием.

Клавиатура с пластиковыми клавишами RH II

CASIO

Широкая модельная линейка электронных музыкальных инструментов Casio постоянно обновляет ассортимент, совершенствуя механику и характеристики клавиатуры.

Серии Casio Privia и Casio Celviano оснащены запатентованной взвешенной молоточковой клавиатурой Tri-Sensor II с функцией Hammer Response. Ее 88 клавиш обладают тремя уровнями чувствительности и богатой полифонией от 128 до 256 звуков. При нажатии клавиши в действие вступает трех сенсорный молоточковый механизм.

Богатое многомерное звучание инструментов Casio достигается с помощью особой Air-технологии. Звуковой процессор Air обеспечивает богатство тембров и создает эффект резонанса струн. Опытный производитель Casio сделал всё возможное, чтобы превратить обычную комнату с инструментом в реалистичный концертный зал.

Среди всех известных производителей отчетливо прослеживается стремление создать прекрасный инструмент с богатым акустическим звучанием и идеальной фортепианной механикой. Технологии клавиатурной динамики неустанно совершенствуются и добиваются истинного мастерства. Еще 10 лет назад музыкальные преподаватели были против обучения игре на фортепиано на цифровых аналогах из-за разности ключевых нюансов техники игры и формирования неверных навыков. Сейчас отличия между акустическими фортепиано и электронными инструментами сглажены настолько, что не заметны даже опытным профессионалам.

Источник

Не взвешенная и взвешенная клавиатура синтезатора Чем отличается не взвешенная клавиатура на синтезаторе от взвешенной?

На всех бюджетных синтезаторах установлена невзвешенная механика — под клавишами установлены легкие возвратные пружинки. Взвешенная молоточковая механика применяется на цифровых пиано — по ощушениям при игре полный аналог акустического пианино (рояля) . Есть промежуточный вариант — полувзвешенная — применяется на «урезанных (61 и 76 клавиш) цифровых пиано. Полная клавиатура пиано 88 клавиш. Практически на всех синтезаторах 61 клавиша (5 октав) .http://klavishnik.com/ru/article/7-graded-soft-touch

Справка яндекса
Жесткость клавиатуры
В зависимости от тяжести нажатия («жесткости»), клавиатуры делят на невзвешенные, полувзвешенные и взвешенные.
Невзвешенные клавиатуры практически не оказывают сопротивления при нажатии, благодаря чему на них очень легко играть. Такие клавиатуры используются во многих синтезаторах, в т. ч. во всех детских моделях. Однако инструменты с невзвешенными клавиатурами не подходят для обучения в музыкальной школе, т. к. не передают особенностей игры на классическом фортепиано.
Взвешенные клавиатуры, напротив, наиболее схожи с клавиатурой настоящего фортепиано, поэтому ими почти всегда оснащаются цифровые пианино профессионального уровня. Для полностью реалистичной имитации ощущений игры на «живом» инструменте во взвешенных клавиатурах может использоваться молоточковый механизм, схожий с устройством пианино или рояля (см. «Молоточковая механика»). Цифровые инструменты с взвешенной клавиатурой максимально подходят людям, привыкшим к игре на обычных клавишных инструментах, а также желающим получить классическое музыкальное образование.
В полувзвешенной клавиатуре для имитации отдачи используются пружины и амортизаторы. На такой клавиатуре играть легче, чем на взвешенной. Однако клавиши также имеют определенную отдачу, что делает игру достаточно комфортной. Полувзвешенные клавиатуры нередко выбирают люди, начинавшие учиться игре сразу на цифровых инструментах. Для них такие инструменты представляют своего рода «золотую середину».

Источник

Полувзвешенная клавиатура у пианино

На днях я опубликовал статью Фортепианная клавиатура, в которой подробно рассказал, чем клавиатура настоящего рояля или пианино отличается от ее «молоточковой» имитации на синтезаторах и цифровых пианино.

Но это только начало разговора о клавиатурах. Ведь их разновидностей существует очень много, причем различаться они могут по большому количеству признаков.

Взвешенность клавиатуры

Первый и самый важный для многих признак – взвешенность клавиатуры. Но разобраться с ним часто не под силу даже очень опытным музыкантам. Как я писал в упомянутой выше статье, взвешенность акустических фортепиано не может вызывать сомнений: их устройство предполагает воздействие на механизм, состоящий из элементов разного веса, поэтому для игры необходимо прилагать определенные усилия.

Когда же мы говорим о синтезаторах, «вес» клавиатуры обычно является формальностью и не зависит от объективных факторов. Ведь генератор синтезатора срабатывает в момент замыкания контакта, в отличие от живых фортепиано, которые должны обеспечивать резкую атаку и резкий отскок молоточка от струны. Так что инженеры не фиксировали внимание на механике извлечения звука, она отошла на второй план ввиду открывшихся горизонтов в области саунд-дизайна.

Только от самого производителя цифрового инструмента зависит, какая на него будет установлена клавиатура: к одному и тому же тон-генератору можно прикрутить что угодно – хоть «молоточки», хоть игрушечный пластик. Поэтому для начала давайте рассмотрим, какие клавиатуры уж точно нельзя назвать взвешенными.

Клавиатуры первых синтезаторов

Невзвешенная синтезаторная клавиатура появилась вместе с первыми модулярами. Основной ее задачей была передача электрических сигналов по каналам CV/Gate на модули, с помощью которых далее генерировался синтетический звук. Первые клавиатуры синтезаторов работали на простых пружинках, которые банально возвращали клавишу в исходное положение, размыкая контакты под ней после снятия пальца.

Поскольку характер, тембр, громкость и другие свойства звука формировались за пределами клавиатуры, не было никакой необходимости в молоточках, противовесах и балансах. Отсюда и пошло понятие «невзвешенной» клавиатуры.

Надо сказать, такой тип клавиш был известен и задолго до появления синтезаторов. Вспомните про аккордеон, а также про его предшественника – баян. Звукообразующий элемент – меха, а клавиши всего лишь открывают и закрывают клапаны. Сила нажатия никак не влияет на громкость звука. На аккордеоне она регулируется давлением на меха, а на аналоговом синтезаторе – настройками на панели и усилителем.

Музыканты были счастливы самому факту появления синтезаторов, никто не воротил нос от «неудобной» клавиатуры. Люди учились с максимальной отдачей использовать то, что им предлагалось. Впрочем, несмотря на простоту первых синтезаторных клавиатур, кое-какие элементы управления характером звучания на них все же присутствовали, в частности – риббон-контроллеры, портаменто, джойстики, возможность подключения педали сустейн и так далее.

На ближайшие годы основной головной болью производителей была задача уменьшения габаритов и веса инструментов, ведь возить с собой на концерты огромные шкафы с торчащими проводами могли себе позволить немногие.

Полувзвешенная клавиатура

АКАДЕМИЯ МЮЗИКМЕЙКЕРА

Книга А. Данилова о создании музыки
  • Подготовка помещения
  • Подбор оборудования
  • Музыкальное производство
  • Современная гармония
  • Музыкальная форма
  • Развитие слуха

Через несколько лет начали появляться компактные модели монофонических и дуофонических синтезаторов, а еще чуть позже – первые полифоники. И тогда синтезаторостроители постепенно начинают уделять внимание потребностям музыкантов в исполнительской нюансировке. Появляются такие элементы как послекасание (aftertouch), динамика (velocity). Компании начинают конкурировать за удобство извлечения звука и разнообразие модуляционных возможностей клавиатур.

Вот где-то здесь, можно сказать, «невзвешенной» клавиатуре пришел конец. Производители снабжают клавиши специальными свинцовыми гирьками, призванными приблизить ощущения клавишника к игре на фортепиано, удлиняют плечо клавиши, чтобы сделать игру комфортнее, придумывают разные механизмы для оптимизации скорости возврата клавиши после атаки. В некоторые инструменты даже ставят настоящие деревянные клавиши (например, Yamaha CS80), в результате чего они становятся весьма тяжелыми.

Когда эйфория от синтетической революции в звуке поутихла, между производителями вспыхнула конкурентная борьба, и все, что происходило дальше с клавиатурами синтезаторов, можно охарактеризовать просто: поиск баланса между удобством игры, ценой и весом приборов.

С одной стороны, музыкантам нужны легкие транспортабельные инструменты, ведь совершенно понятно, что концертный инструмент не будет востребован клавишниками, если его сложно перевозить. С другой – музыканты хотят ощущать отдачу клавиатуры, что неизменно приводит к утяжелению конструкции. Поэтому производители в борьбе за доли рынка с тех пор соревнуются не только в себестоимости, но и в килограммах: более легкий синтезатор будет пользоваться большим спросом при прочих равных условиях.

Но для музыкантов остается очевидным факт: на разных инструментах качество отклика клавиш разное. И поэтому производители придумали термин «полувзвешенная клавиатура», который отчасти оправдывал их конкурентные решения. Компании просто идут на поводу у наивного потребителя: «Хотели недорогую легкую клавиатуру? Вот она. Слишком легкая? Так это ж полувзвешенная!»

Однако уже во второй половине 80-х большинство профессиональных инструментов имели качественную динамическую клавиатуру, и на них и сегодня вполне комфортно играть любителям винтажа тех лет. Выпущенный в далеком 1983-м Yamaha DX7 до сих пор во многих студиях мира используется как самая надежная и удобная мастер-клавиатура.

Удобство клавиатуры и привыкание

Так что рассуждать о степени взвешенности – дело неблагодарное. Гораздо полезнее говорить об удобстве конкретной модели персонально для каждого исполнителя. Тем, кто привык играть только на клавишах рояльного типа и не хочет переходить на «синтезаторный пластик», непременно хочется заиметь «взвешенную» 88-клавишную модель, хотя многие из них объективно дубовые и неудобные. И, напротив, многим любителям играть соло по душе легковесные пластиковые клавиатуры.

Чик Кориа, один из признанных гениев электронной музыки фьюжн, в 80-е и 90-е годы постоянно использовал на концертах маленький наплечный миди-контроллер Yamaha KX5, выдавая виртуознейшие пассажи на его почти игрушечной клавиатуре. Размер клавиш там меньше стандартного, однако для его творчества и для шоу это никогда не было препятствием.

Не спрашивайте у продавцов в магазинах, взвешенная ли клавиатура у выбранного вами инструмента. Они даже не знают, что это такое, но обязательно ответят «да», ну или в крайнем случае с важным видом обзовут ее «полувзвешенной», чтобы кинуть лишний камушек на положительную чашу весов в принятии вашего решения о покупке. Все современные синтезаторы имеют в той или иной мере взвешенную клавиатуру, но чем дороже и тяжелее инструмент, тем обычно тактильные ощущения от игры лучше. А характеристики взвешенная и полувзвешенная – это не более чем игра маркетологов.

И помните еще один важный нюанс. Самая удобная клавиатура – та, к которой вы привыкли. В моей жизни был период, когда я долго играл на Kurzweil K2VX. Его клавиатура мне казалась очень сбалансированной и качественной. Когда через некоторое время я приобрел для концертов более легкую модель Korg TR76, мне казалось, что надо мной совершается насилие, настолько игра на нем была для меня неудобной. Однако вскоре я перестал об этом задумываться, а взяв однажды на выступление старичка Kurzweil, обнаружил, что теперь мне больше нравится ощущение от клавиатуры Korg.

На этом примере можно понять, в какой сильной зависимости наши мнения зависят от наших привычек. Мы ищем то, что уже знаем, а если ожидания не оправдываются – выносим вердикт «плохо». Не стоит в выборе инструмента руководствоваться первым впечатлением. Выбирайте звук и качество, а непривычная клавиатура очень скоро перестанет доставлять дискомфорт.

Особенно эта рекомендация важна для тех, кто боится переходить с академической рояльной клавиатуры на легкую синтезаторную. Кажется: «как же я буду играть, не ощущая это замечательное мягкое погружение деревянной клавиши, а затем ее аккуратный, но резкий отскок»… Это все иллюзии. Мы сознательно ввергаем себя в боязнь перемен, но в реальности адаптивные механизмы нашего организма всегда берут верх, мы приспосабливаемся, привыкаем и привязываемся к новым ощущениям.

Главное – не забывайте то, о чем я писал в предыдущей статье. Наиболее комфортная игра на синтезаторах – ближе к краю клавиш, поскольку именно там у них самое большое плечо, обеспечивающее лучший контроль динамики исполнения. Играть ближе к основанию клавиш менее удобно по объективным причинам – для аналогичной атаки там требуется в разы большее давление на клавиатуру, что нередко сопровождается неровностью и сбивчивостью игры, рваной динамикой.

На приведенном выше изображении вы можете увидеть, как возрастает усилие (F) с приближением к основанию клавиши. Если клавиша крепится у самого основания, то в этой точке усилие должно быть больше почти в бесконечное число раз, чтобы обеспечить нажатие, идентичное нажатию на край клавиши.

Балансная и градуированная клавиатуры

Цифровые инструменты с рояльным типом клавиш бывают балансными или градуированными. Градуированная клавиатура (Graded hammer action) обеспечивает постепенный перепад от более жесткого нажатия в нижнем регистре к более мягкому в верхнем. Балансная клавиатура (Balanced hammer action) имеет одинаковую упругость на всем диапазоне.

Опять же, что предпочесть – вопрос привычки. Если вы используете в работе только звуки фортепиано, а за плечами долгая практика академической музыки, то ваш выбор – градуированная клавиатура. Если же в планах разделение клавиатуры на разные тембральные зоны и использование более широкой палитры звуков – лучше брать балансную, иначе один и тот же звук в зависимости от того, в какой части инструмента он играется, будет давать разные ощущения, что неудобно.

Размер клавиатуры

В профессиональной концертной практике для подавляющего большинства случаев 76-клавишная клавиатура перекрывает все исполнительские потребности. Она достаточно большая, чтобы дать возможность разделить клавиатуру на нужное количество зон с разными программами, при этом она гораздо легче, чем полнооктавная деревянная клавиатура.

Те, кто только вышел из стен академических учебных заведений, обычно склонны к скепсису в отношении инструментов с количеством клавиш менее 88. Они предпочитают купить самую дешевую, но обязательно «рояльную» миди-клавиатуру, подчеркивая свои классические корни. Что уж тут скажешь – я и сам когда-то разделял эту точку зрения, и я рад, что удержался от опрометчивых поступков. Ведь это деньги на ветер: перемещаться с таким инструментом тяжело и неудобно, а качество дешевых клавиатур совершенно никчемное.

В итоге многие музыканты решают остановиться на клавиатурах с 61 клавишей, и правильно делают. С опытом приходит понимание, что имеет значение не широта пассажей, а осмысленность фраз, поэтому даже джазовые музыканты с легкостью играют великолепные импровизации на небольших синтезаторных клавиатурах.

Клавиатуры с меньшим количеством клавиш чаще используются либо как вспомогательные инструменты на концертах, либо как контроллеры в студии при работе над аранжировками. Для современных студийных электронных жанров часто вполне достаточно миди-контроллера на 25-37 клавиш (2-3 октавы), ну а на верхнем «сольном» ярусе у концертного клавишника нередко стоит инструмент на 4 октавы (49 клавиш).

Общие рекомендации

Подытоживая статью, я бы хотел еще раз перечислить ее основные тезисы, которые помогут вам при выборе клавиатуры.

  • Взвешенность клавиатуры цифровых инструментов не имеет физического объяснения, она создается искусственно.
  • Практически все современные инструменты имеют взвешенную/полувзвешенную клавиатуру, а сами эти термины в большой степени выдумка маркетологов.
  • Удобство клавиатуры – вещь субъективная. Опытный профессионал без труда адаптируется к любой более-менее качественной клавиатуре.
  • Чем качественней клавиатура, тем она дороже и тяжелее. Покупаете дешевый инструмент – не ждите идеальной отдачи.
  • Плечо хорошей клавиатуры длиннее, чем ее видимая часть. Дешевые клавиатуры крепятся у самого основания, синтезаторы с такими клавиатурами достаточно узкие. Так что обращайте внимание на габариты инструмента.
  • Покупка 88-клавишной клавиатуры для концертов оправдана только тогда, когда вы играете исключительно партии роялей и электропиано (романсы, джаз, элементы классической музыки).
  • Опытному музыканту почти для любых задач достаточно 5-октавной клавиатуры. Оптимизируйте настройки инструмента и старайтесь работать над музыкальной мыслью, а не над широтой пассажей.
  • При выборе обращайте внимание на наличие у клавиатуры послекасания (aftertouch), если оно необходимо. Иногда это очень полезный источник модуляции, но он есть не у всех инструментов.

И главное – выбирайте инструменты с хорошим звуком. Клавиатура – это всего лишь средство воздействия на тон-генератор синтезатора, а качественное звучание будет многие годы радовать вас на концертах и в студиях.

В ближайшее время я обязательно продолжу цикл статей о клавиатурах. Это очень богатая и интересная тема, охватить ее в рамках одной статьи сложно.

К примеру, слышали ли вы про приоритет клавиш на синтезаторах? Для современных моделей это может и неактуально, но ведь практически любой клавишник со временем приходит к настоящему винтажу, и тут его могут поджидать совершенно неожиданные сюрпризы.

Или, например, знаете ли вы, в чем отличие клавиатур обычного синтезатора и электрооргана? Ведь не на каждом инструменте можно исполнить органную партию так же напористо и отвязно, как это получалось у великих Джона Лорда, Кейта Эмерсона или Джимми Смита!

В общем, скоро об этом поговорим, ждите новых статей. А чтобы не пропустить их, подпишитесь на блог, и тогда они прилетят прямиком в ваш почтовый ящик. Это совершенно бесплатно.

Желаете узнать о музыке больше и научиться работать со звуком и аранжировкой? Возможно, вам будет интересная моя книга «Академия Мюзикмейкера». Гляньте оглавление по этой ссылке (PDF): вдруг это то, что вы давно искали.

© Алексей Данилов Иллюстрация: Александр Рублевский При перепечатывании ссылка на источник обязательна

Хотите получать новые статьи
прямо на почту?

Подпишитесь на обновления блога А. Данилова

Источник

Оцените статью