Пониженный строй гитары настройка

Повышение или понижение строя

Для начала перечислим ноты вместе с полутонами по порядку:

C → C# → D → D# → E → F → F# → G → G# → A → A# → B → C → .

Чтобы настроить гитару на полтона ниже, нужно настроить все струны на полтона ниже, чем они были настроены. Если отталкиваться от классического строя, то было — EBGDAE, стало (см. таблицу, ниже — значит левее) — D#A#F#C#G#D#. Если на тон ниже, то — DAFCGD, и так далее. Для игры на пониженных тонах лучше подходят более толстые струны.

Теперь о настройке в более высокую тональность. Здесь все наоборот, т.е. нужно настраивать все струны равномерно выше. Но при такой настройке, струны скорее всего порвутся, ведь натяжение на них гораздо сильнее, чем обычно. К тому же, если очень постараться, можно даже сломать гитарный гриф! Для повышения тональности гитары лучше всего использовать каподастр.

Каподастр — это специальный зажим для струн, который устанавливают на одном из ладов грифа, тем самым повышая тональность гитары. Например, если установить каподастр на первом ладу, гитара будет «настроена» на полтона выше, на втором ладу — на тон и т.д.

Читайте также:  S53 аккорд как строить

Источник

Понижаем строй гитары

Многие мастера игры на гитаре, в поиске новых красок в звучании своего инструмента, задаются целью снизить и утяжелить звук гитары до рояльных оттенков – с этой целью им приходится прибегать к понижению гитарного строя. В нашем обзоре мы подробно разберем методику выбора струн, мензуры и особенности настройки гитары.

Давайте рассмотрим интересующий нас вопрос по порядку и для начала расставим все точки над «i», что представляет собой гитарный строй. Говоря доступным языком даже для далекого от музыки человека, речь идет о способе настройки струн. Сейчас в музыкальном мире принят испанский строй, подразумевающий звучание каждой струны в кварту с другой. Однако нас больше интересуют альтернативные варианты настройки, с успехом применяющиеся в наши дни на практике.

Три самых распространенных гитарных строя на сегодняшний день:

  1. Стандартный. В данном случае помимо классического испанского строя EADGBE, подразумеваются и альтернативные, хотя повторяющие заложенный в нем основной принцип. Каждая струна будет звучать в кварту к другой, не считая 4-й и 5-й, настраиваемых в уменьшенную квинту. Заводя речь о стандартном строе, можно с полным правом охарактеризовать его как своеобразный плацдарм для освоения гамм – через эту «школу» проходят все гитаристы.
  2. Дроп-строй. Он очень похож на испанский, за исключением измененного звучания 6-й струны, настраиваемой в квинту к 5-й и в октаву к 4-й. С квинт-аккордами возможно создание очень любопытных гармоний, причем именно при дроп-строе их намного удобнее зажимать.
  3. Открытый. Настройка открытых струн осуществляется по нотам определенного аккорда. Данный способ в особом фаворе среди фолк-музыкантов.

Пониженные строи

Очень часто от музыкального инструмента требуется, чтобы он производил звучание более низкое, чем по стандартному строю. Смысл пониженного строя – добиться удобства игры в определенной тональности, с понижением и утяжелением звучания.

Варианты пониженного строя:

Drop D

Основной drop-строй, когда лишь 6-я струна настраивается тоном ниже до ноты «re»: DADGBE. В нем пауэр-аккорды зажимаются посредством единственного пальца – не удивительно, что такой вариант настройки весьма популярен среди многих рок-музыкантов.

Drop C

Бесспорно, очень востребованный в металле и хард-роке строй (CGCFAD). При нем струны опускают на один тон, если сравнивать с предыдущим Drop D.

Double Drop D

При «двойном Дроп Д» 1-я струна настроена в октаву с 6-й, это делает легче игру переборов при задействованных 1-й и 6-й струнах. Обозначается следующим образом: DADGBD.

Строй DADGAD

Излюбленный строй фолк-музыки. Считается, изначально он придумывался для того, чтобы было удобнее играть по нотам культовых в фолковой традиции инструментов.

Струны для пониженного строя

Когда ставится задача понижения гитарного строя больше чем на тон, готовьтесь к тому, что вам предстоит смена струн на изделия потолще, для компенсации ослабленного натяжения. Для строя ниже В (си) подойдет баритон-гитара (ее мензура длиннее обычной, что дает более глубокое и пониженное звучание).

Придерживайтесь простого правила: при пониженном способе настройки вам нужны струны толще тех, что вы использовали при стандартном. Но при этом важно не ударяться в крайности – толще, но в меру.

Итак, у вас пониженный строй, а значит, натяжение струн уменьшилось. Обеспечить достаточное натяжение помогут более толстые струны. Приглядевшись внимательнее к упаковке новых струн, вы наверняка обнаружите на ней указания: для какого способа настройки эти струны подойдут лучше всего. Допустимо слегка отступить от указаний изготовителя – скажем, на пару тонов.

Чтобы получить более ясное представление о правильном подборе струн по толщине и натяжению, следует учесть все влияющие моменты:

— Длина мензуры. Мензура – это длина рабочей (звучащей) части гитарной струны. Чем она длиннее, тем больше струнное натяжение, а значит, к струнам предъявляется требование увеличения их толщины.

— Натяжение струн. Все просто: больше струнное натяжение – толще сами струны. У струн большого диаметра объемнее и мощнее звучание, но одновременно возникает недостаток насыщенности обертонами, ведь амплитуда колебания таких струн мала. Если воспользуетесь струнами без оплетки, вам проще будет заметить выцветание такого звука до ощущения некоторой плоскости и тусклости.

— Третья струна. В наборах обычных струн у 3-й струны оплетка отсутствует. В наборах же толстых струн (если 1-я струна обладает толщиной 12 и толще) – 3-я струна с обмоткой. Обмотка способствует увеличению натяжения, в связи с этим бенды на 1,5-2 тона будут невыполнимы, но появятся и свои плюсы – впечатление от звучания подкупит слушателя полнотой и богатством звука.

Для drop-строя рекомендуется использование несбалансированных струнных наборов, а именно: 9-46, 10-52, 11-52, 12-56/60 (с понижением 6-й струны на тон относительно 1-й).

Струнные наборы с максимальными значениями толщины (например, 12-60, 13-72 и др.) в большей степени подойдут для баритон-гитары. Этот вариант оптимален для случаев, когда строй понижен особенно сильно.

Впрочем, музыканты никогда не прочь поэкспериментировать. Нередко приходится наблюдать применение струн большого диаметра для пониженного строя гитары со стандартной мензурой. Но если прожженный гитарист отдает себе отчет в своих действиях (он настраивает гитару конкретно под себя и ставит струны исходя из личного опыта), то новичка, решившего последовать данному примеру, необходимо предупредить о проблемах, которые в этом случае возникают:

— Нехватка возможностей регулировать мензуру на струнодержателе, поскольку при понижении строя потребуется ее перенастройка. Возможно, придется поменять бридж или согласиться на установку струн потоньше;

— От струн большого диаметра могут деформироваться канавки на верхнем порожке гитары. Если впоследствии вам понадобится вновь вернуться к использованию набора тонких струн, то с точной настройкой могут возникнуть проблемы;

— Поскольку колок вашей гитары был изначально рассчитан на тонкие струны, то толстые могут банально в него не влезть. Это означает, что потребуется расточка колка.

Также берите в расчет физиологию пальцев и рук. Гитаристу с маленькими руками будет очень непросто играть на толстых струнах. При этом толстые струны, по общему признанию, самый идеальный вариант для исполнения риффо-ориентированного рока.

Источник

Пониженный и нестандартный гитарный строй

К понижению гитарного строя рано или поздно приходит большинство музыкантов. Одним хочется получить более тяжелое и «рояльное» звучание, а другие стремятся к экспериментам в своем творчестве. Третьи же повышают или даже создают свой уникальный и неповторимый строй. Зная некоторые важные нюансы о строе гитары, вы улучшите свое звучание и откроете для себя новые горизонты.

Например, гитарист Александр Мисько виртуозно перестраивает гитару прямо во время исполнения.

Из всего многообразия гитарных строев в целом можно выделить четыре типа настроек:

  • Стандартный строй, он же испанский – EADGBE

Если вы понизите строй гитары на 1 тон, то он все еще будет считаться стандартным ввиду того, что интервалы между нотами сохранятся. Во всем мире под словом «стандарт» подразумевают систему EADGBE.

Всем новичкам рекомендовано начинать учиться игре на гитаре как раз со стандартного строя, так как в нем написано огромное количество песен и в нем проще осваивать гаммы.

Было E-standard: EADGBE
Стало Drop-D: DADGBE

Практически стандартный строй, но с одной разницей – 6-я струна опущена на один тон от стандартного строя. В таком случае квинт-аккорды можно зажимать одним пальцем, а гитара начинает звучать «тяжелее». Большинство тяжелых метал-композиций написано как раз в Drop-строе.

Строй, пришедший в наш мир из фолк-музыки. Подобные строи носят название «открытые» не случайно, так как одновременное звучание всех открытых струн формируют аккорд, в данном случае До-мажор (C). Классическая игра аккордами при такой настройке дается очень легко и, при взятии баре на любом ладу, будет звучать мажорный аккорд. При этом открываются новые возможности для арпеджио, использования расширенных аккордов, а также одновременной игры гармонической и мелодической партии.

Все просто – берете и повышаете строй на полтона, тон и так далее. Но помните, что инструмент едва ли скажет вам спасибо. Обычно для повышения звучания используют каподастр, но на полтона выше гитару все же можно настроить, если струны тонкие.

Пониженный строй

То, что делает музыку тяжелой и зубодробительной – это пониженные строи. Они формируют низкий и рояльный звук, что открывает новые просторы для творчества. Гитару достаточно настроить на полтона ниже, можно попробовать и понижение на тон или еще глубже. Опускать можно до тех пор, пока натяжение струн будет позволять комфортно и разборчиво играть.

Плюсы: удобнее играть в нужной тональности, более мощное звучание.
Минусы: не все гитары и струны предназначены для низкого строя.

Струны для пониженного строя

При понижении строя на один тон и ниже следует устанавливать более толстые струны, чтобы сохранить натяжение струн.

Действует простое правило: чем ниже строй, тем толще струны. При этом главное не навредить инструменту и учесть такой параметр, как мензура инструмента.

Более подробно о правильном выборе струн под пониженные строи вы можете почитать в другой нашей статье «Какие струны лучше подойдут под определенный строй» .

Понижение строя за 1 секунду

«Хорошо развитая технология неотличима от магии», или поговорим о понижении строя при помощи различных устройств.

Первый способ понизить строй за 1 секунду – использование специальных педалей эффектов, например, DigiTech The Drop и DigiTech Whammy 5.

Сущность работы педалей состоит в том, что они могут понижать строй электрогитары до целой октавы вниз (а некоторые и того ниже). Частота тона смещается либо при помощи потенциометров на педали, либо при помощи педали экспрессии.

Плюсы: недорого и вполне удобно.
Минусы: специфическое звучание, не подойдет для студийной записи.

Из более дорогих, но не менее интересных приспособлений стоит отметить midi-датчики/звукосниматели или встраиваемые гитарные процессоры. Конечно, подобные процессоры имеют целую массу функций, но нас интересует только строй. Например, рекомендуем рассмотреть процессоры Roland семейства G-5 VG и GK-3.

Процессор, показанный на видео выше, позволяет менять строй и даже тип гитары нажатием одной кнопки.

Конечно, существуют еще автоматические колки, которые настраивают гитару в один момент, но минусы таких систем с лихвой перекрывают плюсы.

Напоследок мы решили дать вам несколько коротких, но крайне полезных советов:

  • Чтобы строй гитары был более стабильным, используйте топлоки или локовые колки;
  • Не бойтесь перетянусь струну и порвать её – это возможно обычно только тогда, когда струна уже повреждена либо вы повышаете строй экстремально высоко. Бойтесь, что перетянутая струна вызовет прогиб грифа;
  • Всегда регулируйте анкер грифа при смене калибра струн;
  • Всегда выполняйте настройку мензуры при смене калибра струн;
  • Металлическая струна не может лопнуть и рассечь кожу – это физически невозможно. А вот гитара ваша может пострадать из-за резкой смены натяжения.

Источник

Строй гитары: описание и особенности

Перед началом игры на гитаре необходимо правильно подготовить инструмент. Строй гитары позволяет получить уникальное звучание композиции благодаря разным методам.

Строй гитары — что это такое?

Это способ настройки частоты звучания струн. Существует стандартный и альтернативный вариант. Каждый вид имеет особенности и преимущества, а также свою схему.

Для создания применяется принцип записи аккордов. Каждой ноте присваивается буква латинского алфавита. Имеет также значение регистр букв. Он означает верхнюю и нижнюю октаву. Запомнить расположение удобнее будет начиная с самой тонкой струны.

  • E — нота «ми» настраивается на первой струне;
  • B — нота «си» извлекается второй по счету;
  • G — нота «соль» при не зажатой третьей струне;
  • F — нота «фа» используется при открытом строе;
  • D — нота «ре» воспроизводят четвертой;
  • A — нота «ля» на свободной пятой струне;
  • E — нота «ми» верхней октавы последняя;
  • C — нота «до» применяется в drop стиле;
  • # — символ означает повышение ноты на один полутон.

Латинские буквы, обозначенные маленьким прописным шрифтом — малая октава (e), заглавной — большая (E).

Стандартный строй гитары (таблица)

Стандартный строй гитары основан на классической испанской настройке.

Струна Нота Октавы
1 e первая
2 b малая
3 g малая
4 d малая
5 A большая
6 D большая

К данному виду относятся также все варианты, разработанные по схеме: EBGDAE. Начинающему гитаристу лучше начинать со стандартного вида.

Пониженный строй (таблица)

Схож с классическим вариантом. Отличие состоит в том, что шестая нота подстраивается на основе 5 квинты и 4 в октаву. Благодаря этому, зажимать аккорды становится проще. Стиль способен создать живые композиции. В основном используется для металла.

Струна Нота Октавы
1 d первая
2 b малая
3 g малая
4 d малая
5 A большая
6 D большая

Строй Drop D (Дроп Д)

Базовая разновидность, основанная на понижении тона шестой струны — строй drop d. Играют по схеме: DADGBE

Строй Drop C

Настраивание путем понижения тональности — строй drop c. Схема: CGCFAD. Для игры перебором удобнее будет настроить двойной drop.

Двойной Drop-D

Система схожа с Drop D. Различие — понижение на тон («ми» на «ре»).

DADGAD

Строй, который популярен в фольклорной музыке. Схема: DAGDAD.

Открытые строи гитары (таблица)

Основаны на чистом звучании. Разновидность распространена в народной музыке. Можно удобно проигрывать аккорды с зажатием.

Струна Нота Октавы
1 d первая
2 a малая
3 f # малая
4 d малая
5 A большая
6 D большая

Open D

Получается на открытых струнах «ре мажор». Схема: DADF♯ AD.

Open G

Строй open g будет звучать как «соль мажор». Схема: DGDGBD. Данную технику используют для исполнения шансона.

Open C

При такой настройке получается аккорд «до». Построение: CGCGCE.

Повышенные строи

Отличаются повышением настройки на несколько полутонов.

  1. Квартовый вариант. Основан на повышении звучания на 5 полутонов. Схема: EADGCF. Разновидность используют в джаз музыке. Плюсом является неизменность аппликатуры аккорда при сдвиге, но играть при помощи полновесных аккордов затруднительно. Для него подойдут сжатые варианты.
  2. Квинтовая вариация. Отличается тем, что настройку производят на 7 полутонов выше. Оптимальной считается схема: CGDAEB. Начинают с ноты «си».

Повышенные строи считаются опасными для струн и инструмента.

Существует другая схема квинтовой вариации: FCGDAE. Первая «ми» настраивается по стандарту, а шестая должна быть ниже на октаву.

Безопасное повышение строя каподастром

Каподастр — специальный зажим, который устанавливается на грифе. При его помощи можно добиться эффекта повышения тональности.

Внимание! Часто проводить эксперименты с гитарой не рекомендуется, т. к. оборудование изнашивается.

На начальном этапе, чтобы подобрать звучание, понадобится дополнительный комплект расходных материалов.

Что следует знать при смене строя на гитаре?

При выборе следует учитывать особенности гитары. Толщина влияет на звучание и воспроизведение нот. Для пониженного строя потребуются струны больше, чем для стандартного решения. Изделия 10-46 смогут выдержать достаточное натяжение.

После смены настроек важно обратить внимание на положение анкерного болта. Неправильный изгиб грифа приведет к некачественному звучанию и порчи механизмов. Параметр следует исправить при отклонении от стандартных значений.

Чтобы настроить гитару, потребуются дополнительные приспособления. Камертон представляет собой приспособление, которое воспроизводит идеальное звучание нот. На основе этого звука подстраивают струны гитары.

  1. Механическое устройство напоминает вилку. Звучать он может в тихом и громком режиме. В первом случае приспособление подносят к уху, а во втором — прикасаются к гитаре. Звук относится к ноте «ля». Первую струну нужно зажать на 5 ладу, звучание должно совпадать. Остальные ноты настраивают относительно эталона. Надежное и эффективное устройство.
  2. Духовой камертон имеет 6 разных отверстий. Настраивают каждую ноту по отдельности. Эталонное звучание можно услышать, если дунуть в каждое отверстие. Звук относится к открытым струнам. Изделие не отличается долговечностью и имеет погрешность.
  3. Электронное приспособление позволяет извлекать звуки различной сложности. Настроить правильно гитару таким способом несложно.

Найти приспособления можно в музыкальных магазинах.

Бас-гитара

Гитара басового диапазона применяется в качестве аккомпанемента совместно с другими инструментами. Для сольных композиций ее используют редко. Бас-инструмент обычно имеет 4 или 5 струн. Бывают и другие модификации. Звучание на октаву ниже стандартной гитары. Конструкция имеет увеличенные размеры и мензуру. Схема классического строя бас-гитары: EADG. Настройку необходимо проводить с первой по счету.

  • DADG — все настроено по стандарту, кроме 4 струны;
  • CGCF — 4 нота понижается на 2 тона, а остальные на один;
  • DGCF — все струны необходимо опустить на 1 тон;
  • HEADG — эталонный вариант для классической гитары;
  • ADGCF — стиль основан на понижении 1 тона.

Бас-гитара при правильной настройке придает ритмичность композиции. Музыкант своей игрой способен усилить аккорд классических инструментов. Для создания уникальной гаммы применяют усредненный вариант — баритон-гитару. Система настройки аналогичная. Схема: DGCFAD или ADGCEA.

Строй шестиструнной гитары

Характерно использование классической испанской схемы. Построение: EBGDAE. В зависимости от типа композиции, следует выбирать разный строй шестиструнной гитары. Также для необычного исполнения музыканты индивидуально настраивают инструмент и пробуют новые решения.

Drop используются для тяжелого звука. Для перенастройки выбирают тон меньше предыдущего варианта. Понадобятся специальные струны, которые выдержат напряжение. Для повышения строя гитару перенастраивают равномерно.

Строй семиструнной гитары

Смешанным типом инструмента является семиструнная гитара. Ее используют для исполнения романсов, народных композиций. Настройка обычная, но с некоторыми особенностями. Принцип строя семиструнной гитары заключается в сравнении высоты звучания соседних струн. Начинать следует с первой струны. Последовательность определяется с ноты «ре» первой октавы.

  • BEADGBE — эталонный вариант подготовки инструмента;
  • AEADGBE — снижается каждая струна на 1 тон;
  • DHGDCGD — принцип Булата Окуджавы близок музыкантам;
  • GDGCFAD — вариант на тон ниже классического drop стиля;
  • AEADGBE — используется в джаз композициях.

Проверить настройку необходимо следующим образом. «Ля» должно быть созвучно с камертоном. Звучание второй струны должно быть в зажатом виде. Остальные должны быть настроены по принципу стандартного строя 6-струнной гитары. Семиструнная электрогитара по мощности и диапазону звука намного выше классических акустических инструментов, но учиться на ней сложно. Дополнительная струна позволяет получить интересные решения.

Каждый музыкант индивидуально выбирает гитарный строй своего инструмента. Для качественного звучания важно подобрать способ настройки правильно. Начинающим гитаристам важно научиться правильно держать инструмент, а для настройки лучше отдавать предпочтение классическому методу. Более опытные музыканты останавливаются на альтернативных вариантах. Они позволяют добиться уникального звучания нот и оригинальности композиции.

Источник

Оцените статью