Учебно-методическое пособие «Занимательные распевки»
В методичаеском пособии «Занимательные распевке» представлены попевки для распевания на музыкальных занятиях для детей 4 — 7 лет. При разработке учебно-методического пособия особое внимание уделялось тому, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент, несло в души детей добро и радость, а самое главное, чтобы могло увлечь и заинтересовать ребёнка. Ведь именно интерес помогает преодолеть многие трудности и дать старт для новых творческих открытий и достижения успеха.
Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое пособие «Занимательные распевки»»
для развития вокальных данных детей
Пение – это одно из самых доступных и понятных для детей видов музыкального искусства. Пение всегда положительно влияет на здоровье, эмоциональное состояние, творческую активность, а также способствует развитию нравственно-эстетического воспитания и повышает общий уровень культуры ребёнка. Занятие вокалом развивает память, слух и чувство ритма, формирует дыхательную функцию, улучшает речь и дикцию.
Безусловно, большое внимание на занятиях по вокалу следует уделять распеванию, а именно, разучиванию и отработке различных вокальных упражнений и распевок для развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса.
Песенки-распевки – это короткие попевки, предназначенные для распевания в начале занятия. Несложные и занимательны тексты быстро запоминаются, поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Песенки-распевки исполняются по несколько раз в различных тональностях, постепенно расширяя диапазон голоса.
Материал, представленный в сборнике, позволяет качественно повысить не только уровень вокального исполнительства, но и способствует гармоничному развитию творческих способностей ребенка, повышает уровень самореализации.
При разработке учебно-методического пособия особое внимание уделялось тому, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент, несло в души детей добро и радость, а самое главное, чтобы могло увлечь и заинтересовать ребёнка. Ведь именно интерес помогает преодолеть многие трудности и дать старт для новых творческих открытий и достижения успеха.
Представленные в пособии песни и упражнения разрабатывались в тесном сотрудничестве с педагогами по вокалу и успешно используется в практической работе.
Источник
Подборка песенок-попевок для музыкальных игр
специалист в области арт-терапии
МБДОУ детский сад №2 «Рябинка» п.Мостовской Краснодарский край
Музыкальный руководитель Платонова Т.А.
Игра «Не боимся мы воды»
Вот бежит ручьем вода, (Бежим «ручейком» по залу.)
Нету снега, нету льда, (Образуем круг.)
Светит солнышко, (Идем к центру круга.)
Колоколнышко. (Обратно.)
Ой, лады-лады-лады! (К центру. )
Не боимся мы воды! (Обратно.)
Ой, люли-люли-люли! (Соединяем, вытянув перед собой руки, пальцы («нос корабля»).)
Мы построим корабли!
Игра «Идем по дворику »
Припев:
Мы идем, идем по дворику, (Идем по кругу, имитируя ношу на плече.)
Мы несем, несем топорики.
Ой, лужица! Обойдем! (Внезапная остановка. «Обходим», «перепрыгиваем» препятствия.)
Припев:
Ой, ручеек! Перепрыгнем!
Припев:
Ой, первый цветочек! Понюхаем.
Игра «Топорище»
Возьмем топорище – (Две руки – ладонь к ладони – над головой.)
Будет кораблище! (Руки перед собой, локти в стороны.)
И-и-и-и-и-и-ух! («Приноравливаемся».)
Бух. Бух. (И опускаем «топор».)
Тюк. (Падаем на колени. Встаем, пробуем «ударить» опять: ладошкой по лбу – «отскочил топор»…)
Игра «Топорик»
Топорище не для нас. (Руки вместе, ладонь к ладони, согнуты в локтях перед грудью.)
Я топорик нам припас.
Мы идем, идем по дворику, (Идем по кругу, имитируя ношу.)
Мы несем, несем топорики!
Возьмем топоришко –
Будет кораблишко!
Игра «Колотушки»
На скамеечке сижу — (Локоток на локоток.)
И топор в руках держу, — (Одна рука вверх)колотим одной рукой по другой)
Колотушки (3 р.) колочу! — (Колотим одной рукой по другой) Приколачиваю, заколачиваю! — (Руки перед грудью согнуты в локте.)
На ступенечке сижу – (Ладошка на ладошку перед грудью.)
Топорок в руках держу, — (Одна ладошка – вверх, колотим по другой.)
Колотушки (3 р.) колочу! —
Приколачиваю, заколачиваю!
На приступочке сижу,
Топорок в руках держу,
Колотушки (3 р.) колочу! – (Указательными пальцами…)
Приколачиваю, заколачиваю!
На порожке сижу,
Топорок в руках держу:
Колотушки (3 р.) колочу! – (Мизинчиками. )
Приколачиваю, заколачиваю!
И заколотил! – Плывет, плывет – (Две ладошки – лодочкой – от себя. )
Лодка —
Белая лебедка!
Эту игру можно включить в семейный праздник по случаю дня рождения малыша, но также можно играть и в обычные дни, устраивая день рождения любимому мишке, кукле, другу и себе. Возьмитесь за руки, образовав круг. «Виновник» торжества должен находиться в середине. Водите хоровод (помните, что детям надо быть между взрослыми, иначе ваш хоровод рискует рассыпаться.) Пойте песню, стимулируйте детей к подпеванию:
А у Тани день рожденья,
А у Тани день рожденья,
Люли, люли, день рождения,
Люли, люли, день рожденья!
Таню все мы поздравляем,
Таню все мы поздравляем,
Люли, люли, поздравляем,
Люли, люли, поздравляем!
В конце предложите имениннику пригласить друга (подойти, назвать по имени, взять за руку) и поплясать с ним под веселое пение гостей и хлопки в ладоши. Повторяя игру, сделайте условно именинником другого ребенка, поставив его в круг и объяснив, что у Саши тоже скоро будет день рождения.
Распевка с движениями «Листопад» сл. и муз. М. Картушиной
Листопад, листопад! Дети качают поднятыми руками вправо-влево
Листья кружатся, летят. Постепенно опускают руки, четко фиксируя остановкой каждую долю.
Листопад, листопад! Хлопают ладонями по коленям.
Под ногами шуршат. Потирают ладони друг о друга.
.Двигательное упражнение «Прогулка в лес »
под музыкальное сопровождение, на усмотрение педагога, соответствующее характеру текста.
В лес отправимся гулять будем весело шагать,- маршируют
По тропиночке пойдем друг за дружкою гуськом,- ходьба змейкой
На носочки встали и к лесу побежали, — бег на носочках
Ноги выше поднимаем, на кочки мы не наступаем,- высокий шаг
И снова по дорожке мы весело шагаем. – марш
Пальчиковая игра «Здравствуй»
Здравствуй солнце золотое! Дети пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с больших пальцев.
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую. — Переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой.
ПЕСЕНКИ_ПОПЕВКИ С НОТАМИ.
(по материалам интернет-сайтов)
Источник
Нотный материал «Попевки для урока музыки»
специалист в области арт-терапии
Тихо сидим, ничего не говорим.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Ах ты, совушка-сова. Ты большая голова.
Веники, веники, да веники-полмелики, да по печи валялися, да с печи оборвалися.
Курочка Пеструшка, милая подружка.
Раз, два, три, четыре. Кошку грамоте учили. Не читать, не писать, а за мышками скакать.
А у нас ве-е-сна. А у нас о-о-сень.
Я пою. Хорошо пою.
Кукушка в лесу. Кукушка в лесу. Ку-ку. Ку-ку. Ку-ку
А мы просо сеяли, сеяли.
Ох, и светлый день. Ночка тёмная.
У кота-воркота колыбелька хороша. У кота-воркота заболела голова.
-Жук, жук, не жужжи, где ты прячешься, скажи! -Мой дом под кустом, под березовым листом.
В пределах кварты:
Как под горкой, под горой торговал мужик золой.
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать. А за ней ребятки – жёлтые цыплятки.
Василёк, василёк, мой любимый цветок. Скоро ль ты, мне скажи, засинеешь во ржи?
В траве сидел кузнечик, в траве сидел кузнечик.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
В пределах квинты:
-Здравствуйте, ребята! -Здравствуйте.
Кружатся листочки, осень к нам пришла
Едет, едет паровоз. Три трубы и пять колёс. Три трубы, пять колёс. Машинист – рыжий пёс.
Мы перебегали бере- га, перебегали берега.
Звонче, звонче пойте! Ля-ля-ля-ля-ля. Громко петь не надо! Ля-ля-ля-ля-ля.
-Кошка, где была? -Молоко пила.
В пределах сексты:
В погреб лезет Жучка, с нею кот. Если в небе тучка, дождь пойдет.
Милая мама. Милая мама. Милая мама. Милая мама.
В пределах септимы:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Кошка села на такси. Заплатила пят рублей и поехала в музей.
В пределах октавы:
По дороге Петя шёл, он горошину нашёл. А горошина упала, покатилась и пропала. Ох, ох, ох, ох – где-то вырастет горох.
Я гуляю во дворе, вижу домик на горе. Я по лесенке взберусь и в окошко постучусь.
Трезвучия мажорное и минорное:
А МАЖОР – светлый лад. А МИНОР – грустный лад
Полутон, полутон. Самый маленький он.
Два полутона – это тон.
Знак ДИЕЗ ноту повышает
Знак БЕМОЛЬ ноту понижает
Знак БЕКАР все знаки отменяет
Я зовусь ДИЕЗ, друзья. Повышаю ноту я.
Я зовусь БЕМОЛЬ, друзья. Понижаю ноту я.
Я зовусь БЕКАР, друзья. Отменяю знаки я.
Стишок на запоминание знаков в тональностях (до 2-х):
Мисс Элен сказала: — ЕС,
В СОЛЬ МАЖОРЕ ФА #.
В РЕ МАЖОРЕ ДВА ДИЕЗА:
— А у нас, — сказал король, —
В ФА МАЖОРЕ СИ ь.
В СИ БЕМОЛЬ МАЖОРЕ
ЦЕЛЫХ ДВА БЕМОЛЯ.
Ре, Ре, Ре, Ре, До, До. Фа,Фа,Фа, Фа, Ми, Ми. Ля,Ля, Ля, Ля, Соль, Соль. Си, Си, Си, Си, До, До.
Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые (со словами и с названием ступеней):
Мы поём, окружая ступень. Опеванием это зовём.
VII-II-I, II-IV-III,IV-VI-V VI-IV-V,IV-II-III,II-VII-I
Попевка на изучение устойчивых и главных ступеней лада (мотив: Во поле берёза стояла):
1. Мы ступени все изучаем,
И устойчивые точно знаем,
Прозвучат они, мы их узнаем,
Первая, и третия, и пятая.
2. Главные ступени изучали,
Как красиво все они звучали,
Зазвучали, мы их и узнали,
Первая, четвертая и пятая.
Мы поём трезвучие тоническое (поётся по звукам трезвучия)
До, Ми, Соль, Ми, До.
Т3 5 или любые другие 3 звука: игра «Живые клавиши»:
3 ученика протягивают ручку (она соответствует клавише — ноте), а 4-ый ученик нажимает на их ручки в разбивку: на чью нажмёт, тот поёт каждый свою ноту.
Мы споём здесь не от скуки
(и разрешаем) Соль, Ми, До. (позже -: До, Ми, Ми, Соль)
В мажоре: Солнце взошло, кругом светло.
В миноре: Солнце зашло, кругом темно.
Номер материала: ДВ-362373
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник