Порода дерева для пианино

Из какого дерева делают пианино

Не всякая древесина подойдёт для изготовления музыкального инструмента, в том числе для пианино. Для изготовления инструмента требуется так называемая резонансная древесина, хотя с физической точки зрения, такое название не совсем верно. Слово резонанс происходит от французского слова, которое в дословном переводе означает «звучу в ответ». Для изготовления музыкального инструмента подходит орех, дуб, береза. Но наиболее звучащей является древесина из ели.

Чтобы изготовить хорошее пианино с качественным звуком, как было сказано ранее, подойдет древесина из ели. Однако не каждая ель одинаково звучит. Необходимо знать некоторые условия произрастания такого дерева. Резонансная ель произрастает преимущественно на склоне леса с северной стороны, где солнце не так жарко. Грунт, в котором растет дерево, должен быть средним, то есть не слишком плодородным, но и не слишком тощим. В таких условиях будущий инструмент должен расти более века. Но не просто расти, но и не пострадать от сильного ветра или жуков-короедов.

После определения дерева для изготовления пианино, окончательный вердикт можно будет вынести только после распила, сушки и выдержки древесины в мастерской. Также резонансное дерево не должно иметь пороков в виде сучков, завитков и других. Кольца ствола должны быть одинаковой ширины, а при распиле радиальным способом быть параллельными и прямыми.

Читайте также:  Керубини аве мария ноты

Не раз пытались заменить еловую древесину другой, но попытки не увенчались успехом. Исследователь девятнадцатого века в ходе экспериментов выяснил, что скорость звука в еловой древесине больше в 15 раз, чем в воздухе.

Ввиду особенностей музыкальной древесины, её достаточно сложно отыскать, что сказывается на цене материала за кубометр, а это соответственно на цене качественных инструментов.

Древесину принято выбирать не на глаз, а по вычислениям характеристик по определенным формулам, соответствующим Госстандарту. Основной критерий называется акустическим коэффициентом. Музыкальная древесина сочетает несочетаемое: низкую плотность, высокую жесткость и высокую скорость проведения звука.

Качественную древесину также можно определить по её блеску. Музыкальное дерево имеет нежный серебристый блеск. Определяющим свойством является и запах, резкость которого определяется количеством содержащейся смолы. Чем больше смолы, тем хуже акустические характеристики древесины.

Таким образом, факторами, влияющих на выбор акустической древесины, являются порода дерева, условия его произрастания, внутреннее строение, порода и физические характеристики.

Теперь можно смело ответить на главный вопрос: из какого дерева делают пианино, — из «правильной» звучащей резонансной ели.

Источник

Древесина для фортепиано

Пианино и рояль – инструменты, на 75% состоящие из деревянных деталей, каждую из которых делают из разных сортов дерева. Неспроста практически все мастера, основавшие компании-производители знаменитых на весь мир инструментов, были краснодеревщиками. Долгое время технология обработки древесины для производства музыкальных инструментов считалось секретом, и тщательно оберегалась.

Самый известный пример – скрипки мастера Страдивари. Ведь именно материал корпуса создает тот самый узнаваемый и уникальный звук. Это же правило «качественного дерева» относиться и к фортепьяно. Происхождение древесины архиважно. Известно, что резонансная дека рояля Fazioli сделана из красной ели, произрастающей в знаменитом итальянском лесу Val di Fieme, куда в свое любил захаживать в поисках сырья сам маэстро Страдивари.

Основная часть любого пианино – дека – изготовляется из клееного шпона (тонких дощечек).

При массовом производстве, в основном, используется старая добрая ель. При этом слово «старая» — не есть метафора речи. По ГОСТу СССР дерево для изготовления шпона должно сушиться в особых условиях не менее двух лет. Для каждого инструмента шпон берется от одного дерева. Считается, что при таких условиях пианино будет выдавать «чистый» звук. В этом был определенный смысл – ель считается наиболее звонкой породой и она не является дефицитным материалом. Отметим, в советских фортепьяно часто использовался бук и береза.

Кроме деки, в каждом инструменте собрано большое количество разнообразных деталей: от совсем миниатюрных до весьма увесистых. И все они – из разных пород дерева. Повторимся, у каждой уважающей себя фортепианной фирмы свои секреты и, соответственно, древесные предпочтения.

Бук, дуб, береза, клен и красное дерево – подходят для изготовления корпусов.

Американский тополь хорош для крышки рояля.

Из ореха и граба изготовляют молоточки, ударяющие по струнам.

Эбеновое дерево – для черных клавиш.

Все, что касается работы с деревом — мастера работают по классическим лекалам. Новые материалы применяются редко. Особенно важно учитывать все эти тонкости, если нужно сделать ремонт пианино или провести реставрацию фортепиано – внимательно подходите к выбору мастерской.

Выше мы говорили о внутреннем мире пианино – он достаточно консервативен. Зато внешний дизайн инструмента – открывает богатое поле для реализации всевозможных фантазий. Резьба, инкрустация, вычурченная оклейка… Дерево для изысканных экземпляров фортепианного искусства поставляют со всего света – Азии, Африки, Америки, Европы. Применяют: различные виды ореха и дуба, грушу, лимонное дерево, тис, вишню, палисандр, красное, черное и желтое дерево, мирт, красный вяз, секвойю, сикомору, платан и т.д.

Источник

Из какого дерева делают пианино?

Быстрый ответ:

Из какого дерева делают пианино и рояли?

Наиболее часто в изготовлении фортепиано применяются следующие виды древесины.

  • Опорные конструкции – сосна, бук.
  • Дека — резонансовая ель, радиального распила, отобранная в соответствии со всеми необходимыми требованиями.
  • Вирбельбанк – высококачественный бук и ель.
  • Клавиатура — ель тангенциальной распиловки высокого качества.
  • Механика – береза, бук.
  • Корпус – щитовые детали из сосны или березы, обклеенные с двух сторон тонкой фанерой.

Максимальное применение древесины характерно для инструментов, изготавливавшихся до 70х годов прошлого столетия. В современном фортепиано строении все чаще используются заменители древесины, пластик и композитные материалы.

Подробный ответ:

Технологические свойства древесины характеризуют ее как материал, удобный для обработки при изготовлении деталей, узлов и инструмента в целом. Древесина обладает достаточной прочностью и сравнительно легко обрабатывается. Шпон из древесины некоторых пород имеет красивую текстуру, поэтому применяется для отделки наружных поверхностей фортепиано.

Для изготовления разных деталей фортепиано, как правило, используются определенные породы древесины.

Применение дерева в различных деталях фортепиано

Значительно, технология сборки фортепиано поменялась только в последнее время, с приходом современных материалов и способов их обработки, однако и на протяжении всех лет, начиная с изготовления первых фортепиано, изменения в технологии происходили тоже.

Неизменным остался только подход к изготовлению деки. Для ее изготовления как раньше, так и сейчас используется только музыкальная резонансная ель.

Для того чтобы исключить путаницу необходимо разделить старинные инструменты, относительно недавние пианино 50х – 90х годов прошлого столетия и современные фортепиано.

Старинное пианино Старое пианино Современное пианино
Опорные конструкции Сосна, бук. Хвойные и лиственные породы. Хвойные и лиственные породы.
Дека Резонансовая ель, радиального распила, отобранная в соответствии со всеми необходимыми характеристиками. Резонансовая ель, радиального распила, отобранная в соответствии со всеми необходимыми характеристиками. Резонансовая ель, радиального распила, отобранная в соответствии со всеми необходимыми характеристиками.
Вирбельбанк 2-х – 3-х слойный, клееный щит из бука или граба + основа из ели. 3-х – 5-и слойный, клееный щит из бука, граба, клена + основа из ели. Многослойный (более 10 слоев), клееный щит из бука.
Басовый и дискантовый штеги Бук 1 или 2 слоя. Бук 1 или 2 слоя. Многослойный (более 10 слоев), клееный брус из бука.
Клавиатура Ель тангенциальной распиловки высокого качества, черное дерево. Ель тангенциальной распиловки высокого качества, пластик. Ель тангенциальной распиловки высокого качества, пластик.
Механика Береза, бук, красное дерево. Береза, бук, красное дерево (др. лиственные породы). Береза, бук, красное дерево (др. лиственные породы), а так же пластик и композитные материалы.
Корпус Щитовые детали из хвойных и лиственных пород, обклеенные с двух сторон толстым шпоном. Щитовые детали из сосны или березы, обклеенные с двух сторон тонкой фанерой. На большинстве фортепиано низкого и среднего класса используется МДФ и ДСП

Минимальное количество пород древесины используемых при изготовлении фортепиано 3. Сосна, бук и береза, но даже одна порода, используемая для изготовления разных деталей, может отличаться как по качеству (допустимому количеству пороков древесины, допускам по шероховатости), так и по способу предварительной распиловки древесины (тангенциальный, радиальный).

В принципе же сырьем для изготовления пианино может служить древесина различных пород: ель, бук, береза, ольха, граб, клен, груша, орех, липа.

Для облицовывания применяют строганый шпон из древесины твердых лиственных и ценных пород (ореха, красного дерева и др.).

Породы и качество древесины, применяемой в производстве фортепиано

Классификация древесных пород

Древесные породы делятся на хвойные и лиственные. К хвойным породам относятся сосна, кедр, ель, лиственница, пихта и т. п. Лиственные породы — дуб, ясень, каштан, бук, граб, клен, береза, орех, груша, тополь, липа, ольха, осина, ива, красное дерево, палисандр, лимонное дерево, черное дерево и др. Кроме того, лиственные породы делятся на мягкие и твердые.

Главный объем работ в фортепианном производстве приходится на изготовление корпуса инструмента, опорных конструкций, резонансовой деки, клавиатуры и механики при изготовлении которых применяются и хвойные породы (дека, клавиши, футор), и лиственные (механика, корпус, штеги и др. детали).

Требования

Общие технические требования к пиломатериалам для этих деталей следующие: определенная постоянная влажность древесины — 6-8% и прямослойность волокон пиломатериалов, так как это необходимое условие прочности и резонансовых качеств древесины.

Технические условия строго регламентируют при изготовлении той или иной детали возможные отклонения волокон от оси в градусах, процентах, в абсолютной величине на 1 м или на всю длину детали; ограничение количества пороков в определенных деталях и отсутствие некоторых пороков в любых деталях (гниль, червоточина, сердцевина, сучки диаметром более 25 мм).

Остальные допускаемые дефекты строго регламентированы техническими условиями;
отсутствие на пиломатериале трещин (сквозных и несквозных); наличие красивой текстуры и цвета у древесины, идущей на облицовывание пианино, с сохранением натурального цвета древесины.

К резонансовой древесине предъявляются дополнительные требования, которые определяют звукопроводность древесины (определенная ширина годичных слоев, их равномерность, постепенный переход от узких слоев к более широким и др.).

Для того чтобы снизить требования и упростить изготовление сегодня часто используются заменители древесины (МДФ, ДСП), многослойные клееные бруски или щиты вместо цельно – пиленых деталей. Встречаются даже эксперименты с декой, самой важной частью звукового аппарата.

Сверху и снизу отчетливо видны дополнительные, тонкие слои дерева.
Фото предоставил Шухрат Ризаев

Но большинство изменений в лучшую сторону сказываются только на стабильности внешнего вида, ухудшая звуковые характеристики.

Одним из примеров может быть корпус современного пианино. На старинных и старых пианино он изготавливался из дерева, покрывался тонким слоем лака и вместе с декой являлся дополнительным резонатором.

Корпуса более современных пианино сделанных из дерева, но залитых толстым слоем лака* резонировали уже не так хорошо (на это повлиял не только лак, но и размер инструментов, чем он меньше тем хуже резонанс).

Корпуса пианино из мдф, на мой взгляд, почти не участвуют в резонансе, за тембр и качество звука, из деталей корпуса, отвечает только дека пианино.

* Современные лакокрасочные материалы с относительно большой толщиной покрытия используются сегодня на всех фортепианных фабриках. Относить инструменты, отделанные такими лаками, к плохим не стоит. Если не брать в расчет механику и струны, то качество инструментов в первую очередь зависит именно от качества древесины и абсолютном соблюдении технологии изготовления фортепиано.

Детали пианино и материалы

Дека состоит из резонансового щита, склеенного из отдельных резонансовых дощечек (делянок), дополнительно связанных поперек рипками. На плоскости резонансового щита крепят дискантовый и басовый штеги. Для делянок используют резонансовую древесину. При формировании резонансового щита подбирают делянки с одинаковой шириной годичных слоев, однородного цвета и равной плотности.

Рипки

Изготовление рипок. Для придания жесткости и равномерного распределения нагрузок по всей площади деки к одной из сторон резонансового щита приклеивают рипки, которые изготавливают из резонансового рипкового пиломатериала толщиной 30—35 мм. Требования к качеству пиломатериала для рипок имеют много общего с требованиями к качеству пиломатериала для резонансового щита.

Штеги

Изготовление дискантового и басового штега. Составной частью резонансовой деки являются штеги (криволинейные бруски), которые служат опорой для струнной одежды. Чем тверже опора, тем меньше будут потери энергии колебания струн. Изготавливают дискантовые и басовые штеги из здоровой, плотной, буковой древесины радиальной распиловки.

Клавиатура

Изготовление клавиатурного щита. Для изготовления одного комплекта клавишей предварительно склеивают щит, а затем после строгания в размер по толщине распиливают его на отдельные клавиши, придавая им необходимую конфигурацию.

Щит склеивают из отдельных делянок, расположенных веерообразно за счет вставления конусообразных врезок. Такой подбор элементов щита обусловливается расположением в плане клавишей клавиатуры.

Задние концы клавишей расходятся в обе стороны. Чтобы обеспечить их прочность, направление годичных слоев в каждой клавише должно соответствовать ее форме.

Для изготовления клавиатурного щита используют доски еловой древесины тангенциальной распиловки высокого качества толщиной 30—32 мм.

Высокая требовательность к подбору древесины клавиатурного щита обусловливается необходимостью создания надежной прочности клавишей и исключения их коробления.

Ответы на частые вопросы:

Из какого дерева делают пианино

Звуковой аппарат из резонансной ели и бука, механика – бук, береза, красное дерево, при изготовлении и отделки корпуса могут использоваться те же породы, что и для изготовления мебели.

Делают ли пианино из красного дерева

Нет. Непосредственно из красного дерева пианино не делались, но часто отделывались декоративным шпоном этой породы древесины.

На отдельных инструментах можно встретить декоративные элементы, выполненные из массива красного дерева.

Иногда из красного дерева делается деревянная часть молоточков пианино или отдельные детали механизма.

Целиком из красного дерева пианино не делается.

Из какого дерева делают клавиши пианино

Основу клавиш делают из ели. На старинных инструментах накладки полутонов (черные клавиши) делались из черного (эбенового) дерева, сегодня эти накладки делают из пластика.

Источник

Оцените статью