Породы деревьев для бас гитары

Дерево для бас гитар

Опубликовано: 2016-01-06 / Автор: Сергей Хмарук

Мы продолжаем наш «деревянный» ликбез и сегодня посвятим пост всем бас гитаристам, начинающим и не только. В одной из предыдущих статей мы уже обсуждали устройство этого инструмента, и вот пришло время немного углубиться и рассказать вам, каким бывает дерево для бас гитар.

Интересные факты

Хорошее дерево – это основа любой гитары, в том числе и баса. А знаете ли вы, что наши любимые инструменты изготавливают из самых разных пород? Подробнее об этом вы можете прочитать здесь. При их производстве используют большое количество дерева, как и широко распространенные виды, так и довольно экзотические породы, идентифицировать которые под силу только лишь профессиональному лютье. Любое дерево делится на сорта в зависимости от яркости рисунка, равномерности текстуры и цвета. Заготовки высшего сорта применяют для более дорогих и эксклюзивных инструментов.

И вот казалось бы, такой себе факт, если инструмент более или менее устраивает по удобству игры, звучанию или же каким-то другим характеристикам, то собственно какая разница из чего он изготовлен? Но давайте будем с вами реалистами. Качество применяемых материалов играет очень важную роль. А вот какую, понять не сложно. На бас-гитарах серийного производства производители иногда сильно экономят на их себестоимости путем снижения расхода используемых материалов, применяя более новые технологии и исключая из их конструкции дефицитные, высококачественные и дорогие материалы.

Но в этой «жадности» производителя не стоит винить, потому что, не сэкономив сегодня, уже завтра он может просто на просто разориться. Почти все серийные бас гитары одной модели занимают один ценовой диапазон, но качество дерева, которое определяет реальную ценность какого-то определенного экземпляра, в каждом конкретном случае может быть различным.

По внешним признакам можно всегда определить качество накладки и дерева грифа. Самый распространенный недостаток – применение древесины низких сортов, которая годится разве что для производства ящиков. Также стоит обращать внимание, как на сучки, так и на косослой в структуре древесины (но не стоит брать в счет заведомо свилеватое дерево). Покрытие корпуса может быть как прозрачным, так и полупрозрачным, при этом под ним видна текстура древесины. Но инструменты с таким покрытием будут стоить дороже, поэтому производители всегда стараются следить за его качеством.

Дерево для бас гитар

Некоторые фирмы занимающиеся производством бас гитар иногда немного лукавят и приукрашивают характеристики древесины, из которой изготавливается выпускаемый ими инструмент. На практике, как считают некоторые музыканты, дерево не делает гитару более экзотичной, чем она есть на самом деле. Хотя есть и такие басисты, которые не уделяют этому особого значения, потому что прекрасно обходятся эквалайзером и активной электроникой.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить.

Для деки самое популярное деревцо — это, несомненно, красное дерево, ясень, зебрано, розовое дерево, а также другие известные породы. Существует большая разновидность используемых материалов и, казалось бы, что особой разницы между ними-то и нет. Но это не так. Различия есть и, причем довольно существенные.

Вот, к примеру, ясень американский, особенно болотный – по весу легче, мягче и гораздо теплее звучит, нежели ясень европейский – с тяжелой и плотной структурой. А дерево по сути-то одно и то же, но характеристики, да и ощущения абсолютно разные как по весу, так и во время игры на таком инструменте. С кленом аналогичная ситуация. Волнистый клен имеет мягкую структуру в отличие от клена с названием «птичий глаз» с более плотной древесиной.

Розовое дерево из Бразилии высоко ценится за отменные звуковые характеристики и природную красоту, поэтому так нравится многим басистам и считается самым «музыкальным». Но вот на сегодняшний день с этой древесиной дела обстоят неважно и его вырубка запрещена или частично ограничена, поэтому для производства бас-гитар чаще всего используют аналогичное сырье из Индии.

Для топов применяется свилеватая с красивой текстурой древесина с волнистым рисунком. Клен яркий тому пример. Наиболее популярные рисунки типа «burl», «quilt» и «flame», а вот наиболее редкий рисунок – «bird’s eye». Также существует и много других текстур, которые встречаются в основном на заказных инструментах чаще всего из-за сложности обработки нестандартной древесины. Чем равномернее распределен и ярче выражен рисунок на поверхности корпуса, тем соответственно дороже будет инструмент.

Из одной или нескольких (до 4-х) букв «А» обычно обозначаются декоративные качества подобного дерева. Чем больше букв «А», тем дерево красивее и дороже. Распил заготовок может осуществляться так называемым способом «bookmatch», когда на доске в раскрытом виде (как книга) текстура рисунка одной половинки зеркально отражается на другой. В таком «раскрытом» виде такие половинки склеиваются воедино по всей оси инструмента. Но еще оказывается, распил древесины также может влиять и на звучание инструмента.

Основные виды распилов

1. Тангентальный распил. Является наиболее дешевым методом получения заготовки, так как в ход идет все бревно целиком, что в свою очередь отрицательно влияет на ее качество, потому что в такую заготовку возможно попадание косослойных участков.

2. Радиальный распил. Однозначно наилучший вариант для дальнейшего изготовления корпуса гитары. Здесь в ход идет только лишь центральная часть бревна, из которой потом получается заготовка с параллельно идущими сердцевинными лучами на поперечном срезе. Данный вид распила древесины в несколько раз дороже предыдущего, что немаловажно.

Топ корпуса бывает толщиной в четверть дюйма или полдюйма и может склеиваться как пирог из нескольких слоев разной древесины (например, 10 мм клена, 15 мм ясеня, 20 мм ольхи, 10 мм клена). Помимо декоративных особенностей, он еще и значительно влияет на звучание бас-гитары. Толщина топа в целях экономии иногда уменьшается до шпона, который при помощи технологических решений наклеивается даже на не ровную поверхность корпуса. От топа шпон заметно отличается по звуковым характеристикам. Картинки с самыми разными и необычными текстурами, наносимые на корпус гитары, могут служить альтернативой декоративным качествам шпона для соответствующего ценового сегмента.

Искусственные материалы

В конструкции бас гитар помимо дерева могут использовать композитные и синтетические материалы. К ним относится углепластик, акрил, luthite и другие искусственные материалы. Несомненным достоинством таких материалов является отсутствие чувствительности к перепадам температуры и влажности воздуха, а при серийном производстве – это возможность достичь стабильного качества и легкости при создании самых необычных и причудливых форм.

У большинства басистов к таким «пластиковым» гитарам весьма предвзятое отношение, даже несмотря на то, что они могут вполне прилично и качественно звучать. Но не стоит ожидать от такой гитары то, что она будет уникальной по своему звучанию, потому что все инструменты одной конкретной модели будут абсолютно одинаковы. О дереве этого не скажешь, ведь каждое дерево по-своему уникально, даже с одного и того же ствола.

Источник

Из какой древесины изготавливают бас-гитары

Древесина является самым широко используемым материалом в музыкальной промышленности. В отношении бас-гитары она играет не только эстетическую роль, ведь во многом от неё будет зависеть и звучание инструмента.

Породы дерева для производства бас-гитары

Часто бас-гитары изготовляют из не наиболее подходящих пород дерева, потому нужно внимательно разобраться в этом вопросе, ведь определить качество материала на глаз во многих случаях может только опытный специалист.

Самыми распространенными видами древесины для бас-гитары являются ясень (ash), ольха (alder), махагони (mahogany), палисандр (palisander), венге (wenge), зебрано (яebrawood), клен (maple), липа (basswood), бубинга (bubinga) и прочие. Некоторые из них используются только для изготовления корпуса инструмента, другие – исключительно для грифа или накладки, а есть и такие, которые могут справиться с обеими задачами.

Особенности изготовления грифа бас-гитары

Гриф бас-гитары обычно делается из одного куска дерева, но для достижения прочности его могут склеивать из нескольких пород. Наиболее подходящими материалами для грифа, а также его накладки считаются клен, махагони, палисандр, падук африканский, бубинга и другие.

Клен обладает упругой и крепкой структурой, что является одним из важнейших параметров при выборе древесины в данном случае. Для грифа бас-гитары также подходит махагони, так называемое красное дерево, которое по своей твердости и прочности заметно уступает клену, но зато придает инструменту теплый и плотный звук. Падук африканский имеет довольно твердую древесину и, в отличие от красного дерева, не нуждается в дополнительной доработке. Звучание его близко к звучанию клена, а качество материала напоминает палисандр.

Палисандр, или розовое дерево, обычно используется для накладки на гриф, гораздо реже из него делают корпус всей бас-гитары, поскольку эта порода дерева принадлежит к наиболее тяжелым. К тому же, это еще и очень дорогой материал, который также эффектно выглядит – темно-коричневый цвет с красными полосами. Для грифа бас-гитары прекрасно подходит бубинга, или африканский палисандр, твердое и плотное дерево с красно-коричневым оттенком. Палисандровая древесина отличается теплым звучанием.

Специфика производства деки бас-гитары

Самые распространенные виды дерева для изготовления деки бас-гитары – ясень, ольха, липа, махагони, зебрано, венге и другие.

Ясень является плотным и красивым материалом. Ему присуще такое же плотное и четкое звучание, но при этом присутствует теплота и мягкость звука. Ольха как самое универсальное сырье, в том числе для бас-гитары, имеет множество преимуществ и в яркости, насыщенности звучания, и в сравнительно небольшом весе.

Липа, прежде всего американская, придает звучанию бас-гитары красоту и певучесть. Это дерево не может похвастаться особенной привлекательностью, потому инструменты из него покрываются краской. Структура древесины махагони довольно равномерная, к тому же эта порода имеет средний вес. Бас-гитары из данного материала изготовляются для разных стилей, звучат они тепло и приятно.

Зебрано имеет очень красивый вид, но, к сожалению, также и немало весит. Венге – тоже не легкое дерево, подобное до зебрано, однако более темное – чаще всего, шоколадного цвета с черными полосами. Данная древесина часто применяется для ламинирования или шпона корпуса.

Свойства древесных пород для бас-гитары

Материал гитары исполняет такие важные функции:

  • усиливает звук;
  • придает звуку определенную окраску;
  • увеличивает продолжительность звучания (так называемый сустейн).

Дерево дереву рознь, и, как показывает опыт, две одинаковые гитары сделать практически невозможно – все равно будет разница в оттенке звучания. Причина в этом не только само сырье, а также способ его распила, методика обработки и прочие профессиональные тонкости.

Например, разные виды ясеня или клена во многом отличаются. Американский ясень значительно легче плотного европейского, потому звучит теплее и ярче. Волнистый клен обладает мягкой структурой, а так называемый «птичий глаз» – более плотной.

Хотя все зависит от стилевых и звуковых предпочтений исполнителя.

Нужно помнить, что инструменты из более плотной древесины дают более чистый и яркий звук, а у изготовленных из дерева с меньшей плотностью он получается более сочный. Кроме того, светлые породы дерева обычно звучат гораздо ярче по сравнению с темными. Надо также отдать должное текстуре инструмента: чем равномернее она распределена и чем ярче выражена, тем выше стоимость изделия.

Источник

Дерево для бас гитар — equipment.craft.guitars — Форумы для гитаристов

Возможно аналогичные темы уже были, но хотелось бы как то подитожить опыт многих людей — мастеров, любителей, музыкунтов. Большинство статей, которые я нашёл в интернете относится к гитарам, а к бас гитарам по минимуму. Хотелось бы услышать Ваше мнение как дерево влияет на звук бас гитары.

Вот что я для себя понял проанализировав различную информацию (всё что следует далее ИМХО, и на истину не претендует).
И так разберёмся, что же влияет на звук басухи (электроники не будем касаться и способа крепелния струн и т.п.) в плане дерева:
1) Материал грифа, который состоит в свою очередь из собственно грифа и накладки. Материал у них может быть разный, так же гриф может быть клеёный из нескольких сортов дерева.
2) Материал деки, которая может быть клеёной и (или) иметь топ, соответственно тоже из разных пород.
Разумеется применение различных материалов для элементов бас гитары существенно будет влиять на звук. Теперь по порядку

Накладка грифа
Может изготавляться из — палисандра, клёна, венге, эбони и многих других неведомых мне малоиспользуемых экзотических и не очень пород.
Клён делает звук более звонким, читаемым;
Палисандр более мягким и плотным звуком;
Венге, эбони и пр. я не знаю какие звуковые свойства придадут гитаре. Особенно интересует венге, потому что эбони и другую экзотику мне не найти.
Гриф Для него основным материалом служит клён, благодоря своим физическим свойствам, также используется красное дерево (в соновном для электрогитар), венге, а также различные вставки из других пород при склейке. Красное дерево наверное (или вставки из него) должны придавать больше мяса звуку, но бас гитар с грифом из красного дерева я не встечал.
Дека
Ольха — универсальное дерево, т.к. обладает широким спектром. подходит для всех видов музыки.
Ясень — более звонкое, будет больше стекла, подойтёт для слэпа.
Бубинга — т.к. используется в основном для бас гитар, значит должна дать плотные низы, и быть немного глуховата. Судя по Варвикам подходит для металла.
Клён — для топов чтоб подчеркнуть верха
Венге — неясно какой звук даёт
Красное дерево — так же неизвестно применяется ли для бас гитар.

Вот и интересно мне как какое дерево будет звучать, как будет звучать в сочетании с различными топами, грифы клеёные из разных сортов. Возможно кто нибудь посоветует удачные сочетания пород. Всем милости прошу в тему. Поправьте меня если что не так. Предлогайте «свои рецепты». А также интересно мнение о звучании различных пород, в том числе экзотических.

Красное дерево — так же неизвестно применяется ли для бас гитар.

Еще как и довольно часто. Просто большие корпуса бас-гитар из махагони будут очень тяжелыми. У самого такой бас, пятиструнка, весит, ну.. на глаз в районе 10+ кг =)

А кленовый топ делают для красоты, чаще срез корней красивый какой-нибудь, не для звука, повторюсь, для красоты =)

Еще как и довольно часто. Просто большие корпуса бас-гитар из махагони будут очень тяжелыми. У самого такой бас, пятиструнка, весит, ну.. на глаз в районе 10+ кг =)

А кленовый топ делают для красоты, чаще срез корней красивый какой-нибудь, не для звука, повторюсь, для красоты =)

А я думаю всё таки влияет. либо просто это называется по другому (не топ), а склейка «бутербродом» всё таки влияет на звук, не помню где читал.

Из статьи чуть выше: «Например, очень плотная древесина бубинга дает менее яркий звук, чем древесина клена, не такая плотная, зато очень тяжелая (если говорить о восточном клене)».

ШТА. Кто-нибудь может мне пояснить это?

И, вообще, статья слабая

Из статьи чуть выше: «Например, очень плотная древесина бубинга дает менее яркий звук, чем древесина клена, не такая плотная, зато очень тяжелая (если говорить о восточном клене)».

ШТА. Кто-нибудь может мне пояснить это?

в предпоследнем своём проекте (5-стр федька джаз бас) попробовал использовать такую схему:

гриф — клён+накладка венге, корпус — ольха+топ-орех(переклей-клён).

всё это подзвучил активными ёжиками (EMG).

друзья, пробиваемость охрененная, В МИКСЕ ЛЕЖИТ ПРЕКРАСНО .

фотка конечно так себе. но, другой нет, да и вопрос не в этом .

Источник

Оцените статью