Породы деревьев для пианино

Из какого дерева делают пианино? В чём заключаются правила выбора?

Знаете ли вы, из какого дерева делают пианино? Этот инструмент не так уж и прост. Для его изготовления необходимо немало времени и сил. Звучание инструмента зависит в первую очередь от его конструкции. Поэтому необходимо знать, из какого дерева делают пианино, прежде чем приступать к производству, если вы вдруг решили заняться этим делом. Следует знать, что существует очень много различных нюансов.

Из какого дерева делают пианино? Правила выбора

Итак, подробнее. Из какого дерева делают пианино? В расчёт принимаются и страна, и лес, в котором оно растёт. К примеру, дека рояля «Фациоли» изготавливается из дорогой красной ели. Произрастает она во всемирно известном итальянском лесу, в котором бывал даже сам Страдивари. Возможно, именно здесь кроется и тайна знаменитых скрипок. На фабрике «Фациоли» эти ели нарезаются на тоненькие дощечки, которые после этого друг к другу приклеиваются. Так изготавливается дека.

А что же основная часть инструмента? Из какого дерева делают пианино, точнее, его корпус? Варианты также могут быть разными. Обычно это красное дерево или бук. Главный нюанс в том, что склеивается корпус из целых восемнадцати слоёв древесины, после чего ему и придаётся характерная форма. Бывает, что на эту процедуру уходит полгода.

Кроме того, в инструменте размещено немало других деталей, миниатюрных в том числе. Каждая из них изготавливается из разных пород дерева. Крышка пианино, например, может быть сделана из тополя; молоточки, бьющие по струнам, – из ореха или граба. В принципе, каждая фирма обладает своими секретами.

Какое бы дерево ни было выбрано, изначально его необходимо тщательно просушить. Инструменты из свежесрубленного материала хорошими не получаются. Занимает процесс высушивания около двух лет. Для этого необходимо время и свежий воздух.

Создание корпуса

А если вопрос поставлен так: из какого вечнозелёного дерева делают пианино? Ответ прост: это — красная ель, реже — сосна. Хотя как уже указывалось выше, это может быть и совсем другое дерево — лиственное. Как только оно выбрано, можно приступать и к изготовлению корпуса. Клеится он из восемнадцати слоёв (иногда из двадцати). В итоге получаются знакомые очертания: характерная крыловидная форма. Формируется корпус вручную. Времени это занимает немало. Иногда заказчикам приходится ждать около полугода, прежде чем мастера приступают к последующей обработке. Впрочем, все эти процессы работы с деревом логике и точным расчётам не подлежат. Многое зависит от интуиции, огромного опыта и, конечно же, простого везения.

Отделка

То же самое касается вопроса «Из какого хвойного дерева делают скрипки?». Пианино, рояли, гитары (корпуса) изготавливают из разных его пород. Но есть и ещё один важный момент – отделка. Каждый инструмент может от прочих своих «собратьев» заметно отличаться. Всё зависит от фантазии мастера. Для отделки нередко используются орех, вишня, тис, груша, лимон, бук, клён, дуб. Реже встречаются красное и чёрное дерево или палисандр. В самых редких случаях – вавона, платан, сикомор, секвойя, красный вяз и мирт. Для изготовления самых изысканных экземпляров материалы везут со всего мира. Даже из Африки и Юго-Восточной Азии.

Поверхность инструмента может оставаться матовой, полироваться или покрываться лаком. Многие фирмы имеют свои «рецепты». А для некоторых инструментов даже создаются отдельные виды лака. Иногда пианино инкрустируют драгоценными камнями или перламутром.

Дека является одной из самых важных деталей пианино. Без неё инструмент звучал бы очень слабо. Деревянный щит, склеенный из отдельных досок, размещается над струнами в вертикальном положении в пианино, в отличие от рояля, в котором он располагается над струнами горизонтально.

Кстати, дека не только усиливает звук, она ещё и формирует тембр инструмента. Причём слышно в основном благодаря ей не струны, а именно звучание дерева. Изготавливается она из сосны или резонансной ели. Дерево подбирается с особой тщательностью: с узкими прямыми слоями и без сучков. Само собой, оно также должно быть выдержанным и сухим.

Интересный факт

Казалось бы, каждый мастер-производитель знает о том, из какого дерева делают скрипки и пианино. Но и это не всё! В 1870-х годах большую популярность в Европе приобрела мебель, изготовленная из бамбука. Из этого материала делали жардиньерки, столы… В итоге изготовлено было даже пианино! Одним словом, инструмент может быть сделан не только из дерева, но и даже из травы!

Источник

Из какого дерева делают пианино

Не всякая древесина подойдёт для изготовления музыкального инструмента, в том числе для пианино. Для изготовления инструмента требуется так называемая резонансная древесина, хотя с физической точки зрения, такое название не совсем верно. Слово резонанс происходит от французского слова, которое в дословном переводе означает «звучу в ответ». Для изготовления музыкального инструмента подходит орех, дуб, береза. Но наиболее звучащей является древесина из ели.

Чтобы изготовить хорошее пианино с качественным звуком, как было сказано ранее, подойдет древесина из ели. Однако не каждая ель одинаково звучит. Необходимо знать некоторые условия произрастания такого дерева. Резонансная ель произрастает преимущественно на склоне леса с северной стороны, где солнце не так жарко. Грунт, в котором растет дерево, должен быть средним, то есть не слишком плодородным, но и не слишком тощим. В таких условиях будущий инструмент должен расти более века. Но не просто расти, но и не пострадать от сильного ветра или жуков-короедов.

После определения дерева для изготовления пианино, окончательный вердикт можно будет вынести только после распила, сушки и выдержки древесины в мастерской. Также резонансное дерево не должно иметь пороков в виде сучков, завитков и других. Кольца ствола должны быть одинаковой ширины, а при распиле радиальным способом быть параллельными и прямыми.

Не раз пытались заменить еловую древесину другой, но попытки не увенчались успехом. Исследователь девятнадцатого века в ходе экспериментов выяснил, что скорость звука в еловой древесине больше в 15 раз, чем в воздухе.

Ввиду особенностей музыкальной древесины, её достаточно сложно отыскать, что сказывается на цене материала за кубометр, а это соответственно на цене качественных инструментов.

Древесину принято выбирать не на глаз, а по вычислениям характеристик по определенным формулам, соответствующим Госстандарту. Основной критерий называется акустическим коэффициентом. Музыкальная древесина сочетает несочетаемое: низкую плотность, высокую жесткость и высокую скорость проведения звука.

Качественную древесину также можно определить по её блеску. Музыкальное дерево имеет нежный серебристый блеск. Определяющим свойством является и запах, резкость которого определяется количеством содержащейся смолы. Чем больше смолы, тем хуже акустические характеристики древесины.

Таким образом, факторами, влияющих на выбор акустической древесины, являются порода дерева, условия его произрастания, внутреннее строение, порода и физические характеристики.

Теперь можно смело ответить на главный вопрос: из какого дерева делают пианино, — из «правильной» звучащей резонансной ели.

Источник

Породы дерева для изготовления музыкальных инструментов

По традиции музыкальные инструменты производятся из материалов с резонирующими свойствами высокого качества, выдерживающихся в природной среде в течение многих лет для сохранения акустических качеств и стабильной структуры. Резонансное дерево заготавливается исключительно в холодное время года. Ель и пихта уникальны по своим музыкальным свойствам.

Для создания деки практически в каждом музыкальном инструменте берется ель или пихта. Специалисты с особенно внимательно выбирают так называемую резонансную древесину. Ствол дерева не должен иметь изъянов и быть с одинаково широкими годичными кольцами. Дерево сушится естественным образом от десяти лет или больше. При изготовлении музыкальных инструментов исключительное значение имеют резонансные свойства древесной породы. В этом случае больше других подходит ствол ели, пихты кавказской и сибирского кедра, так как их сила излучения является наибольшей. По этой причине данные виды дерева включены в ГОСТ.

Одним из необходимых требований при создании музыкальных инструментов является в выбор дерева. Наибольший интерес для мастеров в течение многих веков представляли резонансные породы ели. Приобретать сырье нужного качества было трудно, поэтому мастерам приходилось самостоятельно заниматься заготовкой дерева при изготовлении инструментов.

Достаточно давно стали известны места произрастания ели с нужными свойствами. Главный скрипичных дел мастер российского направления ХХ века Е.Ф.Витачек, помечал в своих трудах территории, на которых произрастала ель. В саксонской и богемской видах ели большое количество смол, она не может использоваться при изготовлении инструментов высшего класса. Наилучшим сырьем считалась ель из Италии и Тироля. Изготовители лютен выписывали тирольскую древесину из города Фюссен, что между Баварией и Тиролем, а итальянский вид из порта Фьюме на Адриатике.

В горах возле Фьюме в Италии леса практически не растут. Поэтому можно предположит, что ель была не из Италии, а из Хорватии или Боснии. Также была дополнительная территория, откуда привозилась ель для мастеров из Италии — это были черноморские портовые города — ель из России, Кавказа и с Карпат. Как писал Витачек, с тех пор как работал Н.Амати, на крайних деках инструментов чаще используется ель тяжелее, плотнее и грубее, а клен наоборот имеет невысокую плотность. Это очень хорошее сочетание: звук становится похож на звук человеческий голос. Итальянские мастера всегда использовали именно такое сочетание кленовой и елейной древесины.

Однако подобные свойства ель может иметь исключительно, если произрастает на нужном уровне относительно морской поверхности, то есть в Альпах или на Кавказе. Разновидность породы «Picea orientalis» произрастающая в высокогорьях Кавказа и Малой Азии на высоте от километра до двух с половиной, по своим качествам похожа на наилучшие виды ели европейского высокогорья. Как правило она растет по соседству с пихтой Нордмана или кавказской (Abies nord-manniana), которая тоже обладает отличными акустическими характеристиками. Знаменитые российские производители скрипок начала ХХ века в большинстве случаев брали для создания инструменты как раз ель с Кавказа.

Породы древесины, применяющиеся при изготовлении музыкальных инструментов

При создании щипковых инструментов невысокой стоимости возможно использование отходов от заводов по деревообработке, брусья и доски домов, предназначенных под снос, части мебелировки и отработанной тары. Но данные материалы нуждаются в особой сушке и селекции. При создании высококлассных инструментов требуется использовать нераспространенные виды деревьев.

Инструментальные деки и иные части изготавливают из ели с резонансными свойствами. Разные подвиды ели растут почти повсеместно в России. В качестве резонансной берут ель, преимущественно в центральной части России. Ели севера России более популярны и лучше по своим физико-механическими качествам. Одним из наилучших достоинств является наличие маленьких годичных колец, делающих дерево упругим и подходящим как резонансное.

Резонансные деревья отбираются из основного количества подготовленных пиломатериалов на складах лесных хозяйств. Эти бревна идут на лесопилки, там они распиливаются на 16-миллиметровые доски. С целью приобретения большего количества древесины бревна пилят в шесть приемов.

На древесине для музыкальных инструментов не должно быть сучков, кармашков со смолой, свилеватости и прочих изъянов. Это является жестким требованием качества. Еловая древесина имеет белый цвет и слабый желтый оттенок, а при соприкосновении с открытым воздухом со временем становиться довольно желтой. Послоевое строгание и циклевка ели происходит без проблем с чистым и глянцевитым срезом. Шлифовка придает поверхности древесины бархатистость и слабый матовый блеск.

Пихта

Помимо ели для получения резонансной древесины можно брать пихту, произрастающую на Кавказе. Она не имеет много отличий от ели как внешне, так и при проверке физико-механических параметров.

Береза

Березовые леса составляют две трети общего количества лесов России В промышленном производстве используется береза бородавчатая и береза пушистая. По цвету березовая древесина белая, иногда имеет желтоватый или красноватый оттенок, легко поддается обработке. Во время тонировки краситель впитывается равномерно, и тон получается ровным. Если березовую древесину просушить равномерно и выдержать достаточное количество времени, то ее можно использовать при производстве таких частей музыкальных инструментов, как грифы и клепки. Помимо этого, из березы делают фанеру, которая служит для производства корпусов гитары. Отделывают инструменты чистым или крашеным шпоном березы.

Бук часто используется при изготовлении музыкальных инструментов. Части грифов, подставок и корпусов гуслей и других частей щипковых в музыкальной промышленности делают из букового дерева. Бук растет в юго-восточной части России. Цвет буковой древесины розоватый с крапчатым рисунком. Хорошие резонансные свойства бука делают его подходящим для создания инструментов. Буковую древесину обрабатывают и шлифуют вручную. При окрашивании на поверхности сохраняются полосы, которые видны при отделке прозрачным лаком.

Для имитирования черного дерева прокрашенный граб используют при производстве грифов и корпусов. Также грабовая древесина имеет твердую и прочную структуру. Граб растет на Крымском полуострове и в горах Кавказа. Грабовая древесина белая с серым оттенком. Древесина неплохо строгается, но полировке поддается с трудом.

Клен является столь же востребованным при создании дорогих музыкальных инструментов, как и резонансная ель. Корпуса струнных инструментов из кленового дерева придают хорошее звучание. Виды клена явор и остролистный применяются наиболее широко. Данные виды растут на Крымском полуострове, в предгорьях Кавказа, и в Украине. Кленовое дерево отлично гнется, а его древесная масса обладает существенной плотностью и вязкостью. По текстуре это полоски темного цвета на розово-сером фоне. При нанесении лака на клен явор получается красивая перламутровая поверхность. Если окрашивание выполнено правильно, данное свойство клена усиливается.

Красное дерево

Данное имя носит несколько видов дерева, обладающих различными оттенками красного цвета. В основном так называют махагон, который растет в Центральной Америке. Этот вид дерева используется и для производства грифов, так как обладает хорошими механическими свойствами. Если распилить ствол поперек, и сделать прозрачную отделку, то выглядеть это будет очень красиво, хотя и неудобно для обработки.

Палисандр

Это несколько пород, которые растут в Южной Америки. Древесина палисандра хорошо поддается резке и полировке, но в данном случае необходимо заполнение пор и полировке. Во время обработки появляется особый сладковатый запах. Палисандр обладает очень твердыми и прочными волокнами, цвет от фиолетового до шоколадного, его используют при создании струнных инструментов.

Черное дерево

Вид эбенового дерева, которое растет в Южной Индии. Из эбеновой древесины производят наилучшие грифы и корпуса. Высочайшие механические качества дерева обеспечивают инструментам нужную прочность, твердость. При большем весе грифа при использовании эбеновой древесины смещается центр тяжести инструмента в сторону грифа, это очень ценится профессиональными исполнителями. Панцирь эбеновой древесины при соответствующем полировании позволяет избежать призвуков если медиатор соскакивает со струны. Накладки грифов из эбеновой древесины устойчивы к истиранию и отлично держат лады.

Источник

Оцените статью