Роганова И. Ред.-сост. Народные песни. Обработки российских композиторов XX–XXI вв. для детского (женского) хора a cappella
Сборник состоит из трех разделов.
В первом разделе собраны простые трехголосные обработки для старшего хора a cappella. Этот материал может изучаться на занятиях хора как учебный репертуар и исполняться в концертном варианте детскими хорами.
Второй раздел содержит обработки народных песен a cappella в 4–6-голосном изложении для концертных старших хоров с развитым многоголосием, полифоническими приемами развития, отклонениями и модуляциями, со хроматизмами в голосах, с более широким диапазоном в каждой из партий.
Завершается сборник разделом «Авторские произведения фольклорного направления», в который включены, в частности, несколько произведений на стихи С. Есенина и А. Прокофьева, написанные в стиле концертных обработок народных песен.
Содержание:
И. Роганова. Народная песня в репертуаре детских (женских) хоровых коллективов
ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН ДЛЯ СТАРШЕГО ХОРА (ТРЁХГОЛОСИЕ)
1. Дуня-тонкопряха. Русская народная песня. Обработка А. Маслова
2. Я на горку шла. Русская народная песня. Обработка Н. Ткаченко (посмотреть ноты)
3. Я посею ли, млада-младенька. Русская народная песня. Обработка неизвестного автора
4. А я по лугу. Русская народная песня. Обработка неизвестного автора
5. Ах ты степь широкая. Русская народная песня. Обработка неизвестного автора
6. Как у нас было на улице. Русская народная песня. Обработка Н. Ерошенко
7. В сыром бору тропина. Русская народная песня. Обработка О. Кузнецова
8. Во саду ли, в огороде. Русская народная песня (плясовая). Обработка П. Кухнова
9. Как по морю. Русская народная песня. Обработка А. Свешникова
10. В деревне мы жили. Русская народная песня. Обработка В. Кожина
11. Звончатые гусли. Русская народная песня. Обработка М. Грачёва
12. Пойду ль я, выйду ль я. Русская народная песня. Обработка В. Комарова
13. Вейся, вейся, капустка. Русская народная песня. Обработка А. Сапожникова
14. Дедушка с бабушкой чистили кулигу. Русская народная песня (скороговорка). Обработка Г. Струве
15. Рябинушка. Русская народная песня. Обработка Д. Смирнова
16. Уж ты поле моё. Русская народная песня. Обработка Н. Боголюбовой
17. Селезень и утка. Русская народная песня. Обработка А. Чернецова
18. Стояла берёзонька. Русская народная песня. Обработка В. Попова
19. Как в лесу, лесочке. Русская народная песня. Обработка С. Строкина
20. Про Фому и про Ерёму. Русская народная песня (шуточная). Обработка Л. Сивухина
21. В сыром бору. Русская народная песня (хороводная лирическая игровая). Обработка И. Ельчевой
22. Дрёма. Русская народная песня. Обработка А. Думченко
23. Земелюшка-чернозём. Русская народная песня. Обработка А. Логинова
24. Ой, кулики, жаворонушки. Русская народная песня. Обработка А. Логинова
25. Сел комарик на дубочек. Белорусская народная песня. Обработка А. Логинова
26. Солдатушки, бравы ребятушки. Русская народная песня. Обработка А. Логинова
27. Перепёлка. Русская народная песня. Обработка В. Соколова
28. Добрый мельник. Литовская народная песня. Русский текст Н. Найдёновой и А. Рождественской. Обработка В. Соколова
29. Ой, зелёная ты дубравушка. Украинская народная песня. Русский текст К. Алемасовой. Обработка В. Соколова
30. Пойду ль я, выйду ль я. Русская народная песня. Обработка В. Соколова
31. Здравствуй, гостья зима! Русская народная песня. Обработка В. Соколова
ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН ДЛЯ КОНЦЕРТНЫХ ДЕТСКИХ И МОЛОДЁЖНЫХ ХОРОВ
32. Степь да степь кругом. Русская народная песня. Обработка А. Логинова (посмотреть ноты)
33. Как у дедушки Петра. Русская народная песня. Обработка А. Логинова
34. Сад по горе. Русская народная песня (свадебная). Обработка А. Логинова
35. Сама садик я садила. Русская народная песня. Обработка А. Логинова
36. Не одна во поле дороженька. Русская народная песня. Обработка А. Логинова
37. У меня ль во садочке. Русская народная песня. Обработка А. Логинова
38. Купаленка — ночь маленька. Русская народная песня. Обработка А. Логинова
39. Ох, у меня есть дружок тайный. Русская народная песня. Обработка А. Логинова
40. Не долго веночку. Русская народная песня (вятская). Обработка В. Гребёнкина
41. Ой, полно, Ванька, по компаньицам ходить. Русская народная песня (вятская). Обработка В. Гребёнкина
42. Проявили девки моду. Русская народная песня (вятская). Обработка В. Гребёнкина
43. Александровска берёза. Русская народная песня (вятская). Обработка В. Гребёнкина
44. Баю-баю, зыбаю. Русская народная песня (вятская). Обработка В. Гребёнкина
45. Горенка, горенка новая. Русская народная песня (вятская). Обработка В. Гребёнкина
46. Во поле берёза стояла. Русская народная песня (хороводная). Обработка И. Ельчевой
47. Шили девицы ковёр. Русская народная песня (плясовая). Обработка И. Ельчевой
48. Не кукуй, моя кукушка. Русская народная песня. Обработка А. Ларина
49. Поднялась погодка. Русская народная песня. Обработка А. Свешникова
50. Повянь, бурь-погодушка. Русская народная песня. Обработка А. Свешникова
51. Уж ты сад. Русская народная песня. Обработка В. Калистратова
52. Козушка моя серая. Русская народная песня (свадебная хороводная). Обработка В. Калистратова
53. Веснянка. Народные песни. Обработка А. Чернецова
54. Iшла калiда. Белорусская колядка. Запись А. Гриневича. Обработка А. Чернецова (посмотреть ноты)
55. Распойду я, выйду я. Русская народная песня. Обработка А. Чернецова
56. Раным-рано. Волочебная песня Смоленской области. Обработка А. Чернецова
57. Как по морю. Русская народная песня. Обработка Е. Земцова
58. Всё бы я по горенке ходила. Русская народная песня. Обработка Е. Земцова
59. Ты рябина ли, рябинушка. Русская народная песня. Обработка В. Соколова
60. Ты не стой, не стой, колодец. Русская народная песня. Обработка В. Соколова
61. В сыром бору тропина. Русская народная песня. Обработка В. Соколова
62. Повянь, повянь, бурь-погодушка. Русская народная песня. Обработка Вл. Соколова
63. Я пойду ли, молоденька. Русская народная песня. Обработка Вл. Соколова
64. Таусень. Русская народная песня. Обработка Вл. Соколова
65. В вишнёвом саду. Русская народная песня. Запись В. Орлова. Обработка Вл. Соколова
66. Я пойду ли, молоденька. Русская народная песня. Обработка С. Смирнова
67. Как у наших у ворот. Русская народная песня. Обработка С. Смирнова
68. Посеяли девки лён. Русская народная песня. Обработка С. Смирнова
69. Порушка-Параня. Русская народная песня. Обработка В. Комарова
70. Как в лесу, лесочке. Русская народная песня. Обработка В. Комарова (посмотреть ноты)
71. Ах ты ноченька. Русская народная песня. Обработка В. Комарова
72. Две русские прибаутки. Обработка С. Мухановой
1. Андрей-воробей
2. Сорока, сорока
73. Ах, Самара-городок. Русская народная песня. Обработка О. Юргенштейна
74. На горе-то калина. Русская народная песня. Обработка А. Ежова
75. Как при лужке, при лужке. Русская народная песня (Нижегородского края). Обработка А. Ежова
76. На речке, на речке, на том бережочке. Русская народная песня. Обработка В. Новоблаговещенского
77. Ветры буйны подымалися. Русская народная песня (из свадебного обряда Тульской области). Запись Н. Фаризовой. Обработка В. Новоблаговещенского
78. У нас было рано на заре. Русская народная песня (из свадебного обряда Тульской области). Запись Н. Фаризовой. Обработка В. Новоблаговещенского
79. Пахал Захар огород. Русская народная песня. Обработка Л. Сивухина
80. Ах ты степь широкая. Русская народная песня. Обработка Ю. Славнитского
81. Как кума-то к куме. Русская народная песня. Обработка В. Ходоша
82. Над морем глубоким. Русская народная песня (Брянской области). Обработка Т. Чудовой
83. Ты рябина ли, рябинушка. Русская народная песня. Обработка О. Розовой
84. Калинка. Русская народная песня. Обработка О. Галахова
85. Ой, горенка. Русская народная песня. Обработка В. Гончарова
86. Уж вы мои ветры. Русская народная песня. Обработка А. Флярковского
87. У нас нонче субботея. Русская народная песня. Обработка Л. Сибирцевой
88. Жавороночки, прилетите. Белорусская народная песня. Перевод Н. Журавленко. Обработка И. Журавленко (посмотреть ноты)
89. Пироги. Русская народная песня. Обработка Б. Карандасова
90. Чикилики-микилики. Русская народная песня. Обработка А. Новикова
91. Ах ты степь широкая. Русская народная песня. Обработка А. Козлова
92. Во кузнице. Русская народная песня. Обработка Е. Петрова
93. Повянь, бурь-погодушка. Русская народная песня. Обработка Р. Бойко
94. Во зелёном во бору. Северная скоморошина. Обработка неизвестного автора
АВТОРСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
95. И. Арсеев. Бабушка-куделенка. Из триптиха «По мотивам русского фольклора». Слова народные
96. А. Ларин. Свят, свят Благовестье. Из цикла «Благовестье» для женского (детского) хора. Слова народные
97. А. Ларин. Не шум шумит, не гром гремит. Из оратории «Русские страсти». Слова народные. Переложение для детского (женского) хора автора
98. А. Жаров. Два фрагмента из Русского концерта. Слова народные
1. Скворцы прилетели
4. Скоморошина
99. А. Ленский. Колыбельная. Слова А. Прокофьева
100. С. Смольянинов. Фома и Ерёма. Шуточная песня. Слова народные
101. Ю. Толкач. Сорока-белобока. Слова народные (посмотреть ноты)
102. С. Зятьков. Колесо. Из цикла «Небывальщина». Слова народные
103. П. Кухнов. Ой, купало. Стихи С. Есенина
104. А. Висков. За рекой горят огни. Стихи С. Есенина
105. А. Висков. Страдания. Слова народные
106. А. Висков. Ой, пришло Рождество. Из хорового концерта «Христославие». Слова народные
107. А. Пахмутова. Ой, купало. Из цикла «Земля моя златая». Стихи С. Есенина
108. В. Беляков. Девичий хоровод. Стихи А. Прокофьева
Если в описании издания не указано содержание, пожалуйста, сообщите нам об этом. В этом издании не указано содержание!
Источник
Хрестоматия — Русская народная песня
Пособие для хоровых классов, курсов народных отделений музыкальных учебных заведений. Ноты для хора, тексты песен
Хрестоматия
Русская народная песня
для хорового класса
составитель С.Браз
«Музыка», 1975г.
номер 8771
Хрестоматия является учебным пособием для хорового класса на отделениях по подготовке руководителей народных хоров в высших музыкальных учебных заведениях. В ней представлен песенный материал для I—II курсов в соответствии с программой по хоровому классу, принятой в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.
Хрестоматия знакомит студентов с различными жанрами народного творчества, дает возможность познать богатство и своеобразие подлинных народных песен, понять глубину идейно-художественного содержания, совершенство их музыкальных форм, ощутить красоту и образность народной поэзии. Изучение партитур в подлинном народном многоголосии поможет освоению принципов, лежащих в основе русской песенности: непрерывности мелодического развития, подголосочности изложения хора, импровизационности вступления голосов, ладовой и метрической переменности.
Глубокое проникновение в сущность народно-песенного творчества невозможно без изучения основ народного исполнительства, без воспитания у студентов народной исполнительской манеры, которая способствует стилистически верной интерпретации народной музыки. Для овладения ею необходимо наряду с общими певческими навыками дыхания, звукообразования, звуковедения и вокальной дикции обучить студентов также и приемам, свойственным исключительно народному пению: цепному дыханию, использующемуся при исполнении медленных и скорых бесцезурных песен (оно обеспечивает непрерывность звуковедения и сохранение единого эмоционального тонуса песни на всем ее протяжении); «спаду» дыхания и скольжению звука в концах мелодических фраз, основанным на ощущении свободного выдоха (этот прием используется во многих лирических и свадебных песнях).
Песенный материал сборника позволит студентам не только приобрести необходимые навыки народного пения, но и овладеть важнейшими принципами народного исполнительства. К ним относятся:
Вариационность, проявляющаяся в изменении партий хора, в меняющемся количестве поющих голосов, а также в свободном их паузировании.
Паузирование в пределах одного слога или между слогами. Ив том и в другом случае прерываемые слоги или слова воспринимаются как недосказанные. Однако, по словам Н. М. Лопатина, «ни повторения, ни перерывы не мешают художественной цельности впечатления; напротив, этот народный прием сообщает исполнению песен тот тон эпического спокойствия и дидактический характер сказывания песни, которые так чаруют своей свежестью и силой».
Особенности говора. Например, «окающий» говор северных областей, придающий своеобразие северной манере пения, или резко отличающийся от северного «акающий» говор средней и южной полосы России. Местный колорит песен подчеркивается в песенных текстах диалектными особенностями, а также «огласовкой» согласных звуков.
Сценическое обыгрывание помогает эмоциональному раскрытию содержания песен, главным образом хороводных игровых, свадебных и плясовых.
Весь процесс обучения народному хоровому пению должен быть направлен на воспитание у студентов творческого отношения к песне, составляющего одну из главных черт народного исполнения. Развитию творческого мышления помогает разучивание репертуара в хоровом классе и участие в ансамблях разных составов, где певцы имеют возможность представить во всей полноте народную хоровую партитуру, услышать ведущий голос в окружении подголосков, наблюдать процесс варьирования основной мелодии, свободное включение и выключение голосов. Наконец, слуховой опыт студентов обогащается непосредственным слушанием народных певцов в систематически организуемых фольклорных экспедициях.
К распеванию основной мелодии напева на голоса студентам следует перейти лишь после твердого ее усвоения с полным текстом. И от того, насколько им удастся раскрыть идейно-художественную глубину песни, понять и почувствовать мелодическую ее природу, уловить в ней самое характерное, зависит успех дела. Умелое использование накопленного слухового опыта поможет студентам определить характер и стиль подголосков будущей хоровой партитуры, разработать ее исполнительский план и найти нужные тембровые краски в хоре. В данной хрестоматии помещен один из песенных образцов, распетых студентами многоголосно на основе двухголосного его варианта (см. «Ночуй, ночуй, Дунюшка», № 25).
Воспитание творческого отношения студентов к народной песне — сложный и длительный процесс. Он должен осуществляться на основе глубокого изучения ими особенностей строения народных хоровых партитур со стороны их структурно-мелодической, ладовой, ритмической и метроритмической организации. Песенный материал хрестоматии предоставляет им эту возможность.
В песнях сборника наблюдается ладовая переменность разных видов: здесь и терцовый параллельно-переменный лад («Полоса моя, полосушка», № 23), и смена одноименных мажоро-минорных наклонений («Девки, пойте перегудочки коротенькие», № 50), и перекраска доминанты («Долина, долинушка», № 5), и секундовое соотношение тональностей («Протянулася дорожка», № 58).
Основу многих песен, включенных в хрестоматию, составляют: натуральный минор («Ой, не ягодка красна», № 42), натуральный мажор («Сидела Авдотьюшка в новом тереме», № 44), миксолидийский мажор («Ох, не будите меня, молодую», № 21) и дорийский ммнор («Ты заря ли, моя зорюшка», № 38).
Есть также песенные образцы, содержащие пентатонику или ее элементы («Ой, да пыльна, пыльна эта дороженька», № 59). Своеобразны песни с опорой на увеличенную кварту («Через садик, через вишенье», № 18, «Ой, да закипучий да ключ, белый колодезь», № 33).
Довольно сложна и разнообразна ритмика помещенных в хрестоматии песен. В них встречаются ритмически сложные дробные группы, синкопы («Долина моя была, долина», № 14, «Через садик, через вишенье», № 18). В некоторых из них есть полиритмия («Вы, горы Закавказские», № 12 и «Протянулась наша степь», № 11).
Свойственная русской народной песенности сложная метроритмическая организация хоровых партитур требует в одних случаях ясного ощущения певцами более мелкого метроритмического деления сложно-смешанных тактов с мягким подчеркиванием сильных и относительно сильных долей («Долина, долинушка», № 5); в других — более крупного метрического деления на такты высшего порядка («Ой, по Питерской, Тверской», № 36), В некоторых песнях наблюдается несовпадение музыкальных и текстовых акцентов и различное их местоположение в переменном метре («Овечушки-косматушки», № 46).
Кроме знания специфики строения народных песен, будущим руководителям народных хоров необходимо и умение разбираться в музыкально-стилистических признаках той или иной стилистической зоны.
Учебная программа по хоровому классу предусматривает на первых двух курсах ознакомление студентов с двумя из них: севернорусской и южнорусской.
Ярко выраженной особенностью северной певческой традиции является подголосочная вариационность: основной напев, который обычно ведут средние голоса (альты), варьируется, образуя два-три и более подголосков. Они являются ответвлениями от основного напева и то сливаются в унисон в узловых опорных моментах развития напева, то обвивают напев узорами, отходя от него на расстояние различных интервалов («Голубь, голубочек», № 37).
Специфические черты северной полифонии отчетливо проявляются в контрастном сопоставлении тембров и регистров низких и высоких голосов хора («Обойду ли я кругом города», № 2).
Для мелодического развития северных песен характерно плавное поступательное движение. Размашистых интонационных ходов, встречающихся в песнях средней полосы, в северных песнях нет вследствие органической взаимосвязи интонационного стержня основного напева с подголосками. Северные песни изобилуют полутоновыми ходами («(Голубь сизенькой, да сизокрыленыкой», № 45).
Самобытна и их манера распева. Отдельные слоги и длинные мелодические разводы напева распеваются то ровными ритмическими длительностями, то различными ритмическими группами с использованием мелких длительностей, но обязательно с четным их соотношением («Девки, пойте перегудочки коротенькие», № 50).
При тонком, ажурном сплетении хоровых голосов северные песни отличаются плотным, но очень светлым и легким звучанием. Эмоции северных певцов сдержанны, движения, сопровождающие исполнение соответствующих песен, мягкие, пластичные.
Для южнорусского народного пения типична такая форма многоголосного распева, при которой средние голоса наиболее подвижны и интонационно самостоятельны. По вертикали все голоса сливаются в своеобразную красочную гармонию. Сочетание развитого полифонического мышления с ясным ощущением гармонической вертикали и составляет одну из особенностей фактуры песен южнорусского стиля («У нас во лугу», № 4).
Нижний голос обычно мало развит и носит характер выдержанного баса. Его мелодия образует как бы гудящий фон, на котором очень рельефно прослушиваются все остальные голоса. На басовом органном пункте возникает цепь созвучий, состоящая из функционально определенных аккордов («Ох, уж ты, Порушка-Параня», № 6).
Для различных форм южнорусского многоголосия характерна большая свобода, самостоятельность каждого голоса в развитии напева. Им свойственно противоположное движение голосов в диапазоне секунды, образующее параллелизм секунд («Ой, да закипучий да ключ, белый колодезь», № 33).
В южнорусских песнях часто встречается сопоставление двух мажорных трезвучий в секундовом соотношении («Девка по саду ходила», № 3), в ряде случаев имеет место опора на увеличенную кварту («Через садик, через вишенье», № 18).
Песни рассматриваемого стиля исполняются ярким, сочным звуком на основе светлой, звонкой манеры вокализации.
Разновидность южнорусского песенного пласта составляют донские казачьи песни. Своеобразие их многоголосного склада проявляется в двуплановости изложения: виртуозная партия «дишканта» (верхнего подголоска), партия которого отличается подчеркнутой орнаментальностью и требует настоящего мастерства исполнения на большом дыхании и в напряженной тесситуре, противопоставляется самостоятельной партии хора, создающей плотный звуковой фон («Пчёлочка златая», № 67).
Знание основных стилистических признаков различных песенных зон, умение проникать в «душу» песни, находить характерные ее черты помогут руководителю хора вдумчиво и серьезно подойти к подбору репертуара для своей концертной программы.
При отборе песен необходимым условием является разнообразие их по тематике и жанрам. Репертуар хора обязательно должен иметь методическую направленность и ставить перед коллективом определенные художественно-исполнительские задачи. При этом следует помнить о его важной роли в воспитании хорошего художественного вкуса и о расширении кругозора будущих руководителей народных хоров.
С учетом этих требований и построена хрестоматия. Она состоит из трех разделов, включающих 67 песен. В первом разделе помещены песни для смешанного хора, во втором — для женского хора, в третьем — для мужского хора. Внутри каждого раздела песни расположены по жанрам: так, первые два раздела включают хороводные и игровые, лирические, свадебные величальные, плясовые песни и частушки. В третий раздел вошли современные партизанские, историко-патриотические, лирические, трудовые артельные и плясовые песни.
Как уже говорилось, в хрестоматию включены подлинные народные песни, бытующие в разных местных вариантах. Они записаны в фольклорных экспедициях преподавателями и студентами Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Часть хрестоматийного материала взята из опубликованных в, последние годы сборников народных песен Московской, Кировской областей, Красноярского края, Поморья и других. В сборнике представлены также народные песни в обработке советских композиторов, по художественным средствам выразительности приближающиеся к подлинному народно-песенному стилю.
Все песни даются в той редакции, в какой они исполнялись студентами отделения по подготовке руководителей народных хоров Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных.
При исполнении песен с ярко выраженными областными стилистическими чертами определенную трудность составляют особенности диалекта. Они оговорены в сносках.
В конце хрестоматии помещены примечания к песням. В них сообщаются место, год записи песен, фамилии исполнителей и собирателей. Указываются также сборники, из которых взяты те или иные песенные образцы. К некоторым песням даются краткие методические рекомендации по их разучиванию.
- I. Песни для смешанного хора
- Хороводные и игровые
- Лирические
- Свадебные величальные
- Плясовые
- Частушки
- II. Песни для женского хора
- Хороводные и игровые
- Лирические
- Свадебные
- Плясовые и шуточные
- Частушки
- III. Песни для мужского хора
- Современные партизанские
- Историко-патриотические и воинские
- Лирические
- Трудовые артельные
- Плясовая песня
- Примечания
- Алфавитный указатель песен
Скачать ноты
Источник