Порядок нажатия клавиш пианино

Ноты цифрами на пианино. Как играть?

Вы с легкостью сможете сыграть большое количество произведений, даже не зная нотной грамоты. Все, что вам нужно – это распечатать разноцветные наклейки с изображением нот и наклеить на нужные клавиши согласно схеме.

Запомните! Между нотами СИ и ДО, МИ и ФА нет черной клавиши. Поэтому при расклейке клавиш помните об этом, а также смотрите на нашу схему:

Скачайте и распечатайте наклейки на клавиши

Поскольку клавиши «настоящего пианино» по размеру отличаются от детского игрушечного пианино, то мы предлагаем Вам несколько вариантов наклеек (основные ноты — 2 см в ширину, черные клавиши 1,5 см, основные и черные клавиши — 1 см):

Распечатать их можно в любом фотосалоне. Цветная печать на страницах А4.

Как нужно играть?

Выберите интересную песню в разделе «Музыкального развития» и распечатайте схему игры. Для удобства вам предлагаются несколько схем.

Пример схемы с цифрами, где изображены клавиши пианино и используемые ноты

Пример подробной схемы с пошаговым нажатием клавиш

Для того чтобы мелодия в вашем исполнении максимально была приближена к оригиналу необходимо соблюдать все паузы, ритм и темп. Для этого прослушайте аудио файл в статье.

У каждой песни есть видео инструкция. Она поможет понять, как нужно играть …

Если песни, которую вы хотели бы сыграть нет в нашем каталоге, то напишите нам письмо и, возможно, мы добавим разбор песни в самое ближайшее время.

Источник

(11) Стандартное нажатие клавиш; Легато, Стаккато

Обычное нажатие клавиши состоит из трех основных компонентов: нажатие движением вниз, удерживание и снятие руки. Возможно, это звучит так, словно здесь совершенно нечему учиться, но это не так, потому что у каждого компонента есть своя цель и метод, и пианист должен знать, как контролировать шпиллер, контрфенгер и плечо гаммербанка при помощи клавиш (Аскенфельд, Андерс, ред.), и мало кто из новичков делает это правильно.

Движение вниз (нажатие) — это то, что создает звук; это должно быть одиночное ускоренное движение, с контролем громкости. Время, затрачиваемое на это движение, должно быть предельно точным. Когда нужно играть «глубоко в клавиши», это не означает, что первоначальное движение должно замедляться; оно должно ускоряться в течение всего времени на пути к клавише, чтобы не потерять контроль. Проверьте сами: начинайте нажимать на клавиши медленнее, а не ускоряйтесь в конце. «Ускоренное действие» фортепиано Стейнвей работает, потому что движение молоточка ускоряется, когда под сукно в центральной части клавиатуры помещают круглую втулку (см. п. 5 в (80) Структурная Схема Фортепиано, где показано, что на месте этой круглой втулки может быть просто войлочное сукно). Из-за этого место шарнира подается вперед вместе с нажатой клавишей, а значит, передняя часть клавиши укорачивается, а задняя — удлиняется, при этом капстан двигается быстрее для постоянного нажатия клавиши. Этот пример иллюстрирует, как важно ускорять нажатие клавиши для получения хорошего звука, и как заботятся об этом конструкторы фортепиано. Эффективность «ускоренного действия» сама по себе противоречива, потому что существуют отличные фортепиано без этого механизма — в этом случае ускорение полностью контролируется пианистом. Очевидно, что для пианиста важнее контролировать ускорение, чем полагаться на инструмент. Однако этот фактор может объяснить, почему подавляющее большинство концертирующих пианистов предпочитает фортепиано Стейнвей. Добавление механизма ускорения должно быть обычным делом, но это может оказаться бессмысленным, если не будет эффекта гаммербанка. Для удара по клавишам вниз нужны хороши развитые мышцы-сгибатели, а также навык расслабления сразу после взятия ноты.

Удерживание клавиши подразумевает удерживание молоточка, с использованием контрфенгера (п. 26 в (80) Структурная Схема Рояля) для точного контроля продолжительности ноты — это означает, что пианист должен регулировать силу нажатия клавиши во время ее удерживания. Если не удерживать клавишу, молоточек будет «болтаться», что может стать причиной проблем при игре повторяющихся нот и трелей. Таким образом, удерживание особенно важно для трелей. Новичкам всегда трудно делать быстрый переход от движения вниз к расслабленному удерживанию. Когда удерживаете ноту, не давите на клавишу, пытаясь сделать звук «еще глубже в фортепиано», потому что это, напротив, приведет к лишнему напряжению, боли в суставах и даже травмам. Может быть, в самом начале вы еще не будете давить на клавиши так сильно, но после нескольких лет неправильной практики студенты в итоге все-таки приобретают эту дурную привычку и играют, вкладывая просто невероятную силу. Помните, что гравитации вполне достаточно для того, чтобы клавиша оставалась нажатой и молоточек держался в нужной позиции. Именно длина удерживания ноты придает ее звучанию окраску и выразительность; следовательно, это очень важная часть музыкального исполнения и, возможно, наиболее трудная для контроля.

Во время снятия руки с клавиши модератор опускается на струны и прерывает звук. Как и удерживание, снятие также определяет длительность ноты. Снимать руку с клавиши нужно быстро, чтобы контролировать точную продолжительность ноты. Если модератор опустится недостаточно быстро, струна завибрирует, и получится гудящий звук. Поэтому пианист должен развивать быстроту мышц-разгибателей. Многие студенты, особенно играя быстро, совершенно забывают о важности снятия руки с клавиш, и игра в итоге получается разболтанной.

Обычно при игре снятие руки с предыдущей клавиши совпадает с движением вниз для нажатия следующей. Если вы раньше не пробовали играть, сосредотачиваясь на каждом элементе, начните играть последовательность «до» — «соль» (до мажор) пальцами 1-5, и практикуйте с «осознанием» каждого элемента на каждом пальце. Чтобы тренировать мышцы-разгибатели, ускорьте отрыв руки от клавиши; практикуйте быстрое снятие руки с немедленным расслаблением, но не поднимайте слишком высоко, задерживая руку в воздухе.

Эта базовая тренировка нажатия клавиш намного важнее, чем кажется большинству студентов. Очевидно, что вы не будете все время играть таким образом, так зачем же, казалось бы, практиковать это? Дело в том, что даже кратковременная практика позволит вам быстро сделать эти движения автоматическими, потому что вы начнете слышать разницу в звуках в зависимости от собственных движений. Отработка базового удара по клавишам — главный аргумент в пользу медленного постепенного подхода к изучению техники игры, используемого многими школами, например, школами Александера и Фельденкрайза.

Все пальцы, которые не играют в данный момент, должны слегка соприкасаться с клавишами. По мере того, как вы начинаете быстрее нажимать клавиши и снимать руку (примерно начиная со скорости нота в секунду), растет и напряжение; целью практики должно стать освобождение от этого напряжения. Постепенно увеличьте темп до максимального для вас, при котором вы чувствуете себя комфортно и все еще можете играть все элементы вашего фрагмента. В этом есть свое волшебство: если вы прилежный ученик, техника базового удара по клавишам окажется автоматически «встроенной» в вашу игру и при обычном темпе. Не беспокойтесь, что утратите навык этих движений, потому что вы будете отчетливо слышать разницу: звучание будет намного хуже, если эти движения неверны.

Теперь повторим то же самое на примере медленного произведения, например, 1-й части «Лунной Сонаты» Бетховена. Играем каждой рукой отдельно. Если вы не делали этого раньше, игра сразу двумя руками вместе будет неуклюжей, потому что вам придется скоординировать столько разных элементов для обеих рук. Однако, чем больше вы играете, тем лучше будет звучать произведение, тем лучше вы будете контролировать окраску и выразительность звучания. Если вы занимаетесь каждый день без перерывов, прогресс окажется очень быстрым. Вы увидите, что без хорошо отработанного навыка базового удара по клавишам (или если фортепиано не очень хорошо настроено), просто невозможно играть, потому что молоточек будет бесконтрольно болтаться, ухудшая качество звука.

Раньше студентов учили правильно исполнять произведения, добиваясь хорошего касания и тона, но не обращая никакого внимания на то, что происходит с механизмом фортепиано при игре. Но современные хорошо образованные студенты должны знать, как устроен инструмент, потому что так можно гораздо точнее понять, как именно следует исполнять произведения. Например, базовые принципы удара по клавишам отличаются для цифровых инструментов, потому что у них отсутствуют шпиллер, контрфенгер и молоточек, и именно поэтому большинство профессиональных пианистов предпочитают акустические фортепиано. Тем не менее, на цифровых инструментах все равно нужно практиковать базовый удар по клавишам, потому что это неотъемлемая часть техники игры, и его легко различить.

Легато — это плавная игра, которая получается в результате соединения нот, следующих друг за другом. Играя легато, нужно нажимать следующую ноту, не отпуская предыдущую. Алан Фрейзер рекомендует играть так, чтобы этот перехлест двух следующих друг за другом нот был довольно длинным. Начало ноты содержит в себе много «шума», поэтому перехлест не так заметен. Легато — это привычка, которая должна быть «встроена» в вашу игру, поэтому поэкспериментируйте с разной длиной перехлеста, чтобы увидеть, как лучше всего играть именно для вас, чтобы получить хорошее легато. Если у вас уже выработалась определенная привычка, ее может быть трудно изменить; будьте готовы к долгой работе. Практиковаться придется, пока новое идеальное движение не превратится в привычку. Шопен считал, что легато — это наиболее важная техника для новичка. Произведения Шопена требуют особых видов легато и стаккато (Баллада, соч. 23); слушайте запись и практикуйте на примере этого произведения.

Стаккато. Это просто потрясающе, как много книг по технике игры на фортепиано рассуждают о стаккато, но никогда не дают определение, что это такое! При игре стаккато молоточек отскакивает от струн и модератор немедленно возвращается на струны — таким образом, звук получается кратким, без задержки. Следовательно, здесь мы пропускаем удерживание как элемент базового удара по клавишам, и после нажатия рука поднимается над клавиатурой, а не остается на ней. Есть два обозначения стаккато, обычное (точки над нотами) и акцентированное (клинышки под/над нотами). В обоих типах шпиллер не высвобождается (№1 в (80) Структурная Схема Рояля). В нормальном стаккато палец «падает» на клавишу примерно с «полпути». В акцентированном стаккато — меньше, чем с полпути; при этом модератор возвращается к струнам быстрее, что приводит к меньшей длительности ноты. Палец движется вниз и вверх очень быстро. Контрфенгер здесь не задействован, поэтому молоточек может «скакать», поэтому начиная с определенной скорости, играть повторяющиеся стаккато становится трудно. Однако, если вам трудно играть повторяющиеся стаккато в быстром темпе, не спешите винить себя — возможно, молоточек вашего фортепиано движения с неправильной частотой, а значит, в неправильном направлении. После того как вы измените скорость и расстояние с которого рука «падает» на клавишу, проблема может исчезнуть.

В нормальном стаккато гравитация быстро возвращает модератор на струны (это о роялях; в обычных фортепиано используются пружины). В акцентированном стаккато модератор отскакивает от верхней планки ((80) Структурная Схема Рояля, нажмите на ссылку внизу, чтобы посмотреть более детальную схему), поэтому и возвращается быстрее. При контакте со струнами гаммербанк может двигаться в противоположном направлении, что уменьшает эффективную массу молоточку; таким образом, с помощью стаккато можно получать множество звуков разной окраски. Следовательно, движения молоточка, шпиллера, контрфенгера и модератора полностью меняются при игре стаккато. Очевидно, чтобы уверенно играть стаккато, лучше всего понимать устройство фортепиано. Не вините себя, когда случается что-то непредвиденное, потому что стаккато — это очень сложная для понимания техника; у вас только один выход — пробовать разное и выбирать, как именно получается лучше. Стаккато — это не просто короткая нота!

Стаккато можно поделить на три вида по типу игры: (1) пальцевое стаккато, (2) запястное стаккато и (3) локтевое стаккато, которое включает как движения вверх-вниз, так и поворот руки. По мере продвижения от 1-го типа к 3-ему, в пальцах ощущается больше массы; следовательно, тип 1 дает самое быстрое и легкое стаккато и должно использоваться для быстрых и мягких нот, а тип 3 дает наиболее тяжелое стаккато и используется для самых громких фрагментов и аккордов, состоящих из нескольких нот, но оно также и самое медленное. Тип 2 — среднее между 1 и 3. На практике большинство из нас скорее всего сочетают все три типа.

Из-за того, что запястье и предплечье медленнее (тяжелее), амплитуда их движений должна быть соответственно уменьшена, чтобы можно было играть стаккато в быстром темпе. Некоторые учителя вообще не одобряют запястное стаккато, предпочитая в основном пальцевое, из-за скорости, или локтевое, из-за силы; однако, лучше все же выбирать между тремя, чем двумя (или комбинировать все три). Например, сменив тип стаккато, можно дать отдых уставшей части руки, хотя стандартный метод отдыха — это смена пальцев. Играя стаккато, попробуйте играть все три типа (пальцами, запястьем, всей рукой) по отдельности, перед тем как решить, какой тип вам ближе или как именно лучше их сочетать.

Источник

Как организована клавиатура клавишных инструментов

Пианино — инструмент, который внушает радость, трепет и немножко страха. Что такого в пианино вызывает так много разных реакций? И почему так много людей хотят научиться играть на пианино, но никогда не учатся? Ссылка на бесплатные уроки по клавишным инструментам

Большинство из нас хотят сесть за наши пианино или клавишные и без труда играть наши любимые мелодии. Это звучит великолепно, и это отличный способ наслаждаться музыкой. Потрясающе!Теперь вот мрачная реальность: играть на пианино — не для большинства людей. Многие люди считают это сложным и запутанным, находят практические занятия скучными и обескураживающими. Есть и такие, которые изучают этот инструмент, но не довольны своими результатами, даже если у них в практике много трудоемких уроков. Даже простые песни, которые можно играть на пианино, могут потребовать много усилий для изучения.

Но если вас не пугает тёмная сторона обучения игре на клавишных, можно посмотреть, как организована клавиатура пианино, рояля, синтезатора.

Познакомьтесь с клавиатурой фортепиано

Если вы посмотрите на клавиатуру в первый раз, вы можете подумать, что есть много клавиш(нот) для изучения.

Но на самом деле это проще, чем кажется. Вам действительно нужно выучить только 12 нот!

Серая область на клавиатуре показывает клавиши и соответствующие им ноты, которые вы должны знать

Ноты на этой клавиатуре сгруппированы в 6 групп по 12 нот. Каждая группа состоит из 7 белых клавиш и 5 черных клавиш. Посмотрите на рисунок выше — группа повторяется влево и вправо несколько раз. Каждая группа начинается с клавиши — ноты «До» (С), которая расположена слева от двух последовательных черных клавиш.

Давайте внимательнее посмотрим на клавиши «До» (С). Помните, как вы можете найти их на клавиатуре? Они всегда слева от пары черных клавиш. Это важно помнить, потому что перед воспроизведением любой песни вы должны сначала найти «До» на клавиатуре.

Упражнение. В качестве небольшого упражнения попробуйте найти все ноты «До» на клавиатуре.

Поскольку вначале может быть немного трудно найти ноты «До», просто сконцентрируйтесь сейчас на средней «До». Она расположена в середине клавиатуры, прямо перед вами, когда вы сидите за пианино. Посмотрите на картинку выше. Наверху Вы увидите линии, символы и цифры. Это система обозначений – нотные станы для записи нот для правой и левой руки, 4/4 – размер и т.д. Если музыка — это язык, система обозначений похожа на письменный текст. Как и любой язык, музыка основана на правилах и использует специальные символы. Обозначение определяет, какие ноты должны быть воспроизведены в определенный момент времени. К системе нотной записи мы еще вернемся. А пока продолжаем изучение клавиатуры фортепиано.На рисунке ниже вы можете увидеть другие ноты «До» и то, как они представлены в системе обозначений. Вы узнаете среднюю клавишу «До» в затененной области?

Слева и справа от него есть дополнительные ноты «До».

Если вы посчитаете белые и черные клавиши на клавиатуре, вы увидите, что между нотами «До» есть 12 клавиш (нот). В системе обозначений есть 8 строк и пробелов между нотами «До». Эта последовательность нот (12 на клавиатуре, 8 в системе обозначений) называется октавой. На картинке выше вы можете видеть октавы на клавиатуре и в системе обозначений — от одной ноты «До» до следующей. Мы выучим все ноты в одной октаве (1 группа) — сосредоточив внимание на октаве, содержащей среднюю клавишу «До».

Примечание. Клавиатуры бывают разных размеров и с разным количеством клавиш, поэтому не паникуйте, если вы считаете больше клавиш «До», чем на рисунке. Просто обратите внимание на пару черных клавиш — белая клавиша слева от них — это всегда клавиша, соответствующая ноте «До».

Теперь, когда вы выучили ноты «До», пришло время выучить остальные 11 нот в октаве. Их мы будем осваивать по аналогии с изучением ноты «До».

Готовы к практике? Тогда приступаем. Если нет инструмента, приобретите небольшую портативную клавиатуру. Маленькие Casio или Yamaha клавиатуры со встроенными динамиками и сенсорными клавишами отлично подойдут для начальных занятий.

Источник

Читайте также:  Во кузнице ноты для баяна
Оцените статью