Посадка девушки с гитарой

Правильная посадка гитариста

Акустическая либо классическая гитара относятся к силовым струнным инструментам. Иными словами, при игре, гитарист прикладывает некоторые усилия, нажимая пальцами на грифе либо играя перебором. Следовательно, начинающим гитаристам следует обратить внимание на правильную посадку при игре.

В данной статье мы расскажем Вам, как изначально правильно сидеть гитаристу при занятии на гитаре.

Правильная посадка очень важна при игре в дальнейшем. Она позволяет снизить нагрузку на руки, правильно перераспределять энергию тела, снизить напряжение в районе спины, облегчить исполнение сложных приемов в произведении, а также выработать правильное дыхание во время игры на гитаре.

Если изначально с полной серьезностью отнестись к посадке, игра на гитаре будет приносить большее удовольствие. Конечно, с самого начало будет достаточно неудобно и дискомфортно, но поверьте, в дальнейшем сам процесс игры станет для Вас приятным.

Гитара является одним из самых свободолюбивых инструментов, которая открывает огромный мир музыкального самовыражения. Очень много в мировой практике моментов, когда каждый из самостоятельных жанров в музыке сам диктовал правила исполнения и в частности посадки гитариста. Например, стиль игры на гитаре у хиппи — это сидеть, скрестив ноги, либо если взять рок-музыкантов — они играют стоя с гитарой на уровне бедер. Возвращаясь назад к примерам, можно вспомнить Владимира Высоцкого, который любил играть стоя на выступлениях, держа гитару выше бедер. В общем стало понятно, — гитарист играет, как его душе угодно. Но не смотря на такие личные приемы игры на гитаре, все музыканты начинали именно с классических приемов игры.

Если Ваш ребенок только начинает осваивать гитару, заставляйте его проявлять некоторые усилия над собой после того, как преподаватель расскажет об этой технике правильной посадки. На некоторое время придется забыть о стульях, креслах со спинкой. Первые 3-6 месяцев занятия и подготовка до будут проходить исключительно на стуле или банкетке без спинки. Лишь в дальнейшем, после наработки некоторых навыков, можно будет пользоваться уже более универсальными способами игры, на свой вкус.

Самые основные посадки для гитариста — это классическая и современная. В обоих случаях Вам понадобится специальная подставка под ногу гитаристу. Ее можно приобрести у нас или у наших партнеров. Это складная металлическая конструкция с регулировкой высоты (смотрите рисунок ниже), на которую прикреплена антискользящая резиновая накладка.

Классическая посадка

При классической посадке, гитарист опирает корпус деки гитары на левую ногу, которая в свою очередь стоит на подставке. Гриф при этом должен находиться под углом в 45 градусов. Левая рука должна быть согнута в локте и находиться на уровне плечевого сустава. Правая рука в района локтя должна располагаться на обечайке, а сама кисть — около отверстия деки.

Современная посадка

Современная посадка более удобна и комфортна. Здесь музыкант уже кладет инструмент на правую ногу. Подставка также может быть использована для снижения нагрузки на руки. В этом случае сам гриф уже не так сильно смотрит вверх, как у классической посадки — положение инструмента практически горизонтальное. При такой посадке левая рука музыканта при этом имеет максимальный доступ к ладам.

Давайте подытожим эту статью полезными рекомендациями.

1.Старайтесь держать осанку. При неправильной осанке усложняется дыхание и если вы еще и поете, то пение будет затруднено.

2.Старайтесь дышать ровно. В противном случае, дыхание будет затруднено

3.Не напрягайтесь. От напряжения возникнет усталость от игры. Расслабляйте плечи, руки и ноги. Игра должна приносить удовольствие.

4.Делайте перерывы. Периодически крайне необходимо останавливаться во время занятий и делать легкую разминку шышц шеи, плечей.

Источник

Посадка.

На гитаре играют в самых разных положениях. И стоя, и сидя, и даже лежа. Но начинать обучение нужно в такой посадке, которая способствует правильному положению рук при игре. Если учиться играть в неподходящей для обучения посадке, это негативно скажется на положении рук, свободе движений, и как следствие на всей технике игры.

Итак, какой же должна быть посадка?

Общие требования к посадке:

  • Должна быть удобной
  • Обеспечивать правильное положение рук и их свободное перемещение.
  • Поддерживать расслабленное состояние всего тела на протяжении длительного времени.

Существует два основных вида посадки гитариста. Левосторонняя — гитара находится на левой ноге, и правосторонняя — гитара на правой. Левосторонняя посадка является классической, базовой, общепринятой во всех учебных заведениях, в такой посадке играют практически все гитаристы строго классического направления. В правосторонней же посадке играют, как правило, гитаристы не классического направления или смешанных стилей.

Каждый вид посадки имеет свои плюсы и свои минусы. Давайте рассмотрим что между ними общего, и в чем различия.

Общие ключевые моменты для двух посадок:

  • На стуле. На средней части сидения, или на краю (без опоры на спинку).
  • Спина ровная, но не напряжённая.
  • Плечи расслабленны, на одном уровне относительно друг друга и на одной линии с тазом (без разворотов).
  • Ноги перед собой, линия колен параллельна линии плеч. Сгиб в коленях 90 градусов.
  • Подставка под ногу. 15 — 25 см (выставляется индивидуально).

1. Левосторонняя посадка

Сядьте на стул или табурет прямо. Колени перед собой, слегка разведены.

Левую ногу поставьте на возвышение 15-25 см.

Положите гитару на левую ногу таким образом, чтобы она держалась сама (в идеале, но не всегда достижимо, зависит от пропорций тела).

Наклонитесь к гитаре за счет тазобедренных суставов, спина прямая. Правую руку согните в локте и положите на край гитары ниже локтевого сгиба, а левую поднесите к грифу. Плечи должны быть параллельны тазу и на одной высоте по отношению друг к другу.

Ключевые моменты левой посадки:

  • Подставка под левую ногу. Важно следить за линией колен, она не должна сильно расходиться с линией таза и плеч, иначе возникнут перекосы и напряжения в теле.
  • Гитара на левой ноге. Расположена вертикально, и почти параллельно линии плеч.
  • Головка грифа находится на уровне левого плеча, но иногда может быть чуть выше. Регулируется высотой подставки под ногу.
  • Корпус наклоняется к гитаре с прямой спиной, за счет тазобедренных суставов.
  • Правая рука опирается о край гитары в области локтевого сгиба (ниже его).
  • Кисть напротив резонаторного отверстия или у его правого края (может двигаться при игре для извлечения звуков разного тембра).
  • Левая рука свободно висит, и при игре не прижимается к телу.

Часто возникающие ошибки:

Разворот корпуса влево.

Отведенная в сторону правая нога.

Вытянутая вперёд шея.

Поджатое вверх правое плечо

Поджатое вверх левое плечо

Часто возникающий вопрос по поводу ошибки «вытянутая вперёд шея» и «лежачая гитара»: а как же смотреть на гриф, мне ничего не видно? Ответ: для позиционирования левой руки не обязательно видеть плоскость грифа. Вполне достаточно видеть его ребро, на которое, кстати, часто нанесены точки. Сразу привыкайте больше смотреть на ребро грифа, чем на плоскость. Если сложно, поначалу можно использовать зеркало, потом пальцы сами запомнят положение, это дело привычки.

Плюсы левосторонней посадки:

Левосторонняя посадка обеспечивает свободу передвижения левой руки по грифу вплоть до самых верхних позиций. В этой посадке гриф выдвинут влево, и в верхних позициях играть легко.

Локоть правой руки находится ниже, чем в правосторонней, и как следствие рука висит более свободно, испытывая меньшее давление о край деки.

Минусы левосторонней посадки:

В этой посадке нередки перекосы корпуса влево. Либо корпус наклоняется к грифу, либо плечи разворачиваются влево, либо и то и другое. В результате, со временем, образуются хронические зажимы и даже боли в спине. Конечно, можно и в этой посадке сидеть абсолютно ровно и правильно, но играть так не совсем удобно. Так что, по моему мнению, эта посадка изначально способствует развитию перекосов и зажимов в теле по причине своей асимметричности. Так как игровой аппарат (руки) смещены влево, а с ними и корпус.

Тут необходимо заметить, что чем меньше человек, тем сильнее выражен перекос в левосторонней посадке. Маленьким детям вообще очень сложно играть и даже просто сидеть в этой посадке, потому что до первых позиций (первых ладов), им приходится буквально тянуться. А ведь именно в первой позиции написаны практически все учебные произведения и упражнения.

И наоборот, чем человек больше, чем длиннее его руки, тем удобней левосторонняя посадка для него. Перекоса или разворота в корпусе может и не быть совсем, если он целенаправленно за этим следит.

К минусам я бы отнес и относительно большой угол инструмента по горизонтали. Как следствие, угол звукоизвлечения правой руки приближается к 90 градусам, а такой угол, как мы узнаем позднее, влечет за собой открытый, резкий тембр звука. И наоборот, если угол звукоизвлечения приближается к 45 градусам, то тембр становится мягким, закрытым, приятным на слух. Такой угол легче достигается в правосторонней посадке.

Естественно, в каждой из посадок можно корректировать угол и добиваться любого тембра, я говорю лишь о том, какой угол получается изначально, является как бы основным для посадки.

2. Правосторонняя посадка

Садимся ровно, как и в левосторонней посадке, только на возвышение ставим правую ногу, и на нее же кладем гитару.

Обратите внимание, что в этой посадке гитара находится под углом к линии плеч, если смотреть сверху (не парраллельна плоскости груди). Гриф направлен вперед.

Ключевые моменты правой посадки:

  • Подставка под правую ногу. Гитара на правой ноге.
  • Если смотреть сверху, то линия гитары будет примерно под углом в 45 градусов к плечам.
  • Правая рука опирается на край гитары тоже в области локтевого сгиба, но эта точка находится выше по руке, чем в левосторонней посадке. В большинстве случаев точка опоры как раз и приходится на сам локтевой сгиб. Это все индивидуально, пропорции у всех разные. Но не в коем случае нельзя опираться рукой выше локтевого сгиба. Это будет ошибкой. Либо ниже, либо самим сгибом.

Ошибки в правосторонней посадке

Все ошибки перечисленные для левой, в равной степени относятся и к правой посадке в большей или меньшей степени.

В правой посадке вероятность перекосов и перекрутов гораздо меньше, так как она более уравновешена и симметрична. Но тем не менее, если постараться, перекоситься и тут можно.

Часто, на начальном этапе, при игре одной правой рукой бывает опущен гриф вниз. А он должен быть чуть вверх или ровно.

Бывает из-за слишком высокой подставки поднимается правое плечо с правым локтем. В таком случае опустите подставку на одно-два деления.

В правой посадке нередко можно встретить прижатый к телу левый локоть.

Точка соприкосновения правой руки с краем корпуса выше локтя — грубая ошибка, которая характерна именно для правой посадки.

Плюсы правосторонней посадки:

Более симметричная и уравновешенная. Гриф смещается вправо, тянуться не надо, обе руки перед собой. Корпус ровный, центры тяжести музыканта и инструмента практически совпадают. Людям небольшого роста и детям играть в первой позиции гораздо легче, к ней не надо тянуться. По моим ощущениям эта посадка гораздо свободнее, так как в теле не возникает перекосов, перекрутов и лишних напряжений. Но это мои индивидуальные ощущения, у вас может быть по-другому.

В правой посадке угол инструмента по горизонтали гораздо меньше, чем в левой посадке. Как следствие, правая рука располагается под более пологим углом к струнам, что благотворно отражается на тембре звука, делает его округлым, закрытым.

Минусы правосторонней посадки:

Сложнее играть в высоких позициях (особенно полным людям), так как часть грифа перекрывается вашим корпусом. К игре в высоких позициях в этой посадке нужно приспосабливаться. Но, как показывает практика, даже если и возникают сложности «на верхах», то они вполне преодолимые.

Также к минусам можно отнести тот факт, что локоть правой руки расположен выше, чем в левой посадке, и рука испытывает гораздо большее давление на край корпуса гитары. Часто в месте соприкосновения с краем корпуса рука передавливается, поэтому положение руки нужно искать, и подойти к этому вопросу ответственно. Еще раз повторю, точка соприкосновения правой руки с корпусом гитары не должна быть выше локтя.

Практические рекомендации и дополнения

После прочтения всего вышеизложенного у вас наверняка возникнет вопрос: так в какой посадке мне играть? Это решать только вам, исходя из своих ощущений при игре. Удобство или неудобство посадки зависит прежде всего от пропорций музыканта, и других индивидуальных факторов. А для того, чтобы осознанно выбрать именно Вашу посадку, нужно научиться играть в каждой из них.

Бывает так, что сразу понятно какая посадка ваша. Но чаще выбор неочевиден до тех пор, пока не поиграешь некоторое время.

Исходя из своего опыта, могу сказать что левосторонняя посадка неудобна детям. Если я учу детей младшего школьного возраста, то они у меня сидят в правой посадке. Ровное положение спины и комфорт — важнее всего. Когда вырастут, там уже можно будет выбирать из двух посадок, но в раннем возрасте только правая. У меня это правило.

Левая посадка особенно комфортна высоким людям, с длинными руками и ногами.

В идеале, нужно уметь играть в обеих посадках. Только тогда можно сделать осознанный выбор, взвесив все плюсы и минусы.

Во время учебы, я очень долгое время играл в левосторонней посадке, так учат всех классических гитаристов. Но после окончания консерватории открыл для себя правую посадку, и понял что она для меня гораздо удобнее. С тех пор играю исключительно в правой.

Но это не значит что правая посадка будет удобна вам. Нередки случаи, когда поиграв в правой, ученик пересаживается в левую. Так что пробуйте сами и никого не слушайте.

Хочу предостеречь от излишне дотошного, математического подхода к посадке. Линейки, угломеры и штангенциркули отложите в сторону. Я бы об этом не упоминал, если бы некоторые этим не занимались, но бывает и такое.

Посадка должна быть прежде всего удобной для вас! Придерживайтесь описанных правил посадки, но не возводите их в абсолют. Если для достижения комфортного положения вам нужно чуть отступить от правил, отступайте. Но это должно быть в разумных пределах, естественно.

Правильная посадка особенно важна на начальном этапе обучения, когда приобретаются первые навыки игры. Важно чтобы на этом этапе руки привыкли к правильному положению. Когда постановка и техника игры стабилизируются, вы сможете без проблем играть в любом положении, и сидя на чем угодно. Но начинать надо с одной из двух базовых посадок. В случае с музыкальной школой, даже и этого выбора не дается. Базовая посадка одна — левая. Но по моему мнению, правая посадка ничуть не уступает левой, и имеет все основания быть вторым базовым вариантом посадки.

Источник

Оцените статью