Посадка для гитары для женщин

Содержание
  1. Посадка.
  2. Общие требования к посадке:
  3. Общие ключевые моменты для двух посадок:
  4. 1. Левосторонняя посадка
  5. Ключевые моменты левой посадки:
  6. Часто возникающие ошибки:
  7. Плюсы левосторонней посадки:
  8. Минусы левосторонней посадки:
  9. 2. Правосторонняя посадка
  10. Ключевые моменты правой посадки:
  11. Ошибки в правосторонней посадке
  12. Плюсы правосторонней посадки:
  13. Минусы правосторонней посадки:
  14. Практические рекомендации и дополнения
  15. Посадка гитариста, история и физиология
  16. Посадка гитариста.
  17. История и физиология.
  18. Методическое сообщение
  19. МАУ ДО «Детская музыкальная школа №3»
  20. Г. Пермь
  21. 2016 год
  22. Посадка гитариста. История и физиология.
  23. Тема правильной гитарной посадки может показаться узкоспецифической и многократно описанной в методических пособиях. Однако жизнь показывает, что в рамках музыкальной школы идет постоянное развитие возможностей преподавания – на основе самоокупаемости, например, курс аккомпанирующей гитары, обучение подростков, даже взрослых. Приходится сталкиваться с тем, что учащиеся, которые видят перед глазами множество примеров, спрашивают, а порой требуют: «А я хочу сидеть вот так, а почему нельзя?» Действительно, вряд ли можно найти другой инструмент с таким многообразием способов игры, порой доходящих до абсурда.
  24. В многообразии разговоров и споров вокруг посадки гитаристов можно сформулировать два основных вопроса:
  25. Почему настолько отличаются принципы посадки и постановки рук?
  26. И почему педагоги музыкальных школ настаивают на использовании классической посадки для обучения детей?
  27. Франсиско Таррега Андрес Сеговия
  28. Альтернативный вариант посадки, при котором гитара лежит на правом колене, получил настолько широкое распространение, что авторы многочисленных интернет-пособий по обучению игре на гитаре именуют такую посадку «обычной», в отличие от классической, и даже сочувствуют бедным «классикам», которых заставляют сидеть в таком неудобном положении. У этого способа игры также долгая история, началом которой можно считать блюз как стиль, предшествующий и оказавший влияние на все последующие жанры – джаз, рок — и поп-музыку.
  29. Джон Ли Хукер Би Би Кинг
  30. Разумеется, подобная посадка уместна и даже необходима как с точки зрения постановки левой руки («блюзовый хват»), так и для игры с помощью медиатора. Она позволяет играть ритмические партии с сохранением нужной динамики и экспрессии, достаточно удобна для исполнения аккомпанемента, плюсом такой посадки считают то, что нет необходимости в каких-либо дополнительных приспособлениях.
  31. Хотя выглядит это посадка достаточно непринужденной, минусы этого положения в том, что оно гораздо менее устойчивое, чем классическое.
  32. 1. Формирование исполнительских умений
  33. и навыков учащихся детской
  34. музыкальной школы в классе гитары
  35. 2. Школа игры на шестиструнной гитаре под ред.

Посадка.

На гитаре играют в самых разных положениях. И стоя, и сидя, и даже лежа. Но начинать обучение нужно в такой посадке, которая способствует правильному положению рук при игре. Если учиться играть в неподходящей для обучения посадке, это негативно скажется на положении рук, свободе движений, и как следствие на всей технике игры.

Итак, какой же должна быть посадка?

Общие требования к посадке:

  • Должна быть удобной
  • Обеспечивать правильное положение рук и их свободное перемещение.
  • Поддерживать расслабленное состояние всего тела на протяжении длительного времени.

Существует два основных вида посадки гитариста. Левосторонняя — гитара находится на левой ноге, и правосторонняя — гитара на правой. Левосторонняя посадка является классической, базовой, общепринятой во всех учебных заведениях, в такой посадке играют практически все гитаристы строго классического направления. В правосторонней же посадке играют, как правило, гитаристы не классического направления или смешанных стилей.

Каждый вид посадки имеет свои плюсы и свои минусы. Давайте рассмотрим что между ними общего, и в чем различия.

Общие ключевые моменты для двух посадок:

  • На стуле. На средней части сидения, или на краю (без опоры на спинку).
  • Спина ровная, но не напряжённая.
  • Плечи расслабленны, на одном уровне относительно друг друга и на одной линии с тазом (без разворотов).
  • Ноги перед собой, линия колен параллельна линии плеч. Сгиб в коленях 90 градусов.
  • Подставка под ногу. 15 — 25 см (выставляется индивидуально).

1. Левосторонняя посадка

Сядьте на стул или табурет прямо. Колени перед собой, слегка разведены.

Левую ногу поставьте на возвышение 15-25 см.

Положите гитару на левую ногу таким образом, чтобы она держалась сама (в идеале, но не всегда достижимо, зависит от пропорций тела).

Наклонитесь к гитаре за счет тазобедренных суставов, спина прямая. Правую руку согните в локте и положите на край гитары ниже локтевого сгиба, а левую поднесите к грифу. Плечи должны быть параллельны тазу и на одной высоте по отношению друг к другу.

Ключевые моменты левой посадки:

  • Подставка под левую ногу. Важно следить за линией колен, она не должна сильно расходиться с линией таза и плеч, иначе возникнут перекосы и напряжения в теле.
  • Гитара на левой ноге. Расположена вертикально, и почти параллельно линии плеч.
  • Головка грифа находится на уровне левого плеча, но иногда может быть чуть выше. Регулируется высотой подставки под ногу.
  • Корпус наклоняется к гитаре с прямой спиной, за счет тазобедренных суставов.
  • Правая рука опирается о край гитары в области локтевого сгиба (ниже его).
  • Кисть напротив резонаторного отверстия или у его правого края (может двигаться при игре для извлечения звуков разного тембра).
  • Левая рука свободно висит, и при игре не прижимается к телу.

Часто возникающие ошибки:

Разворот корпуса влево.

Отведенная в сторону правая нога.

Вытянутая вперёд шея.

Поджатое вверх правое плечо

Поджатое вверх левое плечо

Часто возникающий вопрос по поводу ошибки «вытянутая вперёд шея» и «лежачая гитара»: а как же смотреть на гриф, мне ничего не видно? Ответ: для позиционирования левой руки не обязательно видеть плоскость грифа. Вполне достаточно видеть его ребро, на которое, кстати, часто нанесены точки. Сразу привыкайте больше смотреть на ребро грифа, чем на плоскость. Если сложно, поначалу можно использовать зеркало, потом пальцы сами запомнят положение, это дело привычки.

Плюсы левосторонней посадки:

Левосторонняя посадка обеспечивает свободу передвижения левой руки по грифу вплоть до самых верхних позиций. В этой посадке гриф выдвинут влево, и в верхних позициях играть легко.

Локоть правой руки находится ниже, чем в правосторонней, и как следствие рука висит более свободно, испытывая меньшее давление о край деки.

Минусы левосторонней посадки:

В этой посадке нередки перекосы корпуса влево. Либо корпус наклоняется к грифу, либо плечи разворачиваются влево, либо и то и другое. В результате, со временем, образуются хронические зажимы и даже боли в спине. Конечно, можно и в этой посадке сидеть абсолютно ровно и правильно, но играть так не совсем удобно. Так что, по моему мнению, эта посадка изначально способствует развитию перекосов и зажимов в теле по причине своей асимметричности. Так как игровой аппарат (руки) смещены влево, а с ними и корпус.

Тут необходимо заметить, что чем меньше человек, тем сильнее выражен перекос в левосторонней посадке. Маленьким детям вообще очень сложно играть и даже просто сидеть в этой посадке, потому что до первых позиций (первых ладов), им приходится буквально тянуться. А ведь именно в первой позиции написаны практически все учебные произведения и упражнения.

И наоборот, чем человек больше, чем длиннее его руки, тем удобней левосторонняя посадка для него. Перекоса или разворота в корпусе может и не быть совсем, если он целенаправленно за этим следит.

К минусам я бы отнес и относительно большой угол инструмента по горизонтали. Как следствие, угол звукоизвлечения правой руки приближается к 90 градусам, а такой угол, как мы узнаем позднее, влечет за собой открытый, резкий тембр звука. И наоборот, если угол звукоизвлечения приближается к 45 градусам, то тембр становится мягким, закрытым, приятным на слух. Такой угол легче достигается в правосторонней посадке.

Естественно, в каждой из посадок можно корректировать угол и добиваться любого тембра, я говорю лишь о том, какой угол получается изначально, является как бы основным для посадки.

2. Правосторонняя посадка

Садимся ровно, как и в левосторонней посадке, только на возвышение ставим правую ногу, и на нее же кладем гитару.

Обратите внимание, что в этой посадке гитара находится под углом к линии плеч, если смотреть сверху (не парраллельна плоскости груди). Гриф направлен вперед.

Ключевые моменты правой посадки:

  • Подставка под правую ногу. Гитара на правой ноге.
  • Если смотреть сверху, то линия гитары будет примерно под углом в 45 градусов к плечам.
  • Правая рука опирается на край гитары тоже в области локтевого сгиба, но эта точка находится выше по руке, чем в левосторонней посадке. В большинстве случаев точка опоры как раз и приходится на сам локтевой сгиб. Это все индивидуально, пропорции у всех разные. Но не в коем случае нельзя опираться рукой выше локтевого сгиба. Это будет ошибкой. Либо ниже, либо самим сгибом.

Ошибки в правосторонней посадке

Все ошибки перечисленные для левой, в равной степени относятся и к правой посадке в большей или меньшей степени.

В правой посадке вероятность перекосов и перекрутов гораздо меньше, так как она более уравновешена и симметрична. Но тем не менее, если постараться, перекоситься и тут можно.

Часто, на начальном этапе, при игре одной правой рукой бывает опущен гриф вниз. А он должен быть чуть вверх или ровно.

Бывает из-за слишком высокой подставки поднимается правое плечо с правым локтем. В таком случае опустите подставку на одно-два деления.

В правой посадке нередко можно встретить прижатый к телу левый локоть.

Точка соприкосновения правой руки с краем корпуса выше локтя — грубая ошибка, которая характерна именно для правой посадки.

Плюсы правосторонней посадки:

Более симметричная и уравновешенная. Гриф смещается вправо, тянуться не надо, обе руки перед собой. Корпус ровный, центры тяжести музыканта и инструмента практически совпадают. Людям небольшого роста и детям играть в первой позиции гораздо легче, к ней не надо тянуться. По моим ощущениям эта посадка гораздо свободнее, так как в теле не возникает перекосов, перекрутов и лишних напряжений. Но это мои индивидуальные ощущения, у вас может быть по-другому.

В правой посадке угол инструмента по горизонтали гораздо меньше, чем в левой посадке. Как следствие, правая рука располагается под более пологим углом к струнам, что благотворно отражается на тембре звука, делает его округлым, закрытым.

Минусы правосторонней посадки:

Сложнее играть в высоких позициях (особенно полным людям), так как часть грифа перекрывается вашим корпусом. К игре в высоких позициях в этой посадке нужно приспосабливаться. Но, как показывает практика, даже если и возникают сложности «на верхах», то они вполне преодолимые.

Также к минусам можно отнести тот факт, что локоть правой руки расположен выше, чем в левой посадке, и рука испытывает гораздо большее давление на край корпуса гитары. Часто в месте соприкосновения с краем корпуса рука передавливается, поэтому положение руки нужно искать, и подойти к этому вопросу ответственно. Еще раз повторю, точка соприкосновения правой руки с корпусом гитары не должна быть выше локтя.

Практические рекомендации и дополнения

После прочтения всего вышеизложенного у вас наверняка возникнет вопрос: так в какой посадке мне играть? Это решать только вам, исходя из своих ощущений при игре. Удобство или неудобство посадки зависит прежде всего от пропорций музыканта, и других индивидуальных факторов. А для того, чтобы осознанно выбрать именно Вашу посадку, нужно научиться играть в каждой из них.

Бывает так, что сразу понятно какая посадка ваша. Но чаще выбор неочевиден до тех пор, пока не поиграешь некоторое время.

Исходя из своего опыта, могу сказать что левосторонняя посадка неудобна детям. Если я учу детей младшего школьного возраста, то они у меня сидят в правой посадке. Ровное положение спины и комфорт — важнее всего. Когда вырастут, там уже можно будет выбирать из двух посадок, но в раннем возрасте только правая. У меня это правило.

Левая посадка особенно комфортна высоким людям, с длинными руками и ногами.

В идеале, нужно уметь играть в обеих посадках. Только тогда можно сделать осознанный выбор, взвесив все плюсы и минусы.

Во время учебы, я очень долгое время играл в левосторонней посадке, так учат всех классических гитаристов. Но после окончания консерватории открыл для себя правую посадку, и понял что она для меня гораздо удобнее. С тех пор играю исключительно в правой.

Но это не значит что правая посадка будет удобна вам. Нередки случаи, когда поиграв в правой, ученик пересаживается в левую. Так что пробуйте сами и никого не слушайте.

Хочу предостеречь от излишне дотошного, математического подхода к посадке. Линейки, угломеры и штангенциркули отложите в сторону. Я бы об этом не упоминал, если бы некоторые этим не занимались, но бывает и такое.

Посадка должна быть прежде всего удобной для вас! Придерживайтесь описанных правил посадки, но не возводите их в абсолют. Если для достижения комфортного положения вам нужно чуть отступить от правил, отступайте. Но это должно быть в разумных пределах, естественно.

Правильная посадка особенно важна на начальном этапе обучения, когда приобретаются первые навыки игры. Важно чтобы на этом этапе руки привыкли к правильному положению. Когда постановка и техника игры стабилизируются, вы сможете без проблем играть в любом положении, и сидя на чем угодно. Но начинать надо с одной из двух базовых посадок. В случае с музыкальной школой, даже и этого выбора не дается. Базовая посадка одна — левая. Но по моему мнению, правая посадка ничуть не уступает левой, и имеет все основания быть вторым базовым вариантом посадки.

Источник

Посадка гитариста, история и физиология

Посадка гитариста.

История и физиология.

Методическое сообщение

МАУ ДО «Детская музыкальная школа №3»

Г. Пермь

2016 год

Посадка гитариста. История и физиология.

Тема правильной гитарной посадки может показаться узкоспецифической и многократно описанной в методических пособиях. Однако жизнь показывает, что в рамках музыкальной школы идет постоянное развитие возможностей преподавания – на основе самоокупаемости, например, курс аккомпанирующей гитары, обучение подростков, даже взрослых. Приходится сталкиваться с тем, что учащиеся, которые видят перед глазами множество примеров, спрашивают, а порой требуют: «А я хочу сидеть вот так, а почему нельзя?» Действительно, вряд ли можно найти другой инструмент с таким многообразием способов игры, порой доходящих до абсурда.

В многообразии разговоров и споров вокруг посадки гитаристов можно сформулировать два основных вопроса:

Почему настолько отличаются принципы посадки и постановки рук?

И почему педагоги музыкальных школ настаивают на использовании классической посадки для обучения детей?

Ответ на первый вопрос заложен в истории развития гитары. Известно, что наибольший вклад в совершенствование конструкции и выразительных возможностей гитары внесли Испания и Италия, причем музыкальная стилистика в культурах этих стран значительно отличалась. Испания – это,

разумеется, фламенко. Экспрессивность игры, особый эмоциональный настрой исполнения и импровизационная манера игры – это неотъемлемые качества игры на гитаре фламенко. Это достигается в том числе техническими особенностями: гитарист фламенко обычно играет ближе к подставке, чем на классической гитаре, используется прием апояндо, в результате чего достигается более яркое и резкое звучание, постоянно чередуется расгеадо (полноценные аккорды) с пассажами и мелодиями. Все это требует характерного положения правой руки и в целом — очень высокого расположения гитары, для достижения этой цели некоторые исполнители используют не только позу нога на ногу, но и подставку под правую ногу.

Любые вопросы музыкального исполнительства неразрывно связаны с мышечными ощущениями, поиском максимальной свободы в игре на инструменте, тем, что обычно скрывается за понятием удобства – одним словом, с вопросами физиологии. Если рассмотреть с этой точки зрения, предположим, посадку гитариста фламенко, наглядно видна асимметрия в области плечевого пояса и неестественно вывернутые суставы в первом варианте; второй вариант посадки также требует значительных мышечных усилий, учитывая, что нельзя прижимать корпус гитары к туловищу.

Также при этой посадке практически неисполнимым становится прием тирандо, а именно он широко используется при игре аккомпанемента, что было очень характерно для итальянской музыкальной культуры, неразрывно связанной с вокальным искусством. По большому счету, то, что мы

привыкли считать классической посадкой гитариста – результат долгой эволюции, целью которой был поиск компромисса, при котором становится возможным исполнение музыки самых различных музыкальных стилей при максимальном удобстве и свободе игрового аппарата.

Сегодня у гитаристов наверняка вызовет улыбку рекомендация Соловьева — автора одной из лучших школ игры на гитаре, изданной в конце прошлого века: «На гитаре можно играть при различных более или менее удобных положениях, например, стоя, сидя, лежа, — или чувствуя себя несколько утомленными, развалившись в кресле; но самая удобная и более всех принятая поза — в сидячем положении». Однако на старинных картинах изображения гитариста, играющего стоя, причем без каких-либо приспособлений – совсем не редкость, как и изящные барышни, играющие полулежа, с подогнутой кистью левой руки и оттопыренным мизинчиком правой. И без подробного анализа видно, что подобные варианты также нельзя считать удобными и физиологичными, да и добиться исполнения каких-либо достаточно сложных технических задач нереально.

Интересны идеи известного испанского гитариста, педагога и композитора Дионисио Агуадо.

Дионисио Агуадо

Изображенный на этом портрете способ игры вряд ли можно назвать удобным, положение гитары крайне неустойчиво, однако постановка левой руки и расположение грифа вполне соответствует современным представлениям. Агуадо, очевидно, осознавал недостатки такой постановки — еще в позапрошлом столетии он работал над конструкцией специальной треноги для жесткого крепления гитары. По его замыслу, гитарист должен был подойти к закрепленной треноге, как к роялю, и играть. Он считал, что необходимость поддерживать гитару во время игры сковывает руки и сдерживает их движения (эта идея дожила до наших дней, шведско-американский гитарист-виртуоз Ингви Мальмстин пользуется подобным приспособлением на своем концерте).

Доподлинно неизвестно, кому пришла в голову идея использовать подставку для левой ноги – тот недостающий элемент, который позволяет добиться устойчивости и удобства в игре на гитаре. Однако, например, Маттео Каркасси, также широко известный исполнитель и композитор, чьи произведения до сих пор активно используются в педагогическом репертуаре, уже демонстрирует гитарную посадку, которая привычна для нас и носит название классической. Правда, в своих методических комментариях он все-таки говорит о трех точках опоры гитары, опуская опору на правую ногу.

Маттео Каркасси

В методике классической посадки наиболее удачно реализовано стремление исключить любое напряжение, которое может быть вызвано неудобством положения гитариста во время игры, и сохранить естественную осанку. Основная цель классической посадки — уравновесить и зафиксировать гитару только благодаря её положению на бедре и весу лежащей на ее корпусе руки. При такой посадке, даже если опустить левую руку, гитара должна устойчиво оставаться на месте. В классическом стиле сидеть принято на краю стула или табуретки. Для того чтобы поднять гитару на нужный уровень и держать под удобным для игры углом, левая нога ставится на подставку или скамеечку. Гитара боковым вырезом ставится на левую ногу, а правая нога отодвигается немного в сторону, чтобы лучше подпереть корпус гитары. Высота подставки подбирается индивидуально, так, чтобы гитара стояла удобно, с небольшим уклоном. Есть точка зрения, что верхняя дека гитары должна находиться в вертикальном положении. Это нужно признать неправильным, так как гитара в таком положении прижата к корпусу и звук становится более глухим. Когда гитара наклонена, то исполнитель касается груди только верхней частью нижней деки, к тому же звук дальше распространяется, поскольку резонаторное отверстие направлено выше горизонтальной линии. Многие гитаристы используют суппорты различных конструкций, это позволяет сделать посадку еще более симметричной и свободной, исполнители, имеющие проблемы с позвоночником, отмечают, что игра с суппортом заметно комфортнее и позволяет дольше заниматься без усталости и неудобств. Конечно, к суппорту тоже нужно привыкать, к тому же это приспособление достаточно

дорогое, некоторые модели нельзя прикрепить к матовым гитарам, только к полированным, да и доступные по цене модели не отличаются хорошим качеством.

А. Дервоед

Гриф гитары должен быть примерно под углом 45 градусов к полу, чтобы голова грифа была примерно на уровне плеча или чуть выше. Корпус тела следует держать прямо, для достижения большей устойчивости его можно немного наклонить.

При такой посадке гитара имеет четыре точки опоры: правая нога, левая нога, предплечье правой руки и грудь. Гриф гитары должен быть устойчив. Таким образом, мы можем освободить левую руку от поддержки гитары за гриф и получить большую свободу в движениях левой руки. Классическая посадка исполнителя позволяет достичь устойчивого положения инструмента, чтобы в процессе игры не отвлекаться на его поддерживание. Ч. Дункан обращает особое внимание, что у «хорошего исполнителя центральное положение инструмента по отношению к туловищу влечет за собой почти идентичное расположение правой и левой кистей, локтей, колен, одинаковые углы, образованные локтями и коленями». Э. Пухоль дает

разъяснения относительно женской посадки. Женщины «отводят правую ногу назад, сгибая ее в колене, и опираются на кончик ступни».

А. Сеговия тоже призывал несколько изменить посадку для женщин. Е. Ларичев поместил в своей Школе иллюстрацию, где показана посадка женщины-гитаристки. Женская посадка долгое время обсуждается гитаристами и отличается меньшей устойчивостью. Поэтому в детских музыкальных школах практикуется мужская посадка даже для девочек.

Франсиско Таррега Андрес Сеговия

Альтернативный вариант посадки, при котором гитара лежит на правом колене, получил настолько широкое распространение, что авторы многочисленных интернет-пособий по обучению игре на гитаре именуют такую посадку «обычной», в отличие от классической, и даже сочувствуют бедным «классикам», которых заставляют сидеть в таком неудобном положении. У этого способа игры также долгая история, началом которой можно считать блюз как стиль, предшествующий и оказавший влияние на все последующие жанры – джаз, рок — и поп-музыку.

Джон Ли Хукер Би Би Кинг

Разумеется, подобная посадка уместна и даже необходима как с точки зрения постановки левой руки («блюзовый хват»), так и для игры с помощью медиатора. Она позволяет играть ритмические партии с сохранением нужной динамики и экспрессии, достаточно удобна для исполнения аккомпанемента, плюсом такой посадки считают то, что нет необходимости в каких-либо дополнительных приспособлениях.

Хотя выглядит это посадка достаточно непринужденной, минусы этого положения в том, что оно гораздо менее устойчивое, чем классическое.

Тут уже только три точки опоры, одна из которых – предплечье правой руки, которое постоянно находится в движении. Грудь тоже нельзя назвать достаточно устойчивой точкой опоры, если только не прижать гитару очень сильно. Гриф находится параллельно полу, и его приходится поддерживать левой рукой. Запястье получается согнутым под 90 градусов, что крайне затрудняет исполнение технически сложных произведений, ограничивает беглость, приводит к зажатию и усталости рук. (Игра стоя здесь не рассматривается как способ, не относящийся к теме данного сообщения, но можно заметить в скобках, что большинство виртуозных соло-гитаристов держат гриф очень высоко, порой почти вертикально).

Тем не менее есть множество исполнителей, которые и при такой посадке достигают великолепных результатов, как быть с этим фактом? Если посмотреть на исполнение, предположим, Томми Эммануэля (и других приверженцев стиля фингерстайл), на нашего Александра Виницкого, можно заметить, что от блюзовой посадки они значительно отошли, расположение грифа ближе скорее к позиции фламенко, а многие используют положение нога на ногу или ставят подставку под правую ногу – такой вариант позволяет добиться большей устойчивости. Во многих гитарных кружках при обучении начинающих стали использовать именно такую посадку.

Томми Эммануэль Александр Виницкий

И все-таки при подобных вариантах гитарной посадки никак не избежать очевидных недостатков – положение плеч исполнителя несимметрично, правое плечо поднято, положение левой руки также нельзя назвать естественным. Но если для взрослых гитаристов с большими руками и соответствующим ростом эти минусы сколько-то сглаживаются, то при обучении детей они становятся просто вопиющими, негативное влияние такой посадки на осанку ребенка совершенно очевидно.

Итак, можно утверждать достаточно категорично: при обучении детей любые варианты посадки, кроме классической, являются абсолютно неприемлемыми. Формирование правильной посадки должно начинаться с первого урока и находиться под постоянным контролем преподавателя. Здесь каждый находит какие-то свои методические приемы. Известно, к примеру, упражнение «воображаемая гитара», когда ребенку предлагается сесть так, как будто он держит в руках гитару, и даже «как будто» поиграть на ней (при этом инстинктивно принимается ровное положение плеч и прямая осанка), а только потом ученик получает в руки инструмент. Не всегда заметные

дефекты посадки и постановки, все искривления и неправильные развороты корпуса становятся очевидными, если посмотреть на ребенка со спины. Контроль за правильностью и свободой посадки, как и вообще вся работа над игровым аппаратом, не ограничивается начальным этапом обучения, новые проблемы и трудности могут возникать как по мере усложнения изучаемого репертуара, так и просто по мере роста ребенка – детский организм может расти, как известно, скачками и не всегда пропорционально, что обязательно влечет за собой изменения как в постановке рук, так и в посадке в целом.

Особое внимание необходимо обращать на организацию домашних занятий – очень часто выясняются совершенно неожиданные причины того, что посадка никак не «устанавливается», ребенку явно неудобно, он долго приспосабливается к инструменту, то правая нога уходит под стул, то постоянно сползает гитара. А оказывается, подставку так и не купили, или ребенок сидит дома на мягком и низком кресле, а то и на кровати или на детском стульчике, или нет пюпитра для нот, а ноты лежат где-то слева на столе, и уже обнаружился разворот корпуса влево. То есть, конечно, правильной работы на уроке совершенно недостаточно, нужен контакт с родителями, их заинтересованность и понимание стоящих перед ребенком задач, понимание важности всех требований педагога. Только осознание того, что обучение искусству музыкального исполнительства – это долгий, трудоемкий, сложнейший процесс, где важна каждая мелочь, где требуется большое терпение, регулярность, организованность, может помочь ребенку добиться результата. И только осознанное и доброжелательное партнерство в этом процессе может принести свои плоды – будут расти знания и умения маленького музыканта, учеба будет приносить радость творчества, а результаты обучения – радовать и учителей, и родителей.

1. Формирование исполнительских умений

и навыков учащихся детской

музыкальной школы в классе гитары

2. Школа игры на шестиструнной гитаре под ред.

Е. Ларичева. — М.: Музыка, 1990

3.ндрес Сеговия. — М.: Музыка, 1981

4.скусство игры на классической гитаре

5.Иванов-кола игры на шестиструнной гитаре. — Пере изд. — М.: Музыка, 1989.

6.кола игры на шестиструнной гитаре

под ред. А. Иванова-Крамского. — М.: Музыка, 1965.

7.амоучитель игры на шестиструнной гитаре. — М.:

Музыка, 1991.- 94с.

8. Твой друг гитара. — Киев: Муз. Украина, 1993.

9. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре. — Киев: Книга, 2003.

10.кола игры на шестиструнной гитаре, ред.

И. Поликарпова. — М.: Сов. композитор, 1981.

Источник

Оцените статью