- Постановка рук для игры на фортепиано
- Почему так важно правильно держать руки во время игры на фортепиано?
- Правильная посадка во время игры на фортепиано
- Постановка рук пианиста
- Часть 5. Правильная посадка и положение рук при игре на пианино
- Правильная посадка.
- Положение рук при игре на пианино.
- Упражнения.
- Основные фортепианные движения, постановка рук
- Работа над постановкой рук в классе фортепиано учебно-методический материал по музыке на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Постановка рук для игры на фортепиано
Постановка рук и правильная осанка — это то, чему деток учат в музыкальной школе с первых дней занятий. Неправильная постановка рук и посадка — это довольно распространенные ошибки самоучек. А тем временем существует даже специальная обучающая литература, посвященная консерваторской постановке рук на фортепиано. В этом плане довольно интересным является труд М.И. Николаевского «Консерваторская постановка рук на фортепиано» (1917 г.). Что же представляет из себя правильная постановка рук для фортепиано? Как научиться следить за собой, в том случае, если вы — самоучка, и некому указать вам на ваши ошибки?
Почему так важно правильно держать руки во время игры на фортепиано?
Правильная постановка рук предполагает свободу и независимость в движениях пальцев и рук во время игры на фортепиано. Если рука поставлена неправильно , рано или поздно исполнитель сталкивается с проблемой в исполнении более сложных и быстрых произведений. К примеру, среди распространенных ошибок — постановка пальцев ближе к краям белых клавиш, оттопыривание мизинцев, «деревянные» пальцы и др.
Консерваторская постановка — это правильная посадка, высота стула, положение корпуса и его наклон, правильное положение ног и колен, плеч и локтей, рук, кистей и пальцев. Также важен подъем пальце во время игры на фортепиано, постановка первого пальца и его подкладывание в гаммах.
Правильная посадка во время игры на фортепиано
Итак, правильная посадка за фортепиано — это прямая спина, опора на ноги и чуть опущенные плечи. Во время игры на фортепиано обязательно следите за своими локтями. Они не должны болтаться или мешать вам — вся тяжесть вашей руки должна ощущаться в кончиках пальцев.
Во время игры на фортепиано избегайте резких движений руками. Рука должна идти настолько плавно, будто вы плывете под водой. Обязательно включите выступления известных пианистов и посмотрите, как они сидят за инструментом и держат руки во время игры на фортепиано. Старайтесь подражать им. Не садитесь слишком близко к инструменту или слишком низко на стуле — это приведет к скованности плеча.
Постановка рук пианиста
Теперь поговорим о постановке рук во время игры на фортепиано. Держите пальцы в собранном виде ближе к черным клавишам. Представьте, что вы держите в руке невидимую сферу. Пальцы не должны прогибаться во время игры на фортепиано (довольно распространенная ошибка слабых пальцев). Нажимать на клавиши следует подушечками пальцев, так что о длинных «кошачьих» ногтях придется забыть.
Во время игры все пальцы необходимо закруглять (ставить «домиком») и во время пауз подвешивать кисть в воздухе. Профессиональный пианисты делают это очень эффектно — это помогает снять напряжение в руке.
Во время игры используйте всю руку от самого плеча. Руки должны непрерывно и плавно двигаться.
Источник
Часть 5. Правильная посадка и положение рук при игре на пианино
В этой теме мы рассмотрим правильную посадку и положение рук при игре на пианино. Эту часть урока следовало бы включить в первую часть, но мне хотелось, чтобы вы изучили материал про нотную грамоту так как без этих знаний вы не сможете приступим к самой игре на пианино. А изучив этот материал вы узнаете, как вам играть на этом музыкальном инструменте намного дольше и быстрее.
Правильная посадка.
Здесь у нас единственное правило это сидеть прямо, а самое главное удобно. Для этого просто отрегулируйте высоту стула и самое главное, чтобы стул стоял плотно и не качался.
Положение рук при игре на пианино.
- Кисти рук должны быть расслаблены и не должны уходить в бок.
- Руки должны быть прямые словно параллельны столу или полу.
- Немного закругляем пальцы. Для того чтобы научиться играть быстрые мелодии. Так как с прямыми пальцами этого сделать не получиться. Чтобы лучше понять, как должны закругляться пальцы просто возьмите в руку яблоко и полностью обхватите его пальцами так чтобы чувствовать его всеми подушечками пальцев.
Упражнения.
- Для упражнения нам нужно научиться живее проигрывать ноты до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до, а после в обратном порядке. И постарайтесь следить за правильным расположением рук на пианино.
- Растягивайте пальцы нажимая одной рукой ноты до-до, ре-ре, ми-ми и т.д. Причем первая нота нажимается мизинцем а последняя большим пальцем на левой руке, а на правой наоборот.
Эта техника растяжки пальцев пригодиться для обеих рук, поэтому нужно тренироваться обеими руками.
В дальнейшем ваши мышцы запомнят расположение рук и посадку и Вам станет намного легче и быстрее играть на пианино.
Помните, что систематическая тренировка поможет Вам в дальнейшем выработать технику игры на пианино. Где вы начнете играть как виртуоз.
Привет, меня зовут Сергей. Музыка для меня как хобби. Занимаюсь созданием Hip-Hop минусов в Fl Studio уже продолжительное время.
Если вам понравился этот материал, то поделись с ним с другими. Так вы поможете в развитии этого сайта и у меня будет стимул в дальнейшем развивать этот проект.
Источник
Основные фортепианные движения, постановка рук
Итак, правильная посадка за пианино.
Зачем она нужна? .
За много лет я видела много посадок, как у начинающих, так и у состоявшихся пианистов, и были они очень-очень разные, в зависимости от природных данных и фактуры тела. Причем иногда бывали случаи, когда человек с посадкой, при которой он по всем теоретическим данным не должен бы играть — прекрасно и виртуозно играл. Так что, не хочу давать Вам готовый рецепт (если уж очень хочется «готовенького» — см. рисунки в любом самоучителе), а предлагаю воспользоваться здравым смыслом, и подобрать лично для себя самую оптимальную посадку.
Итак, пункт первый — ЗДОРОВЬЕ
1) Посадка должна быть Здоровой. Это значит, что она не должна Вам в будущем испортить здоровье, ведь за пианино Вы будете проводить много времени. Опыт показывает, что сидеть нужно Комфортно и спину держать Ровно, для того, чтобы не искривился позвоночник и не пережимались мышцы.
Если Вы сели за инструмент, и чувствуете боль и зажатость мышц, значит что-то не то. Хотя если до того как сесть за пианино Вы уже успели искривить себе позвоночник неправильной посадкой, то тогда понятно, почему все болит.
УДОБСТВО и функциональность
2) Посадка должна быть Удобной. Это значит, что она должна максимльно подходить для того, зачем мы, собственно, за пианино и сели, а именно: руками — нажимать клавиши, ногами — педали.
Посмотрим подробнее, что же нам придется делать руками? 1- нажимать клавиши в середине клавиатуры, 2- нажимать клавиши на краях клавиатуры, 3 — перекрещивать руки.
ВИДЕО на ноте До
Задание 1 — сыграть 20 (или больше) раз, и найти такое положение тела (расстояние до клавиатуры и высоту стула) при котором Вам удобно будет сыграть все три положения (т.е. нажать любую клавишу, включая черные на краях клавиатуры), не двигая при этом телом, и сохраняя ощущение комфорта.
Теперь ноги — педаль жмем кончиком стопы. А точнее, подушечкой пальцев ног жмем на расширенный кончик педали. Можете, конечно жать и целиком стопой, но учтите, что игра на педали предполагает разные степени нажатия педали — иногда чуть-чуть, а иногда полностью до упора, если удобно таких градаций достигать целой пяткой, то пожалуйста.
Задание 2 — двумя ногами жать на педаль попеременно и вместе.
Задание 3 — соединить руки и ноги и найти «золотую середину», т.е. такую посадку, при которой удобно будет и рукам и ногам, спина останется ровной, а тело не будет делать лишних движений. А Вы, главное, почувствуете себя великим пианистом!
На всякий случай конкретизирую возможные ошибки. Хотя,если Вы добросовестно выполнили предыдущие задания — они у Вас не должны были возникнуть.
Посадка слишком близко — при такой посадке Вам неудобно будет перекрещивать руки — тело будет мешать локтям.
ВИДЕО
Посадка слишком далеко — при такой посадке Вы просто не сможете достать до краев клавиатуры, или сможете достать только кончиками пальцев, но не сможете полноценно нажать клавишу и придется наклоняться слишком сильно.
Посадка слишком высоко —
Посадка слишком низко —
Посадка не посередине клавиатуры — ну тут понятно, до одного края клавиатуры сможете достать, а до другого — нет.
ПОСТАНОВКА РУК
Если Вы правильно сидите за пианино, то Вам сложно будет поставить руки на клавиатуру неправильно. Но все таки рассмотрим главные моменты (вдруг Вы таки умудрились это сделать)
ФОРТЕПИАННЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Природный закон «пути наименьшего сопротивления» он же «закон сохранения энергии», то есть достижение максимального результата, при вложении минимально необходимых усилий.
Что больше — кисть или рука? Что больше палец, или кисть?
Правило такое: не используем кисть там где можно обойтись одними пальцами, не используем руку там, где можно обойтись одной кистью. Хотя сразу замечу, что кисть должна минимально двигаться.
Главное правило: меньше движений. Учитесь сами находить самый оптимальный путь.
Таким образом делаем вывод, что чаще всего придется двигать пальцами и кистью, значит нам нужны быстрые, цепкие пальцы, и подвижная кисть.
Дофортепинные упражнения.
Вес руки.
Упражнения н вес разными пальцами (сразу и на координацию, или сделать это отдельным уроком. )
В базовые фортепианные движения дать упражнения для кистей, пальцев, контроль силы у мужчин
Мужчины, внимание.
Вам на вес рук нужно обратить отдельное пристальное внимание!
Очень часто сталкиваюсь с ситуацией, когда мужчины просто не могут изобразить (сделать, понять) даже минимально вес руки, ну не могут уронить руку как следует на колено — половину дороги рука летит в свободном полете, а вторую половину включается «тормоз» и в тот момент, когда рука долетает до колена там уже веса нет и в помине — она легкая как пушинка. Мне кажется, это связано с тем, что мужчины привыкли контролировать силу и автоматом включается «блокировка», так что ли назвать, а точнее чаще всего зажимаются мышцы плеча и ниже (ну, те, которые обычно качают)
Проблема — неподвижность кисти
Разные штрихи — подвижность пальцев.
Теперь посмотрим подробнее — что же нам придется делать нашими пальцми и кистью:
кисть вверх вниз, вправо влево и вращать на пианино и без (лампочка)
Источник
Работа над постановкой рук в классе фортепиано
учебно-методический материал по музыке на тему
Одним из самых важных этапов в профессиональном обучении музыканта является начальный период, когда происходит первое знакомство ученика с инструментом, закладываются базовые слуховые и физические ощущения. От того, каким образом была проведена эта работа, зависит многое, и недостатки в ней могут сказаться даже через годы. Начальный этап обучения наиболее сложный и ответственный. Он основа всего дальнейшего отношения ученика к музыке, инструменту, занятиям. Это база для всего последующего музыкального обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_postanovkoy_ruk_v_klasse_fortepiano.docx | 38.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над постановкой рук в классе фортепиано
Одним из самых важных этапов в профессиональном обучении музыканта является начальный период, когда происходит первое знакомство ученика с инструментом, закладываются базовые слуховые и физические ощущения. От того, каким образом была проведена эта работа, зависит многое, и недостатки в ней могут сказаться даже через годы. Начальный этап обучения наиболее сложный и ответственный. Он основа всего дальнейшего отношения ученика к музыке, инструменту, занятиям. Это база для всего последующего музыкального обучения.
Особое внимание в начале обучения важно уделять процессу постановки рук и занятию упражнениями. Постановка рук и выработка рабочей осанки — пожалуй, самый трудный этап в обучении. В этот период перед педагогом стоит очень ответственная и трудная задача: «создать» руки ребенка. Плачевное зрелище представляют собою дети, проучившиеся достаточное количество времени (более полугода) игре на фортепиано, и не приобретшие основных технических навыков. Детей с непоставленными руками приходится переучивать, возвращаясь к этапу первого класса спустя годы обучения. При этом встает сразу ряд проблем: сутулая спина, поднятые плечи, прогнутые пальцы, лежащие кисти. И напротив, ребенку с хорошо поставленными, беглыми пальцами в дальнейшем очень легко продолжать обучение.
Некоторые способы закрепить навыки правильной посадки и постановки рук.
«Лепку» игрового аппарата ребенка необходимо начинать с первой минуты занятий. При этом следует добиться полной свободы тела и мягкости рук. Показывать приемы следует в живой и увлекательной форме и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных ощущениях.
Например, для того, чтобы помочь ребенку избавиться от «зажатости», надо научить его, во-первых, воспринимать разницу в ощущении напряженной и свободной руки, а, во-вторых, услышать зависимость качества звука от изменения состояния руки. Для этого педагогу полезно сыграть простенькую мелодию тремя способами:
а) напряженной рукой с жесткими пальцами;
б) преувеличенно расслабленной рукой;
в) свободной, но организованной рукой, и предложить ученику внимательно послушать, в каком случае мелодия звучит лучше.
Обычно дети правильно выбирают (в данном случае) третий вариант.
При повторном проигрывании этими тремя способами, ученик может придерживать руку педагога, чтобы почувствовать, что перемена качества звучания зависит от изменения состояния руки.
Вот несколько упражнений, которые помогают ребенку чисто визуально, техническими приемами, научиться быстро ориентироваться на клавиатуре, закрепить навыки правильной посадки и постановки рук:
1)»Кластеры» на двух — трех черных клавишах.
2) «Вертолет» — извлечение одного звука.
Цель — научиться брать звук сразу и непосредственно, одним движением, без прицеливания или остановки. Выполняется двумя руками одновременно определенным пальцем, по определенным нотам от середины клавиатуры и обратно. Звуки исполняются различными длительностями, начиная с более длинных к более коротким.
Вопросу организации движений пианиста большое внимание уделила в своей практике педагог и пианистка А.Шмидт — Шкловская, занимавшаяся изучением профессиональных заболеваний пианистов и поисков рациональных приемов игры. В своей брошюре «О воспитании пианистических навыков» она приводит множество упражнений, помогающих правильно сформировать осанку и взаимодействие всех частей игрового аппарата. Сидеть за инструментом следует спокойно, удобно и прямо, допустим лишь небольшой наклон вперед. Плечи опущены, дыхание ровное и свободное. Сохранить осанку помогает хорошая опора на ноги. По этому малышам 6-7 лет важно подобрать необходимой высоты подставку под ноги. Выработке такой осанки помогают различные упражнения:
Стоя: а) поднять руки в сторону от корпуса и произвольно опустить их, сознательно сосредоточившись на полной пассивности их падения.
б) размашистыми движениями вращать вытянутыми руками вокруг
корпуса и над головой с ощущением абсолютной свободы плечевых
суставов.
в) поднять плечи и внезапно легко и непроизвольно опустить их.
Сидя: а) оперев локоть о ладонь другой руки, двигать предплечья
вверх — вниз, одним движением, без остановки в крайних точках.
б) описывать круги предплечьем, оперев локоть о ладонь другой руки.
в) подвесить кисть, опершись тремя средними вытянутыми пальцами о
край стола. Рука висит безвольно с ощущением тяжести в локте. Отвести ее в сторону от корпуса (пальцы остаются на столе, после чего внезапно опустить и дать возможность самостоятельно колебаться вплоть до остановки).
Основную нагрузку при игре несут самые сильные и выносливые мышцы плеча, спины, груди и плечевого пояса. Очень часто зажатость этих мышц мешает работе пианиста. Наилучшее положение руки на фортепиано то, которое можно легче и скорее изменить. Поэтому нежелательны такие встречающиеся крайности, как прижатые, опущенные или неестественно раздвинутые локти, затрудняющие игру и вызывающие напряжение.
Педагог должен знать природные возможности пианистического аппарата, уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя прийти на помощь. Ведь самого ребенка его ощущения во время игры не занимают, и он часто даже не замечает напряжения. Организованность движений должна сочетаться с освобождением от всяких лишних напряжений. Возникают напряжения легко, а избавиться от них трудно. Распознаются излишние напряжения различными способами. Одно из них — слуховое восприятие. Для игры скованных исполнителей характерно форсирование звука. Другой способ — субъективные ощущения исполнителя — чувство скованности, быстрое утомление, в последствии могущее перейти в боль. Наконец, напряжение заметно по внешнему виду исполнителя.
Несколько типичных двигательных дефектов и возможные способы их устранения:
I. Скованность плеча. Причина: ученик близко или низко сидит. Нужно проверить посадку и, если замечания недостаточно, следует предложить упражнение — перенос руки на далекие расстояния или гимнастические упражнения.
II Тряска кисти. Малыши начинают трясти рукой потому, что не чувствуют силы и самостоятельных возможностей в своих еще маленьких и неокрепших пальчиках. Между тем это психологическое заблуждение. Можно порекомендовать упражнения на выполнение небольших последовательностей из 2-3-4-5 звуков на одном дыхании.
III. Слабые пальцы могут прогибаться. Причина этого — желание играть более громко, неестественным для себя звуком — отсюда излишнее давление. По этому поводу Игумнов говорил: «Так же как нельзя ходить, продавливая ногами пол, так нельзя и играть, продавливая пальцами клавиатуру». При необходимости лучше играть тише, чем пользоваться распространенной рекомендацией «собрать пальцы «, вызывающей перезакругленные ленивые пальцы с проломленным сводом кисти. Следует дать ученику упражнение на беззвучное, мягкое нажатие клавиши.
IV. Скованность кисти. Следует играть трели в медленном темпе,
делая круговое движение запястьем.
V. Скованность предплечья. Следует играть тремоло в медленном темпе, преувеличенно раскрывая ладонь руки
VI. Скованность пятого пальца. Когда обращают внимание учащихся на данный недостаток, они ссылаются обычно на физическую слабость своих пятых пальцев. Иногда это верно. Но сама слабость пятых пальцев проистекает из-за музыкальной и физической нетребовательности. Следует играть этюды для четвертых и пятых пальцев и последования, начинающиеся с пятых пальцев.
VII. Напряженность первого пальца. Этот недостаток происходит из-
за несамостоятельности, из-за того, что его действие подменяется
вращательным движением предплечья. Для того, чтобы заиграл палец, надо играть именно пальцем, не заменяя его работу действиями других мышц.
Внешним признаком развитости первого пальца являются приобретение им
закругленной, выпуклой формы и увеличение управляющей его движением мышцы. Упражнения: доставать первым пальцем квинту при задержании пятого пальца; взять третьим пальцем звук, а первым брать звуки с разных сторон от третьего.
Гимнастика на занятиях музыки
(рекомендует автор уникальной методики музыкального развития детей Т.Б.Юдовина-Гальперина)
«В своей педагогической практике я неизменно использую различные гимнастические упражнения, которые помогают ученикам преодолевать затруднения, вызванные нарушениями в опорно-двигательной системе. Приведу ряд упражнений, позволяющих решать стоящие перед нами задачи. В зависимости от индивидуальности ребенка педагог может варьировать, изменять эти упражнения, придумывать новые и т.п.
Пальцевые игры. Готовим руки к игре.
Чуть прогнутый корпус. На вдох подняться на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их над головой и развести в стороны. На выдохе вместе с наклоном туловища руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони).
Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов.
2. «Палочка»
Спинка прогнута. Руки свободно лежат на гимнастической палке, которая находится за спиной в подмышечных впадинах. Ребенок вращает туловище в разные стороны, не напрягая при этом рук.
Упражнение помогает держать прямо спину, предотвращает сколиоз и зажатие рук в локтевых суставах.
3. «Пальчики — очки»
Наши пальцы — не крючки, — Сделай круглые очки!
Попробуйте сделать колечко, соединив палец правой и левой руки с остальными, — получатся очки, в которые можно посмотреть! Это упражнение полезно для постановки рук на фортепиано.
Прочтите стихи, потренируйтесь изображать пальцами очки, затем распойте стихи песенкой (каждый ребенок сочиняет по очереди) и поиграйте в очки, разглядывая друг друга!
4. «Пальцы – грабли»
Переплетите пальцы ладонями к себе и прочтите:
Что за пальцы: «Ну!» и «Ну!»
Как граблями я гребу!
Распойте слова песенкой и потренируйте пальчики. Это упражнение способствует хорошей растяжке между пальцами, которая необходима для игры на фортепиано.
5. «Пальцы – колечки»
В кольцо колечко пропусти
Цепочку встретишь на пути.
Соедините в кольцо большой и указательный пальцы левой руки. Через него попеременно пропускайте колечки из пальчиков правой руки: большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец, — участвуют все пальцы. Упражнение полезно для правильной постановки рук и развития пальцевой техники в игре на фортепиано.
6. «Пальцы – домик»
игра-загадка
Построим дом.
Кто в нем живет
И песню такую звонкую поет?
(скворечник, скворец)
Сделайте ладошками домик, поставьте их друг к другу, мизинцы прижаты, а большие пальцы загнуты внутрь. Полюбуйтесь домиком и распойте слова песенкой. Похвалите лучшего исполнителя.
7. «Пальцы как жук»
Покажи, как жук летит и усами шевелит.
Сложите пальцы в кулачок, а указательный и мизинец разведите в стороны и пошевелите ими. Распойте слова песенкой, изображая пальцами полет жука.
Все пальцевые игры подготавливают детскую ручку к игре на фортепиано.
Источник