Посадка за гитарой для детей

Содержание
  1. Методическая разработка по обучению игре на классической гитаре детей школьного возраста: «Первый урок обучения игре на классической гитаре: особенности посадки и постановки рук».
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. Посадка гитариста, история и физиология
  5. Посадка гитариста.
  6. История и физиология.
  7. Методическое сообщение
  8. МАУ ДО «Детская музыкальная школа №3»
  9. Г. Пермь
  10. 2016 год
  11. Посадка гитариста. История и физиология.
  12. Тема правильной гитарной посадки может показаться узкоспецифической и многократно описанной в методических пособиях. Однако жизнь показывает, что в рамках музыкальной школы идет постоянное развитие возможностей преподавания – на основе самоокупаемости, например, курс аккомпанирующей гитары, обучение подростков, даже взрослых. Приходится сталкиваться с тем, что учащиеся, которые видят перед глазами множество примеров, спрашивают, а порой требуют: «А я хочу сидеть вот так, а почему нельзя?» Действительно, вряд ли можно найти другой инструмент с таким многообразием способов игры, порой доходящих до абсурда.
  13. В многообразии разговоров и споров вокруг посадки гитаристов можно сформулировать два основных вопроса:
  14. Почему настолько отличаются принципы посадки и постановки рук?
  15. И почему педагоги музыкальных школ настаивают на использовании классической посадки для обучения детей?
  16. Франсиско Таррега Андрес Сеговия
  17. Альтернативный вариант посадки, при котором гитара лежит на правом колене, получил настолько широкое распространение, что авторы многочисленных интернет-пособий по обучению игре на гитаре именуют такую посадку «обычной», в отличие от классической, и даже сочувствуют бедным «классикам», которых заставляют сидеть в таком неудобном положении. У этого способа игры также долгая история, началом которой можно считать блюз как стиль, предшествующий и оказавший влияние на все последующие жанры – джаз, рок — и поп-музыку.
  18. Джон Ли Хукер Би Би Кинг
  19. Разумеется, подобная посадка уместна и даже необходима как с точки зрения постановки левой руки («блюзовый хват»), так и для игры с помощью медиатора. Она позволяет играть ритмические партии с сохранением нужной динамики и экспрессии, достаточно удобна для исполнения аккомпанемента, плюсом такой посадки считают то, что нет необходимости в каких-либо дополнительных приспособлениях.
  20. Хотя выглядит это посадка достаточно непринужденной, минусы этого положения в том, что оно гораздо менее устойчивое, чем классическое.
  21. 1. Формирование исполнительских умений
  22. и навыков учащихся детской
  23. музыкальной школы в классе гитары
  24. 2. Школа игры на шестиструнной гитаре под ред.

Методическая разработка по обучению игре на классической гитаре детей школьного возраста: «Первый урок обучения игре на классической гитаре: особенности посадки и постановки рук».

Как и на любом другом инструменте, обучение на классической гитаре начинается с посадки, постановки правой и левой руки, объяснения, как правильно держать инструмент. Необходимо с первого занятия объяснить и показать, как правильно сидеть, чтобы избежать огромного количества проблем и трудностей в дальнейшем обучении. Данная методическая разработка предназначена для работы педагога с определённой возрастной группой — средний школьный возраст.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_posadki_i_postanovki_ruk_pri_igre_na_klassicheskoy_gitare.doc 256 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности посадки и постановки рук при игре на классической гитаре: трудности, возникающие у учеников школьного возраста.

1. Приспособления для правильной постановки гитары: подставка для ноги и «суппорт»

Как и на любом другом инструменте, обучение на классической гитаре начинается с посадки, постановки правой и левой руки, объяснения, как правильно держать инструмент. Необходимо с первого занятия объяснить и показать, как правильно сидеть, чтобы избежать огромного количества проблем и трудностей в дальнейшем обучении.

На данный момент в распоряжении классического гитариста имеется гораздо больше приспособлений для правильной постановки гитары, чем несколько десятилетий назад, а именно: новый вид подставки под ногу, накладка на деку для правой руки. При этом принцип правильной посадки и постановки рук от не меняется.

Рис. 1. Посадка при игре Рис.2. Подставка под левую ногу.

на классической гитаре

Вот как описывает правильную посадку с использованием подставки под ногу Эмилио Пухоль, педагог и музыковед, автор «Школы игры на классической гитаре», которой отдаёт предпочтение большинство современных музыкальных школ [1] : “При игре на гитаре гитарист должен сидеть на устойчивом сиденье без пружин и подлокотников, высотой пропорционально его росту. Левую ногу необходимо поставить на подставку, гитара кладётся выемкой обечайки на левое бедро. Нижняя дека прижата к груди. Корпус тела слегка наклонён вперёд, плечи сохраняют своё естественное положение. Левое бедро образует с корпусом тела небольшой острый угол, нога согнута и ступня опирается на подставку. Правая нога твёрдо стоит на полу под прямым углом. Необходимо следить, чтобы пятка не отрывалась от пола. Нижняя часть гитары кладётся на правую ногу. Гитара должна принять устойчивое положение”.

На сегодняшний день в посадке классического гитариста произошли некоторые изменения, и связано это с появлением новых приспособлений, таких как «суппорты». «Суппорт» — это подставка для игры на гитаре дугообразной формы с разным количеством креплений, чаще всего в виде присосок.

Это приспособление крепится к обечайке гитары и ставится на левую ногу, при этом обе ноги стоят на полу. Угол обеих ног относительно корпуса тела одинаковый, равен 90 градусам. В современном преподавании классической гитары всё больше педагогов отдают предпочтение данному виду подставки. У неё есть очень много преимуществ: более устойчивое положение ног и всего корпуса, т.к. обе ноги упираются в пол. С классическими подставками положение левой ноги было менее устойчивое , потому что левая нога стояла на подставке и сама подставка могла опрокинуться набок и упасть (довольно часто это происходило с маленькими детьми, которые начинали активно себя вести на занятиях, вертеться, баловаться и отвлекаться).

Рис. 4. Посадка гитариста с использованием суппорта

Ещё одно преимущество «суппорта» состоит в том, что исчезает зажатость в левой ноге и особенно в поясничном отделе позвоночника. При посадке с классической подставкой за счёт того, что левая нога приподнята вверх, на поясничный отдел позвоночника идёт лишняя нагрузка и возможно возникновение боли.

И последний плюс новых подставок — это более удобное положение самой гитары: за счёт различных механизмов на подставках типа «суппорт», намного легче отрегулировать положение гитары под углом в 45 градусов. Ранее этот угол достигался сгибанием левой ноги. Начинающим гитаристам трудно было сразу найти правильное положение, тяжело привыкнуть к такой посадке: затекала левая нога, болела спина. «Суппорт» не только избавляет начинающего гитариста от временного неудобства, но и снижает риск возникновения болей в спине, поскольку сохраняет ровную осанку. Таким образом, «суппорт» можно отнести к здоровьесберегающим средствам, и его использовние эффективней для формирования навыка правильной посадки у начинающего гитариста, чем подставка под ногу.

2. Постановка рук

От положения правой руки зависит не только качество, сила и разнообразие звуков, но и подвижность пальцев; её действия определяют ритм, экспрессию, нюансы и всю гамму звучаний, необходимых для хорошего исполнения. Правильное положение левой руки обеспечивает лёгкость и независимость движения пальцев; её действия способствуют точности и длительности звучания, быстрой смене звуков.

“Струны колеблются и издают звуки от импульса, сообщённого им пальцами правой руки, — писал Агуадо [2] , — а в целом в зависимости от силы, с которой эти струны прижимаются пальцами левой руки. Постоянное взаимодействие обеих рук абсолютно необходимо; правая рука заставляет струны колебаться, левая рука поддерживает колебания и продлевает их. Таким образом, для каждого звука функции правой руки мгновенны, тогда как функции левой продолжаются, пока длятся колебания. Струна должна быть прижата левой рукой в тот момент, когда правая даёт импульс, что и составляет тесную связь действий обеих рук. Левая рука не должна применять большую силу; правая так же должна её экономит .чтобы производить, в зависимости от обстоятельств, звуки ясные, блестящие, сильные, но не грубые и не слабые”. [3]

3.Постановка правой руки

Верхняя часть предплечья (у локтя) кладется на ребро нижней части гитары, кисть руки находится над струнами в полусогнутом положении. Запястье правой руки немного изогнуто и имеет форму «горбика», это даёт возможность пальцам правой руки максимально сильно атаковать струну и достигать выразительного динамического звучания. Пальцы также находятся в полусогнутом положении, имеют округлую форму. Большой палец выдвинут немного вперёд таким образом, что пальцы правой руки напоминают форму «креста». При извлечении звука кисть должна быть неподвижна и не должна напрягаться. Правая рука должна быть прямой, необходимо следить, чтобы не было «заломов» в запястье.

Рис. 5. Постановка правой руки. Вид сверху и спереди .

4. Постановка левой руки

При игре на классической гитаре пальцы левой руки должны находиться в полусогнутом положении. Локоть левой руки свободно и естественно висит, его не следует прижимать к себе или выдвигать вперёд, также не стоит наклонять его в сторону. Струны прижимаются кончиками пальцев. Пальцы не должны прогибаться в суставах, а наоборот, должны быть округлыми. Большой палец находится на задней части грифа, примерно по центру. Левая рука висит на грифе, и если мы уберём большой палец, то она упадёт за счёт своего веса, благодаря этому струны на гитаре зажимаются не за счёт мышц пальцев левой руки, а за счёт веса самой левой руки. При движении пальцев на верхние струны (басовые) большой палец вслед за ними двигается наверх и так же он двигается за пальцами при движении вниз.

Рис. 6. Постановка левой руки. Вид сбоку и спереди

Именно так уже более полутора веков учат посадке и постановке рук на классической гитаре. Очень важно обратить внимание на то, какие трудности возникают при этом у начинающего гитариста. Следует учесть и психологический фактор: сам ученик не всегда замечает, что он неправильно сидит, держит гитару и т.п. или даже не считает это важным, торопится перейти собственно к игре. Однако именно от неправильной посадки и постановки рук появляется огромное количество проблем, с которыми впоследствии не так просто справиться. Как правило, наиболее «неусидчивыми» учениками являются дети младшего школьного возраста: им тяжело долго сидеть в одном положении. У взрослых учеников бывает другая проблема, связанная с посадкой и постановкой рук: зачастую к профессиональному преподавателю приходит ученик, уже начавший самостоятельное обучение по самоучителям или видеоматериалам в интернете. В этом случае велик риск того, что он уже «привык» к неправильной посадке, и её придётся исправлять.

5. Основные ошибки при посадке и постановки рук

  • Довольно часто учащийся наклоняет инструмент назад, тем самым откидывая корпус тела и выдвигая нижнюю часть гитары вперёд. Делается это для того, чтобы видеть лады гитары. Необходимо с первого занятия объяснить и на примере упражнений показать, что при правильной посадке и постановке рук постановка пальцев левой руки на лады гитары будет естественной и непринуждённой, и наклон инструмента назад не нужен. Он только затрудняет игру.
  • Также довольно часто у учащихся исчезает естественное положение плеч, идёт непроизвольное поднятие левого или правого (в некоторых случаях обоих) плеча. Происходит это из-за зажатости и излишнего напряжения в плече. Это приводит к зажатости во всей руке, и вследствие этого напряжение и зажатость переходит в пальцы. Необходимо следить и напоминать, что положение плеч должно быть естественным и расслабленным. От расслабленного плеча идёт естественное положение локтевого сустава и самой кисти. Чаще всего проблемы в звукоизвлечении и работе пальцев левой и правой руки необходимо искать в неправильной посадке. Причиной этого может быть и неправильное и неестественное положение плеч.
  • Кроме напряжения в плечах появляется напряжение и искривление в спине и позвоночнике. Необходимо следить за корпусом учащегося в целом, чтобы не было зажатости и искривления. Довольно часто, стараясь следить работой правой или левой руки, учащийся очень сильно выгибает шею, зажатость и напряжение в которой вызывает боль и дискомфорт. Положение головы и шеи также должен быть естественным, без зажатости.
  • И последнее, это положение ног. Ноги должны твёрдо стоять на полу. Необходимо следить, что учащиеся не подгибали ноги или вытягивали их вперёд, угол в коленном суставе должен быть 90 градусов. Пятка, носок, ступни не должны отрываться от пола.

Вывод: самое первое, чему мы учим на классической гитаре — это посадка и постановка рук, как правильно держать инструмент. Чем больше внимания преподаватель уделяет этому, тем скорее пройдёт зажатость и скованность, которые являются причиной многих ошибок. Важно помнить, что обучение должно быть методичным, поскольку наша цель – выработка навыка правильной посадки, правильной постановки рук, а значит постоянный контроль со стороны преподавателя и самоконтроль ученика – непременное и самое важное условие обучения. Следует также учитывать, что причиной зажатости ученика могут быть психологические факторы: стеснение от новой обстановки, боязнь ошибки и т.п., а значит на начальном этапе обучения преподаватель должен помочь ученику преодолеть этот психологический барьер (как именно – каждый преподаватель решает самостоятельно, используя общепедагогические и психологические приёмы, описание которых не входит в круг задач данной работы).

Итак, подчеркну, что посадке необходимо уделять довольно много времени и внимания. В этом, самом первом этапе обучения, кроется очень много трудностей и ошибок, которые учащиеся очень часто допускают. Преподаватель должен неустанно следить за естественным положение всего корпуса ученика, начиная от головы и заканчивая ступнями ног.

[1] Э. Пухоль. Школа игры на шестиструнной гитаре. Самоучитель. — «Советский композитор», 1983 г.

[2] Дионисио Агуадо — испанский классический гитарист , педагог и композитор , один из основоположников (наряду с Фернандо Сором ) испанской школы исполнительства на этом инструменте.

Источник

Посадка гитариста, история и физиология

Посадка гитариста.

История и физиология.

Методическое сообщение

МАУ ДО «Детская музыкальная школа №3»

Г. Пермь

2016 год

Посадка гитариста. История и физиология.

Тема правильной гитарной посадки может показаться узкоспецифической и многократно описанной в методических пособиях. Однако жизнь показывает, что в рамках музыкальной школы идет постоянное развитие возможностей преподавания – на основе самоокупаемости, например, курс аккомпанирующей гитары, обучение подростков, даже взрослых. Приходится сталкиваться с тем, что учащиеся, которые видят перед глазами множество примеров, спрашивают, а порой требуют: «А я хочу сидеть вот так, а почему нельзя?» Действительно, вряд ли можно найти другой инструмент с таким многообразием способов игры, порой доходящих до абсурда.

В многообразии разговоров и споров вокруг посадки гитаристов можно сформулировать два основных вопроса:

Почему настолько отличаются принципы посадки и постановки рук?

И почему педагоги музыкальных школ настаивают на использовании классической посадки для обучения детей?

Ответ на первый вопрос заложен в истории развития гитары. Известно, что наибольший вклад в совершенствование конструкции и выразительных возможностей гитары внесли Испания и Италия, причем музыкальная стилистика в культурах этих стран значительно отличалась. Испания – это,

разумеется, фламенко. Экспрессивность игры, особый эмоциональный настрой исполнения и импровизационная манера игры – это неотъемлемые качества игры на гитаре фламенко. Это достигается в том числе техническими особенностями: гитарист фламенко обычно играет ближе к подставке, чем на классической гитаре, используется прием апояндо, в результате чего достигается более яркое и резкое звучание, постоянно чередуется расгеадо (полноценные аккорды) с пассажами и мелодиями. Все это требует характерного положения правой руки и в целом — очень высокого расположения гитары, для достижения этой цели некоторые исполнители используют не только позу нога на ногу, но и подставку под правую ногу.

Любые вопросы музыкального исполнительства неразрывно связаны с мышечными ощущениями, поиском максимальной свободы в игре на инструменте, тем, что обычно скрывается за понятием удобства – одним словом, с вопросами физиологии. Если рассмотреть с этой точки зрения, предположим, посадку гитариста фламенко, наглядно видна асимметрия в области плечевого пояса и неестественно вывернутые суставы в первом варианте; второй вариант посадки также требует значительных мышечных усилий, учитывая, что нельзя прижимать корпус гитары к туловищу.

Также при этой посадке практически неисполнимым становится прием тирандо, а именно он широко используется при игре аккомпанемента, что было очень характерно для итальянской музыкальной культуры, неразрывно связанной с вокальным искусством. По большому счету, то, что мы

привыкли считать классической посадкой гитариста – результат долгой эволюции, целью которой был поиск компромисса, при котором становится возможным исполнение музыки самых различных музыкальных стилей при максимальном удобстве и свободе игрового аппарата.

Сегодня у гитаристов наверняка вызовет улыбку рекомендация Соловьева — автора одной из лучших школ игры на гитаре, изданной в конце прошлого века: «На гитаре можно играть при различных более или менее удобных положениях, например, стоя, сидя, лежа, — или чувствуя себя несколько утомленными, развалившись в кресле; но самая удобная и более всех принятая поза — в сидячем положении». Однако на старинных картинах изображения гитариста, играющего стоя, причем без каких-либо приспособлений – совсем не редкость, как и изящные барышни, играющие полулежа, с подогнутой кистью левой руки и оттопыренным мизинчиком правой. И без подробного анализа видно, что подобные варианты также нельзя считать удобными и физиологичными, да и добиться исполнения каких-либо достаточно сложных технических задач нереально.

Интересны идеи известного испанского гитариста, педагога и композитора Дионисио Агуадо.

Дионисио Агуадо

Изображенный на этом портрете способ игры вряд ли можно назвать удобным, положение гитары крайне неустойчиво, однако постановка левой руки и расположение грифа вполне соответствует современным представлениям. Агуадо, очевидно, осознавал недостатки такой постановки — еще в позапрошлом столетии он работал над конструкцией специальной треноги для жесткого крепления гитары. По его замыслу, гитарист должен был подойти к закрепленной треноге, как к роялю, и играть. Он считал, что необходимость поддерживать гитару во время игры сковывает руки и сдерживает их движения (эта идея дожила до наших дней, шведско-американский гитарист-виртуоз Ингви Мальмстин пользуется подобным приспособлением на своем концерте).

Доподлинно неизвестно, кому пришла в голову идея использовать подставку для левой ноги – тот недостающий элемент, который позволяет добиться устойчивости и удобства в игре на гитаре. Однако, например, Маттео Каркасси, также широко известный исполнитель и композитор, чьи произведения до сих пор активно используются в педагогическом репертуаре, уже демонстрирует гитарную посадку, которая привычна для нас и носит название классической. Правда, в своих методических комментариях он все-таки говорит о трех точках опоры гитары, опуская опору на правую ногу.

Маттео Каркасси

В методике классической посадки наиболее удачно реализовано стремление исключить любое напряжение, которое может быть вызвано неудобством положения гитариста во время игры, и сохранить естественную осанку. Основная цель классической посадки — уравновесить и зафиксировать гитару только благодаря её положению на бедре и весу лежащей на ее корпусе руки. При такой посадке, даже если опустить левую руку, гитара должна устойчиво оставаться на месте. В классическом стиле сидеть принято на краю стула или табуретки. Для того чтобы поднять гитару на нужный уровень и держать под удобным для игры углом, левая нога ставится на подставку или скамеечку. Гитара боковым вырезом ставится на левую ногу, а правая нога отодвигается немного в сторону, чтобы лучше подпереть корпус гитары. Высота подставки подбирается индивидуально, так, чтобы гитара стояла удобно, с небольшим уклоном. Есть точка зрения, что верхняя дека гитары должна находиться в вертикальном положении. Это нужно признать неправильным, так как гитара в таком положении прижата к корпусу и звук становится более глухим. Когда гитара наклонена, то исполнитель касается груди только верхней частью нижней деки, к тому же звук дальше распространяется, поскольку резонаторное отверстие направлено выше горизонтальной линии. Многие гитаристы используют суппорты различных конструкций, это позволяет сделать посадку еще более симметричной и свободной, исполнители, имеющие проблемы с позвоночником, отмечают, что игра с суппортом заметно комфортнее и позволяет дольше заниматься без усталости и неудобств. Конечно, к суппорту тоже нужно привыкать, к тому же это приспособление достаточно

дорогое, некоторые модели нельзя прикрепить к матовым гитарам, только к полированным, да и доступные по цене модели не отличаются хорошим качеством.

А. Дервоед

Гриф гитары должен быть примерно под углом 45 градусов к полу, чтобы голова грифа была примерно на уровне плеча или чуть выше. Корпус тела следует держать прямо, для достижения большей устойчивости его можно немного наклонить.

При такой посадке гитара имеет четыре точки опоры: правая нога, левая нога, предплечье правой руки и грудь. Гриф гитары должен быть устойчив. Таким образом, мы можем освободить левую руку от поддержки гитары за гриф и получить большую свободу в движениях левой руки. Классическая посадка исполнителя позволяет достичь устойчивого положения инструмента, чтобы в процессе игры не отвлекаться на его поддерживание. Ч. Дункан обращает особое внимание, что у «хорошего исполнителя центральное положение инструмента по отношению к туловищу влечет за собой почти идентичное расположение правой и левой кистей, локтей, колен, одинаковые углы, образованные локтями и коленями». Э. Пухоль дает

разъяснения относительно женской посадки. Женщины «отводят правую ногу назад, сгибая ее в колене, и опираются на кончик ступни».

А. Сеговия тоже призывал несколько изменить посадку для женщин. Е. Ларичев поместил в своей Школе иллюстрацию, где показана посадка женщины-гитаристки. Женская посадка долгое время обсуждается гитаристами и отличается меньшей устойчивостью. Поэтому в детских музыкальных школах практикуется мужская посадка даже для девочек.

Франсиско Таррега Андрес Сеговия

Альтернативный вариант посадки, при котором гитара лежит на правом колене, получил настолько широкое распространение, что авторы многочисленных интернет-пособий по обучению игре на гитаре именуют такую посадку «обычной», в отличие от классической, и даже сочувствуют бедным «классикам», которых заставляют сидеть в таком неудобном положении. У этого способа игры также долгая история, началом которой можно считать блюз как стиль, предшествующий и оказавший влияние на все последующие жанры – джаз, рок — и поп-музыку.

Джон Ли Хукер Би Би Кинг

Разумеется, подобная посадка уместна и даже необходима как с точки зрения постановки левой руки («блюзовый хват»), так и для игры с помощью медиатора. Она позволяет играть ритмические партии с сохранением нужной динамики и экспрессии, достаточно удобна для исполнения аккомпанемента, плюсом такой посадки считают то, что нет необходимости в каких-либо дополнительных приспособлениях.

Хотя выглядит это посадка достаточно непринужденной, минусы этого положения в том, что оно гораздо менее устойчивое, чем классическое.

Тут уже только три точки опоры, одна из которых – предплечье правой руки, которое постоянно находится в движении. Грудь тоже нельзя назвать достаточно устойчивой точкой опоры, если только не прижать гитару очень сильно. Гриф находится параллельно полу, и его приходится поддерживать левой рукой. Запястье получается согнутым под 90 градусов, что крайне затрудняет исполнение технически сложных произведений, ограничивает беглость, приводит к зажатию и усталости рук. (Игра стоя здесь не рассматривается как способ, не относящийся к теме данного сообщения, но можно заметить в скобках, что большинство виртуозных соло-гитаристов держат гриф очень высоко, порой почти вертикально).

Тем не менее есть множество исполнителей, которые и при такой посадке достигают великолепных результатов, как быть с этим фактом? Если посмотреть на исполнение, предположим, Томми Эммануэля (и других приверженцев стиля фингерстайл), на нашего Александра Виницкого, можно заметить, что от блюзовой посадки они значительно отошли, расположение грифа ближе скорее к позиции фламенко, а многие используют положение нога на ногу или ставят подставку под правую ногу – такой вариант позволяет добиться большей устойчивости. Во многих гитарных кружках при обучении начинающих стали использовать именно такую посадку.

Томми Эммануэль Александр Виницкий

И все-таки при подобных вариантах гитарной посадки никак не избежать очевидных недостатков – положение плеч исполнителя несимметрично, правое плечо поднято, положение левой руки также нельзя назвать естественным. Но если для взрослых гитаристов с большими руками и соответствующим ростом эти минусы сколько-то сглаживаются, то при обучении детей они становятся просто вопиющими, негативное влияние такой посадки на осанку ребенка совершенно очевидно.

Итак, можно утверждать достаточно категорично: при обучении детей любые варианты посадки, кроме классической, являются абсолютно неприемлемыми. Формирование правильной посадки должно начинаться с первого урока и находиться под постоянным контролем преподавателя. Здесь каждый находит какие-то свои методические приемы. Известно, к примеру, упражнение «воображаемая гитара», когда ребенку предлагается сесть так, как будто он держит в руках гитару, и даже «как будто» поиграть на ней (при этом инстинктивно принимается ровное положение плеч и прямая осанка), а только потом ученик получает в руки инструмент. Не всегда заметные

дефекты посадки и постановки, все искривления и неправильные развороты корпуса становятся очевидными, если посмотреть на ребенка со спины. Контроль за правильностью и свободой посадки, как и вообще вся работа над игровым аппаратом, не ограничивается начальным этапом обучения, новые проблемы и трудности могут возникать как по мере усложнения изучаемого репертуара, так и просто по мере роста ребенка – детский организм может расти, как известно, скачками и не всегда пропорционально, что обязательно влечет за собой изменения как в постановке рук, так и в посадке в целом.

Особое внимание необходимо обращать на организацию домашних занятий – очень часто выясняются совершенно неожиданные причины того, что посадка никак не «устанавливается», ребенку явно неудобно, он долго приспосабливается к инструменту, то правая нога уходит под стул, то постоянно сползает гитара. А оказывается, подставку так и не купили, или ребенок сидит дома на мягком и низком кресле, а то и на кровати или на детском стульчике, или нет пюпитра для нот, а ноты лежат где-то слева на столе, и уже обнаружился разворот корпуса влево. То есть, конечно, правильной работы на уроке совершенно недостаточно, нужен контакт с родителями, их заинтересованность и понимание стоящих перед ребенком задач, понимание важности всех требований педагога. Только осознание того, что обучение искусству музыкального исполнительства – это долгий, трудоемкий, сложнейший процесс, где важна каждая мелочь, где требуется большое терпение, регулярность, организованность, может помочь ребенку добиться результата. И только осознанное и доброжелательное партнерство в этом процессе может принести свои плоды – будут расти знания и умения маленького музыканта, учеба будет приносить радость творчества, а результаты обучения – радовать и учителей, и родителей.

1. Формирование исполнительских умений

и навыков учащихся детской

музыкальной школы в классе гитары

2. Школа игры на шестиструнной гитаре под ред.

Е. Ларичева. — М.: Музыка, 1990

3.ндрес Сеговия. — М.: Музыка, 1981

4.скусство игры на классической гитаре

5.Иванов-кола игры на шестиструнной гитаре. — Пере изд. — М.: Музыка, 1989.

6.кола игры на шестиструнной гитаре

под ред. А. Иванова-Крамского. — М.: Музыка, 1965.

7.амоучитель игры на шестиструнной гитаре. — М.:

Музыка, 1991.- 94с.

8. Твой друг гитара. — Киев: Муз. Украина, 1993.

9. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре. — Киев: Книга, 2003.

10.кола игры на шестиструнной гитаре, ред.

И. Поликарпова. — М.: Сов. композитор, 1981.

Источник

Оцените статью