Position 2 с аккордами

Теория 6 : Построение аккордов (часть 3)

Приветствую. Заканчивая эту длинную статью про строение аккордов, мы рассмотрим еще несколько видов аккордов, часто встречающихся в песнях. Это sus аккорды , секстаккорды, 9-ые/11-ые/13-ые аккорды и добавленные аккорды. Пойдем по порядку.

1. SUS аккорды

«Задержанные» (suspended) трезвучия. Отличаются красивым звучанием! Главное запомнить, что мы берем трезвучие (мажор или минор) и заменяем в нем терцию на большую секунду (2 полутона) — аккорд sus2, или на чистую кварту (5 полутонов) — аккорд sus4. Либо если говорить в ступенях — заменяем терцию, на 2 или 4 ступень! Так как в мажорном и минорном трезвучиях терция определяет настроение аккорда, большая терция — мажор, малая терция — минор, то получается, что sus аккорд он «никакой».

Важный момент! Как и в других аккордах, мы можем повторять ноты, чтобы получить из трезвучия аккорд!

Рассмотрим на примере, «задержанные» аккорды! На рисунке отмечены секунда и кварта.

2. Шестёрки

Аккорды вида X6 или секстаккорды! По аналогии с септаккордом, чтобы поставить 6-аккорд, нужно взять трезвучие и добавить сексту! Заметим, что строиться секстаккорд только с добавлением большой сексты! То есть минорное или мажорное трезвучие плюс большая секста. Рассмотрим аккорды A6 и Am6.

Читайте также:  Иезинин чангыс оглу аккорд

3. 9-11-13 аккорды

Аккорды вида X9/X11/X13. Чтобы понять структуру данных аккордов вернемся к интервалам и дополним их. Что я имею в виду? Дело в том, что после интервала ОКТАВА (до-ДО допустим) интервалы повторяются на октаву выше, однако они имеют свои названия! Давайте посчитаем — нажмите, чтобы увеличить картинку:

Из таблички, думаю понятно, что за 9, 11 и 13 ступени! Тогда читаем внимательно! Эти наши аккорды имеют следующую структуру: септаккорд + ступень (9, 11 или 13). То есть, допустим, если мы видим обозначение типа C9, это значит нужно найти септаккорд C7 и добавить к нему ступень 9.

Важно! Ничего страшного, если из септаккорда выкидывается квинта. «Существенными» нотами для аккордов X9/X11/X13 являются тоника, терция, септима и ступень 9, 11 или 13!

Значит мажорные аккорды 9, 11, 13 имеют такую структуру: мажорный септаккорд + 9/11/13 ступень! На примере отмечена ступень, отвечающая за трансформацию септаккорда.

А минорные 9, 11, 13 аккорды имеют следующую структуру: минорный септаккорд + 9/11/13 ступень. Обозначения на примере:

Как на примере, мы также можем добавлять 11 или 13 ступень, если это позволяет растяжка пальцев! Замечу, что при добавлении больших интервалов, вроде 13 ступени, можно отсчитать только 9 полутонов (21-12 полутонов), чтобы получить верное название ноты, т.к. вычитание 12 полутонов — это минус октава! НО! При образовании аккорда, 13-ая ступень должна быть на правильном расстоянии от тоники. А именно в следующей от тоники октаве! Иначе получится обычный секстаккорд.

4. ADD аккорды

«Добавленные» аккорды (add). Смысл этих аккордов заключается, как это следует из названия, в добавлении некоторых нот! Форма записи этих аккордов такая: Aadd11, Aadd9 и т.д. Просто берем «основной» аккорд (A в нашем случае), и добавляем соответствующую ноту (ступень). В качестве основного аккорда может быть любой мажорный или минорный, или любой другой аккорд!

Важно! Убедитесь, что вы поняли разницу между add9 и sus2 (так как ступени 2 и 9 — это одна нота с разницей в октаву), а также между add11 и sus4 (смотри табличку выше). В sus аккордах терция ЗАМЕНЯЕТСЯ другой нотой. В add аккордах к трезвучию ДОБАВЛЯЕТСЯ соответствующая нота! Сравните Aadd9, Aadd11 с первым пунктом этого поста:

Аналогично, существует существенная разница между аккордами add9 и 9! Допустим E9 ОБЯЗАН иметь малую септиму внутри себя, а вот Eadd9 такой ноты НЕ СОДЕРЖИТ — это просто МИ-мажорное трезвучие с добавление 9 ступени! Сравните с третьим пунктом поста:

Можно добавлять нот сколько угодно, особенно если у вас на левой руке десяток пальцев! А вот если вы воспользуетесь альтернативной настройкой гитары, то вы легко сможете найти аккорды вида Aadd9add11, но в большинстве случаев добавляется только одна нотка! Также можно добавлять ноты не только к минорному и мажорному трезвучию — в этом случае мы получим что-нибудь вроде Csus4add9.

Ладно, хватит на сегодня аккордов, а то я уже сам запутался. Заключительный пост про аккорды очень утомительный вышел. Остались вопросы — пишите, но сначала попытайтесь разобраться сами, что к чему. Хотите быть в курсе событий моего блога — подпишитесь и получайте статьи на почту!

Ну все до связи.

Источник

Открытые аккорды для гитары: простые аппликатуры для начинающих

Открытые аккорды для гитары (на английском «open chords») – это аккорды, в которых звучат открытые струны, одна, две, три или больше; т.е. они не прижимаются на каком-либо ладу. В этой статье разберём простейшие аппликатуры открытых аккордов для начинающих в пределах трёх ладов, которые наиболее часто используются в аккомпанементе. В качестве примеров – известные песни (русский рок, народные). Все аккорды для шестиструнной гитары в стандартном строе (1 струна – ми).

Материал будет полезен и совсем новичкам – занимающимся на гитаре только первые дни.

Обозначения и схемы аккордов

Чтобы со старта не слишком загружаться музыкальной теорией и не вникать в ноты, все аккорды будем рассматривать в так называемых аккордовых сетках. Это схематическое обозначение грифа с аппликатурой – на каких ладах, какие струны и какими пальцами прижимать, чтобы аккорд зазвучал.

Сетки помогут вам быстро, без лишних изысканий открыть аккорды на гитаре для себя.

Поставьте гитару в вертикальное положение и взгляните. Именно этот вид и изображён в сетке: головка грифа вверху, порожек (жирная линия в схеме) и дальше лады.

Ознакомьтесь с обозначениями в сетке:

Над сеткой – название аккорда в буквенно-цифровом обозначении. Поначалу просто запоминайте их написание. Например Am: «A» – латинской буквой нота (ля), основной звук (или тоника), от которой построен аккорд, «m» – указывает, что аккорд минорный, в отсутствие этой буквы – аккорд мажорный. Получается – Am (Ля минор).

Также ещё добавляются цифры (7, 9, 11 и др.) – дополнительные ступени. Далее рассмотрим подробней.

Все ноты латинскими буквами (в названии аккорда большая буква): С – до, D – ре, E – ми, F – фа, G – соль, A – ля, B – си.

Вертикальные линии – струны (слева направо 6 струн – от 6-ой до 1-ой, самой тонкой).

Горизонтальные линии – лады (сверху вниз – I, II, III и т.д.).

Значки за порожком (жирной линией), распространяются на струну, над которой размещены: «o» – звучит открытая струна в аккорде, «X» – струна не звучит (не участвует) в аккорде.

На ладах кружки – это аппликатура, где нужно прижать струны. Цифра в кружке указывает, каким именно пальцем нужно прижать. Нумерация начинается с указательного:

Попробуйте по схеме взять изображённый аккорд Am (ля минор) на гитаре.

С чего начать, или Am, Dm и E

Am (ля минор), Dm (ре минор) и E (ми мажор) – считайте это первые буквы аккордового гитарного алфавита. Не примите за богохульство – и в начале был Am… А потом как хотите 😉

Изучив их, вы уже сразу можете приступить к разучиванию простых песен – на три аккорда.

Будем знакомиться с каждым отдельно и потом несколько песен, что закрепить владение аппликатурами на практике.

Интересно! Am, Dm и E среди русскоязычных любителей гитары получили прозвище «три блатных аккорда». На то есть свои основания – множество дворовых, хулиганских песен (в общем, в соответствующем названию жанре) играется именно на этих аккордах. А вот в англоязычной среде открытые аккорды, наряду с официальным определением «open chords» (или «open-position chords»), ещё называют «ковбойскими». Видимо тоже из-за особенностей конкретного песенного стиля.

Am (ля минор)

Am – в гитарной сетке и на фото:

5 и 1 струны открытые.

Когда поставите все пальцы, правой рукой сделайте удар по струнам, но 6 струну постарайтесь не задевать, её в аккорде нет. В качестве проверки – хорошо ли звучит – щипком отдельно извлеките звук каждой струны. Обратите внимание, постановка пальцев (фаланги по отношению к поверхности грифа, расположение мизинца) должна быть примерно как на фото. Также следите за тем, чтобы подушечки пальцев не касались соседних струн.

Внимание! Получение мозолей на пальцах – неизбежное явление в освоении аккордов. Это нормально. Но конечно, при условии того, что струны над грифом находятся не очень высоко (в противном случае нужно отрегулировать!). Через некоторое время кожа загрубеет, и болевые ощущения исчезнут. Короче говоря, пальцы адаптируются. Но всё же слишком, через боль, усердствовать не стоит. В занятиях делайте перерывы.

E (ми мажор)

По аппликатуре как Am, но смещаемся на одну струну вверх, к басовым. 6-ая, 2-ая и 1-ая –открытые.

Dm (ре минор)

Без 6-ой и 5-ой струны – только на четырёх струнах.

Если возникнут сложности в изучении Am, Dm и E – в помощь дополнительные упражнения для освоения аппликатур.

Песни на Am, Dm и E

Закрепим освоенные аппликатуры трёх аккордов на практике.

Частушки

Dm/ Am/ E/ Am

Бой: удары по струнам указательным пальцем – вниз-вверх по 2 раза на каждом аккорде. Сначала попробуйте сыграть медленно.

Летел голубь
(русская народная песня)

В фильме «Географ глобус пропил» песня звучит без аккомпанемента в исполнении Елены Фроловой.

Бой: удар вниз – снова вниз и вверх (на схеме повторяется два раза).

Начинаем петь «Летел… » без гитары, затем ритмом по словам на «… голубь».
Am/E/ – бой по одному разу, далее бой по 2 раза – Am/ E/ Am/ //Dm / Am/ E/ Am// – от Dm повторяем последовательность аккордов ещё раз (последние строчки куплета повторяются).

В статье по несколько примеров для каждой группы аккордов. Но, разумеется, ими ограничиваться не стоит. Просмотрите всевозможные песенники и вы найдёте множество любимых песен на изученные аккорды. Указанный бой (ритм – удары по струнам правой рукой) в некоторых песнях в упрощённом варианте (рекомендуется новичкам), но при наличии исполнительского опыта вы можете его заменять, дополнять.

К Am, Dm и E добавляем A или A7

A – ля мажор (в обозначении без буквы «m»).

6-ая не звучит, 1-ая открытая. На втором ладу нужно разместить три пальца.

Если сложно взять этот аккорд – пальцы «не умещаются» на ладу – его можно заменить аккордом A7.

A7 – ля мажор септакккорд.

В отличие от A (ля мажора) – 3-ая открытая.

Ещё вариант аппликатуры A7 при переходе с Am: первый палец остаётся на первом ладу, а третий опускается на вторую струну.

Что это за аккорд такой? Обычно используется в последовательности для перехода с Am к Dm: …Am/ A7/ Dm… Чаще используется септаккорд. В песнях просто добавляется для обыгровки. Но бывает и так, что и на этот аккорд ложится мотив.

Песни на открытых аккордах – c A7:

«Ты дарила мне розы» – гр. «Ночные Снайперы»:

Бой: два удара вниз – второй удар немного сильней (акцентированный).

Am (2 раза бой)/ E (4 раза)/ Am (4) / E (4)/ Am (4)/ A7 (4)/ Dm (4)/ Am (2)/ E (2)/ Am (2)

«Демобилизация» – гр. «Сектор Газа»:

Бой: 2 вниз – 2 вверх – 1 вниз

Цифрами в скобках после аккорда – сколько раз играть бой.
Am (4)/ A7 (2)/ Dm (4)/ Am (2)/ E (2)/ Am (1)/ A7 (1)/ Dm (2)/ Am (2)/ E (2)/ Am

Ещё пару аккордов – C и G

Итак, к имеющимся 4-ём аккордам для открытого строя гитары + ещё два – С (до мажор) и G (соль мажор). Как освоите их, естественно, ещё можно будет пополнить свой репертуар. Больше аккордов – больше песен.

С (до мажор)

Аппликатура получила название «лесенка» из-за характерной формы, расположения пальцев. 3-ая и 1-ая струны открытые.

G (соль мажор)

Три открытые струны – 4-ая, 3-ая и 2-ая.

Если с аккордом совсем будет сложно справляться, можно сначала использовать упрощённую аппликатуру без басовых струн (фактически на открытых струнах, прижимается только 1-ая). И затем, когда будут отработаны переходы с аккордов, осваивать полную форму (с 6-ой и 5-ой струной).

С этими аккордами можно сыграть такие песни:

Бой:
на C, Am и Dm – два вниз – вверх

на последний аккорд G бой другой – вниз-вверх два раза

Звезда по имени солнце – гр. «Кино»:

Бой: 2 вниз – 2 вверх – 1 вниз

Бой по 2 раза на каждый аккорд.
Am/ C/ Dm/ G – 2 р. и потом Dm/Am (концовка куплета).

Новые аккорды в другой тональности: Em, B7, D

Не будем приводить определения музтеории, а относительно аккордовых последовательностей скажем, что тональность определяется главным аккордом, с которого обычно начинается песня, или последовательности в частях песни постоянно возвращаются к этому аккорду. Например: Am/Dm/E… – в ля миноре, а Em/ Am/ B7… – в ми миноре (главный аккорд в последовательности – Em).

Так вот, ми минор – это ещё одна тональность, в которой часто используются открытые аккорды. И в ней, конечно, будут и другие аппликатуры.

Em (ми минор)

Четыре открытых струны: басовая 6-ая и три первых.

B7 (си мажор септаккорд)

Сравнительно сложноватая аппликатура – на четыре пальца, с 2-ой открытой струной. Так что во время занятий отдельно уделите ей больше внимания.

D (ре мажор)

4-ая открытая, без 6-ой и 5-ой.

Если в Ля миноре три основных аккорда – Am, Dm и E, то в Ми миноре – это Em, Am и B7.

То есть аккордовые последовательности (песни) можно сыграть и в другой тональности. В качестве примера для сравнения:

В Ля миноре В Ми миноре
Am/ Dm/ E/ Am Em/ Am/ B7/ Em
Dm/ Am/ E/ Am Am/ Em/ B7/ Em
Am/ A7/ Dm/ E/ Am Em/ E7/ Am/ B7/ Em

В ми миноре для перехода с Em на Am используется аккорд E или E7. Как в ля миноре – A или A7.

Для освоения аккордов можно сыграть частушки в ми миноре – Am/ Em/ B7/ Em.

И ещё разучим несколько известных песен в этой тональности.

Em/ Am/ C/ D/ – на каждый аккорд бой по одному разу.

Em/ C/ G/ B7 – бой один раз на каждом аккорде.

Для желающих разучить песню с более сложным аккомпанементом – «Пиноккио» (гр. «Крематорий»).

Аккорды sus и септаккорды: для обыгровки, разнообразия в аккомпанементе

Sus – «двойки» и «четвёрки»

Аккорды sus2 и sus4 можно использовать для обыгровки основных аккордов. Их ещё называют задержанные, у них нет характерного минорного или мажорного звучания. Они как проходящие. Допустим, если в песне просто Am, чтобы аккомпанемент зазвучал красивей, разнообразней, можно добавить вот такую связку – Am/ Asus2/ Am, или Am/Am sus4/Am и т.д. Конечно, такой приём не для всех аккордовых последовательностей, и нужно определять на слух подходит ли он к мотиву, по настроению темы и т.д.

Рассмотрим аппликатуры на основе Am и Dm:

Asus2

По аппликатуре похож на Am только вторая струна не прижимается. Чтобы перейти на Asus2 с Am достаточно лишь убрать первый палец со второй струны.

Asus4

Мизинцем прижимаем 2 струну на 3 ладу. 1-ая и 5-ая открытые.

Dsus2

C 4-ой и 1-ой открытой. По аппликатуре – в Dm убираем 1 палец с первой струны.

Dsus4

Без басовых струн. Мизинцем – 1 струну на третьем ладу.

Септаккорды

Септаккорды – названия аккордов с семёркой – могут быть использованы в качестве основного аккорда (например, вместо E иногда красивей звучит E7) и дополнительного для обыгровки (например, в связке – E-E7).

Рассмотрим несколько часто используемых септаккордов:

E7 (1) (ми мажор септаккорд)

Лёгкий вариант – на два пальца: прижимается только 5-ая и 3-я.

E (2) (ми мажор септаккорд)

Посложней форма, но звучит более насыщенно. 6-ая и 1-ая открытые в аккорде.

Am7(ля минор септаккорд)

На основе формы Am, но без третьего пальца.

Примеры обыгровки

Кстати, сетка Esus4, ранее мы его не рассматривали:

Поэкспериментируйте с добавками sus2, sus4, септакккордов. Придумайте свои варианты обыгровок. Обратите внимание, какой аккорд в какой последовательности красиво звучит, берите на заметку, используйте в аккомпанементе.

Ещё варианты подобных обыгровок — саундтреки из игры Сталкер (мелодия #5).

Таблица открытых аккордов

Таблица с открытыми аккордами для гитары – которые мы разбирали в статье + другие аппликатуры, которые могут вам пригодиться.

A (ля) D (ре) E (ми) G (соль) C (до) B (си)
Am Dm Em G (1) C B7
A D E G (упрощенный) C (2)
A7 D7 E7 G (2) C7
Am7 Dm7 Em7 G7 Cmaj7
Am6 Dm6 Esus4 C add9 (1)
Asus2 Dsus2 C add9 (2)
Asus4 Dsus4

Ну вот и всё! Развивайте свой навык аккомпанемента на открытых аккордах. Сегодня простые формы (Am, Dm, E и др.) – а завтра посложней, оригинальней, интересней. Надеемся после изучения материала у вас будет хороший старт – первая ступенька в развитии гитарного мастерства.

Источник

Оцените статью