Последний бой ножкин под гитару

Михаил Ножкин: Последний бой

Вступление: Hm G Em F# — 2 раза

F# Hm F#
Мы так давно, мы так давно не отдыхали.
F# Hm F#
Нам было просто не до отдыха с тобой
F# Hm H7 Em
Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,
C#7 F#
И завтра, завтра, наконец, последний бой

H7 Em
Еще немного, еще чуть-чуть,
A D H7
Последний бой — он трудный самый
H7 E F# G
А я в Россию, домой хочу,
C#7 F# Am H7
Я так давно не видел маму!
H7 E F# G
А я в Россию, домой хочу,
C#7 F# Hm
Я так давно не видел маму!

Четвёртый год нам нет житья от этих фрицев,
Четвёртый год солёный пот и кровь рекой
А мне б в девчоночку в хорошую влюбиться,
А мне б до Родины дотронуться рукой

Переход на 1 полутон (на 1 лад) выше (Cm)

G7 Cm G7
Последний раз сойдемся завтра в рукопашной,
G7 Cm G7
Последний раз России сможем послужить
G7 Cm C7 Fm
А за неё и помереть совсем не страшно,
D7 G
Хоть каждый всё-таки надеется дожить!

C7 Fm
Еще немного, ещё чуть-чуть,
B D# C7
Последний бой — он трудный самый
F G G#
А я в Россию, домой хочу,
D7 G7 Bm C7
Я так давно не видел маму!
F G G#
А я в Россию, домой хочу,
D7 G7 Cm
Я так давно не видел маму!

Источник

«Последний бой» из «Последнего штурма»

Хотя чаще говорили иначе — из фильма «Освобождение». А ещё чаще — по первым строчкам — «Мы так давно, мы так давно не отдыхали. «

И хотя «Последний штурм» режиссёра и сценариста Юрия Озёрова, пятая и заключительная часть киноэпопеи «Освобождение» вышел на экраны за три с половиной года до тридцатилетия Победы, в ноябре 1971 года, и фильм, и песня прочно ассоциируются у меня с весною 1975, вероятно, просто в силу возраста. Хотя и фильмы о войне, например, «Они сражались за Родину», и книги «А зори здесь тихие» и «Весна на Одере» , я увидела и прочла, когда была еще младше.

Фильм я очень любила, и люблю до сих пор. И хотя моим (как и у многих советских девчонок) любимым героем был Сергей Цветаев в исполнении Николая Олялина, песню «Последний бой» и ее автора Михаила Ножкина, игравшего лейтенанта Ярцева, я не могла не запомнить.

Да разве можно было такое забыть?

Я хорошо помню, что бывшие фронтовики, такие как мой отец, приняли эту песню, написанную спустя почти три десятилетия после войны. Она была настоящей, в отличие от некоторых официальных.

Но как смог Михаил Ножкин, родившийся в 1937, написать эти строки:

Михаил был еще совсем маленьким, когда началась война. Вот как он сам рассказывает об том, что помнит о том времени:

Мне и пяти лет не было, когда я встретил войну. Это было спустя неделю после ее начала. Мы были на курорте в Тульской области. Немцы летели бомбить Тулу, и по дороге сбросили несколько бомб на курорт.

А потом в Москве во дворе дома, где мы жили в коммуналке, был госпиталь (мама Михаила работала там операционной сестрою). На проходных стояли часовые, но мы, мальчишки, через забор туда проникали. Атмосфера прифронтового города — она осталась вообще в моей памяти на многие годы.

Там же первые мои концерты начались. В палатах выступал — читал, пел. Я пронизан был этим духом, я помню, о чем они, раненые, говорили.

А еще мой отец с первых дней войны был на фронте, подо Ржевом. Он там год с лишним воевал. Потом, где-то к осени 42-го, его ранили и он оказался в плену. В конце 44-го он попал в Дахау, в 45 -м в Бухенвальд. И освободила его 8 мая 45 года Советская армия, и он вернулся только в декабре 45 года. Я год присматривался — неужели это мой отец, фотографию которого я в шапке всю войну носил?

Так что не удивительно, что песня стала настолько близкой многим поколениям — и прошедшим войну солдатам, и их детям и внукам (надеюсь, что и правнуки ее не забудут).

А ведь сначала Михаил Ножкин предложил совсем другой вариант:

Танки лают, ревет «Мессершмитт»,
Пушки бьют, пулеметы воркуют,
А солдатик лежит, в землю по уши врыт,
И со смертью о жизни толкует.
Дома ждут его мать и жена,
А солдата давно уж не стало…
Ах, война, ты, война, ну кому ты нужна?
Генералам и адмиралам.

Но слова про генералов, некоторым генералам не понравились, пришлось сочинять другой вариант. Второй не пошел тоже — не встраивался в эпизод. И только третий, написанный по словам Ножкина за одну ночь, вошел в фильм, и заслужил любовь миллионов.

Несколько слов о самой киноэпопее «Освобождение».

Пять фильмов, составившие ее, были сняты фронтовиками, людьми, которые знали, про войну не из книг. Режиссёр фильма – Юрий Николаевич Озеров, родной брат знаменитого спортивного комментатора Николая Озерова, в армии был с 1939 года, прошёл путь от солдата до майора, награждён орденом Боевого Красного Знамени. Авторы сценария Юрий Бондарев и Оскар Курганов, оператор Игорь Слабневич, художник Александр Мягков, режиссёр Юлий Кун, редактор Григорий Марьямов (и многие другие) все они прошли войну.

Пятый, заключительный фильм «Последний штурм»,снимался непосредственно в Берлине, тогда столице ГДР. Съёмочной группе повезло тем, что в Берлине решили реконструировать старый район города, снести старые дома и на их месте возвести новые. Было получено разрешение на неограниченное применение пиротехники, можно было ломать и взрывать дома, использовать военную технику. Похожее своим фасадом здание на Рейхстаг здание было найдено, немного достроенных дополнительных декораций и бывший полуразрушенный собор превратился в последний оплот гитлеровцев. И хотя бои внутри Рейхстага, снимали на территории Мосфильма, в специально подготовленных декорациях, а затопление Берлинского метро — недалеко от Москвы, в одном из шлюзов Москвы-реки, все равно основные сцены были сняты там, где происходили на самом деле.

Из воспоминаний Михаила Ивановича:

И начались в развалинах Берлина боевые действия (то есть съемки боевых действий — прим. автора). И все это буквально в сотне метров от Берлинской стены. В первый съемочный день, как только грохнули пушки, автоматы, пулеметы, в Западном Берлине началась паника. По телевидению передали, что русские под видом съемок хотят захватить Западный Берлин. На съемке, разумеется, били холостыми, но обстановка боевая. Юрий Николаевич отдает команды, как на войне: «Бить трассирующими! Взять на прицел! Прямой наводкой — огонь!». Как танки дали по одному залпу, во всем квартале стекла посыпались. Юрий Николаевич не обращает внимания: «Второй дубль!».

Но вернемся к истории появлении песни «Последний бой». Рассказывает сам Михаил Ножкин:

В конце 1960-х мне позвонили с«Мосфильма»,позвали на картину «Освобождение», к режиссеру Озерову. Прихожу к нему на кинопробу. Обнялись.
—Михалваныч, — говорит он, — я тебя прошу сняться. Повоевать.
— За Россию, — отвечаю, — хоть в кино повоевать, и то радость.
— Фильм большой, к тебе будет просьба, — продолжил он. — Надо написать песню. Твой лейтенант Ярцев, тот, кого ты будешь играть, — парень лихой, веселый и добрый. На пробе надобно заявить, что в фильме он будет петь, ты возьми гитару, спой любую, какую захочешь.

Я, пока ждал, когда они свет установят, написал песню, для пробы.

Тот вариант, который я привела выше. И если честно, то как-то трудно теперь его даже представить вместо «Мы так давно, мы так давно не отдыхали. » .

И не могу не вспомнить, как мы пели эту песню с коллегами в Берлине жарким летом 2010, после последнего дня конференции по физике Солнца. А немецкие коллеги послушав, попросили спеть еще и «Марш авиаторов».

Пели мы ее и в этом 2021 году, вместе с хором МИФИ на Смотровой площадке после салюта 9 мая. Каждый год уже больше 30 лет мы приходим туда в этот день, это стало традицией. И люди собираются, и слушают, и с каждым годом их не становится меньше, скорее наоборот. А в хоре все больше становится уже не наших ровесников, а ровесников наших детей. И они эту песню тоже знают, так что на нас все не закончится, ведь настоящее искусство бессмертно.

Мы тогда не предполагали, что песня пойдет так широко, что станет народной. Надеялись, конечно, что она понравится и запомнится. Я хотел сочинить песню, чтоб она и под гитару пелась, и под оркестр, и хором, и в одиночку — как угодно ( М.И. Ножкин)

И у него получилось!

И что еще хочется сказать — у нас, н живших рядом с людьми, ту войну прошедших, тех кто помнит, что значил для наших отцов, которым в 1975 было столько же , сколько нам сейчас, этот день — 9 мая, никому у нас его не отнять. Он не повод для ликования, слишком много заплачено, но и повода каяться за подвиг наших родных у нас нет и не будет, не надейтесь.

При подготовке публикации использованы материалы:

Источник

Оцените статью