Последовательности аккордов для дмш

Последовательности аккордов

В русскоязычной теории музыки отсутствуют какие-либо внятные классификации и определения аккордовых последовательностей или, как их по другому называют, гармонические последовательности.

Как правило, они трактуются в рамках классической гармонии, что не всегда удобно для современного музыка, который играет или сочиняет поп, рок, джаз музыку.
Аккордовые последовательности — это универсальный инструмент для композитора, поскольку одни и те же последовательности используются в самых разных стилях. И хотя знание гармонии несомненно необходимо, все же выучить основные последовательности можно и без него.
Итак, попробую ликвидировать очередной пробел в русском отделе музыкальной теории.

Аккордовая последовательность — серия аккордов стремящаяся к определённому тональному центру, либо центральному аккорду (в тональной гармонии), либо кратная синтаксической структуре гармоническая ячейка, являющаяся основой для построения пьесы. Таким образом, последовательность может быть 2, 4, 8 тактовая и т.д. Последовательности очень тесно связаны с ритмом и формой.

Отличительной чертой последовательности является повторяемость и определённого рода простота. Это отличает последовательность от обычного гармонического движения в классической музыке.

Она базируется на повторяемости аккордов, в противовес непрерывности гармонического движения в классике. Это главное отличие эстрадной музыки от академической. По всей видимости, самое явление последовательностей возникло в народной музыке, где простота исполнения была очень важна.

Однако элементом стиля последовательности стали в джазе. При чем рэгтайм был основан на принципах классической гармонии, но стремился к простоте более поздних стилей. По типу аккордовой последовательности можно иногда даже определить стиль музыки.

Читайте также:  Какая гитара лучше для начинающих 6 или 7 струнная гитара

Немного о типах движения аккордов.

Существуют три базовых типа движения гармонии:

На основе них образуются все остальные виды и подвиды движения гармонии. Поскольку основой для построения аккордов является гамма, то и каждый аккорд последовательности именуют цифрой соответствующей ступени, которая является его тоникой.

Таким образом, гармоническая последовательность может быть сыграна в любой тональности. Нужно учитывать несколько правил, для чтения аккордовых последовательностей.

При сохранении диатонической структуры аккорда указывается только римская цифра.

Например, цифра III для C мажора означает аккорд Em или Em7. Если же необходимо взять септаккорд, то указывается смена класса (7 или x), например III7.

Можно выделить два вида аккордовых последовательностей:

1.Функциональные

Основаны на правилах магического круга функций. Таких кругов два: один для мажора, другой для минора

Любая функциональная последовательность соответствует этому кругу.

К таким последовательностям относятся:

I-VI-IV-V и другие.

2. Нефункциональные последовательности

К ним относятся и модальные, и тонально секвенционные последовательности.

Как правило, такие последовательности не имеют четко выраженного разрешения доминанты или субдоминанты в тонику, в них отсутствуют тональные тяготения. Следовательно нефункциональные последовательности имеют, как минимум два варианта тональности.

Характерная особенность таких последовательностей это движение по секундам и терциям, а также квинтовые движения по часовой стрелке квинтового круга Например, последовательность аккордов Am7- Hm7. Очень распространенная последовательность.

Изолированно от мелодии может быть интерпретирована, как последовательность дорийского A минора и тогда ее формула I- IIm7. Также ее можно представить, как последовательность II-III по G мажору.

Нередко нефункциональные последовательности строятся на основе натуральных ладов.

Пример последовательности в миксолидийском G либо эолийский C:

G — Dm -Em -F

Аккордовые последовательности делятся на группы по количеству аккордов.

Наиболее простой с этой точки зрения будет двух аккордовая последовательность и популярный ее вид T-D. Существует немало известных мелодий построенных на чередовании этих двух аккордов. Естественно, что более распространены последовательности с большим числом аккордов (о них в следующей статье).

Использование

Аккордовые последовательности основа многих стилей. Таких, как джаз, блюз, хэви-металл, так как гармония является основой этих стилей. Множество джазовых и рок композиций основаны на заимствовании аккордовой последовательности.

Это большой плюс последовательностей, как композиционного инструмента. Их можно с чистой совестью заимствовать у любого исполнителя. Это, пожалуй, единственная часть музыки, не облагающаяся авторским правом (иначе все были бы должны денег Баху :))

Музыканту часто гораздо легче наиграть, напеть мелодию на аккорды, а потом доработать ее. Многие известные songwriters сочиняют песни именно так. Это один из 4-х способов создания музыки. (Подробнее здесь https://study-music.ru/sochineni-muzyki-poshagovyj-algoritm/)

Хотите верьте, хотите нет, но есть несколько музыкальных стилей в основе которых лежат всего две-три последовательности. В такой музыке гармония не имеет существенного значения. Например, блюз, рок-н-ролл, панк, некоторые жанры EDM.

Приемы работы с последовательностями могут быть самыми различными.

Вот лишь некоторые из них: любой аккорд можно заменить на противоположный по звучания, минор на мажор и т.д., к любому аккорду можно добавлять надстройки, аккорды можно менять местами и заменять по правилу функции. Предлагаю проделать такие пермутации с последовательностью T-S-D-T самостоятельно.

В следующей статье я дам подробное описание золотой библиотеки последовательностей на всей времена.

Источник

Золотая библиотека аккордовых последовательностей.Часть 3

3 часть нашего увлекательного путешествия по безбрежным морям аккордовых последовательностей. Я думаю,что Вы обратили внимание на тот факт, что не все шаблоны, которые я здесь описываю являются в строгом виде аккордовыми последовательностями. Это больше похоже на заготовки последовательностей, которые могут изменятся композитором до не узнаваемости.

И начну третью часть обзора, как раз с такого шаблона. Именуется он

11. Последовательность Omnibus

Это последовательность, основанная на гармонизации хроматического расходящегося движения баса и сопрано.

Эта традиция идет из эпохи барроко и времен генерал-баса. Похоже кто решил добавить к стандартному для тех времен остинатному басу ламенте

такое же движение в верхнем голосе.

Простейший пример гармонизации построен на движении от тонике к доминанте

| C | G7(6/5) | Bb7 | Dm(6/4) | Bb7(3/4) | G7 | C |

Как видите отклонения не уходят дальше ближайших тональностей.

Один из вариантов продолжения движения выглядит так

| C | G7(6/5) | Bb7 | Dm(6/4)| Bb7(4/2)| G7 | Bm(6/4)| G7(4/2)| | E7 | G#m(6/4)| E7(3/4)| C#7 | Fm(6/4) | C#7(3/4)| Bb7 | Dm(6/4)| Bb7(3/4) | G7 | C |

Вообще такого рода движение подразумевает огромное количество вариантов гармонизации от простых тональных до ультрасовременных модальных и политональных.
Пример более сложной гармонизации

Здесь налицо разного рода эллиптические обороты, отклонения в тональность тритонового соотношения.

Звучание такой последовательности очень красочное и потому ее очень часто использовали в романтической музыке
Очень часто последовательность Omnibus используется лишь эпизодически, либо с вариациями. Пример изощренной трактовки у Шопена

Эпизодическое проведение у Дебюсси

К сожалению, я не нашел примеров использования этого движения в современной поп-музыке. Я думаю это связано со сложностью данного типа движения, особенно для импровизирования и создания простой мелодии. Если найдете пример использования обязательно напишите мне.

12. Пассамеццо

Последовательность широко распространенная во времена итальянского реннесанса. Собственно сам жанр носил одноименное название.

Последовательность 8ми тактовая,состоит из двух предложений

i VII i V
III VII i V i

Или в нотах

Кроме того вариации возможны как на уровне перестановок, так и замена качества аккорда. Доминанта может быть мажорной. Эта последовательность очень популярна и в современной музыке.

Примеры которые я нашел это Американская певица Carrie Underwood песни Before he Cheats и Starts with Goodbye

Также на вариации этой последовательности построена бессмертная Stairway to Heaven Led Zeppelin,
также пассаменто имеет мажорную разновидность которая называется

13. Пассаменто модерно

1) I IV I V
2) I IV I-V I

По С мажору C F C G C F C-G C

Естественно,что эта очень популярное движение гармонии можно найти в тысяче разных композиций

Irving Berlin’s Alexander’s Ragtime Band
The Rolling Stones’ «Honky Tonk Women»
Carole King’s «You’ve Got a Friend»

Также эта последовательность имеет современную разновидность,которая называется

14. American Gregory Walker

Формула ее такая
1) I IV-I I V
2) I IV-I I-V I

C F-C C G C F-C C-G C

Эта последовательность популярна в американских фолк песня

«Jesse James»
«The Titanic»
«My Little Old Sod Shanty»
«Cottonfields»
«Gus Cannon’s «Walk Right In»
Вариация этой последовательности в виде
| I | I | I | V | I(-I7) | IV | (I-)V | I |
используется в стиле bluegrass также в известнейшей теме Yakety Sax

И закончу сегодняшний обзор

15. Поп-панк последовательность

Формула ее I-V-vi-IV

Также в миноре распространено движение vi-IV-I-V, которое американцы называют sensitive female chord

progression (чувствительная женская последовательность),что лично я бы перевел,как слезливая любовная тоска:)

Самfz известная песня это «One of Us» by Joan Osborne.

Вообще если у нас говорят три блатных аккорда, то на западе их 4.

Вот небольшой список песен с поп-панковой последовательностью

Green Day «When I Come Around»
Toto, «Africa»
Beyonce, «If I Were a Boy»
Red Hot Chili Peppers, «Under the Bridge»
The Rolling Stones, «Beast of Burden»
The Beatles, «Let It Be»
Blink 182, «Dammit», «Feeling This», and «What’s My Age Again?»
The All-American Rejects, «Night Drive» from Move Along
Journey, «Don’t Stop Believin’»
James Blunt, «You’re Beautiful»
Axis of Awesome, «Four Chord Song»
Lady GaGa — «Poker Face»
Kelly Clarkson — «Stronger (What Doesn’t Kill You)»
The Coronas — «San Diego Song»
Eminem, «Not Afraid»
Eminem, «Love the Way You Lie»
Plain White T’s, «Rhythm of Love»
U2, «With or Without You»
Fleetwood Mac, «What’s The World Coming To?»
Rainbow, «Since You Been Gone»
Gym Class Heroes, «Stereo Hearts»
Caramell, «Caramelldansen»

И в конце видеоролик где парни из Австралии поют очень много песен на эти 4 аккорда.

26 комментарий (-ев) к статье «Золотая библиотека аккордовых последовательностей.Часть 3»

Спасибо, Денис. Из Вашей статьи узнал много для себя нового и полезного. Сколько литературы прочел о аккордовых последовательностях, но более понятного и насыщенного материала по теме, еще не видел. Успехов!

тоесть в свое время все эти последовательности если можно так выразиться возникли методом научного тыка?))

Некоторые просто удачные находки,но большинство основаны на фундаментальных законах гармонии.Просто правила гармонии каждые 100 лет меняются,а то и чаще.Так что и последовательности эволюционируют и отмирают.

вот такой вопрос: не является ли «постыдным» использование примитивных (или блатных) последовательностей? зал конечно смеется, что столько песен на 4 аккорда, но это же ХИТЫ.
на сложную последовательность сложно написать песню (в смысле хорошую песенную мелодию), а на 4 аккорда легче. хочется вроде поинтереснее сочинить, но в то же время чтобы это было «слушаемо».
обыватель, слушая хит, не слышит аккордов. ему нравится попсовый мотив. а когда ему демонстрируют всю простоту, он смеется. а как среди проф.музыкантов относятся к простым последовательностям? и как найти для себя компромисс?

Простота и примитивизм — это разные понятия.Вообще песенный жанр имеет много своих традиции и правил,которые делают песню лучше. И Вы правильно заметили,что люди запоминают мотив. Но это опять же не совсем верное утверждение.
Люди запоминают мотив,который они услышали не менее 20 раз — вот тогда песня хит.Приведу простой пример,который в свое время меня очень раздражал: есть у Кипелова такая песня Я свободен. Так вот записана она была в 1996 на альбоме смутное время и даже среди поколоников Арии не считалась мегахитом.Но вдруг через 6 лет Ария распадается и Кипелов начинает эту песню петь везде,ее использует Шнур, снимают клип и какой результат? — песня стала суперхитом.Выводы делайте сами.
И кстати не все хиты имеют простые аккорды,как пример Yesterday Beatles или вот например Toxic Britney Spears — очень клевая гармония.
Опять же простота последовательности не в количестве аккордов,а в их так сказать качестве.Баланс нужно искать( это касается любой области музыки) в образе.Если у Вас простой образ,то и аккорды могут быть простыми.С другой стороны музыка может оттенять простоту песни и создавать второй план.Посмотрите гармонию этой песни http://study-music.ru/genialnost-v-dejstvii/. Мелодия очень простая,а в гармонии куча отклонений,что очень красиво звучит

Спасибо, Денис! Все как всегда доступно изложено.
Не мог бы ты в будущем рассказать о риффах. Какими они бывают, для чего служат, по каким правилам и законам пишутся, и вообще, что такое рифф?

Источник

Оцените статью