Последовательности аккордов для создания

Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.

Аккордовая последовательность – что это?

Аккордовой последовательностью называют музыкальную гармонию, составленную из трезвучий – аккордов, сыгранных на каком-либо инструменте. Они должны находиться в одной тональности и не дисгармонировать друг с другом – то есть звучать естественно и красиво. Умение ее создавать является основным навыком любого музыканта, поскольку именно с нее и начинается весь процесс аранжировки и сочинения песни. В этой статье мы подробно рассмотрим аккордовые последовательности, расскажем об их построении и применении на практике.

Применение последовательностей аккордов

Во-первых, это, разумеется, сочинение собственных песен. Знание того, как построить аккордовую последовательность, поможет вам сходу сочинить простую мелодию, без вынужденной необходимости подбирать ее на слух. Вы начнете понимать, что вы делаете, и при необходимости подстраиваться под других.

Кроме того, знания, полученные из этой статьи, помогут вам в импровизации аккордами, что значительно упростит вам процесс джемов с группой, а также, опять же, в сочинении своих композиций. Стоит также сказать и о том, что информация в этой статье относится не только к аккордовым прогрессиям – но и вообще универсальна для всей музыки. То есть, усвоив материал отсюда, вы поймете, как вообще работает гармония и композиция.

Примеры последовательностей аккордов

Хрестоматийный пример аккордовой прогрессии – это знаменитые «три блатных аккорда», являющиеся на самом деле классической блюзовой последовательностью – Am, Dm, E. Они идеально входят в свои тональности и звучат гармонично и ровно.

Читайте также:  Боб столофф ритмические этюды ноты

Еще один пример, также взятый из песни – это Bm, G, D, A. Она находится в тональности Bm, и также все аккорды прекрасно подходят друг к другу, создавая характерное блюзовое звучание. Однако, это только отдельные примеры, которые не иллюстрируют общей картины.

Как построить аккордовую последовательность

Основная информация

Для начала, давайте вспомним, из чего состоят аккорды. Трезвучия – это ноты, входящие в гамму, которые особым образом выстроены между собой. В случае с минорными аккордами это тоника – малая терция – большая терция , а в случае с мажорными – тоника – большая терция – малая . При этом тоника, как мы уже сказали, берется непосредственно из гаммы.

Пример гаммы Ля -минор

В этом и заключается вся фишка построения последовательностей аккордов – вам надо понять, какие ноты на грифе гитары входят в гамму и по их тоникам выстраивать трезвучия. Но как понять, какие ноты входят в тональность? В этом вам поможет такая вещь как кварто-квинтовый круг тональности.

Кварто-квинтовый круг

Всего существует 24 тональности, 12 минорных, и 12 мажорных – то есть на каждую из нот. Разумеется, классическая музыка считает их немного по-другому – разделяя понятия бемоль и диез, однако для удобства понимания мы этого не будем делать. Все они строятся по своему особому принципу.

Мажорная тональностьтоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон с возвращением в тонику.

Минорная тональностьтоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон с возвращением в тонику.

При этом зачастую эти ноты пересекаются между собой, то есть в разные тональности могут входить одинаковые ноты. Это очевидно и понятно. Однако все тональности имеют свои зеркальные пары – так называемые сингармонические, или параллельные. В них абсолютно одинаковые ноты, и именно для запоминания таких пар мы и представим кварто-квинтовый круг.

Выглядит он следующим образом:

Самое главное , что здесь надо запомнить, это то, что параллельные тональности расположены друг от друга на расстоянии трех полутонов. Например, если мы возьмем тональность Ля-минор, то от ее тоники – Ля – надо отсчитать три полутона вверх – Ля-диез – Си – До – и последняя нота будет той самой параллельной мажорной тональностью. Таким образом вы сможете, отстроив по схеме, указанной выше, гамму, понять, какие в нее входят ноты, и исходя из них построить аккордовую последовательность.

Конечно, на первый взгляд это может показаться сложным, однако все намного проще, чем вы думаете – самое главное не просто читать данную статью, но и одновременно подбирать ноты на гитаре.

Последовательности аккордов в тональности

Ниже мы представим входящие в параллельные тональности ноты, от которых можно строить минорные и мажорные аккорды. Кроме того, вы можете использовать эту таблицу для лучшего понимания принципа построения аккордовых прогрессий.

Мажорная тональность Минорная тональность Входящие ноты
До-мажор Ля-минор C – D – E – F – G – A – B
До-диез-мажор Ля-диез-минор C# – D# – F – F# – G# – A# – C
Ре-мажор Си-минор D – E – F# – G – A – B – C#
Ре-диез-мажор До-минор D# – F – G – G# – A# – C – D
Ми-мажор До-диез-минор E – F# – G# – A – B – C# – D#
Фа-мажор Ре-минор F – G – A – A# – C – D – E
Фа-диез-мажор Ре-диез-минор F# – G# – A# – B – C# – D# – F
Соль-мажор Ми-минор G – A – B – C – D – E – F#
Соль-диез-мажор Фа-минор G# – A# – C – C# – D# – F – G
Ля-мажор Фа-диез-минор A – B – C# – D – E – F# – G#
Ля-диез-мажор Соль-минор A# – C – D – D# – F – G — A
Си-мажор Соль-диез-минор B – C# – D# – E – F# – G# – A#

Просто используйте информацию из данной таблицы и подставляйте под входящие в тональность ноты в любом порядке, чтобы создать красивые последовательности аккордов. Помните, что для большей части из них вам понадобится научиться ставить баррэ на гитаре, поэтому стоит учесть этот навык в своем плане обучения.

Частные случаи и моменты

Кроме этого, существуют частные случаи и моменты, когда аккордовые последовательности могут выходить за рамки обычной гаммы.

  1. Дополнительные поднятые ступени. К ним относится, например, гармонический минор, где в гамме появляется дополнительная, восьмая нота, на расстоянии полутона от последней. То есть, например, в гамме до-мажор, между нотами A и B появится нота A#. Это придаст мелодии восточное звучание, и попробуйте поэкспериментировать с ними. То же самое относится и к пентатонике, особенности которой стоит учитывать в вопросе гармонии, особенно если вы играете блюз.
  2. Аккорды с надстройками. Не бойтесь изменять стандартные формы трезвучий для достижения более интересного звука. Используйте и добавляйте новые ноты к уже существующим вариантам аккордов, надстраивайте тонику и поднимайте ступени – просто опираясь на круг и представленную таблицу.
  3. Progressive-музыканты, которые играют структурно сложную и интересную музыку, например, Tool или Pink Floyd, также изменяют и нарушают правила гармонии. Например, добавляют тот же A# в тональность до-мажор, или добавляют другие ноты, чтобы это звучало интересно. Вы можете делать так же – однако в данном вопросе стоит углубиться в изучение теории, чтобы понимать, какие аспекты можно нарушать, а какие – нельзя.

Общие советы

1. Обязательно разучите представленную таблицу и запомните кварто-квинтовый круг тональности, чтобы быстрее и лучше ориентироваться внутри музыки.
2. Научитесь тому, как быстро переставлять аккорды на гитаре, особенно если хотите играть интересные мелодии перебором.
3. Тренируйте свой слух, особенно слышимость нот, чтобы понимать, в какой тональности играют другие музыканты, и при необходимости подыгрывать им.

Источник

Введение В Создание Аккордовых Последовательностей

1 Введение В Создание Аккордовых Последовательностей

2 СОДЕРЖАНИЕ: Введение Последовательности Аккордов шаговая схема Квинтовый круг Бонус. 20

3 Здравствуйте! Разрешите поблагодарить Вас за то, что нашли время изучить этот спецотчет. Надеюсь он будет вам полезен и поможет продвинуться еще на одну ступень ближе в Вашем творческом развитии. // Page 5

4 Для того, чтобы нарушать правила нужно о них знать Современная музыка очень сильно зависит от гармонического сопровождения. Конечно мелодия до сих пор является важнейшим элементом композиции/песни, но все чаще можно встретить музыкантов, которые используют последовательности аккордов, как отправную точку в своих творческих поисках. Гармоническое сопровождение существенно влияет на звучание мелодии, настроение и даже структуру композиции. Классическая гармония нужная, но в то же время очень сложная и малоприменимая в современных реалиях наука. Неудивительно, что музыканты США ( прежде всего джазмены), а затем и остального мира начали искать возможности для практического и легкого освоения гармонии. Для большинства музыкантов поиск гармонических ходов, соединений аккордов это интуитивный процесс. Однако гармония, как никакой другой элемент музыки требует буквально математического подхода типа «сюда ходи сюда не ходи». // Page 6

5 Это существенно отличает гармонию от других элементов музыкального языка ( мелодия, ритм), которые нельзя свести к простым и логичным схемам. Задача этого небольшого отчета дать логичную, буквально пошаговую схему создания последовательностей аккордов в любом стиле. Конечно требуется основательная база для понимания того, как работает гармония и как она взаимодействует с мелодией, но создавать логичные и хорошо звучащие прогрессии можно уже сейчас. Просто возьмите готовую схему и используйте ее в Вашем творчестве. Помните, что на аккордовые последовательности не действует авторское право и одна и та же прогрессия может встречаться в сотнях песен самых разных стилей.

6 Последовательности Аккордов Аккордовая последовательность — серия аккордов стремящаяся к определённому тональному центру, либо центральному аккорду( в тональной гармонии),либо кратная синтаксической структуре гармоническая ячейка являющаяся основой для построения пьесы. Любая последовательность основана на определенном принципе по которому аккорды соединяются друг с другом. Таким образом последовательность может быть 2,4,8 тактовая и т.д. Последовательности очень тесно связаны с ритмом и формой. Однако отличительной чертой последовательности должна быть повторяемость и определённого рода простота. Это отличает последовательность от обычного гармонического движения в классической музыке. Это главное отличие эстрадной музыки от академической. Она базируется на повторяемости аккордов, в противовес непрерывности гармонического движения в классике. По всей видимости, самое явление последовательностей возникло в народной музыке, где простота исполнения была очень важна. Однако по настоящему элементом стиля последовательность стала в джазе. При чем рэгтайм был основан больше на принципах классической гармонии, но стремился к простоте более поздних стилей. По типу аккордовой последовательности можно иногда даже определить стиль музыки.

7 По сути, самый простой вопрос который мы можем задать при создании последовательности какой аккорд может быть следующим? Давайте проведем мысленный эксперимент. Любой отдельно взятый устойчивый аккорд не требует дальнейшего движения. Однако поскольку для создания музыкального произведения необходимо не только повторение, но и некий контраст, то естественно, что через определенное количество повторений слух ожидает смены гармонии. При появлении второго аккорда уже появляется тенденция к движению. Таких тенденции можно выделить 2. Если не углубляться в теорию, то их можно назвать так: 1. Возвратная 2. Развивающая

8 Характерно, что независимо от того сколько аккордов в прогрессии от любого из них мы можем двигаться только в этих 2 направлениях. Таким образом, любая система регулирует правила направления аккордов. При этом чем больше аккордов в прогрессии, тем меньше вариантов дальнейшего движения. Любой аккорд в рамках прогрессии может быть изменен. В рамках данного отчета мы будем рассматривать следующие 3 варианта изменения: Качество аккорда Альтерация аккорда Надстройки Изменяя качество аккорда мы можем сопоставлять аккорды, расположенные на одной и той же ноте, либо изменять качество аккорда внутри прогрессии для получения не типичного звучания. Это очень простой прием, который можно использовать в любом контексте. Альтерация, подразумевает любое изменение ступеней аккорда, но, как правило, они не затрагивают 1 и 3 ступень аккорда. Такое изменение усиливает напряжение аккорда и его тяготение в другой аккорд. То есть уменьшает его возвратную тенденцию и увеличивает развивающую. Надстройки (7,9,11,13) ступени изменяют характер аккорда и размывают его функциональность ( то есть определенность и соответственно тенденцию движения). На данном этапе нам не нужно углубляться в теории для того, чтобы понимать, как работают эти принципы. Важно понять, что они простые и могут быть использованы практически в любом контексте и с равным успехом могут применяться и в джазе, в роке, в электронной музыке и в любом другом стиле.

9 Получите совершенно бесплатно видеокурс Мастер гармонии Это 10 полноценных видеоуроков посвященных освоению современной гармонии. Курс состоит из 10 видеоуроков: // Page 16

10 3 шаговая схема создания прогрессий VISUAL HERE Для того, чтобы Вы могли уже прямо сейчас начать создавать последовательности аккордов мы будем использовать трехшаговую схему. Это достаточно простая, но в то же время эффективная система для создания прогрессий в любом стиле. Она может показаться слишком простой, однако несмотря на это такой подход позволяет по новому взглянуть на процесс работы с гармонией. // Page 7

11 1 шаг Выберите первый аккорд. Это может быть любой аккорд. Данный шаг нарушает традиционные правила создания прогрессий, согласно которым первый аккорд должен быть тоническим. Однако на данном этапе мы можем пренебречь данным законом и выбирать любой аккорд в зависимости от нужного настроения. Обращу Ваше внимание на следующую взаимосвязь. Мажорный аккорд вероятнее всего создаст радостное, возвышенное, светлое звучание. Минорный печальное, грустное, мягкое. Это можно использовать, как отправную точку для создания прогрессии. Однако минорный аккорд после мажорного смягчает его звучание и наоборот мажорный после минорного может изменить настроение с грустного на светлое. Таким образом можно использовать это как своеобразную игру со светом и тенью. Такой подход к созданию прогрессии можно назвать фоническим (от слова фонизм то есть характерное звучание аккорда или интервал. 2 шаг Выберите любую формулу движения. Например, кварто-квинтовая, диатоническая, хроматическая, смешанная, модальная. Мы рассмотрим кварто-квинтовую в этом спецотчете. Затем в соответствии с выбранной схемой создайте симметричную прогрессию ( то есть кратную 2). После того, как вы научитесь работать со схемами, то можете продвинуться дальше и нарушать их для соединения аккордов в любом порядке ( это может звучать парадоксально, но жизнь в целом парадоксально:) 3 шаг Работа над прогрессией. Вы можете использовать различные надстройки, изменения аккордов и в целом достаточно долго работать над прогрессией, особенно на первом этапе.

12 1 правило Нет никаких правил. И хотя по большей части изучение гармонии и создание последовательностей аккордов подразумевает использование буквально математических формул, для Вас это должно означать лишь матрицу или возможный вариант движения. Например, если при изучении тональных прогрессий мы говорим о том, что аккорды двигаются по формуле TSD, то Вы можете менять данный порядок аккордов. 2 правило Нарушения правил: для того, чтобы нарушать правила нужно о них знать:) Как было сказано выше правил нет (вернее их можно нарушать), но изучение их необходимо. Типичные движения гармонии о которых пойдет речь ниже помогут Вам понять, как взаимодействуют аккорды между собой, а также покажут наиболее вероятные варианты соединения аккордов. В любом случае, развитый словарь аккордовых последовательностей благополучно скажется на Ваших навыках по созданию последовательностей аккордов. // Page 7

13 Квинтовый круг: Наиболее распространенный способ движения аккордов по квинтовому кругу против часовой стрелки. // Page 14

14 Формулы Для изучения прогрессий аккордов мы будем использовать не буквенные обозначения аккордов, а римскую систему счисления. Во-первых, это помогает систематизировать последовательности без привязки к тональности. Во-вторых, развивает именно математический подход и понимание гармонии. Для обозначения мажорных аккордов используется большая римская цифра I IV -V, а для минорных ii iii vi. Если Вы не запомнили расположение мажорных или минорных аккордов на ступенях лада, то такое обозначение будет для Вас более удобным. Итак, Вы выпишем формулу аккордов для мажора: I ii iii IV V -vi -viio Применим это к тональность C мажор С -Dm- Em- F-G-Am-Bdim Как известно, это те аккорды, которые лучше всего использовать при создании прогрессий в С мажоре Для гармонического минора I iio iii vi -V vi -vii Сm Ddim Eb Fm G Ab — Bb // Page 13

15 Возьмем например аккорд C (I) Наиболее популярные движения (формулы) аккордов это против часовой стрелки, но в рамках тональности. Таким образом получается, что от аккорда C мы можем двигаться только в F, а дальше возвращаться двигаться к любому аккорду тональности. Например, такой вариант. C F Em- Am Dm G _C Или такой вариант I- iii-ii-v-i Это настолько популярные формулы, что их можно встретить в тысячах композиций. Также можно использовать упомянутые в начале приемы например изменение качества аккорда. Мастер Гармонии Жми сюда // Page 15

16 C A D Dm- G C-F-Fm-G или даже Dm- G Также очевидное, но не всегда соблюдаемое правило на границах частей нужно использовать кадансы (тэрнэраунды) то есть завершающие гармонические обороты. На первом этапе это могут быть только 3 аккорда I, IV и V ступени, так остальные требует более обдуманного подхода. Однако даже в рамках 3х главных трезвучий можно получить большое количество последовательностей. Элементарная замена F Fm добавить в гармонию лиричности и мягкости. Движение в обратном направлении встречается особенно часто в популярной и рок музыке. Одно из главных условий для движения по квинтовому кругу в обратном направлении это использование трезвучий. Это означает, что такой вариант усложнения аккордов, как альтерация и надстройки нельзя использовать в последовательностях с обратным движением. // Page 17

17 Таким образом, можно использовать квинтовый круг, как универсальную схему для создания аккордовых прогрессий. Теперь рассмотрим диатоническую схему. Это движение аккордов по ступеням, подобное движению мелодии. При этом в начале прогрессии скачок может быть любой, а в конце возможно разрешение по типу V-I или IV-I ( реже). Возьмем такое движение: I VI-VII- I или для Am минора Am F G Am Здесь от тоники мы делаем скачок на VI ступень, а затем движемся по диатонике. Еще вариант C-G- F- Em- Dm В целом необходимо отметить, что диатонические прогрессии чаще всего органично вплетаются в кварто-квинтовые. Например I- IV-VII-III-IV-V-I Am Dm G C Dm E Am Добавим минорно-мажорные замены: Am D G -C -Dm E Am Надстройки Am 7 Dadd4 Gmaj7 C add9 Dm9 E7 Am Альтерации Am 7 Dadd#4 Gmaj7 Cadd9 Dm9 E7#9 Am

18 Можно теперь изменить порядок аккордов Am 7 Dadd#4 Cadd9 Gmaj7 Dm9 Am — E7#9 Добавить повторения оборотов Am 7 Dadd#4 Cadd9 Gmaj7 Dm9 Am — Dm9 — E7#9 Уже получается целый куплет или припев для песни. Подведем небольшой итог. Мы рассмотрели только базовые принципы создания прогрессий на основе кварто-квинтового круга и диатонических движений. Существует множество других вариантов аккордов и правил их взаимодействия.

19 Библиотека аккордовых прогрессий

20 В дополнение к этому отчеты предлагаю Вам Золоту Библиотеку Аккордовых Прогрессий для расширения Вашего аккордового словаря. Эти последовательности обязан знать каждый музыкант независимо от того в каком стиле он играет. Каждая из этих последовательностей встречается в сотнях различных песен и после их освоения, Вы сможете идентифицировать эти движения в любой песне. Итак начнем. 1. Последовательность 50 или doo-wop Формула последовательности I-VI-IV-V или C-Am-F-G для С мажора. Обычно каждый аккорд длится такт или два в зависимости от темпа песни. Это мажорная последовательность была широко распространена во времена раннего рок-н-ролла. Первая песня которая приходит на ум это несомненно Pretty Women. Как видите, эта последовательность основана на простом принципе расширения тонической функции в полном функциональном обороте. Вариации этой последовательности встречаются в нескольких разновидностях. Кроме различных повторений очень часто меняют местами аккорд IV и VI ступени и тогда последовательность приобретает вид I — IV- VI -V. Такое движение нарушает логику движения функции и звучит более диатонично. Классический пример использования такого оборота песня More Than a Feeling группы Boston. Кроме того очень часто аккорд S заменяют на его минорный аналог и получается: I — VI — II — V Такая последовательность используется в песне Radiohead No Surprises 2. Андалузская каденция Очень популярная последовательность используемая для создания испанского звучания. В классической музыке также носит название фригийский оборот по названию тетрахорда на ступенях которого эта последовательность построена. В рамках тонального мышления данный оборот содержит противоречащий правилам оборот D — S. Поскольку в основе фламенко лежит модальность, то очень сложно идентифицировать ступеневую направленность данной последовательности ( либо мажор либо минор).в зависимости от мелодики гармония может тяготеть как последнему трезвучию, так и к первому минорному аккорду. Хотя есть случаи применения это последовательности в мажоре, все же это минорная последовательность.

21 Основные вариации которые встречаются это замена на минорные аккорды и смена порядка следования аккорда. Также для усиления тонального начала последний аккорд можно заменить на септаккорд, а также добавить надстройки к основным аккордам. Примеры использования: Hit the road Jack Ray Jarles God Bless the Children of the Beast Motley Crue Innuendo Queen Stray Cat Strut Stray Cat Видоизмененные варианты с перестановкой аккордов: Don’t Speak No Doubt Big in Japan Alphavill 3.Backdoor каденция Так в джазовой гармонии называется оборот II — bvii, как противопоставление стандартной джазовой каденции II-V-I. За счет появления аккорда bvii данный вид последовательности имеет плагальное звучание и может использоваться как для завершения построения, так и для отклонения в тональность одноименного минора (кроме того весь оборот можно трактовать как дорийский). Известные песни Beatles In My Life и If I Fell. Чаще всего используется как оборот, а не как основа для целой песни. 4.Bird Progression или последовательность Чарли Паркера Это последовательность выкристаллизовалась в блюзах Паркера и представляет собой джазовый вариант блюзового квадрата с внедрением в него секвенции оборота II-V Один из вариантов I viiø / III7 vi / II7 v / I7 IV7 iv / VII7 iii / VI7 iii / VI7 ii V I / VI7 ii / V Или по Bb BbMaj7 Amin7 5 / D7 Gmin7 / C7 Fmin7 / Bb7 Eb7 Ebmin7 / Ab7 Dmin7 / G7 C#min7 / F#7 Cmin7 F7 BbMaj7 / G7 Cmin7 / F7

22 Как видите от блюза сохранилось 12 -тактовость и доминанта в 9-10 тактах Применение: любой блюз Чарли Паркера 5.Квадрат или круг ( в Америке) аккордов Движение аккордов по квинтовому кругу( последовательность квинт) Простейший пример VI — II — V — I Если выписать нотами в нисходящем движении, то получим Полный круг в рамках диатоники I-IV-VII -III-VI-II-V-I Такое движение гармонии можно найти в сотнях джазовых стандартах и доклассической музыке( например, у Баха и Вивальди). Вариации касаются изменения качества аккордов( например все могут быть септаккордами), либо повтором звена со смещением на полутон вверх или вниз. 6.Последовательность Колтрейна или Giant Steps Changes Эта уникальная аккордовая последовательность повлияла на многие джазовые пьесы второй половины XX века. Ей свойственны ка черты джазовой гармонии, так и тональная неопределённость авангарда. В рамках данной статьи я лишь дам краткий обзор, а позже сделаю подробный разбор этой «магической» последовательности. Выглядит она так BM7* D7 GM7* Bb7 EbM7* Am7 D7 GM7* Bb7 EbM7* F#7 BM7* Основная идея этой последовательности перемещение стандартного звена II — V-I, по звукам увеличенного трезвучия вниз, что Вы и можете наблюдать в приведенном примере. Статья рискует разрастись до огромных размеров, я хотел уместить все в одну, но вижу что будет как минимум три части, поэтому следите за обновлениями сайта

23 7.Восьмитактовый блюз Это своеобразное сочетание стандартной формы с блюзовой последовательностью. Также эту последовательность трактуют как 16 тактовый блюз в резаном ключе. Эта последовательность широко распространена в роке, джазе и фолк музыке. В самом простом виде эта последовательность выглядит так ( в круглых скобках один такт). I V7 IV7 IV7 I (V7 IV7) I V7 Это по сути удвоенное повторение последнего 4х такта стандартной блюзовой прогрессии. Известные песни Heartbreak Hotel, «How Long Blues,Ain’t Nobody’s Business Кроме того, такая последовательность может быть использована для создания джазовой формы AABA. В таком случаем в бридже используется другая вариация этой последовательности. Такой подход использован в стандарте Walking By Myself. Вариации этой последовательности основаны на смешении и замещении аккордов. Характерно наличие двух аккордов в такте Несколько примеров I I IV IV I V I IV I V IV7 IV7 I7 I7 V7 IV7 I7 V7 I I I I IV IV V I

24 8. Фолья Одна из старейших западноевропейских структур. Своеобразный классический стандарт. Существует две разновидности ранняя и поздняя Ранняя фолья Поздняя Фолья использовалась как основа для построения мелодических вариации, на основе остинатного баса. На ее основе возникли жанры Чаконы и Пасаккалии. Еще одна разновидность 16 тактовой последовательности Dm A7 Dm C F C Dm A7 Dm A7 Dm C F C Dm A7 Dm Более 150 композиторов использовали эту последовательность, как основу для своих произведений. Большой список таких произведений можете посмотреть здесь %22

25 9. Оборот II — V -I Без сомнения легендарнейший оборот используемый во всех стилях со времен Баха. Джазовая гармония на 90% состоит из этого оборота. Пример из Баха Идеальность это каденции кроется во многих мелочах. Таких как последование двух квинт в басу, усиление субдоминантовой функции( II ступень более субдоминантова чем стандартная IV). В джазе эта последовательность используется везде где только можно( опять же тема не одной статьи).перед любым аккордом джазмен старается взять или обыграть этот оборот. Сравните две блюзовые прогрессии F7 Bb7 F7 F7 Bb7 Bb7 F7 F7 C7 Bb7 F7 C7 F7 Bb7 F7 Cm F7 Bb7 Bb7 F7 Am D7 Gm C7 F7 Gm C7 В 4 такте оборот усиливает отклонение в тональность субдоминант. Кроме того в джазе данная последовательность строится на септаккордах разного вида, что создает особые виды голосоведения отличные от классических. Например, 7 ступень тональности в аккорде D не разрешается в тонику, а остается на месте, как септима тонического аккорда. Сравните

26 Также для гармонизации могут быть использованы мажорные септаккорды и аккорды с надстройками iim9 V 9 13 Imaj9 В миноре II ступень гармонизуется полууменьшенным септаккордом, V мажорным( по гармоническому минору). 9.Эллиптический оборот В данном случае подразумевается разрешение доминантсептаккорда или уменьшенного не в тонику, а в другой аккорд по принципу родства тонов либо с целью отклониться, смодулировать. Существует три разновидности Первая — основана на сохранении минорной терции в средних голосах, а крайние голоса идут противоположно друг другу Таким образом, аккорд переходит в уменьшенный, что открывает путь в любую тональность. Вторая строиться по тому же принципу, но неизменяемы два верхних голоса, а нижние идут на также противоположно друг другу, получает движение от C-E-G-Bb к Db-Eb-G-Bb, то есть секунда аккорду тональности VI ступени гармонического мажора. Третья разновидность основана на тритоне между III и VII ступенью. Получается аккорд C#-E-F#-A#(Bb), то есть септаккорд тритоновой замены. Такие обороты используются во многих последовательностях. Кроме того к этому типу последовательностей можно отнести и прерванную каденцию V-VI

27 10. Последовательность Монтгомери Стандартная последовательность используемая в бриджах джазовых стандартов I7 — IV7 — ii7 — V7 Очень часто все аккорды мажорные. Также перед каждым аккордом может быть минорный септаккорд. Песни где используется The Sunny Side of the Street When You’re Smiling Satin Doll

28 Спецпредложение Пакет для обучения гармонии Гармония 101 Аккорды, Последовательности и техники гармонизации Гармония 202 Мастер Аккордовых Последовательностей Теория Музыки: Гармония исчерпывающая информация по гармонии для начального и среднего уровня Общая цена за 3 курса без скидки: 9700 рублей Получите пакет Гармония Gold с 50% скидкой прямой сейчас Предложение ограничено! Жми сюда! всего за 4800 рублей // Page 18

Источник

Оцените статью