- Аккорды в сольфеджио
- Аккордовые цепочки по сольфеджио
- Аккордовые последовательности по сольфеджио
- Примеры использования аккордов
- Материалы по теме
- Знаки в сольфеджио
- Интервалы в сольфеджио
- Сольфеджио для фортепиано
- На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио
- Таблицы по сольфеджио для школы
- Таблицы по сольфеджио для колледжа
- Еще немного по поводу других аккордов
- Правила по УП Сольфеджио для 6-7 классов ДШИ, ДМШ
Аккорды в сольфеджио
Создание и исполнение музыки — нелёгкий труд. Здесь нужно и хорошо владеть нотной грамотой, и осознавать механизм действия процессов скрытого характера.
Музыканты понимают и знают, что научиться качественно и ритмично играть невозможно без знания того языка, которым записаны ноты. И закономерно, что этому учат в различных школах музыки. Наша – не исключение. Ученик на занятиях сам выбирает программу, по которой он готов заниматься, и по желанию можно в нее включить также навыки чтения по нотам, изучение интервалов и иных обозначений.
В эстрадной музыке нередко применяются аккордовые последовательности по сольфеджио, которые для создания композиции признаны универсальными. Это связано с тем, что такие последовательности могут применяться в различных стилях.
Аккордовые цепочки по сольфеджио
Аккорды по сольфеджио представляют собой созвучие нескольких звуков (от трёх и больше). По отношению друг к другу звуки располагаются по каким-то интервалам, то есть на конкретном расстоянии. Существуют целые аккордовые цепочки по сольфеджио, так называемые последовательности, располагаемые особым образом. В таких цепочках соблюдены числа и правила соединения голосов в границах определённого жанра.
Аккорды от си по сольфеджио и другие сочетания имеют такую важную отличительную черту, как повторяемость. Также они характеризуются и определенного рода простотой. Существует несколько типов последовательностей:
- диатоническое;
- кварто-квинтовое;
- хроматическое.
Все другие разновидности движения гармонии базируются на них.
Так как гамма — это база для построения последовательностей, то каждая последовательность именуется цифрой соответствующей ступени, которая является его тоникой. Поэтому в любой тональности может быть сыграна гармоническая последовательность. Здесь нужно учесть, что в случае диатонической структуры отображается лишь римская цифра.
Также важно помнить и о правилах голосоведения. Вот основные из них:
- не стоит допускать того, чтобы в результате движения голосов бас оказывался выше тенора;
- не рекомендуется использовать в басу два хода подряд на квинту либо кварту в одном направлении;
- не стоит осуществлять движение всех голосов в одну сторону.
Аккорды в ми миноре по сольфеджио — это алгоритм для знакомства и композиций, относящихся к многоголосым. Аккорды в ре мажоре по сольфеджио и прочие сочетания — своеобразная отмычка к большинству музыкальных секретов. Обучение в данном случае основывается на отработке таких навыков:
- Понимание того, как строятся и играются аккорды в соль мажоре по сольфеджио и иные сочетания;
- Осознание того, как нужно анализировать аккорды от ми по сольфеджио и фрагменты произведений.
И тот, и другой навык опираются на изучение функциональных связей каждой последовательности внутри условного либо же безусловного лада. В базовом курсе все аккорды от фа диез для сольфеджио и другие сочетания относятся к таким функциям:
Изучая и играя аккорды от ре для сольфеджио, учащийся начинает осознано выделять базовую функциональную структуру той или иной композиции.
Аккордовые последовательности по сольфеджио
Аккорды в ладу по сольфеджио — основа огромного количества стилей. Это, прежде всего, блюз, хэви-металл, джаз. Для огромного количества классических пьес стало основой заимствование последовательности. На использовании аккордов построена вся нынешняя эстрада.
Здесь стоит отметить, что если композитор заимствует 7 нот подряд, то это будет признано плагиатом. А вот последовательности под такую норму не попадают. Если бы данный момент был актуален и в отношении последовательностей, то очень многие современные композиторы вынуждены были бы разделять полученные деньги с уже ушедшими из жизни творцами музыки и их последователями, которым принадлежат очень многие аккорды в ля мажоре по сольфеджио.
Таблица аккордов по сольфеджио в музыке является явным доказательством того, что количество последовательностей огромно. Авторским правом не облагается ни одна из них. По этой причине нередко можно отметить сходство многих эстрадных песен.
Существует довольно много приёмов работы с последовательностями. В качестве примера здесь можно привести такие моменты.
- Аккорды си минор для сольфеджио и любое другое сочетание можно заменить на противоположное по звучанию;
- Аккорды от фа для сольфеджио и иные сочетания можно изменять, добавляя надстройки;
- Аккорды от звука ми по сольфеджио и другие сочетания можно заменять по правилу функции;
- Аккорды от ноты ми по сольфеджио и прочие сочетания можно менять местами.
Примеры использования аккордов
В сети можно найти самые разные примеры аккордовых последовательностей по сольфеджио. Можете ознакомиться с ними или придумать личный пример.
Предположим, что вы уже знаете 20 аккордов и хотите создать авторскую композицию. Здесь разумнее всего воспользоваться методом подбора. Так вы сможете создать простую и запоминающуюся композицию. Обязательно учтите следующие рекомендации.
- Начать стоит с поиска гаммы. Для этого нужно уже иметь текстовые наброски либо хотя бы мотив. Чтобы не ошибиться выбором гаммы, напойте песню несколько раз.
- Определите ноту, которая предопределила композицию и тональную гамму. Исходя из гаммы и ноты, вы без труда найдёте требуемое сочетание.
Аккорды в музыке по сольфеджио — то, что помогает научиться создавать мелодии разного уровня сложности. Здесь главное – тренироваться систематически. Ещё следует запастись терпением и ни на секунду не сомневаться в том, то у вас всё получится.
Материалы по теме
Знаки в сольфеджио
Каждому музыканту нужно знать не только с помощью каких приемов играть на инструменте, но и важно знать азы всей музыки. Самое первое, с чем следует познакомиться — это знаки в сольфеджио.
Интервалы в сольфеджио
Интервалы в сольфеджио – это основа музыки. Она обеспечивает произведению гармонию и выступает как материал для выстроения базы игры на инструменте.
Сольфеджио для фортепиано
Теория сольфеджио для пианино и рояля включает в себя довольно много терминов. Давайте во всем разберемся.
Источник
На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио
Чтобы каждый раз мучительно не вспоминать, на каких ступенях строятся аккорды, заведите у себя в тетрадочке таблички-шпаргалки. Таблицы по сольфеджио, кстати, их можно с таким же успехом использовать и на гармонии, вы можете распечатать и приклеить или переписать в свою нотную тетрадочку по предмету.
Пользоваться такими табличками очень удобно при составлении или расшифровке всяких цифровок и последовательностей. Также клёва иметь такую подсказку на гармонии, когда наступает ступор, и никак не можешь найти подходящий аккорд для гармонизации, тут же всё перед глазами – обязательно что-то подойдёт.
Таблицы по сольфеджио я решил сделать в двух вариантах – один более полный (для студентов училищ, колледжей и вузов), другой – попроще (для школьников). Выбирайте тот, который подходит вам.
Итак, вариант первый…
Таблицы по сольфеджио для школы
Надеюсь, всё понятно. Не забываем, что в гармоническом миноре повышается VII ступень. Учитывайте это при составлении доминантовых аккордов. А вот и вариант второй…
Таблицы по сольфеджио для колледжа
Мы видим, что здесь всего три колоночки: в первой самое элементарное – главные трезвучия и их обращения на ступенях лада; во второй – основные септаккорды – хорошо видно, например, на каких ступенях строятся аккорды двойной доминанты; в третий раздел помещены всякие другие аккорды.
Несколько важных замечаний. Помните, да, что в мажоре и миноре аккорды немножко различаются? Поэтому не забываем, когда это нужно, повышать седьмую ступень в гармоническом миноре, или понижать шестую в гармоническом мажоре, чтоб получить, к примеру, уменьшённый вводный септаккорд.
Помните, что двойная доминанта всегда связана с повышением IVступени? Отлично! Думаю, что знаете и помните. Я не стал все эти мелочи выносить в колонку со ступенями.
Еще немного по поводу других аккордов
Пожалуй, я забыл внести сюда еще один вид – двойную доминанту в виде трезвучия и секстаккорда, которые также можно применять для гармонизации и составления последовательностей. Ну, добавите сами, если нужно – ничего страшного. Всё-таки аккорды двойной доминанты в середине построения мы не так часто употребляем, а перед кадансом лучше использовать септаккорды.
Секстаккорд II ступени – II6 применяется частенько, особенно в предкадансовых построениях, причём в этом секстаккорде можно удваивать терцовый тон (бас).
Секстаккорд VII ступени – VII6 применяется в двух случаях: 1) для гармонизации проходящего оборота T VII6 T6 вверх и вниз; 2) для гармонизации мелодии, когда она идёт вверх по ступеням VI, VII, I в виде оборота S VII6 T. В этом секстаккорде удваивается бас (терцовый тон). Помните, да, что обычно в секстаккордах бас не удваивается? А вот вам два аккорда (II6 и VII6), в которых удваивать бас можно и даже нужно. Ещё удвоения баса необходимы в тонических секстаккордах при разрешении в них вводных септаккордов.
Трезвучие третьей ступени – III53 применяется для гармонизации VII ступени в мелодии, но лишь в том случае, если она идёт не вверх в первую ступень, а вниз – в шестую. Такое бывает, например, во фригийских оборотах. Иногда, правда, используют и проходящий оборот с третью ступенью – III D43 T.
Доминантовый нонаккорд (D9) и доминанта с секстой (D 6 ) – удивительной красоты созвучия, вы про них, наверняка, всё знаете. В доминанте с секстой – берётся секста вместо квинты. В нонаккорде ради ноны в четырёхголосии пропускается квинтовый тон.
Трезвучие VI ступени – часто используют в прерванных оборотах после D7. При разрешении в него доминантсептаккорда обязательно удвоение терции.
Всё! Как же жестока ваша судьба, ведь теперь больше не мучиться вам, вспоминая, на каких ступенях строятся аккорды. Есть теперь у вас таблицы по сольфеджио. Вот так!))))
Источник
Правила по УП Сольфеджио для 6-7 классов ДШИ, ДМШ
специалист в области арт-терапии
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Подпорожская детская школа искусств»
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
Правила по учебному предмету ПО.02.УП.01.
для учащихся 6 -7 класса
Составитель: Лиганавичене М.С.,
преподаватель МБОУДО «ПДШИ»
1. Диатонические интервалы. Обращение интервалов.
Интервалом называется сочетание двух звуков. Каждый интервал определяется двумя величинами: качественной и количественной.
Количественная величина показывает, сколько ступеней охватывает интервал и обозначается цифрой. Качественная — сколько тонов и полутонов имеет интервал и обозначается буквой.
Диатонические интервалы — это интервалы, которые образуются в пределах октавы и строятся в натуральном виде мажора и минора.
Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.
Чистые интервалы обращаются в чистые, малые в большие, большие — в малые, увеличенные — в уменьшенные, уменьшенные — в увеличенные.
Интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие.
Консонансы — звучат мягко, благозвучно. К ним относятся: ч1, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, ч8.
Диссонансы — резко звучащие интервалы. К ним относятся: м2, б2, м7, б7, тритоны.
Тритоны – это интервалы, которые строятся в натуральном и гармоническом виде мажора и минора. В тритонах содержатся три тона.
К ним относятся: увеличенная кварта (ув4) и уменьшенная квинта (ум5).
3. Характерные интервалы.
Характерными называются интервалы, которые строятся в гармоническом виде мажора и минора.
В мажоре их появление связано с понижением V I ступени, а в миноре — с повышением V II ступени. К ним относятся: ув2, ум7, ув5, ум4.
4. Трезвучие. Виды трезвучий.
Трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям. Нижний звук называется основным тоном, средний звук называется терцовым тоном, верхний звук – квинтовым тоном.
Трезвучия бывают консонирующие и диссонирующие. К консонирующим относятся мажорное и минорное трезвучия (крайние звуки образуют ч5). К диссонирующим — уменьшенное и увеличенное трезвучия.
Увеличенное трезвучие строится в гармоническом виде мажора и минора. В мажоре — на V I ступени, в миноре — на III ступени. Разрешается в мажоре — в I 6 4 , в миноре — в I 6 . Крайние звуки образуют увеличенную квинту — ув 5 (характерный интервал).
До мажор ля минор
Уменьшенное трезвучие строится в натуральном и гармоническом виде мажора и минора . Крайние звуки образуют уменьшенную квинту — ум 5 (тритон).
Ум5/3 строится на V II и II ступенях натурального и гармонического мажора и минора. Разрешается в терцию с удвоенной тоникой.
До мажор ля минор(г.в.)
До мажор (г.в.) ля минор
5. Обращения трезвучия.
Трезвучие – это аккорд, состоящий из трёх звуков расположенных по терциям.
Обращение трезвучия – это перемещение нижнего звука на октаву вверх. При этом образуются два обращения: секстаккорд ( 6 ) и квартсекстаккорд ( 6 4 ).
Трезвучия главных ступеней лада с обращениями
6. Септаккорд. Доминантовый септаккорд. Обращение и разрешение D 7 .
Септаккордом называется аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки септаккорда образуют интервал септиму.
Доминантсептаккорд ( D 7 или V 7 ) – это септаккорд, построенный на V ступени лада.
Разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой.
Обращение септаккорда — это перемещение нижнего звука на октаву вверх.
D 6 5 ( V 6 5 ) — Квинтсекстаккорд ( V II ст.). D 6 5 = м3+м3+б2 разрешается в Т 5 3 с удвоенным основным тоном.
D 4 3 ( V 4 3 ) Терцквартаккорд (II ст.) : D 4 3 = м3+б2+б3 разрешается в развернутое Т 5 3 .
D 2 ( V 2 ) Секундаккорд (I V ст.): D 2 = б2+б3+м3 разрешается в Т 6 с удвоенным основным тоном.
7. Вводные септаккорды.
Септаккордом называется аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки септаккорда образуют интервал септиму.
Вводным септаккордом называется септаккорд, построенный на V II ступени лада.
В зависимости от септимы, которая образуется между крайними звуками, вводные септаккорды бывают:
Малый вводный (М V II 7 )– если крайние звуки образуют малую септиму. М V II 7 = м3 + м3 + б3
Уменьшенный вводный (Ум V II 7 ) — если крайние звуки образуют уменьшенную септиму. Ум V II 7 = м3 + м3 + м3
Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном.
До мажор нат. гарм. ля минор гарм.
М V II 7 Т 5 3 Ум V II7 Т 5 3 Ум V II7 t 5 3
8. Мажор гармонического вида.
Мажор встречается натуральный (в котором ступени не изменены) и гармонический (с пониженной V I ступенью).
9. Параллельные, одноимённые, энгармонически равные тональности.
Параллельными называются мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые ключевые знаки, но разные тоники. Например: До-мажор и ля-минор; Соль-мажор и ми-минор; Фа-мажор и ре-минор.
Разница между тониками параллельных тональностей равна малой терции.
Одноименными тональностями (с одним именем) называются мажорная и минорная тональности, имеющие общую тонику, но разные ключевые знаки. Например: До мажор (нет знаков) и до минор (си ь, ми ь, ля ь). Разница в ключевых знаках всегда равна трем.
Энгармонически равные тональности — это тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию и написанию: Си мажор — До-бемоль мажор, Фа-диез мажор — Соль-бемоль мажор.
10. Знаки альтерации, порядок их появления. Квинтовый круг мажорных и минорных тональностей.
Альтерация означает изменение. Знаки альтерации — это знаки, изменяющие ноту. Диез – знак повышения ноты на полтона. Бемоль – знак понижения ноты на полтона. Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля.
Знаки бывают случайные, которые ставятся возле ноты и действуют один такт, и ключевые знаки, которые выставляются при ключе и сохраняются на протяжении всей мелодии.
Порядок появления диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.
Бемоли появляются в обратном порядке.
Квинтовым кругом называется система, в которой все тональности одного лада расположены по чистым квинтам.
Мажорные тональности располагаются от ноты «до» : вверх по ч5 — диезные тональности, вниз по ч5 – бемольные тональности.
До мажор – Соль мажор – Ре мажор – Ля мажор – Ми мажор – Си мажор
До мажор – Фа мажор – Си Ь мажор – Ми Ь мажор – Ля Ь мажор – Ре Ь мажор
Для минора — ищи параллель.
11. Буквенные обозначения звуков и тональностей.
Для буквенных обозначений применяются начальные буквы латинского алфавита:
до – С,с ре – D , d ми – Е,е фа – F,f соль – G,g ля – А,а
Диез обозначается is , бемоль — es, мажор — dur, минор – moll.
Исключение: ЛяЬ мажор — As-dur
МиЬ мажор — Es-dur.
СиЬ мажор — B- dur.
Например: Ре мажор – D dur , соль минор – g moll
Литература, интернет ресурсы
1. А.Александрова. Шпаргалки по музыкальной грамоте и сольфеджио. –
С-Пб. Союз художников, 2002
2. Т. Вахромеева. Справочник по музыкальной грамоте. – М. «Музыка», 2007
3.Г.Фридкин. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М. «Музыка», 2009
Источник