Пособие по джазовой импровизации для фортепиано

И. Бриль — Практический курс джазовой импровизации

Учебное пособие по джазу


Игорь Бриль
Практический курс джазовой импровизации

для фортепиано
издание второе, исправленное
«Советский композитор», 1982г.
номер с4491к

Трудно переоценить начинание тех советских музыкантов, которые начали работать над созданием учебно-методических пособий по джазовой н эстрадной музыке. Ценность и необходимость этих трудов бесспорна. Только поставив дело образования в этой области на подлинно профессиональные рельсы, можно бороться за хороший вкус, за высокое качество советских эстрадных и джазовых оркестров и ансамблей.
Одной из таких работ является предлагаемое пособие Игоря Бриля «Практический курс джазовой импровизации».
Игорь Михайлович Бриль — один из известных советских джазовых пианистов. Лауреат отечественных и зарубежных джазовых фестивалей, руководитель ряда созданных им джазовых ансамблей, он углубленно занимается искусством джазовой импровизации. Будучи музыкантом, получившим хорошее академическое образование (окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу профессора Т. Гутмана), И. Бриль сочетает серьезную пианистическую подготовку с ие менее серьезным отношением к джазовому исполнительству.

Накопленный им собственный большой опыт в этом направлении, а также внимательное изучение опыта лучших мастеров, работающих в области «джазового фортепиано», привело музыканта к педагогике.
Казалось бы, педагогика и такая спонтанная, вроде бы не поддающаяся никакому учету, область музицирования, как искусство импровизации. Какая здесь связь? Разумеется, далеко не каждый музыкант способен стать подлинным импровизатором. Но это не значит, что у этого искусства нет и своих законов. Они есть, и это доказывает работа Игоря Бриля. Другое дело, что только при определенных условиях — здесь и природные исполнительские данные, и композиторское чутье, и умение раскрывать в себе неожиданные резервы — музыкант может в полной мере постичь это трудное искусство.
Тем же, кому не суждено стать большими мастерами импровизации, для более г лубового постижения сути джазовой музыки очень важно изучить ее законы, так как без этого сколько-нибудь серьезная работа в этой области невозможна.
Искусство импровизации было характерно для музыки ряда эпох и стилей, и ему было суждено возродиться в XX веке в джазовой музыке.
В работе И. Бриля почти не встречается термин «генерал-бас», однако весь методический процесс, предлагаемый автором, строится на этом принципе — цифровая основа для импровизации ставится во главу угла.

Работа состоит из трех разделов.
В первом разделе большое внимание уделяется изучению гармонии в практическом ее применении. Автор стремится к тому, чтобы учащиеся не только смогли хорошо знать гармонию, но и почувствовать ее, как бы пропустить через свое творческое «я», то есть свободно оперировать гармоническими комплексами, без чего искусство подлинной джазовой импровизации немыслимо.
Значительное внимание автором уделено развитию мелодических и ритмических навыков во втором разделе «Мелодия и ритм». Проникновение в ритмический климат джазовой музыки, обучение свободному оперированию непростым по интонационному складу мелодическим языком джаза является весьма важным для учащихся, постигающих законы импровизации.
«Хрестоматия» (третий раздел) дает представление о различных стилях фортепианной джазовой музыки и некоторых особенностях техники игры в каждом, что, безусловно, расширяет кругозор учащихся, обостряет у них чувство стиля.
«Практический курс джазовой импровизации» — первый отечественный опыт обобщения трудного и редкого искусства джазовой импровизация, и, думается, эта работа будет иметь самый высокий спрос у советских музыкантов, желающих глубоко изучить технологию современной джазовой музыки.
Ю. Саульский.

ОТ АВТОРА
Музыкант, склонный к джазовой импровизации, долгое время находился в затруднительном положении, так как знания в этой области не были систематизированы в каком-либо отечественном методическом пособии.
Цель данного издания — в подборе материала и его систематизации для приобретения учащимися необходимых навыков в эстрадно-джазовой музыке.
В качестве нотных примеров автор пособия использовал отрывки из зарубежной джазовой литературы, а также пьесы собственного сочинения (либо фрагменты из них). Нотные примеры без указания автора написаны мною специально для данного пособия.
Одним из источников при составлении «Практического курса» послужили тетради Д. Мехигана, преподавателя Джульярдской музыкальной школы, и собственный опыт, накопленный в процессе преподавания и практической деятельности.
Пособие предназначено для музыкальных училищ, но может быть использовано и музыкантами-практиками, работающими в эстрадных жанрах.
Подобное пособие может быть далеко от идеала, поэтому все деловые и объективные критические замечания в его адрес будут охотно приняты.
В заключение я считаю своим долгом выразить благодарность за ряд ценных советов М. А. Андреевой и Д. А. Блюму.

ГАРМОНИЯ
Общие сведения
Пять видов -аккордов
Альтерация звуков -аккордов.
Нонаккорд
Аккорды
Альтерация
Блюз. Гармония и форма
Блюз. Лад
Форма
Гармоническое обогащение сетки.
Тритоновая замена Vjc-аккорда
Аранжированные аккорды.
Расположение тонов в аранжированных аккордах
Расположение тонов в аранжированных аккордах (продолжение).
Соединение аранжированных аккордов. Форма А
Соединение аранжированных аккордов. Форма В
Соединение аранжированных аккордов. Форма С
Чередование интервалов терции и септимы
Открытая позиция.
Блок-аккорды
Буги-вуги

ХРЕСТОМАТИЯ
J. McShann. Dexter Blues.
J. McShann. Vine Street Boogie
C. Basic’ Blue and Sentimental
D. Winfree. China Boy. Solo by A. Tatum
B. Powell. Hallucinations
G. Shearing. To Be or Not to Bop
D. Brubeck. Strange Meadow Lark 0. Peterson. Ballad to the East
C. Brown. Joy Spring. Interpretation by О. Peterson
B. Evans. One for Helen.

Скачать учебник

Источник

О. Хромушин — Учебник джазовой импровизации для ДМШ

Учебное пособие по джазу


О. Хромушин
Учебник джазовой импровизации для ДМШ

«Северный олень», 1998г.
Только описание.

ОТ АВТОРА

«Учебник джазовой импровизации для ДМШ», который вы держите в руках, создавался не вдруг. Издательство «Северный Олень», которому принадлежит эта идея, вместе с автором не один раз обдумывали его содержание, стремясь к тому, чтобы он был доступен самому широкому кругу поклонников джаза. В качестве «разведчиков» издательство опубликовало два сборника джазовых композиций и ансамблей для детских музыкальных школ. Читатели восприняли их с большим вниманием, они имели успех в музыкальных кругах.
Работая над «Учебником», я сосредоточил свое внимание на стилевом направлении, называемом традиционным, танцевальным или коммерческим джазом. Это направление наиболее популярно и понятно любителям джаза, что, надеемся, обленит начинающим музыкантам первые шаги в искусстве импровизации. В этой работе мне помогал и мой опыт, и обращение к работам отечественных и зарубежных коллег: книгам Джона Мигана «Джазовая импровизация», Джеймса Л. Коллиера «Становление джаза», Альфонса М. Дауэра «Джаз», Милана Шольца «Фортепиано в джазе» и к антологии В. Симоненко «Мелодия джаза».
Я также хочу выразить глубокую признательность издательству «Северный Олень» за внимание к этой работе.
Олег Хромушин

ВВЕДЕНИЕ

Импровизации и аранжировка музыкальных произведений (особенно в джазе) очень тесно связаны между собой. И та и другая способны дать толчок музыкальному развитию детей, отозваться результатами на нотной бумаге (аранжировка) и в исполнительском мастерстве (импровизация). Я не стану оригиналом, если скажу, что профессиональная музыка требует определенных знаний, хорошей школы и логического музыкального мышления, без которых даже талант мало чего стоит.
Эта работа — попытка приблизить детей к постижению искусства импровизации в столь далеком от них музыкальном жанре, каковым является джаз. В ;>том большую [юль должны сыграть их преподаватели, к которым также обращено.по издание.
Джазовая импровизация не окажется чем-то таинственным и недоступным, если, конечно, за это дело взяться всерьез. Так что стоит попробовать!

I. МЕЛОДИЯ. ГАРМОНИЯ. РИТМ

Основными компонентами музыкального произведения любою музыкального жанра являются мелодия, гармония и ритм.
МЕЛОДИЯ — важнейшая основа музыкального сочинения — способна воплощать в себе самые различные образы и настроения. Мелодия — это, но существу, тема произведения, его мотив. Мелодия по большому счету должна звучать ярко и выразительно доже без гармонических украшений. Примеров таких мелодий множество, особенно в фольклоре. Однако прекрасным украшением мелодии является присутствие в ней ГАРМОНИИ.
Даже слабая, невыразительная мелодия расцветает благодаря красивому, яркому гармоническому орнаменту. Некоторые считают, что джазовая гармония является особой, специфической гармонической структурой. На самом деле гармония в джазе строится на классической гармонической основе, которую мы встречаем в произведениях Баха, Чайковского, Равеля, Прокофьева. На мой взгляд, особенности гармонического звучания в джазе определяются исполнительской манерой того или иного музыканта, присутствием блюзовых интонаций и блюзовой формы, спецификой звукоизвлечепия и — пожалуй, самое главное — частым употреблением в гармонии джаза септ- и нонаккордов. 11оеледпне при умелом обращении дают джазовому музыканту неповторимые гармонические сочетания, на фойе которых ярче звучат темы и импровизации.
Третий компонент музыкального произведения — РИТМ, Здесь музыка джаза добилась большого мастерства, здесь она демонстрирует свои лучшие качества, создавай неповторимые ритмические рисунки, обогащаясь многонациональной культурой пародов Африки, Латинской Америки, Средней Азии, Кавказа, Ближнего Востока.
Естественно, каждое поколение музыкантов по-своему формулирует свои представления о мелодии, гармонии и ритме. Поэтому напечатанные здесь мелодии-примеры, по авторскому замыслу, более соответствуют современному ощущению, хотя без упоминания о традициях, отражающих различные джазовые стили, нам не обойтись.
Итак, искусство импровизации требует хороших знаний гармонии, а джазовая
гармония, как мы уже говорили, базируется на 1слаееической основе. И так
как любая из двенадцати гамм предстаа1яет собой идентичную гармоническую
систему, то для удобства решения учебных задач но джазовой импровизации мы выбрали лишь гаммы до мажор и до минор.

Глава II. Аккорды
Глава III. Ритмические построения
Глава IV. Хроматизм (неаккордовые звуки).
Глава V. Синкопы и акценты
Глава VI. Блюз
Глава VII. Свинг
Глава VIII. Стандартные положения в джазе

Приложение

Источник

Книжная полка: учебники и джазовые пособия

Находясь в стадии обучения, будущему музыканту необходима дополнительная помощь в виде правильной учебной литературы. Книги и методические пособия, полезные начинающим и профессиональным исполнителям

Музыка – особый вид искусства. Для некоторых она становится делом всей жизни. Независимо от того, какую стезю выберет человек, важно начать познавать мастерство исполнения с правильной литературы. Незаменимыми окажутся для начинающих музыкантов полезные учебники и джазовые пособия.

Ариадна Карягина – «Джазовый вокал. Практическое пособие для начинающих»

Талантливая певица, педагог, автор методики постановки, развития и коррекции голоса Ариадна Карягина выпустила в 2011 году новую книгу для начинающих певцов. Разработанная ею методика «Возвращение к голосу» помогла восстановить и улучшить голосовой аппарат многим вокалистам. Автор книги проживает в Петербурге, является художественным руководителем «Клуба профессиональной поддержки начинающих певцов» и школы современного вокального искусства «Вокализ».

Книга незаменима для тех, кто мечтает освоить джазовую стилистику и профессиональное вокальное исполнение. «Джазовый вокал. Практическое пособие для начинающих» состоит из 3-х частей, в которых постепенно рассказывается о главных вокальных навыках и понятиях. После изучения джазового пособия читатель сможет освоить многие технические приемы, углубиться в необходимые теоретические знания и применить их для самостоятельного обучения. Благодаря CD-диску, который прилагается к книге, вокалистам будет проще проводить ежедневные голосовые тренировки.

Адам Терацуян – «Джазовая импровизация. Курс для начинающих»

Многие современные учебные пособия по джазу для музыкантов содержат важную информацию о технических приемах в освоении инструмента. Сам по себе джаз немыслим без импровизации, такой навык необходимо постоянно развивать и совершенствовать. Именно этому посвящена книга контрабасиста и педагога Адама Терацуяна. Автор является одним из самых известных музыкантов и джазовых деятелей России, доцентом на кафедре эстрадно-джазовой музыки Ростовской государственной консерватории имени Рахманинова.

Изданная им книга «Джазовая импровизация. Курс для начинающих» в 2016 году содержит множество полезных методик для освоения импровизации. Главное достоинство этого учебного пособия в том, что оно универсально и ориентировано для всех инструменталистов и даже вокалистов. Автор уделил повышенное внимание главнейшим составляющим джазовой импровизации, а именно ритму, форме, гармонии и мелодии. Несмотря на то, что в названии книги упомянуто слово «начинающие», издание все же рассчитано на тех, кто уже в достаточной степени освоил некоторые теоретические знания. Также для учащихся музыкальных вузов, колледжей и музыкантов, которые только пробуют учиться импровизации.

Юрий Чугунов – «Гармония в джазе: учебное пособие для фортепиано»

Известный московский джазовый композитор и педагог Юрий Николаевич Чугунов – человек с большим опытом выступлений и весомым «багажом» знаний. Музыкант выступал со знаменитыми российскими джазменами, был аранжировщиком и руководителем многих крупных отечественных оркестров. Он написал несколько книг о музыке: «Куда глаза глядят», «Музыка и все остальное», «Музыкальные пути», «Семь кругов джаза».

Еще в советское время, когда джазовые пособия отсутствовали, Чугунов стал первым автором книги «Гармония в джазе: учебное пособие для фортепиано». Она была выпущена в 1978 году, после чего переиздавалась «Советским композитором» в 1988. Труд посвящен важному аспекту в профессиональном исполнительстве – гармоническому языку. Большую часть книги Юрий посвятил подробному обсуждению теоретических знаний и практических применений. Кроме того, пособие содержит полезную информацию и о гармонической структуре блюза, которую Чугунов рассмотрел особенно подробно.

Владимир Иванов – «Основы индивидуальной техники саксофониста»

Российский дирижер, педагог, кларнетист и саксофонист Владимир Иванов окончил Московскую консерваторию, где обучался игре на кларнете и саксофоне, инструментовке и сочинению. В 1988 году автор успешно защитил диссертацию на тему «Основные проблемы теории и практики игры на саксофоне». Повышенный педагогический интерес и успехи в этой области принесли ему возможность публикаций за рубежом.

Его учебное пособие очень поможет начинающим саксофонистам, которые почерпнут в нем необходимые теоретические знания и практические наставления. В книге можно найти полезные методики, которые описаны простым и в то же время профессиональным языком на основе личного исполнительского опыта автора. Поможет развить собственное ощущение мелодичности, узнать о специфике академического исполнения и повысить собственные инструментальные достижения.

Валерий Белинов – «Школа блюза для фортепиано. Гармония блюза»

Валерий Белинов – профессиональный гитарист, певец, композитор и педагог родом из Риги. Музыкант быстро прославился и получил заслуженное признание в Латвии, России и Америке, в которой жил более 10 лет. Валерий долгое время занимался творческой деятельностью в Санкт-Петербурге. Более того, он поспособствовал открытию первого блюзового клуба в Северной столице – Jimi Hendrix в 90-х годах. Валерий сотрудничал с известными зарубежными и российскими музыкантами.

В 2015 году вышло его учебно-методическое пособие «Школа блюза для фортепиано. Гармония блюза», в которое вошел многолетний опыт игры и исследования музыки. Валерий разработал собственный метод, основываясь на глубоком изучении психологии усвоения материалов и творческого процесса. Еще один плюс этого издания в прилагаемом к нему DVD-диске с авторскими упражнениями в дополнение к основной информации. Книга подойдет для музыкантов любого уровня подготовки, так как обучающий материал подается от самых простых до усложненных примеров.

Источник

Оцените статью