Пособие по джазу фортепиано

О. Хромушин — Учебник джазовой импровизации для ДМШ

Учебное пособие по джазу


О. Хромушин
Учебник джазовой импровизации для ДМШ

«Северный олень», 1998г.
Только описание.

ОТ АВТОРА

«Учебник джазовой импровизации для ДМШ», который вы держите в руках, создавался не вдруг. Издательство «Северный Олень», которому принадлежит эта идея, вместе с автором не один раз обдумывали его содержание, стремясь к тому, чтобы он был доступен самому широкому кругу поклонников джаза. В качестве «разведчиков» издательство опубликовало два сборника джазовых композиций и ансамблей для детских музыкальных школ. Читатели восприняли их с большим вниманием, они имели успех в музыкальных кругах.
Работая над «Учебником», я сосредоточил свое внимание на стилевом направлении, называемом традиционным, танцевальным или коммерческим джазом. Это направление наиболее популярно и понятно любителям джаза, что, надеемся, обленит начинающим музыкантам первые шаги в искусстве импровизации. В этой работе мне помогал и мой опыт, и обращение к работам отечественных и зарубежных коллег: книгам Джона Мигана «Джазовая импровизация», Джеймса Л. Коллиера «Становление джаза», Альфонса М. Дауэра «Джаз», Милана Шольца «Фортепиано в джазе» и к антологии В. Симоненко «Мелодия джаза».
Я также хочу выразить глубокую признательность издательству «Северный Олень» за внимание к этой работе.
Олег Хромушин

ВВЕДЕНИЕ

Импровизации и аранжировка музыкальных произведений (особенно в джазе) очень тесно связаны между собой. И та и другая способны дать толчок музыкальному развитию детей, отозваться результатами на нотной бумаге (аранжировка) и в исполнительском мастерстве (импровизация). Я не стану оригиналом, если скажу, что профессиональная музыка требует определенных знаний, хорошей школы и логического музыкального мышления, без которых даже талант мало чего стоит.
Эта работа — попытка приблизить детей к постижению искусства импровизации в столь далеком от них музыкальном жанре, каковым является джаз. В ;>том большую [юль должны сыграть их преподаватели, к которым также обращено.по издание.
Джазовая импровизация не окажется чем-то таинственным и недоступным, если, конечно, за это дело взяться всерьез. Так что стоит попробовать!

I. МЕЛОДИЯ. ГАРМОНИЯ. РИТМ

Основными компонентами музыкального произведения любою музыкального жанра являются мелодия, гармония и ритм.
МЕЛОДИЯ — важнейшая основа музыкального сочинения — способна воплощать в себе самые различные образы и настроения. Мелодия — это, но существу, тема произведения, его мотив. Мелодия по большому счету должна звучать ярко и выразительно доже без гармонических украшений. Примеров таких мелодий множество, особенно в фольклоре. Однако прекрасным украшением мелодии является присутствие в ней ГАРМОНИИ.
Даже слабая, невыразительная мелодия расцветает благодаря красивому, яркому гармоническому орнаменту. Некоторые считают, что джазовая гармония является особой, специфической гармонической структурой. На самом деле гармония в джазе строится на классической гармонической основе, которую мы встречаем в произведениях Баха, Чайковского, Равеля, Прокофьева. На мой взгляд, особенности гармонического звучания в джазе определяются исполнительской манерой того или иного музыканта, присутствием блюзовых интонаций и блюзовой формы, спецификой звукоизвлечепия и — пожалуй, самое главное — частым употреблением в гармонии джаза септ- и нонаккордов. 11оеледпне при умелом обращении дают джазовому музыканту неповторимые гармонические сочетания, на фойе которых ярче звучат темы и импровизации.
Третий компонент музыкального произведения — РИТМ, Здесь музыка джаза добилась большого мастерства, здесь она демонстрирует свои лучшие качества, создавай неповторимые ритмические рисунки, обогащаясь многонациональной культурой пародов Африки, Латинской Америки, Средней Азии, Кавказа, Ближнего Востока.
Естественно, каждое поколение музыкантов по-своему формулирует свои представления о мелодии, гармонии и ритме. Поэтому напечатанные здесь мелодии-примеры, по авторскому замыслу, более соответствуют современному ощущению, хотя без упоминания о традициях, отражающих различные джазовые стили, нам не обойтись.
Итак, искусство импровизации требует хороших знаний гармонии, а джазовая
гармония, как мы уже говорили, базируется на 1слаееической основе. И так
как любая из двенадцати гамм предстаа1яет собой идентичную гармоническую
систему, то для удобства решения учебных задач но джазовой импровизации мы выбрали лишь гаммы до мажор и до минор.

Глава II. Аккорды
Глава III. Ритмические построения
Глава IV. Хроматизм (неаккордовые звуки).
Глава V. Синкопы и акценты
Глава VI. Блюз
Глава VII. Свинг
Глава VIII. Стандартные положения в джазе

Приложение

Источник

Книжная полка: учебники и джазовые пособия

Находясь в стадии обучения, будущему музыканту необходима дополнительная помощь в виде правильной учебной литературы. Книги и методические пособия, полезные начинающим и профессиональным исполнителям

Музыка – особый вид искусства. Для некоторых она становится делом всей жизни. Независимо от того, какую стезю выберет человек, важно начать познавать мастерство исполнения с правильной литературы. Незаменимыми окажутся для начинающих музыкантов полезные учебники и джазовые пособия.

Ариадна Карягина – «Джазовый вокал. Практическое пособие для начинающих»

Талантливая певица, педагог, автор методики постановки, развития и коррекции голоса Ариадна Карягина выпустила в 2011 году новую книгу для начинающих певцов. Разработанная ею методика «Возвращение к голосу» помогла восстановить и улучшить голосовой аппарат многим вокалистам. Автор книги проживает в Петербурге, является художественным руководителем «Клуба профессиональной поддержки начинающих певцов» и школы современного вокального искусства «Вокализ».

Книга незаменима для тех, кто мечтает освоить джазовую стилистику и профессиональное вокальное исполнение. «Джазовый вокал. Практическое пособие для начинающих» состоит из 3-х частей, в которых постепенно рассказывается о главных вокальных навыках и понятиях. После изучения джазового пособия читатель сможет освоить многие технические приемы, углубиться в необходимые теоретические знания и применить их для самостоятельного обучения. Благодаря CD-диску, который прилагается к книге, вокалистам будет проще проводить ежедневные голосовые тренировки.

Адам Терацуян – «Джазовая импровизация. Курс для начинающих»

Многие современные учебные пособия по джазу для музыкантов содержат важную информацию о технических приемах в освоении инструмента. Сам по себе джаз немыслим без импровизации, такой навык необходимо постоянно развивать и совершенствовать. Именно этому посвящена книга контрабасиста и педагога Адама Терацуяна. Автор является одним из самых известных музыкантов и джазовых деятелей России, доцентом на кафедре эстрадно-джазовой музыки Ростовской государственной консерватории имени Рахманинова.

Изданная им книга «Джазовая импровизация. Курс для начинающих» в 2016 году содержит множество полезных методик для освоения импровизации. Главное достоинство этого учебного пособия в том, что оно универсально и ориентировано для всех инструменталистов и даже вокалистов. Автор уделил повышенное внимание главнейшим составляющим джазовой импровизации, а именно ритму, форме, гармонии и мелодии. Несмотря на то, что в названии книги упомянуто слово «начинающие», издание все же рассчитано на тех, кто уже в достаточной степени освоил некоторые теоретические знания. Также для учащихся музыкальных вузов, колледжей и музыкантов, которые только пробуют учиться импровизации.

Юрий Чугунов – «Гармония в джазе: учебное пособие для фортепиано»

Известный московский джазовый композитор и педагог Юрий Николаевич Чугунов – человек с большим опытом выступлений и весомым «багажом» знаний. Музыкант выступал со знаменитыми российскими джазменами, был аранжировщиком и руководителем многих крупных отечественных оркестров. Он написал несколько книг о музыке: «Куда глаза глядят», «Музыка и все остальное», «Музыкальные пути», «Семь кругов джаза».

Еще в советское время, когда джазовые пособия отсутствовали, Чугунов стал первым автором книги «Гармония в джазе: учебное пособие для фортепиано». Она была выпущена в 1978 году, после чего переиздавалась «Советским композитором» в 1988. Труд посвящен важному аспекту в профессиональном исполнительстве – гармоническому языку. Большую часть книги Юрий посвятил подробному обсуждению теоретических знаний и практических применений. Кроме того, пособие содержит полезную информацию и о гармонической структуре блюза, которую Чугунов рассмотрел особенно подробно.

Владимир Иванов – «Основы индивидуальной техники саксофониста»

Российский дирижер, педагог, кларнетист и саксофонист Владимир Иванов окончил Московскую консерваторию, где обучался игре на кларнете и саксофоне, инструментовке и сочинению. В 1988 году автор успешно защитил диссертацию на тему «Основные проблемы теории и практики игры на саксофоне». Повышенный педагогический интерес и успехи в этой области принесли ему возможность публикаций за рубежом.

Его учебное пособие очень поможет начинающим саксофонистам, которые почерпнут в нем необходимые теоретические знания и практические наставления. В книге можно найти полезные методики, которые описаны простым и в то же время профессиональным языком на основе личного исполнительского опыта автора. Поможет развить собственное ощущение мелодичности, узнать о специфике академического исполнения и повысить собственные инструментальные достижения.

Валерий Белинов – «Школа блюза для фортепиано. Гармония блюза»

Валерий Белинов – профессиональный гитарист, певец, композитор и педагог родом из Риги. Музыкант быстро прославился и получил заслуженное признание в Латвии, России и Америке, в которой жил более 10 лет. Валерий долгое время занимался творческой деятельностью в Санкт-Петербурге. Более того, он поспособствовал открытию первого блюзового клуба в Северной столице – Jimi Hendrix в 90-х годах. Валерий сотрудничал с известными зарубежными и российскими музыкантами.

В 2015 году вышло его учебно-методическое пособие «Школа блюза для фортепиано. Гармония блюза», в которое вошел многолетний опыт игры и исследования музыки. Валерий разработал собственный метод, основываясь на глубоком изучении психологии усвоения материалов и творческого процесса. Еще один плюс этого издания в прилагаемом к нему DVD-диске с авторскими упражнениями в дополнение к основной информации. Книга подойдет для музыкантов любого уровня подготовки, так как обучающий материал подается от самых простых до усложненных примеров.

Источник

Методические рекомендации «Работа над джазовыми пьесами в классе фортепиано»
учебно-методический материал

Целью методического сообщения является приобщение учащихся к джазовому направлению, что в целом дает возможность расширить репертуарные границы учебных планов.

Скачать:

Вложение Размер
rabota_nad_dzhazov.pesami.docx 26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

г. Нижневартовска “Детская школа искусств №1”

“ Работа над джазовыми пьесами в классе фортепиано”

Выполнила: Колпакова Н.Н.

преподаватель высшей категории

по классу фортепиано

Целью сегодняшнего и последующих методических сообщений является приобщение учащихся к джазовому направлению, что в целом даст возможность расширить репертуарные границы учебного плана.

Задачи: — краткое знакомство с историей возникновения джазового направления;

  • представление некоторых особенностей направлений джазового стиля;
  • Показ методов и способов работы над джазовыми пьесами на конкретных примерах в классе фортепиано.

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания (чёрнокожие музыканты с легкостью перебирают пальцами по струнам банджо, отбивают чечетку на тамбурине и кастаньетах, и при этом одновременно выделывают невероятные па ногами). На этой основе в конце ХПХ века сложился еще один музыкальный жанр регтайм. Впоследствии ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу.

Особенность стиля джаз — неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза-джазмена. Залог вечной молодости джаза — это импровизация. После появления гениального исполнителя, который всю свою жизнь прожил в ритме джаза и до сих пор остается легендой — Луи Армстронга, искусство исполнения джаза увидело новые для себя необычные горизонты: вокальное или инструментальное исполнение-соло становится центром всего выступления, меняя полностью представления о джазе. Джаз — это не только определенный вид музыкального исполнения, но и неповторимая жизнерадостная эпоха.

Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце ХХ века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению

1 множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры, и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили начиная с ХУШ века и в ХХ веке привели к возникновению джаза в общепринятом понимании.

Классический блюз. Период расцвета относиться к 1925 — 1935 годам. К этому времени окончательно определились важнейшие характерные особенности блюза как самостоятельного художественного явления: классическая 12-тактовая блюзовая форма, самобытный тип мелодики, система жанровых разновидностей (вокальный, вокально-инструментальный и инструментальный блюз; лирический и драматический, хот и свинг-блюз). Большое влияние классический блюз оказал на формирование ведущих стилей и направлений традиционного джаза, например таких, как новоорлеанский стиль, баррел-хаус, буги-вуги и другие.

Прежде, чем перейти к пьесам, которые я хочу сегодня показать, скажу несколько слов о композиторах.

Олег Хромушин, советский композитор, родился в 1927 году в Ростовской области. Участник ВОВ. Главная черта музыки Хромушина -— контактность, общительность, любое из его произведений адресовано самым широким кругам слушателей. Это относится к сочинениям, написанным по всем законам классической музыки. В творчестве Хромушина джаз и «серьёзная» музыка переплелись теснейшим образом. Профессиональное владение академическими жанрами он умело сочетает с превосходным знанием джаза и современной эстрады. Благодаря возникшему в начале 1970 годов Большому детскому хору Гостелерадио СССР под управлением В. Попова, Хромушин обратился к области музыки для детей. В исполнении этого коллектива музыка Хромушина зазвучала по всему союзу и во многих странах мира.

Очень важно, что песни Хромушина рассчитаны на реальные возможности детских хоров. Его песни часто включают в концертный репертуар детские хоровые коллективы. Песни Хромушина для детей звучат свежо и современно, легко запоминаются. В последние годы Хромушин ведёт большую педагогическую работу по расширению репертуара ДМШ за счёт классического и современного джаза.

Хочу представить вашему вниманию пьесу О. Хромушина «Лунная дорожка». Пьеса написана в одночастной форме, состоит из 6 фраз, в тональности Es-dur.

Мелодия расположена в партии правой руки. Одной из сложностей является большая протяжённость фраз (по 4 такта в двух первых мотивах). Для работы над ровностью исполнения мелодической линии можно сделать образные сравнения с игрой на скрипке (длинное ведение смычком по струнам). Хорошо помогает подтекстовка. Отдельно проучивать мелодию, интонируя её. Следить за тем, чтобы короткий звук звучал после длинного звука аккуратнее и мягче.

Ритмическая особенность любой джазовой музыки — синкопы. Необходимо отметить их, просчитать. С 3-ей фразы происходит уплотнение фактуры за счёт появления подголосков в партии правой руки, постепенно приводя к кульминации пьесы. Обратить внимание на полутоновые интонации, характерные для блюзовой музыки. Левая (нижний голос) включает в себя элементы скрытой полифонии. Одна из сложных задач при игре нижнего голоса — слышать и исполнять скрытое двухголосое.

Нижний голос можно поучить несколькими способами:

  • собрать мелодию в аккорды — это даст ребёнку возможность иметь представление о звучащей гармонии и выучить точную аппликатуру;
  • затем учить фактуру так, как она написана;
  • также здесь важна работа с педалью;
  • для освоения приёма запаздывающей педали можно поучить её под счёт без игры, затем добавить игру;
  • так как в партии нижнего голоса находиться гармония, необходимо следить за активизацией слухового контроля учащихся;
  • при соединении двух партий важно, чтобы ребёнок координационно справился с исполнением всей фактуры с использованием педали;
  • сохранить звуковой баланс между руками;
  • исполнить произведение музыкально, добиться максимальной кантилены.

Ещё один стиль джаза — буги-вуги.

Буги-вуги своеобразная форма исполнения фортепианного блюза, образовавшаяся как имитация гитарного аккомпанемента блюза. В отличие от рэгтайма буги-вуги — импровизыционная форма, для которой типичны остинатные басовые фигуры в нижнем регистре, обычно в ритме восьмых в свинге. Линия баса меняется в зависимости от гармонических функций, ей противопостовляется контрастная оживлённая мелодия в верхнем регистре в виде непрерывных ритмически острых вариаций на определённую тему 12- тактового блюза.

Хочу представить детскую пьесу буги-вуги композитора Джона Мартина, нашего современника, родившегося в 1948 году, умер в 2009 году. Он был известным британским композитором и музыкантом. Первые композиции, написанные Мартином, можно охарактеризовать как интересное смешение таких стилей как фолк и блюз. Джон Мартин является 3 родоночальником нового музыкального течения, основанного на этих двух стилях. Порой композиции были настоль гениальны, что критики терялись в своих высказываниях, не зная как подойти к этому вопросу. Джон Мартин записал своё имя в историю мировой музыки заглавными буквами, навсегда оставаясь любимым композитором миллионов людей.

Пьеса построена на диалоге правой и левой рук. Функционально гармония проста, но много встречных знаков, которые используются для того, чтобы передать стилистические особенности буги. В исполнении данного произведения очень важна самостоятельность пальцев. Можно поиграть упражнения на 4-5 пальцы. При изучении данной пьесы я заметила, что ребёнок не слушает целую ноту, переключая внимание на партию нижнего голоса. Для того, чтобы ученик проинтонировал, дослушал длинные ноты, можно поучить в ансамбле с педагогом. Ребёнок будет сосредоточен на своей задаче, а педагог исполняет свою мелодию на порядок тише, тогда у ребёнка возникнет правильное звуковое представление. Пьеса изложена ровными восьмыми длительностями. После того, как она выучена, можно исполнять её пунктирным ритмом, для большего показа джазового стиля.

Отзыв на цикл методических чтений,

посвящённых изучению джазовых пьес

Ежегодно на хоровом отделении школы преподавателями по классу фортепиано проводятся педагогические чтения с рекомендациями по работе над джазовыми пьесами в классе фортепиано.

Целью методических сообщений является приобщение учащихся к джазовому направлению, что в целом дает возможность расширить репертуарные границы учебных планов.

  1. краткое знакомство с историей возникновения джазового направления;
  2. представление некоторых особенностей направлений джазового стиля;
  3. показ методов и способов работы над джазовыми пьесами на конкретных примерах в классе фортепиано.

Существенным и важным в обучении юных музыкантов является выбор репертуара. Он должен соответствовать интеллектуальным запросам ученика и находить эмоциональный отклик в его душе. Он должен отвечать принципам целесообразности и доступности. Преподаватели хорового отделения на протяжении многих лет проводят активную работу в этом направлении. Фортепианная музыка в стиле джаза дает возможность погружения начинающего музыканта в обширную область современного искусства. Итогом методической работы отделения станет концерт — презентация «Джазовые акварели», в котором примут участие и юные художники школы.

Детям нравятся пьесы разных джазовых направлений, и включать в репертуар подобные пьесы полезно и необходимо.

Для более глубокого изучения необходимо обращаться к различным учебным пособиям, созданным специально для школьного репертуара.

Хочется выразить благодарность преподавателям хорового отделения за создания благоприятных условий для творческого развития учащихся и успешной самореализации на концертной эстраде.

Заместитель директора по научно-методической работе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выделяя импровизацию в отдельный вид занятий, можно предложить ряд упражнений и рекомендаций, способствующих развитию импровизационных наклонностей в сфере эстрадной и джазовой музыке, что разнообрази.

В разработке описан и систематизирован опыт лучших педагогов -пианистов. Материал представлен по принципу : от простого к сложному.

Данная разработка помогает педагогу понятно объяснить учащемуся, как осваивать музыкальное произведение в классе фортепиано.

В методическом сообщении коротко освящаются вопросы технического развития учеников в фортепианном классе. Это и вопрос контакта с клавиатурой, развития физической возможности пальцев, вопросы ра.

Цель: ввести в педагогический репертуар обучающихся современный музыкальный материал на основе джазовой музыки.Задачи: — научить обучающихся понимать и г.

Содержание урока зависит от многих факторов. Здесь имеет значение возраст ребёнка, степень его подготовленности, его личные качества — талантлив он или малоспособен, старателен или ленив, а так же от .

Ритм — означает течение во времени или мерное течение. В музыке это очень важное и яркое выразительное средство, которое определяет жанр, характер, национальный колорит музыкальных произведений.

Источник

Оцените статью