Постановка правой руки для бас гитары

Правая рука на гитаре. Советы по правильному расположению правой руки с фотографиями

Правая рука на гитаре. Общая информация

Правая рука на гитаре важна для тех музыкантов, которые стремятся повысить свой уровень и начать играть более технически сложные произведения. Также верная постановка заметно облегчает исполнение и помогает подружиться с инструментом. Дискомфорт при игре не только замедляет разучивание и даже исключает многие возможности, но и даже отталкивает от занятий и превращает их в неприятную повинность. Поэтому каждый любитель гитары должен знать, как грамотно взаимодействовать со своим любимым инструментом.

Почему важна правильная постановка правой руки

От верной постановки зависят многие факторы. Если человек занимается гитарой на начальном профессиональном или на любительском профессиональном уровне, то неверная позиция может замедлить прогресс или вовсе остановить его в определённой точке. В классической гитаре от этого зависит звукоизвлечение, а также техника правой руки на гитаре, например, тремоло в быстрых темпах. В игре на электрогитаре также важны руки. Это не только сама кисть, но и предплечье, плечо и задняя часть спины. Не поставив руку, можно не только ограничить себя в исполнительских моментах, но и нанести неприятные микротравмы и даже заболевания суставного аппарата.

Читайте также:  Ноты для фортепиано buhs

Общие правила постановки

Расслабленность руки

Важно проследить за своими ощущениями. Прежде чем пробовать на практике, нужно прочувствовать руку без гитары. Лучше всего заниматься на стуле со спинкой или диване, чтобы можно было опереться спиной. Сначала расслабьте руку и опустите её вдоль туловища «как плеть». Мышцы не напряжены, поза максимально естественная. Постарайтесь запомнить эти ощущения. Это пригодится и для левой руки на гитаре . Особенно обратите внимание на плечевой сустав – плечо на выпирает вверх, не «закидывается» назад и не уходит в сторону. Кисть висит «по линии» с остальной рукой и никуда не выгнута. Большой палец также «в линии». Пальцы чуть согнуты, согните их чуть больше, как бы сжимая в кулак. Вместе с большим пальцем они образуют своеобразный замок.

Теперь рассмотрим, как держать руку. Положите предплечье на деку и сделайте несколько маховых движений кистью по струнам (ничего не играя). Нужно, чтобы плечо не напрягалось и не «бегало» во время игры. Это очень важный момент, не соблюдая который будет уставать не только рука, но и спина.

Тоже самое произведите и с локтем. Его движения должны быть сведены к минимуму. Частая проблема гитаристов – игра от локтя. Это в корне неверно, так как добавляет массу ненужных движений. Кроме того, при этом локоть устаёт и даже может начать «ломить» и болеть. Следите, чтобы двигалась кисть и предплечье, старайтесь расслабить плечо и не совершать неестественных движений.

Положение пальцев

Для начала правая рука на гитаре опирается на большой палец. Он как бы «перехватывает тяжесть» предплечья. Обычно опираем на 6 или 5 струну. Этот навык пригодится и при исполнении произведений с элементами тирандо и апояндо. Далее располагаем пальцы каждый согласно своей струны.

I (указательный) – 3;

A (безымянный) – 1.

Пять правил постановки

  1. Пальцы образуют полукруг, как будто вы хотите взять небольшое яблоко. Это естественное положение, которое пригодится не только в классике, но и когда нужно сыграть бой на гитаре . Это необходимо для обеспечения свободы движения пальцев, т.к. у неопытных новичков они немного поджаты.
  2. Если смотреть со стороны слушателя (зрителя), то запястье никуда не выгибается – оно прямое и продолжает линию руки. Не следует выгибать его как вниз, так и вверх. Рассмотрим с позиции самого гитариста. Если взглянуть сверху, то кисть либо параллельна, либо чуть выгнута ОТ гитары. Ошибочно, если запястье прижимается к деке (или стремится опереться на неё).
  3. Ладонь должна быть параллельна гитарной деке. Для проверки можно вытянуть пальцы, не меняя при этом положения ладони. Если она под углом, то это будет сразу видно.
  4. Большой палец находится чуть ближе к грифу, нежели указательный. «I» не должен «опережать» «P», а наоборот примерно на 1-2 см. правее.
  5. Из предыдущего правила выходит то, что средний, указательный и безымянный находятся почти под прямым углом по отношению к струнам.

Правая рука на акустической гитаре

Игра боем без медиатора

Игра боем не предполагает какого-то строгого положения. Кисть свободна, а пальцы сжимаются и разжимаются согласно самому произведению. Главное, чтобы они были свободны и не «врезались» в струны. Поэтому держите их примерно на 2-4 см. от самих струн.

Положение с медиатором

На акустике положение достаточно свободное, главное, чтобы руке было удобно. Медиатор можно держать как перпендикулярно деке, так и чуть под углом. Можно, чтобы рука находилась «в воздухе», а также опиралась на подставку. Зависит от того, какие ритмические рисунки вы играете.

При игре перебором

Здесь используется первоначальное положение, когда большой опирается на басовые струны, а остальные пальцы сосредоточены на 1-4. Тот же приём используется, если вы играете щипком .

Правая рука на электрогитаре

Игра с опорой на бридж

Единого совета как играть правой рукой на гитаре нет. Но многие опытные музыканты советуют опирать ладонь ребром на бридж. Это способствует глушению струн и помогает избежать ненужной грязи при извлечении. При этом не нужно давить, а ладонь достаточно расслаблена.

Положение медиатора

Медиатор следует взять большим и указательным пальцами. Сомкните первую фалангу «i» и «p» так, будто вы хотите взять небольшой тонкий предмет вроде иголки. Получится, что большой как бы лежит на «ребре» указательного. Теперь между подушечками можно брать медиатор. Он выступает примерно на 1-1,5 см.

Постановка на бас-гитаре

Этот метод не подразумевает использование медиатора. Три пальца должны опираться на струны (чаще всего это i, m, a). Большой играет 4-ую. Получается более мягкий звук, а также обеспечивается свобода извлечения. Но подходит не для всех жанров. Для того, чтобы добиться динамически ровного и ритмически чёткого звучания, следует использовать упражнения для правой руки на гитаре.

Заключение

Это основные моменты. Во время разучивания произведений всегда могут возникать дополнительные вопросы, так как существуют сотни нюансов в зависимости от сложности и техничности исполняемой песни.

Источник

Техника игры на бас гитаре

Известно, что бас гитара пришла на смену контрабасу. Предполагалось, что техника игры останется схожей. Но бас гитара, самый молодой из струнных инструментов, стала стремительно развиваться и продолжает свое развитие. Растет мастерство исполнителей, рождаются все новые стили, жанры и направления музыки, требующие другого подхода к построению композиций, и изменения роли инструмента в группе.

Если Вы решили играть на бас гитаре, и находитесь в самом начале пути, то несколько советов и практических упражнений должны помочь в освоении инструмента.

Расположение нот на грифе бас гитары. Скучно, но необходимо выучить. Вы должны легко находить любую ноту минимум в трех местах грифа, это одна из основ импровизации. Большая часть теории по акустической гитаре нам подходит. На бас гитаре все даже проще: бас имеет симметричный квартовый строй, ноты открытых струн отстоят друг от друга на четыре ступени. Поэтому, все закономерности расположения нот более наглядны и очевидны.

Положение и постановка рук, при игре сидя, тоже мало отличаются от гитарных.

При игре стоя, бас может быть подвешен высоко, на уровне груди. Так принято в джазе, фанке, блюзе, диско. Удобней играть слепом, приемом большой палец вверх. А также при сольной игре выше 12 го лада.

Бас расположен на уровне пояса — встречается наиболее часто, удобно для медиаторной игры.

Низко подвешенный бас. Подходит для слепа, приемом большой палец вниз. В большей степени имиджевый способ, яркий пример –Фли из RHCP.

Техника правой руки.

При игре пальцами применяются:

  • Способ без опоры. Предплечье лежит на деке, пальцы согнуты в суставах, перпендикулярны струнам. Этот способ наиболее трудный ,но дает большую свободу. Позволяет изменять тембр, играя на разном расстоянии от бриджа. Позволяет использовать большой палец (существуют особые техники большого пальца).
  • Способ с опорой большим пальцем на верхнюю струну.
  • Способ с опорой на звукосниматель. Самый простой. По началу возможны неудобства быстро нырнуть через одну или две струны.

Пальцы VS медиатор.

Вечная война кланов. Бесполезный спор, кто истинный басист, во многом основанный на мифах.

Миф первый: Медиатором играть проще. На самом деле, требуется немало времени, чтобы освоить безупречный штрих (направление удара), и получить настоящий медиаторный звук. Нужно добиться одинаковой силы атаки при разном направлении удара и на разных струнах.

Требуются упорные тренировки, чтобы развить так впечатляющую Вас огромную скорость. Техники используются для решения абсолютно разных задач. Хотя я знаю исключения. Медиатор подразумевает использование некоторых гитарных приемов в игре. Ими не помешает владеть.

Миф второй: Басисты, играющие пальцами, пришли с контрабаса, а использующие медиатор, гитаристы-неудачники.

Бывает. Но, во-первых, Вы много назовете современных басистов, особенно в рок музыке, которые держали в руках контрабас? Во-вторых, много тех, кто изначально и сознательно выбрали бас, минуя гитару. Она им просто не нравится. А есть еще медиаторные басисты, в свободное время играющие на акустике. Пальцевыми техниками, типа фингерстайл.

Миф третий: Необходимо одинаково хорошо владеть обеими техниками. Да, это статусно, и в теории верно, но на практике, почти никто не применяет обе техники одинаково часто, используя что-то одно. Более того, есть басисты, например Alex Webster, Steve Harris, Lemmy или наш Виталий Дубинин, которые признаются, что играть по другому просто не умеют.

Техника левой руки и позиции.

Поставьте пальцы на четвертую струну. Каждому ладу соответствует свой палец (аппликатура). Вы можете сыграть последовательно четыре ноты подряд четырьмя пальцами, на четырех ладах, на каждой струне. Это называется позиция. Чтобы сыграть другие 16 нот (или 20,или 24) необходимо сместить кисть вдоль грифа. Это смена позиции.

Игра в позициях — один из основных принципов игры на бас гитаре. Бас так устроен, чтобы было удобно исполнять много вариантов партий, в любом стиле, с минимальным количеством перемещений вдоль грифа. Выбор позиции зависит от тональности исполняемого произведения.

Виталий Мякотин © 2014 г.

Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:

Источник

Техника игры на бас гитаре постановка рук и основные приемы

КАК ИГРАТЬ НА БАС ГИТАРЕ?

Прежде чем перейти к вопросу о способах игры на бас гитаре, давайте разберемся, как правильно держать инструмент. Можно выделить три основных положения: на уровне груди, на уровне талии, около колен.

Высокую постановку баса (между талией и грудью) используют в основном джазовые музыканты, слэп басисты, и обладатели шестиструнных бас гитар. Это расположение обеспечивает руке хороший рычаг, что облегчает игру и позволяет усилить удар при слэпе (верхняя позиция большого пальца).

При средней постановке (в районе талии) использовать слэп становится труднее, но зато играть медиатором заметно удобнее. Такой способ широко используют современные рок музыканты.

Низкое расположение (на уровне колен) со стороны смотрится очень стильно, да и играть слэпом удобно (низкая позиция большого пальца), но вот об использовании тэппинга можно забыть.

Итак, надеюсь, вы выбрали наиболее удобное расположение гитары. Теперь поговорим о постановке рук и о различных техниках извлечения звуков.

ПРАВАЯ РУКА

В распоряжении бас гитариста находится множество различных способов извлечения звуков. Вы можете играть пальцами или медиатором, использовать слэп или тэппинг. Вопрос о том, какой способ извлечения звука лучше не совсем корректен. Все они различны и имеют уникальный звук. Выбор того или иного способа должен определятся стилем песни, которую вы играете. Некоторые считают, что скорость зависит способа извлечения (пальцы, медиатор, слэп тэппинг). Это не так. Любым из вышеперечисленных способов можно играть с высокой скоростью.

Для игры пальцами (имеется ввиду извлечение звука подушечками пальцев) характерен мягкий теплый звук. Этот стиль широко распространен в роке, блюзе и джазе. Убедитесь, что ваши ногти коротко острижены, в противном случае вы непременно будете задевать струны. В результате будет создаваться щелчок, борьба с которым может стать серьезной проблемой.

Игра медиатором позволяет получить свежий яркий звук. Многие металлические басисты играют медиатором.

Слэп используется в основном в фанке, хотя в последнее время его можно встретить и в музыке других жанров. Для слэпа характерен четкий резкий ритм. Если вам важно акцентировать ритмический рисунок песни, нет способа лучше, чем слэп.

Тэппинг относительно новый стиль. Настоящими мастерами этой техники являются Stu Hamm и Jeff Berlin, если вы хотите освоить ее, достаньте их видеошколы. Чтобы играть тэппингом, просто необходима хорошая бас гитара с низким расположением струн и качественный усилитель.

ИГРА ПАЛЬЦАМИ

Существует три основных способа постановки руки при игре пальцами. Можно играть без упора, то есть ваша рука парит над струнами, касаясь их только кончиками пальцев. Это достаточно сложно, но никакой другой способ не даст вам столько свободы.

Можно опираться ребром ладони на деку, струны или бридж. Этот способ затрудняет использования глушения струн ребром ладони (пиццикато).

И можно опираться большим пальцем на звукосниматель или бридж. Используется также техника игры с передвижной опорой — это когда вы в зависимости от струны, которую надо щипнуть, опираетесь большим пальцем то на звукосниматель, то на более толстую струну. Это приводит к потере скорости, ведь Вам надо постоянно менять положение большого пальца. Однако этот способ имеет свои преимущества. Он позволяет играть более чисто, поскольку струна, на которую Вы опираетесь, оказывается заглушенной и не может шуметь.

Играть можно всеми пальцами, но я не рекомендую вам пользоваться большим. Это приведет к потере скорости, а, кроме того, звук, получаемый при игре большим пальцем, заметно отличается от звука других пальцев. Использование большого пальца может быть оправдано только при игре медленных произведений.

Большинство людей играют указательным и средним пальцами (обозначаются цифрами 1 и 2 соответственно), некоторые играю тремя (безымянный — 3) или даже четырьмя (мизинец — 4). Игра тремя и четырьмя пальцами позволяет развивать высокую скорость, при этом вы будете меньше уставать. Увеличению скорости игры также способствует акцентирование щипков. Например, допустим, вы играете тремя пальцами (1-2-3 1-2-3 1-2. ). Если Вы будете выделять, к примеру, каждый первый удар, то сможете развить более высокую скорость, чем при ровной игре.

Следует строго следить за чередованием пальцев. Например, если вы играете двумя пальцами, то очевидно (1-2-1-2-1-2. ) При игре тремя — есть варианты (1-2-3-1-2-3-1-2-3. ) или (1-2-3-2-1-2-3-2-1. ). По началу строгое чередование может показаться неудобным и неоправданным. Но это не так. По мере практики, это войдет в привычку. Вы никогда не добьетесь такой же скорости и чистоты звука, играя рэйком (извлекая несколько звуков подряд, используя один палец. Поставьте палец на первую струну и потяните его вверх. Он сорвется с первой струны, движется дальше, загребает вторую, дальше — третью . Это и есть рэйк).

ИГРА МЕДИАТОРОМ

Медиаторы бывают разные. Они отличаются по размеру, толщине, жесткости и, конечно, цвету. Найдите себе удобный медиатор, который не выскальзывает из рук. Более тонкие и жесткие медиаторы звучат более ярко, с металлическим оттенком. Мягкие медиаторы ближе по звучанию к пальцам.

Игра медиатором придает песне особую окраску. Им легко играть четвертные, восьмые, шестнадцатые ноты. Кроме того, вы можете одновременно играть несколько струн.

При игре медиатором обычно упираются запястьем в деку.

Слэп заключается в резком ударе большим пальцем по струне. Струна должна удариться о гриф, создавая оригинальное звучание. В зависимости от расположения бас гитары при игре слэпом выделяют верхнюю и нижнюю позицию большого пальца.

ТЭППИНГ

Эта техника основана на использовании обеих рук для игры нот на грифе. Для извлечения ноты надо ударить пальцем по струне над соответствующим ладом. Этот стиль доведен до совершенства такими басистами, как Jeff Berlin и Stu Hamm. Используя эту технику, вы можете играть партии для фортепьяно на бас гитаре. Левой рукой играется бас, а правой — мелодия или ритм. Тэппинг также используется для игры быстрых соло партий.

ЛЕВАЯ РУКА

При игре на ладовом инструменте, для извлечения ноты Вы просто зажимаете струну между двух ладовых порожков. Сила, с которой вы фиксируете струну, должна быть достаточной, чтобы она не звенела, но не более того. Если слишком сильно прижать струну, получится более высокая нота. Используйте не кончики пальцев, а подушечки. Свободными пальцами глушите струны, которые не должны звучать. Если не делать этого, струны могут шуметь, в результате чего взятая вами нота будет казаться нечеткой и грязной. Глушение имеет очень большое значение при игре слэпом. Если у вас достаточно большая кисть или узкомензурная бас гитара, Вы можете использовать большой палец для глушения верхних струн.

При игре на безладовой бас гитаре зажимайте струны точно в том месте, где находятся лады на ладовом инструменте. Если Вы только осваиваете этот инструмент, Вам необходим хроматический тюнер. Играйте ноты и посматривайте на него, не взяли ли вы более высокую или низкую ноту. Со временем ваш слух улучшится, и вы сможете сами точно определять ноты. Надо всегда стремиться к точности, и если в гранже и некоторых других музыкальных стилях можно позволить себе небольшое разгильдяйство, то в джазе точность исполнения нот имеет огромное значение.

ДВИЖЕНИЕ ЛЕВОЙ РУКИ

Существует несколько принципов, придерживаясь которых, Вы можете почувствовать более свободно и легко при смене позиции левой руки. Идея очень проста. Делайте как можно меньше движений и оставайтесь в занятой позиции как можно дольше. Для смены позиций используйте слайды. Также имеет смысл сменить позицию во время звучания открытых струн.

ПРИЕМЫ ДЛЯ ЛЕВОЙ РУКИ

Slide (глиссандо) — Достаточно распространенный прием. Он выполняется скольжением пальца, прижимающим струну, вверх или вниз вдоль грифа.

Hammer-on (восходящее легато) — Прием извлечения звука левой рукой, который состоит в резком прижатие (ударом) пальцем левой струны на несколько ладов выше ноты, извлеченной правой рукой.

Pull-off (нисходящее легато) — Прием извлечения звука левой рукой резким снятием пальца со струны. Прием выполняется следующим образом. Сначала зажимается два лада на струне, потом правой рукой извлекается звук и через некоторое время следует резкое снятие пальца со струны (другой палец в это время продолжает прижимать струну). При снятии он должен двигаться немного поперек грифа, слегка подталкивая струну.

Вend — Прием повышения тона за счет движения прижатой струны поперек грифа.

Harmonic (флажолет) — Это прием извлечения звука со своеобразной тембровой окраской. Натуральные флажолеты можно получить над 5, 7, 12, 17, 19 ладовыми порожками. В этих местах струна делится пополам, на треть, на четверть. Для того чтобы получить флажолет, надо коснуться пальцем левой руки струны над каким-нибудь из упомянутых ладовых порожков. (Струна не должна прогибаться. Достаточно очень легкого касания.) Потом извлечь правой рукой звук и почти одновременно приподнять палец. Искусственными флажолетами называются флажолеты, полученные над другими ладами. Например, чтобы получить флажолет над 13 ладом, надо левой рукой зажать первый лад. (Теперь середина свободной струны находится над 13 ладом.) Указательным пальцем правой руки коснуться струны над 13-ым порожком и извлечь звук средним или безымянным пальцем, почти одновременно с этим снять указательный палец. При игре медиатором надо так его взять, чтобы свободным оказался лишь небольшой кончик. Извлекаете звук кончиком медиатора над 13 ладом и задеваете струну пальцем, держащим медиатор.

Источник

Оцените статью