- Конспект занятия «Начальный этап обучения игре на фортепиано. Постановка рук»
- Ход урока (занятия)
- Как подготовить ребенка к игре на фортепиано: 8 упражнений
- Зачем готовить руку к музыкальной школе?
- Комплекс упражнений для подготовки к игре на фортепиано для детей от 3 до 4 лет
- 3 упражнения для расслабления рук и плеч, выполняемых стоя
- Игра «Шалтай-болтай»
- Игра «То березка, то рябина»
- Игра «Пружинки»
- 5 упражнений для осанки, выполняемых сидя
- Игра «Ведерочки»
- Игра «Наклоны»
- 2 упражнения для разработки пальцев
- Игра «Поцелуйчики»
- Игра «Паровозик»
- Упражнение для постановки руки
- «Парашют»
Конспект занятия «Начальный этап обучения игре на фортепиано. Постановка рук»
ДинаТ
Конспект занятия «Начальный этап обучения игре на фортепиано. Постановка рук»
Тема: Постановка рук. Начальный этап обучения игре на фортепиано.
Открытый урок по музыкальному инструменту с ученицей фортепианного класса 1 года обучения ДШИ №19 с. Сасыколи
Цель: сформировать у ребенка правильные навыки игры на инструменте фортепиано.
Задачи:
• Научить ребенка освобождению мышц рук при помощи гимнастики и упражнений
• Отработка приемов игры non legato;
• Укрепление кончиков пальцев на основе упражнений;
• Развитие слухового контроля при игре на инструменте.
Прогнозируемый результат: ребенок научится владеть и управлять мышцами рук, освоит прием игры на инструменте non legato, научится с помощью слухового контроля оценивать извлекаемые звуки и игру в целом. Приобретет профессиональные навыки и знания.
Оборудование: диктофон для записи игры ученика и анализа исполнения, подставка для ног.
Список используемой литературы:
1. Б. Милич «Маленькому пианисту». Кiев. «Музична Украiна» 1984.
2. Л. Баренбойм «Путь к музицированию». Ленинград «Советский композитор». Ленинградское отделение. 1980 г.
3. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»; М. : «Классика XXI», 2013г.
4. А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М. : «Классика XXI», 2009г.
5. Николаев А. В. «Фортепианная игра». Учебное пособие для фортепиано. — Музыка, 2004г.
№ Этап урока Приемы и методы Время (мин.)
1. Орг. момент Словесный 2
2. Разминка Словесно-наглядный 8
3. Повторение пройденного материала
Словесный, наглядный 5
4. Работа над музыкальным материалом Словесный, наглядный, показа, “направляющий указаний”, “попутных поправок” 15
5. Игровой момент Игровой, словесный, наглядный, показа 10
6. Итог урока Словесный, наглядный 2
7. Домашнее задание Словесный 3
Ход урока (занятия)
Начальное обучение – процесс индивидуальный. Практически с каждым учеником приходится начинать по-разному. Все зависит от возраста, общего и музыкального развития ребенка, его восприимчивости и способностей. Прекрасно выразил свою мысль по этому поводу Г. Г. Нейгауз: «Я считаю, что надо начинать с главного – музыки. Ребенок без души может сыграть несколько нот, но научить его играть с самого начала выразительно, взять какую-нибудь народную мелодию, и, если она веселая, научить его играть весело, а если печальная – печально».
Задание первое: Попросить ребенка сделать несколько упражнений для освобождения рук и ощущения независимости каждого пальца, (А. Шмидт-Шкловская стр. 21-25).
Задание второе: Игра упражнений на инструменте.
Для организации игрового аппарата начинаем играть упражнение «Радуга» 3-м пальцем держа при этом свод руки, чувствуя купол и опору пальца в ладонь. При этом ученик должен контролировать качество каждого звука, следить за тем, чтобы он звучал полно, глубоко, но не «кричал» и не звучал грубо. Просить ученика использовать слуховой контроль, анализировать свою игру. К сожалению когда ученик заостряет свое внимание на качестве звука, контроль над свободой рук ослабевает, рука может зажиматься. Мы знаем, что расслабленность руки – одно из условий естественной игры на инструменте, но надо помнить, что свобода рук понятие относительное. Ведь никакого самого маленького движения возможен сделать без напряжения мышц. Всякое движение есть напряжение. Основой для исполнения как у начинающего ученика, так и зрелого музыканта, должно быть соответствие звукового образа с движением и ощущением рук.
Задание треть е: Исполнить Р. П. Н. «Во саду ли, в огороде» приемом non legato.
Охарактеризовать мелодию, исполнить ее в характере, используя динамические оттенки. Продолжать следить за свободным исполнением и правильным погружением в клавиатуру, при этом исполняя веселую мелодию. Поговорим о динамических оттенках. Для чего они нужны? Для того, чтобы музыка была разнообразной и интересной. Первую часть песенки предложить сыграть на f, вторую на p, при этом, не забывая, что в конце каждой фразы мы делаем диминуэндо, а в конце песенки крещендо. Динамические оттенки обогащают звучание, более полно отображают характер музыки. Записать игру ученика на диктофон, дать прослушать. Далее следует анализ исполняемого произведения. Ребенок сам может оценить свою игру и сказать, где не хватило f, а где p. Тем самым мы развиваем у него слуховой контроль, навыки самоанализа, образное мышление.
Задание четвертое: Предложить ученику упражнение на укрепление кончиков пальцев.
Для того, чтобы сформировать профессиональные навыки игры на инструменте мы всегда должны помнить о свободе рук и крепких, цепких кончиках пальцев. На любом этапе работы над произведением и на любом этапе обучения в целом. Для этого используем карандаш с резинкой на конце. Предлагаем ребенку зацепиться за кончик карандаша и повиснуть на нем. При этом ученик почувствует тяжелую, свободную руку целиком и цепкий кончик пальца. Очень важно, чтобы ребенок хорошо запомнил это ощущение.
Задание пятое: Подбор по слуху песенки «У кота» от любого звука.
Пропеть песенку вместе с учеником, разобрать движение мелодии и ее особенности. Ребенок поет и по слуху, определяет точность движения мелодии. Затем предложить сыграть эту же песенку от другого звука. Игра по слуху развивает музыкальную память и слух. При выполнении любого задания следует помнить о правильном звукоизвлечении, контролировать «погружение» свободной, тяжелой руки в инструмент. Обязательно извлекать только качественные, красивые звуки, подключать слуховой контроль. Ребенок должен уметь оценивать не только игру в целом, но и качество каждого отдельного звука.
Задание шестое: Знакомство с новым произведением
Домашняя работа:
Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть вторая) Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть вторая) Доброе время суток, уважаемые коллеги, дорогие.
Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть первая) Игра «Сафари» — игра-испытание для вожатых. Фотоотчет (часть первая) Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие друзья и гости моей странички.
Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Ш]» Цель:Коррекционно-образовательные: –уточнение артикуляции звука [ш]; — Автоматизация звука [ш] изолированно, в прямых слогах и словах.
«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.
Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской» Главная цель обучения игре в шахматы – заинтересовать и привить интерес к игре, вызвать желание играть в неё, ненавязчиво помочь детям самим.
Конспект занятия по обучению игре в баскетбол Конспект занятия по обучению игре в баскетбол в подготовительной группе. Задачи:1. Совершенствовать технику передачи, бросков мяча; 2. Развивать.
Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Тайна поля сражения» Занятие №2 Задачи: Учить детей писать латинские буквы по вертикали шахматной доски а — а, Ь — бэ, с — цэ, d — де, e — е, f — эф, g — жэ,.
Конспект занятия по рисованию в старшей группе о подвижной игре «Медведь и пчёлы» Задачи: Продолжать формировать у детей образные представления, воображение. Развивать умение создавать сюжетные композиции, определённые.
Конспект занятия по сюжетно-ролевой игре и драматизация сказки «Репка на мордовском языке» с детьми старшей группы Программное содержание: -формировать умение детей играть в игру-драматизацию; -учить брать на себя роль, действовать в соответствии с ролью.
Занятие по развитию речи по теме «Семья» для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения) Занятие по развитию речи для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения). Тема «Семья». Задачи: — Расширять представления.
Источник
Как подготовить ребенка к игре на фортепиано: 8 упражнений
Многие родители считают, что ребенка нужно непременно отдавать в музыкальную школу. В чем-то они правы: обучение игре на музыкальных инструментах способствует развитию речи, творческого мышления, коммуникативных навыков и, в целом, интеллекта.
Самый востребованный в музыкальных школах – класс фортепиано. Как подготовить детские пальчики к урокам игры на этом инструменте, рассказывает Я – Родитель. В подготовке материала использованы рекомендации и упражнения из книги «Учебное пособие и первая встреча с музыкой» Анны Артоболевской.
Зачем готовить руку к музыкальной школе?
Учителя музыки зачастую сталкиваются с проблемой «зажатости рук» у начинающих пианистов. Это мешает изучению произведений, на снятие зажимов уходит много времени, ученик нервничает, у него снижается мотивация. В этом случае некоторые бросают занятия, так и не начав играть на инструменте. Поэтому необходимо заранее подготовить руки.
Комплекс упражнений для подготовки к игре на фортепиано для детей от 3 до 4 лет
Детям до трехлетнего возраста готовиться к игре на пианино рано, для них есть специальные комплексы развивающих пальчиковых игр.
Детям же в возрасте от трех до четырех лет уже можно подбирать несложные упражнения. Так, если, например, пальцы двигаются легко, но «зажаты» плечи или локти – свободной игры на фортепиано не получится. Именно поэтому следует выполнять комплекс упражнений для шейно-плечевого пояса, локтей и кистей.
В этом возрасте ребенку будет намного интереснее выполнять упражнения, если у него будет «компания» в лице папы, мамы или старшего брата или сестры.
3 упражнения для расслабления рук и плеч, выполняемых стоя
Игра «Шалтай-болтай»
Эта игра помогает освободить плечевой пояс, локти и кисти.
Встаньте прямо с опущенными руками, слегка нагнувшись вперед, попросите ребенка повторить действие.
«Шалтай-болтай висел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне».
В такт словам покачивайте руками в одном направлении. Ребенок, наблюдая за вами, сделает то же самое. Постепенно наклон корпуса можно увеличивать.
Игра «То березка, то рябина»
Упражнение на расслабление корпуса и рук.
Встаньте и поднимите руки вверх, одновременно напевая песню «То березка, то рябина». Предложите ребенку представить, что его руки – это веточки дерева, которые плавно покачиваются из стороны в сторону. Покажите пример, и пусть ребенок повторит это действие под песню.
Игра «Пружинки»
Упражнение на разработку кистей рук.
Упражнение делается стоя у стены. Ученик упирается в стенку всеми пальчиками, потом отталкивается от нее, возвращается обратно. Важно обращать внимание на то, чтобы пальчики не были прямыми и жесткими, а мягко пружинили.
5 упражнений для осанки, выполняемых сидя
Правильная посадка за инструментом – это один из ключевых навыков для начинающих пианистов. Как правило, малышу тяжело сидеть правильно и одновременно расслабляться. Для этого требуются дополнительные упражнения.
Игра «Ведерочки»
Упражнение убирает зажимы в грудном отделе.
Посадите ребенка за инструмент. Попросите его наклоняться то влево, то вправо, как будто он поднимает ведра с водой то с одной, то с другой стороны. Следите, чтобы спина оставалась ровной. Если ваш пианист ссутулился, аккуратно, поддерживая его в районе поясницы, исправьте его, но не трогайте область лопаток, чтобы ребенок не зажимал эти мышцы.
Игра «Наклоны»
Наклоны позволяют вашему ребенку подготовиться непосредственно к игре на инструменте.
Попросите ребенка сесть за инструмент или за стол. Пусть он с ровной спиной наклоняется к нему, а потом отклоняется обратно. Руки опущены вниз, ступни плотно стоят на полу. Желательно поддерживать ребенка в районе поясницы.
2 упражнения для разработки пальцев
Детские педагоги по фортепиано уделяют много внимания «кончикам пальцев»: это позволяет музыкантам «не мазать» по клавишам, а с первого раза попадать в нужные ноты при игре произведений с быстрым темпом, а также регулировать силу нажима клавиш, выполняя так называемые «оттенки».
Игра «Поцелуйчики»
Покажите малышу как делать упражнение: cложите вместе основания ладоней, кончики пальцев соедините, чтобы между ладонями получилось пространство в виде перевернутой капли. Держите пальцы несколько скругленными. Разнимите мизинцы, соедините их обратно. Затем разъедините и соедините безымянные пальцы – и так все пальцы по порядку. Попросите его повторить упражнение за вами.
Полезно сразу выучить принятую для игры на фортепиано нумерацию пальцев от первого (большого пальца) до пятого (мизинца), и давать ребенку задание с номерами пальцев, а не с их названиями.
Игра «Паровозик»
Это совместная игра родителя и ребенка. Родитель держит руки ладонями вниз, ребенок – ладонями вверх. Пальцы согнуты таким образом, чтобы можно было зацепиться друг за друга первыми фалангами. Важно сохранять контакт самыми кончиками пальцев.
Вы слегка тянете руки ребенка на себя, потом тянет он. После нескольких движений положение рук родителя и ребенка следует поменять местами.
Упражнение для постановки руки
Конечно, «ставить руку на клавиши» будет преподаватель музыки, но для подготовки можно взять классическое упражнение «парашют».
«Парашют»
Обычно юные музыканты делают его на крышке закрытого инструмента, но можно использовать и письменный стол.
В руку берется небольшой мячик или пластиковый шарик. Он должен помещаться в ладошке ребенка так, чтобы кончики пальцев доставали до поверхности стола.
Следует зажать мяч в ладони и плавно опустить кисть на стол. Поверхности стола касаются только кончики пальцев. Поднимать кисть следует нежно и аккуратно, как будто взлетает воздушный шарик. Затем снова плавно опустить кончики пальцев на стол. Когда ребенок освоит округлое положение кисти, можно выполнять это упражнение без мячика в ладони.
Любые упражнения с детьми важно проводить в игровой форме, а когда речь идет о будущих музыкантах, еще и в сопровождении детской ритмичной музыки. Это сделает занятия увлекательными, а заодно познакомит с музыкальными произведениями.
Источник