Постановки руки для акустической гитары

Постановка правой руки.

Правая рука гитариста — основа техники. Поэтому постановка правой руки и отработка звукоизвлечения должны стать задачей номер 1 на начальном этапе.

Если уделить недостаточно внимания этому этапу, или вообще его пропустить, это негативно скажется на протяжении всего обучения и существенно ограничит ваши технические возможности.

Правая рука — это фундамент, на котором строится техника гитариста. Неверно заученное положение руки и звукоизвлечение потом очень сложно исправить. Нужно будет учиться заново, с нуля, и это будет гораздо сложнее, чем сразу научиться правильно. Переучиваться всегда сложнее, старая привычка будет мешать.

Обозначение пальцев правой руки:

p — большой палец
i — указательный палец
m — средний палец
a — безымянный палец

Мизинец при игре классической техникой не используется.

Общее представление о постановке

Положение правой руки при игре максимально приближено к анатомически естественному. Чтобы получить представление о том, как должна выглядеть правая рука сделайте следующее:

  1. Опустите правую руку вниз в расслабленном состоянии как на фото слева. Рука приняла естественное положение, без изгибов в запястье.
  2. Пальцы ima согните таким образом, чтобы между ними и большим пальцем образовался крест, как на фото справа.
Читайте также:  25 17 жду чуда гитара

Вот и все. Это самое общее представление о постановке правой руки. В реальной ситуации будут небольшие расхождения с этим положением, крест может быть не таким идеальным, пальцы ima могут быть чуть ближе к концу большого пальца, но общая картина будет такой. Запястье без изгибов в двух плоскостях (спереди и сверху), большой палец впереди, а пальцы ima его пересекают.

Теперь рассмотрим более подробно.

Поднесите руку к струнам, сохраняя положение кисти и пальцев из первого примера.

Поставьте палец p на шестую струну.
i — на третью,
m — на вторую,
a — на первую, как показано на фото ниже.

На большом пальце вы должны ощутить вес руки. Вся рука опирается на большой палец, это точка опоры.

Данное расположение пальцев не означает, что каждый палец всегда играет по своей струне. При игре любой палец может сыграть любую струну. Но данная позиция наиболее удобна для иллюстрации и освоения принципов правильной постановки.

Принципов постановки всего 5.

5 правил постановки правой руки:

  1. Запястье прямое при взгляде спереди и чуть выпуклое сверху.
  2. Ладонь в одной плоскости со струнами.
  3. Палец p чуть впереди пальца i.
  4. Пальцы ima к струнам под углом 90°
  5. Внутренняя часть ладони шарообразная (мячик в руке).

Иллюстрации к правилам:

Комментарии к правилам:

1. Запястье прямое при взгляде спереди и чуть выпуклое сверху.

В этом пункте совмещены два параметра, касающихся запястья, так как оно может изгибаться в двух плоскостях. Если смотреть спереди и если смотреть сверху. Спереди оно должно быть прямым, без вариантов. Почему именно так, расскажу в другом уроке, посвященном обоснованию принципов постановки и звукоизвлечения.

А вот при взгляде сверху вполне допустим прямой профиль запястья при игре. Это не считается ошибкой. Но на начальном этапе обучения лучше держать запястье слегка выпуклым, во избежание его прогиба к деке, что является распространенной ошибкой.

2. Ладонь в одной плоскости со струнами.

Проверить данный параметр можно так: не меняя положения руки и ладони вытянуть пальцы вперед, убрав их со струн и сделав кисть «дощечкой». Сразу станет понятно, параллельна ли ладонь струнам или нет.

3. Палец p чуть впереди пальца i.

Степень выдвижения вперед большого пальца зависит от его природной длины. У одних он длиннее, у других короче. Если палец короткий, не надо стараться его выдвинуть слишком далеко, это неизбежно приведет к излому запястья спереди.

Большому пальцу достаточно быть чуть-чуть впереди пальца i. Это нужно для того, чтобы пальцы p и i не мешали друг другу при игре на соседних струнах. Если же палец длинный, как у меня, ничего страшного если он будет выдвинут подальше.

При поиске положения большого пальца нужно внимательно следить за профилем запястья спереди. Если запястье искривляется, палец выдвинут далеко. При любой длине большого пальца его можно правильно выставить по отношению к пальцу i без искривления запястья. В следующем уроке к этому вопросу вернемся, когда будем говорить о правилах звукоизвлечения.

4. Пальцы ima к струнам под углом 90°

В идеале, если все остальные условия соблюдены, то при установке пальцев ima под углом 90° к струнам, большой палец окажется чуть впереди пальца i. Если этого не произошло, и палец i оказался наравне с большим пальцем или дальше, это значит что пальцы ima недостаточно распрямлены, ладонь близко к струнам (правило 5 или ошибка 4 ниже). Путем отдаления ладони от струн и распрямления пальцев ima всегда можно добиться правильного взаимного расположения большого и указательного пальцев.

5. Внутренняя часть ладони шарообразная (мячик в руке).

Этот параметр регулируется степенью выпрямления пальцев ima. У начинающих чаще всего пальцы поджаты, и ладонь находится слишком близко к струнам. Не бойтесь выпрямить пальцы, это даст им свободу в движении от первого сустава. Но и слишком выпрямлять не надо, кисть должна быть в таком положении, как будто держит воображаемый мячик или среднее яблоко.

Теперь рассмотрим распространенные ошибки.

Ошибки:

  1. Изгиб запястья спереди.
  2. Обратный изгиб запястья.
  3. Вогнутое к деке запястье.
  4. Ладонь слишком близко к струнам (плоская рука).
  5. Разворот ладони наружу.
  6. Разворот ладони к себе.
  7. Пальцы ima загнуты в ладонь.
  8. Пальцы ima вытянуты вперед (дальше большого пальца).

Иллюстрации ошибок с комментариями:

Самая распространенная ошибка. В некоторых школах такая постановка является нормальной, но в той системе звукоизвлечения, которой придерживаюсь я, она неприменима. О разных школах и подходах к звукоизвлечению я подробней остановлюсь в отдельном уроке.

Имейте ввиду: у начинающих, в процессе игры, тенденция к искривлению запястья есть всегда. Если постоянно не контролировать этот параметр на начальном этапе, рука обязательно искривится, и вы этого даже не заметите. Играйте перед зеркалом, если занимаетесь самостоятельно.

Эта ошибка возникает в тех случаях, когда вы заметили у себя постоянное появление ошибки 1, и теперь усиленно держите запястье вниз, чтобы уже наверняка запястье не ушло вверх. Изгиб вниз так же неестественен, как и изгиб вверх. Но его труднее заметить в зеркале, потому что он не так ярко выражен, подвижность суставов в этом направлении меньшая.

Симптомом данной ошибки будет ощущение постоянного напряжения в руке. Если ученик говорит что у него напрягается рука с прямым положением запястья, как правило имеет место обратный изгиб. В руке с прямым запястьем попросту нечему напрягаться, это естественное положение руки. Достаточно чуть-чуть поднять запястье вверх, буквально на миллиметры, и напряжение исчезнет. Но тут же надо следить, чтобы оно не ушло вверх.

Контролировать положение запястья в этой плоскости гораздо легче чем спереди. Тут все отлично видно. Просто следите за тем, чтоб запястье было слегка выпуклым.

В таком положении пальцы теряют в подвижности. Двигать прямыми пальцами намного легче, чем изолированной частью пальца. Диагностируется ошибка просто — представляйте что держите яблоко или мячик. Такой плоской рукой, как на иллюстрации никто мячик не держит. По опыту скажу, что лучше отдалить ладонь от струн чуть дальше, чем ближе.

Наиболее распространен разворот ладони наружу (ошибка 5). Разворот ладони к себе (6) появляется как правило, при попытке исправить ошибку 5 наверняка.

Обе ошибки ограничивают подвижность пальцев и приводят к неправильному звукоизвлечению. Ошибка 8 к тому же мешает правильной работе большого пальца.

Источник

Постановка рук на гитаре

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Практически все гитаристы, бравшие когда-то уроки игры на гитаре любого направления, начинают с того, что учатся правильно сидеть или стоять с инструментом, а также правилам постановки обеих рук при игре. Именно об этом очень подробно и профессионально рассказывается в данной статье.

Расположение правой руки

В этом материале рассматриваются правила постановки рук для гитаристов, изучающих классический шестиструнный музыкальный инструмент. Такие же правила в основном подходят и для всех других видов акустических гитар. Они не распространяются лишь на электрогитары, в том числе и басовый инструмент, так как для игры на них используется преимущественно медиаторная техника, не изучаемая и неприемлемая для нейлоновых струн классической гитары.

Согласно веяниям новейших техник игры на гитаре, правую руку необходимо разместить таким образом, чтобы на линии предплечья и кисти не было никаких существенных изломов, которые создавали бы так называемый эффект «переломанной руки».

С той же целью при постановке этой руки, предполагающей её размещение на самой выпуклом месте корпуса гитары, не следует переносить сколько бы значительное усилие от веса руки на корпус инструмента.

Итак, чтобы положение правой руки было правильным, необходимо выполнить следующий алгоритм действий с гитарой.

  • Сесть в стандартное для классического гитариста положение: на краешек стула, корпус прямой, левая нога опирается на подставку высотой 12-15 см, правая нога отставлена в сторону. Женщины садятся таким же образом, но левая нога не отставляется в сторону, а опускается коленом вниз (для этого она носком отставляется несколько назад, под стул).
  • Гитара укладывается своей боковой нижней выемкой на левое приподнятое бедро так, чтобы её корпус был перпендикулярен полу. Никаких наклонов к груди гитариста или от неё быть не должно. Гитарист при необходимости сам должен чуть склониться над гитарой.
  • Для первых упражнений нужна только правая рука, поэтому левой рукой можно придерживать корпус гитары в районе нижней его образующей под грифом. За гриф держаться не нужно — левая рука никак не участвует при игре в дополнительной поддержке инструмента.
  • Головку грифа гитары (где находится колковый механизм) нужно приподнять до уровня левого плеча гитариста, взяв место опоры корпуса инструмента о бедро левой ноги за ось поворота грифа вверх. Чем больше угол положения грифа по отношению к полу, тем легче будет играть потом левой руке на нём.
  • Теперь остаётся разместить правую руку. Согнув руку в локтевом суставе до прямого угла между плечом и предплечьем, точкой, находящейся чуть ниже локтевого сустава, нужно установить её на самой выпуклой части корпуса гитары в месте ребра между верхней декой и обечайкой.

Затем локтевой сустав немного разгибается так, чтобы пальцы можно было разместить возле розетки на струнах следующим образом: большой палец касается верхней струны, указательный — третьей струны снизу, средний — второй струны снизу, а безымянный — первой струны (самой нижней и тонкой).

Большой палец в любом случае должен находиться (если смотреть на него со стороны играющего) чуть впереди (левее) других пальцев.

В заключение следует проконтролировать результат и исправить ошибки положения правой руки. На что необходимо обратить внимание при контроле:

  • рука на линии «локоть – предплечье – запястье – направление пальцев» не должна иметь изломов – всё находится на одной прямой со стороны зрителя, кроме большого пальца (он немного отклонится вверх, что нормально);

  • со стороны играющего кисть правой руки должна иметь округлую форму за счёт небольшого сгибания кистевого сустава и выпуклости его на внешнюю сторону, но чаще бывает наоборот – кисть новичка имеет вогнутую форму за счёт изгиба кистевого сустава не в ту сторону (во внутреннюю вместо внешней);

  • большой палец чуть выдвинут по отношению к другим пальцам.

Если что не так, необходимо исправить ошибки, потренировавшись заодно с правильной постановкой руки, начиная каждый раз с этапа посадки гитариста и установки гитары на бедро. В результате нескольких минут тренировки можно будет считать, что к первому упражнению по игре на гитаре начинающий музыкант подготовился.

Постановка левой руки

Если с расположением правой руки у начинающих гитаристов обычно проблем не возникает, то левая рука в этом смысле более капризная. Оно и понятно: правая рука при игре находится в естественном положении – открытой ладонью вниз, когда как левой приходится выворачиваться внутренней частью ладони вверх, что не является естественным не только для музыканта, но и для любого человека.

Но по-другому поставить левую руку не получится, если только человек не изучает стиль фингерстайл, пользуясь каким-либо необычным способом (игрой пальцами обеих рук в районе грифа приёмом, который называется «тэппинг»). Но мы-то изучаем классический инструмент, поэтому такие трюки оставим на потом. В общем, придётся преодолевать трудности в постановке и игре левой руки, поставленной в невыгодное для мышц и сознание положение, посредством наработанных веками технических упражнений, этюдов и советов гитаристов-профессионалов.

Пока же следует научиться правильно ставить пальцы левой руки на гриф гитары. А поможет в этом следующий порядок действий обучающегося.

  1. Исходное положение: правильная посадка с гитарой, пальцы правой руки — на струнах (смотрим на описание расположения правой руки на гитаре выше по тексту).
  2. Левая рука, согнутая в локте под прямым углом и направленная предплечьем вперёд, находится под грифом.
  3. Ладонь расправляется пальцами вперёд, а её внутренняя часть поворачивается вниз – к полу.
  4. Нужно представить, что в ладонь берётся теннисный мяч или яблоко средней величины. Их нужно удержать. (Всё это для понимания можно проделать с настоящим яблоком или мячом).
  5. Сохраняя полученную форму пальцев и кисти, развернуть руку, вращая предплечье вместе с кистью по оси против часовой стрелки, внутренней частью ладони вверх.
  6. Поднести кисть к грифу инструмента. Гриф своей нижней боковиной надо будет вложить в промежуток, образовавшийся между большим пальцем левой руки и остальными её пальцами.

Должно получиться, что форма кисти и пальцев с виртуальным яблоком как бы обхватывает гриф.

При этом большой палец оказывается расположенным позади грифа напротив линии между указательным и средним пальцами. Это – правильное положение большого пальца, поэтому в дальнейшем его нужно придерживаться в большинстве случаев.

При движении пальцев левой руки по грифу большой палец должен всегда следовать за ними, находясь поперёк грифа с тыльной его стороны. Постановка этого пальца вдоль грифа является грубой ошибкой, которую допускать никак нельзя. Кисть должна всегда быть округлой, а пальцы находиться над струнами, а не под ним (тоже грубейшая ошибка).

Упражнения для тренировки

Приведём несколько упражнений, с которых должна начинаться ежедневная разминка пальцев начинающих гитаристов.

Для правой руки

Лучшими упражнениями для пальцев правой руки новичков являются арпеджио (переборы), когда поочерёдно, начиная с баса, извлекаются звуки из четырёх струн (шестой, третьей, второй и первой) по следующим схемам:

  • P – i – m – a – m – i (смешанное прямое арпеджио);
  • P – a – m – i – m – a (смешанное обратное арпеджио);

  • P – i – m – a (восходящее арпеджио);
  • P – a – m – i (нисходящее арпеджио).

Условные обозначения:

  • P – большой палец, играющий только на 6 струне;
  • i – указательный палец, играющий на 3 струне;
  • m – средний палец, действующий на 2 струне;
  • a – безымянный палец, играющий на 1 струне.

Для левой руки

Чтобы развить независимость, растяжку и силу пальцев левой руки, необходимо ежедневно проигрывать хроматические последовательности звуков на всех струнах. Начинать нужно с первой струны, затем переходить на вторую и так далее – до шестой

В первое время хватит игры лишь в первой позиции (в пределах первых 4 ладов), позднее следует играть до 12 лада на каждой струне.

Порядок такой: 0 – 1 – 2 – 3 – 4.

Здесь:

0 – открытая (неприжатая струна);

1 – указательный палец левой руки, прижимающий первую струну на первом ладу;

2 – средний палец, прижимающий первую струну на втором ладу;

3 – безымянный палец, прижимающий первую струну на третьем ладу;

4 – мизинец, прижимающий первую струну на четвёртом ладу.

При этом звуки из струны извлекают пальцы «i» и «m» правой руки поочерёдно: i-m-i-m (и так далее). Научившись свободно играть это упражнение на первой струне, переходите к его проигрыванию на всех струнах без остановки.

Источник

Оцените статью