Постимся постом приятным ноты варгина

Постимся постом приятным ноты варгина

Бывалый

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 509
Пользователь №: 1658
Регистрация: 26.09.2008

На форуме выкладывались «Благослови душе. » соло альта и «Постимся постом приятным»

А Православная энциклопедия
http://www.pravenc.ru/text/154111.html
даёт большой список произведений этого, похоже интересного, автора:

Вáргин Константин Константинович (15.05.1876, С.-Петербург — 31.05.1912, Москва), композитор, регент, педагог. Сын певчего Придворной певческой капеллы. До 1902 г. жизнь В. была связана с капеллой, где он начинал малолетним певчим (17 янв. 1886 — 1 нояб. 1889 г.); по окончании регентского класса (1894) был удостоен звания учителя церковного пения и теории музыки, а также аттестата регента 1-го разряда, выданного в 1902 г. за подписями С. В. Смоленского и Н. С. Кленовского. Здесь же, в капелле, В. преподавал фортепиано (1892-1902) и скрипку (1896-1902) в инструментальном классе и с 3 апр. 1897 г. по 2 янв. 1902 г. выполнял обязанности помощника учителя пения, дирижируя отд-нием певчих в «Большой церкви». Последние 10 лет жизни В. прошли в Москве. В 1902 г. он поступил учителем церковного пения в Филаретовское епархиальное уч-ще, затем преподавал церковное пение, дирижирование и фортепиано в регентских классах Б. В. Решке, открывшихся осенью 1906 г. Руководил московскими церковными хорами Г. Е. Захарченко (бывш. капелла С. П. Губонина) в 1906-1909 гг. и по назначению митр. Московского и Коломенского Владимира — митрополичьим Чудовским (с лета 1909 по весну 1911).

Внимание В. как композитора духовной и светской музыки привлек обычный (московский) распев, который он использовал в своем творчестве. В 1910-1914 гг. Решке издал все 30 духовно-муз. сочинений В., за исключением «Боже, приидоша языцы» (опубл. в 1913 Юргенсоном). Мн. сочинения В. исполнялись в концертах, напр. хором в составе до 600 чел., созданным А. А. Архангельским.

Большая часть сочинений написана для смешанного хора: Литургия св. Иоанна Златоуста (соч. 1907-1908), «Свете тихий» (1910 [здесь и далее в скобках указан год издания.- А. Н.]), «Помяни нас, Господи» обычного распева (1910), «Песнопения 1-й недели Великого поста обычного распева» (1910), «Песнопения Страстной седмицы Великого поста» обычного распева (1911), «Блажен муж» с посвящением московскому Чудовскому хору (1911), «Милость мира» № 2 (1911), «Господи, воззвах» и «Бог Господь» 8 гласов, обычного распева в простейшей гармонии (1912), «От юности моея» для трио муж. голосов и смешанного хора (1912), «Постимся постом приятным» (вместо причастного стиха Великим постом) (1912), «Святейшая херувим» (вместо причастного стиха в богородичные праздники) (1912), «Милость мира» (на литургии свт. Василия Великого) (1912), «Плотию уснув» и «Да воскреснет Бог» (стихиры Пасхи, обычного распева в простейшей гармонизации) (1912), «Ныне отпущаеши» № 2 (1913), великое славословие (1913), «Хвалите Господа с небес», соч. 1899 г. (1913), Херувимская Es-dur (1913), «Ныне силы небесныя» № 1 (1913), Ирмосы богородичные (1914), Херувимская № 2 E-dur (1914), «Тебе поем» № 1 F-dur (1914), «Тебе поем» № 2 Es- dur (1914).

Для однородного (жен. или муж.) хора В. были написаны: догматики 8 гласов обычного распева (1911), «Ныне отпущаеши» № 1 для сопрано соло и жен. хора (1911), литургия Преждеосвященных Даров (1912), Херувимская h-moll (1912), «Милость мира» Es-dur (1912), «Ныне силы небесныя» № 2 (1913), «Ныне отпущаеши» № 3 (для сопрано соло и жен. хора) (1913).

Из Инета узнал, что Литургия Варгина исполнялась хором Челябинской филармонии п/у В. Михальченко, да ещё то, что «Варгина, как правило, не поют в церквях. Ноты литургии хранятся в библиотеке при Патриахе Московском и доступ к ним ограничен. Даже из священников мало кто знает о ней. «

Источник

Постимся постом приятным ноты варгина

Существует несколько видов вечерни в будние дни Великого поста. Не обсуждая сейчас особенности вечерни в среду и в пяток, когда на ней совершается литургия Преждеосвященных Даров (см. Лекцию 13), рассмотрим два типа вечерни для будних дней Великого поста. Первый тип — в неделю вечера, второй — в понедельник, вторник и четверг вечера (без Преждеосвященной литургии). Не разбирая подробно последование вечерни, рассмотрим ее отличительные особенности. На великопостной вечерне всегда читается 18 кафизма (если на утрени три кафизмы, то на вечерне всегда 18). На Господи, воззвах берутся тексты из Триоди и Минеи. Триоди выделяется особое место, она идет впереди и ни в коем случае ничем не вытесняется; будет ли в этот день память шестеричного святого, или двух малых святых, триодные стихиры не отменяются никогда.

После Свете Тихий возглашается прокимен, потом читается паримия, второй прокимен и вторая паримия. На вечерне в будние дни постоянно читаются паримии из двух книг — книги Бытия и книги Притчей Соломоновых.

Несколько слов о смысле ветхозаветных чтений в будние дни Великого поста. В великопостном богослужении избраны три разных типа ветхозаветных книг: историческая — книга Бытия, пророческая — книга Пророка Исайи (на шестом часе) и нравоучительная — книга Притчей Соломоновых. Это три разных типа библейских ветхозаветных чтений. Время Великого поста всегда было временем оглашения, временем подготовки ко Крещению, которое совершалось на Лазареву Субботу, на Пасху и на Пятидесятницу (недаром в эти дни поется Елицы по Христа крестистеся). Великий пост — это последний этап оглашения, и очень уместно читать в этот период важнейшие книги Священного Писания. Пророк Исайя — это ветхозаветный евангелист; ни в какой другой книге мы не найдем таких ярких, таких точных пророчеств о Христе. Книга Притч Соломоновых — хрестоматийная нравоучительная книга, довольно трудная для понимания.

Не только оглашенные, но и верные на время Великого поста погружаются во время ветхозаветное, время ожидания Мессии. Сквозное чтение ветхозаветных книг помогает нам еще раз прожить и представить себе обетование о Мессии, пророчество о Нем и ожидание Его.

В конце вечерни вместо обычных тропарей поются особые песнопения: «Богородице Дево…» «Крестителю Христов…» и еще некоторые песнопения из Часослова, особым великопостным напевом. Затем следует окончание с чтением молитвы Ефрема Сирина.

Источник

Православная музыка

Тег: Варгин К.

«Херувимская песнь № 2» (К. Варгин)

Скачать или посмотреть ноты в PDF — Херувимская песнь (К. Варгин)

«Херувимская песнь» (К. Варгин)

Скачать или посмотреть ноты в PDF — Херувимская песнь (К. Варгин)

«Постимся Постом приятным» (К. Варгин)

Скачать или посмотреть ноты в PDF — Постимся Постом приятным (К. Варгин)

«Отверзу уста» (К. Варгин)

Скачать или посмотреть ноты в PDF — Отверзу уста (К. Варгин)

«От юности моея» (К. Варгин)

Скачать или посмотреть ноты в PDF — От юности моея (К. Варгин)

«Ныне отпущаеши № 3» (К. Варгин)

Скачать или посмотреть ноты в PDF — Ныне отпущаеши (К. Варгин)

«Милость мира № 2» (К. Варгин)

Скачать или посмотреть ноты в PDF — Милость мира (К. Варгин)

«Милость мира», Литургия Василия Великого (К. Варгин)

Скачать или посмотреть ноты в PDF — Милость мира (К. Варгин)

«Во Царствии Твоем» (К. Варгин)

Скачать или посмотреть ноты в PDF — Во Царствии Твоем (К. Варгин)

«Благослови душе» (К. Варгин)

Скачать или посмотреть ноты в PDF — Благослови душе (К. Варгин)

Источник

Постимся постом приятным ноты варгина

Всегда рады вам помочь
Мы на связи каждый день с 9:00 до 21:00 по московскому времени

Бесплатный телефон: 8 800 200 84 85
(бесплатный звонок из любого города России)

Мы отправляем заказы каждый день. Утром и вечером.

Если закажете до 11:00 в будни — отправим в этот же день. Если после — то в ближайший рабочий день.

Стоимость доставки зависит от количества товаров в заказе. Чем больше — тем выгоднее доставка. В средем, доставка почтой стоит 150 р., самвывоз из пункта выдачи — 90 р.

Пункты выдачи есть в каждом крупном городе. Для всех остальных городов и населенных пунктов есть Почта РФ. Заказы приходят быстро, в среднем за 2–7 дней. Даже Почта России работает быстро.

Принимаем карты, электронные кошельки, наличные. Можно оплатить при получении. Можно оформить рассрочку на карту «Халва».

Упаковываем в водонепроницаемую пленку и твердый картон. Если захотите вернуть любые товары — примем обратно. Вернем деньги или вышлем замену.

Источник

Постимся постом приятным (1959 г.).

Вот и Великий пост – «время покаяния», «жительство ангелов и спасете человеков», духовная отрада для истинно-верующих душ.

Отношение к посту, в наше время особенно, есть яркое мерило «церковности». Церковно-настроенные христиане радуются при наступлении Великого поста, ибо спасительная стихия поста, очищающего и освящающего их души, это – их родная стихия. Люди, отошедшие от Церкви, утратившие дух подлинной церковности, как бы не замечают наступления поста, он для них словно не существует, а некоторые из них относятся к посту прямо враждебно. И таких в нынешнее время большинство.

Это оттого, что современные люди, даже из числа считающих себя православными христианами, настолько далеко отошли от истинной веры в Бога, от истинной Церкви, настолько перестали жить подлинной духовной жизнью, что правильное понятие о посте сделалось им совершенно чуждым. Поэтому они и не чувствуют потребности в посте и не постятся. Мало того: многие из них, отрицательно относясь к посту, осуждают верующих, которые постятся, называя их «ханжами» и тому подобными именами.

Такое отношение к посту, если оно не связано с явным богоборчеством, объясняется, главным образом, тем ужасающим религиозным и церковным невежеством, в котором живут современные люди, и совершенно превратным, вследствие того, представлением о посте. Большинство современных людей наивно считают, будто вся сущность поста заключается лишь в запрещении есть мясо, молоко, сыр, яйца и всю так называемую «скоромную» пишу, и негодуют на это, ибо главный интерес жизни сводится у них к получению как можно большего числа чисто-животных удовольствий и наслаждений. Они не могут себе представить, как обойтись, хотя бы в течение нескольких дней, без мяса и других видов лакомой и утучняющей плоть пищи, и ожесточенно возражают против поста, находя даже подходящие, как им кажется, изречения из Священного Писания (с которым вообще по большей части, они даже не знакомы), в род того, что «входящее в уста не оскверняет человека» ( Матф. 15, 11 ) и, по-видимому, не зная, что сказавший это Христос Спаситель Сам постился и притом так строго, как никто из нас не постится теперь, сорок дней и сорок ночей совсем ничего не вкушая ( Матф. 4, 2 ). Он же дал нам и заповедь о том, как мы должны проводить пост, о чем и напоминает нам св. церковь в установленном ею евангельском чтении перед наступлением Великого поста в неделю Сыропустную ( Матф. 6, 16–18 ): поститься мы должны для Бога, а не для людей. Сам же Господь указал нам и на всю великую важность поста, как на одно из двух могущественных средств борьбы с темной бесовской силой.

«Сей же род (то есть бесовский род) не исходит, токмо молитвою и постом« ( Матф. 17, 21 ) – сказал Он Своим ученикам, в объяснение почему они не смогли изгнать беса из жестоко бесновавшегося юноши, которого привел к ним с просьбой об исцелении несчастный отец.

Вот почему так важно знать, как следует по-настоящему поститься и в чем заключается истинный пост, и всем неведущим и непонимающим разъяснять это, всячески разбивая нелепые представления о посте людей чуждых и враждебных Церкви.

В чем же состоит сущность поста, по учению Церкви?

Это так ясно и понятно разъяснено в целом ряде наших прекрасных церковных песнопений, из коих особенно выразительна стихира, которая поется в понедельник на первой седмице Великого поста. Вот эта стихира:

«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение – пост истинный есть и благоприятный».

Итак, вот что такое истинный пост: не отказ только от скоромной пищи, но прежде всего – «злых отчуждение», то есть отчуждение себя, своей души от всякого зла. А далее в стихире идет яркое и понятное перечисление – от каких именно видов зла.

Предостерегают наши церковные песнопения и от неправильного поста – тех, кто всю суть постного подвига видят в одном только телесном воздержании от скоромной пищи и решительно осуждают таких «постников».

«От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишися, николиже ядущим». так поется в стихире на подготовительной к Великому посту сырной седмице (в среду на утрени). Это значит: напрасно радуется своему посту тот, кто, хотя не ест скоромной пищи, однако, не заботится об очищении себя от греховных страстей. Такой лишь уподобляется злым демонам, которые совсем ничего не едят. Пост, который не служит внутреннему исправлению души, есть лицемерие, навлекающее гнев Божий.

Пост приятный и благоугодный Господу заключается в разумном сочетании телесного воздержания от скоромной пищи с духовным воздержанием от служения греховным страстям, при чем это телесное воздержание должно разсматриваться не как самоцель, а лишь как средство, для успешной борьбы с греховными страстями.

Сущность поста – именно в этой борьбе за освобождение своей души от порабощения ее злом.

С каким же злом надлежит нам прежде всего бороться?

Вышеприведенная стихира указывает, что истинный пост состоит, в первую очередь, в «воздержании языка». В самом деле. Наблюдая повседневную жизнь, мы не можем не убедиться, что больше всего зла в жизни происходит от невоздержания языка. Замечательно ярко и выразительно говорит об этом св. Апостол Иаков в своем соборном послании: «Язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь, как много вещества зажигает; и язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны; ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть» ( Иак. 3, 5–10 ).

Всегда это так было, но особенно в нынешнее время потери всякого уважения к человеческому слову, слова так часто расточаются на ветер и приводят к совершенно неожиданным последствиям, меняя иногда всю обстановку жизни, что страшно становится, как легкомысленно играют люди, эти «словесныя твари», великим даром слова – даром Своего Творца Бога-Слова. Мы не говорим здесь о злонамеренном злоупотреблении словом, о чем речь ниже, а лишь о так называемом«празднословии», которое само по себе уже есть великое зло, почему и сказано Самим Господом:. «всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово (то есть: «дадут они ответ») в день судный» ( Матф. 12, 36 ).

Вот почему во дни Великого поста св. Церковь учит нас молиться словами преп. Ефрема Сирина: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».

Многие подвижники христианского благочестия любили говорить, что они часто жалели о произнесенных ими словах, но никогда не жалели о том, что молчали. Потому-то высшая степень христианского подвижничества и носит название безмолвия. «Если любишь покаяние», говорит преп. Исаак Сирин: «возлюби и безмолвие. Ибо вне безмолвия покаяние не достигает совершенства. Паче всего возлюби молчание. Молчание есть тайна будущего века, а слова суть орудия этого мiра» (Слово 41-е и 42-е).

Вся жизнь человечества преобразилась бы к лучшему, если бы все люди сознали эту великую истину и перестали бы легкомысленно бросать на ветер слова, предпочитая молчание.

На втором месте признаком истинного постничества наша стихира указывает «ярости отложение». И это для нас должно быть совершенно ясно. Сколько ужасающего зла, делающего жизнь людей еще на земле кромешным адом, происходит от «ярости», или от необузданного гнева!

«Гнев бо мужа правды Божия не соделовает» («Ибо гнев человека не творит правды Божией»), – говорит Слово Божие. Поэтому, «Солнце да не зайдет во гневе вашем», – увещевает христиан св. Апостол Павел ( Ефес. 4, 26 ): «всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» ( Ефес. 4, 31 ). Единственный гнев, который не только допустим, но и заслуживаете похвалы в христианах, это – гнев на родоначальника всякого зла сатану и на собственные грехи и страсти. В отношении же друг ко другу христиане должны быть, как завещает св. Апостол Павел, добры, сострадательны и исполнены всепрощения, как и Бог во Христе простил всех нас, следуя наставлению Самого Господа: «Научитеся от Мене , яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» ( Матф. 11, 29 ). Без кротости и смирения нет и не может быть покоя в душах человеческих, не может быть мира и благосостояния в жизни людей.

«Если вы друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» ( Галат. 5, 15 ), – предупреждает нас Слово Божие.

Как мало думает об этом современное человечество, в гордыне своей самонадеянно отвергнувшее веру в Бога и Святое Евангелие!

И вот призрак гибели от вновь изобретенных страшных орудий разрушения повис над всею нашею планетою. Сами обезумевшие в злобе и ярости своей люди собственными руками своими уготовляют себе эту погибель.

Далее, как мы видим, истинный пост есть «похотей отлучение» – освобождение своей души от порабощения похотями. Человек, хотя и состоит из души и тела, и по телу своему подобен животным, но он – все же человек, а не животное, и имеет разум и свободную волю, которыми и должен руководиться в своей жизни, а не «безсловесными стремленьми», каковы суть похоти, унижающие человеческое достоинство, когда человек неразумно и всецело удовлетворению их предается, и доводящие иногда человека подлинно до скотского состояния по слову Писания: «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» ( Псал. 48, 13 ).

Похоти эти многовидны и многообразны, но более всего из них в настоящее время господствуют блуд, чревоугодие, пьянство и курение табаку, которым современный человек с особенным безстыдством и безстрастием предается, большей частью, уже не видя в них ничего предосудительного. И это делает современную жизнь особенно гнусной и отвратительной, ибо нет ничего более мерзкого, чем вид человека, созданного по образу Божию, который доходит до скотского состояния и готов на всякое преступление, лишь бы иметь возможность удовлетворения своим похотям. И что всего ужаснее и губительнее – для полного и окончательного усыпления совести даже мнимая наука привлекается на помощь. Эта мнимая наука не стыдится провозглашать эти похоти законными и чуть ли даже не необходимыми потребностями человеческого естества.

Между тем, Слово Божие нам ясно говорит: «Не обманывайтесь, братие: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6, 9 ). О курении табаку здесь не говорится, так как этой особенно противоестественной и зловредной страсти в то время еще не существовало.

Задача истинного христианина, желающего обрести душевный мир и стать наследником Царствия Божия, которое «не есть пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14, 17 ), – бороться со своими страстями и похотями вплоть до полной победы над ними. Христианин должен быть господином над своими низменными животными влечениями, а не жалким рабом их.

«Иже Христовы суть», говорит Слово Божие: «плоть распяша со страстьми и похотьми» ( Галат. 5, 24 ).

Наконец, истинный пост состоит в «оскудении» «оглаголания, лжи и клятвопреступления» Здесь речь идет о самой высшей степени злоупотребления человеческим словом. Если преступно всякое праздно-словие, то насколько грешнее и преступнее всякого рода зло-словие.

«Оглаголание» (оговаривание), или злоречие и клевета, ложь и клятвопреступление, как бы смертоносным ядом отравляют человеческие души и, наряду с вышеперечисленными страстями и похотями, делают мрачной, несносной и мучительной человеческую жизнь, нередко доводя человека до отчаяния и самоубийства. Думают ли об этом современные клеветники, пересудчики, сплетники, злобные лжецы и клятвопреступники, для которых поистине нет ничего святого?

Не только отдельные люди, но и целые государства гибнут от лжи и клеветы, как мы это наглядно видели на примере нашей несчастной родины – России.

Особенно пагубно исполненное лжи современное печатное слово, ибо оно представляет собою великую силу, и горе современному человеку от того, что эта мощная сила теперь почти полностью вся обращена на зло!

В душе каждого человека живет прирожденное ему, вложенное от Бога, вместе с дыханием уст Божиих, стремление к правде, но отход от Бога неизбежно извращает это доброе стремление и толкает человека в духовный плен к врагу Божию – диаволу, который, по слову Самого Христа-Спасителя,«ложь есть и отец лжи» ( Иоан. 8, 44 ). Правда в душе человека, отошедшего от Бога, от Церкви, которая одна есть «столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3, 15 ), иногда неприметно для него самого, подменяется ложью, и человек провозглашает ложь и служит лжи, порою даже искренно думая, что он – последователь истины.

Но ужаснее всего клевета и ложь, питаемые злобою. Они не знают для себя предала, и человек, впавший в это страшное губительное состояние, становится подлинно как бы одно, один дух с сатаною, самые имена которого значат: «сатана» – «обольститель», а диавол – «клеветник», тем самым характеризуя его природу.

Вот и мы – русские эмигранты, покинувшие нашу Родину во имя правды – мы нередко ублажаем сами себя, применяя к себе 8-ю заповедь блаженства: «Блажени изгнани правды ради».

Но есть ли в нас самих эта правда?

Она есть в нас лишь постольку, поскольку мы твердо держимся истинной Церкви. Но лишь только мы отходим от Церкви и провозглашаем истиной свое собственное мудрование, мы тотчас же попадаем в сети лжи и начинаем провозглашать ложь, выдавая ее за истину. А отсюда уже проистекает и всякая клевета, оговаривание и злоречие, чем, к сожалению, так полна наша эмигрантская жизнь на чужбине. И все наши дрязги, смуты и нестроения, как в церковной, так и в политической и общественной жизни, имеют один и тот же источник – диавольскую ложь, которую противопоставляют люди, отошедшие от Бога, от истинной Церкви, чистому и безпримесному учению нашей святой православной христианской веры, проповедуемой истинной Церковью.

Самое важное и самое ценное в христианине – это стояние в истине и полная непримиримость к диавольской лжи, в каких бы благовидных формах она ни являлась.

«Для меня нет большей радости», говорит возлюбленный ученик Христов Св. Апостол Иоанн Богослов: «как слышать, что дети мои ходят в истине» ( 3Иоан. 4 ).

И это потому, что «Сам Господь Бог есть Истина» (Иерем. 10, 10).

Вот почему время Великого поста и должно быть для нас временем усиленной борьбы за искоренение из душ наших всякой лжи и за насаждение истины, которая приближает нас к Богу.

Что сказать о тех, которые постятся иначе?

Пост их безплоден.

Наш великий святитель Тихон Задонский ясно говорит, что один телесный пост без поста духовного,«ничтоже есть».

Но вместе с тем нельзя относиться безразлично и пренебрежительно и к посту телесному, как это многие делают, в особенности в настоящее время. Не устанавливала бы Церковь телесного поста, если бы он был не нужен или маловажен.

Телесный пост – великое и могущественное орудие в борьбе с нашими страстями и похотями. И он настолько важен и необходим, что без него не может быть у нас надлежащего успеха и в посте духовном. Воздерживаясь от недозволенной постом пищи, мы оказываем послушание Церкви, которое смиряет нашу гордыню, являющуюся родоначальником всех греховных страстей и похотей. Вместе с тем телесный пост помогает нам совладать с нашей плотью, в которой как раз и гнездятся страсти и похоти, питаемые и укрепляемые невоздержанием в пище и питии. Дух в человеке должен занимать господствующее положение, а плоть – подчиненное. Но если плоть не смирять телесным постом, она начинает господствовать над духом, порабощая и угнетая его до такой степени, что духовная жизнь в человеке как бы замирает. Человек падает тогда с высоты своего человеческого достоинства и обращается в плоть бездушную, неспособную иметь общение с Богом. Дух Божий тогда отступает от человека по слову Самого Господа: «Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во веке, зане суть плоть» ( Быт. 6, 3 ).

Но если Дух Божий отступает от человека, тогда в сердце его открывается доступ бесу.

Вот почему сказано Господом; «Сей род (бесовский) не исходит, токмо молитвою и постом».

С этой точки зрения вполне понятно все то, что произошло с нашей несчастной Родиной. Русский народ, отступивший от Бога, поправший завет Евангелия и правила св. Церкви, в том числе и правило о посте, подвергся страшному беснованию. Подобное же беснование, только в разных видах и формах, наблюдается ныне и во всем богоотступническом человеческом роде и влечет все человечество к конечной погибели. Единственное спасение для мiра – в этом обоюдоостром оружии против бесов, по выражению наших великопостных церковных песнопений, – в молитве и посте.

Потому так и радуется еще не окончательно погрязшая в тине бесовского зла душа человеческая наступлению Великого поста, чувствуя в нем единственное мощное средство своего спасения. И зная это, Св. Церковь радостно взывает ко всем верным чадам своим:

«Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше: очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога, и святую Пасху, духовно радующеся».

Источник: Современность в свете Слова Божия [Текст] / архиеп. Аверкий (Таушев) ; [сост., предисл. А. Д. Каплина]. — Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. — 712 с. (Русская цивилизация). ISBN 978-5-4261-0017-6

Вам может быть интересно:

  1. Проповеди – митрополит Филарет (Вознесенский)
  2. Руководство по гомилетике – архиепископ Аверкий (Таушев)
  3. Проповеди – священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский
  4. Проповеди – священномученик Серафим (Чичагов)
  5. Слова и проповеди – святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский
  6. Проповеди и молитвы – митрополит Трифон (Туркестанов)
  7. Проповеди – праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)
  8. Проповеди – священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский
  9. Поучения и проповеди – святитель Димитрий Ростовский (Туптало)
  10. Проповеди – святитель Серафим (Соболев)

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Оцените статью