- Мир гуслей. Гусли вам!
- вторник, 16 февраля 2016 г.
- Переложение гитарных аккордов на гусли (9 струн) часть 1.
- Уроки игры
- Основные позиции и аккорды на гуслях
- Пояснение:
- Обозначение пальцев левой руки
- I аккорд
- II аккорд
- III аккорд
- IV аккорд
- Закрытый веер
- Открытый веер
- Задание
- Аккорды в позиции Ми для гуслей звончатых
- Построение аккордов для гуслей
- Как под горкой.
- Петушок, петушок.
- Ах, вы, сени, мои сени.
- На зеленом лугу.
- Барыня.
- Как у наших у ворот.
- Я на горку шла.
- Гусли: самоучитель игры.
Мир гуслей. Гусли вам!
Студия Русского Танца г.Химки 8(926) 232-43-98
вторник, 16 февраля 2016 г.
Переложение гитарных аккордов на гусли (9 струн) часть 1.
Аккордовая игра по Качалову Александру.
Качалов А. – музыкант, мастер, наш друг и просто замечательный человек предложил простое и гениальное переложение гитарных аккордов для гуслей.
Принцип заключается в мажорной и минорной постановке пальцев.
Примечание: Нужно отметить, что для удобства при этой игре вам обязательно нужно держать кисть левой руки так, как будто в ней находится яблоко. Пальцы не лежат на струнах, а мягко упираются сверху, как на рисунке.
Примечание: Басовая струна не используется.
Мажорная постановка.
В ней задействовано 4-е пальца без мизинца. Счет ведем от нижнего пальца вверх.
1. d-moll
Заглушаем 1,3,5,7 струну. На открытых у нас получается Ре – минор (d-moll). Это исходное положение, от которого строятся аккорды.
Рис.1 Ре – минор (d-moll)
2. F-dur
От основного положения перемещаем безымянный палец вверх с 1-й струны на 2-ю. Аккорд Фа-мажор (F-dur).
Рис.2 Фа-мажор (F-dur)
3. С-dur
От основного положения перемещаем три пальца (безымянный, средний, указательный) одновременно вверх –
До-мажор (С-dur).
Рис.3 До-мажор (С-dur)
4. B-dur
От основного положения опускаем большой палец на одну струну вниз. Получаем аккорд Си-бемоль мажор (B-dur)
Источник
Уроки игры
Основные позиции и аккорды на гуслях
Пояснение:
Позицией называется положение пальцев левой руки на струнах музыкального инструмента. Позиция определяется по I аккорду и носит имя ноты, которая находится над первым, а также между четвертым и пятым пальцами левой руки.
Аккорд одновременное звучание нескольких нот (звуков).
В помощь начинающим гуслистам ниже прилагаю таблицы и рекомендации для самостоятельного освоения позиций и основных аккордов на гуслях звончатых. (можно для шлемовидных гуслей и гуслей народного образца).
Скачать таблицу (png 116 kb)
Примечание. Данная таблица подойдет для всех видов гуслей с девятью и более струнами.
Обозначение пальцев левой руки
I аккорд
Чтобы поставить I аккорд на девятиструнных гуслях, мизинец должен находиться на (первой) самой нижней струне. Далее по таблице через струну ставим следующие пальцы: безымянный, средний и указательный. Больщой палец ставим на следующую струну от указательного пальца. Т.е. между указательным и большим пальцем нет свободной струны. Так получаем I аккорд .
На гуслях с десятью струнами I аккорд можно построить как от первой, так и от второй струны.
На гуслях с большим количеством струн I аккород можно построить от любой струны. Главное, чтобы над большим пальцем оставалась хотя бы одна свободная струна.Чем больше струн на инструменте, тем больше первых аккордов мы можем построить.
II аккорд
Чтобы поставить II аккорд , нам нужно из исходного I аккорда переставить указательный и средний палец на струну вниз.
III аккорд
Из исходного I аккорда переставляем мизинец и безымянный палец на струну вверх. Более сложный вариант: дополнительно приподнять средний палец (в воздух).
IV аккорд
Из исходного I аккорда переставляем указательный палец на струну вниз.
Закрытый веер
Сокращенно З.В Приподнять средний палец (в воздух). Эта комбинация аккорда построена на одновременном взятии II и III аккордов, где средний палец вытесняется безымянным.
Открытый веер
Из исходного I аккорда переставляем большой палец на струну вверх.
Задание
Для лучшего освоения и запоминания аккордов, предлагаю играть их в такой последовательности:
Аккорды в позиции Ми для гуслей звончатых
По вопросам можете обращаться ко мне на почту: gusfedrus@mail.ru или Вконтакте:.
Также даю консультации по skype , по предварительной договоренности.
Источник
Построение аккордов для гуслей
Итак, гусли настроены. Мы ставим их на колени вертикально длинной струной внизу. Пальцы левой руки ставим между струн в таком порядке: 4 (безымянный) палец между 1 и 2 струнами, 3 (Средний) палец между 3 и 4 струнами 2 (указательный) палец между 5 и 6 струнами 1 (большой) палец между 7 и 8 струнами.
Ногтем указательного пальца правой руки проводим по струнам сверху вниз. В зависимости от строя инструмента прозвучит аккорд соль септаккорд, ля септаккорд, до септаккорд и т.д.
Для того, чтобы в дальнейшем не было путаницы этот аккорд мы будем называть Соль Септаккорд или G7 независимо от строя инструмента. Еще раз: Если написано G7, то заглушаем 2-4-6-8 струны, а звучат, соответственно 1-3-5-7-9.
Далее, оставляем 4 палец на месте, а 2, 3, 4 опускаем вниз, касаемся нижней струны. Таким образом, мы глушим струны 2-3-5-7, а звучат 1-4-6-8. Этот аккорд мы будем называть До мажор или С.
Это два аккорда, которые нам понадобятся для исполнения первых песен. Один написанный аккорд подразумевает проведение ногтем указательного пальца правой руки сверху вниз по всем струнам. Играем первую песню.
Как под горкой.
C C G7 G7 C C G7-
C C G7 G7 C C C —
C — G7 — C C G7 —
C C G7 G7 C C C —
прочерк рядом с нотой обозначает, что нота тянется, удара нет.
Петушок, петушок.
G7 G7 C —
G7 G7 C —
G7 G7 C —
G7 G7 C —
Ах, вы, сени, мои сени.
Если в аккорде G7 опустить большой палец на нижнюю струну, то получится аккорд Соль мажор. Мы будем называть его G. Еще раз, в аккорде G пальцы глушат 2, 4, 6 и 7 струны. Соответственно звучат 1, 3, 5 и 8 струны.
Если в аккорде G7 опустить все пальцы вниз, то получится ля минор септаккорд. Мы будем называть его Am. В септаккорде Am пальцы глушат струны 1, 3, 5, 7, соответственно звучат 2, 4, 6, и 8 струны.
А теперь, практический материал.
На зеленом лугу.
C G7 C C
G7 C G7 G7
G G C C
Напоминаю, что на каждый аккорд приходится один удар ногтем указательного пальца сверху вниз. С аккорда G7 переходим на аккорд G, опуская большой палец. С аккорда G на аккорд C опускаем вниз второй и третий пальцы.
Барыня.
G7 G7 G7 G7 G7 G7 Am Am
С аккорда G7 переходим на Am, опуская все пальцы на струну вниз. Следим за тем, чтобы правая и левая руки работали синхронно. Продолжая настаивать на том, чтобы вы глушили струны мягким касанием, а не давили на них со все возрастающим усилием. В конце концов, это просто больно. А игра на гуслях должна приносить нам только положительные эмоции.
Как у наших у ворот.
C C C C G7 G7 C C
C C C C G7 G7 C C
G Am G Am G G C C
G Am G Am G G C —
Во время перехода с аккорда G на аккорд Am большой палец лежит на 7-ой струне.
Я на горку шла.
G G7 C C G7 G7 C —
G G7 C C G7 G7 C —
G G Am Am G G C C
G G Am Am C — C —
По-прежнему, прочерк обозначает то, что аккорд держится еще одну долю.
На этом будем считать, что с аккордами мы знакомы. Все аккорды можно посмотреть на соотвествующей странице
Источник
Гусли: самоучитель игры.
Данный курс обучения игре на гуслях является альтернативным по отношению к видеоурокам Ахромеева, которые изучаются в группе «Учимся играть на гуслях». Это две разные школы игры! Данный курс ближе к академической школе игры, но отличен от нее. Академическая школа игры (щипковая) ближе к арфовой.
Гусли – древний славянский музыкальный инструмент. Но начиная с 17 века, с приходом к власти Романовых, гусли были подвергнуты серьезным гонениям. Постановлением Стоглавого собора 1551 года всякие игрища в гусли, смычки, сопелки были запрещены как бесовские и греховные. А согласно указу 1648 года царя Алексея Михайловича Романова все струнные инструменты было велено собрать, сжечь и забыть о них навсегда.
При Алексее Михайловиче гусли насильно изымались и возами свозились к кострам. Скоморохи, как носители древней славянской культуры, были уничтожены. Христианская церковь осуждала любую инструментальную музыку, но в то же время достаточно лояльно относилась к псалтыри. Традиция игры на гуслях была сохранена благодаря христианам и большей частью староверам (старообрядцам). Под игру на гуслях они славили Бога. Так говорит Св. Писание: «Хвалите Бога во святыне Его, … Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. …». Псалтыриум, в отличии от гуслей имел другой строй. Гусли, перестроенные под псалтыриум, имели строй, со средних веков получивший название «Иерусалимский». Не удивительно, что христиане сохранили традицию игры с Иерусалимским строем. Теперь его ошибочно называют Русским.
Чем была вызвана такая потребность истребить музыкальные инструменты того времени? Какая цель преследовалась этими действиями? Почему церковь так настаивала исключительно на голосовом пении без инсрументального сопровождения? Как я теперь понимаю, все дело было в бурдоне. Бурдон был в гуслях, бурдон был в смычковом и механическом гудке, был бурдон в шотландской и русской волынке, был бурдон и у рожечников. Христианское пение бурдона не содержало – задача состояла в замене культур. Можно сказать, что за пару веков христианство справилось со своей задачей. Древние инструменты заменили новые (западные), в игре на которых бурдон потерял основополагающее значение. Чем так мешал бурдон? В этом отношеии очень символична легенда про Антея. Дело в том, что бурдон как бы держит связь с опорой (землей) и памятью (культурой) предков. Изъять бурдон – значило разорвать эту опору. Вот что гласит легеда:
«Опять пришлось ему (Гераклу) идти через Ливию. Здесь встретил он великана Антея, сына Посейдона, бога морей, и богини земли Геи, которая его родила, вскормила и воспитала. Антей заставлял всех путников бороться с ним и всех, кого побеждал в борьбе, немилосердно убивал. Великан потребовал, чтобы и Геракл боролся с ним. Никто не мог победить Антея в единоборстве, не зная тайны, откуда великан получал во время борьбы все новые и новые силы. Тайна же была такова: когда Антей чувствовал, что начинает терять силы, он прикасался к земле, своей матери, и обновлялись его силы: он черпал их у своей матери, великой богини земли. Но стоило только оторвать Антея от земли и поднять его на воздух, как исчезали его силы. Долго боролся Геракл с Антеем. несколько раз он валил его на землю, но только прибавлялось силы у Антея. Вдруг во время борьбы поднял могучий Геракл Антея высоко на воздух, — иссякли силы сына Геи, и Геракл задушил его.»
В конце 17 века гонения на музыкальные инструменты значительно ослабли. Церковь добилась своего – произошла смена культур. Бурдон исчез даже из строя гуслей. Дело в том, что в 17 веке, в аристократические круги буквально ворвались столовидные гусли, и как переносной вариант (без ножек) шлемовидные гусли – их еще называли поповскими. В основе строя столовидных (поповских) гуслей был Эолийский (древнегреческий) лад ABCDEFGABCDEFGA (Ля СиЬ До Ре Ми Фа Соль Ля СиЬ До Ре Ми Фа Соль Ля). Русский (Иерусалимский) строй представлял собой кусок этого ряда — CDEFGABCD.
В последнее время интерес к гуслям значительно возрос. Связано это большей частью с тем, что у нас в стране молодые люди пытаются возродить дохристианскую славянскую культуру. То ли по не знанию, то ли по злому умыслу, но по всей стране создаются учебные группы по освоению гуслей именно с «Иерусалимским» строем – CDEFGABCD. Таким образом люди, пытающиеся возродить славяно-арийскую культуру, вводятся в заблуждение. Самым древним (более пяти тысяч лет) строем является двуаккордовый строй GCDEFG, более поздний (более трех тысяч лет) трехаккордовый («Лукоморский») GCDEFGA (GCDEFGABC) и «Новгородский» ADEFGABCD. Запомните! Древние славянские песни были дву и трехаккордовыми! Пятиаккордовое пение было внесено христианами.
Зная отличие христианской гармонии от дохристианской, весь фольклор можно разделить на христианский и дохристианский. Дохристианский фольклор трехаккордовый (или двуаккордовый) и имеет тяготение к бурдону.
Бурдон – первая (басовая) струна гуслей, по тону на октаву ниже пятой (от тоники) ступени. БУРДОН (а не тоника) – основа древней гармонии. Гусли без бурдона, как человек без морали. Большинство мастеров ведутся на христианскую традицию и делают гусли без бурдона. ЗАКАЗЫВАЙТЕ ГУСЛИ С БУРДОНОМ ! Учитесь играть на гуслях с бурдонм, учите других играть на гуслях с бурдоном.
Несмотря на то, что в этнографических экспедициях находят строи с бурдоном, должного отношения к изучению игры с этими строями нет! Как истинно народным считается Русский (Иерусалимский) строй, и в качестве доказательства приводится масса гусельных наигрышей, сохранившихся благодаря традиции. НО ЭТО ТРАДИЦИЯ 18 ВЕКА . 18 век – время триумфа христианской культуры на Руси!
Говоря о строе гуслей, надо иметь в виду, что гусли не строились от одной (конкретно) ноты. Разброс тональностей достаточно велик – от Соль минор (мажор) до Ре минор (мажор). Поэтому проще говорить не о строе гуслей, а схеме, по которой они строятся. Элементами схемы являются ступени гаммы. Гамма начинается с первой ступени (тональности) и заканчивается седьмой. Приведу примеры наиболее употребляемых тональностей и их ступеней:
До мажор – CDEFGAH (До Ре Ми Фа Соль Ля Си)
До минор – CDEЬFGAЬB, где В – СиЬ (До Ре МиЬ Фа Соль ЛяЬ СиЬ)
Ре минор – DEFGABC (Ре Ми Фа Соль Ля СиЬ До)
Ре мажор – DEF#GAHC# (Ре Ми Фа# Соль Ля Си До#)
Ми минор – EF#GAHCD (Ми Фа# Соль Ля Си До Ре)
Фа мажор – FGABCDE (Фа Соль Ля СиЬ До Ре Ми)
Ля минор — AHCDEFG (Ля Си До Ре Ми Фа Соль)
Ля Мажор – AHC#DEF#G# (Ля Си До# Ре Ми Фа# Соль#)
Соль мажор – GAHCDEF# (Соль Ля Си До Ре Ми Фа#)
Соль минор – GABCDEЬF (Соль Ля СиЬ До Ре МиЬ Фа)
В дохристианские времена и в средние века гусли с бурдоном строились по схеме:
В мажоре («Лукоморский») 51234567Ь1, где 7Ь – седьмая пониженная. Наиболее известный вариант в тональности До мажор – GCDEFGABC, где В — СиЬ.
В миноре («Новгородский») 512345671. Наиболее известный вариант в Ре миноре – ADEFGABCD.
В семиструнном варианте, «Лукоморский» и «Новгородский» строились по одной схеме – 5123456. (GCDEFGA и ADEFGAB).
Иногда в строй добавляли нижнюю тонику. На эту тему очень интересен строй, обнаруженный в Новосибирской области известным исследователем гусельной традиции Дмитрием Парамоновым. Здесь не только добавлена нижняя тоника, но она удвоена, также удвоена и верхняя тоника. Наличие большого количества резонансных струн усиливает эффект «гудения». Тут надо отметить, что раньше не играли на гуслях, а гудели в них.
Если отбросить нижнюю тонику и вторую верхнюю тонику, то на левой схеме мы видим девятиструнный (До) мажорный строй с бурдоном («Лукоморский»), а на правой схеме представлен (До) минорный строй с бурдоном («Новгородский»).
Принцип формирования аккордов с этими строями настолько прост, что освоить основы игры на гуслях сможет любой человек без музыкального образования где-то за пол часа. Правда на полное освоение этого удивительного инструмента уйдут годы.
Строй определяет репертуар. Шесть игровых струн (плюс бурдон) позволяют играть три аккорда минора или мажора (в зависимости от настройки).
Источник