- Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов.
- Построение аккордов на гитаре. Вводная информация
- Чем полезно умение строить аккорды и как применять эти навыки?
- Немного теории для начала
- Строение трех типов аккордов
- Трезвучия
- Септаккорды
- Расширенные аккорды
- Как строить аккорды на гитаре?
- Первый способ – формула и гамма
- Способ второй – интервалы
- Формулы аккордов
- Формула трезвучий
- Формула септаккорда
- Формула расширенного аккорда
- Дополнительные формы аккордов
- Add-аккорды
- Omit-аккорды
- Надстройки
- Система CAGED
- Полная таблица формул построения аккордов
- Практические советы
- ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
- 12 Replies to “ Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов. ”
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW
- Как записывать акустическую гитару дома
- Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда
- Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли
- Акустическая гитара >Техника аккордовых мелодий
- Построение аккордовых мелодий на гитаре
Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов.
Построение аккордов на гитаре. Вводная информация
Аккорды – это одна из основ любой музыки. Почти все песни, так или иначе, строятся вокруг звуковых прогрессий, которые выражаются как раз трезвучиями – и умение их построить важно для любого музыканта. Таким образом, вы сможете сочинять свои композиции, а также делать их более разнообразными, лучше задавать тон песни и ее настроение. Построение аккордов – это навык, освоить который просто необходимо. Именно этому и посвящена данная статья.
Чем полезно умение строить аккорды и как применять эти навыки?
Если кратко – то без этого умения вы не сможете сочинять музыку. Вам совершенно точно не хватит классических 12 аккордов, и вы так или иначе начнете искать новый звук. И только когда вы научитесь выстраивать другие трезвучия – с повышенными ступенями и подобным – тогда вы и расширите свои музыкальные возможности.
Кроме того, вы сможете использовать свои навыки и в солировании. Вы уже будете знать, как строятся аккорды, и поэтому сможете легко обыгрывать их в соло-партиях своей музыки. Это звучит очень красиво и всегда к месту.
Немного теории для начала
Аккордом называют три или более звучащие одновременно ноты, которые расположены между собой в определенном порядке, или интервале от основного звука. При этом внутри него считаются только разные звуки – то есть одновременно звучащие три октавы не считаются за аккорд. Все они подчинены одному принципу построения. В случае мажорного аккорда это «тоника – большая терция – малая терция», а в случае минорного – «тоника – малая терция – большая терция». Это стандартная схема, от которой отталкиваются уже все остальные сочетания. Она никак не меняется, к ней только добавляются новые звуки – так называемые ступени, которые входят в гамму, и добавляют настроение. То, как это происходит, разнится между собой.
Строение трех типов аккордов
Ниже представлены способы построения трех наиболее популярных типов аккордов, которые можно быстро выучить и применять на практике.
Трезвучия
Собственно, это именно то, что мы описали в самом начале своей статьи. Самый стандартный тип, который используется повсеместно во всех музыкальных композициях. Строятся они по следующему принципу:
Мажорное трезвучие – «тоника – большая терция – малая терция».
Минорный аккорд – «тоника – малая терция – большая терция».
Попробуйте самостоятельно строить их на своем инструменте – и уже потом отталкивайтесь от того, что получилось.
Септаккорды
Септаккорд – это аккорд с четырьмя звуками, последний из которого стоит от тоники в интервале малой септимы. Построить его очень просто – помимо трех стандартных нот зажмите еще одну, которая находится через пять полных тонов от тоники. Например, в случае с аккордом A это будет нота G.
Доминантсептаккорд – это частный случай септаккорда. Он всегда мажорен, и всегда находится на пятой ступени гаммы, которая входит в тональность.
Расширенные аккорды
Это – собирательное название для всех аккордов, которые используют другие интервалы в дополнение к основным. Очень важно, чтобы ноты использовались в гамме, иначе это будет образовывать сильный диссонанс, и не считаться аккордом.
Попробуйте подставить к стандартным трезвучиям дополнительные ноты. Например – добавить к аккорду C ноту G#, что даст довольно напряженное и необычное звучание, а также позволит без проблем двигать его по ладам. Пробуйте – на самом деле добавлять можно почти все из 12ти нот, и это будет давать какое-то звучание и интересные последовательности аккордов .
Как строить аккорды на гитаре?
Первый способ – формула и гамма
Первый способ подразумевает то, что вы точно знаете тональность, а также все ноты, которые входят в нее. Итак, вы просто знаете, как выстраивается каждый из аккордов, и таким образом просто подставляете нужные ноты. Это довольно просто, когда вы зазубрите все гаммы и формулы выстраивания аккордов. До этого же это будет проблематично, и вы будете часто путаться.
Пример:
Гамма C (До-мажор) = C D E F G A B C
Способ второй – интервалы
Это гораздо проще, чем способ, обозначенный выше. Вы учите то, какие интервалы отстраиваются от тоники самого аккорда в определенной комбинации – и отталкиваетесь уже от этого. Этот способ намного проще, потому что не требует заучивания гамм – поскольку все интервалы и так уже входят в гамму. Однако это может немного запутать вас, однако с опытом все выправится.
Формулы аккордов
В данном разделе собрана краткая информация, специально для того, чтобы вы лучше понимали, как подбирать аккорды.
Формула трезвучий
Мажорное трезвучие: Тоника – большая терция – малая терция.
Минорное трезвучие: Тоника – малая терция – большая терция.
Формула септаккорда
Мажорный септаккорд: Тоника – большая терция – малая терция – малая септима.
Минорный септаккорд: Тоника – малая терция – большая терция – малая септима.
Формула расширенного аккорда
Мажор: Тоника – большая терция – малая терция – любой другой интервал.
Минор: Тоника – малая терция – большая терция – любой другой интервал.
Дополнительные формы аккордов
Помимо основных форм, существует еще несколько дополнительных, которые применяются, не так часто, и для формирования которых потребуется знать ноты на грифе .
Add-аккорды
Все очень просто. Add-аккорды – это трезвучия, к которым была добавлена определенная ступень. Он обозначается так – сначала пишется тоника, после этого – номер добавляемой ступени.
Omit-аккорды
Это – прямая противоположность add-аккордам. Так обозначаются трезвучия, в которых пропущена определенная базовая ступень. Для того, чтобы построить его, просто заглушите одну из трех основных нот аккорда.
Надстройки
Надстройки, или же аккорды со слешами, это трезвучия, к которым добавляется дополнительная тоника другого аккорда. Как правило, ступени добавляются по гамме выше, чем основная нота. В данном же случае добавляется нота ниже, чем основная тоника. Как правило, это переходные аккорды, которые часто используются при переборе.
Система CAGED
На гитаре все гораздо проще. Вместо того, чтобы запоминать построение и способы дополнения аккордов, мы можете воспользоваться системой аккордовых форм. Вам необходимо просто выучить то, как вы зажимаете аккорды на первых трех ладах – и после этого просто переносить их по грифу, опуская и поднимая. Таким образом запоминать построение трезвучий становится гораздо легче.
Примеры:
Полная таблица формул построения аккордов
Практические советы
Применяйте все полученные знания на практике. Стройте аккорды в своих песнях, изменяйте их и старайтесь разнообразить свою игру.
Следите за другими песнями, – какие аккорды используются там, и старайтесь понимать, как они строятся. Кроме того, запоминайте их и применяйте в своих песнях.
Выучите интервалы – это сильно поможет.
Выучите то, как строятся гаммы.
Выучите то, как считаются ступени и ноты.
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
12 Replies to “ Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов. ”
Это все крайне сложно и потому ввергает в уныние. Куча непонятных и сложных терминов, без которых за игру на гитаре и браться не стоит. И понятно становится, что если человек не оканчивал консерваторию, то ему как неспециалисту в эту область лучше не лезть. Самый лучший демотивирующий материал
Нужно начинать с малого, разобраться можно и без консерватории. Ничего супер сложного здесь нет. Просто на первых порах нужно углубится в детали и найти способ понять как все работает.
Здравствуйте. Для начала скажу, что обожаю Ваш сайт, тк очень много полезностей. Но когда встречается такое, становится грустно и непонятно, куда пойти за ответом. Я закончила консерваторию и хоть убейте меня не могу понять откуда в ля-минор-септаккорде нота соль-диез.
Вы пишете: «Доминантсептаккорд – это частный случай септаккорда. Он всегда мажорен, и всегда находится на пятой ступени гаммы, которая входит в тональность. Именно поэтому случае с построением минорного аккорда обязательно поднимайте ноту на полтона выше седьмой ступени. То есть, для создания аккорда Am7 вам надо зажать G#.»
— о чем идет речь? «именно поэтому случае»… что это значит…
— «обязательно поднимайте ноту» — какую. их в септаккорде 4 штуки
— выше седьмой ступени чего? исходной тональности? или седьмой ступени строимого септаккорда? и зачем ее повышать если минорный септаккорд отличается от мажорного первым интервалом — в мажорном идет большая терция, а в минорном малая…
Возможно, я что-то понимаю неправильно? Но если уж я не смогла в музвышкой разобраться, то простые люди без музыкального образования уж точно не поймут и пройдут мимо…
Пожалуйста, исправьте ошибку.
Здравствуйте. Спасибо за развернутый комментарий. Информацию исправил.
Вопрос такой: почему по теории и таблице в до мажоре три ноты, а играется аккорд как до ми соль ДО. Откуда вторая до взялась то?
Аккорд До-мажор состоит из 3 нот До-Ми-Соль, в самом же аккорде на гитаре участвует 5 нот если начинать с 5 струны, то они будут C-E-G-C-E. Две последние ноты здесь как дополнение, чтобы аккорд звучал более объемно и полноценно. Но в целом структура по формуле остается такая же и в аккорде звучат только 3 ноты.
В пункте про септаккорды — «помимо трех стандартных нот зажмите еще одну, которая находится через семь полных тонов от тоники». Та самая нота находится через пять полных тонов )
Спасибо, что сообщили про ошибку. Текст исправили
В разделе «Формула аккордов» вместо квинты ошибочно указаны разного рода терции.
Роман, написано все верно. В этом разделе указаны формулы построения разных типов аккордов. Подробную статью про квинт-аккорды читайте здесь http://pereborom.ru/kvint-akkordy-na-gitare-shemy-pauer-akkordov/
Видимо вторая терция имеется ввиду не от тоники, а от первой терции, поэтому в мажоре написано большая-малая, а в миноре малая-большая.. а если считать от тоники, то конечно квинта
Владимир, все верно. В формулах написанных текстом интервал 3 ноты написан от 2-ой, не от тоники. Для удобства, ниже есть таблица с формулами в цифрах.
Добавить комментарий Отменить ответ
Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW
Как записывать акустическую гитару дома
Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда
Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли
Источник
Акустическая гитара >Техника аккордовых мелодий
Любому гитаристу будет очень полезно научиться делать аранжировки на гитаре. Так вы поймете, как писать запоминающиеся композиции, разовьете навык игры соло и, возможно, найдете путь к собственному уникальному стилю исполнения. Сегодня мы поговорим об одном из самых эффективных способов создания аранжировок — концептуализации аккордовых мелодий. Обычно термин «аккордовая мелодия» употребляется по отношению к джазу, но этот подход можно использовать для любой музыки. В нашем случае это будет рок. Мы разберем несколько мелодий, посмотрим, как они ведут себя на фоне смен аккордов, и обсудим разные варианты того, как их разнообразить.
Начать лучше всего с простых аккордов. Это даст возможность придумать более разнообразные партии для разных инструментов. Примерами нам послужат мелодии в рамках двух октав и трезвучия на трех струнах (5-4-3, 4-3-2 и 3-2-1), которые будут выполнять функцию гармонии.
Построение аккордовых мелодий на гитаре
Начнем с короткой мелодии на фоне простой гармонии ( Пример 1 ). Основная идея гармонизации любой мелодии заключается в том, что каждую ноту мелодии следует рассматривать как самую высокую ноту аккорда. Иными словами, мелодия показывает, от каких нот следует строить аккорды. Сначала нужно определить ступени нот мелодии относительно аккордов, на фоне которых они играются.
Затем вы выбираете аккорды, для которых та или иная мелодическая нота является самой высокой ( Пример 2 ). Первая нота такта 1 — нота Е. Это третья ступень гаммы С мажор. Следовательно, нужно найти такую форму мажорного аккорда С, где Е будет самой высокой нотой. Полезно также знать, что чаще всего гармонизовать следует более долгие ноты, а на короткие не обращать внимания, если они не находятся на местах смены аккордов. Поэтому ноту F (четвертая ступень гаммы) мы оставим в покое и сконцентрируемся на следующей ноте, играя трезвучие С с нотой G (пятая ступень) в качестве самой высокой.
Первая нота следующего такта — нота Е (седьмая ступень F). Это короткая нота, но мы гармонизуем ее, потому что она приходится на момент смены аккордов. Седьмая ступень не является частью мажорного трезвучия, поэтому нам надо будет немного схитрить. Самое очевидное решение — это взять первое обращение мажорного трезвучия F с тоникой на месте мелодической ноты (A-C-F) и понизить тонику на полтона, чтобы получить седьмую ступень (A-C-E). Нетрудно заметить, что эти ноты входят в аккорд Fmaj7, а также образуют трезвучие Am.
Далее следует пятая ступень (нота D), поэтому играем мажорное трезвучие G в третьей позиции. Итак, гармония готова. Звучит очень даже неплохо!
А теперь проделаем те же операции с другими мелодиями, подразумевающими чуть более сложные гармонии. Пример 3 — это разбор нашей следующей мелодии по ступеням.
Пример 4 демонстрирует одно из гармонических решений для этой мелодии. Давайте посмотрим, что конкретно мы сделали. На фоне первого аккорда Bb звучат третья и пятая ступени. Самый легкий вариант — выбрать трезвучие с квинтой наверху, но сперва извлечь тонику и терцию и только потом квинту, которая будет звучать на фоне тоники и терции на протяжении всего аккорда.
На фоне аккорда Сm, когда в мелодии играется вторая (или девятая) ступень, мы сохраняем ту же аппликатуру, заменяя вторую ступень пониженной третьей. Это говорит нам вот о чем: иногда, сдвигая мелодическую ноту, можно поддержать ее с помощью более низких нот предыдущего аккорда. Ту же идею мы применяем к аккорду Dm7, но в данном случае мелодической нотой является пониженная седьмая ступень. Как только вы сыграли этот аккорд, замените пониженную седьмую ступень на пятую, удерживая при этом две более низкие ноты. Это даст вам трезвучие Dm.
Перейдем к аккорду Ab со второй ступенью в качестве самой высокой ноты. Здесь мы можем взять трезвучие с тоникой наверху и заменить ее на вторую ступень. Также мы можем взять трезвучие с третьей ступенью наверху и заменить ее второй. Нельзя сказать, что какой-то один вариант лучше другого. Они совершенно разные. Мне больше нравится второй, поэтому остановимся на нем.
Фраза повторяется, но я предлагаю внести небольшое изменение на аккорде Eb. Мелодическая нота дает такту напряжение. Мы не можем изменить мелодию, но можем разнообразить гармонию. Хороший вариант — взять среднюю ноту трезвучия (третью ступень) и заменить ее на вторую.
Вот еще одна мелодия ( Пример 5 ), расписанная по ступеням. Она более медленная и написана в мажорной тональности.
В Примере 6 вы видите уже гармонизованную мелодию. Вот комментарии к ней: В такте 3 (на фоне аккорда Bb) мы дважды играем ноту А (большую септиму аккорда Bb) в размере целой ноты. Повторяющиеся мелодические ноты дают возможность добавлять звучанию гармоническую окраску, поэтому давайте немного поэкспериментируем с гармоническим движением. Смотрите: в такте 4 нота D опускается до С, что дает аккорд Bbmaj7sus2.
То же самое происходит в тактах 7 и 8. Что касается аккорда С, возьмем трезвучие с тоникой (С) наверху и заменим тонику на вторую ступень (D). Далее, в такте 8 мы поднимаем ноту Е (третью ступень) до F (четвертой ступени).
Теперь поработаем с быстрой мелодией ( Пример 7 ).
Здесь мы воспользуемся преимуществами открытых струн, усилив гармонию основным трезвучием. Иногда можно позволить себе повторить нижние ноты трезвучия, на фоне которых мелодия будет продолжать движение. Например, в такте 4 (на аккорде Е) мелодия движется на фоне нот Е и В. Результат — Пример 8 .
Имейте в виду, что аккордовыми мелодиями можно украшать даже и очень короткие фразы. Эта техника хорошо подходит для двухтактовых соло или для однотактовых гитарных вставок, поддерживающих соло. Но никто не запрещает применить ее и для всей композиции! Не существует какого-то одного волшебного рецепта, который бы подходил ко всему. Все это — просто инструменты, проясняющие некоторые интересные и важные идеи. Поэтому самое главное — это ваши эксперименты!
Спасибо за урок, но мне осталось не понятно, что значат: четвертая ступень гаммы, пятая ступень гаммы, седьмая ступень гаммы и т.д.
Изучите урок про ступени, и Вам все станет понятно.
Источник