Как быстро запомнить аккорды? Строим аккорды от струны.
Один из самых эффективных способов оперативного запоминания аккордов сразу группами — это постижение принципа построения аккордов от басовых струн.
Аккорд, как известно, строится от основания — нижней из составляющих его ступеней, самой низкой ноты, примы, тоники, от которой он и берёт своё название.
Ноты открытых басовых струн 6-ти струнной гитары с обычным вариантом настройки:
6-я струна — нота Ми (E), 5-я струна — нота Ля (A), 4-я струна — нота Ре (D).
С использованием открытых струн удобно построить одноимённые их нотам аккорды. Для 6-ой струны аккорды Ми, для 5-ой Ля, для 4-ой — Ре.
Используя аппликатуру аккорда с открытыми струнами и баррэ, перемещаем её по грифу согласно расположения нот на соответствующей басовой струне (баррэ прижимаются струны на ладу соответствующем ноте — приме, тонике аккорда).
Возьмём для примера простые и часто используемые аккорды.
Построим аккорды от нот басовых струн, другими словами — от струн.
Аппликатуры аккордов — мажорных трезвучий от 6-ой струны, начиная от Ми-мажор (E):
E | F | G | A | H | C | D |
Как читаются аппликатуры аккордов
Аналогично можно построить ряд аккорды других видов и от 6-ой, и от 5-ой и 4-ой струн. Баррэ берётся на соответствующем ноте на струне ладу.
Таким образом, запомнив одну аппликатуру и зная расположение нот по басовым струнам, можно быстро определить на каком ладу нужно взять баррэ для того, чтобы построить нужный аккорд. По сути, зная один аккорд группы, можно построить остальные и запомнить сразу всю эту группу.
Для закрепления материала также построим другие аккорды —
мажорные и минорные трезвучия, а также малые мажорные септаккорды (доминантсептаккорды).
Источник
Уроки guitar.ru
      Автор: Дмитрий Зайцев       Дата публикации: 22 февраля 2000 г. |
Эта статья предназначена для тех, кто хочет легко и быстро научиться строить аккорды на гитаре, не вдаваться особенно в премудрости сольфеджио. Особенно для тех, у кого само слово «сольфеджио» вызывает неприятные чувства в коже спины. Первая часть статьи может быть пропущена, так как речь в ней идет о совсем элементарных вещах.
П онятное дело, что профессионалам это лучше вообще не читать.
Допущения (можно вообще никому не читать)
- Забудем о том, что гитару иногда перестраивают (например шестую струну — в D, не говоря уже о CGCGCE и CGCGCEb).
- Забудем пока сложные аккорды; будем рассматривать самые очевидные, но зато реально берущиеся и самые распространенные. Сначала — те, которые строятся от барэ, а потом и остальные.
- Забудем об общепринятом порядке построения интервалов в аккорде, как это принято на клавишных, поскольку на гитаре это делается по-своему и даже не хуже.
- Забудем о ноте H и будем обозначать си — B, а сиb — Bb, поскольку это проще и современнее.
- Гриф будем рисовать горизонтально басовыми струнами вниз — так удобнее и больше похоже на табулатуру.
Слова, цифры и буквы(можно не читать почти всем)
- Тон-полутон
Полутон — это разница между двумя нотами в один лад на одной и той же струне.
Тон — разница в два лада.
Диез — на пол-тона выше (#)
Бемоль — на пол-тона ниже (b) - Обозначения левых пальцев
Указательный — 1
Средний — 2
Безымянный — 3
Мизинец — 4 - Обозначения струн
Тонкие струны называются верхними, а толстые — нижними или басовыми (три нижних), несмотря на то, что физически они находятся выше верхних.
Струны обозначаются по порядку: первая — самая тонкая. - Ноты
С — до
D — ре
E — ми
F — фа
G — соль
A — ля
B — си - Строй гитары
Исходя из предыдущего пункта:
Первая струна — E
Вторая струна — B
Третья струна — G
Четвертая струна — D
Пятая струна — A
Шестая струна — E
Да будет кварта!
Возьмем гитару за гриф, нежно, как любимую подругу за. ну не важно. Зажмем на любом ладу где-нибудь посередине грифа вторым и третьим пальцами две соседние басовые струны на одном и том же ладу. Например так:
И назовем вот такое расположение зажатых пальцев квартой. А теперь сыграем ее, зажав струны и послушаем этот сладкий звук.
И увидел я, что это хорошо… И запомнили мы во веки веков, что кварта есть такая на басовых струнах. Теперь понятно, почему говорят, что на гитаре все струны (кроме второй) настроены в кварту?
Да будет квинта!
Теперь, когда вы уже почти все знаете, зажмем также на любом ладу первым и третьим пальцами две соседние басовые струны, но уже вот так:
Такое расположение пальцев есть квинта. А теперь сыграем ее и послушаем. По моему это тоже хорошо. И запомнили мы во веки веков, что квинта есть такая на басовых струнах.
Да будут мажорная и минорная терции!
Ну теперь самое сложное! Сразу две картинки, да еще обе терции. Вот они:
Мажорная (ее еще называют большой):
Минорная (а эта малая, хотя расстояние между пальцами наоборот больше):
Вот это и есть все различие мажора и минора. Всего один лад, а сколько разговоров вокруг этого!
Итак, мажорная терция — это когда более тонкая (верхняя) струна зажата левее на один лад, а минорная — на два. Сыграем и их. Ну до чего ж хорошо. Душа поет!
Ну и запомним мы эти терции, и что? Да ничего! Аккорды уже можно строить — вот что.
Все эти квинты, кварты, терции и еще кое-что имеют общее название «интервалы».
Ну это и так все знают. Это когда одним пальцем (пока — всегда первым) сразу много струн зажимать надо. Например вот так:
Во-первых, будем считать, что баррэ зажимается ОТ шестой, ОТ пятой и ОТ четвертой струны (пока этого хватит). То есть, зажимаем не все струны, а столько, сколько сказано. НО, если струна не зажата, то и играть ее пока не будем вообще.
Во-вторых, cамая нижняя басовая нота в баррэ будет называться тоникой (это еще одно допущение, чтобы профессионалы не кидали в меня камни).
Ну вот, пора строить аккорды.
Построение простейших аккордов
Аккорды будем строить ОТ шестой, пятой и четвертой струн (иными словами, рассмотрим аккорды, тоника которых находится под указательным пальцем в баррэ на одной из басовых струн).
МАЖОРНЫЕ И МИНОРНЫЕ АККОРДЫ
Пока будем строить каждый следующий интервал не от тоники, а от предыдущей полученной ноты.
Построим МАЖОРНЫЙ АККОРД ОТ ШЕСТОЙ СТРУНЫ.
Мажорный аккорд — это квинта + кварта + мажорная терция. Зажимаем баррэ на 6 струн на любом ладу.
Добавим от шестой струны квинту, зажав ее третьим пальцем
Строим от полученной ноты на пятой струне еще кварту, зажав ее четвертым пальцем.
А теперь добавим еще так же мажорную терцию вторым пальцем:
Готово! Самое приятное, что верхние струны, зажатые в этом аккорде при помощи баррэ, тоже входят в аккорд, и поэтому мы можем играть на всех струнах как вам угодно — хоть вместе, хоть по очереди (что, в прочем, есть арпеджио).
Есть еще одно интересное замечание, состоящее в том, что этот и другие подобные аккорды остаются такими же на любых ладах, то есть надо просто поменять тонику и построить то же самое от других басовых нот — тогда вы получаете аккорды от разных тоник.
Построим МИНОРНЫЙ АККОРД ОТ ШЕСТОЙ СТРУНЫ.
Минорный аккорд — это квинта + кварта + минорная терция. Зажимаем баррэ на 6 струн на любом ладу.
Добавим от шестой струны квинту, зажав ее третьим пальцем:
Строим от пятой струны еще кварту, зажав ее четвертым пальцем:
А теперь добавим минорную терцию. Надо же! Ее не надо и добавлять, так как она входит в баррэ! Ура! Уже и так все было готово! Главное, как все просто-то. Даже нот знать на надо.
Источник
Уроки guitar.ru
      Автор: Dr. Bob Davidov       Дата публикации: 07 апреля 2016 г. |
Введение
Г оворят, что трудно научиться игре на музыкальном инструменте, за исключением игры на гитаре, ведь для неё – каждый подъезд консерватория. Когда наш двор решил, что пора научиться исполнять на гитаре песни типа «. Я готов целовать песок по которому ты ходила», а спросить, с чего начать, было не у кого, то почти каждый купил по самоучителю и попытался разобраться в нотных премудростях. Оказалось, что аккордов очень много, один и тот же аккорд имеет множество вариантов построения, одинаковые по «распальцовке» аккорды могут иметь несколько названий. Через непродолжительное время безуспешных попыток освоения гитары мне подарили с десяток самоучителей, которые я использовал для поиска нераскрытой в самоучителях, но существующей системы построения аккордов.
Много лет назад я открыл для себя систему построения любых аккордов, и «дворовых», и с баррэ, аккордов группы «Битлз» и даже джазовых, и теперь хотел бы максимально просто показать, как строить аккорды для любых музыкальных инструментов, прежде всего струнных, и как выделить аккорды из нотных записей для «не гитарных» инструментов, например, пианино.
Запись аккордов
В Интернете можно найти многочисленные записи аккордов, их примеры приведены на рисунке:
Рис. 1. Примеры записей аккордов для гитары
Можно заметить, что название аккорда с одной и той же аппликатурой (расположением пальцев) зависит от места расположения аккорда, а аккорды с разной аппликатурой могут иметь одно и тоже название. Примеры таких зависимостей показаны на рисунке ниже:
Рис. 2. Аккорды Am и Dm с одинаковой аппликатурой располагаются на разных ладах гитары, а аккорд Dm имеет разную аппликатуру.
Немного физики о нотах
З вук — колебания, которые воспринимает наше ухо. Среди звуковых частот можно выделить частоту камертона, например, ноту Ля 440 Гц. Ноты удвоенных частот имеют те же названия, но принадлежат разным октавам, например, частоты 220 Гц (440/2) и 880 Гц (440*2) тоже образуют звук Ля, но они принадлежат разным октавам.
Частоты одной октавы делятся на 12 интервалов (полутонов) по формуле f(i) = f0*2^(i/12). Известные ноты До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си располагаются в пределах одной октавы как показано на рисунке ниже, причем, ноты Си и До а также Ми и Фа располагаются по соседству (имеют полутоновый интервал), а между всеми другими нотами интервал равен двум полутонам или целому тону.
Примечание: на гитаре расстояние между соседними ладами или между открытой струной и первым ладом соответствует полутону.
Рис. 3. Расположение нот До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си в октавах.
Для обозначения звуков между нотами До-Ре, Ре-Ми, Фа-Соль, Соль-Ля, и Ля-Си, расположенных через полутоновый интервал, используются знаки # (диез) или b (бемоль) и название ближайшей ноты, причем диез означает более высокий звук, а бемоль – более низкий. Например, ноту между До и Ре можно назвать как До-диез или как Ре-бемоль и обозначить как C# или Db соответственно:
Рис. 4. Обозначение пяти нотных звуков 12-интервальной октавы, которым не хватило места в ряду До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Зная начало отсчета и порядок следования нот можно определить расположение нотных позиций на музыкальном инструменте. Например, началом отсчета для шестиструнной гитары могут служить названия её струн: Ми (самая тонкая, первая), Си (потолще, вторая), Соль, Ре, Ля и Ми (самая толстая, шестая струна) или E, H, G, D, A, E. Гриф гитары разделен на полутоновые интервалы ладами. Между открытой струной и первым ладом тоже один полутон. Построеное по вышеизложенным правилам распределение нотных позиций вдоль каждой гитарной струны показано ниже:
Рис. 5. Обозначение нотных позиций шестиструнной гитары.
Можно заметить, что порядок нот для всех струн повторяется с 12 лада в более высокой октаве. Звуки двенадцатого лада созвучны пению открытых струн.
Одноименные звуки разных октав должны быть созвучны, поскольку их частоты кратны двум. Одноименные звуки одной октавы, извлекаемые на разных струнах, должны звучать в унисон. Это правило используется при настройке инструмента. Например, вторая струна, зажатая на пятом ладу Ми (E), и открытая самая тонкая струна Ми (E) должны звучать в унисон, и когда их частоты совпадают, то извлечение звука E на пятом ладу второй струны вызывает заметное глазом резонансное колебание открытой (не зажатой) первой струны. Чем больше амплитуда резонирующей открытой струны – тем точнее строй гитары. Создавая и наблюдая резонансные колебания можно настроить струнный инструмент не по слуху, а по амплитуде колебаний.
Структура аккордов
Р ассмотрим состав нот, образующих одноименный аккорд в разных позициях, например Ля-минор (Am) вблизи порожка и на пятом ладу:
Рис. 6. Аппликатура и ноты аккорда Am (Ля-минор) вблизи порожка и на 5 ладу
Рис. 7. Ля-минорный аккорд состоит из нот Ля, До и Ми, а Ля-мажорный аккорд – из нот Ля, До-диез и Ми. Аккорды отличаются положением средней ноты.
Рис. 8. Интервалы мажорного и минорного аккордов.
Рис. 9. Построение септаккорда на примере Am7 (септаккорд Ля-минор).
Правило построения аккордов
К роме буквы m (минорный) и цифры 7 (септаккорд) в обозначении аккорда могут использоваться и другие символы, например, цифры 4, 11, 13, знаки «+» и «-«, буква b. Как показано ниже, цифры обозначают номер ноты ряда “Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа” относительно тоники Соль (G), а знаки и буква b показывают направление смещения на один интервал: знак «+» смещает ноту в сторону повышения, как и знак # (диез), а знак «-» смещает на понижение, как и знак b (бемоль).
Рис. 10. Порядок распределения нот аккорда относительно тоники Соль (G). Красным показаны примеры записи аккордов, слева от записей показан нотный состав аккордов, дополнительные ноты которых выбираются из верхнего ряда.
Цифры аккорда показывают, какие ноты необходимо добавить к соответствующему мажорному или минорному аккорду. Зависимость положения дополнительной ноты относительно тоники показана на предыдущем рисунке и в следующей таблице:
Запись в аккорде | Положение ноты относительно тоники в полутонах |
4 | 5 |
5 | 7 |
5+ | 8 |
6 | 9 |
7 | 10 |
-9 | 13 |
9 | 14 |
11 | 17 |
13 | 22 |
Например, запись Hm6 показывает, что это минорный аккорд (буква m), основная нота аккорда – тоника Си (H), ноты минорного аккорда отстоят от тоники на 4 и 7 полутонов, это ноты Ре (D) и Фа-диез (F#), дополнительная нота «6» удалена от тоники на 9 полутонов, это нота Соль-диез (G#). Таким образом, аккорд Hm6 включает ноты H, D, F#, G#.
Запись аккорда F7/9 говорит, что это мажорный аккорд (нет буквы «m»), тоника аккорда – нота Фа (F). Сначала находим ноты мажорного аккорда которые отстоят от тоники на 5 и 7 полутонов, это ноты Ля (A) и До (C), а дополнительные ноты «7» и «9» удалены от тоники на 10 и 14 полутонов (см. таблицу выше), это ноты Ре-диез (D#) и Соль(G). В итоге, аккорд F7/9 образуют ноты F, A, C, D#, G.
Аппликатура аккордов
З ная состав нот аккорда и их расположение по грифу гитары, можно подобрать наиболее удобное и звучное исполнение аккорда. Ноты аккорда можно дублировать. На рисунке показано расположение нот аккорда До-мажор на шестиструнной гитаре и даны примеры построения этого аккорда.
Рис. 11. Распределение нот аккорда До-мажор (C) и варианты его аппликатуры (построения) на гитаре. Каждый вариант содержит ноты До (C), Ми (E) и Соль (G). На рисунках тонкая струна расположена вверху.
Для построения аккордов на другом струнном инструменте необходимо знать название струн инструмента и ноты аккорда. Расположение нот аккорда относительно открытых струн можно вычислить по схеме на рис. 3.
Предположим, у нас в руках балалайка и мы хотим сопровождать простейшими аккордами исполнение песен или, как говорится, аккомпанировать. Википедия сообщает, что до конца XIX века каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям. Вот и мы настроим балалайку как три верхние струны шестиструнной гитары: Ми (E), Си (H) и Соль (G). Расположение нот такой балалайки показано на рисунке:
Рис. 12. Распределение нот на первой струне балалайки. Балалайка настроена как верхние струны гитары: первая струна Ми (E), вторая – Си (H), третья – Соль (G).
Для простейшего аккомпанемента (без изысков) вместо сложных аккордов (например, септаккордов) можно исполнять только минорные или мажорные аккорды. Например, вместо D#4/7 брать мажорный аккорд D#, а вместо Am7 – минорный аккорд Am. Простейшие минорный и мажорный аккорды для трех струн показаны на рисунке:
Рис. 13. Простейший мажорный и минорный трехструнные аккорды.
Положение аккорда определяется по положению ноты, входящей в название аккорда. Например, Am берется как минорный аккорд на 5 ладу (см. положение тоники на первой струне, рис. 12), а F# — мажорный аккорд на втором ладу. Вот как располагаются на нашей балалайке (или гитаре) два типа аккордов для сопровождения музыкальной фразы из известного кинофильма:
Рис. 14. Исполнение двумя аккордами.
К недостаткам такого варианта можно отнести то, что приходится много «бегать» по ладам: c третьего по десятый, но зато для исполнения любой песни требуется знать только две аппликатуры. Для более компактного исполнения, естественно, потребуется расширить аппликатуру, например, как показано на Рис. 11.
Составление названий аккордов по нотным записям
Н а следующем рисунке выделены ноты, которые исполняются одновременно. Чтобы определить, какому аккорду принадлежат эти ноты, необходимо выделить неповторяющиеся ноты и определить интервалы до одной из нот аккорда.
Рис. 15. Пример написания аккорда. Ноты аккорда Фа, Ля, До выделены красным.
Наиболее компактное расположение нот аккорда получается относительно ноты Фа. Как было показано на рис.8, ноты, расположенные относительно тоники на 4 и 3 полутона, образуют мажорный аккорд. Следовательно, в записи рис. 15 указан аккорд Фа-мажор (F).
Рис. 16. Компактное расположение нот аккорда.
Заключение
П рекрасно помню, сколько сил потратил, чтобы самостоятельно понять нотные премудрости. Интернета тогда не было. Самоучители, о которых я упоминул во введении, были для классической гитары, и я безуспешно пытался найти связь между аккордами (которые по одному и по большому секрету выдавали старшие мальчишки) и тем, что написано в самоучителях профессионалами. Молодые и начинающие долго не понимать не могут, им нужен постоянный успех, поэтому по объему статья ограничена.
Описанная в моих «попугаях» система и метод построения аккордов позволяют находить аппликатуру любых аккордов и определять название аккорда по составу его нот. Это может пригодиться как при освоении музыкальных инструментов, так и совершенствовании техники аккомпанемента.
Буду рад, если статья послужит побудительным толчком для получения через Интернет или в музыкальных школах дополнительных знаний о игре на музыкальных инструментах.
Источник