Построение аккордов от звука сольфеджио 4 класс

На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

Чтобы каждый раз мучительно не вспоминать, на каких ступенях строятся аккорды, заведите у себя в тетрадочке таблички-шпаргалки. Таблицы по сольфеджио, кстати, их можно с таким же успехом использовать и на гармонии, вы можете распечатать и приклеить или переписать в свою нотную тетрадочку по предмету.

Пользоваться такими табличками очень удобно при составлении или расшифровке всяких цифровок и последовательностей. Также клёва иметь такую подсказку на гармонии, когда наступает ступор, и никак не можешь найти подходящий аккорд для гармонизации, тут же всё перед глазами – обязательно что-то подойдёт.

Таблицы по сольфеджио я решил сделать в двух вариантах – один более полный (для студентов училищ, колледжей и вузов), другой – попроще (для школьников). Выбирайте тот, который подходит вам.

Итак, вариант первый…

Таблицы по сольфеджио для школы

Надеюсь, всё понятно. Не забываем, что в гармоническом миноре повышается VII ступень. Учитывайте это при составлении доминантовых аккордов. А вот и вариант второй…

Таблицы по сольфеджио для колледжа

Мы видим, что здесь всего три колоночки: в первой самое элементарное – главные трезвучия и их обращения на ступенях лада; во второй – основные септаккорды – хорошо видно, например, на каких ступенях строятся аккорды двойной доминанты; в третий раздел помещены всякие другие аккорды.

Несколько важных замечаний. Помните, да, что в мажоре и миноре аккорды немножко различаются? Поэтому не забываем, когда это нужно, повышать седьмую ступень в гармоническом миноре, или понижать шестую в гармоническом мажоре, чтоб получить, к примеру, уменьшённый вводный септаккорд.

Помните, что двойная доминанта всегда связана с повышением IVступени? Отлично! Думаю, что знаете и помните. Я не стал все эти мелочи выносить в колонку со ступенями.

Еще немного по поводу других аккордов

Пожалуй, я забыл внести сюда еще один вид – двойную доминанту в виде трезвучия и секстаккорда, которые также можно применять для гармонизации и составления последовательностей. Ну, добавите сами, если нужно – ничего страшного. Всё-таки аккорды двойной доминанты в середине построения мы не так часто употребляем, а перед кадансом лучше использовать септаккорды.

Секстаккорд II ступени – II6 применяется частенько, особенно в предкадансовых построениях, причём в этом секстаккорде можно удваивать терцовый тон (бас).

Секстаккорд VII ступени – VII6 применяется в двух случаях: 1) для гармонизации проходящего оборота T VII6 T6 вверх и вниз; 2) для гармонизации мелодии, когда она идёт вверх по ступеням VI, VII, I в виде оборота S VII6 T. В этом секстаккорде удваивается бас (терцовый тон). Помните, да, что обычно в секстаккордах бас не удваивается? А вот вам два аккорда (II6 и VII6), в которых удваивать бас можно и даже нужно. Ещё удвоения баса необходимы в тонических секстаккордах при разрешении в них вводных септаккордов.

Трезвучие третьей ступени – III53 применяется для гармонизации VII ступени в мелодии, но лишь в том случае, если она идёт не вверх в первую ступень, а вниз – в шестую. Такое бывает, например, во фригийских оборотах. Иногда, правда, используют и проходящий оборот с третью ступенью – III D43 T.

Доминантовый нонаккорд (D9) и доминанта с секстой (D 6 ) – удивительной красоты созвучия, вы про них, наверняка, всё знаете. В доминанте с секстой – берётся секста вместо квинты. В нонаккорде ради ноны в четырёхголосии пропускается квинтовый тон.

Трезвучие VI ступени – часто используют в прерванных оборотах после D7. При разрешении в него доминантсептаккорда обязательно удвоение терции.

Всё! Как же жестока ваша судьба, ведь теперь больше не мучиться вам, вспоминая, на каких ступенях строятся аккорды. Есть теперь у вас таблицы по сольфеджио. Вот так!))))

Источник

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 4 КЛАСС

1 ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 4 КЛАСС ГАММА это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до еѐ октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся римскими цифрами: I. II. III. IV. V. VI. VII. I (VIII). Каждая ступень имеет своѐ название: I ступень — тоника II ступень нисходящий вводный звук III ступень медианта IV ступень субдоминанта V ступень доминанта VI ступень субмедианта VII ступень восходящий вводный звук ТОНАЛЬНОСТЬ это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от своей тоники и от лада (например До мажор) ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ это тональности с одинаковыми ключевыми знаками и звуковым составом, но разными ладами и тониками ОДНОИМЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ это тональности с одинаковыми тониками, но разными ладами, звуковым составом и ключевыми знаками ЛАД это система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков, объединѐнных тоникой. В ладу 7 ступеней, которые обозначаются римскими цифрами: I, III, V ступени устойчивые, II, IV, VI ступени неустойчивые. 2 ВИДА МАЖОРА Натуральный мажор имеет строение: т т ½ — т т т ½ Гармонической мажор мажорный лад с пониженной VI ступенью: т т ½- т ½- 1½ ½ 3 ВИДА МИНОРА Натуральный минор имеет строение: т ½ ½ — т т Гармонический минор минорный лад с повышенной VII ступенью: 1 ½ — т т ½ — 1 ½ — ½ Мелодический минор минорный лад, в котором при движении вверх повышаются VI и VII ступени, а вниз как в натуральном миноре: т ½ — т т т т ½ 1

2 МИ МАЖОР это тональность мажорного лада, с тоникой «ми» и 4 ключевыми знаками фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез. до-диез минор — это тональность минорного лада, с тоникой «до-диез» и 4 ключевыми знаками фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез. ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР это тональность мажорного лада, с тоникой «лябемоль» и 4 ключевыми знаками си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ребемоль. фа минор — это тональность минорного лада, с тоникой «фа» и 4 ключевыми знаками си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль. БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ И ТОНАЛЬНОСТЕЙ. Буквенная система обозначения звуков была изобретена в X веке во Франции. Она заключалась в том, что каждый звук обозначался латинской буквой алфавита: До Ре Ми Фа Соль Ля Си C c — D d — E e — Ff — G g — A a — H h 2

3 Диез обозначается слогом — is. Бемоль обозначается слогом — es. В настоящее время буквенная система используется и для обозначения тональностей. Мажор обозначается словом dur (твѐрдый), а минор moll (мягкий). Есть 3 исключения в написании звуков: ля бемоль As (as), си бемоль B (b), ми бемоль Es (es). ИНТЕРВАЛЫ — Одновременное или последовательное сочетание 2 звуков называется интервал (с латинского «расстояние»). Если звуки интервала взяты одновременно это гармонический интервал, если последовательно мелодический интервал. Интервал определяется 2 величинами: тоновой и ступеневой. Тоновая величина показывает количество тонов в интервале и обозначается словами малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшѐнная. Ступеневая величина показывает количество ступеней в интервале. К чистым интервалам относятся: прима, кварта, квинта, октава. К малым и большим интервалам относятся: секунда, терция, секста, септима. Нижний звук интервала основание, верхний вершина. Интервал, взятый от основания к вершине, называется восходящим, а от вершины к основанию нисходящим. Интервалы, образованные в пределах октавы называются простые, а шире октавы составными. Всего 8 простых интервалов: Прима содержит 1 ступень, повторяющуюся дважды. Если в приме 0 тонов, то она чистая (ч1). Секунда содержит 2 ступени. Если секунда содержит полтона то она малая (м2), если 2 полутона большая (б2) Терция содержит 3 ступени. В малой терции 3 полутона (м3), в большой 4 полутона (б3). Кварта содержит 4 ступени; если в кварте 5 полутонов она чистая (ч4), если 4 полутонов уменьшѐнная (ум4), если 6 полутонов увеличенная (ув4). Квинта содержит 5 ступеней; если в квинте 7 полутонов она чистая (ч5), если 6 полутонов уменьшѐнная (ум5), если 8 полутонов увеличенная (ув5). Секста содержит 6 ступеней; если в сексте 8 полутонов она малая (м6), если 9 полутонов она большая (б6) Септима содержит 7 ступеней; если в септиме 10 полутонов она малая (м7), если 11 полутонов — большая (б7) Октава содержит 8 ступеней; если в октаве 12 полутонов то она чистая (ч8). 3

4 Интервалы, образованные на ступенях натурального мажора и минора называются диатоническими, а на ступенях гармонического мажора и минора характерными. Все диатонические интервалы делятся на — консонирующие и диссонирующие. Консонирующие интервалы звучат мягко, звуки как бы сливаются друг с другом. Консонирующие интервалы делятся на: Весьма совершенный консонанс ч1, ч8. Совершенный консонанс ч4, ч5. Несовершенный консонанс м3, б3, м6, б6. Диссонирующие интервалы звучат резко. К ним относятся м2, б2, м7, б7. тритоны (ув4, ум5). ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ Октавное перемещение звуков интервала вверх или вниз называется обращением интервалов. Обращение интервала можно получить 2 способами: 1. перенести основание (нижний звук) интервала на октаву вверх и сделать его вершиной интервала. 2. перенести вершину (верхний звук) интервала на октаву вниз и сделать его основанием интервала. Сумма ступеней взаимообратимых интервалов равна 8, а сумма тонов равна 6. Таким образом: прима обращается в октаву, секунда в септиму, терция в сексту, кварта в квинту, квинта в кварту, секста в терцию, септима в секунду, октава в приму. При обращении интервалов чистые обращаются в чистые, малые в большие, большие в малые, увеличенные в уменьшѐнные, уменьшѐнные в увеличенные. Все консонирующие интервалы обращаются в консонирующие, а диссонирующие в диссонирующие. ч1 ч8 м2 б7 б2 м7 м3 б6 б3 м6 ч4 ч5 ч5 ч4 м6 б3 б6 м3 м7 б2 б7 м2 ч8 ч1 4

5 ИНТЕРВАЛЫ В ЛАДУ В натуральном мажоре и миноре ч1 строится на всех ступенях В натуральном мажоре: м2 наiii и VII ступенях, а б2 на остальных ступенях В натуральном миноре: м2 на II и V ступенях, а б2 на остальных ступенях В натуральном мажоре: б3-на главных ступенях лада (Т,S,D),а м3 на остальных ступенях В натуральном миноре: б3 наiii,vi,vii ступенях, а м3 на остальных ступенях В натуральном мажоре: ч4 на всех ступенях, кроме IV ступени на ней ув4 В натуральном миноре: ч4 на всех ступенях, кроме VI на ней ув4 В натуральном мажоре: ч5 на всех ступенях, кроме VII на ней ум5. В натуральном миноре: ч5 на всех ступенях, кроме II на ней ум5. В натуральном мажоре: б6 — на I, II, IV, V ступенях, а м6 -на остальных ступенях В натуральном миноре: б6 на III, IV, VI, VII ступенях, а м6 на остальных ступенях В натуральном мажоре: б7 на I, IV ступенях, а м7 на остальных ступенях В натуральном миноре: б7 на III, VI ступенях, а м7 на остальных ступенях В натуральном мажоре и миноре ч8 строится на всех ступенях. УСТОЙЧИВЫЕ И НЕУСТОЙЧИВЫЕ ИНТЕРВАЛЫ РАЗРЕШЕНИЕ НЕУСТОЙЧИВЫХ ИНТЕРВАЛОВ Все интервалы в ладу делятся на устойчивые и неустойчивые. Устойчивые интервалы это те, у которых оба звука устойчивы, т.е. входят в состав тонического трезвучия. Все устойчивые интервалы консонирующие. Неустойчивые интервалы это те, в которых один или оба звука являются неустойчивыми, т.е. не входят в состав тонического трезвучия. Неустойчивые интервалы могут быть консонирующими и диссонирующими. Все диссонирующие и неустойчивые интервалы требуют разрешения. Разрешение интервалов происходит по ладовому тяготению 2 способами: Если в интервале оба звука неустойчивые то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки. Если в неустойчивом интервале один звук неустойчивый то при разрешении устойчивый звук остаѐтся на месте, а неустойчивый переходит в ближайший устойчивый звук. Звуки увеличенных интервалов при разрешении расходятся, а уменьшѐнных сходятся. 5

6 ТРИТОНЫ Тритоны это интервалы, в которых 3 тона (6 полутонов) К ним относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5) Ув.4 содержит 4 ступени и 6 полутонов. Ум.5 содержит 5 ступеней и 6 полутонов. Тритоны строятся натуральном и гармоническом мажоре и натуральном и гармоническом миноре. В натуральном мажоре: ув.4 — на IV ст., а ум.5 на VII ст. В гармоническом мажоре: ув.4 на VI ст., а ум.5 на II ст. В натуральном миноре: ув.4 на VI ст., а ум.5 на II ст. В гармоническом миноре: ув.4 на IV ст., а ум.5 на VII ст. Тритоны диссонирующие интервалы и требуют разрешения. Ув.4 разрешается в ближайшие устойчивые звуки, в сторону расширения. Ум.5 в сторону сужения. ТРЕЗВУЧИЯ, ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ Созвучие из трѐх и более звуков, расположенных по терциям, либо которые могут быть расположены по терциям, называется аккорд. Аккорд, состоящий из 3 звуков, расположенных по терциям называется трезвучие. Различают 4 основных вида трезвучий: Мажорное (или Большое, Б53) состоит из б3+м3. крайние звуки образуют ч5. Минорное (или малое, м53) состоит из м3+б3. крайние звуки образуют ч5. Увеличенное (ув53) состоит из б3+б3, крайние звуки образуют ув5. Уменьшѐнное (ум53) состоит из м3+м3, крайние звуки образуют ум5. Мажорное и минорное трезвучия консонирующие, а увеличенное и уменьшѐнное диссонирующие. Звуки, входящие в состав трезвучия имеют свои названия: нижний звук прима или основание, средний терция или терцовый звук, верхний квинта или квинтовый звук. Если звуки трезвучия расположены по терциям это основной вид трезвучия. ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ Обращение трезвучия это вид трезвучия, нижним звуком которого является терция или квинта основного вида трезвучия. Трезвучие имеет 2 обращения: Секстаккорд (6) первое обращения трезвучия, нижним звуком которого является терцовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из терции и кварты, крайние звуки образуют сексту. 6

7 Квартсекстаккорд (64) второе обращение трезвучия, нижним звуком которого является квинтовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из кварты и терции, отсюда и название. Мажорный секстаккорд (Б6) м3+ч4 Минорный секстаккорд (М6) б3+ч4 Мажорный квартсекстаккорд (Б64) ч4+б3 Минорный квартсекстаккорд (М64) ч4+м ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА С РАЗРЕШЕНИЕМ. Трезвучия построенные на главных ступенях лада I, IV, V называются трезвучиями главных ступеней лада. Своѐ название трезвучия берут от той ступени, на которой строятся. Трезвучие построенное от I ст. называется тоническим, так как I ст. тоника; от IV ст. лада, называется субдоминантовым, так как IV ст. субдоминанта; от V ст. лада, называется доминантовым, так как V ст. доминанта. В натуральном мажоре трезвучия главных ступеней лада мажорные: Т53, S53, D53. В гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие минорное, так как в его состав входит VI пониженная ступень: s53 В натуральном миноре трезвучия главных ступеней лада минорные: t53, s53, d53. В гармоническом миноре доминантовое трезвучие мажорное, так как в его состав входит повышеннаяvii ступень: D53 Тоническое трезвучие устойчиво, так как состоит из 3 устойчивых ступеней лада Субдоминантовое трезвучие неустойчиво, так как в его составе 2 неустойчивые ступени IV и VI Доминантовое трезвучие ещѐ более неустойчиво, так как в его составе вводные ступени, самые неустойчивые в ладу II и VII Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения требуют разрешения в тонический аккорд. При разрешении устойчивый звук остаѐтся на месте, а два неустойчивых звука переходят по ладовому тяготению от субдоминанты на секунду вниз, а от доминанты на секунду вверх Таким образом, получается следующая схема: S53 T6 S6 T64 S64 T 53 D53 T64 D6 T53 D64 T6 7

8 СЕПТАККОРД. Аккорд, состоящий из 4 звуков, расположенных по терциям называется септаккорд. Крайние звуки аккорда образуют интервал септима, отсюда его название. Каждый звук септаккорда имеет своѐ название: нижний звук основание или прима, второй терцовый звук или терция, далее — квинтовый звук или квинта, верхний септима или вершина аккорда. D7 И ЕГО РАЗРЕШЕНИЕ. Септаккорд, построенный на V ступени натурального мажора и гармонического минора называется доминантсептаккорд (D7), так как V ступень лада доминанта, отсюда его название. D7 состоит из б3+м3+м3 (или мажорное трезвучие+м3). D7 неустойчивый аккорд, так как в его составе 2 диссонирующих интервала (м7 и ум5) и он требует разрешения. Разрешается D7 в неполное тоническое трезвучие (без квинтового тона) с утроенным основным звуком. РИТМ, МЕТР, ТАКТ, ТАКТОВАЯ ЧЕРТА, АКЦЕНТ, ЗАТАКТ Ритм — это соотношение длительностей в музыке. Метр это равномерное чередование сильных и слабых долей времени. Такт — отрезок мелодии между двумя соседними сильными долями. Количество долей в такте может быть разным. Первая доля такта имеет больший вес, чем все остальные доли, поэтому она называется сильной долей. Доли, не имеющие ударений, называются слабыми долями. В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной долей для того, чтобы ее выделить. Акцент это ударение на сильной доле при исполнении музыки. Если музыка начинается со слабой доли, то вначале образуется неполный такт — затакт. В большинстве случаев произведения, начавшиеся с затакта, заканчиваются неполным тактом, дополняющим собой затакт. СИНКОПА — это перенос акцента с сильной доли на слабую. Встречаются следующие формы синкоп: междутактовые синкопы (двухдольные и трехдольные); внутритактовые синкопы (двухдольные и трехдольные). Кроме того, синкопа может образоваться после паузы, приходящейся на акцентируемую долю. Внутритактовую синкопу обычно пишут, сливая слабую и сильную доли в одну ноту, но иногда пишут и при помощи лиги, двумя нотами. Междутактовые синкопы записывают двумя нотами, связывая их лигой через тактовую черту. 8

Источник

Читайте также:  Вояджер один ноты для фортепиано
Оцените статью