Построение баса с аккордами

Создание басовой линии

Иногда возникают ситуации, когда вашей группе необходимо срочно исполнить малознакомую, например, эстрадную песню. В любом источнике без труда можно найти подробную последовательность аккордов. Для ритм-гитары этого достаточно. Информации по басу, как и по барабанам, намного меньше. Что делать? Можно, параллельно гитаристу старательно долбить тоники, или начинать думать, используя несколько паттернов (шаблонов) и правил.

Единственно верного решения не существует. В заданной гармонической последовательности можно предложить 10000 вариантов одинаково грамотных басовых линий.

Начинаем с тоники на сильную долю, добавляем пятую ступень (квинта) и используем октаву от тоники. Ошибиться невозможно, это самые устойчивые интервалы, годятся под любой аккорд, поскольку не имеют тональности. Не минор и не мажор.

По этой простейшей схеме: тоника, квинта вниз, квинта вверх, октава, строятся большинство басовых линий в стилях диско, джаз, поп, регги, фанк, фьюжн, кантри, поп-рок, и аранжированная под хард-рок попса.

Независимая басовая линия

Основной прием — обыгрывание аккорда. Добавляя к тонике и пятой ступени третью ступень, получаем классическое трезвучие, исполненное последовательно (арпеджио). Третья ступень мажорной гаммы даст мажорный аккорд, минорной гаммы — минорный. Добавляйте «проходные» ноты из хроматического ряда, например, как связующие, перед сменой тональности, или дополняя вокальную линию.

Например, рок-н-ролл, типичный пример независимой партии, основанной только на мажорной гамме.

Шагающий бас. Добейтесь ровной, непрерывной пульсации на равные сильные доли.

  1. На каждую долю играется нота аккорда.
  2. Ноты аккорда, но на последнюю долю проходная нота (далее смена тональности).
  3. Первая и третья доли ноты аккорда, вторая и четвертая доли проходные ноты.
  4. Первая и вторая доли ноты аккорда, третья и четвертая доли проходные ноты.

Любая схема одинаково хорошо работает.

Используя дополнительно шестую ступень, можно уйти в области, близкие к блюзу.

Скольжение (свинг). С опорой только на две ноты (квинта и октава) можно легко придумать довольно много джаз и фанк рисунков. Попробуйте сместить акценты, чтобы получить равномерное движение. Пусть первая доля звучит немного дольше. Например, размер половинка, четверть, две восьмые. Используйте синкопы (смещение акцента на слабую долю).

Не перегружайте музыкальную композицию лишними нотами, поверьте, будет каша. Вы не Ингви Мальмстин, а у бас гитары в ансамбле другие задачи!

Возьмем, условно, четыре аккорда, и ровненько гоняем их по кругу. Именно наложенная сверху партия баса обозначит для слушателя стиль композиции. Не меняя гармонической последовательности, но кардинально изменив басовую линию рок-н-ролл превращается в диско.

Бас гитара в тяжелых стилях

Тот случай, когда использование только тоник замечательно работает. Огромное количество песен основано на таких партиях. Это весь панк, пост-панк и все его производные, включая core, классика хеви, пауэр- метал, шред, неоклассика, большая часть гранжа, блэк-метал. Задача обеспечить ровный, плотный, тяжелый подклад, обеспечив соло гитаристам свободу действий.

Так называемый, лидер бас, построен по похожей схеме, только содержит еще элементы рифа, и, пассажи. Трио и квартеты с одним гитаристом. Подгруженный бас выдвинут на первый план, определяет степень тяжести звучания, и по сути является уже ритм гитарой.

Риффованый бас. Дублирует гитарные рифы, или генерирует независимые. Все хард-роки блюзовово происхождения, индастриал-метал, треш, техно-треш, дум, дет и все его производные, нью и альтернатива. Басовая партия состоит из одного, чаще двух рифов. Но в особо запущенных случаях дета и техно- треша Вам придется генерировать до восьми рифов в разном темпе в одной композиции.

Виталий Мякотин © 2014 г.

Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:

Источник

Аккорды с дополнительным басом /C, /Db, /D, /Eb, /E, /F, /Gb, /G, /Ab, /A, /Hb, /H, /B

Как читаются аппликатуры аккордов

В аккордах в основном виде основной тон совпадает с самой низкой нотой — басом.
Однако, основной тон и бас — не одно и то же. Самая низкая нота аккорда может отличаться от основного тона определяющего тональность.
Такие аккорды называются аккордами с дополнительным басом. В них появляется ещё одих звук, причём самый низкий в аккорде.
Обозначаются они названием, косой чертой и нотой баса. Например, Em7/Ab, E/H, Am/C, Am/E, Dm/F, Dm/A и т.д.
Кроме того аккорды в основном виде также могут обозначаться с нотой баса. Пример — трезвучия Ля-минор — Am/A и Ля-мажор — A/A. Но проще и чаще записываются так: Am, A.

Сравните аппликатуры аккордов A и A/G (с дополнительным басом Соль).
К трезвучию добавился ещё один звук — бас G на 6-ой струне. Обратите внимание на то, что нота A на 5-ой струне не озвучивается. Это делается для обеспечения чёткости звучания, чтобы не происходило слияние низких звуков. Именно поэтому в аккордах с дополнительным басом основной тон следует брать по максимуму выше баса.
Основной тон на аппликатурах выделен красным цветом. Место где прижимается басовая нота обозначается кружком, в котором закрашена только нижняя половина. В случае, если басом оказывается открытая струна, она обозначается окружностью с линией внутри —.

Таким образом, для того чтобы построить аккорд с дополнительным басом, нужно к аппликатуре аккорда основного вида добавить соответствующую ноту. Основной тон при этом должен быть по возможности максимально выше баса.

Трезвучие с дополнением басом превращается в аккорд из 4-х различных звуков.

Обращения аккордов.

Помимо аккордов с дополнительным басом существуют другие аккорды с басом отличным от основного тона — обращения. В обращениях количество различных звуков не увеличивается. Так, к примеру, в обращениях от трезвучий 3 звука.

Что такое обращение аккорда? В обращение аккорда самая низкая нота — не основной тон, а один из других звуков составляющих его. Так для трезвучия (составляются из 3-х различных звуков) может быть 2 обращения. Первое, если басом является терция. Второе, если бас — квинта.

Первое обращение аккорда A, рассмотренного выше и состоящего из звуков A (тоника), Db (терция), E (квинта) — это аккорд A/Db. Второе обращение — аккорд A/E.
Также как и в аккордах с дополнительным басом в обращениях аккордов для чёткости звучания нужно основной тон брать как можно выше. Поэтому на аппликатуре второго обращения аккорда A — A/E 5-я струна обозначена как не звучащая. Таким образом, не озвучивая ноту A на 5-ой открытой струне, достигается более отчётливое звучания баса — ноты E.

В септаккордах, нонаккордах, ундецимаккордах, терцдецимаккордах 4, 5, 6, 7 различных звуков, соответственно обращений у них может быть больше чем у трезвучий — 3, 4, 5, 6 шт.

Линии баса

Использование аккордов с басом отличным от основного тона вместе с аккордами основного вида позволяет вести линию баса.
Басовая линия может строиться посредством чередования басовых нот, либо чередование аккордов при неизменном басе, либо комбинирование этих вариантов.

Источник

Построение баса с аккордами

Судя по письмам, многих из вас интересует, как строить и играть аккорды на бас гитаре. Сегодня мы подробно рассмотрим этот вопрос.

Примечание: Ниже изложены основы адаптированные под четырехструнную бас гитару. Более подробную теорию построения и использования аккордов применительно к шестиструнной акустической гитаре можно найти на сайте наших друзей www.7not.ru.

Важнейшие Аккорды

Существует 4-5 наиболее распространенных в современной музыке аккордов. Ниже приведены варианты этих аккордов для основной ноты C.

Как видите, играть все это на шестиструнной гитаре достаточно сложно. На следующем рисунке показано расположение важнейших нот для случая, когда основная нота находится на струне E.

Здесь ‘R’-основная нота аккорда. ‘m’ означает минор, ‘v’ — нота на октаву выше. Имейте в виду, что когда играете эти ноты последовательно, то получаете «шагающую» басовую линию.

Октавы и Квинты

При игре аккордов всегда можно играть октавы и почти всегда квинты (за исключением нескольких джазовых аккордов). Мы уже затрагивали тему игры октав и квинт. Для того чтобы получить аккорд надо сыграть эти ноты одновременно. Вам не придется играть квинты вниз, поскольку самой низкой нотой в аккорде является основная нота.

Как вам известно из урока 3, квинта и октава находятся на два лада выше по грифу от основной ноты, на двух следующих струнах. Попробуйте сыграть большим и указательным пальцами следующие последовательности.

Терции

Мажорные и минорные терции не получили такого широкого распространения, как квинта и октава, однако они часто добавляются к основному тону в балладах. Важно помнить, что чем ниже Вы играете, тем более диссонирующим (неустойчиво) звучит аккорд. Попробуйте играть терции, как показано ниже. Даже если ваша мелодия совершенна, при игре терции вниз создается ощущение неудовлетворенности. Сыграйте октаву вверх, и все будет нормально.

Звенящие Ноты

Еще один способ играть аккорды состоит в том, чтобы позволить первой ноте звенеть, в то время как вы уже играете вторую ноту. И снова октава проявляет себя лучше других нот. Сыграйте следующий риф, но не глушите ноту, когда играете октаву. Этот прием работает хорошо при игре нот на открытых струнах. Для других нот вам, вероятно, придется изменить способ щипка струны, чтобы избежать глушения.

Звенящий октавный риф.

Проходные Ноты

Другим способом является использование проходных нот для построения аккорда. Здесь при игре перехода от F к C, вы можете играть G в качестве проходной ноты, позволяя ей свободно звучать. Этот прием может добавлять различные оттенки аккорду.

Еще один риф

Walk on the Wild Side

Позвольте рассказать вам еще об одном интересном приеме, который используется в песне «Walk on the Wild Side» Lou Reed-а. В этой песне фактически два баса играют контрапунктирующие мелодии. Они отталкиваются от основной ноты и от терции, и один двигается вверх, а другой вниз. Это очень сложно воспроизвести на одной бас гитаре. Однако есть один простой способ, которым пользуются большинство музыкантов. Играются одновременно две ноты: первая и десятая ноты гаммы (основная, октава+терция). Игра такого аккорда не потребует от вас больших усилий.

Thw Wild Side — Lou Reed

Подведем итог. Конечно, не плохо знать, как строятся аккорды. Вы даже можете получать удовольствие, играя их. Будьте осторожны, добавляя более низкие ноты, и вдвойне осторожны при добавлении терций. Не бойтесь использовать звенящие и проходные ноты без глушения. Позвольте гитаре звучать!

Это был последний урок цикла. Надеюсь, Вы почерпнули для себя много полезного.

Источник

Басовые струны на гитаре. Таблица с обозначением басовых струн для аккордов

Басовые струны на гитаре – что это такое

Басовые струны — это нижние толстые струны на гитаре, которые используются при игре. Чаще всего ими являются 4,5 и 6. Очень редко бас может исполняться и на третьей. За счёт своей оплётки (которая отсутствует у верхних – 1,2) и толщины они создают особый плотный и мощный звук.

Басы в аккордах

Чаще всего в качестве баса выступает так называемая «тоника». Это основной «фундаментальный» звук, от которого строится вся гармония. Например, у Am это будет A (открытая 5), а у Fm – F (1 лад на 6 струне). Благодаря громкому низкому звучанию они позволяют «неокрепшему» трезвучию нарастить необходимое «мясо» и прозвучать полновесно и основательно. Бас аккорда – это основа всей гармонии. Особенно важны басовые струны для аккордов при переборе, когда каждый звук «прочувствуется» по отдельности.

Таблица с обозначением группы басовых струн

Ниже приведена таблица, где подробно расписаны тоники самых популярных трезвучий и септаккордов. Что также важно, в ней указаны те басы, которые не следует извлекать в каждом конкретном случае.

Басовая струна, которая играется в аккорде (Тоника)

Басовые струны, которые не участвуют в аккорде До: С, C7 Cm, Cm7

Струны, которые не должны звучать в некоторых аккордах

При исполнении арпеджио на гитаре важно помнить, что определённые струны звучат для определённых аккордов. Но также существуют ненужные, лишние звуки, которые не следует извлекать.

Проще всего убедиться, почему это так важно, просто сыграв неправильную ноту. Например, в C (до мажор) извлеките бас E (открытая 6). Сразу возникнет ощущение грязи, «корявости», неверного исполнения – дисгармонии.

Такой неверный звук получается потому, что некоторые ноты просто не входят в состав играемого аккорда. Каждая гармония состоит из определённых нот, которые мы и играем. Если нота не входит в их число – тогда и нарушается чистота звучания.

Басовые струны при игре перебором

При исполнении различных видов переборов стоит обратить внимание, как играются басовые струны у аккордов. Их следует извлекать большим пальцем сверху вниз. Получается нажим краешком подушечки пальца и быстрый «срыв». Причём не следует задевать соседнюю струну, чтобы не создавать лишних призвуков. Бас, как основа аккорда, может исполняться чуть громче, чем остальные звуки. Также на нём можно сделать акцент.

Аккорды с диезами и бемолями

Если в аккорде из таблицы присутствуют знаки альтерации (диезы и бемоли), то бас остаётся прежним, только к нему прибавляется необходимый знак. Можно привести в пример открытые аккорды, скажем D7 (бас D – открытая 4). Играя D#7, бас остаётся D, но к нему прибавляется знак диеза. Следовательно, сам аккорд «переезжает» на один лад вправо, а бас D# играется на 1 лад 4 струны.

Басовые струны в аккордах с баррэ

Иногда новичку сложно взять какой-либо аккорд с баррэ. Здесь ему на помощь приходят открытые аккорды . Но стоит помнить, что с другим вариантом взятия, возможно, поменяются и басовые струны на гитаре. В качестве примера возьмём простой аккорд Dm. Если брать его в открытой позиции (с первого лада), то в качестве баса используем ноту «ре» (открытая четвёртая). Если переместим его на пятую позицию и возьмём с баррэ, то бас уже будет на 5 струне 5 лада.

Обратный вариант, когда закрытый аккорд исполняется в открытой позиции. Фа мажор (F) – соответственно бас – 1 лад 6 струны. Но новичкам трудно брать баррэ, поэтому есть интересный вариант взятия F с малым баррэ, который поставить значительно проще, чем трезвучие с полным баррэ. В этом случае бас перемещается на 4 струну 3 лад. Стоит отметить, что открытые струны в данном варианте необходимо глушить.

Источник

Оцените статью