Построение лада от аккорда

Соответствие аккордов и ладов, аккордо-ладовая взаимосвязь

Не углубляясь в дебри теории и гармонии, связь аккордов и ладов очень проста и очевидна. Все, что нам нужно — это иметь общую отправную точку для аккорда и лада. И такая точка — это тоника. Теперь весь алгоритм вычленения связи аккордов и ладов сводится к построению тонического созвучия в выбранном ладу.

Если открыть учебник по теории музыки, то можно найти классическое определение аккорда:

Аккорд — это созвучие из трех и более звуков, которые можно расположить по терциям.

Хочу обратить ваше внимание на то, что тоническое созвучие не всегда может иметь терцовую структуру. Не вникая сейчас, почему и зачем, будем строить созвучия из трех и четырех звуков. (Мне кажется все эти созвучия, трезвучия… немного страшновато звучат, но если вдумываться в слова, то все становится очевидно.)

Давайте возьмём для примера F (Фа) и построим от неё несколько ладов:

1. Мажорный лад. Это наше все! 15 веков формирования диатоники + пять веков освоения того, что сформировали. F G A Bb C D E — так выглядит Фа мажорный лад. Теперь через одну ноту (в данном случае — по терциям) строим аккорды и получаем: F A C — Фа мажорное трезвучие (F) и F A C E — Фа большой мажорный септаккорд (Fma7).


2. Дорийский лад. Пользуясь одним из описанных ранее способов, получаем — F G Ab Bb C D Eb. Аккорды: F Ab C (он же Fm) и F Ab C Eb (Fm7).

3. Миксолидийский лад. F G A Bb C D Eb. Аккорды: F A C (тоже Фа мажорное трезвучие) и F A C Eb (F7).


4. А вот это уже интереснее: лад называется Цыганская мажорная гамма, и ноты от Фа будут следующими — F Gb A Bb C Db E. Это один из настоящих народных ладов. Причем, имен у него очень много. На википедии можно найти статью про него. Аккорды: F A C (трезвучие F) и F A C E (Fma7).


5. Ивато (Iwato) — на одном из гитарных сайтов так называют обращение японского лада. Очень колоритно звучит и имеет несколько сюрпризов. F Gb A# B Eb. Аккорды: F A# Eb и …. пожалуй все, нот то всего 5. Невозможно построить 4-х звучные аккорды. Хотя со мной можно поспорить… В первый раз Ивато я услышал у Стива Вая в одном из обращений.

Как вы видите, одному аккорду может соответствовать несколько ладов, причём, совершенно разных. С другой стороны, в качестве тоники могут быть разные типы аккордов для одного и того же лада. Очень важно понимать, что трезвучие — это не септаккорд. В тоже время, в качестве тоники может быть и не терцовое созвучие вовсе.

Другими словами, если сейчас звучит Фа мажорное трезвучие, то поверх можно сыграть: Мажорный лад, Миксолидийский, цыганскую мажорную гамму и многие другие (можно послушать в треке ниже). Но условия использования и звучание у всех будет различным.

О том, какие есть способы правильно выбрать лад, мы поговорим в другой раз. Здесь я только хотел показать как связаны между собой лады и аккорды.

Чувствуйте себя свободно спросить что-либо в комментах, делитесь статьей в ваших любимых соц. сетях!

Источник

Уроки guitar.ru

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Dr. Bob Davidov
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 07 апреля 2016 г.

Введение

Г оворят, что трудно научиться игре на музыкальном инструменте, за исключением игры на гитаре, ведь для неё – каждый подъезд консерватория. Когда наш двор решил, что пора научиться исполнять на гитаре песни типа «. Я готов целовать песок по которому ты ходила», а спросить, с чего начать, было не у кого, то почти каждый купил по самоучителю и попытался разобраться в нотных премудростях. Оказалось, что аккордов очень много, один и тот же аккорд имеет множество вариантов построения, одинаковые по «распальцовке» аккорды могут иметь несколько названий. Через непродолжительное время безуспешных попыток освоения гитары мне подарили с десяток самоучителей, которые я использовал для поиска нераскрытой в самоучителях, но существующей системы построения аккордов.

Много лет назад я открыл для себя систему построения любых аккордов, и «дворовых», и с баррэ, аккордов группы «Битлз» и даже джазовых, и теперь хотел бы максимально просто показать, как строить аккорды для любых музыкальных инструментов, прежде всего струнных, и как выделить аккорды из нотных записей для «не гитарных» инструментов, например, пианино.

Запись аккордов

В Интернете можно найти многочисленные записи аккордов, их примеры приведены на рисунке:

Рис. 1. Примеры записей аккордов для гитары

Можно заметить, что название аккорда с одной и той же аппликатурой (расположением пальцев) зависит от места расположения аккорда, а аккорды с разной аппликатурой могут иметь одно и тоже название. Примеры таких зависимостей показаны на рисунке ниже:

Рис. 2. Аккорды Am и Dm с одинаковой аппликатурой располагаются на разных ладах гитары, а аккорд Dm имеет разную аппликатуру.

Немного физики о нотах

З вук — колебания, которые воспринимает наше ухо. Среди звуковых частот можно выделить частоту камертона, например, ноту Ля 440 Гц. Ноты удвоенных частот имеют те же названия, но принадлежат разным октавам, например, частоты 220 Гц (440/2) и 880 Гц (440*2) тоже образуют звук Ля, но они принадлежат разным октавам.

Частоты одной октавы делятся на 12 интервалов (полутонов) по формуле f(i) = f0*2^(i/12). Известные ноты До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си располагаются в пределах одной октавы как показано на рисунке ниже, причем, ноты Си и До а также Ми и Фа располагаются по соседству (имеют полутоновый интервал), а между всеми другими нотами интервал равен двум полутонам или целому тону.

Примечание: на гитаре расстояние между соседними ладами или между открытой струной и первым ладом соответствует полутону.

Рис. 3. Расположение нот До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си в октавах.

Для обозначения звуков между нотами До-Ре, Ре-Ми, Фа-Соль, Соль-Ля, и Ля-Си, расположенных через полутоновый интервал, используются знаки # (диез) или b (бемоль) и название ближайшей ноты, причем диез означает более высокий звук, а бемоль – более низкий. Например, ноту между До и Ре можно назвать как До-диез или как Ре-бемоль и обозначить как C# или Db соответственно:

Рис. 4. Обозначение пяти нотных звуков 12-интервальной октавы, которым не хватило места в ряду До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Зная начало отсчета и порядок следования нот можно определить расположение нотных позиций на музыкальном инструменте. Например, началом отсчета для шестиструнной гитары могут служить названия её струн: Ми (самая тонкая, первая), Си (потолще, вторая), Соль, Ре, Ля и Ми (самая толстая, шестая струна) или E, H, G, D, A, E. Гриф гитары разделен на полутоновые интервалы ладами. Между открытой струной и первым ладом тоже один полутон. Построеное по вышеизложенным правилам распределение нотных позиций вдоль каждой гитарной струны показано ниже:

Рис. 5. Обозначение нотных позиций шестиструнной гитары.

Можно заметить, что порядок нот для всех струн повторяется с 12 лада в более высокой октаве. Звуки двенадцатого лада созвучны пению открытых струн.

Одноименные звуки разных октав должны быть созвучны, поскольку их частоты кратны двум. Одноименные звуки одной октавы, извлекаемые на разных струнах, должны звучать в унисон. Это правило используется при настройке инструмента. Например, вторая струна, зажатая на пятом ладу Ми (E), и открытая самая тонкая струна Ми (E) должны звучать в унисон, и когда их частоты совпадают, то извлечение звука E на пятом ладу второй струны вызывает заметное глазом резонансное колебание открытой (не зажатой) первой струны. Чем больше амплитуда резонирующей открытой струны – тем точнее строй гитары. Создавая и наблюдая резонансные колебания можно настроить струнный инструмент не по слуху, а по амплитуде колебаний.

Структура аккордов

Р ассмотрим состав нот, образующих одноименный аккорд в разных позициях, например Ля-минор (Am) вблизи порожка и на пятом ладу:

Рис. 6. Аппликатура и ноты аккорда Am (Ля-минор) вблизи порожка и на 5 ладу

Рис. 7. Ля-минорный аккорд состоит из нот Ля, До и Ми, а Ля-мажорный аккорд – из нот Ля, До-диез и Ми. Аккорды отличаются положением средней ноты.

Рис. 8. Интервалы мажорного и минорного аккордов.

Рис. 9. Построение септаккорда на примере Am7 (септаккорд Ля-минор).

Правило построения аккордов

К роме буквы m (минорный) и цифры 7 (септаккорд) в обозначении аккорда могут использоваться и другие символы, например, цифры 4, 11, 13, знаки «+» и «-«, буква b. Как показано ниже, цифры обозначают номер ноты ряда “Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа” относительно тоники Соль (G), а знаки и буква b показывают направление смещения на один интервал: знак «+» смещает ноту в сторону повышения, как и знак # (диез), а знак «-» смещает на понижение, как и знак b (бемоль).

Рис. 10. Порядок распределения нот аккорда относительно тоники Соль (G). Красным показаны примеры записи аккордов, слева от записей показан нотный состав аккордов, дополнительные ноты которых выбираются из верхнего ряда.

Цифры аккорда показывают, какие ноты необходимо добавить к соответствующему мажорному или минорному аккорду. Зависимость положения дополнительной ноты относительно тоники показана на предыдущем рисунке и в следующей таблице:

Запись в аккорде Положение ноты относительно тоники в полутонах
4 5
5 7
5+ 8
6 9
7 10
-9 13
9 14
11 17
13 22

Например, запись Hm6 показывает, что это минорный аккорд (буква m), основная нота аккорда – тоника Си (H), ноты минорного аккорда отстоят от тоники на 4 и 7 полутонов, это ноты Ре (D) и Фа-диез (F#), дополнительная нота «6» удалена от тоники на 9 полутонов, это нота Соль-диез (G#). Таким образом, аккорд Hm6 включает ноты H, D, F#, G#.

Запись аккорда F7/9 говорит, что это мажорный аккорд (нет буквы «m»), тоника аккорда – нота Фа (F). Сначала находим ноты мажорного аккорда которые отстоят от тоники на 5 и 7 полутонов, это ноты Ля (A) и До (C), а дополнительные ноты «7» и «9» удалены от тоники на 10 и 14 полутонов (см. таблицу выше), это ноты Ре-диез (D#) и Соль(G). В итоге, аккорд F7/9 образуют ноты F, A, C, D#, G.

Аппликатура аккордов

З ная состав нот аккорда и их расположение по грифу гитары, можно подобрать наиболее удобное и звучное исполнение аккорда. Ноты аккорда можно дублировать. На рисунке показано расположение нот аккорда До-мажор на шестиструнной гитаре и даны примеры построения этого аккорда.

Рис. 11. Распределение нот аккорда До-мажор (C) и варианты его аппликатуры (построения) на гитаре. Каждый вариант содержит ноты До (C), Ми (E) и Соль (G). На рисунках тонкая струна расположена вверху.

Для построения аккордов на другом струнном инструменте необходимо знать название струн инструмента и ноты аккорда. Расположение нот аккорда относительно открытых струн можно вычислить по схеме на рис. 3.

Предположим, у нас в руках балалайка и мы хотим сопровождать простейшими аккордами исполнение песен или, как говорится, аккомпанировать. Википедия сообщает, что до конца XIX века каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям. Вот и мы настроим балалайку как три верхние струны шестиструнной гитары: Ми (E), Си (H) и Соль (G). Расположение нот такой балалайки показано на рисунке:

Рис. 12. Распределение нот на первой струне балалайки. Балалайка настроена как верхние струны гитары: первая струна Ми (E), вторая – Си (H), третья – Соль (G).

Для простейшего аккомпанемента (без изысков) вместо сложных аккордов (например, септаккордов) можно исполнять только минорные или мажорные аккорды. Например, вместо D#4/7 брать мажорный аккорд D#, а вместо Am7 – минорный аккорд Am. Простейшие минорный и мажорный аккорды для трех струн показаны на рисунке:

Рис. 13. Простейший мажорный и минорный трехструнные аккорды.

Положение аккорда определяется по положению ноты, входящей в название аккорда. Например, Am берется как минорный аккорд на 5 ладу (см. положение тоники на первой струне, рис. 12), а F# — мажорный аккорд на втором ладу. Вот как располагаются на нашей балалайке (или гитаре) два типа аккордов для сопровождения музыкальной фразы из известного кинофильма:

Рис. 14. Исполнение двумя аккордами.

К недостаткам такого варианта можно отнести то, что приходится много «бегать» по ладам: c третьего по десятый, но зато для исполнения любой песни требуется знать только две аппликатуры. Для более компактного исполнения, естественно, потребуется расширить аппликатуру, например, как показано на Рис. 11.

Составление названий аккордов по нотным записям

Н а следующем рисунке выделены ноты, которые исполняются одновременно. Чтобы определить, какому аккорду принадлежат эти ноты, необходимо выделить неповторяющиеся ноты и определить интервалы до одной из нот аккорда.

Рис. 15. Пример написания аккорда. Ноты аккорда Фа, Ля, До выделены красным.

Наиболее компактное расположение нот аккорда получается относительно ноты Фа. Как было показано на рис.8, ноты, расположенные относительно тоники на 4 и 3 полутона, образуют мажорный аккорд. Следовательно, в записи рис. 15 указан аккорд Фа-мажор (F).

Рис. 16. Компактное расположение нот аккорда.

Заключение

П рекрасно помню, сколько сил потратил, чтобы самостоятельно понять нотные премудрости. Интернета тогда не было. Самоучители, о которых я упоминул во введении, были для классической гитары, и я безуспешно пытался найти связь между аккордами (которые по одному и по большому секрету выдавали старшие мальчишки) и тем, что написано в самоучителях профессионалами. Молодые и начинающие долго не понимать не могут, им нужен постоянный успех, поэтому по объему статья ограничена.

Описанная в моих «попугаях» система и метод построения аккордов позволяют находить аппликатуру любых аккордов и определять название аккорда по составу его нот. Это может пригодиться как при освоении музыкальных инструментов, так и совершенствовании техники аккомпанемента.

Буду рад, если статья послужит побудительным толчком для получения через Интернет или в музыкальных школах дополнительных знаний о игре на музыкальных инструментах.

Источник

Оцените статью