Построение мелодии по нотам

Создание мелодии. Основы.

Как я уже упоминал в предыдущей статье, существует три подхода используемых при сочинении музыки: сочинение мелодии, сочинение гармонии или ритма.
В этой статье рассмотрим некоторые важные аспекты, касающиеся сочинения мелодий и элементов из которых она состоит.

Что такое мелодия?

Каждый определяет мелодию исходя из своих взглядов на музыку в целом. Кто-то понимает под мелодией любую одноголосную линию (что верно теоретически), кто-то подразумевает под мелодией что-то яркое, запоминающееся, а кто-то только вокальную линию.
Каждый композитор должен формировать стратегию работы над мелодией, исходя из своих приоритетов, но несомненно важным качеством является умение сочинять запоминающиеся или, если их так можно назвать, хитовые мелодии (если говорить о неакадемической музыке).

Любая хорошо написанная мелодия содержит в себе множество взаимосвязанных элементов, каждый из которых определяет уровень ее эмоциональности и простоты или сложности. Для создания легких образов нет нужды в использовании сложных элементов, так же как и при написании симфонии нелепо использовать простые мелодии (если только это не способствует выражению замысла).
Итальянский композитор, пианист, дирижёр и музыкальный педагог Ф.Бузони дал очень хорошее определение мелодии, которое помогает понять из каких элементов состоит мелодия.

Читайте также:  Jose maria gallardo del rey fuego ноты

«Ряд повторяющихся восходящих и нисходящих интервалов, который членится и приводится в движение ритмом , который содержит в себе скрытую гармонию и передает настроение, который может быть независимым от слов текста как выразительность и независим от сопровождающих голосов как форма , не меняет своей сущности от выбора абсолютной высоты звучания и инструмента «

Не случайно выделена схожесть формы и мелодии.

Хорошая мелодия всегда идеальна по форме. Поэтому первым важным элементом необходимо назвать музыкальный синтаксис. После него следует упущенная Бузони, но очень важная составляющая — музыкальная интонация.

Можно сказать, что абстрактно мелодия существует уже при наличии только этих двух элементов. Однако полноценной она становится только при должном метроритмическом оформлении.

Одна и та же интонация, но в разных метрических условиях способна выражать противоположные образы.

Мелодический дар всегда очень высоко ценился и до сих пор является показателем таланта. Однако многие не правильно понимают саму суть мелодического дара.

Создавать мелодию — это значить уметь из одного зерна музыкальной интонации создать необходимое музыкальное построение. Частая ошибка начинающих композиторов (и импровизаторов, поскольку многие моменты этих искусств связаны) нагромождение мелодий и музыкальных интонации. В результате слушатель не может зацепиться ни за одну из них и теряет суть в этой перемасленной каше.

Если сравнить композиторов разных эпох, то можно прийти к парадоксальному на первый взгляд выводу — интонации используемые 200 лет назад и сегодня одни и те же. Этот факт говорит нам о том, что меняются не сами интонации, а способы разработки, развития. Интонация большой секунды имеет миллионы вариаций в творчестве самых разных композиторов.

Два отрывка из творчества абсолютно разных композиторов. Зерно каждой темы интонация нисходящей большой секунды:

Родриго аранхуэс часть 2

Способы разработки и формообразования здесь абсолютно разные — отсюда и разные мелодии, стилистика и все остальное.

Кроме того, эти два примера являются ярким проявлением двух типов мелодического начала — вокального и инструментального.

Вокальная линия, как правило, очень мелодична и опирается на секундовые интонации. Вокальная мелодия не отделима от слова и тесно с ним взаимосвязана.

Многие композиторы стараются, если не точно передать, то, по крайней мере, сохранить ритм поэзии (из поэзии музыка заимствовала многие ритмические элементы). Для вокальных мелодий в целом не характерны широкие скачки, сложность формы и разработки. Сам тип вокальных мелодий, в свою очередь, позволяет выделить еще два типа мелодического развития (или характера мелодии):

Под кантиленой понимают мелодии широкого дыхания. Им присуща напевность и мелодизм. Пример современной кантилены:

Речитативные мелодии строятся на частом повторении ноты и имеют как правило узкий диапозон.

В музыке можно найти целые построения состоящие из двух-трех нот. Классический джазовый пример речитативной ритмики это One Note Samba. Пример речитатива у Black Sabbath (песня Paranoid):

Кроме этих факторов, до сих пор, важную роль играет жанровое начало мелодии.

Такие элементы как маршевость, танцевальность, песенность очень сильно влияют на стилистику и образный строй мелодии. Каждый из этих жанров по разному реализуется в творчестве композитора, где-то явно, а где-то только в виде намека. Таким образом, важным фактором, который необходимо учитывать при создании мелодии является ее вид (кантилена, речитатив) и жанр.

Поэтому лучшим упражнением для композитора будет создание мелодий разных типов и жанров без каких-либо других ограничений (которые будут накладываться со временем).

Следующая статья будет посвящена очень важной композиционной технике — разработке мотивов при создании мелодии.

Источник

Построение мелодии по нотам

Для использования достаточно всего лишь браузера с поддержкой HTML5

Выбор длительности

Целые, Половинная, Четвертная и т.д.
Как для нот так и для пауз!

Очень просто

Понятный и простой интерфейс, адаптированный под разные браузеры

Методы набора нот

Можно вводить на нотном стане, с экранной и обычной клавиатур

Выбор ключей и альтераций

Можете выбрать тип ключа и знак альтерации при вводе с нотного стана

Возможность выбора темпа

По умолчанию предлагается 120, но можно поменять

Вот как это выглядит

Пример на видео

Теория

Из словаря.

Duis semper nunc id metus sagittis nec ullamcorper justo consequat. Curabitur pharetra @condimentum mattis.

Duis semper nunc id metus sagittis nec ullamcorper justo consequat. Curabitur pharetra @condimentum mattis.

Словарь терминов

Например,
ПАССАЖ

Только HTML5

Испoльзуйте только браузеры с поддержкой HTML5

Источник

Учимся писать музыку к песням с нуля –
8 профессиональных приёмов создания красивой мелодии

Подумайте о своей любимой песне. Что вы вспоминаете в первую очередь? Конечно, основную мелодию. Это важная и запоминающаяся часть композиции. Кажется, что придумать оригинальную мелодию крайне сложно, ведь бытует мнение, что в мире музыки уже все хорошие комбинации использованы. Действительно, сочинение мелодии – трудоемкий творческий процесс, но вовсе не невозможный! В данной статье мы расскажем о способах генерации новых идей и как написать музыку к песне, даже не имея музыкального образования.

Что такое мелодия?

Мелодия — это последовательность нот, сыгранных или спетых в музыкальном произведении. Простой мотив может состоять из одной музыкальной фразы – нескольких коротких нот и ничего более. Есть большое количество примеров сложных мелодий, подобных тем, которые вы слышите, например, в джазе.

Даже базового владения музыкальным инструментом достаточно, чтобы сочинить мелодию

Иногда слушатели путают понятия «мотив» и «мелодия». Они действительно похожи по некоторым характеристикам, но их нельзя смешивать. Мелодия – основная идея трека. Мотив или фраза – короткая музыкальная идея. Это могут быть несколько нот, помещенных в определенном порядке или ритме. Мотив часто повторяется, незначительно меняясь в течение песни.

Ликбез по основным музыкальным терминам

Прежде, чем переходить к описанию приемов, остановимся на основных терминах, которые будут упоминаться. Если вы совсем новичок, эти простые определения помогут вам быстрее разобраться, о чем идет речь ниже.

  • Аккорд – одновременное звучание нескольких звуков разной высоты.
  • Тональность – привязка музыкального звучания (лада) к определенному участку мелодии.
  • Лад – система взаимоотношений звуков, создающая звуковой эффект.
  • Гамма – звуки лада, расположенные в порядке высоты.
  • Минор и мажор – виды ладов. Мажорный лад подходит для создания веселой и бодрой мелодии, минорный – для меланхоличных баллад.

8 способов написания запоминающейся мелодии

Мы немного разобрались в музыкальной теории. Пора узнать, как придумать мелодию, которая идеально ляжет на созданные стихи и полюбится слушателям.

№1. Создайте план

Многие композиторы предпочитают писать произведения в свободной форме, однако иногда последовательность лучше сказывается на продуктивности. Сначала определите тип создаваемой мелодии и музыкальную форму, т.е. распорядок частей и разделов. Можете составить графический контур.

Составьте примерный план будущей мелодии

Экспериментируйте: попробуйте сначала написать припев новой песни и в дальнейшем исходить от него. Подумайте, какой куплет и проигрыш лучше подойдут к созданному куску.

Не забудьте включить пиковую ноту. Это высокая нота, которая появляется в песне только один раз. Убедитесь, что она попадает в диапазон голоса певца. Вы можете «сыграть против правил» и сделать ее самой низкой по тональности в композиции. Обдумайте кульминацию и где она будет находиться.

№2. Найдите вдохновение

Не бойтесь брать за референс любимые песни или популярные мелодии разных жанров. Это не означает, что вы можете полностью украсть чужое творение. Попробуйте проанализировать музыкальное произведение и понять, что сделало ее популярной. Позаимствуйте концепцию и примените ее к создаваемой композиции.

Еще один вариант – максимально измените готовую песню . Попытайтесь заменить все аспекты произведения на абсолютную противоположность – поменяйте тональность, перепишите аккорды в другой очередности. Загрузите трек на ПК в программу для создания музыки, проиграйте в обратном порядке, нарежьте куски из разных дорожек и смикшируйте. Трансформируйте произведение так, чтобы подогнать под свой уникальный авторский стиль.

№3. Подберите аккорды

Начните процесс написания с импровизации. Вы можете добиться прекрасных результатов простым перебором клавиш на пианино или гитарных струн. Запишите звук с помощью микрофона, чтобы в дальнейшем использовать в работе наиболее удачные сочетания аккордов и нот.

Не знаете, с чего начать писать музыку, а гитарный перебор не вдохновляет? Начните с мелодии из одного такта. Скопируйте его на вторую полосу и измените одну вещь. Это может быть плавный переход в другую ноту, незначительное скольжение высоты тона, изменение длительности. Продублируйте мелодию из двух тактов на третью и четвертую полосы. Измените некоторые аспекты. Теперь у вас есть небольшая мелодия.

№4. Добавьте ритмические вариации

При написании мелодий важно уделить внимание ритму . Ритмическая последовательность нот придает мелодиям особую вибрацию и характер. Вы можете управлять им, размещая ноты по горизонтальным дорожкам в программе для создания музыки на ПК.

Не бойтесь экспериментировать с ритмикой мелодии

Чтобы создать мелодию по ритму, используйте синкопу – ритмическое смещение. Оно изменяет ноты по образцу, который отклоняется от обычного ожидаемого ритмического рисунка. Благодаря этому песня становится неординарной и отличается от подобных композиций того же жанра. Данный прием привлечет внимание слушателей, ожидающих развитие песни по привычному образцу.

№5. Используйте MIDI-клавиатуру

Импровизация на клавишных – лучший способ подстегнуть воображение. Но как сочинить мелодию на фортепиано самому, если вы не особенно хорошо играете на этом инструменте? Используйте MIDI-клавиатуру или подберите мелодию на синтезаторе.

По максимуму задействуйте возможности синтезатора при сочинении мелодии

Транспонируйте MIDI-информацию (например, аккорды или бас) на ля минор или до мажор (только белые клавиши). Зациклите ее на пять минут, нажмите запись и начните импровизировать.

№6. Используйте MIDI-паки

Не знаете, как сочинить мелодию на гитаре, когда идей совершенно нет? Скачайте специальные MIDI-пакеты. Это готовые музыкальные сэмплы, на основе которых можно построить музыкальную композицию. Вы не сможете создать из этих отрывков полноценную песню, но они могут дать толчок для оригинальной идеи.

Многие ди-джеи и начинающие композиторы пользуются ими, поэтому лучше не вставлять их в песню без изменений. Измените тональность по ритму остальных инструментов в песне, отрегулируйте высоту, измените длительность некоторых нот.

№7. Отложите инструменты

Отложить в сторону инструменты и создать вокальную партию – отличный способ сочинить мелодию на стихи. Это хорошее упражнение, чтобы снять творческий блок и подстегнуть креативность. Прочитайте готовые строчки и попробуйте подобрать к тексту песни мелодию, пропевая их в различных вариациях.

Уделите особое внимание вокальной партии в песне

Можете скомбинировать этот метод с советом номер 3 и заменить своими стихами известную песню, затем переработать. Включите смартфон и запишите вокальные упражнения. Затем обработайте созданные фрагменты на инструменте или компьютере.

№8. Экспериментируйте с компьютерным софтом

Для записи мелодии на компьютер не требуется профессиональная техника. Понадобится лишь специальная программа, помогающая сочинять музыку. АудиоМАСТЕР – удобный редактор для начинающих музыкантов с функциями записи, обработки и микширования.

АудиоМАСТЕР поможет записать мелодию и при необходимости ее улучшить

В программе доступны опции аудиомонтажа: можно соединить или смешать несколько записанных кусков в один фрагмент. У созданного фрагмента можно настроить звучание эквалайзером: усилить басы, подавить посторонние шумы. Также можно сместить высоту тона на заданное количество герц. Присутствует частотный спектр, который поможет изменить плотность звука, настройка реверберации, работа с громкостью и возможность добавлять поверх аудио различные эффекты.

Дополнительные подсказки для новичков

Иногда вдохновение не приходит, а трудолюбие не помогает. В таких ситуациях попробуйте следующие приемы :

  • работайте в полной тишине;
  • попробуйте другой инструмент;
  • переместите ноту вверх или вниз на одну октаву;
  • удалите каждую вторую ноту.

При создании песни способом подбора аккордов:

  • работайте с ритмом аккордовой последовательности;
  • обращайте особое внимание на ноту перед сменой аккорда.

Чего следует избегать:

  1. Излишнего разнообразия. Запоминающаяся мелодия должна повторяться.
  2. Слишком резких изменений в высоте тона и ритме. Последовательность – ключ к успеху.

Написание мелодии – важнейшая часть в создании музыкальной композиции. Нельзя предугадать, как правильно сочинять музыку, поэтому важно найти личный стиль. Практикуйтесь каждый день, вдохновляйтесь признанными или малоизвестными шедеврами музыки, а АудиоМАСТЕР поможет разобраться, как сочинить музыку на компьютере. Скачайте софт, следуйте указанным советам в статье и создавайте из них яркие композиции.

Источник

Оцените статью