Построение септаккорда для фортепиано

Септаккорды на пианино

Аккорд из четырех нот

Ранее мы познакомились с аккордами, состоящими из трех звуков – трезвучиями. Но число звуков, входящих в аккорд, может быть и большим.

Рассмотрим, созвучие, состоящее из четырех звуков, расстояние между соседними звуками в котором – терции. Такой аккорд носит название септаккорда. Крайние звуки септакко/рда составляют интервал «септима», отсюда и название созвучия, а также его сокращенное написание – цифра 7.

Как и у трезвучия, каждый звук аккорда имеет свое название. Нижний звук – это основа аккорда, он называется примой и обозначается цифрой 1.

Второй звук – терция, краткое написание – цифра 3. Третий звук – это квинтовый звук. Он называется квинтой и его обозначение – цифра 5. И, наконец, четвертый звук септаккорда – септима – обозначается цифрой 7.

Все септаккорды состоят из трезвучия и терции, присоединенной к трезвучию. В зависимости от трезвучия, которое лежит в основе аккорда и септимы, которая образуется его крайними звуками, можно выделить наиболее распространенные виды септаккордов:

Виды септаккордов

а) Малый мажорный септаккорд. Этот вид аккорда встречается в музыке очень часто. Крайние звуки этого аккорда составляют малую септиму, а в основе лежит мажорное трезвучие. Краткая формула такого аккорда: мажорное трезвучие + м.3 (СМ. картинку, пример 1).

б) Реже встречается минорный септаккорд. По названию можно догадаться, что в его основе лежит минорное трезвучие, а крайние звуки аккорда образуют малую септиму. Краткая формула этого аккорда: минорное трезвучие + м.3. (СМ. картинку, пример 2).

в) Малый септаккорд с уменьшенным трезвучием. И снова название аккорда подсказывает нам его состав: в основе – уменьшенное трезвучие, а крайние звуки, как и в предыдущих случаях, составляют малую септиму. Формула такого аккорда – ум. трезвучие + б.3 (СМ картинку, пример 3).

Как видим, в рассмотренных примерах трезвучия, лежащие в основе септаккордов разные, но крайние звуки во всех трех случаях образуют м.7. Но есть септаккорды, в которых между крайними звуками уменьшенная септима или же большая септима. Рассмотрим их:

Уменьшенный и увеличенный

г) Уменьшенный септаккорд. В основе такого аккорда – уменьшенное трезвучие, а крайние звуки составляют интервал уменьшенная септима. Формула аккорда такова – ум. трезвучие + м.3. (фото 2).

д) Большие септаккорды. Такие аккорды не характерны для музыки 18-го столетия. С ними музыканты стали экспериментировать со 2-ой половины 19-го века. Большие септаккорды бывают 3-х видов: большой мажорный (1), большой минорный (2) и большой септаккорд с увеличенным трезвучием (3). Состав таких аккордов можно увидеть на примерах (СМ. картинку снизу)

Знания об аккордах помогут нам самостоятельно гармонизировать мелодии, полнее понимать музыку, слышать все музыкальные оттенки и нюансы.

Источник

Септаккорд

Аккорды имеют разное строение: трезвучия, септаккорды, нонаккорды и т.д. В ранних статьях была раскрыта тема трезвучий. Здесь же, затронем тему септаккордов.

Септаккорды в классической и современной гармонии

Септаккорд в классической гармонии –созвучие из 4-х звуков расположенных по терциям,

в современной гармонии – созвучие из 3-х звуков, расположенных по квартам (квартсептаккордом).

Септаккорды терцового строения классифицируются по двум параметрам: по септиме и по трезвучию. Если септима большая, то аккорд будет большой, если септима малая ,то малый соответственно. Мажорный, минорный, увеличенный или уменьшенный – эти значения будут определяться по трезвучию.

Например, вот так будет выглядеть Большой мажорный септаккорд (Бмаж.):

Виды и обращения септаккордов

Различают 7 видов септаккордов:

Каждый имеет по три обращения, их названия отражают соотношение между тонами значимой гармонии:

Единственное исключение составляет Уменьшенный септаккорд, его обращение можно определить только при разрешении в какую-либо тональность.

Обратимся к современной гармонии. Септаккорды с квартовым строением бывают малые и большие( это значение определяется по септиме). Малые состоят только из чистых кварт, а большие из чистой и увеличенной кварт.

Квартсептаккорды имеют по два обращения:

В классической гармонии септаккорды играют важную роль в тональности, благодаря своим функциональным и фоническим («как звучит») свойствам.

Строение септаккордов

Основные септаккорды лада строятся на II, V, VII ступенях.

Самый важный септаккорд, который строится на V ступени- доминантовый (D7). Он звучит, как Ммаж7,соединяет в себе характерные признаки доминантовых тяготений.

Ярким выразителем субдоминантовой сферы является септаккорд II ступени (II7). Может звучать, как Ммин7,так и Мум7 в зависимости от вида мажора или минора.

И, септаккорд, имеющий комплекс мелодических неустоев — это септаккод VII ступени (VII7). Имеет две фонические разновидности: Ммин7 и Ум7.Это созвучие вбирает в себя признаки и субдоминантовой и доминантовой сфер.

Септаккорды могут быть использоваться полными или неполными (исключается квинтовый тон аккорда), но кроме уменьшенного септаккорда ввиду его уникальной функции (имеет два тритона) — он может использоваться только в полном виде.

Источник

Аккорды

На прошлом уроке мы познакомились с минорными гаммами.

В этом уроке речь пойдет об аккордах из четырех звуков, которые называют септаккордами. На предыдущих уроках вы уже познакомились с трезвучиями и знаете, что трезвучия по структуре бывают мажорные, минорные, уменьшенные и увеличенные. Трезвучия также подразделяются по своей функции в тональности на главные и побочные. Напомним: главные трезвучия – это тоническое, субдоминантовое и доминантовое. Побочные трезвучия строятся на II, III, VI и VII ступенях, они создают ладовую окраску и часто сочетают в себе элементы каких-то двух функций (например, T и S). Такие побочные трезвучия называются полифункциональными.

Септаккорды – это аккорды из четырех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Этот аккорд включает в себя септиму, которая образуется между его крайними звуками, и является диссонирующим. Септаккорд требует плавного голосоведения и внимания к его разрешению, либо переходу в другие аккорды. При соединении септаккордов и переходе их друг в друга очень важно плавное голосоведение, причем септима септаккорда должна оставаться на месте либо двигаться на секунду вниз. Это правило, уходящее корнями в старые средневековые правила, сохраняет свою актуальность и при создании самых современных композиций.

Структура септаккорда определяется по трезвучию, которое лежит в его основе, и септиме, которая образуется в крайних звуках. Например, аккорд, который состоит из мажорного трезвучия, и большой септимы между крайними звуками, будет называться большим мажорным септаккордом. Аккорд, в основе которого лежит минорное трезвучие, а крайние звуки образуют малую септиму, будет называться малым минорным. Приведем полную схему септаккордов.

Как и в случае с трезвучиями, применяются обращения септаккордов. Поскольку септаккорд – это четырехзвучный аккорд, обращений получается три. Их названия несколько тяжеловесны, но обозначают интервальную структуру каждого обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.

Как и трезвучия, септаккорды делятся на главные и побочные. Главные септаккорды принадлежат к доминантовой или субдоминантовой группам. К побочным относят септаккорды III, VI ступеней – они используются реже и скорее в колористических целях. Септаккорд I ступени в классической музыке может использоваться в виде секундаккорда, как проходящий, в последовательности I – I2 – VI (возможно, VI2 — IV), а в современной музыке применяется как красочная разновидность тонического трезвучия.

Наиболее употребителен в классической музыке малый мажорный септаккорд, который строится на V ступени как в мажоре, так и в миноре и называется доминантсептаккордом. Движение мелодии по ступеням доминантсептаккорда встречается в песне «Степь да степь кругом». О доминантсептаккорде, его разрешениях и обращениях речь уже шла на одном из предыдущих уроков.

Игра доминантсептаккорда и его обращений входит в программу технического зачета для учащихся музыкальных школ в старших классах. Начинающие ученики могут сначала нажимать септаккорд двумя руками, играя по два звука каждой рукой. Играть аккорды нужно мягкой рукой, глубоким звуком, кисть при нажатии должна немного «пружинить», а при снятии – слегка отходить в сторону. Более взрослые и продвинутые музыканты с достаточно большими руками могут освоить игру септаккордов разного типа левой рукой, чтобы использовать их при подборе аккомпанемента к песням или при импровизации.

К числу очень популярных в классике и современной музыке относится уменьшенный септаккорд. Он строится на VII ступени в гармонических видах мажора и минора, и состоит из трех малых терций. В его основе – уменьшенное трезвучие, а крайние звуки образуют уменьшенную септиму. Кроме того, этот аккорд включает в себя два тритона, и это нужно учитывать при разрешении: УМ VII 7 разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном. Все обращения уменьшенного септаккорда звучат одинаково.

Этот аккорд является очень ярким представителем доминантовой группы. Он может не только разрешаться в тоническое трезвучие, но также переходить в него через обращения доминантсептаккорда.

В художественной музыке выразительность уменьшенного септаккорда связана с образами рока, судьбы, ужасов, катастроф. Например, этот аккорд эффектно звучит в сценах фурий, охраняющих вход в Аид в опере К. Глюка «Орфей», при появлении Командора в опере В.А. Моцарта «Дон-Жуан». Ярко и выразительно звучат уменьшенные септаккорды в Токкате и фуге ре минор И.С. Баха для органа, во вступительном разделе «Патетической сонаты» № 8 до минор Л. Ван Бетховена, в его же Пятой симфонии.

Часто применяются традиционные доминантсептаккорды и уменьшенные также в современной музыке. Вот пример из Регтайма Джоплина:

Разновидность уменьшенного септаккорда, которая применяется в натуральном мажоре – малый уменьшенный септаккорд или полууменьшенный. Этот септаккорд имеет в своей основе уменьшенное трезвучие, а крайние звуки образуют малую септиму. В мажоре он строится на VII, имеет доминантовую функцию, но звучит менее диссонантно, чем уменьшенный. Применяется он реже, но все же стоит с ним познакомиться

Полууменьшенный септаккорд в минорном ладу строится на II ступени и применяется достаточно часто. Это септаккорд II ступени, имеющий яркую субдоминантовую функцию. В мажоре септаккорд II ступени по структуре будет малым минорным.

Различные виды септаккорда II ступени часто встречаются в творчестве П.И. Чайковского. Например, квинтсекстаккорд применяется в романсе «Средь шумного бала». В романсе Полины, а также в Ариозо Германа из оперы «Пиковая дама», применяется секундаккорд II ступени:

Септаккорд II ступени может переходить в тоническое трезвучие через уменьшенный вводный септаккорд или доминантсептаккорд.

Движение мелодии по звукам малого минорного септаккорда встречается в начале Прелюдии К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна».

Аккорды, крайние звуки которых образуют большую септиму, более характерны для музыки XX века, и имеют ярко выраженный джазовый колорит. Большие мажорные септаккорды строятся в мажоре на I и IV ступенях и могут заменять трезвучия, насыщая общий колорит музыкальной композиции своеобразной краской. Например, движение по звукам большого мажорного септаккорда возникает в мелодии песни «Марш веселых ребят» И. Дунаевского.

В примере из музыки Уэббера применяется сочетание тонического трезвучия и большого мажорного септаккорда, образующего к нему новую краску:

Аккорды, имеющие в своей структуре увеличенное трезвучие – увеличенный септаккорд и большой минорный – встречаются еще реже, и также, чаще в современных джазовых композициях. Увеличенный септаккорд имеет в своей основе увеличенное трезвучие, между его крайними звуками образуется большая терция. Такой септаккорд строится на III ступени в гармоническом миноре и на VI в гармоническом мажоре. Применяются такие аккорды редко, чаще в современной джазовой музыке. Вместе с тем, увеличенный септаккорд в XX веке получил популярность как «прокофьевская» доминанта. Такой септаккорд строится на V ступени с повышенными II и IV ступенями, имеет яркую доминантовую функцию, и относится к числу альтерированных. Этот аккорд часто встречается в музыке Сергея Прокофьева, например, в пьесе «Джульетта-девочка» (см. в примере 4 такт, аккорд на второй доле перед тоникой):

В структуре большого минорного септаккорда в верхней половине аккорда образуется увеличенное трезвучие, это придает ему необычную окраску. В гармоническом миноре он строится на I ступени и может применяться в проходящих оборотах или как колористический вариант тонического трезвучия.

Сочетание различных септаккордов можно найти в сочинения композиторов XX века. Вот некоторые примеры:

Красочные сочетания септаккордов применяются при гармонизации знаменитой песни «Memory» из мюзикла «Кошки» Уэббера:

На следующем уроке мы продолжим знакомство с различными видами аккордов.

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Мероприятия

20 апреля — Отчётный концерт учеников класса гитары Игоря Ламзина

20 апреля 2021 года традиционный отчётный концерт учеников класса гитары Игоря Ламзина!

13 апреля концерт/мастер-класс Юрия Нугманова

13го апреля приглашаем вас на концерт/мастер-класс Юрия Нугманова. Нас снова посетит легенда! Ведь Юрий — первый российский гитарист, которому стоя рукоплескал знаменитый Карнеги холл.

18 марта творческий вечер «Культ хорошей личности»

18 марта творческий вечер «Культ хорошей личности». Квартет под управлением Александра Лаврова исполняет произведения Александра Лаврова

18 февраля концерт учеников Анны Акоповой

18го февраля в клубе «Вермель» состоится концерт учеников Анны Акоповой, преподавателя вокала нашей Рок-Академии.

Источник

Читайте также:  Somebody to love queen ноты для хора
Оцените статью