Построить чистую кварту от всех нот вниз

Построить чистую кварту от всех нот вниз

Из таблицы видно, что тоновая величина чистой квинты – 3,5 тона, чистой кварты – 2,5 тона. С помощью этих интервалов строится кварто-квинтовый круг тональностей.

Мы проверим это в соответствующем разделе статьи.

Объяснение магии кварто-квинтового круга заключается в том, что чистая квинта – это обращение чистой кварты, т.е. если переместить основание чистой квинты на октаву вниз – получится чистая кварта.

Для закрепления информации стоит запомнить аппликатуры этих интервалов на гитаре и фортепиано.

Тональность – это высотное положение лада, построенного от определенной ноты. Другими словами: тональность – это высота звучания музыкального произведения, которая определяется тоникой.

Параллельные тональности – это мажорная и минорная тональность, которые имеют разную тонику, но содержат одинаковый набор нот и ключевых знаков.

Знаки альтерации – это знаки, которые используются при нотном письме и обозначают повышение или понижение высотности звука без изменения его названия. Эта тема частично затрагивалась в статье «Как быстро научиться играть на гитаре с нуля».

# – диез – повышает звук на полутон, b – бемоль – понижает. Также существуют дубль-диезы и дубль-бемоли, которые повышают или понижают звук на целый тон.

Теперь мы знаем всю необходимую теорию, чтобы построить кварто-квинтовый круг тональностей. На картинке видно, что начальной точкой отсчета служит нота До. От неё и будем строить наш круг.

Мы уже знаем, что чистая квинта имеет тоновую величину 3,5 тона. Отложим этот интервал по восходящему звукоряду от ноты До.

Первая чистая квинта по восходящему звукоряду от ноты До привела к ноте Соль. Следующая чистая квинта от ноты Соль – нота Ре. Если продолжить откладывать чистые квинты по восходящему звукоряду – мы снова вернемся к ноте До.

Теперь проделаем то же самое с чистыми квартами.

Первая чистая кварта по восходящему звукоряду от ноты До – нота Фа. Следующая чистая кварта от ноты Фа – нота Си-бемоль. Здесь действует такое же правило. Если мы продолжим последовательно откладывать чистые кварты по восходящему звукоряду – мы вернемся к ноте До.

Для лучшего понимания теории и схемы построения кварто-квинтового круга тональностей – взгляните на ступени по которым он строится на восходящем звукоряде. Для удобства чистые кварты обозначены красным цветом, чистые квинты – синим.

Проверяем эту теорию по нашему квинтовому кругу.

Из всего этого можно сделать вывод о том, как построить кварто-квинтовый круг:

  • по часовой стрелке – квинтами вверх;
  • против часовой стрелки – квартами вверх.

Раз чистая квинта – это обращением чистой кварты, то если идти по часовой стрелке квартами вниз или против часовой стрелки квинтами вниз – мы получим совершенно идентичный набор нот.

Самое очевидное применение кварто-квинтового круга – транспозиция. Может возникнуть ситуация, когда вы хотите спеть какую-нибудь лёгкую песню, но её тональность не подходит под ваш голосовой диапазон. В таком случае мы представляем, что наш кварто-квинтовый круг – это довольно понятная схема аккордов и их последовательностей, а не схема тональностей.

Поворачиваем квинтовый круг по часовой стрелке или против – получаем другую тональность. Аккорды изменятся, но их функции сохранятся.

Пробуем петь в новой тональности и радуемся. Если тональность не подошла – снова вращаем наш круг до тех пор, пока не найдём комфортную тональность.

Теперь разберем эти манипуляции на живом примере. Будем делать транспозицию для песни группы Кино «Кукушка».

В оригинале эта песня исполняется в тональности Ля минор. Находим на квинтовом круге эту тональность, внимательно смотрим на то, как расположены аккорды песни на квинтовом круге и поворачиваем его.

Мы транспонировали песню из тональности Ля минор в Ми минор. Осталось попробовать спеть в новой тональности и определить подходит она или нет.

Если не можете запомнить как располагаются аккорды песни на квинтовом круге – можно записать результаты транспонирования в виде таблицы.

В предыдущем разделе статьи мы уже говорили, что можно воспринимать кварто-квинтовый круг не как схему тональностей, а как схему аккордов для гитары.

Это даёт нам возможность не задумываться каждый раз, когда мы хотим сочинить гитарный аккомпанемент к своей песне и не тратить время на бесконечное перебирание базовых аккордов и их последовательностей. Всё что нужно – уже есть в кварто-квинтовом круге тональностей.

Тоника, доминанта и субдоминанта – это основные устойчивые ступени лада и квинтовый круг позволяет сразу найти доминанту и субдоминанту для любой тональности.

Доминанта и субдоминанта создают основное движение в музыкальном произведении.

Доминанта имеет максимальное напряжение и стремится разрешиться в тонику. Субдоминанта уводит нас в противоположную сторону, поэтому субдоминанту часто используют для модуляции.

Если посмотреть на любую тональность на квинтовом круге, то доминанта всегда будет следующей нотой после тоники по часовой стрелке, а субдоминанта – следующей нотой против часовой стрелки.

Например, для тональности До мажор доминантой будет Соль, субдоминантой – Фа.

То же правило справедливо для минорных тональностей, с одной оговоркой – минорный аккорд не может быть полноценной доминантой и следует использовать мажорный аккорд в тех случаях, когда он должен разрешиться в тонику. Таким образом, в тональности Ля минор субдоминантой будет Ре минор, а доминантой Ми мажор.

Давайте рассмотрим несколько тональностей на квинтовом круге и разберемся в этом.

Мы видим, что в тональности До мажор и её параллельной тональности Ля минор самыми логичными и ожидаемыми будут аккорды C, G, F, Am, Dm, Em. К этим аккордам добавится Ми мажор, если речь идет о минорной тональности.

Подавляющее большинство популярной музыки написано по такой схеме, не выходя за рамки тональности в квинтовом круге. Именно эти аккорды стоит использовать в первую очередь при написании гитарного аккомпанемента.

Если такой подход кажется вам скучным и вы хотите как-то разнообразить аккомпанемент – можете позаимствовать аккорды из соседних тональностей.

Источник

Kонсонансы. чистые интервалы (прима — 1, октава — 8, кварта-4, квинта — 5)

Если в кварте 3 тона, она называется увеличенной, если 2 тона — то уменьшенной.

В чистой квинте три с половиной тона (ч5 = 3 ½ т).

Если в квинте только 3 тона, она уменьшенная, а если 4 тона — то увеличенная.

Правило чистых интервалов

Если у нижней ноты нет никакого знака, тогда и у верхней ноты знака не будет.

Если у нижней ноты есть диез, тогда и у верхней ноты будет диез.

Если у нижней ноты есть бемоль, тогда и у верхней ноты будет бемоль.

Посмотри, как выглядят правильно построенные чистые интервалы:

Однако БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН! В ЭТОМ ПРАВИЛЕ ЕСТЬ ИСКЛЮЧЕНИЕ! Между звуками ФA – СИ тебя ждет сюрприз!

ВНИМАНИЕ! ЗДЕСЬ СИДИТ ТРИТОН

Построй кварту от любой белой клавиши, кроме ФА. Посмотри, сколько черных клавиш между крайними звуками чистой кварты. Если сыграть чистую кварту от любой белой клавиши, всегда посередине будет две черных клавиши. Но, если строить кварту от звука ФА, в середине получится три черных клавиши. Между звуками ФA – СИ — три тона, а не два с половиной тона, как в других местах клавиатуры

ФА – СИ – это увеличенная кварта (ув4), в которой на полтона больше, чем в чистой кварте.

Интервал, в котором три тона, также называют тритоном. И по своему звучанию он также совсем не похож на чистый интервал, скорее напоминает интервал из группы «колючек » .

Сыграй тритон (ув 4) и пофантазируй. Что бы Ты изобразил с его помощью?

Чтобы построить чистую кварту между звуками ФА-СИ, необходимо уменьшить расстояние в три тона до двух с половиной. Это можно сделать с помощью знаков альтерации у нижней или верхней ноты:

Для правописания чистой квинты также действует правило чистых интервалов, однако, как и с в случае с чистой квартой, здесь тоже есть исключение.

Посмотри, между звуками квинт До-Соль, Ре-Ля, Ми-Си, Фа-До, Соль-Ре, Ля-Ми на клавиатуре – три черных клавиши и три с половиной тона, а между звукам квинты Си-Фа –две черных клавиши и только три тона. Этого не хватает, чтобы квинта была чистой!

ВНИМАНИЕ! ЗДЕСЬ ЖИВЕТ ТРИТОН

Между этими звуками построить чистую квинту, как и в случае с чистой квартой, помогут знаки альтерации:

Вглядись! Если перевернем вверх ногами тритон Фа-Си, получим другой тритон Си-Фа! Они звучат абсолютно одинаково, так как в них одинаковое количество тонов.

Однако будь внимателен и сосчитай количество ступеней в каждом из них!

Фа-Си – это кварта, а Си-Фа — квинта!

Kвинта, в которой только три тона, — уменьшенная (ум5).

При обращении ум5 получаем ув4 и наоборот- при обращении ув4 получаем ум5.

1. Построй от данных звуков вверх ч8.

2. Построй от данных звуков вверх ч4. (Используй правило чистых интервалов. Будь внимателен! Помни место, где прячется тритон!)

2. Построй от данных звуков вверх ч5.

Построить квинты, а также увидеть их в нотах, можно очень быстро. Тебе не надо считать ступени, если ты запомнишь одну маленькую хитрость: если один звук квинты находится на линии, то и другой будет на линии, а посередине линейка останется пустой!

Если один звук квинты находится между линейками, то и второй звук будет между линиями, а промежуток между линиями останется пустым!

4. НЕ считая ступеней, найди среди этих интервалов квинты и обведи их.

5. НЕ считая ступеней, построй квинты от данных звуков вверх.

6. НЕ считая ступеней, построй квинты от данных звуков вниз.

7. Сейчас будем учиться быстро строить и находить кварту. У кварты один звук находится на линии, а второй – между линиями, и между звуками должна быть одна линия и один промежуток между линиями. Вглядись внимательно:

Заметил ошибку? ФA-СИ! Думаешь, что я ошиблась и не поставила бемоль для ноты Си? А вот и нет! Я же не написала, что буду строить чистые кварты… А Фа-Си – тоже кварта, хоть и увеличенная!

8. Поставь секундомер на 30 секунд. Сколько кварт за это время ты сможешь найти в задании? ( Обведи их карандашом.)

9. НЕ считая ступеней, построй кварты от данных звуков вверх.

10. НЕ считая ступеней, построй кварты от данных звуков вниз.

В эту группу входят интервалы с нежным, красивым звучанием. Поэтому их условно можно обозначить цветами.

Teрция — интервал из трех ступеней, его обозначают числом 3. Терции, также как сексты, секунды и септимы, бывают большими и малыми. Это значит, что в отличие от чистых интервалов, характер их звучания может меняться! И ты получаешь не одну, а целых две новые музыкальных краски!

Большая терция — б3 Maлая терция — м3

На картинке видно два разных цветка – подсолнух и колокольчик. Сыграй большую и малую терции, вслушайся внимательно и подумай, какая из терций больше похожа на подсолнух, а какая – на колокольчик.

А сейчас посмотри в окно. Какая там погода? Пасмурно, идет дождь или светит солнце? Сейчас день или вечер? Какая терция позволит тебе отобразить то, что ты увидел в окно?

Если бы это задание выполняла я, то яркий, радостный подсолнух, похожий на солнечный день и хорошее настроение, я бы нарисовала большой терцией, а дождливый день и цветок колокольчика – малой терцией.

Научись строить б3 и м3 от любого звука, чтобы ты смог использовать их в своих музыкальных рисунках, а также уметь их услышать.

Чтобы этого добиться, надо запомнить точный «размер» терций:

м3 = 1 тон + 1 полутон

Разница между большой и малой терциями хорошо видна на клавиатуре. Сыграй терцию от звука До↑ (Дo-Mи) и от звука Рe↑ (Рe-Фa).

Внимательно посмотри на клавиатуру. Что ты видишь? Замечаешь разницу? Между звуками терции Дo-Mи — две черных клавиши, а между Рe-Фa – только одна.

Какая из этих терций больше? Конечно, та в которой больше клавиш.

1. Сыграй гамму До мажор терциями. Какие из них большие, а какие маленькие?

2. Научись строить б3 и м3 от всех звуков. Если, используя белые клавиши, получается большая терция, а тебе нужная малая, то уменьши ее с помощью черных клавиш и знаков альтерации:

3. Если, используя белые клавиши, получается малая терция, а тебе нужная большая, то увеличь ее с помощью черных клавиш и знаков альтерации:

4. С помощью знаков альтерации преврати малую терцию в две большие.

5. С помощью знаков альтерации преврати большую терцию в две малые.

А сейчас порисуем! Что можно нарисовать с помощью терций? Вот по дорожке скачет воробышек и собирает крошки хлеба. Здесь нам пригодятся терции в гармоническом звучании со штрихом staccato:

А б3, с тем же штрихом staссato в мелодическом звучании поможет нам изобразить часы:

А с помощью м3 в мелодическом звучании сочиним колыбельную. Здесь нам не обойтись без legato:

Ба — ю — ба — ю, ба — ю — бай! Спи, ма- лыш мой, за — сы — пай!

Разгадай загадку: Есть такая птица, которая на своем птичьем языке говорит терциями. Сыграй музыкальный пример и угадай, что это за птица?

Как тебе кажется, сколько птиц (одна или две ) спрятались в этом примере?

Как они отличаются по характеру?

Красивое, нежное звучание терций композиторы часто используют как второй голос мелодии. Такой второй голос красиво будет звучать в хоре:

6. Выучи песенки терций, чтобы тебе легче было отличить их на слух и чисто спеть.

Ма — жор, ма — жор, тер-ци- я боль — ша — я, боль — ша — я.

Teрции легко узнать в нотной записи, а также быстро, не считая ступени, построить самим:

— если один звук терции находится на линии, то и другой будет на соседней линии;

— если один звук терции находится между линиями, то и другой будет между линиями.

7. Возьми секундомер. НЕ считая ступеней, найди все терции, обведи их карандашом.

Сколько секунд тебе понадобилось, чтобы справиться с этим заданием?

8. НЕ считая ступеней, построй терции от данных звуков вниз.

9. НЕ считая ступеней, построй терции от данных звуков вверх.

10. Обведи малые терции синим карандашом, а большие –красным.

11. Построй большие терции от данных звуков вверх.

12. Построй малые терции от данных звуков вверх.

13. Напиши для мелодии второй голос терциями. Сыграй, что у тебя получилось.

(Совет: Не пиши терции для всех нот, некоторые оставь одноголосными).

14. НАРИСУЙ ДВЕ КАРТИНКИ : одну, которая тебе напоминает большую терцию, а вторую, которая по твоему мнению похожа на малую терцию.

С помощью терций можно строить аккорды. Самые простые аккорды состоят из двух терций. Их называют трезвучиями, или квинтаккордами. Окраска звучания трезвучий зависит от того, какие терции используются – большие или малые, и в какой последовательности они берутся.

Поиграем с терциями, перемещаем их в разной последовательности и смотрим, что получилось. Вот, все варианты трезвучий, которые можно построить:

2. Mинорное трезвучие 4. Уменьшенное трезвучие 1. Maжорное трезвучие 3. Увеличенное трезвучие

М53 м53 ув53 ум53

Сыграй их и вслушайся, какие краски получились?

Запомни! Каждый звук трезвучия имеет свое название:

Верхний звук – KВИНТA Средний звук — TEРЦИЯ Нижний звук – ПРИMA

1. Обведи мажорные трезвучия красным карандашом, а минорные –синим.

2. Сделай все трезвучия мажорными.

3. Сделай все трезвучия минорными.

4. Сделай все трезвучия увеличенными.

5. Сделай все трезвучия уменьшенными.

6. Построй мажорные трезвучия от данных звуков.

7. Построй минорные трезвучия от данных звуков.

Диссонансы

В это семейство входят секунды – 2, септимы — 7, а также тритоны.

Секунда – это интервал, который состоит из двух соседних звуков. Его обозначают цифрой 2. Секунды бывают большие и маленькие.

Посмотрим, какими красками обладают эти интервалы. Послушай, как отличается характер этих двух сестричек — секундочек.

Малая секунда (м2) – очень капризное существо,. Своим упрямством и настойчивостью любому может попортить нервы:

Если в музыке надо отразить нарастающее напряжение, можно использовать в мелодии восходящее движение по малым секундам.

Еще малая секунда очень любит вздыхать, плакать и причитать:

Если надо сыграть грустную мелодию, нам опять поможет малая секунда. Играй малые секунды вниз, соедини лигой по две ноты, и у тебя получатся печальные вздохи.

Если малую секунду сыграть гармонически, тогда она зазвучит остро, колко — как колючий кактус:

У сестры малой секунды –большой секунды – совсем другой нрав. Большая секунда гораздо милее, она не капризничает, не рыдает, ей нравится веселье:

Еще она умеет удивляться:

В гармоническом звучании большая секунда будет звучать более нежно, чем малая, как будто на кактусе распустился цветочек:

Посмотри, какие можно нарисовать музыкальные картинки с помощью больших и малых:

По лугу бегал щенок.

Вдруг он увидел пчелку, которая старательно летала вокруг цветочка.

Щенок на луг попал впервые. Он никогда раньше не видел пчел, поэтому очень удивился.

„Сейчас я тебя поймаю!” подумал щенок. ,,Ты будешь моей первой добычей!” Но пчелка не хотела становиться добычей и укусила охотника прямо в кончик носа.

Щенок уселся в траву и начал громко и жалобно скулить, так, чтобы его услышала мама и противная пчела!

Большая и малая секунда – скорее двоюродные сестры, у каждого из этих интервалов есть более близкие родственники. Посмотри, что получится, если секунду перевернуть вверх ногами:

Теперь та нота, которая была внизу, оказалась наверху, а верхняя, наоборот, стала нижней. В результате – познакомьтесь, старшая сестра большой секунды – малая септима (м7)!

Сделаем тоже самое с малой секундой – перевернем ее вверх тормашками.

Обрати внимание! Большая секунда превратилась в малую септиму, а малая секунда стала большой септимой. Почему? Фокус состоит в том, что сестрички интервалы вместе образуют октаву, и если одна из них большая, то для второй остается меньше места!

Совсем необязательно считать тоны и полутоны, чтобы сказать, какая септима большая, а какая малая. Есть более простые способы, чтобы это выяснить.

1 способ. Надо помнить, что обращение малой септимы (ее сестра) – большая секунда, а обращение большой септимы – малая секунда. Мысленно переверни септиму вверх ногами. Определи, какая секунда у тебя получилась. После этого станет легко понять, септима большая или малая.

2 способ. Если мысленно найти октаву от нижнего звука септимы, то верхнему звуку малой септимы до октавы надо потянуться на большую секунду (тон), а большой септиме наоборот — на малую секунду (полутон).

У септим, также как и у секунд, очень разные характеры.

Большая септима (б7) звучит очень напряженно, по характеру она похожа на свою двоюродную сестренку – малую секунду. А обе вместе — та еще парочка! Сыграй, сам поймешь: б7 м2

Играя гармонически, большие секунды звучат очень остро, как осколки стекла:

Чтобы лучше запомнить, как звучит большая септима, выучи две эти песенки:

Maлая септима (м7)

Сравни звучание большой и малой септимы:

У малой секунды, также как у ее сестрицы, более мягкий характер. Она не такая резкая, скорее веселая:

Вот песенка про малую септиму:

Ах, со — вуш — ка, со — вуш — ка, круг — ла — я го — ло — вуш — ка!

Выучи песенки септим, пой их от разных звуков. Это поможет тебе запомнить звучание каждого интервала и не даст ошибиться, когда нужно будет их спеть или различить на слух.

1. Нарисуй четыре персонажа, которые похожи на м2, б7, б2, м7.

2. Напиши от данных звуков вверх большие секунды в виде четвертных нот. Обрати внимание, что нотные штили секунды пишутся с двух сторон от ноты: первой надо писать нижнюю ноту (слева), затем верхнюю ноту – справа.

3. Напиши секунды от данных звуков вниз. Обведи малые секунды красным карандашом, а большие — синим.

4. Построй от данных звуков вверх большие секунды (б2).

5. Построй от данных звуков вверх малые секунды (м2).

6. Построй от данных звуков вниз большие секунды (б2).

7. Построй от данных звуков вверх септимы (7). Помни, что септиме до октавы не хватает секунды, поэтому тебе не надо считать семь нот, проще найти октаву и от нее отнять секунду.

8. Малой септиме до октавы не хватает большой секунды (б2) – тона. А большой септиме, чтобы дотянуться до октавы, нужно всего лишь полтона – малая секунда. Построй малые септимы (м7) от данных звуков вверх.

9. Построй от данных звуков вверх большие септимы (б7).

Найди 10 ошибок в записи интервалов и исправь их.

Источник

Оцените статью