Построить от ноты ре все лады

Как строить лады

Небольшая, но очень полезная статья о том, как строить и, главное, легко запомнить лады.

Я встречал два замечательно работающих подхода, которыми пользуются разные музыканты.

Подход первый. Мысли ключом!

Всем известно, что семь натуральных ладов можно получить из мажорной гаммы (а если вам неизвестно, рекомендую пройти мой курс по теории музыки). Но это не означает, что лады появились таким образом! То есть, если сыграть мажорную гамму от I ступени до I (от До до До, если мы в До мажоре), то мы получим До Ионийский лад. Если от II ступень до II (от Ре до Ре), получаем Ре дорийский. От Ми до Ми — Ми фригийский. И так далее. В итоге на ступеням мажорной гаммы строятся:

I — ионийский
II — дорийский
III — фригийский
IV — лидийский
V — миксолидийский
VI — эолийский
VII — локрийский

Алгоритм построения лада теперь сводится к выяснению ключевых знаков.

Давайте построим D локрийский. Мы знаем, что локрийский лад строится на VII ступени мажорного лада, тогда D — это VII ступень. Если D — VII, значит Eb — I ступень (в мажорной гамме, от седьмой до первой ступени расстояние в пол тона). Т.е. Ре локрийский строится на седьмой ступени Ми бемоль мажора. В Ми бемоль мажоре три бемоля при ключе, значит и в Ре локрийском их столько же. Получаем D Eb F G Ab Bb C.

Этот метод очень удобный и быстрый, идеален для клавишников, баянистов, видимо иногда для гитаристов🤔. Единственный недостаток — придётся запоминать, где находятся характерные ноты дополнительно.

Подход второй. Сравнение.

Следующий способ получения ладов больше подходит для духовиков, гитаристов, струнников, вокалистов. Барабанщиков? 😄

Есть точка отсчёта, с которой начинается изучение чего-либо. В музыке — это натуральные мажоры и миноры. Неплохая мысль в данном случае — запоминать другие лады в сравнении с этими двумя. Для этого необходимо знать характерные ступени диатонических ладов.

Построим Соль дорийский для примера. Из прошлого поста известно, что характерная ступень дорийского лада — #VI. Тогда, нам нужно взять натуральный Соль минор, в котором есть 2 бемоля при ключе — Bb и Eb. Весь лад Соль минора выглядит следующим образом — G A Bb C D Eb F.

Теперь нужно поднять на пол тона VI ступень. Получаем G A Bb C D E F. Что и есть Соль дорийский лад.

Надо честно сказать, лично я использую оба метода в комплексе, а если ещё честнее, то удобнее просто выучить все 120 необходимых ладов как таблицу умножения. Но на этапе разучивания рекомендую использовать один из вышеизложенных методов. Это очень продуктивно!

Подписывайтесь на новые статьи моего блога в вашей любимой соц. сети, шэрьте, если было полезно. Спасибо за внимание!

Источник

Лады народной музыки

В музыке большое множество ладов. От их многообразия и музыка разнообразна и выразительна. Кроме общеизвестных мажора и минора с их разновидностями, существуют, так называемые, народные лады. По другому их называют: церковные лады, старинные лады, лады народной музыки. Они были изучены еще в средние века.

Название этих ладов взяты из теории древних греков. Объединяет эти лады чередование больших и малых секунд. Во всех ладах, о которых пойдет речь ниже, пять больших секунд и две малые секунды. Если от каждой ступени До мажора сыграть звукоряды (на фортепиано это будут все белые клавиши), то получится полный «набор» ладов народной музыки.

Лады народной музыки можно разделить на две большие группы по ладовому наклонению.
Первая группа: лады мажорного наклонения, имеющие высокую III ступень. К ним принадлежат:
— ионийский (от «До» — совпадает с натуральным мажором);
— лидийский (от «Фа» — в отличие от натурального Фа мажора, высокая IV ступень);
— миксолидийский (от «Соль» — в отличие от Соль мажора, низкая VII ступень).
Вторая группа: лады минорного наклонения, имеющие III низкую ступень. К ним относятся:
— эолийский (от «Ля» — совпадает с натуральным минором);
— дорийский (от «Ре» — в отличие от ре минора, высокая VI ступень);
— фригийский (от «Ми» — в отличие от ми минора, низкая II ступень);
— локрийский (от «Си» — в отличие от си минора, низкие II и V ступени).

Лады народной музыки — это диатонические (натуральные) лады. Их ступени натуральные, не хроматические (измененные). Поэтому принято говорить, например, IV высокая ступень, а не повышенная. Для понимания этих ладов мы сравниваем их с известными — натуральным мажором и натуральным минором, но это не производные лады, а самостоятельные.

Для осознания этих ладов сделаем несколько построений:
Лидийский лад: Дорийский лад:
от «Соль» — соль ля си до# ре ми фа# соль от «Ми» — ми фа# соль ля си до# ре ми
от «Фа» — фа соль ля си до ре ми фа от «Ре» — ре ми фа соль ля си до ре
Миксолидийский лад: Фригийский лад:
от «Соль» — соль ля си до# ре ми фа соль от «Ми» — ми фа соль ля си до ре ми
от «Фа» — фа соль ля сиЬ до ре миЬ фа от «Ре» — ре миЬ фа соль ля сиЬ до ре

Для запоминания этих ладов пользуйтесь подсказками:
В ладах народной музыки изменяются неустойчивые ступени- II IV VI VII.
В ладах мажорного наклонения изменяются ступени IV и VII. Это звуки, которые образуют тритон.
В ладах минорного наклонения изменяются ступени II и VI. Это звуки, которые образуют тритон.

Еще одна подсказка:
Заполните две параллельные тональности без фа# — Соль мажор и ми минор. Эта пара — миксолидийский и фригийский лады.
Запомните две параллельные тональности без сиЬ — Фа мажор и ре минор. Эта пара — лидийский и дорийский лады.

Источник

Построение ладов

Существует множество различных способов, с помощью которых можно создавать десятки различных ладов. Как правило, все эти лады являются производными какого-либо распространённого лада, который с помощью различных (часто математических) способов преобразуется в совершенно новые модусы.
Самым распространённым является уже рассматриваемый здесь принцип обращения ладов, позаимствованный из гармонии.
Наиболее известными модусами среди большинства музыкантов являются обращения мажорной гаммы.
Играя мажорную гамму от разных ступеней, мы получаем различные лады. Однако для лучшей наглядности я записал все эти лады от как от разных ступеней гаммы так и от одной ноты, что позволяет лучше понять различия в составе и звучании ладов. Примеры 1-7 вычленение ладов из мажорной гаммы С, эти лады можно найти в любом учебнике по теории музыки:

Гамма до мажор(или до ионийский)

По своему составу данные лады можно разделить на три группы представленные в таблице(классификация ладов по качеству терции от первой ступени лада):

Такое восприятие ладов удобно для применения их на практике, поскольку позволяет мгновенно отобрать лады с необходимой окраской. Локрийский лад хоть и имеет в основе малую терцию, все же не попадает в группу минорных ладов потому, что его тоника это уменьшенное трезвучие, которое не может звучать устойчиво.

Те же лады но построенные от ноты С:

Таким способом мы получили наиболее распространенный набор ладов называемых народными.

Для получения более экзотического, нестандартного звучания попробуем преобразовать гамму джазового мелодического минора.

Джазовый мелодический минор это стандартный мелодический минор который не разрешается в натуральный минор в нисходящем движении, поэтому ступеневый состав у него всегда один :1 2 b3 4 5 6 7

Как Вы можете заметить, мелодический минор, то это, по сути, мажор с пониженной третьей ступенью, поэтому для получения группы ладов мелодического минора нужно в известных нам народных ладах понизить ноту Е (для ладов от ноты С)

Построим от всех ступеней мелодического минора производные лады(обращения) :

Названия ладов по порядку:

1. Мелодический минор

3. Лидийский увеличенный

5. Мелодический мажор

Те же лады от С:

Наиболее применяемые лады это мелодический минор, лидийско-миксолидийский, увеличеный лидийский, суперлокрийский.

Большинство ладов применяется при обыгрывании альтерированных доминантсептаккордов и создает специфическое увеличенное, красочное, загадочное, сказачное звучание. Это объясняется наличием в этих ладах пентахордов увеличенного и уменьшенного ладов.
Ниже Вы видите сравнение состава уменьшенного, целотонового ладов и мелодического минора

Как Вы видите мелодический минор содержит последовательность пяти нот из каждого лада.
Это делает его самым распространенным ладом по причине полного отсутствия тональной определенности.
По этой же причине любой производный модус мелодического минора пригоден для обыгрывания доминантовых и беcтональных аккордов.

Источник

Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами

Лады народной музыки. Общая информация

Перед тем, как европейская музыкальная теория окончательно оформилась в виде четких правил отношения нот друг к другу, народы мира использовали в своих песнях так называемые лады народной музыки. Они представляли собой структуры, очень схожие с теми гаммами, которые мы видим сейчас, однако имели свое построение и особый окрас. В данной статье мы подробно расскажем общую теорию ладов, как они развивались со временем и как выглядят сейчас.

История ладов народной музыки

В первую очередь, лады народной музыки ассоциируются с Грецией, поскольку носят названия греческих провинций, в которых они появились. Однако подобные семиступенные звукоряды на самом деле вовсе не изобретение греков. На деле структуры, подобные известным нам ладам, появлялись в разных местах земного шара в разное время. При этом названия ладов изначально не были статичны, они менялись вместе с тем, как развивалась и менялась музыкальная мысль. Стоит также упомянуть, что помимо ладов с семью ступенями, среди народов были распространены и пятиступенные лады – их мы сейчас называем пентатоники на гитаре .

Во время структуризации музыки во времена Средневековья и Возрождения, лады также нашли свое место в европейской теории. Сначала на их основе была выстроена система церковных хоралов, которую чуть позже стали называть церковными ладами.

С появлением темперированного строя можно говорить о пропаже разницы между ряда ладов и гамм – а именно, между эолийский и ионийским ладом и натуральным минором и мажором соответственно. Сейчас эти лады считаются полностью идентичными своим гаммам.

В двадцатом веке лады, до этого использовавшиеся очень сдержанно, пережили второе рождение. Это связано с повышенным интересом к народной музыке, который продолжается до сих пор. Самый известный пример ладов народной музыки в современных композициях – фригийский лад, который постоянно используется в тяжелом металле.

Отличия от обычной гаммы

Народные лады отличаются от обычных гамм двумя чертами. Первая – это повышенные или пониженные ступени, которые как раз и создают то самое характерное звучание конкретного лада. В случае гамм на гитаре , вам потребуется понять, какая нота находится на нужной ступени и поднять или опустить ее в зависимости от того, какое звучание хотите получить.

Кроме этого, народные лады – модальны, а не тональны. Это означает, что привычные гармонические отношения тоника-субдоминанта-доминанта в них выражается гораздо слабее. Если вы находитесь внутри лада, то вам совершенно не обязательно завершать фразу доминантой в тонику, вы вольны использовать любые гармонические и фразовые ходы, которые сочтете нужными или приятными с музыкальной точки зрения.

Для аранжировщиков это так же означает значительное расширение гармонических возможностей, поскольку при помощи ладов можно не только задать композиции определенную краску настроения, но и выстроить необычную гармонию, которая будет удивлять слушателя.

Группы ладов

Все народные лады разделяются на две группы.

Лады мажорного наклонения. Их отличительная черта – высокая третья ступень. К этим ладам относятся:

Лады минорного наклонения с низкой третьей ступенью. Это:

Список ладов народной музыки

Ионийский

Лад мажорного наклонения, который легче всего строить от ноты до. Не имеет в себе поднятых ступеней и соответствует натуральной мажорной гамме. Выстраивая его в тональности до-мажор вы получаете следующие ноты:

C – D – E – F – G – A – B

Данный лад параллелен Эолийскому минору.

Фригийский

Минорный лад, отличительная черта которого – пониженная вторая ступень в гамме. Отличается агрессивным, злым, очень мрачным настроением. Легче всего выстраивается от гаммы ми-минора. В нем вы получите вот такие ноты:

E – F – G – A – B – C — D

Лидийский

Лад мажорного наклонения с повышенной четвертой ступенью. Отличается возвышенным, радостным звуком. Легче всего строить от Фа-мажора, внутри этой тональности у лидийского лада будут следующие ноты:

F – G – A – B – C – D — E

Дорийский

Минорный лад, содержит в себе поднятую шестую ступень. По настроению – менее минорный и более радостный, светлый, восторженный. Легче всего строится от ноты Ре в тональности ре-минор. Является параллельным Лидийскому ладу.

D – E – F – G – A – B — C

Миксолидийский

Мажорное наклонение, в гамме понижена седьмая ступень. Легче всего его выстраивать от соль-мажора. Характерен для музыки Ирландии и кельтов, а также кантри, блюза и рок-н-ролла. Параллелен фригийскому ладу. В соль-мажоре имеет следующие ноты:

G – A – B – C – D – E — F

Эолийский

Минорный лад, который своим звучанием и структурой соответствует обычной минорной гамме. Легче всего выстраивается от ноты Ля:

A – B – C – D – E – F — G

Локрийский

Самый необычный лад. Внутри него понижены вторая и пятая ступени. Дает мрачное, таинственное, страшное звучание. Легче всего выстраивается из гаммы ля-минор:

B – C – D – E – F – G – A

Как вы уже заметили, основой для всех ладов народной музыки является гамма до-мажор. Каждой из гамм в народных ладах соответствует своя нота, и если внутри этой тональности играть тот же звукоряд, что вы играете внутри до-мажора – то вы автоматически будете находиться в интересующем вас ладу. При этом для того, чтобы построить народные гаммы в любой другой тональности, вам достаточно просто запомнить структуру гаммы до-мажор, и отталкиваться именно от нее.

Таблица ладов народной музыки

Название лада Параллельный лад Измененные ступени От какой ноты проще всего строить
Ионийский Эолийский Нет C
Лидийский Дорийский IV повышается F
Фригийский Миксолидийский II понижается E
Эолийский Ионийский Нет A
Миксолидийской Фригийский VII понижается G
Дорийский Лидийский VI повышается D
Локрийский II, V низкие B

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

6 Replies to “ Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами ”

«Пентатоники на гитаре»? А что, на других инструментах их уже нет?
Фригийский лад в тяжёлом металле? Много найдёте чистого фригийского лада там вместо гармонического минора и Phrygian-Locrian Combined a.k.a. «Metallica Scale»?
Локрийский – минорное наклонение при уменьшённом-то тоническом трезвучии?
В эолийском нет изменённых ступеней? Мы, кажется, о народных ладах, а не о натуральном миноре. В нём b3, b6 и b7, во фригийском b2 b3, b6 и b7, в локрийском b2 b3, b5 b6 и b7.
«Нота, от которой легче поспорить»? Они строятся по интервалам, одинаково от любой ноты. Проще их только найти на фортепианной клавиатуре – максимум.

Кому-то определённо очень стоит сначала подтянуть собственные знания по теме, прежде чем лезть преподавать её другим…

Судя потому с какой ухмылкой, написан весь ваш комментарий, можно сделать вывод, что вы крутой музыкальный спец. И это хорошо! Радует то, что нас читают музыкально грамотные люди и наш труд имеет обратную связь. Но спешу вас огорчить, на счет «подтянуть знания», дело в том, что мы всегда чему-то учимся, развиваем себя и данный сайт. Если есть ошибки, то разбираем их и исправляем, если им есть место. Но во всех ваших заметках, с негативным очерком, прощупывается, не профессиональное, а обычное любительское мнение, не более! Отсюда следует, что разбирать детально ваши заметки, просто не имеет смысла.

Что касается фразы «Пентатоники на гитаре», то если вы не заметили, это активная ссылка (другим цветом), как раз на статью по таким же названием. Это навигация по сайту.

В описании миксолидийского ошибочка у вас: седьмая не повышена, а понижена.

Здравствуйте. У нас все правильно, ошибки нет, т.к. в миксолидийском ладу 7-ая ступень понижена.

А у Вас написано «повышена». )

Я до этого смотрел только на картинке и в таблице, в самом описании пропустил, там действительно была такая ошибка. Все исправили. Спасибо, что уточнили!

Добавить комментарий Отменить ответ

Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW

Как записывать акустическую гитару дома

Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда

Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли

Источник

Оцените статью