- Гамма Ми бемоль-Мажор на гитаре. Как построить, позиции, аппликатуры
- Состав и ступени гаммы ми бемоль-мажор
- Как построить гамму ми бемоль-мажор
- Устойчивые ступени гаммы ми бемоль-мажор
- Аппликатуры гаммы ми бемоль-мажор на грифе
- Пять позиций гаммы ми бемоль-мажор на грифе гитары
- Первая позиция
- Вторая позиция
- Третья позиция
- Четвертая позиция
- Пятая позиция
- Похожие статьи
- Меню сайта
- Аппликатуры аккордов
- Популярные статьи
- Напишите указанные аккорды в тональностях: ре мажор, ми бемоль мажор, ми, фа, соль, ля-бемоль и си мажор.
- Как играть мажорные аккорды на гитаре
- Аппликатуры в позициях
- Аккорды по системе CAGED
- Таблица мажорных аккордов
- Аккордовые последовательности
Гамма Ми бемоль-Мажор на гитаре. Как построить, позиции, аппликатуры
Гамму ми бемоль мажор или ре диез мажор можно часто встретить в гитарной музыке. Дело в том, что наряду со стандартным строем, гитаристы часто используют пониженный на пол тона строй ми бемоль. В нем главный аккорд тональности ми бемоль мажор играется на открытых струнах, что очень удобно. Поэтому данная гамма и тональность часто используются в песнях и импровизации. Подробнее про теорию и гаммы можно прочесть в этой статье: про гаммы.
Состав и ступени гаммы ми бемоль-мажор
Как построить гамму ми бемоль-мажор
Гамма ми бемоль-мажор на гитаре является диатонической и состоит из 7 нот или ступеней. Название гаммы соответствует ее тональности (ми бемоль-мажор). Две ступени гаммы содержат в себе ключи, это G# (Соль диез) и A# (Ля диез). Из теории музыки известно, что мажорные диатонические гаммы строятся по следующей схеме:
Тональность и тоника гаммы ми бемоль-мажор (исходя из названия) — нота ми бемоль или ре диез (Eb или D#). Построим гамму от этой ноты, получится следующая последовательность:
Ми бемоль-Фа-Соль-Соль диез-Ля диез-До-Ми бемоль
Как и у любой другой гаммы, у ми бемоль мажора есть параллельная. Это до-минор. Состав нот у нее такой же, но тоникой будет нота До (С).
Устойчивые ступени гаммы ми бемоль-мажор
Самыми устойчивыми ступенями гаммы являются первая, третья и пятая. В данном случае это тоника, терция и квинта — Eb (Ми бемоль) G (Соль) A# (Ля диез). Эти три звука образуют трезвучие или аккорд ми бемоль-мажор (Eb). Остальные ступени являются неустойчивыми и стремятся к разрешению. Если выкинуть их из гаммы, то получим пентатоническую гамму ми бемоль.
Аппликатуры гаммы ми бемоль-мажор на грифе
На грифе гитары гамму ми бемоль-мажор можно сыграть в 5 разных позициях. Рассмотрим их схематично, а также посмотрим на табулатуры гаммы ми бемоль-мажор. Аппликатуры представлены для стандартного строя гитары!
Пять позиций гаммы ми бемоль-мажор на грифе гитары
Красными точками обозначена тоника гаммы — нота Ми бемоль (Eb). Ниже представлены 5 позиций гаммы
Первая позиция
Вторая позиция
Третья позиция
Четвертая позиция
Пятая позиция
Похожие статьи
Меню сайта
Аппликатуры аккордов
Популярные статьи
Guitargrad.ru — это проект, посвященной гитаре и гитарной музыке. Если вы занимаетесь на гитаре, играете любимые песни или даже сочиняете свою собственную гитарную музыку, то наш сайт будет для вас отличным информационным ресурсом! Новички смогут узнать приемы игры на гитаре, какую гитару лучше купить начинающему, а также как правильно ухаживать за инструментом. Мы рассказываем про электро и акустические гитары, а также про укулеле.
Не знаете как взять тот или иной аккорд? Не проблема — на нашем сайте собрана огромная база аппликатур самых популярных аккордов для гитары.
Также на нашем сайте опубликовано большое количество материала по теории музыки. Даже если вы играете на другом музыкальном инструменте, данные статьи будут для вас полезны.
Источник
Напишите указанные аккорды в тональностях: ре мажор, ми бемоль мажор, ми, фа, соль, ля-бемоль и си мажор.
Передаю по нотам:
ре-мажор:
а) ре-фа диез-ля, ре-соль-си, ми-ля-до диез, до диез-ми-ля, ре-фа диез-ля;
б) ре-фа диез-ля, до диез-ми-соль, ре-фа диез, до диез-ми-ля, ре-фа диез-ля, фа диез-ля-ре, соль-си-ре, си-ре-соль, ля-до диез-ми -соль, си-ре-фа диез, соль-си-ре, ля-ре-фа диез, ля-до диез-ми-соль, ре-фа диез;
в) ля-до диез-ми, до диез-ми-ля, ре-фа диез-ля, ре-соль-си, до диез-ми-соль, ре-фа диез, си-ре-фа диез, си-ре-соль, ре-фа диез-ля.
Так, а для упрощения процесса во всех остальных тональностях я просто перечислю все встречающиеся в последовательности аккорды, ибо они повторяются. Итак.
Ми-бемоль мажор: Т53: ми бемоль-соль-си бемоль, Т6: соль-си бемоль-ми-бемоль, Т64 — си бемоль-ми бемоль-соль; S53 — ля бемоль-до-ми бемоль, 6 — до-ми бемоль-ля бемоль, 64 — ми бемоль — ля бемоль-до;
Д53 — си бемоль-ре-фа, 6 — ре-фа -си бемоль, 64 — фа-си бемоль-ре, Д7 — си бемоль-ре-фа-ля бемоль, Vii53 — ре-фа-ля бемоль, Vi53 — до-ми бемоль-соль.
ми мажор: Т53 — ми-соль диез-си, 6 — соль диез-си-ми, 64 — си-ми-соль диез; S53 — ля-до диез-ми, 6 — до диез-ми-ля, 64 — ми-ля-до диез; Д53 — си-ре диез-фа диез, 6 — ре диез-фа диез-си, 64 — фа диез-си-ре диез, Д7 — си-ре диез-фа диез-ля, седьмое трезвучие — ре диез-фа диез-ля, шестое трезвучие — до диез-ми-соль диез.
Фа мажор: Т53 — фа-ля-до, 6 — ля-до-фа, 64 — до-фа-ля; С53 — си бемоль-ре-фа, 6 — ре-фа-си бемоль, 64 — фа-си бемоль-ре; Д 53 — до-ми- соль, 6 — ми-соль-до, 64 — соль-до-ми, Д7 — до-ми-соль-си бемоль, седьмое — ми-соль-си бемоль, шестое — ре-фа-ля.
соль мажор: Т 53 — соль-си-ре, 6 — си-ре-соль, ре-соль-си; С53 — до-ми-соль, 6 — ми-соль-до, 64 — соль-до-ми; Д53 — ре-фа диез-ля, 6 — фа диез — ля-ре, 64 — ля-ре-фа диез, Д7 — ре-фа диез-ля-до, седьмое — фа диез-ля-до, шестое — ми-соль-си.
ля бемоль мажор: Т 53 — ля бемоль-до-ми бемоль, 6 — до-ми бемоль-ля бемоль, 64 — ми бемоль-ля бемоль-до; С53 — ре бемоль-фа-ля бемоль, 6 — фа-ля бемоль-ре бемоль, 64 — ля бемоль-ре бемоль-фа ; Д53 — ми бемоль-соль-си бемоль, 6 — соль-си бемоль-ми бемоль, 64 — си бемоль-ми бемоль-соль, Д7 — ми бемоль-соль-си бемоль-ре бемоль, седбмое — соль-си бемоль-ре бемоль, шестое — фа-ля бемоль-до.
си мажор: Т53 — си-ре диез-фа диез, 6 — ре диез-фа диез-си, 64 — фа диез-си-ре диез; С53 — ми-соль диез-си, 6 — соль диез-си-ми, 64 — си-ми-соль диез; Д 53 — фа диез-ля диез-до диез, 6 — ля диез-до диез-фа диез, 64 — до диез-фа диез- ля диез, Д7 — фа диез-ля диез-до диез-ми, седьмое — ля диез-до диез-ми, шестое — соль диез-си-ре диез.
Я только заменила латинские S и D на русские в целях экономии времени; от, что я называла седьмым — это VII 53, шестым — VI53. Успехов!
Передаю по нотам:
ре-мажор:
а) ре-фа диез-ля, ре-соль-си, ми-ля-до диез, до диез-ми-ля, ре-фа диез-ля;
б) ре-фа диез-ля, до диез-ми-соль, ре-фа диез, до диез-ми-ля, ре-фа диез-ля, фа диез-ля-ре, соль-си-ре, си-ре-соль, ля-до диез-ми -соль, си-ре-фа диез, соль-си-ре, ля-ре-фа диез, ля-до диез-ми-соль, ре-фа диез;
в) ля-до диез-ми, до диез-ми-ля, ре-фа диез-ля, ре-соль-си, до диез-ми-соль, ре-фа диез, си-ре-фа диез, си-ре-соль, ре-фа диез-ля.
Так, а для упрощения процесса во всех остальных тональностях я просто перечислю все встречающиеся в последовательности аккорды, ибо они повторяются. Итак.
Ми-бемоль мажор: Т53: ми бемоль-соль-си бемоль, Т6: соль-си бемоль-ми-бемоль, Т64 — си бемоль-ми бемоль-соль; S53 — ля бемоль-до-ми бемоль, 6 — до-ми бемоль-ля бемоль, 64 — ми бемоль — ля бемоль-до;
Д53 — си бемоль-ре-фа, 6 — ре-фа -си бемоль, 64 — фа-си бемоль-ре, Д7 — си бемоль-ре-фа-ля бемоль, Vii53 — ре-фа-ля бемоль, Vi53 — до-ми бемоль-соль.
ми мажор: Т53 — ми-соль диез-си, 6 — соль диез-си-ми, 64 — си-ми-соль диез; S53 — ля-до диез-ми, 6 — до диез-ми-ля, 64 — ми-ля-до диез; Д53 — си-ре диез-фа диез, 6 — ре диез-фа диез-си, 64 — фа диез-си-ре диез, Д7 — си-ре диез-фа диез-ля, седьмое трезвучие — ре диез-фа диез-ля, шестое трезвучие — до диез-ми-соль диез.
Фа мажор: Т53 — фа-ля-до, 6 — ля-до-фа, 64 — до-фа-ля; С53 — си бемоль-ре-фа, 6 — ре-фа-си бемоль, 64 — фа-си бемоль-ре; Д 53 — до-ми- соль, 6 — ми-соль-до, 64 — соль-до-ми, Д7 — до-ми-соль-си бемоль, седьмое — ми-соль-си бемоль, шестое — ре-фа-ля.
соль мажор: Т 53 — соль-си-ре, 6 — си-ре-соль, ре-соль-си; С53 — до-ми-соль, 6 — ми-соль-до, 64 — соль-до-ми; Д53 — ре-фа диез-ля, 6 — фа диез — ля-ре, 64 — ля-ре-фа диез, Д7 — ре-фа диез-ля-до, седьмое — фа диез-ля-до, шестое — ми-соль-си.
ля бемоль мажор: Т 53 — ля бемоль-до-ми бемоль, 6 — до-ми бемоль-ля бемоль, 64 — ми бемоль-ля бемоль-до; С53 — ре бемоль-фа-ля бемоль, 6 — фа-ля бемоль-ре бемоль, 64 — ля бемоль-ре бемоль-фа ; Д53 — ми бемоль-соль-си бемоль, 6 — соль-си бемоль-ми бемоль, 64 — си бемоль-ми бемоль-соль, Д7 — ми бемоль-соль-си бемоль-ре бемоль, седбмое — соль-си бемоль-ре бемоль, шестое — фа-ля бемоль-до.
си мажор: Т53 — си-ре диез-фа диез, 6 — ре диез-фа диез-си, 64 — фа диез-си-ре диез; С53 — ми-соль диез-си, 6 — соль диез-си-ми, 64 — си-ми-соль диез; Д 53 — фа диез-ля диез-до диез, 6 — ля диез-до диез-фа диез, 64 — до диез-фа диез- ля диез, Д7 — фа диез-ля диез-до диез-ми, седьмое — ля диез-до диез-ми, шестое — соль диез-си-ре диез.
Я только заменила латинские S и D на русские в целях экономии времени; от, что я называла седьмым — это VII 53, шестым — VI53. Успехов!
Источник
Как играть мажорные аккорды на гитаре
Мажорные аккорды в звучании своём весёлые, торжественные. В буквенно-цифровой системе обозначаются лишь одной латинской буквой основного звука. Например, C – до мажор, F# – фа-диез мажор и т.д.
Мажорный аккорд в основном виде состоит из трёх звуков и строится по интервалам:
основной звук + большая терция + малая терция (или чистая квинта от основного звука)
Например, от звука до:
- до – основной звук;
- ми – (б.3) большая терция от основного звука;
- соль – (м.3) малая терция от ми (б.3), или чистая квинта от до (основного звука).
Табы и ноты с интервальной схемой C:
А можно строить и по мажорной гамме соответствующей аккорду (С – до мажору, F – фа мажору и др.). Первая, третья и пятая ступень – это звуки аккорда.
Аппликатуры в позициях
Если вы желаете изучить больше аппликатур для 6 струнной гитары по конкретному аккорду, пройдите по соответствующе ссылке (см. список). На страницах – разнообразные формы мажорных аккордов с аппликатурными сетками, фото постановки пальцев и аудио (звучание на акустической гитаре): с баррэ и без баррэ, упрощённые (лёгкие для начинающих), открытые (с открытыми струнами).
А в рамках этой статьи, далее, мы разберём мажорные аккорды на гитаре в пяти основных формах по системе CAGED. Изучим аппликатуры и научимся их находить на грифе для любого аккорда (включая и альтерированные с #(диезом) или b (бемолем) ). Плюс к этому – таблица (как шпаргалка) с сетками всех аппликатур в позициях. А ещё – разные аппликатурные связки популярных аккордовых последовательностей в мажоре.
Аккорды по системе CAGED
В основе системы – формы пяти мажорных аккордов в открытой позиции. Их обозначения в названии – «CAGED»: сетки и фото
Согласно принципу системы, любой мажорный аккорд можно взять на грифе в пяти аппликатурах, или в пяти формах открытых аккордов в позиции. То есть, например, F можно взять в аппликатуре C, A, G, E и D.
Но в позициях аккорды для гитары по CAGED уже в аппликатуре с баррэ.
Разберём на примере «перемещение». Возьмём G# (соль-диез мажор) в форме E.
Находим E: на 1-ом и 2-ом ладу с открытыми струнами. Основной звук этого аккорда ми – на 6-ой и 4-ой струне.
Теперь, чтобы взять G# в этой же форме E – в позиции находим его основной звук соль-диез на 6-ой струне. Это 4-ый лад – IV позиция. Поскольку аккорд закрытый, в позиции, то вместо нулевого лада, или порожка, из открытой формы E у нас получается баррэ указательным пальцем на 4-ладу (см. схему). Нужно прижать все струны. Остальными пальцами – аппликатуру E (как на схеме): средний – 3-я струна, 5-ый лад; мизинец – 4-ая струна, 6-ой лад; безымянный – 5-ая струна, 6-ой лад.
Этот закрытый аккорд в форме E можно «двигать» по грифу как угодно – вверх или вниз. В зависимости от того, какой аккорд вам нужен. Чтобы не запутаться, ориентируйтесь по расположению основного звука на 6-ой струне или 4-ой. Именно от основного звука выстраивается аппликатура.
Например, в форме E: G → B
Ну что ж, давайте ещё попрактикуемся в использовании системы CAGED. Выполним ещё одну задачу: к примеру, найдём для F аппликатуры всех форм. Этот же принцип вы сможете использовать и в дальнейшем для любого аккорда.
Для F аппликатура С:
В открытом С основной звук на 5-ой. Находим на этой же струне звук фа – основной звук фа мажора. И берём «лесенку» с баррэ.
A:
В форме открытого A – аппликатура с баррэ на 8-ом ладу. «Перемещаемся» с ориентиром по основному звуку на 3-ей струне.
Если вам это баррэ покажется сложным, неудобным, смотрите упрощённые аппликатуры в позиции именно для фа мажора (пройдите по соответствующей ссылке – список в начале статьи).
G:
В аппликатуре G. В 10-ой позиции (от фа на 6-ой струне, на 13-ом ладу).
Форма G с баррэ сложная. В основном используются её упрощённые варианты. Не обязательно отрабатывать её в полном виде (учиться брать). Но важно видеть, представлять её на грифе в позиции относительно конкретного звука. Этот навык необходим для построения альтернативных, более простых аппликатур на основе формы G с баррэ.
E:
Форма E. По основному звуку (тонике) – фа, 6-ая струна, 1-ый лад.
D:
В виде открытого D. В аппликатуре баррэ не требуется, но постановка пальцев расширенная. Находим по тонике аккорда на 4-ой струне – это 3-ий лад.
Таблица мажорных аккордов
Таблица для начинающих – все 12 мажорных аккордов в пяти вариантах по системе CAGED. Она поможет тем, кому пока ещё трудно отыскивать на грифе необходимые аппликатуры. А также по ней можно сверяться – после того как форма будет найдена самостоятельно. То есть, узнать, правильно ли определён, построен мажорный аккорд.
Таблицу можно распечатать – на два стандартных листа. Два файла в архиве здесь.
В сетках: 6 струн – с пальцами. Возле каждой струны обозначены цифрами: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец, T – большой. Аппликатуры указаны последовательно – по позициям на грифе (от нижней к верхней).
Базовые аккорды системы – С, A, G, E и D – в таблице указаны, начиная с открытых аппликатур на первых ладах. И эти открытые аккорды можно взять на баррэ на октаву выше. Например, E, и на 12-ом ладу. Тогда получается 6 основных форм: открытый + 5 с баррэ.
Аккордовые последовательности
А теперь, как играть мажорные аккорды на гитаре в удобных аппликатурных связках. Рассмотрим распространённые последовательности в разных мажорных тональностях.
Примечание: Используются не только основные формы с баррэ (по CAGED), но и упрощённые аппликатуры на их основе, часто используемые в аккомпанементе.
В ля мажоре: A – D – E – A
- • D и E в форме A;
- • В ля мажоре: шестую нужно прижать большим пальцем, и одновременно подушечкой этого пальца глушить 5-ую струну; ещё вариант постановки – 6-ую прижимать указательным.
В ми мажоре: E – G –A
С отрытого E переход на упрощённые его формы с баррэ.
В фа мажоре: Bb – F – C – F
Удобная аппликатура в связке с открытым С.
В соль мажоре: G – C – Am7 – D
В ми мажоре: E – C#m – A – B
Ещё вариант этой последовательности, но в си мажоре: B – G#m – E –F#
Изученные последовательности сыграйте в других тональностях. Попробуйте использовать другие аппликатуры. При этом чтобы они были удобны для левой руки и красиво звучали.
На этом завершаем занятие. Мажорные аккорды в разных аппликатурах – это сила! Изучайте, применяйте! Для своих песен, для кавер-версий, в разных аранжировках и инструментальных составах. Вдохновения и творчества!
Источник