Построить трезвучия с обращениями от всех нот

Трезвучия и их обращения.

Трезвучия и их обращения являются основой гармонического движения во многих стилях опирающихся на тональную или модальную основу. Трезвучия имеют прозрачное и узнаваемое звучание. Это наиболее простой вид аккордов, с которых лучше всего начинать знакомство с гармонией.

Чем трезвучие отличается от любого другого типа аккордов?

Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков расположенных по терциям.

Необходимо уточнить, что “состоящий из трех звуков” подразумевает не количественный (ограниченное количество звуков), а качественный (ограничение используемых нот) состав аккорда. Самыми распространёнными типами трезвучий являются:

1) Мажорное трезвучие

Состав мажорного трезвучия: большая терция + малая терция

Термин мажор означает большой, что указывает на качество нижней терции аккорда.

2) Минорное трезвучие

Строение: малая терция + большая

Минор означает меньший, что указывает на малую нижнюю терцию аккорда.
Эти два типа созвучий позволяют гармонизовать любую мелодию и встречаются в музыке любых стилей.
Можно привести очень много примеров музыкальных произведений, в которых используются только эти два вида (иногда даже один).
Однако есть еще два типа трезвучий:

3) Уменьшенное
состав: малая терция + малая
Уменьшенное трезвучие получило название по уменьшенной квинте образуемой между 1 и 5 ступенью

4) Увеличенное (названо по увеличенной квинте между 1 и 5 ступенями)
Состав: большая терция + большая терция
В любом трезвучии каждая нота имеет свое название (ступеневое или интервальное)
Нижний тон называется прима или тоника
Второй звук называется терция
Третий звук — квинта

Для того, чтобы построить трезвучие от какого-либо звука нужно всего лишь запомнить его интервальную формулу.
Это абстрактный способ построения трезвучий.
Также есть другой способ построения трезвучий — построение в тональности. Например, мажорному трезвучию соответствует мажорная тональность, а минорному минорная.

Это значит, что если Вам необходимо найти Ab трезвучие, то необходимо выписать 1, 3, 5 ступени тональности и Вы получите необходимый аккорд. В Ab мажоре 4 бемоля, следовательно Ab трезвучие содержит звуки: Ab, C, Eb.
То же справедливо для минорного трезвучия.
Таким образом, если Вам известны знаки тональности Вы без труда сможете построить трезвучия.
Запомните основные ступени и соответствующие им трезвучия.
Мажорное трезвучие строится на I ступени мажора, минорное трезвучие на I ступени минора, уменьшенное трезвучие на VII ступени мажора, увеличенное на VI гармонического мажора или III гармонического минора.

Выше мы рассмотрели трезвучия в которых тоника находилась в нижнем голосе. Однако кроме этого встречаются еще два типа изложения трезвучия, при которых в нижнем голосе находится терция или квинта аккорда.
Такие формы называются обращением трезвучия.
Легкий способ построения обращений основан на переносе нижнего звука на октаву вверх:

Первое обращение называется секстаккорд поскольку в нем образуется секста между 3 ступенью и 1 ступенью
Второе обращение называется кварт секстаккорд (кварта между 5и 1 и секста между 5 и 3)
Интервальные формулы обращений трезвучий:
Мажорный секстаккорд м3+ч4
Мажорный квартсекстаккорд ч4+б3
Минорный секстаккорд б3+ч4
Минорный квартсекстаккорд ч4+м3
Увеличенный секстаккорд б3+ум.4
Увеличенный квартсекстаккорд ум4+б3
Уменьшенный секстаккорд м3+ув4
Уменьшенный квартсекстаккорд ув5+м3

Мажорное, минорное трезвучия и их обращения являются консонирующими и имеют устойчивое звучание. При взаимодействии с друг другом в тональной музыке соотношение трезвучий определяет их функциональная значимость (принадлежность T, S, D).

В модальных последовательностях каждое трезвучие представляет собой временный тональный центр, что способствует более свободному обращению с трезвучиями (например, посмотрите использование трезвучий в песнях Beatles или Hendrix)

Уменьшенное и увеличенное трезвучия являются диссонирующими и относятся к доминантовой функции в тональности, а модальном контексте могут принимать даже функцию тоники (имеются ввиду современное звучание).

Освоение трезвучий и приемов гармонизации с помощью них является первой ступенью в освоении гармонии и являются важнейшим строительным материалом не только на уровне гармонии, но и на уровне мелодики.

Источник

Построить трезвучия с обращениями от всех нот

Если вы возьмете терцию и добавите к ней еще одну, то получите трезвучие. Все просто 🙂

Помните, что терции бывают большими или малыми? Значит, есть 4 возможных комбинации трезвучий, и для каждой из них в музыке есть свое название:

  • мажорное трезвучие = большая терция + малая терция;
  • минорное трезвучие = малая терция + большая терция;
  • уменьшенное трезвучие = малая терция + малая терция;
  • увеличенное трезвучие = большая терция + большая терция.

Теперь давайте разберем каждое трезвучие в отдельности. Основные термины мы разберем на примере мажорного трезвучия.

Основой мажорного трезвучия является большая терция, над которой надстраивается малая терция. Таким образом, между двумя крайними нотами трезвучия образуется чистая квинта (попробуйте сами).

Давайте разберемся с тем, что такое мажор. Ниже вас ждет ряд знакомых и не очень понятий. Не пугайтесь, если они покажутся абстрактными: мы быстро разберемся с ними на практике.

Уверен, вы услышали, что у мажора свое настроение: веселое, радостное, бодрое, позитивное, дружественное (эпитетов можно придумать много). Мажор очень легко отличить по этому настроению.

Трезвучие всегда состоит из трех ступеней:

  • основной тон — тоника, первый звук трезвучия;
  • терцовый тон — терция от основного тона, второй звук трезвучия, располагается посередине;
  • квинтовый тон — чистая квинта от основного тона, третий и последний звук трезвучия.

Т. е. ноты в трезвучии остаются те же, но звуковысотность — меняется (и аппликатура, конечно). Обращать можно не только трезвучие, но и интервал и аккорд.

Для трезвучия не бывает больше двух обращений:

  1. Первое обращение трезвучия — основной тон перемещается на октаву вверх и получается следующая структура: терцовый тон, квинтовый тон, основной тон. В классической теории такое трезвучие называется ‘секстаккорд’ , потому что крайние звуки обращения образуют сексту.
  2. Второе обращение трезвучия — терцовый тон также перемещается наверх, и внизу у нас остается квинтовый тон. Структура: квинтовый тон, основной тон, терцовый тон. Его крайние звуки также образуют сексту, но также в нем присутствует и кварта. Поэтому это общение называют ‘квартсекстаккорд’ .

Как думаете, как будет выглядеть третье обращение трезвучия? Правильно, когда мы переместим на октаву выше квинтовый тон, то просто получим наше трезвучие на октаву выше. Кстати, по умолчанию такая форма трезвучия называется основной.

Источник

Обращение трезвучий: как возникают обращения, виды обращений, как строятся?

Обращение трезвучий – это такое изменение исходной структуры аккорда, при котором из тех же самых звуков получается новый родственный аккорд. Обращаться могут не только трезвучия (аккорд из трёх звуков), но и любые другие аккорды, а также интервалы.

Принцип обращения (или если хотите вращения вокруг) одинаков во всех случаях: все звуки, которые есть в данном исходном аккорде, остаются на своих местах кроме одного – верхнего или нижнего. Этот верхний или нижний звук – подвижный, он перемещается: верхний на октаву вниз, а нижний – наоборот, на октаву вверх.

Как видите, техника выполнения обращения аккорда – простейшая. Но нас интересуют, главным образом, результаты обращения трезвучий. Так вот, в результате обращения, как мы уже отметили, образуется новый родственный аккорд – он состоит абсолютно из тех же звуков, но эти звуки по-другому расположены. То есть, иначе говоря, меняется структура аккорда.

Давайте взглянем на пример:

Было дано до-мажорное трезвучие (из звуков до, ми и соль), это трезвучие состояло, как и положено, из двух терций, а крайние ноты этого аккорда отстояли друг от друга на чистую квинту. Теперь побалуемся обращениями, их у нас получится всего два:

  1. Нижний звук (до) мы переместили на октаву вверх. Что же получилось? Все звуки остались прежними (те же до, ми и соль), но теперь аккорд (ми-соль-до) состоит уже не из двух терций, теперь он складывается из терции (ми-соль) и кварты (соль-до). Откуда взялась кварта (соль-до)? А она взялась от обращения той квинты (до-соль), которая «обминала» наше исходное до-мажорное трезвучие (по правилу обращения интервалов – квинты обращаются в кварты).
  2. Вертанём наш уже «испорченный» аккорд ещё раз: нижнюю его ноту (ми) перенесём на октаву вверх. Получился аккорд соль-до-ми. Он состоит из кварты (соль-до) и терции (до-ми). Кварта у нас осталась с прежнего обращения, а новая терция построилась от того, что мы обратили ноту ми вокруг до, в результате секста (ми-до), которая составлялась крайними звуками прежнего аккорда, заменилась на терцию (до ми): по правилам обращения интервалов (а все аккорды, как вы знаете, состоят из каких-нибудь интервалов) сексты обращаются в терции.

Что же произойдёт, если мы попытаемся обратить последний полученный аккорд ещё раз? Ничего особенного! Нижнюю соль мы, конечно, перенесём на октаву вверх, но в результате у нас получится тот же самый аккорд, какой был в начале (до-ми-соль). То есть, таким образом, нам становится понятно, что обращений у трезвучия всего два , дальнейшие попытки обращать приводят нас туда, откуда мы ушли.

Как называются обращения трезвучий?

Первое обращение называется секстаккордом . Напоминаю, что секстаккорд складывается из терции и кварты. Секстаккорд обозначается цифрой «6», которая прибавляется к букве, обозначающей функцию или вид аккорда, или к римской цифре, по которой мы догадываемся о том, на какой ступени были построено исходное трезвучие. Например, Т6, или Б6, или III6.

Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом , его структуру образуют кварта и терция. Квартсекстаккорд обозначается цифрами «6» и «4». Например, К64, или d64, или М64, или VI64.

Разные трезвучия дают разные обращения

Как вам, наверное, известно трезвучий – 4 вида: большое (или мажорное), малое (или минорное), увеличенное и уменьшённое . Разные трезвучия дают разные обращения (то есть это те же секстаккорды и квартсекстаккорды, только с небольшими, но значительными изменениями в структуре). Разумеется, эта разница отражается и на звучании аккорда.

Чтобы понять структурные различия, давайте снова обратимся к примеру. Здесь будут построены 4 вида трезвучия от ноты «ре» и для каждого из четырёх трезвучий будут выписаны их обращения:

Мажорное трезвучие (Б53) состоит из двух терций: одна большая (ре и фа-диез), вторая – малая (фа-диез и ля). Его секстаккорд (Б6) состоит из малой терции (фа-диез ля) и чистой кварты (ля-ре), а квартсекстаккорд (Б64) – из чистой кварты (той же ля-ре) и большой терции (ре и фа-диез).

Минорное трезвучие (М53) тоже образуется из двух терций, только первая будет малой (ре-фа), а вторая – большой (фа-ля). Секстаккорд (М6), соответственно, начинается с большой терции (фа-ля), к которой затем присоединяется чистая кварта (ля-ре). Минорный квартсекстаккорд (М64)складывается из чистой кварты (ля-ре) и малой терции (ре-фа).

Увеличенное трезвучие (Ув53) получается благодаря сложению двух больших терций (1-я – ре и фа-диез; 2-я – фа-диез и ля-диез), секстаккорд (Ув6) составляют большая терция (фа-диез и ля-диез) и уменьшённая кварта (ля-диез и ре). Следующее обращение – увеличенный квартсекстаккорд (Ув64) кварта и терция меняются местами. Любопытно, что все обращения увеличенного трезвучия благодаря своему составу тоже звучат как увеличенные трезвучия.

Уменьшённое трезвучие (Ум53) состоит, как вы догадались, из двух малых терций (ре-фа – 1-я; и фа с ля-бемолем – 2-я). Уменьшённый секстаккорд (Ум6) образуется из малой терции (фа и ля-бемоль) и увеличенной кварты (ля-бемоль и ре). Наконец, квартсекстаккорд этого трезвучия (Ув64) начинается с увеличенной кварты (ля-бемоль и ре), над которой надстраивается малая терция (ре-фа).

Давайте обобщим наш практически полученный опыт в нескольких схемах-формулах:

Можно ли строить обращения от звука?

Да, зная структуру любого обращения, можно легко построить все аккорды, про которые вы сегодня узнали, от любого звука. Для примера построим от ми (уже без комментариев):

Источник

Четыре вида трезвучий и их обращения

Трезвучием в музыке называется аккорд, составленный из трёх звуков, которые расположены по терциям. Для того чтоб получилось трезвучие, нужно соединить всего лишь две терции, но, так как интервал терция может быть большой или малой, комбинации этих терций могут быть различными, и, соответственно, в зависимости от состава можно выделить различные виды трезвучий.

Всего применяется четыре вида трезвучий: мажорное (или большое), минорное (или малое), увеличенное и уменьшённое. Все трезвучия обозначаются с помощью двух чисел – 5 и 3, которые и передают суть структуры аккорда (трезвучие образуется при добавлении к основанию интервалов квинты и терции).

Мажорное трезвучие

В основе мажорного трезвучия лежит большая терция, над которой сверху надстраивается малая. Таким образом, интервальный состав этого трезвучия – большая терция + малая терция. Для обозначения мажорного (или по-другому большого) трезвучия используют заглавную букву Б, полное обозначение – Б53.

Например, если мы хотим построить большое трезвучие от «до», то отложим от этой ноты сначала большую терцию «до-ми», потом сверху прибавим ещё и малую от «ми» — «ми-соль». Трезвучие получилось из звуков ДО, МИ и СОЛЬ.

Или, если строить такое трезвучие от «ре», сначала пишем большую терцию «ре фа-диез», затем к «фа-диезу» прицепляем малую – «фа-диез ля». Таким образом, мажорное трезвучие от «ре» — это звуки РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ.

УПРАЖНЕНИЕ: постройте устно или письменно, либо сыграйте на своём инструменте мажорные трезвучия от остальных звуков, которые можно сыграть на белых клавишах фортепиано, то есть от МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

  • От «ми» — мажорное трезвучие получилось из звуков МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ и СИ. «Ми соль-диез» — это большая терция в его основе, а «соль-диез си» — малая терция, которая добавляется сверху.
  • От «фа» — большое трезвучие образуется из звуков ФА, ЛЯ, ДО. «Фа-ля» — это большая терция, а «ля-до» — малая.
  • От «соль» — большое трезвучие строим из звуков СОЛЬ, СИ и РЕ. Большая терция в основании – это «соль-си», а верхушка «си-ре» — это малая терция.
  • От «ля» — мажорное трезвучие собираем из звуков ЛЯ, ДО-ДИЕЗ и МИ. В основании, как всегда, поставлена большая терция «ля до-диез», а выше- малая терция «до-диез ми».
  • От «си» — звуки нужного нам трезвучия – это СИ, РЕ-ДИЕЗ и ФА-ДИЕЗ. Из всех трезвучий, которые мы сегодня разбирали, это – самое хитрое и сложное, здесь целых два диеза, которые, однако, возникли всё по той же причине: в основе должна быть большая терция, и это звуки «си ре-диез», а после должна идти малая терция , её звуки «ре-диез фа-диез».

Мажорное трезвучие очень часто можно встретить в музыке – в мелодиях песен или инструментальных пьес, а также в фортепианных или гитарных аккомпанементах, или в оркестровых партитурах.

Яркий пример использования мажорного трезвучия в мелодии песни, всем знакомая «Песня про капитана» Исаака Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта». Помните знаменитый припев со словами: «Капитан, капитан, улыбнитесь…»? Так вот, в основе его мелодии как раз и лежит движение вниз по звукам мажорного трезвучия:

Минорное трезвучие

В основе минорного трезвучия лежит, соответственно, минорная малая терция, и над ней уже надстраивается большая. Таким образом, его интервальный состав будет таким: малая терция + большая терция. Для обозначения такого трезвучия используют заглавную букву М, и, как всегда, числа 5 и 3 – М53.

Если строить малое трезвучие от «до», сначала откладываем «до ми-бемоль» — малую терцию, затем к «ми-бемолю» добавляем большую – «ми-бемоль соль». В итоге у нас получается аккорд из звуков ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ.

Ещё один пример – построим минорное трезвучие от «ре». Малая терция от «ре» — это «ре-фа», плюс от «фа» большая терция – «фа-ля». Все звуки искомого трезвучия, таким образом, это РЕ, ФА и ЛЯ.

УПРАЖНЕНИЕ: постройте минорные трезвучия от звуков МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ и СИ.

  • От звука «ми» минорное трезвучие образуется из нот МИ, СОЛЬ, СИ, так как между «ми» и «соль», как это и должно быть, малая терция, а между «соль2 и «си» — большая.
  • От «фа» малое трезвучие проходит по звукам ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и ДО. В основании лежит малая терция «фа ля-бемоль», и к ней присовокупляется сверху большая терция «ля-бемоль до».
  • От «соль» малое трезвучие можно получить из звуков СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ и РЕ, потому что нижняя терция должна быть малой (ноты «соль» и «си-бемоль»), верхняя терция – большая (ноты «си-бемоль» и «ре»).
  • От «ля» минорное трезвучие складывается звуками ЛЯ, ДО и МИ. Малая терция «ля до» + большая терция «до ми».
  • От «си» такое трезвучие будет образовано звуками СИ, РЕ и ФА-ДИЕЗ. Базируется оно на малой терции «си ре», к которой сверху добавлена большая терция – «ре фа-диез».

Минорное трезвучие тоже широко используется в музыке в самых разных композициях, иногда и с его звучания начинаются песни. Так, например, с малого трезвучия начинается мелодия известнейшего хита своего времени – песни «Подмосковные вечера» композитора Василия Соловьева-Седого. В самом начале на словах «Не слышны в саду…» мелодия как раз и проходит по звукам малого трезвучия:

Увеличенное трезвучие

Увеличенное трезвучие получается в том случае, когда соединяются две большие терции. Для записи трезвучия используют сокращённое обозначение «Ув», к которому прибавляются числа 5 и 3, указывающие на то, что аккорд является именно трезвучием – Ув53.

Рассмотрим примеры. От звука «до» увеличенное трезвучие идёт по нотам ДО, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ. Обе терции – «до ми» и «ми соль-диез», как и должно быть, большие.

От остальных звуков вы, уже имея некоторый опыт, можете легко построить такие трезвучия самостоятельно, что мы и предлагаем вам сделать незамедлительно. Для того чтобы вы могли себя проверить, ответы мы пока спрячем в спойлер.

Увеличенное трезвучие, как и мажорное, и минорное, естественно, применяется в музыке во многих случаях. Но из-за того, что оно звучит неустойчиво, с него музыкальные произведения, как правило, не начинают. Увеличенное трезвучие можно встретить, главным образом, в середине песни или инструментальной пьесы.

Уменьшённое трезвучие

Уменьшённое трезвучие является полной противоположностью по отношению к увеличенному аккорду. Оно состоит из двух малых терций. Принцип обозначения – аналогичный: сокращённая запись «Ум» и числа трезвучия (5 и 3) – Ум53.

Если мы строим уменьшённое трезвучие от звука «до», то нужно построить и соединить две малых терции: первая – «до ми-бемоль», вторая – «ми-бемоль соль-бемоль». Итак, мы получили следующее: ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ-БЕМОЛЬ – вот те звуки, которые образуют нужное нам трезвучие.

Уменьшённые трезвучия от остальных основных ступеней (РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ) постройте самостоятельно. Ответы для самопроверки вы можете посмотреть в спойлере ниже.

Так же, как и увеличенное трезвучие, уменьшённое звучит напряженно и неустойчиво, поэтому его очень редко применяют вначале произведения, гораздо чаще можно встретить этот аккорд в середине или конце песни или пьесы для какого-нибудь инструмента.

Как научиться различать 4 вида трезвучий на слух?

На уроках сольфеджио в музыкальных школах или колледжах есть форма работы, как слуховой анализ, когда ученику предлагают угадать, какой аккорд или интервал звучит в данный момент на фортепиано или на другом инструменте. Как же запомнить звучание четырех видов трезвучий, как научиться различать их и не путать меж собой?

Возможно, вы слышали поговорку: «Всё познаётся в сравнении». Эта мысль из народной мудрости применима здесь как нельзя кстати. Нужно и петь, и играть все виды трезвучий, запоминать их звучание и выявлять их сходство и разность.

Попробуем охарактеризовать каждое из трезвучий:

  1. Мажорное трезвучие звучит уверенно, светло, ярко.
  2. Минорное трезвучие тоже звучит устойчиво, но с оттенком мрака, оно более темное.
  3. Увеличенное трезвучие звучит неустойчиво и ярко, как сирена, очень привлекает внимание.
  4. Уменьшённое трезвучие тоже звучит неустойчиво, но оно как бы более сжатое, блёклое.

Послушайте эти виды трезвучий, построенные от звука РЕ, несколько раз и постарайтесь запомнить особенности каждого из них.

Обращение трезвучий: секстаккорд и квартсекстаккорд

Любые созвучия, в том числе и трезвучия, можно обращать – то есть путём перестановки звуков получать новые виды аккордов. Все обращения выполняются по единому принципу: нижний звук исходного аккорда переносится на октаву выше, в результате получается другой аккорд.

Все трезвучия имеют по два обращения: первое называется секстаккордом, а второе – квартсекстаккордом. Секстаккорды обозначаются числом 6, квартсекстаккорды – с помощью двух чисел: 6 и 4.

Например, выполним обращение мажорного трезвучия «до-ми-соль». Нижний звук «до» переносим на октаву выше, остальные звуки просто переписываем, оставляя их на своих местах. У нас получился секстаккорд «ми-соль-до».

Теперь выполним следующее обращение, работать мы будем уже с полученным нами секстаккордом. Нижний звук «ми» переносим вверх на интервал чистой октавы, остальные звуки просто переписываем. Получаем, таким образом, квартсекстаккорд из звуков «соль-до-ми». Это обращение было второе и последнее.

Если же попытаться сделать ещё одно обращение, то мы вернёмся к тому, от чего изначально отталкивались. То есть если в квартсекстаккорде «соль-до-ми» перенести бас «соль» на октаву выше, то получится обыкновенное трезвучие «до-ми-соль». Таким образом, мы убеждаемся в том, что трезвучие действительно имеет только два обращения.

Как определить интервальные составы секстаккордов и квартсекстаккордов?

Так как трезвучие имеет всего четыре вида, значит, секстаккордов тоже и квартсекстаккордов также будет по четыре штуки – мажорные, минорные, увеличенные и уменьшённые. Чтобы определить интервальные составы новых аккордов, давайте их построим.

Для примера возьмём трезвучия от звука МИ и сразу же выполним их первое и второе обращения, чтобы получились секстаккорды и квартсекстаккорды. Затем мы проанализируем полученные аккорды и увидим, из каких интервалов они состоят.

Мажорный секстаккорд и квартсекстаккорд

Мажорное трезвучие от МИ, это звуки МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ и СИ. Следовательно, мажорный секстаккорд (Б.6) будет образован звуками СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ и МИ – именно в таком порядке. А большой квартсекстаккорд (Б.64) будет сложен из нот СИ, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ.

Само по себе большое трезвучие состоит из двух терций – большой и малой, это мы уже знаем.

Мажорный секстаккорд складывается из малой терции (в нашем примере это «соль-диез си») и чистой кварты (ход «си-ми»).

Мажорный квартсекстаккорд начинается с чистой кварты (звуки «си-ми» в основании аккорда), к которой затем прибавляется большая терция (в примере – «ми соль-диез»).

Таким образом, мы получили следующее правило: Б.6 = малая терция + чистая кварта; Б.64 = чистая кварта + большая терция.

Минорный секстаккорд и квартсекстаккорд

Малое трезвучие от МИ строится по звукам МИ, СОЛЬ, СИ (без лишних знаков альтерации). Значит, минорный секстаккорд (М.6) – это ноты СОЛЬ, СИ, МИ, а минорный квартсекстаккорд (М.64) – СИ, МИ, СОЛЬ.

Минорное трезвучие образовано двумя терциями – малой «ми-соль» и большой «соль-си».

Малый секстаккорд состоит из большой терции (звуки «соль-си») и чистой кварты (звуки «си-ми»), а малый квартсекстаккорд, наоборот, начинается с кварты (в примере – «си-ми»), к которой добавлена малая терция (в примере это звуки «ми-соль»).

Таким образом, мы выяснили, что: М.6 = большая терция + чистая кварта; М.64 = чистая кварта + малая терция.

Увеличенный секстаккорд и квартсекстаккорд

Увеличенное трезвучие от МИ – это аккорд МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ. Секстаккорд этого трезвучия – СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ, МИ, а квартсекстаккорд – СИ-ДИЕЗ, МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ. Интересной особенностью всех трёх аккордов является то, что все они звучат как увеличенное трезвучие (только построенное от разных звуков).

Увеличенное трезвучие, как нам уже известно, состоит из двух больших терций (в примере это «ми соль-диез» и «соль-диез си-диез»).

Секстаккорд увеличенного трезвучия – это большая терция (в примере – «соль-диез си-диез»), к которой добавлена уменьшённая кварта (в примере – «си-диез ми»).

Квартсекстаккорд этого же трезвучия — уменьшённая кварта (ми соль-диез) и большая терция (от соль-диеза до си-диеза).

Вывод следующий: Ув.6 = большая терция + уменьшённая кварта; Ув.64 = уменьшённая кварта + большая терция.

Уменьшённый секстаккорд и квартсекстаккорд

Уменьшённое трезвучие от звука МИ представляет собой созвучие из нот МИ, СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ. Секстаккорд данного трезвучия – СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ и МИ, а его квартсекстаккорд – СИ-БЕМОЛЬ, МИ, СОЛЬ.

Само рассматриваемое трезвучие симметрично, состоит из двух малых терций (в нашем случае – это звуки «ми соль» и «соль си-бемоль»).

Уменьшённый секстаккорд получается при сцеплении малой терции (у нас – «соль си-бемоль») с увеличенной квартой (в примере – «си-бемоль ми»).

Уменьшённый квартсекстаккорд начинается с увеличенной кварты (по примеру – «си-бемоль ми»), к которой присоединяется малая терция («ми соль»).

Итак, в результате выясняется вот что: Ум.6 = малая терция + увеличенная кварта; Ум.64 = увеличенная кварта + малая терция.

Таблица интервальных составов трёхзвучных аккордов

Давайте обобщим все данные, которые мы получили об интервальных составах аккордов, в таблице. Эту же таблицу вы можете скачать для распечатки ЗДЕСЬ и пользоваться ей в качестве шпаргалки на уроках сольфеджио или в домашней работе до тех пор, пока она прочно не запомнится вами.

ТРЕЗВУЧИЯ

КВАРТСЕКСТ-
АККОРДЫ

МАЖОРНЫЕ

Б.53 = б.3 + м.3 Б.6 = м.3 + ч.4 Б.64 = ч.4 + б.3

МИНОРНЫЕ

М.53 = м.3 + б.3 М.6 = б.3 + ч.4 М.64 = ч.4 + м.3

УВЕЛИЧЕННЫЕ

Ув.53 = б.3 + б.3 Ув.6 = б.3 + ум.4 Ув.64 = ум.4 + б.3

УМЕНЬШЁННЫЕ

Ум.53 = м.3 + м.3 Ум.6 = м.3 + ув.4 Ум.64 = ув.4 + м.3

Зачем вообще нужно знать, из каких интервалов сложен тот или иной аккорд? Это нужно для того, чтобы легко строить нужное созвучие от любого музыкального звука.

Например, построим все рассмотренные сегодня нами аккорды от звука РЕ.

  • Большое трезвучие от РЕ мы уже строили, его комментировать дополнительно не будем. Это звуки РЕ, ФА-ДИЕЗ, ЛЯ. Мажорный секстаккорд от РЕ – РЕ, ФА, СИ-БЕМОЛЬ («ре-фа» — малая терция, а «фа си-бемоль» — чистая кварта). Мажорный квартсекстаккорд от этой же ноты – РЕ, СОЛЬ, СИ (чистая кварта «ре-соль» и большая терция «соль-си»).
  • Малое трезвучие от РЕ – РЕ, ФА, ЛЯ. Минорный секстаккорд от данной ноты – РЕ, ФА-ДИЕЗ, СИ (большая терция «ре фа-диез» + чистая кварта «фа-диез си»). Минорный квартсекстаккорд от РЕ – РЕ, СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ (чистая кварта «ре-соль» + малая терция «соль си-бемоль»).
  • Увеличенное трезвучие от РЕ – РЕ, ФА-ДИЕЗ, ЛЯ-ДИЕЗ. Увеличенный секстаккорд от РЕ – РЕ, ФА-ДИЕЗ, СИ-БЕМОЛЬ (сначала большая терция «ре фа-диез», затем уменьшённая кварта «фа-диез си-бемоль»). Увеличенный квартсекстаккорд от того же звука – РЕ, СОЛЬ-БЕМОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ (уменьшенная кварта в основании «ре соль-бемоль» и большая терция над ней «соль-бемоль си-бемоль»).
  • Уменьшённое трезвучие от РЕ – РЕ, ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ. Уменьшённый секстаккорд от этого звука – РЕ, ФА, СИ («ре-фа» — малая терция, «фа-си» — увеличенная кварта). Уменьшённый квартсекстаккорд от РЕ – РЕ, СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ (увеличенная кварта в основании «ре соль-диез», и малая терция над ней «соль-диез си»).

Все обращения трезвучий обладают собственной выразительной силой и широко используются в музыке в самых разных произведениях.

Дорогие друзья, на этом мы остановим наш большой урок. Если у вас появились вопросы по теме выпуска, пожалуйста, напишите их в комментариях к данной статье. Если что-то, вам кажется, разъяснено не очень понятно, также не стесняйтесь высказывать своё мнение на этот счёт. Мы постоянно трудимся над улучшением качества наших материалов.

В следующих выпусках мы вернёмся к изучению трезвучий ещё неоднократно. Очень скоро вы узнаете о том, что такое главные трезвучия лада, и о том, какие важные функции они выполняют в музыке.

На прощание подкинем вам немного замечательной музыки. Музыка эта, кстати, начинается с минорного квартсекстаккорда!

Л. ван Бетховен — Лунная соната (исп. Валентина Лисица)

Источник

Оцените статью