- Музыкальные интервалы: какие они бывают и как их строить?
- Интересные факты про названия интервалов
- Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?
- Упражнения : играем интервалы на фортепиано
- Количественная и качественная величина интервала
- Количественная величина интервала
- Качественная величина
- Что дает качественная величина?
- Таблица интервалов и их величин
Музыкальные интервалы: какие они бывают и как их строить?
Интервалы в музыке – это расстояние между двумя звуками, и еще это созвучие двух нот. Вот такое простое определение можно дать этому понятию. На уроках сольфеджио интервалы поют и слушают, чтобы потом узнавать их в музыкальных произведениях, но сначала нужно научиться строить их от разных нот.
Простых интервалов всего восемь штук, они обозначаются обычными цифрами от 1 до 8, а называются особыми латинскими словами:
1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава
Что означают эти названия? В переводе с латинского языка прима – первый, секунда – второй, терция – третий и т.д.
Интересные факты про названия интервалов
Многие из названий интервалов вам уже, наверное, не раз приходилось слышать, даже если разговор не касался музыки. Например, слово «прима» есть в словосочетании «примадонна» (так называют первую, то есть главную артистку-певицу театра).
Слово «секунда» очень напоминает английское числительное «second» (то есть второй), а название шестого интервала «секста» похоже на английское «six» (шесть).
Интересными с этой точки зрения являются интервалы «септима» и «октава» . Помните, как по-английски сказать «сентябрь» и «октябрь»? Это «September» и «October» ! То есть эти названия месяцев имеют те же корни, что и названия интервалов. «Но ведь септима – это семь, а октава – восемь, а указанные месяцы по счету в году девятый и десятый», – скажете вы, и будете совершенно правы. Дело в том, что были времена, когда каждый новый год отсчитывали не от января, как сейчас, а от марта – первого весеннего месяца. Если посчитать так, то все становится на свои места: сентябрь будет седьмым месяцем, а октябрь – восьмым.
Мы еще не сказали ни слова о кварте и терции. С терцией все понятно – ее просто нужно запомнить, но особо наблюдательные, вероятно, заметят, что если прочитать слово «терция» , пропуская каждую вторую букву, то получится обыкновенное «три» .
В русском языке есть слова, похожие на «кварту» : это, например, квартира или квартал. Что такое «квартал» ? Это слово имеет два значения: 1) деление года на 4 равных части; 2) участок городской застройки, который с четырех сторон окружен улицами. Так или иначе здесь фигурирует число 4, и, если запомнить эту ассоциацию, то кварту ни за что не перепутаешь с каким-нибудь другим интервалом.
Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?
Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).
Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.
Обратимся к конкретным интервалам:
Прима – обозначается числом 1, что говорит нам: два звука находятся на одной и той же ступени . Значит, прима – это обыкновенное повторение звука, шаг на месте: до и еще раз до, или ре и ре, ми-ми и т.д.
Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.
Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.
Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты : хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.
Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.
Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.
Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.
А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!
Интервалы от ноты ДО вверх
Интервалы от ноты СОЛЬ вверх
ВАЖНО! Считать ступеньки и строить интервалы можно не только вверх, но и вниз . Посмотрите на рисунок: здесь все восемь интервалов построены вниз от нот ДО и ЛЯ.
Интервалы от ноты ДО вниз
Интервалы от ноты ЛЯ вниз
Упражнения : играем интервалы на фортепиано
При изучении интервалов одинаково полезны и взрослым, и детям упражнения на фортепиано или на нарисованной клавиатуре. Фортепиано или синтезатор со звуком, конечно, лучше, потому что цель изучения интервалов на сольфеджио – запомнить не название интервала, не ноты, которые его составляют (хотя это тоже важно), а звучание.
Поэтому если нет подходящего инструмента под рукой, то можно воспользоваться виртуальной клавиатурой или приложением «Пианино» на телефоне (планшете). Важно, чтобы вы работали не в немом режиме, а со звуком (желательно).
Упражнение 1. Играем примы
Примы играть легко, ведь прима – это повторение одной и той же ноты два раза. Значит, нужно просто два раза ударить по любой клавише и уже получится интервал. Прима – очень важный интервал, который встречается во многих песнях, поэтому никогда не нужно забывать о нем (забывают обычно потому, что он легкий).
Упражнение 2. Играем секунды
Секунду всегда образуют две соседние ступени, две ноты, которые находятся рядом. И на клавиатуре пианино, чтобы сыграть секунду, тоже нужно взять две соседние клавиши. Играйте секунды от разных нот – вверх и вниз, запоминайте звучание, можете также параллельно заниматься сольфеджио, то есть пропевать ноты, которые играете.
Упражнение 3. Играем терции
Терция – любимый интервал маленького В.А. Моцарта – гения мировой музыки. Известно, что в детстве Моцарт-малыш подходил к клавесину отца (инструмент – предшественник фортепиано), клавиши он не видел (по росту), но дотягивался до них ручками. Моцарт играл всякие созвучия, но больше всего радовался, когда ему удавалось «поймать» терцию – так красиво и мелодично звучит этот интервал.
Попробуйте поиграть терции и вы. Возьмите терцию «ДО-МИ» и запомните это расстояние: звуки расположены на клавиатуре через одну клавишу (через одну ступеньку). Играйте терции вверх и вниз от разных нот. Играйте звуки терций одновременно или поочередно, то есть вразбивку.
Упражнение 4. Играем кварты и квинты
Кварты и квинты – это интервалы, которые звучат воинственно, призывно и очень торжественно. Недаром с кварты начинается наш российский гимн. Возьмите кварту «ДО-ФА» и квинту «ДО-СОЛЬ», сравните их по звучанию, запомните расстояние. Играйте кварты и квинты от разных нот. Постарайтесь научиться мгновенно находить эти интервалы глазами на клавиатуре.
Упражнение 5. Играем сексты
Сексты, как и терции, тоже очень мелодичные и красивые по звучанию. Чтобы быстро сыграть сексту можно мысленно представить себе квинту (ее число 5) и добавить к ней еще одну ступеньку (чтобы было 6). Сыграйте сексты вверх «ДО-ЛЯ», «РЕ-СИ» и от всех других нот и вниз «ДО-МИ», «РЕ-ФА» и т.д.
Упражнение 6. Играем октавы
Октава – это повторение звука в следующей октаве. Вот такое вот парадоксальное и смешное определение можно дать этому интервалу. Найдите на клавиатуре две одинаковых ноты, которые расположены максимально близко: две ДО (одна в первой октаве, вторая – во второй), или две РЕ. Это и будут октавы. То есть октава – это расстояние от одного звука до его повторения музыкальной лестнице. Октавы нужно видеть сразу. Потренируйтесь.
Упражнение 7. Играем септимы
Чуть не пропустили седьмой интервал – септиму. Хотим поделиться с вами одной хитростью. Известно, что число октавы – 8, а септимы – 7. Значит, чтобы получить септиму, нужно всего-то вычесть одну ступеньку из октавы. Это способ быстрого построения септимы, чтобы не считать каждый раз семь ступеней «от печки».
Например: нам нужна септима от РЕ. Представим себе октаву – РЕ-РЕ, а теперь спустим верхний звук на одну ступеньку: получаем септиму РЕ-ДО!
Еще пример: построим септиму от МИ вниз. Отложили вниз октаву – МИ-МИ, а теперь, внимание, нижний звук поднимем на ступень вверх и получим септиму МИ-ФА вниз. А почему мы поднимали нижний звук, а не опускали? Потому что интервалы, построенные вниз, это как отражение в зеркале, и все действия потому нужно делать наоборот.
Дорогие друзья, если вы выполнили предлагаемые упражнения, то вы просто молодцы! Вы многое постигли, но это только начало, первое знакомство с интервалами. Интервалы в таком виде обычно проходят в 1-2 классах музыкальных школ, а потом все становится немного сложнее. И мы приглашаем вас отправиться за новыми знаниями вместе с нами.
В следующих выпусках вы узнаете, о том, что такое количественная и качественная величина интервала, что такое обращения и как можно получить уменьшенные и увеличенные интервалы. До новых встреч!
Источник
Количественная и качественная величина интервала
Музыкальный интервал – это созвучие двух нот и промежуток, то есть расстояние между ними. Подробное знакомство с интервалами, их именами и принципами построения состоялось еще в прошлом выпуске. Если вам что-то нужно будет освежить в памяти, то ссылка на предыдущий материал будет дана ниже. Сегодня же мы продолжим изучение интервалов, а конкретно – рассмотрим два их очень важных свойства: количественную и качественную величины.
ПРОЧИТАТЬ ОБ ИНТЕРВАЛАХ МОЖНО ЗДЕСЬ
Так как интервал – это расстояние между звуками, то это расстояние должно как-то измеряться. У музыкального интервала таких измерений два – количественная и качественная величина. Что это такое? Давайте разбираться.
Количественная величина интервала
Количественная величина говорит о том, сколько интервал охватывает музыкальных ступеней . Поэтому ее еще иногда называют ступеневой величиной . С этим измерением интервала вы уже хорошо знакомо, оно выражается в числах от 1 до 8, с помощью которых интервалы обозначаются.
Давайте вспомним, что же значат эти числа ? Во-первых, они дают названия самим интервалам , так как имя интервала – это тоже число, только на латинском языке:
Во-вторых, эти числа показывают, как далеко друг от друга находятся два звука интервала – нижний и верхний (основание и вершина). Чем больше число, тем шире становится интервал, тем дальше друг от друга находятся составляющие его два звука:
- Число 1 говорит о том, что два звука находятся на одной музыкальной ступени (то есть фактически прима – это повторение два раза одного и того же звука).
- Число 2 значит, что нижний звук находится на первой ступени, а верхний – на второй (то есть на следующем, соседнем звуке музыкальной лестницы). Причем отсчет ступеней можно начинать от любого нужного нам звука (хоть от ДО, хоть от РЕ или от МИ и т.д.).
- Число 3 значит, что основание интервала стоит на первой ступени, а вершина – на треть ей.
- Число 4 передает, что расстояние между нотами – 4 ступени и т.д.
Принцип, который мы сейчас описали, проще понять на примере. Построим все восемь интервалов от звука РЕ, запишем их нотами. Видите: с возрастанием числа ступеней (то есть количественной величины), увеличивается и расстояние, промежуток между основанием РЕ и вторым, верхним звуком интервала.
Качественная величина
Качественная величина , а также тоновая величина (второе название) говорит о том, сколько в интервале тонов и полутонов . Чтобы это понять, нужно сначала вспомнить, что такое полутон и тон.
Полутон – это самое маленькое расстояние между двумя звуками. Очень удобно для лучшего понимания и большей наглядности пользоваться фортепианной клавиатурой. На клавиатуре есть черные и белые клавиши, и если их играть без пропусков , то между двумя соседними клавишами будет расстояние в полутон (по звучанию, конечно, а не по расположению).
Например, от ДО и до ДО-ДИЕЗА полутон (полутон, когда мы поднялись с белой клавиши на ближайшую черную), от ДО-ДИЕЗА до ноты РЕ тоже полутон (когда мы спустились с черной клавиши на ближайшую белую). Аналогично: от ФА до ФА-ДИЕЗА и с ФА-ДИЕЗА до СОЛЬ – все это примеры полутонов.
Есть на клавиатуре пианино полутона, которые образованы исключительно белыми клавишами. Их два: МИ-ФА СИ и ДО, и их нужно запомнить.
ВАЖНО! Полутона можно складывать. И, например, если сложить два полутона (две половинки), то получится один целый тон (одно целое). Например, полутона ДО с ДО-ДИЕЗОМ и между ДО-ДИЕЗОМ и РЕ в сумме дают целый тон между ДО и РЕ.
Чтобы было проще складывать тона, запомните простые правила:
- Правило белых тонов. Если между двумя соседними белыми клавишами есть черная клавиша, то расстояние между ними – 1 целый тон. Если черной клавиши нет, то тогда – полутон. То есть, получается: ДО-РЕ, РЕ-МИ, ФА-СОЛЬ, СОЛЬ-ЛЯ, ЛЯ-СИ – это целые тона, а МИ-ФА, СИ-ДО – это полутона.
- Правило черных тонов. Если две соседние черные клавиши разделяет только одна белая (только одна, а не две!), то расстояние между ними тоже 1 целый тон. Например: ДО-ДИЕЗ и РЕ-ДИЕЗ, ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ-ДИЕЗ, ЛЯ-БЕМОЛЬ И СИ-БЕМОЛЬ и т.д.
- Правило черно-белых тонов. В больших промежутках между черными клавишами действует правило креста или правило черно-белых тонов. Так, МИ и ФА-ДИЕЗ, а также МИ-БЕМОЛЬ и ФА – это целые тона. Точно также целыми тонами являются СИ с ДО-ДИЕЗОМ и СИ-БЕМОЛЬ с обычной ДО.
Для вас сейчас самое главное – научиться складывать тона, и научиться определять, сколько тонов или полутонов умещается от одного звука до другого. Давайте потренируемся.
Например, нам нужно определить, сколько тонов между звуками сексты ДО-ЛЯ. Оба звука – и до, и ля, входят в счет. Считаем: до-ре – это 1 тон, дальше ре-ми – это еще 1 тон, получилось уже 2. Далее: ми-фа – это полутон, половинка, прибавляем ее к имеющимся 2 тонам, получаем уже 2 с половиной тона. Следующие звуки – фа и соль: еще один тон, в сумме уже 3 с половиной. И последнее – соль и ля, тоже тон. Вот мы добрались до ноты ля, и итого получили, что от ДО до ЛЯ всего 4 с половиной тона.
А теперь давайте сами! Вот вам задания для тренировки. Посчитать, сколько тонов:
- в терции ДО-МИ
- в кварте ФА-СИ
- в сексте МИ-ДО
- в октаве ДО-ДО
- в квинте РЕ-ЛЯ
- в приме МИ-МИ
Ну как? Справились? Правильные ответы такие: ДО-МИ – 2 тона, ФА-СИ – 3 тона, МИ-ДО – 4 тона, ДО-ДО- 6 тонов, РЕ-ЛЯ – 3 с половиной тона, МИ-МИ – ноль тонов. Прима – это такой интервал, в котором мы не уходим от начального звука, поэтому в ней нет фактического расстояния и, соответственно, ноль тонов.
Что дает качественная величина?
Качественная величина дает новые разновидности интервалов. В зависимости от нее различают такие виды интервалов:
- Чистые , их четыре – это прима, кварта, квинта и октава . Чистые интервалы обозначаются маленькой буквой «ч», которая ставится перед числом интервала. То есть чистую приму сокращенно можно записать как ч1, чистую кварту – ч4, квинту – ч5, чистую октаву – ч8.
- Малые , их тоже четыре – это секунды, терции, сексты и септимы . Малые интервалы обозначают маленькой буквой «м» (например: м2, м3, м6, м7).
- Большие – ими могут быть те же, что и малые, то есть секунда, терция, секста и септима . Большие интервалы обозначают маленькой буквой «б» (б2, б3, б6, б7).
- Уменьшенные – ими могут стать любые интервалы, кроме примы . Уменьшенной примы не существует, так как в чистой приме 0 тонов и ее просто некуда уменьшать (отрицательных значений качественная величина не имеет). Уменьшенные интервалы сокращенно обозначаются как «ум» (ум2, ум3, ум4 и т.д.).
- Увеличенные – увеличивать можно все интервалы без исключения. Обозначение – «ув» (ув1, ув2, ув3 и т.д.).
В первую очередь нужно разобраться с чистыми, малыми и большими интервалами – они основные. А увеличенные и уменьшенные – подключатся к вам после. Чтобы построить большой или малый интервал, нужно совершенно точно знать, сколько в нем тонов. Эти значения нужно просто запомнить (на первых порах можно выписать на шпаргалку и постоянно туда заглядывать, но лучше сразу выучить). Итак:
Чистая прима = 0 тонов
Малая секунда = 0,5 тонов (половина тона)
Большая секунда = 1 тон
Малая терция = 1,5 тонов (полтора тона)
Большая терция = 2 тона
Чистая кварта = 2,5 тона (два с половиной)
Чистая квинта = 3,5 тона (три с половиной)
Малая секста = 4 тона
Большая секста = 4, 5 тона (четыре с половиной)
Малая септима = 5 тонов
Большая септима = 5,5 тонов (пять с половиной)
Чистая октава = 6 тонов
Чтобы понять разницу между малыми и большими интервалами, посмотрите и поиграйте (попойте) интервалы, построенные от звука ДО:
Давайте теперь применять новые знания на практике. Для примера построим все перечисленные интервалы от звука РЕ.
- Чистая прима от РЕ – это РЕ-РЕ. С примой мы вообще никогда не должны беспокоиться, это всегда обыкновенное повторение звука.
- Секунды бывают большие и малые. Секунда от РЕ, это вообще звуки РЕ-МИ (2 ступени). В малой секунде должно быть всего полтона, а в большой – 1 целый тон. Смотрим на клавиатуру, проверяем, сколько тонов от РЕ до МИ: 1 тон, это значит, что построенная секунда – большая. Чтобы получить малую, нам нужно расстояние на полтона уменьшить. Как это сделать? Просто верхний звук понижаем на полтона с помощью бемоля. Получаем: РЕ и МИ-БЕМОЛЬ.
- Терции также бывают двух видов. Вообще терция от РЕ – это звуки РЕ-ФА. От РЕ до ФА – полтора тона. О чем это говорит? О том, что данная терция – малая. Чтобы получить большую, нам нужно теперь, наоборот, прибавить полтона. Прибавляем так: верхний звук повышаем с помощью диеза. Получаем: РЕ и ФА-ДИЕЗ – это большая терция.
- Чистая кварта (ч4). Отсчитываем четыре ступеньки от РЕ, получаем РЕ-СОЛЬ. Проверяем, сколько тонов. Должно быть два с половиной. Так и есть! Значит, в этой кварте – все нормально, ничего менять не нужно, не нужно прибавлять никаких диезов и бемолей.
- Чистая квинта. Вспоминаем обозначение – ч5. Значит, отсчитать от РЕ нужно пять ступеней. Это будут звуки РЕ и ЛЯ. Между ними три с половиной тона. Именно столько, сколько должно быть в нормальной чистой квинте. Значит, и тут тоже все нормально, и никаких лишних знаков ставить не требуется.
- Сексты бывают малые (м6) и большие (б6). Шесть ступеней от РЕ – это РЕ-СИ. Посчитали тона? От РЕ до СИ – 4 с половиной тона, следовательно, РЕ-СИ – секста большая. Делаем малую – понижаем верхний звук с помощью бемоля, убирая, таким образом, лишний полутон. Теперь секста стала малой – РЕ и СИ-БЕМОЛЬ.
- Септимы – семерки, бывают тоже двух видов. Септима от РЕ – это звуки РЕ-ДО. Тонов между ними – пять, то есть септиму мы получили малую. А чтобы была большая – нужно еще добавить. Помните, как? С помощью диеза повышаем верхний звук, добавляем еще полтона, чтобы было пять с половиной. Звуки большой септимы – РЕ и ДО-ДИЕЗ.
- Чистая октава – еще один интервал, с которым нет проблем. Повторили РЕ наверху, вот и получилась октава. Можете проверить – она чистая, в ней 6 тонов.
Выпишем все, что у нас получилось на один нотный стан:
Вот для примера еще вам интервалы, построенные от звука МИ, а уж от остальных нот – будьте добры, попробуйте построить самостоятельно. Нужно же вам потренироваться? Не все ж готовые ответы по сольфеджио списывать?
А, между прочим, интервалы можно строить не только вверх, но и вниз. Просто в этом случае нам нужно будет манипулировать все время нижним звуком – его в случае надобности повышать или понижать. Как понять, когда повышать, а когда понижать? Смотрите на клавиатуру и анализируйте, что происходит: увеличивается расстояние или уменьшается? Расширяется интервал или сужается? Ну и в соответствии со своими наблюдениями принимайте нужное решение.
Если мы строим интервалы вниз, то повышение нижнего звука приводит к сужению интервала, уменьшению количества тонов-полутонов. А понижение – наоборот, интервал расширяет, величина качественная возрастает.
Посмотрите, мы тут построили интервалы вниз от нот ДО и РЕ, чтоб вы посмотрели. Попробуйте разберитесь:
А от МИ вниз давайте вместе построим, с пояснениями.
- Чистая прима от МИ – МИ-МИ без комментариев. Чистую приму вообще ни вниз, ни вверх не построишь, потому что она на месте топчется: ни туда, ни сюда, все время одинаковая.
- Секунды: от МИ – МИ-РЕ, если вниз строить. Расстояние – 1 тон, значит, секунда большая. Как сделать малую? Нужно интервал сузить, один полутон убрать, а для этого нужно нижний звук (верхний-то менять нельзя) подтянуть немного вверх, то есть повысить с помощью диеза. Получим: МИ и РЕ-ДИЕЗ – малая секунда вниз.
- Терции. Отложили три ступеньки вниз (МИ-ДО), получили большую терцию (2 тона). Подтянули нижний звук на полтона вверх (ДО-ДИЕЗ), получили полтора тона – малую терцию.
- Чистая кварта и чистая квинта здесь, честно говоря, нормальные: МИ-СИ, МИ-ЛЯ. Хотите – проверьте, посчитайте тона.
- Сексты от МИ: МИ-СОЛЬ – это большая, так ведь? Потому что 4 с половиной тона в ней. Чтобы стала малой нужно взять СОЛЬ-ДИЕЗ (что-то одни диезы да диезы, ни одного бемоля – как-то неинтересно даже).
- Септима МИ-ФА – большая, а малая МИ и ФА-ДИЕЗ (тьфу ты, опять диез!). И последнее, самое трудное – чистая октава: МИ-МИ (ни за что не построишь).
Взглянем, что получилось. Одни диезы сплошные, ни одного бемоля. Хорошо хоть, что так не всегда. Если построить от других нот, то там и бемоли могут встретиться.
Кстати, если вы забыли, что такое диез, бемоль и бекар. Ну, бывает, иногда такое… То повторить можно на ЭТОЙ СТРАНИЧКЕ.
Для того чтобы строить и находить интервалы, считать тона, часто нам требуется фортепианная клавиатура перед глазами. Для удобства вы можете распечатать нарисованную клавиатуру, вырезать ее и вложить в свою рабочую тетрадочку. А скачать заготовку для печати вы можете у нас.
ЗАГОТОВКА КЛАВИАТУРЫ ПИАНИНО – СКАЧАТЬ
Таблица интервалов и их величин
Весь материал этой большой статьи можно свести к одной маленькой табличке, которую мы сейчас вам покажем. Вы эту шпаргалку по сольфеджио также можете перерисовать к себе в тетрадь, куда-нибудь на видное место, чтобы она у вас всегда была перед глазами.
В таблице будет четыре графы: полное название интервала, его краткое обозначение, количественная величина (то есть, сколько в нем ступеней) и качественная величина (сколько тонов). Не запутаетесь? Для удобства можете сделать себе сокращенный вариант (только вторая и последняя колонки).
Название интервала | Обозначение интервала | Сколько ступеней | Сколько тонов |
чистая прима | ч1 | 1 ст. | 0 т. |
малая секунда | м2 | 2 ст. | 0,5 т. |
большая секунда | б2 | 2 ст. | 1 т. |
малая терция | м3 | 3 ст. | 1,5 т. |
большая терция | б3 | 3 ст. | 2 т. |
чистая кварта | ч4 | 4 ст. | 2,5 т. |
чистая квинта | ч5 | 5 ст. | 3,5 т. |
малая секста | м6 | 6 ст. | 4 т. |
большая секста | б6 | 6 ст. | 4,5 т. |
малая септима | м7 | 7 ст. | 5 т. |
большая септима | б7 | 7 ст. | 5,5 т. |
чистая октава | ч8 | 8 ст. | 6 т. |
На этом – пока все. В следующих выпусках вас ждет продолжение темы «Интервалы», вы узнаете о том, как делать их обращения, как получить увеличенные и уменьшенные интервалы, а также о том, что такое тритоны и почему они живут в нотной тетрадке, а не в океане. До новых встреч!
Источник