Поурочные планы для фортепиано

План-конспект занятия по фортепиано

Разделы: Музыка

Название объединения: фортепиано
Количество детей: 1 (учащаяся 1 класса Зимина Екатерина)
Возраст детей: 7 лет
Продолжительность занятия: 45 минут
Раздел программы, к которому относится занятие: Развитие музыкальной грамотности.
Тема занятия: Донотное обучение, организация игровых движений.
Цель занятия: Развитие музыкальных способностей, постановка аппарата с помощью использования игровых технологий.
Задачи занятия:
Обучающие: научить ребенка говорить музыкальным языком, не зная нот, «окунуть» в мир музыки посредством разучивания упражнений и простейших песенок-попевок, выработка практических навыков игры non legato.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность в работе и творческую инициативу.
Развивающие: развивать музыкальный слух, ритм, память, музыкальное мышление, развивать двигательно-игровые навыки ученика.
Материальное оснащение занятия: Фортепиано; учебный кабинет.
Тип занятия: комбинированный.
Форма занятия: индивидуальный урок
Методические приёмы: Объяснение педагога, показ – «вторжение» в движение рук учащегося.
Дидактический материал: Иллюстрации к разучиваемым песенкам, фигуры матрешек, музыкальная лесенка.

Структура занятия:

Организационный момент – 2 минуты
Вводная часть – 3 минуты
Основная часть – 17 минут
Физминутка – 1 минута
Основная часть – 17 минут
Заключительная часть – 3 минуты
Подведение итогов занятия – 2 минуты

План урока

  1. Гимнастика.
  2. Ритмические упражнения.
  3. Повторение строения клавиатуры.
  4. Игра песенок-попевок на инструменте.
  5. Домашнее задание.

Ход урока:

1.Гимнастика стоя, освобождаем тело и руки

Попробуем подготовить твои руки, чтобы ты научилась играть сочным, красивым звуком.
«Шалтай-болтай» – руки сначала свободно свисают, затем начинают ходить навстречу друг другу.
«Мельница» – упражнение делаем сначала одной, затем другой рукой. Постепенно раскачиваем руку взад-вперед, пока она не начинает крутиться вокруг плеча, как ветряная мельница.

Читайте также:  Вся слава тебе ноты для

Упражнения за инструментом, крышка инструмента закрыта

«Лифты» – поочередно поднимаем и опускаем то одну, то вторую руку. Ученику я говорю, что руки словно лифты в доме – то поднимаются, то опускаются.
«Новая и сломанная кукла» – сначала прошу показать новую куклу – спина прямая, осанка подтянута, затем сломанную – спина «горбатая», осанка падает, это упражнение повторяется несколько – 4,5 раз. В дальнейшем, когда ученик забывает про осанку, я говорю – «Новая кукла!»

Работа с руками, «лепка» рук

«Колобок» – беру руку ребенка за запястье и начинаю раскручивать как «колобок из теста», необходимо, чтобы рука ребенка в это время была свободной. Если добиться свободы не получается, я не акцентирую на этом внимание: «Освободи руку», как правило это дает обратный эффект, а, наоборот, задаю отвлеченные вопросы: «Сколько было уроков в школе?», «Что ты ела на завтрак?», «С кем ты пришла?» и т.д., отвлекая ребенка, получается добиться естественного свободного состояния руки.
Повторяем номера пальцев: я беру каждый палец и начинаю давать ему характеристику:
Большой палец – 1-ый палец – «самый-самый»: самый большой, самый длинный, самый сильный.
Указательный – 2-ой палец – сильный, самостоятельный.
Средний – 3-ий палец – располагается в серединке, именно он начинает наши упражнения и песенки.
Безымянный – 4-ый палец – слабый, зависит от третьего пальца.
Мизинец – 5-ый палец – самый маленький, с ним мы познакомимся позже всего.

2. Ритмические упражнения

Ребенок сидит за инструментом, ладошки стучат по закрытой крышке фортепиано.
Прохлопать имена, например: ле-на, ле-ноч-ка; и-ра, и-роч-ка; све-та, све-точ-ка – чередование длинных и более коротких слогов.
Прошу прохлопать ритм изучаемых песенок-попевок, текст при этом можно пропевать, а можно просто проговаривать.

3. Повторение строения клавиатуры

Белые клавиши – это многоквартирный дом, а черные клавиши – «балкончики», причем «балкончики» чередуются то по три клавиши, то по две. В фортепиано «живут» «толстые» и «тонкие» звуки. Для наглядного представления строения клавиатуры, я беру фигуры матрешек и на каждую октаву выставляю по фигуре – в нижнем регистре самая большая фигура, с каждой октавой фигура меньше, а в самой высокой октаве – самая маленькая матрешка.

4. Игра упражнений и песенок-попевок на инструменте (задействованы поочередно две руки)

«Радуга-дуга – 3-им пальцем на клавише gis во всех октавах, при этом движение руки повторяет рисунок радуги.
«Кукушка» – задействованы 2-ой и 4-ый пальцы, клавиши fis и ais, при этом правая рука начинает играть в среднем регистре и направляется вверх, а левая – в среднем регистре и направляется вниз. Каждое упражнение я сопровождаю пояснением: кукушка перелетает с ветки на ветку, а твоя рука с одной октавы на другую.

Физминутка

«Дудочка» – использован 3-ий палец, игра на любой черной клавише. Подтекстовка следующая: «Ду-ду-ду, дудочка, ты играй, дудочка!»
Характер песни – плавный, тягучий, неторопливый.
«Андрей-воробей» – 3-ий палец на любой черной клавише, характер шутливый, задорный.
«Та-та, два кота» – игра одновременно двумя руками:
задействованы всего две клавиши, одну клавишу играет правая рука, другую – левая.
Шутливое содержание песенки заставляет улыбнуться, настраивает на позитивный лад.
Колыбельная «Кот Воркот» – задействованы 2-ой, 3-ий, 4-ый пальцы, клавиши для правой руки fis- gis -ais и, соответственно, для левой руки ais-gis-fis.
Использованный принцип зеркальности облегчает на данном этапе задачу игры двумя руками вместе.

Объяснение домашнего задания в присутствии родителей, чтобы была грамотно организована домашняя работа.

Подведение итогов занятия:

Занятие прошло ярко и эмоционально. Применение игровой технологии способствовало быстрому и эффективному освоению необходимого объема знаний. Дидактический материал помог сделать урок более разнообразным, насыщенным и интересным. Предшествующие собственно игре на инструменте гимнастика, «лепка рук», способствовали ощущению свободы, расслабленности. Игра на черных клавишах в донотном периоде помогла более комфортной организации руки начинающего пианиста. Черные клавиши выделяются цветом и упорядоченным расположением, что облегчает ориентацию на клавиатуре, черная клавиша сравнительно узкая, а это заставляет «нацелиться» и почти исключает игру прямыми пальцами. Благодаря симметричному расположению черных клавиш легко запоминается и построенное на них двухголосие. На занятии учащаяся была активна и внимательна. Цель и задачи выполнены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Цетлин Е. К вопросу об организации руки начинающего пианиста в «донотном» периоде обучения – Композитор, 2012.
2. Гольденвейзер А. Из бесед о музыкальном воспитании и обучении детей – Классика – XXI, 2005.
3. Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации. – М.:ЦСДК, 1994.
4. Яновская А. Ребенок и музыка. – Израиль, 2003.
5. Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста. – М.: Советский композитор, 1991.

Источник

Календарно-тематическое планирование для обучения игре на фортепиано

1-й класс
На начальном этапе обучения с изучением нотной грамоты педагог занимается с учащимся подбором по слуху, пением песенок. С первого урока – знакомство с фортепиано. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. За год учащийся должен пройти 20-30 мелких произведений, освоить основные приёмы игры: non legato, legato, staccato. В репертуаре предполагаются пьесы разного характера: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли, а также (для более подвинутых учащихся) лёгкие сонатины и вариации Возможны разные варианты экзаменационных программ. На каждом уроке ведется запись в рабочей тетради « Сольфеджио — 1 класс» Ф.Г. Калинина.

2 класс
Требования на год:1- 2 полифонических произведения, 2 крупные формы, на усмотрение педагога, 2-4 этюда, 4-6 пьес. Чтение с листа, игра ансамблей, работа над гаммами и упражнениями.

На каждом уроке ведется запись в рабочей тетради « Сольфеджио — 2 класс» Ф.Г. Калинина

3 класс
Требования совпадают со вторым классом, но с учётом усложнения программ. 1-2 полифонических произведения, 2 крупные формы, 4 этюда, 4-5 пьес (среди них обязателен ансамбль ). С 3-го класса учащиеся начинают сдавать гаммы в классе, в рабочем порядке. Требования к гаммам: на 2-4 октавы, в прямом и противоположном движении, аккорды, короткие и длинные арпеджио, хроматическая гамма. Все требования индивидуальные, на усмотрение педагога.

На каждом уроке ведется запись в рабочей тетради « Сольфеджио — 3 класс» Ф.Г. Калинина

4 класс
Обязательные требования: полифония — прелюдия; 4-5 этюдов на разные виды техники, 3-5 пьес, произведения крупной формы. Требования к переводному экзамену: полифония, этюд, крупная форма, пьеса.

На каждом уроке ведется запись в рабочей тетради « Сольфеджио — 4 класс» Ф. Г. Калинина

Календарно- тематическое планирование

обучению музыкальной грамоте и игре на фортепиано 1 класс

педагога Труниной С.М.

Основные понятия изучаемые на уроке

Нотный стан. Скрипичный ключ.

Нотописец. Сказка о нотном стане и скрипичном ключе с.40-45

Упражнения на постановку пальцев.

Ноты первой октавы в скрипичном ключе.

Запись нот на нотном стане с.6 ( рабочая тетрадь)

Учебник «Общее фортепиано» -упражнения

Ноты первой октавы в скрипичном ключе.

Запись нот на нотном стане с.7, 9

Учебник «Общее фортепиано» -упражнения 5 – 9 стр.6

Правописание целых и половинных нот стр.4

Хрестоматия « 125 новых пьес» Поезд проходит мимо №2, До,ре,ми №3, упражнения -5 – 9 стр.7

Длительности нот. Размер.

Правописание четвертных нот стр.4

Упражнения 1-4 стр.8

Лягушка № 4, Кошечка№ 5.

Длительности нот. Размер.

Закрепление понятий половинная и четвертная нота стр.12

Упражнения 5 -9 стр.8, Дождик №6, Спи, дружок №7.

Длительности нот. Размер.

Правописание восьмых стр.5

Упражнения стр.20 Пирожки №19,

Грачи № 22, Задумала бабушка

Правописание пауз и чтение текстов с паузами.

Хрестоматия « Юный пианист» — № 1, 3, 4. 16.

Ноты второй октавы в скрипичном ключе.

Запись нот на нотном стане стр. 7 № 11 -16.

Этюд № 27,28 Хрестоматия « 125 новых пьес»

Ноты второй октавы в скрипичном ключе.

Закрепление знаний по теме -ноты второй октавы в скрипичном ключе, паузы.

Этюд №27,28, Гамма до мажор.

Хрестоматия « 125 новых пьес»

Ноты второй октавы в скрипичном ключе.

Закрепление знаний по теме — ноты второй октавы в скрипичном ключе, паузы.

Хрестоматия « 125 новых пьес» Этюд №27,28,

Воробей № 44 Хрестоматия « Юный пианист»

Знаки: диезы, бемоли, бекары.

Запись знаков при ключе стр.5.

Капельки № 6, Ежик №7, Ручеек№11, Хрестоматия.

Ноты малой октавы

Запись нот малой октавы

Новогодняя № 13, Этюд № 28.

Ноты малой октавы

Творческая работа стр.9 №20-22.

Этюд № 67. Гамма до мажор.

Ноты в скрипич-ном ключе.

Этюд № 67. Гамма до мажор.

Ноты в скрипич-ном ключе.

Упражнения для игры двумя руками.

Сказка – урок №27 «Первое музыкальное путешествие»

Запись ключа стр.4

Два маленьких упражнения

№ 42 Хрестоматия « 125 новых пьес»

Ноты в басовом ключе.

Запись нот в басовом ключе №1-4 стр.10

Этюд № 18, Украинская песня №19 legato, staccato. Хрестоматия.

Ноты в басовом ключе.

Запись нот в басовом ключе № 5 — 7

Этюды № 24, 25. Хрестоматия.

Ноты в басовом ключе.

Запись нот в басовом ключе № 8 — 10

Этюд № 43. Хрестоматия.

Ноты в басовом ключе.

Этюд № 43 Хрестоматия.

Запись шестнадцатых нот стр.5, legato, staccato.

Источник

План-конспект открытого урока по фортепиано «Правильная организация пианистического аппарата обучающегося в первый год обучения».

План-конспект открытого урока по фортепиано

Тема: «Правильная организация пианистического аппарата обучающегося в первый год обучения».
Преподаватель фортепиано Медвенской детской школы искусств Калуцкая Наталья Алексеевна, обучающаяся 1 класса Апухтина Аня.
Цель урока: закрепить правильную постановку игрового аппарата обучающейся на начальном этапе обучения.
Задачи урока:

Образовательные:
• Закрепить навыки игры на фортепиано (приемы нон легато, легато и стаккато);
• Ознакомить с основными терминами в сочетании с работой над художественным исполнением;
• Научить грамотно работать с нотным текстом;

Воспитательные:
• Воспитывать творческое отношение к работе над техническим развитием;
• Воспитывать интерес и любовь к предмету и инструменту.
Развивающие:
• Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора;
• Развитие двигательно-игровых навыков;
• Развитие слуховых впечатлений через правильное интонирование;

Использование педагогических технологий:

1. Технология развивающего обучения. Принцип последовательности в освоении учебного материала является основным современном подходе к развитию обучающегося.

Методы развивающего обучения: осмысление учебного материала, его практическое освоение, творческое оперирование с данным материалом.

2. Технология формирования мотивации к деятельности. При разработке планов и подборе материала к урокам педагог учитывает характер потребностей обучающихся. Для этого содержание учебного материала должно быть доступным, исходить из имеющихся у них знаний и опираться на жизненный опыт детей, но в тоже время материал должен быть достаточно сложным и трудным.

3.Здоровьесберегающая технология. Общение педагога с обучающимися влияет на их состояние здоровья. Если процесс получения знаний интересен, то усвоение материала не создает эффекта перегрузки. Применение игровых технологий на уроках укрепляет мотивацию к изучению предмета, помогает вызвать положительные эмоции.

Тип урока – комбинированный.
Оборудование: фортепиано, ноты, рисунки ученицы, компьютер.

I . Организационный момент.

II . Беседа об инструменте. Показ слайдов.

III .Упражнения для правильной организации пианистического аппарата обучающейся.

IV . Закрепление приема исполнения non legato : упражнения, игра песенок по слуху, пьес по нотам и ансамбля с преподавателем.

V . Исполнение приема legato : упражнения, игра песенок связным штрихом.

VI . Прием staccato : упражнения, игра и прослушивание песенок.

VII. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Ход урока:
I . Организационный момент.
Сообщение темы, цели урока.
II . Беседа об инструменте.
Диалог об инструменте.
Показ слайдов.

III . На начальном этапе обучения для приведения двигательного аппарата обучающейся в рабочее состояние, делаем ряд упражнений, которые укрепят мышцы ребенка, его осанку, помогут наладить взаимодействие всех частей игрового аппарата.

В работе применяется 2 комплекса упражнений: 1. гимнастика Анны Артоболевской; 2.пальцевая гимнастика. На каждом уроке делаем несколько упражнений из каждого комплекса, постоянно варьируя их.

Упражнение 1.(первый комплекс упражнений)

Под аккомпанемент педагога обучающаяся опускает руки свободно вниз, нагибаясь вперед и покачивает ими навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя в стороны. Наклон корпуса то увеличивается, то уменьшается. Педагог следит за свободой рук обучающейся что бы делать упражнение свободными движениями.

Упражнения 1 комплекса помогают ощутить свободу, вес мышц руки.

Упражнения 2 комплекса направлены на развитие кисти, запястья, пальцев.

Следующие упражнения делаем за инструментом, поэтому в первую очередь следим за посадкой обучающейся. Твердая опора на ноги, прямая спина, спокойные не приподнятые плечи.

Упражнение 2. (второй комплекс упражнений)

«Художник-маляр». Девочка под аккомпанемент педагога делает плавные движения кистью вверх и вниз, вначале правой рукой, потом левой, а затем двумя руками параллельно и по очереди, постоянно варьируя движения, меняя их амплитуду.

Педагог: «Аня, представь себе, что ты можешь нарисовать такими движениями?»
Педагог: « Нарисуй дома рисунок на это упражнение».
Далее делаем упражнения для пальцев рук на крышке фортепиано.

Упражнение 3. «Фокус-покус» — руки положить на стол и, приподнимая кисть стукнуть всеми пальцами одновременно, далее шагать каждым пальцем поочередно, при этом следить, чтобы кончики пальцев смотрели вниз . Далее выстукивать двумя пальцами поочерёдно в паре с первым (1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5) следить за положением локтя (на уровне клавиатуры) и свода кисти. Делаем упражнения активными движениями, четко проговаривая стишок «Фокус-покус».

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

1 1 2 2 1 1 3 3

1 1 4 4 1 1 5 5

1 1 4 4 1 1 5
IV . Переходим на клавиатуру — осваиваем приём исполнения non legato – игра упражнений:
« Парашюты » — игра ноты «до» с переносом правой руки вверх и вниз по октавам, а левой – вниз и вверх, начиная с середины клавиатуры разными пальцами.

Педагог: «Аня, делай движение от плеча, свободной рукой, представь, что ты летишь в воздухе как парашютист».

« Квинты, терции» — квинты играем 1 и 5 пальцами, терции варьируем 1 и 3, 2 и 4, 3 и 5 пальцами, сначала от «до», затем от любых других звуков, начиная с середины клавиатуры. Вверх играем на крещендо вниз на диминуэндо.

Педагог: «Аня, что обозначает крещендо и диминуэндо? К чему они относятся?»

Упражнение « Марш » (сначала промаршировать под аккомпанемент педагога, считая вслух до 4-х) — игра двумя руками поочерёдно нот первой октавы со счётом до 4-х.
Для закрепления правильного исполнения штриха non legato играем песенку: «Василёк» — левая рука от «фа» первой октавы, правая от «до» второй октавы – различаем на слух звучание одной и той же мелодии; при игре следим за правильной посадкой и верной постановкой руки, свободой запястья.

Педагог: «Послушай внимательно как звучит мелодия от разных звуков, пофантазируй кто из животных может спеть эту песенку».
Игра по нотам. Играя, песенки на non legato обучающийся должен слышать музыкальную фразу, а не отдельные звуки. Песенка «Зайка» — играем верной аппликатурой, двумя руками.
Показ рисунков ученицы.

Закрепляя приём non legato, читаем с листа пьесу «Про Петю» — в ансамбле с педагогом.

Перед игрой педагог сначала повторяет с обучающейся ноты скрипичного ключа, обучающаяся анализирует текст: музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности. При исполнении обучающаяся должна следить за совпадением сильных долей.

Правильная аппликатура – это один из важнейших моментов в пианизме, поэтому воспитывать в ребенке сознательное отношение к аппликатуре, привычку видеть ее в нотах, тоже является очень важным навыком, который нужно прививать с самого начала обучения.

Педагог: «Аня, давай прохлопаем ритм этой песенки по очереди ты первую фразу, а я вторую и так далее, при этом ритм хлопаем руками, а метр стучим ногой»

Игра с ритмическими карточками.

Педагог предлагает прохлопать обучающейся заданные ритмические рисунки по карточкам, а затем сложить их в определенном размере. Обучающаяся должна сориентироваться при смене размера.

V . Переходим к приёму legato (связное исполнение)

Упражнение на legato : по два звука на слог «А-ня», «Ма-ма» играем разными пальцами правой и левой руками, варьируя их.
Вопрос ученику: «Аня, сейчас мы с тобой покажем нашим слушателям упражнение. Какие задачи ты перед собой поставила?»
Упражнение «Птички». Для удобства восприятия различной интонации мы играем с подтекстовкой: с опорой на первый звук – «ласточка», с опорой на второй звук – «синичка», с опорой на третий звук – «воробей». Одновременно с интонационной направленностью работы, контролируется пианистический приём, постановка рук, слаженность игрового аппарата, его свобода.
Вопрос ученику: Аня, всё ли в исполнении тебе понравилось? Хотела бы ты что- то исправить в своей игре?
На приём legato играем пьесу «Пастушок» со словами, при игре следим за правильным исполнением штриха, аппликатурой и динамикой. Прием игры legato это не механическое «перешагивание» пальцев с одной клавиши на другую, а плавный переход «переливание» из одного звука в другой. Поем песенку «Осень», рассказываем какая бывает осень, какой характер песенки, какой штрих больше всего подходит для передачи образа этого произведения.

Педагог играет обучающейся звук в определенной тональности сначала доигрывая до тоники обучающийся должна сказать что это за звук.

VI . Приём staccato (отрывистое исполнение). Педагог объясняет обучающейся, что staccato тоже самое движение non legato , но с более коротким, легким снятием пальцев.
Упражнение «Кузнечик». На слова «Прыг, скок, на лис-ток, а по-том на цве-ток, прыг, скок », играем 2-м, 3-м и 4-м пальцами в первой октаве (левая рука в малой), следим за толчком пальца в сочетании с резким поднятием запястья обучающейся.
• На приём staccato – звучит русская народная песня — «Ах, вы, сени, мои, сени…»
Педагог: «Прохлопай ритм этой песни, таким же острым штрихом, постарайся его запомнить и записать дома»
VII . Объяснение домашнего задания.

Перед занятиями на инструменте делать упражнения на укрепление правильной организации игрового аппарата как на уроке. Следить за свободой и правильностью выполнения движений. Нарисовать рисунок.

Игра non legato : при игре упражнений следить за постановкой руки, пальцы ставить на подушечки, локоть на уровне клавиатуры. «Зайка» — выучить наизусть, ансамбль «Про Петю» — слушать музыкальную фразу, вести мелодическую линию, написать ритм песенки «Про Петю».

Игра legato : в упражнениях плавные движения рук, певучее звучание. В песенках «Пастушок» — выучить наизусть, при игре вести мелодическую линию, слушать ее опорные точки. Пьесу «Осень» попробовать разобрать самостоятельно, учитывая полученные знания.

Игра на staccato : упражнения играть отрывисто, четким движением запястья, активным снятием руки. Написать ритм русской народной песни «Ах, вы, сени…»

Педагог: «Наш урок подошел к концу, Аня ты очень постаралась, оценка за урок ».
VIII . Рефлексия.

Педагог предлагает обучающейся три картинки разной погоды: солнечную, пасмурную или дождливую.
Педагог : «Аня, выбери пожалуйста картинку, подходящую нашему сегодняшнему уроку.»

План-конспект открытого урока по фортепиано

Тема « Развитие музыкального мышления при изучении пьес разного характера»

Преподаватель фортепиано Медвенской детской школы искусств Калуцкая Наталья Алексеевна, обучающаяся 2 класса Лапшина Даша .

Цель: сформировать у обучающейся умение передавать разнохарактерную музыку.

Развитие музыкально-образного мышления, слуха, памяти, внимания;

Развитие двигательно-игровых навыков;

Развитие творческих способностей обучающейся.

Сформировать умение применять ритмические, динамические, темповые и артикуляционные средства в работе над звуковыми качествами произведений;

Научить находить различные приемы исполнения при разучивании разных типов фортепианной фактуры;

Научить выделять главное, видеть и различать технические моменты (арпеджио, гаммы, аккорды);

воспитание эмоциональной отзывчивости при передаче художественного образа в пьесах разного характера;

воспитание вдумчивого исполнителя и слушателя;

воспитание интереса и любви к инструменту и предмету.

Использование педагогических технологий:

1. Технология проблемного обучения. Проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при игре на фортепиано, восприятии музыки, выполнении занимательных и интеллектуальных заданий.

2. Технология развивающего обучения. Основой данной технологии является принцип последовательности в освоении учебного материала.

3.Здоровьесберегающая технология. Общение педагога с обучающейся влияет на состояние здоровья. Развитие мышц пальцев положительно влияет на память, включение игровых моментов укрепляет мотивацию к изучению предмета. Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных пьес, игровыми моментами).

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический, анализа и сравнения, обобщения, эмоциональной отзывчивости.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: два фортепиано, ноты, метроном, наглядный материал.
Этапы урока:
I . Организационный момент. II . Игра упражнений: упражнения №1, №2 Ш.Ганона. III . Игра гаммы Соль Мажор разными длительностями.
IV . Техническое развитие обучающейся: Беренс Этюд До мажор. V . Практическая часть: работа над пьесами Л. Лукомский «Полька», Г.В.Свиридов «Ласковая просьба». VI . Подведение итогов урока. Домашнее задание. VII .Рефлексия.

Ход урока:
«Сколько пьес, столько и разных способов работы ».
(К.Игумнов)
I .Организационный момент: сообщение темы, цели, задач урока.

II . Чтобы привести пианистический аппарат обучающейся в рабочее состояние, девочка играет упражнения Ш. Ганона. Педагог: « Мы выбрали пятипальцевые упражнения №1, №2 Ш.Л. Ганона из сборника «Пианист – виртуоз. 60 упражнений», которые расположены так, что в каждом следующем упражнении пальцы отдыхают от усилия, которое было в предыдущем. Перед каждым упражнением указан темп исполнения, сначала оно разучивается в медленном темпе, а затем прибавляем темп. Ш. Ганон указывает, что первоначальный темп: четверть равна 60.Педогог ставит метроном на темп 60 и обучающаяся играет упражнения.

Когда упражнения разучили берем следующий темп – 69 и девочка пробует исполнить упражнения более быстро. Затем обучающаяся играет с наращиванием темпа для того что бы определить удобный для нее темп. Во время исполнения педагог должен следить за свободой рук девочки, независимостью пальцев, четкостью и точностью прикосновения.

III . Проигрывание гаммы Соль Мажор разными длительностями.

« Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах сделается излишним» А.Д. Алексеев.

Педагог: «Даша, давай вспомним, сколько знаков в гамме?»

Игра «Отряды — звукоряды»

Первый звукоряд играем половинными, представляем идут медвежата, переваливаясь с ноги на ногу.

Второй звукоряд – четвертями, бегут по лесу волки, ищут добычу.

В третьем отряде – восьмые, скачут быстрые зайчики друг за другом.

Обучающаяся играет гамму предложенными длительностями, для ровности педагог предлагает проиграть гамму в пунктирном ритме сначала с опорой на первую долю, затем на вторую, предварительно показав как надо играть (на другом инструменте).

IV .Техническое развитие обучающейся.

И. Беркович «Этюд».

Педагог: «Даша, что такое этюд? Что отрабатывается в этом этюде?»

Игра этюда наизусть.

Педагог: «Какое строение данного этюда?»

Затем ведется работа над короткими лигами в теме: сначала в правой руке в первой части, потом в левой руке во второй части и опять в правой в повторении. Педагог следит за объединяющим, плавным движением запястья.

В аккомпанементе обучающаяся должна следить за одновременным взятием двойных нот, дослушивать окончания фраз.

Физкультминутка. Все упражнения направлены на вытяжку позвоночника и выполняются медленно.

1-упр.: ноги на ширине плеч, руки на поясе, вдох. Повороты туловища в стороны на выдохе.

2-упр.: исходное положение тоже. Руки вдоль туловища. Вдох. Наклоны в стороны на выдохе.

3-упр.: Ноги вместе, руки вверх. Тянуться вверх на пределе возможного, затем резкое расслабление. Корпус наклонён вниз, колени чуть согнуты, голова и руки опущены.

4-упр.: на восстановление дыхания.

Каждое упражнение выполняется по три раза.

V . Мир образов программных миниатюр разного характера очень близок художественному восприятию младших школьников. Особенно ярко проявляется реакция детей на ритмо-моторную и художественную сферу этой музыки. Доступность технических средств сочетается в этих произведениях с простотой и ясностью гомофонно-гармонического изложения. Их жанровое богатство обуславливает применение различных приёмов исполнительского воплощения.
Для пьес подвижного характера характерны чёткая синтаксическая расчленённость изложения, острота ритмической пульсации, частые смены артикуляционных штрихов, яркие динамические сопоставления.
Одним из типичных свойств фактуры является связь технических средств с метро-ритмом, влияющая на естественное усвоение обучающимся как ритма, так и двигательных навыков в их единстве.

Пьесы лирического характера привлекают своей мелодичностью, напевностью, красотой звучания.
Л.Лукомский « Полька»
С ученицей проведена следующая работа:
1. Беседа на тему «Что такое полька?»
а) дано определение жанру танец;
б) выявлены характерные черты танцевальной музыки;
в) какие бывают еще танцы.
2. Разобран и проучен нотный текст произведения.

Все дети как правило любят танцевать, поэтому в хрестоматиях для младших и средних классов много танцевальных пьес. Названия таких пьес образные, формирующие у ребёнка не просто желание играть эту музыку, возбуждающие его воображение.
Каждый тип танцевальных пьес обладает целым набором особенностей и определенных трудностей, которые необходимо знать и учитывать при работе. Разделим работу над произведением на несколько этапов.
(Л.Лукомский«Полька»).
Обучающаяся вместе с педагогом определяет характер и форму пьесы: музыка носит шутливый танцевальный характер ( I и III части), противопоставление мажора и минора( II часть).
В работе над выразительностью большое место занимает мелодия. При этом важно прежде всего уяснить развитие мелодии, её членение на построения, ознакомиться с фразами, мотивами.
(Разбираем строение мелодии первой части: определяем предложения – их 2; отмечаем фразы и главные звуки в каждой; затем Даша проигрывает их, выделяя кульминацию в каждой, соблюдая правильные пальцы).
Средняя часть пьесы сложна тем, что меняются лады.
(Вместе с обучающейся педагог делает устный разбор смены лада, затем отрабатываются все элементы на фортепиано).
Важное значение в танцевальных пьесах имеют штрихи. Именно штрихи придают каждому произведению особую неповторимость. Необходимо ознакомить ученика не только с длинными – фразировочными – лигами, но и с лигами короткими – штрихами. Здесь большое влияние оказывает снятие рук. Особенно в мелодиях танцевальных, снятие рук большей частью необходимо. В данной пьесе снятие руки способствует подчёркиванию задорно-шутливого характера. При этом важно, чтобы обучающаяся осознанно применяла в мелодии штрихи, отдельные интонации, оттенки и подчиняла это общему замыслу.
Каждое начало фразы звучит из-за такта (слабая доля, счет «два и»), поэтому начинать со стремлением в первую долю. Педагог отрабатывает с обучающейся этот приём, добиваясь точных штрихов исполнения. Затем педагог предлагает обучающейся прохлопать одно предложение громко, второе – тихо.

Педагог: «Теперь сыграй двумя руками со счетом вслух».

Вторая часть состоит из двух проведений темы сначала в мажоре потом в миноре. Девочка должна выразительно показать смену лада, сменить настроение.
С первых лет обучения необходимо воспитывать в ученике сознательное отношение к аппликатуре. Выбор наиболее удачных пальцев тесно связан с задачами фразировки, динамики. Следует познакомить ученика с принципами аппликатуры – это экономия движений и равномерное использование всех пальцев, чтобы лучше выявить характер пьесы.
Большое значение в передаче художественного образа имеют динамические средства выразительности. В данном произведении следует добиваться контрастности звучания; отработать приём – чередование динамических оттенков.
Последний этап работы над произведением характеризуется окончательным выявлением художественных задач. При этом на первый план выдвигается задача собирания отдельных эпизодов в единое целое, выявление главной кульминации всего произведения, соблюдение динамических оттенков.
Обучающаяся исполняет пьесу целиком с учётом всех проработанных элементов.

Ритмические игры «Эхо», «Вопрос-ответ».

В начале, педагог предлогает обучающейся повторить за ней ритм — как эхо. Затем на предложенный ритмический вопрос, придумать свой ответ.

VI .Г.В.Свиридов «Ласковая просьба»

С обучающейся разобран текст, проведена детальная работа над произведением.

На уроке работа над художественным образом произведения.

Педагог: «Даша , сегодня на уроке, мы поговорим с тобой о сборнике детских пьес великого курского композитора Г.В.Свиридова в который входит и твоя пьеса «Ласковая просьба».

«Моя музыка – это лучшее, что есть во мне», так о своем творчестве говорил Георгий Васильевич Свиридов.
Г.В. Свиридов написал много прекрасной музыки, но одно сочинение он написал специально для своего маленького сына и для всех детей. Композитор так и назвал это произведение – «Альбом пьес для детей»

В своем музыкальном альбоме композитор рассказывает о том, что интересно детям. «Альбом пьес для детей» Г. Свиридова включает семнадцать небольших произведений, различных по характеру, масштабу, технической трудности.

Порядок в расположении пьес естествен и логичен как в художественном, так и в методическом отношениях в целом: трудность их постепенно возрастает.

Многогранна образность пьес альбома Свиридова.Здесь картины природы «Зима», «Дождик», жанровые картинки «Парень с гармошкой», и музыкальные характеристики сказочных персонажей «Колдун». Многие пьесы рисуют различные психологические состояния: «Попрыгунья», «Ласковая просьба», «Упрямец», «Перед сном».

Широко используются автором разнообразные музыкальные жанры: «Колыбельная песенка», «Грустная песня», «Веселый марш», «Маленькая токката», «Музыкальный момент». Встреча ются в пьесах и элементы звукоподражания «Музыкальный ящик». Но особенно обращает на себя внимание тесная связь музыки с русским фольклором в обработке песни «Звонили звоны» или таких русских по сюжету пьесах, как «Парень с гармошкой»

Большое художественно-педагогическое достоинство пьес альбома Свиридова — в разнообразии их строения , например встреча ют ся пьес ы в форме периода «Попрыгунья», «Ласковая просьба».

Главным достоинством пьес Свиридова является то, что написанные замечательным советским композитором без всяких «скидок» на педагогику в художественном отношении, они сочетают яркую образность, свежесть языка, самобытность стиля с доступностью детскому пониманию и педагогической целесообразностью применяемых средств музыкальной выразительности и технических приемов.

Особенно ценным представляется синтез простоты, ясности и глубокого стилистического своеобразия авторского письма. Свойство это вообще присуще зрелым произведениям Свиридова, которому удается сочетать новаторство музыки с широкой доступностью ее понимания. Видимо, поэтому разговор композитора с детьми отличается естественностью, непринужденностью, внутренней свободой и гармоничностью.

Пьесы Свиридова принадлежат к числу именно тех немногих сочинений, которые, будучи доступными для детского восприятия и исполнения, в состоянии учить главному — исполнительскому творчеству, неразлучному с освоением современного музыкального языка, современных средств художественной выразительности.

Георгию Васильевичу принадлежат такие слова: «Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. И в этом – ее основная миссия».

Эмиль Мунье. Девочка с куклой

Ласковая просьба. Г. Свиридов

Музыка передает разные настроения человека — грусть и радость, нежность и тревогу. Педагог: «Сейчас давай послушаем пьесу композитора Георгия Свиридова «Ласковая просьба» в записи. В этом произведении уже в самом названии композитор сообщает нам о том, какие чувства он хотел выразить в музыке. Как звучит эта пьеса?»

Педагог: «Музыка нежная, просящая, иногда настойчивая и жалобная. (Исполняет фрагменты.) Если ребенку что-то очень хочется, он уговаривает маму, повторяя свою просьбу много раз. Эта пьеса очень ласковая, движения рук передают характер музыки».

Педагог: « Как тебе кажется, почему пьеса Г. Свиридова называется «Ласковая просьба»?

Педагог: « Мелодия повторяется. Она звучит каждый раз по-разному. В музыке слышны то просящие, спокойные, ласковые интонации (исполняет 1-4-й такты), то более настойчивые (играет 9-16-й такты), то робкие, неуверенные, жалобные, вопросительные (исполняет 29-32-й такты). Когда человек просит разрешения что-то сделать или задает вопрос, например: «Можно?», его голос звучит, тоньше, выше. В музыке, как и в речи, тоже может звучать вопрос. (Играет повторно 29-32·й такты.) А как заканчивается пьеса?» (Исполняет последние два такта.

Педагог: « Последние аккорды звучат жалобно и грустно. Наверное, ребенку не разрешили того, о чем он просил, и он грустит».

Педагог: «Даша, попробуй теперь сыграть пьесу, исходя из задумки автора, полнее передать художественный образ произведения.

Заключение. Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения — достижение понимания замысла композитора и передача его обучающимся на хорошем исполнительском уровне, т.е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно.
Пьесы малой формы составляют значительную часть педагогического репертуара, на котором строится процесс воспитания ученика – пианиста. Ученики всех классов с большим удовольствием работают над этими пьесами. Причины вполне объяснимы:
1) удобный формат (малая форма);
2) разнообразие характеров и образов;
3) богатое стилистическое и жанровое разнообразие;
4) возможность использовать такие произведения для участия в концертах.
Таким образом, пьесы расширяют кругозор и обогащают музыкальный слух обучающегося, развивают музыкальное мышление, активно способствуют развитию его моторики.

1. Упражнения Ш. Ганона играть крепкими, активными пальцами, четко, ровно, следить за движением запястья от 1 пальца к 5-му. Проигрывать в умеренном темпе, затем в максимально быстром .

2. Гамма Соль мажор – закрепить, пройденное на уроке, и придумать свой ритм.

3.В этюде работать над короткими лигами в теме, следить за объединяющим, плавным движением запястья. Текст уверенно наизусть.

4.Лукомский «Полька» — прохлопать с динамикой, играть двумя руками со счетом, ритмическая игра – 2 такта играть; 3,4 – хлопать и т.д.

5.Г.В.Свиридов «Ласковая просьба» — продумать художественный образ произведения, нарисовать рисунок.

– Наш урок окончен. Спасибо тебе, Даша, за работу, оценка за урок .

Преподаватель предлагает обучающейся карточки с тремя цветами: зеленый, красный, коричневый. (Тест Люшера)

Педагог: «Даша, каким цветом ты бы охарактеризовала наш сегодняшний урок?»

Открытый урок по специальности фортепиано во втором классе

Тема урока: Развитие музыкального мышления на примере пьес танцевального
характера.
Цель урока: Формирование у учащегося умения передавать разнохарактерную
танцевальную музыку.
Задачи урока: 1. Умение находить и применять различные приёмы исполнения
при разучивании разных типов фортепианной фактуры.
2. Развитие ритмических, динамических, темповых и артикуляционных средств
в работе над звуковыми качествами произведения.
3. Воспитание музыкального мышления, образного осмысления, эмоциональной
отзывчивости при передаче художественного образа в пьесах танцевального ха-
рактера.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический, анализа и сравнения,
обобщения, эмоциональной отзывчивости.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово педагога.
3. Практическая часть (детальная работа над произведением).
4. Заключение.

«Сколько пьес, столько и разных способов работы ».
(К.Игумнов)
1.Организационный момент: сообщение темы, цели, задач урока.

2. Вступительное слово: Мир образов программных миниатюр подвижного характера близок природе художественного восприятия младших школьников. Особенно ярко проявляется реакция детей на ритмо-моторную сферу этой музыки. Доступность технических средств сочетается в этих произведениях с простотой и ясностью гомофонно-гармонического изложения. Их жанровое богатство обуславливает применение различных приёмов исполнительского воплощения.
Для пьес подвижного характера характерны чёткая синтаксическая расчленённость изложения, острота ритмической пульсации, частые смены артикуляционных штрихов, яркие динамические сопоставления
Одним из типичных свойств фактуры является связь технических средств с метро-ритмом, влияющая на естественное усвоение учеником как ритма, так и двигательных навыков в их единстве.

3. Практическая часть.
(С ученицей проведена следующая работа:
1. Беседа на тему «Что такое танец?»
А) дано определение жанру танец;
Б) выявлены характерные черты танцевальной музыки;
В) какие бывают танцы.
2. Разобран и проучен нотный текст произведения.
На уроке показываем работу над основными деталями пьесы).
Все дети как правило любят танцевать. Поэтому в хрестоматиях для младших и средних классов такое обилие танцевальных пьес. Названия как правило очень образные, формирующие у ребёнка не просто желание играть эту музыку, но и возбуждающие его воображение.
Каждый тип танцевальных пьес обладает целым набором особенностей и специфических трудностей, которые необходимо знать и учитывать при работе. Условно разделим работу над произведением на несколько этапов.
(А.Жилинскис «Финский танец»).
Вместе с ученицей определяем характер и форму пьесы: в музыке слышны два музыкальных образа – шутливый песенный (l и lll части) и задорный танцевальный (ll часть); танец в характере лендлера.
А) Важным моментом в работе над танцевальной пьесой является работа над аккомпанементом. Именно аккомпанемент помогает лучше понять произведение, определить его характер и даёт возможность ученику познакомиться с простыми приёмами сопровождения. А также развивает внутреннюю пульсацию, совершенствует навык владения метро-ритмом (сильная доля, пульсация).
В данной пьесе – вальсовый аккомпанемент, построен по схеме бас-интервал. Очень важно правильно сформировать навык исполнения: опора на бас и лёгкость 2ой и 3ей долей. В этом танце партия левой руки на протяжении всего произведения исполняется приёмом «щипком» на стаккато с опорой на бас 5,4,3 пальцами.
(Ученица исполняет партию левой руки l части, соблюдая указания педагога).
Так же этот аккомпанемент полезно проучить со счётом вслух, выделяя голосом 1ую долю. Это способствует выработке точной ритмической пульсации.
(Ученица исполняет аккомпанемент со счётом вслух, ярко выделяя 1ую долю).
Правильный навык исполнения этого приёма развивает и укрепляет от природы слабые, часто проблемные 4 и 5 пальцы, вырабатывает навык исполнения интервалов (двойные ноты) и аккордов, закрепляется такое важное понятие как аппликатурная позиция.
Партию левой руки желательно выучить наизусть, чтобы лучше слышать её и добиться художественного исполнения.
(Ученица исполняет наизусть партию левой руки l части).
Полным овладением партией признано тогда, когда ученик может наизусть аккомпанировать педагогу, исполняющему мелодию.
(Вместе с ученицей, в паре исполняем ll часть пьесы).
Б) В работе над выразительностью большое место занимает мелодия (партия правой руки). При этом важно прежде всего уяснить развитие мелодии , её членение на построения, ознакомиться с фразами, мотивами.
(Разбираем строение мелодии l части: определяем предложения – их 2; отмечаем фразы и главные звуки в каждой; затем Рамила проигрывает их, выделяя кульминацию в каждой, соблюдая правильные пальцы).
Средняя часть пьесы сложна тем, что меняется образ произведения – мелодия становится ритмичной, танцевальной, в ней слышны притопы на 2ую долю в каждой фразе. Фразы становятся короче, частая смена штрихов, аппликатуры, нарастание динамики – всё это требует от ученика внимания и слухового контроля.
(Вместе с ученицей делаем устный разбор мелодии, затем отрабатываем все элементы на фортепиано).
В) Важное значение в танцевальных пьесах имеют штрихи. Именно штрихи придают каждому произведению особую неповторимость. Необходимо ознакомить ученика не только с длинными – фразировочными – лигами, но и с лигами короткими – штрихами. Здесь большое влияние оказывает снятие рук. Особенно в мелодиях танцевальных, снятие рук большей частью необходимо. В данной пьесе снятие руки способствует подчёркиванию задорно-шутливого характера. При этом важно, чтобы ученик осознанно применял в мелодии штрихи, отдельные интонации, оттенки и подчинял это общему замыслу.
В данном танце различные штрихи в партиях обеих рук. Если в сопровождении стабильно идёт штрих стаккато, то в мелодии, короткие и более продолжительные мотивы на легато заканчиваются штрихом стаккато.
В l части, в каждой фразе, сложен в исполнении мотив восьмыми длительностями на 1ую долю (легато переходит в стаккато). Здесь следует добиться точного исполнения приёма «села рука (опора на палец, избегать удара, шлёпанья) – отпрыгнула на стаккато на одном движении посредством уменьшения силы» и продолжить мелодию со 2ой доли, не нарушая мелодической линии.
(Отрабатываем с ученицей этот приём, добиваемся точных штрихов исполнения ).
Вторая часть сложна по технике исполнения. В каждом такте, на каждую долю меняется артикуляционный штрих. Здесь необходимо проследить за объединяющим движением руки. Именно на одном движении ученица должна исполнить целое предложение, точными штрихами, активными пальцами, на крещендо, не прервав движения мелодии.
(Отрабатываем штрихи на инструменте).
Г) С первых лет обучения необходимо воспитывать в ученике сознательное отношение к аппликатуре. Выбор наиболее удачных пальцев тесно связан с задачами фразировки, динамики. Следует познакомить ученика с принципами аппликатуры – это экономия движений и равномерное использование всех пальцев, чтобы лучше выявить характер задуманной звучности.
(Рамила проучила пальцы и с этим у нас нет проблем).
Д) Большое значение в передаче художественного образа имеют динамические средства выразительности. В данном произведении следует добиваться волнообразности звучания; отработать приём – чередование динамических нарастаний и спадов звучности.
(Ученица проигрывает каждую часть сначала отдельно каждой рукой , затем двумя – с яркими оттенками).
Е) Ещё одно немаловажное достоинство пьес танцевального характера – формирование координации. Помимо выполнения художественных исполнительских задач (образ, интонация) ребёнок должен научиться координировать звучность аккомпанемента и мелодии, добиться независимой работы одной руки от другой. При этом каждая рука выполняет свою специфическую задачу.
(Ученица исполняет l часть пьесы, контролируя слухом звуковое соотношение между руками).
Ж) Последний этап работы над произведением характеризуется окончательным выявлением художественных задач. При этом на первый план выдвигается задача собирания отдельных эпизодов в единое целое, выявление главной кульминации всего произведения, соблюдение динамических оттенков.
(Ученица исполняет пьесу целиком с учётом всех проработанных элементов).

4.Заключение. Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения — достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, т.е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно.
Пьесы малой формы, в том числе и танцевального характера составляет значительную часть педагогического репертуара, на котором строится процесс воспитания ученика – пианиста. Ученики всех классов с большим удовольствием работают над пьесами этого жанра. Причины вполне объяснимы:
1) удобный формат (малая форма);
2) разнообразие характеров и образов;
3) богатое стилистическое и жанровое разнообразие, позволяющее познакомить ученика с современными музыкальными направлениями(джаз, рок, популярная музыка, этнические мотивы);
4) возможность использовать такие произведения для участия в концертах.
Таким образом, пьесы танцевального характера расширяют кругозор и обога-
щают музыкальный слух учащегося, развивают музыкальное мышление, активно способствуют развитию его моторики. Открытый урок по специальности фортепиано во втором классе

Тема урока: Развитие музыкального мышления на примере пьес танцевального
характера.
Цель урока: Формирование у учащегося умения передавать разнохарактерную
танцевальную музыку.
Задачи урока: 1. Умение находить и применять различные приёмы исполнения
при разучивании разных типов фортепианной фактуры.
2. Развитие ритмических, динамических, темповых и артикуляционных средств
в работе над звуковыми качествами произведения.
3. Воспитание музыкального мышления, образного осмысления, эмоциональной
отзывчивости при передаче художественного образа в пьесах танцевального ха-
рактера.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический, анализа и сравнения,
обобщения, эмоциональной отзывчивости.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово педагога.
3. Практическая часть (детальная работа над произведением).
4. Заключение.

«Сколько пьес, столько и разных способов работы ».
(К.Игумнов)
1.Организационный момент: сообщение темы, цели, задач урока.

2. Вступительное слово: Мир образов программных миниатюр подвижного характера близок природе художественного восприятия младших школьников. Особенно ярко проявляется реакция детей на ритмо-моторную сферу этой музыки. Доступность технических средств сочетается в этих произведениях с простотой и ясностью гомофонно-гармонического изложения. Их жанровое богатство обуславливает применение различных приёмов исполнительского воплощения.
Для пьес подвижного характера характерны чёткая синтаксическая расчленённость изложения, острота ритмической пульсации, частые смены артикуляционных штрихов, яркие динамические сопоставления
Одним из типичных свойств фактуры является связь технических средств с метро-ритмом, влияющая на естественное усвоение учеником как ритма, так и двигательных навыков в их единстве.

3. Практическая часть.
(С ученицей проведена следующая работа:
1. Беседа на тему «Что такое танец?»
А) дано определение жанру танец;
Б) выявлены характерные черты танцевальной музыки;
В) какие бывают танцы.
2. Разобран и проучен нотный текст произведения.
На уроке показываем работу над основными деталями пьесы).
Все дети как правило любят танцевать. Поэтому в хрестоматиях для младших и средних классов такое обилие танцевальных пьес. Названия как правило очень образные, формирующие у ребёнка не просто желание играть эту музыку, но и возбуждающие его воображение.
Каждый тип танцевальных пьес обладает целым набором особенностей и специфических трудностей, которые необходимо знать и учитывать при работе. Условно разделим работу над произведением на несколько этапов.
(А.Жилинскис «Финский танец»).
Вместе с ученицей определяем характер и форму пьесы: в музыке слышны два музыкальных образа – шутливый песенный (l и lll части) и задорный танцевальный (ll часть); танец в характере лендлера.
А) Важным моментом в работе над танцевальной пьесой является работа над аккомпанементом. Именно аккомпанемент помогает лучше понять произведение, определить его характер и даёт возможность ученику познакомиться с простыми приёмами сопровождения. А также развивает внутреннюю пульсацию, совершенствует навык владения метро-ритмом (сильная доля, пульсация).
В данной пьесе – вальсовый аккомпанемент, построен по схеме бас-интервал. Очень важно правильно сформировать навык исполнения: опора на бас и лёгкость 2ой и 3ей долей. В этом танце партия левой руки на протяжении всего произведения исполняется приёмом «щипком» на стаккато с опорой на бас 5,4,3 пальцами.
(Ученица исполняет партию левой руки l части, соблюдая указания педагога).
Так же этот аккомпанемент полезно проучить со счётом вслух, выделяя голосом 1ую долю. Это способствует выработке точной ритмической пульсации.
(Ученица исполняет аккомпанемент со счётом вслух, ярко выделяя 1ую долю).
Правильный навык исполнения этого приёма развивает и укрепляет от природы слабые, часто проблемные 4 и 5 пальцы, вырабатывает навык исполнения интервалов (двойные ноты) и аккордов, закрепляется такое важное понятие как аппликатурная позиция.
Партию левой руки желательно выучить наизусть, чтобы лучше слышать её и добиться художественного исполнения.
(Ученица исполняет наизусть партию левой руки l части).
Полным овладением партией признано тогда, когда ученик может наизусть аккомпанировать педагогу, исполняющему мелодию.
(Вместе с ученицей, в паре исполняем ll часть пьесы).
Б) В работе над выразительностью большое место занимает мелодия (партия правой руки). При этом важно прежде всего уяснить развитие мелодии , её членение на построения, ознакомиться с фразами, мотивами.
(Разбираем строение мелодии l части: определяем предложения – их 2; отмечаем фразы и главные звуки в каждой; затем Рамила проигрывает их, выделяя кульминацию в каждой, соблюдая правильные пальцы).
Средняя часть пьесы сложна тем, что меняется образ произведения – мелодия становится ритмичной, танцевальной, в ней слышны притопы на 2ую долю в каждой фразе. Фразы становятся короче, частая смена штрихов, аппликатуры, нарастание динамики – всё это требует от ученика внимания и слухового контроля.
(Вместе с ученицей делаем устный разбор мелодии, затем отрабатываем все элементы на фортепиано).
В) Важное значение в танцевальных пьесах имеют штрихи. Именно штрихи придают каждому произведению особую неповторимость. Необходимо ознакомить ученика не только с длинными – фразировочными – лигами, но и с лигами короткими – штрихами. Здесь большое влияние оказывает снятие рук. Особенно в мелодиях танцевальных, снятие рук большей частью необходимо. В данной пьесе снятие руки способствует подчёркиванию задорно-шутливого характера. При этом важно, чтобы ученик осознанно применял в мелодии штрихи, отдельные интонации, оттенки и подчинял это общему замыслу.
В данном танце различные штрихи в партиях обеих рук. Если в сопровождении стабильно идёт штрих стаккато, то в мелодии, короткие и более продолжительные мотивы на легато заканчиваются штрихом стаккато.
В l части, в каждой фразе, сложен в исполнении мотив восьмыми длительностями на 1ую долю (легато переходит в стаккато). Здесь следует добиться точного исполнения приёма «села рука (опора на палец, избегать удара, шлёпанья) – отпрыгнула на стаккато на одном движении посредством уменьшения силы» и продолжить мелодию со 2ой доли, не нарушая мелодической линии.
(Отрабатываем с ученицей этот приём, добиваемся точных штрихов исполнения ).
Вторая часть сложна по технике исполнения. В каждом такте, на каждую долю меняется артикуляционный штрих. Здесь необходимо проследить за объединяющим движением руки. Именно на одном движении ученица должна исполнить целое предложение, точными штрихами, активными пальцами, на крещендо, не прервав движения мелодии.
(Отрабатываем штрихи на инструменте).
Г) С первых лет обучения необходимо воспитывать в ученике сознательное отношение к аппликатуре. Выбор наиболее удачных пальцев тесно связан с задачами фразировки, динамики. Следует познакомить ученика с принципами аппликатуры – это экономия движений и равномерное использование всех пальцев, чтобы лучше выявить характер задуманной звучности.
(Рамила проучила пальцы и с этим у нас нет проблем).
Д) Большое значение в передаче художественного образа имеют динамические средства выразительности. В данном произведении следует добиваться волнообразности звучания; отработать приём – чередование динамических нарастаний и спадов звучности.
(Ученица проигрывает каждую часть сначала отдельно каждой рукой , затем двумя – с яркими оттенками).
Е) Ещё одно немаловажное достоинство пьес танцевального характера – формирование координации. Помимо выполнения художественных исполнительских задач (образ, интонация) ребёнок должен научиться координировать звучность аккомпанемента и мелодии, добиться независимой работы одной руки от другой. При этом каждая рука выполняет свою специфическую задачу.
(Ученица исполняет l часть пьесы, контролируя слухом звуковое соотношение между руками).
Ж) Последний этап работы над произведением характеризуется окончательным выявлением художественных задач. При этом на первый план выдвигается задача собирания отдельных эпизодов в единое целое, выявление главной кульминации всего произведения, соблюдение динамических оттенков.
(Ученица исполняет пьесу целиком с учётом всех проработанных элементов).

4.Заключение. Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения — достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, т.е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно.
Пьесы малой формы, в том числе и танцевального характера составляет значительную часть педагогического репертуара, на котором строится процесс воспитания ученика – пианиста. Ученики всех классов с большим удовольствием работают над пьесами этого жанра. Причины вполне объяснимы:
1) удобный формат (малая форма);
2) разнообразие характеров и образов;
3) богатое стилистическое и жанровое разнообразие, позволяющее познакомить ученика с современными музыкальными направлениями(джаз, рок, популярная музыка, этнические мотивы);
4) возможность использовать такие произведения для участия в концертах.
Таким образом, пьесы танцевального характера расширяют кругозор и обога-
щают музыкальный слух учащегося, развивают музыкальное мышление, активно способствуют развитию его моторики. Примечание: Методический день — понедельник с 10-30 до 12-30. ВОПРОСЫ:
1. Вы любите поспать?
2. Что вы делали в прошлую среду?
3. А мы с вами знакомы?
4. Вы прочитали хоть одну книгу?
5. Что бы вы сделали, если бы ваш муж храпел?
6. Можно вас поцеловать?
7. Как растут деревья?
8. Споем?
9. Вы не против, если сосед будет есть из вашей тарелки?
10. Что это вы так раскисли?
11. Почем костюмчик брали?
12. Где находится нофелет?
13. Вы можете съесть килограмм мороженого и не поморщиться?
14. Давно курите?
15. Бабушка, почему у тебя такие зубки?
16. Ну вот мы и встретились! А вы кто?
17. Что вы так на меня смотрите?
18. Я видел, что вы тайком съели мою конфетку!
19. Вас легко обмануть?
20. Куда крокодилы полетели, вы не знаете?

ОТВЕТЫ:
1. Ни за что!
2. А почему бы и нет?
3. Если б я сумел(а), то обязательно бы смог(ла)!
4. А вам какое дело!
5. Ваш вопрос неуместен в приличном обществе!
6. Жизнь так сложна…
7. Уйди, старуха, я в печали!
8. Я подумаю над вашим вопросом!
9. Откуда вы знаете?
10. Всю жизнь мечтал об этом!
11. К сожалению, именно это и произошло со мной на прошлой неделе!
12. Видимо, кто-то донес на меня!
13. Полная чепуха!
14. Если я отвечу «да», вы никому не проговоритесь об этом?
15. Эй, не подходите близко! Я – тигренок, а не киска!
16. С чего бы это вдруг?
17. Ну конечно!
18. Я это просто обожаю!
19. Если бы это и было так на самом деле, я все равно бы не призналась!
20. В сотый раз отвечаю: нет.
_______________ ВОПРОСЫ:
1. Вы любите поспать?
2. Что вы делали в прошлую среду?
3. А мы с вами знакомы?
4. Вы прочитали хоть одну книгу?
5. Что бы вы сделали, если бы ваш муж храпел?
6. Можно вас поцеловать?
7. Как растут деревья?
8. Споем?
9. Вы не против, если сосед будет есть из вашей тарелки?
10. Что это вы так раскисли?
11. Почем костюмчик брали?
12. Где находится нофелет?
13. Вы можете съесть килограмм мороженого и не поморщиться?
14. Давно курите?
15. Бабушка, почему у тебя такие зубки?
16. Ну вот мы и встретились! А вы кто?
17. Что вы так на меня смотрите?
18. Я видел, что вы тайком съели мою конфетку!
19. Вас легко обмануть?
20. Куда крокодилы полетели, вы не знаете?

ОТВЕТЫ:
1. Ни за что!
2. А почему бы и нет?
3. Если б я сумел(а), то обязательно бы смог(ла)!
4. А вам какое дело!
5. Ваш вопрос неуместен в приличном обществе!
6. Жизнь так сложна…
7. Уйди, старуха, я в печали!
8. Я подумаю над вашим вопросом!
9. Откуда вы знаете?
10. Всю жизнь мечтал об этом!
11. К сожалению, именно это и произошло со мной на прошлой неделе!
12. Видимо, кто-то донес на меня!
13. Полная чепуха!
14. Если я отвечу «да», вы никому не проговоритесь об этом?
15. Эй, не подходите близко! Я – тигренок, а не киска!
16. С чего бы это вдруг?
17. Ну конечно!
18. Я это просто обожаю!
19. Если бы это и было так на самом деле, я все равно бы не призналась!
20. В сотый раз отвечаю: нет.
_______________
ИСТОЧНИК: ВОПРОСЫ:
1. Вы любите поспать?
2. Что вы делали в прошлую среду?
3. А мы с вами знакомы?
4. Вы прочитали хоть одну книгу?
5. Что бы вы сделали, если бы ваш муж храпел?
6. Можно вас поцеловать?
7. Как растут деревья?
8. Споем?
9. Вы не против, если сосед будет есть из вашей тарелки?
10. Что это вы так раскисли?
11. Почем костюмчик брали?
12. Где находится нофелет?
13. Вы можете съесть килограмм мороженого и не поморщиться?
14. Давно курите?
15. Бабушка, почему у тебя такие зубки?
16. Ну вот мы и встретились! А вы кто?
17. Что вы так на меня смотрите?
18. Я видел, что вы тайком съели мою конфетку!
19. Вас легко обмануть?
20. Куда крокодилы полетели, вы не знаете?

ОТВЕТЫ:
1. Ни за что!
2. А почему бы и нет?
3. Если б я сумел(а), то обязательно бы смог(ла)!
4. А вам какое дело!
5. Ваш вопрос неуместен в приличном обществе!
6. Жизнь так сложна…
7. Уйди, старуха, я в печали!
8. Я подумаю над вашим вопросом!
9. Откуда вы знаете?
10. Всю жизнь мечтал об этом!
11. К сожалению, именно это и произошло со мной на прошлой неделе!
12. Видимо, кто-то донес на меня!
13. Полная чепуха!
14. Если я отвечу «да», вы никому не проговоритесь об этом?
15. Эй, не подходите близко! Я – тигренок, а не киска!
16. С чего бы это вдруг?
17. Ну конечно!
18. Я это просто обожаю!
19. Если бы это и было так на самом деле, я все равно бы не призналась!
20. В сотый раз отвечаю: нет.
_______________
ИСТОЧНИК: ВОПРОСЫ:
1. Вы любите поспать?
2. Что вы делали в прошлую среду?
3. А мы с вами знакомы?
4. Вы прочитали хоть одну книгу?
5. Что бы вы сделали, если бы ваш муж храпел?
6. Можно вас поцеловать?
7. Как растут деревья?
8. Споем?
9. Вы не против, если сосед будет есть из вашей тарелки?
10. Что это вы так раскисли?
11. Почем костюмчик брали?
12. Где находится нофелет?
13. Вы можете съесть килограмм мороженого и не поморщиться?
14. Давно курите?
15. Бабушка, почему у тебя такие зубки?
16. Ну вот мы и встретились! А вы кто?
17. Что вы так на меня смотрите?
18. Я видел, что вы тайком съели мою конфетку!
19. Вас легко обмануть?
20. Куда крокодилы полетели, вы не знаете?

ОТВЕТЫ:
1. Ни за что!
2. А почему бы и нет?
3. Если б я сумел(а), то обязательно бы смог(ла)!
4. А вам какое дело!
5. Ваш вопрос неуместен в приличном обществе!
6. Жизнь так сложна…
7. Уйди, старуха, я в печали!
8. Я подумаю над вашим вопросом!
9. Откуда вы знаете?
10. Всю жизнь мечтал об этом!
11. К сожалению, именно это и произошло со мной на прошлой неделе!
12. Видимо, кто-то донес на меня!
13. Полная чепуха!
14. Если я отвечу «да», вы никому не проговоритесь об этом?
15. Эй, не подходите близко! Я – тигренок, а не киска!
16. С чего бы это вдруг?
17. Ну конечно!
18. Я это просто обожаю!
19. Если бы это и было так на самом деле, я все равно бы не призналась!
20. В сотый раз отвечаю: нет.
_______________
ИСТОЧНИК: ВОПРОСЫ:
1. Вы любите поспать?
2. Что вы делали в прошлую среду?
3. А мы с вами знакомы?
4. Вы прочитали хоть одну книгу?
5. Что бы вы сделали, если бы ваш муж храпел?
6. Можно вас поцеловать?
7. Как растут деревья?
8. Споем?
9. Вы не против, если сосед будет есть из вашей тарелки?
10. Что это вы так раскисли?
11. Почем костюмчик брали?
12. Где находится нофелет?
13. Вы можете съесть килограмм мороженого и не поморщиться?
14. Давно курите?
15. Бабушка, почему у тебя такие зубки?
16. Ну вот мы и встретились! А вы кто?
17. Что вы так на меня смотрите?
18. Я видел, что вы тайком съели мою конфетку!
19. Вас легко обмануть?
20. Куда крокодилы полетели, вы не знаете?

ОТВЕТЫ:
1. Ни за что!
2. А почему бы и нет?
3. Если б я сумел(а), то обязательно бы смог(ла)!
4. А вам какое дело!
5. Ваш вопрос неуместен в приличном обществе!
6. Жизнь так сложна…
7. Уйди, старуха, я в печали!
8. Я подумаю над вашим вопросом!
9. Откуда вы знаете?
10. Всю жизнь мечтал об этом!
11. К сожалению, именно это и произошло со мной на прошлой неделе!
12. Видимо, кто-то донес на меня!
13. Полная чепуха!
14. Если я отвечу «да», вы никому не проговоритесь об этом?
15. Эй, не подходите близко! Я – тигренок, а не киска!
16. С чего бы это вдруг?
17. Ну конечно!
18. Я это просто обожаю!
19. Если бы это и было так на самом деле, я все равно бы не призналась!
20. В сотый раз отвечаю: нет.
_______________
ИСТОЧНИК: ВОПРОСЫ:
1. Вы любите поспать?
2. Что вы делали в прошлую среду?
3. А мы с вами знакомы?
4. Вы прочитали хоть одну книгу?
5. Что бы вы сделали, если бы ваш муж храпел?
6. Можно вас поцеловать?
7. Как растут деревья?
8. Споем?
9. Вы не против, если сосед будет есть из вашей тарелки?
10. Что это вы так раскисли?
11. Почем костюмчик брали?
12. Где находится нофелет?
13. Вы можете съесть килограмм мороженого и не поморщиться?
14. Давно курите?
15. Бабушка, почему у тебя такие зубки?
16. Ну вот мы и встретились! А вы кто?
17. Что вы так на меня смотрите?
18. Я видел, что вы тайком съели мою конфетку!
19. Вас легко обмануть?
20. Куда крокодилы полетели, вы не знаете?

ОТВЕТЫ:
1. Ни за что!
2. А почему бы и нет?
3. Если б я сумел(а), то обязательно бы смог(ла)!
4. А вам какое дело!
5. Ваш вопрос неуместен в приличном обществе!
6. Жизнь так сложна…
7. Уйди, старуха, я в печали!
8. Я подумаю над вашим вопросом!
9. Откуда вы знаете?
10. Всю жизнь мечтал об этом!
11. К сожалению, именно это и произошло со мной на прошлой неделе!
12. Видимо, кто-то донес на меня!
13. Полная чепуха!
14. Если я отвечу «да», вы никому не проговоритесь об этом?
15. Эй, не подходите близко! Я – тигренок, а не киска!
16. С чего бы это вдруг?
17. Ну конечно!
18. Я это просто обожаю!
19. Если бы это и было так на самом деле, я все равно бы не призналась!
20. В сотый раз отвечаю: нет.
_______________
ИСТОЧНИК: Начало формы

Источник

Оцените статью