Поурочные планы по фортепиано 1 класс

План-конспект занятия по фортепиано

Разделы: Музыка

Название объединения: фортепиано
Количество детей: 1 (учащаяся 1 класса Зимина Екатерина)
Возраст детей: 7 лет
Продолжительность занятия: 45 минут
Раздел программы, к которому относится занятие: Развитие музыкальной грамотности.
Тема занятия: Донотное обучение, организация игровых движений.
Цель занятия: Развитие музыкальных способностей, постановка аппарата с помощью использования игровых технологий.
Задачи занятия:
Обучающие: научить ребенка говорить музыкальным языком, не зная нот, «окунуть» в мир музыки посредством разучивания упражнений и простейших песенок-попевок, выработка практических навыков игры non legato.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность в работе и творческую инициативу.
Развивающие: развивать музыкальный слух, ритм, память, музыкальное мышление, развивать двигательно-игровые навыки ученика.
Материальное оснащение занятия: Фортепиано; учебный кабинет.
Тип занятия: комбинированный.
Форма занятия: индивидуальный урок
Методические приёмы: Объяснение педагога, показ – «вторжение» в движение рук учащегося.
Дидактический материал: Иллюстрации к разучиваемым песенкам, фигуры матрешек, музыкальная лесенка.

Структура занятия:

Организационный момент – 2 минуты
Вводная часть – 3 минуты
Основная часть – 17 минут
Физминутка – 1 минута
Основная часть – 17 минут
Заключительная часть – 3 минуты
Подведение итогов занятия – 2 минуты

План урока

  1. Гимнастика.
  2. Ритмические упражнения.
  3. Повторение строения клавиатуры.
  4. Игра песенок-попевок на инструменте.
  5. Домашнее задание.

Ход урока:

1.Гимнастика стоя, освобождаем тело и руки

Попробуем подготовить твои руки, чтобы ты научилась играть сочным, красивым звуком.
«Шалтай-болтай» – руки сначала свободно свисают, затем начинают ходить навстречу друг другу.
«Мельница» – упражнение делаем сначала одной, затем другой рукой. Постепенно раскачиваем руку взад-вперед, пока она не начинает крутиться вокруг плеча, как ветряная мельница.

Читайте также:  Ноты для хора лесной олень

Упражнения за инструментом, крышка инструмента закрыта

«Лифты» – поочередно поднимаем и опускаем то одну, то вторую руку. Ученику я говорю, что руки словно лифты в доме – то поднимаются, то опускаются.
«Новая и сломанная кукла» – сначала прошу показать новую куклу – спина прямая, осанка подтянута, затем сломанную – спина «горбатая», осанка падает, это упражнение повторяется несколько – 4,5 раз. В дальнейшем, когда ученик забывает про осанку, я говорю – «Новая кукла!»

Работа с руками, «лепка» рук

«Колобок» – беру руку ребенка за запястье и начинаю раскручивать как «колобок из теста», необходимо, чтобы рука ребенка в это время была свободной. Если добиться свободы не получается, я не акцентирую на этом внимание: «Освободи руку», как правило это дает обратный эффект, а, наоборот, задаю отвлеченные вопросы: «Сколько было уроков в школе?», «Что ты ела на завтрак?», «С кем ты пришла?» и т.д., отвлекая ребенка, получается добиться естественного свободного состояния руки.
Повторяем номера пальцев: я беру каждый палец и начинаю давать ему характеристику:
Большой палец – 1-ый палец – «самый-самый»: самый большой, самый длинный, самый сильный.
Указательный – 2-ой палец – сильный, самостоятельный.
Средний – 3-ий палец – располагается в серединке, именно он начинает наши упражнения и песенки.
Безымянный – 4-ый палец – слабый, зависит от третьего пальца.
Мизинец – 5-ый палец – самый маленький, с ним мы познакомимся позже всего.

2. Ритмические упражнения

Ребенок сидит за инструментом, ладошки стучат по закрытой крышке фортепиано.
Прохлопать имена, например: ле-на, ле-ноч-ка; и-ра, и-роч-ка; све-та, све-точ-ка – чередование длинных и более коротких слогов.
Прошу прохлопать ритм изучаемых песенок-попевок, текст при этом можно пропевать, а можно просто проговаривать.

3. Повторение строения клавиатуры

Белые клавиши – это многоквартирный дом, а черные клавиши – «балкончики», причем «балкончики» чередуются то по три клавиши, то по две. В фортепиано «живут» «толстые» и «тонкие» звуки. Для наглядного представления строения клавиатуры, я беру фигуры матрешек и на каждую октаву выставляю по фигуре – в нижнем регистре самая большая фигура, с каждой октавой фигура меньше, а в самой высокой октаве – самая маленькая матрешка.

4. Игра упражнений и песенок-попевок на инструменте (задействованы поочередно две руки)

«Радуга-дуга – 3-им пальцем на клавише gis во всех октавах, при этом движение руки повторяет рисунок радуги.
«Кукушка» – задействованы 2-ой и 4-ый пальцы, клавиши fis и ais, при этом правая рука начинает играть в среднем регистре и направляется вверх, а левая – в среднем регистре и направляется вниз. Каждое упражнение я сопровождаю пояснением: кукушка перелетает с ветки на ветку, а твоя рука с одной октавы на другую.

Физминутка

«Дудочка» – использован 3-ий палец, игра на любой черной клавише. Подтекстовка следующая: «Ду-ду-ду, дудочка, ты играй, дудочка!»
Характер песни – плавный, тягучий, неторопливый.
«Андрей-воробей» – 3-ий палец на любой черной клавише, характер шутливый, задорный.
«Та-та, два кота» – игра одновременно двумя руками:
задействованы всего две клавиши, одну клавишу играет правая рука, другую – левая.
Шутливое содержание песенки заставляет улыбнуться, настраивает на позитивный лад.
Колыбельная «Кот Воркот» – задействованы 2-ой, 3-ий, 4-ый пальцы, клавиши для правой руки fis- gis -ais и, соответственно, для левой руки ais-gis-fis.
Использованный принцип зеркальности облегчает на данном этапе задачу игры двумя руками вместе.

Объяснение домашнего задания в присутствии родителей, чтобы была грамотно организована домашняя работа.

Подведение итогов занятия:

Занятие прошло ярко и эмоционально. Применение игровой технологии способствовало быстрому и эффективному освоению необходимого объема знаний. Дидактический материал помог сделать урок более разнообразным, насыщенным и интересным. Предшествующие собственно игре на инструменте гимнастика, «лепка рук», способствовали ощущению свободы, расслабленности. Игра на черных клавишах в донотном периоде помогла более комфортной организации руки начинающего пианиста. Черные клавиши выделяются цветом и упорядоченным расположением, что облегчает ориентацию на клавиатуре, черная клавиша сравнительно узкая, а это заставляет «нацелиться» и почти исключает игру прямыми пальцами. Благодаря симметричному расположению черных клавиш легко запоминается и построенное на них двухголосие. На занятии учащаяся была активна и внимательна. Цель и задачи выполнены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Цетлин Е. К вопросу об организации руки начинающего пианиста в «донотном» периоде обучения – Композитор, 2012.
2. Гольденвейзер А. Из бесед о музыкальном воспитании и обучении детей – Классика – XXI, 2005.
3. Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации. – М.:ЦСДК, 1994.
4. Яновская А. Ребенок и музыка. – Израиль, 2003.
5. Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста. – М.: Советский композитор, 1991.

Источник

Формирование и развитие маленьких пианистов на начальном этапе обучения
план-конспект урока

Открытый урок по фортепиано для 1 класса ДШИ

Скачать:

Вложение Размер
moy_urok_2020g.docx 27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Управление системой образования Администрации Луховицкого муниципального района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

Учащейся 1 класса (7 лет)

«Формирование и развитие маленьких пианистов на начальном этапе обучения»

Бурмистрова Алла Станиславовна

Открытый урок по теме «Формирование и развитие маленьких пианистов на начальном этапе обучения» проводится с ученицей 1 класса общеразвивающей программы Касьян Анной.

— научить ориентироваться на клавиатуре,

продолжить работу по организации игровых приемов на инструменте и освоению нотной грамоты.

-расширение музыкального багажа и впечатлений учащейся.

-продолжение работы над постановкой пианистического аппарата и рациональными приемами игры на фортепиано.

-формирование навыка игры по нотам и освоение нотной грамоты.

— развитие образного мышления, расширения музыкального кругозора.

-развитие двигательно-игровых навыков.

-развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха.

-развитие чувства ритма.

-развитие творческой инициативы.

-воспитание интереса и любви к музыке, предмету, инструменту.

-воспитание чувства ответственности за результаты своей работыю

-воспитание навыков самоконтроля и дисциплины.

-приобретение навыков усидчивости и культуры поведения за инструментом.

комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).
Урок включает:
— организационную и содержательную установку
— проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося
— взаимодействие педагога и ребенка на основе сообщения – усвоение новых знаний, умений, навыков
— закрепление изученного материала и упражнения
— диагностику прочности усвоения знаний
— инструктаж по выполнению домашнего задания
Вид урока:

-индивидуальное занятие с элементами игры.

Методы обучения:
Перспективный:

словесная передача и слуховое восприятие. Педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает. Освоение и закрепление приемов игры non legato, legato. Освоение нового приема staccato.
Репродуктивный:

запоминание учащимся сообщенной учителем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.
Практический:

музыкальные дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.
Методические приемы:
— Словесный, наглядный, практический
— Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика
— Развитие мышления, творческой инициативы
— Приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук, верно исполнять мелодию и правильно передавать ритмический рисунок
Психологические условия на уроке:
Мобилизация внимания, познавательной активности, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающейся ситуации, психологический микроклимат на уроке.
Средства обучения:
Фортепиано, 2 стула, подставка для ног, дидактический материал.

Применение педагогических технологий:
1)Здоровьесберегающая:
— Развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день. Он будет более организован.
— Рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, гимнастика для глаз на расслабление мышц, упражнение «Сороконожка», «Шалтай-балтай», «Слоники».
— чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется разбором нотного материала, повторением выученных пьес и слушание музыки).
— на уроке важен психологический комфорт, стиль общения педагога с учащимся, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности учителя.
2) Технология личностно-ориентированного обучения И. Якиманской:
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации учащихся, развития индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.

Упражнение «Говорящие пальцы. Фокус-покус»;
Упражнение «Шесть котят».
Это задание: стимулирует учащегося к самостоятельному выбору способов решения этой задачи; выявляет субъективный опыт ученика; оценивается не только результат, а главным образом процесс учений, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ученик; стимулирует ученика на саморазвитие, самовыражение в ходе овладения знаниями.
3) Технология проблемного обучения:
Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися учебных проблем. Учащиеся включатся в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение и активно усваивают знания.

Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов

(«Подумай-угадай», работа с рисунками, карточками) повышает интерес учащихся к занятиям на фортепиано, активизирует их творческую деятельность. Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.

I. Организационный момент. (2 мин)

II. Беседа об инструменте. Показ слайдов.(3 мин)

III. Упражнения для правильной организации пианистического аппарата обучающейся. (3 мин)

IV. Закрепление приема исполнения nonlegato: упражнения, игра песенок по слуху, пьес по нотам и ансамбля с преподавателем.( 10 мин)

V. Исполнение приема legato: упражнения, игра песенок связным штрихом.(10 мин)

VI. Динамическая пауза (3 мин)

VII. Изучение нового материала — прием staccato: упражнения, игра и прослушивание песенок.(5 мин)

VIII. Подведение итогов урока. Домашнее задание.(2 мин)

IХ .Рефлексия. (2 мин)

Ход урока:
I. Организационный момент.
Сообщение темы, цели урока.
II. Беседа об инструменте.
Диалог об инструменте.

III. На начальном этапе обучения для приведения двигательного аппарата обучающейся в рабочее состояние, делаем ряд упражнений, которые укрепят мышцы ребенка, его осанку, помогут наладить взаимодействие всех частей игрового аппарата.

В работе применяется 2 комплекса упражнений:

1. гимнастика Анны Артоболевской;

2.пальцевая гимнастика. На каждом уроке делаем несколько упражнений из каждого комплекса, постоянно варьируя их.

Упражнение 1.(первый комплекс упражнений)

Под аккомпанемент педагога обучающаяся опускает руки свободно вниз, нагибаясь вперед и покачивает ими навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя в стороны. Наклон корпуса то увеличивается, то уменьшается. Педагог следит за свободой рук обучающейся что бы делать упражнение свободными движениями.

Упражнения 1 комплекса помогают ощутить свободу, вес мышц руки.

Упражнения 2 комплекса направлены на развитие кисти, запястья, пальцев.

Следующие упражнения делаем за инструментом, поэтому в первую очередь следим за посадкой обучающейся. Твердая опора на ноги, прямая спина, спокойные не приподнятые плечи.

Упражнение 2. (второй комплекс упражнений)

«Художник-маляр». Девочка под аккомпанемент педагога делает плавные движения кистью вверх и вниз, вначале правой рукой, потом левой, а затем двумя руками параллельно и по очереди, постоянно варьируя движения, меняя их амплитуду.

Педагог: «Аня, представь себе, что ты можешь нарисовать такими движениями?»
Педагог: « Нарисуй дома рисунок на это упражнение».
Далее делаем упражнения для пальцев рук на крышке фортепиано.

Упражнение 3. «Фокус-покус» — руки положить на стол и, приподнимая кисть стукнуть всеми пальцами одновременно, далее шагать каждым пальцем поочередно, при этом следить, чтобы кончики пальцев смотрели вниз . Далее выстукивать двумя пальцами поочерёдно в паре с первым (1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5) следить за положением локтя (на уровне клавиатуры) и свода кисти. Делаем упражнения активными движениями, четко проговаривая стишок «Фокус-покус».

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

1 1 2 2 1 1 3 3

1 1 4 4 1 1 5 5

1 1 4 4 1 1 5
IV. Переходим на клавиатуру — осваиваем приём исполнения non legato – игра упражнений:
« Парашюты » — игра ноты «до» с переносом правой руки вверх и вниз по октавам, а левой – вниз и вверх, начиная с середины клавиатуры разными пальцами.

Педагог: «Аня, делай движение от плеча, свободной рукой, представь, что ты летишь в воздухе как парашютист».

« Квинты, терции» — квинты играем 1 и 5 пальцами, терции варьируем 1 и 3, 2 и 4, 3 и 5 пальцами, сначала от «до», затем от любых других звуков, начиная с середины клавиатуры. Вверх играем на крещендо вниз на диминуэндо.(Одновременно вводим понятие крещендо и диминуэндо)

Педагог: «Аня, что обозначает крещендо и диминуэндо? К чему они относятся?»

Исполняем упражнения каждой рукой на терции и квинты:

«Вот иду я вверх»

Упражнение « Марш » (сначала промаршировать под аккомпанемент педагога, считая вслух до 4-х) — игра двумя руками поочерёдно нот первой октавы со счётом до 4-х.

Для закрепления правильного исполнения штриха nonlegato играем песенку: «Василёк» — левая рука от «фа» первой октавы, правая от «до» второй октавы – различаем на слух звучание одной и той же мелодии; при игре следим за правильной посадкой и верной постановкой руки, свободой запястья.

Педагог: «Послушай внимательно как звучит мелодия от разных звуков, пофантазируй кто из животных может спеть эту песенку».
Игра по нотам. Играя, песенки на nonlegato обучающийся должен слышать музыкальную фразу, а не отдельные звуки.

Песенка «Цыплятки» — играем верной аппликатурой, двумя руками в ансамбле с педагогом.

Повторение песенки «Прыг-скок» на прием нон легато.

Правильная аппликатура – это один из важнейших моментов в пианизме, поэтому воспитывать в ребенке сознательное отношение к аппликатуре, привычку видеть ее в нотах, тоже является очень важным навыком, который нужно прививать с самого начала обучения.

Педагог: «Аня, давай прохлопаем ритм этой песенки по очереди ты первую фразу, а я вторую и так далее, при этом ритм хлопаем руками, а метр стучим ногой»

Игра с ритмическими карточками. (« Пингвинчики» — проверка длительностей нот, пауз, соединение картинок с нужными нотами и паузами)

Педагог предлагает прохлопать обучающейся заданные ритмические рисунки по карточкам, а затем сложить их в определенном размере. Обучающаяся должна сориентироваться при смене размера.

V. Переходим к приёму legato (связное исполнение)

Упражнение на legato: по два звука на слог «А-ня», «Ма-ма» играем разными пальцами правой и левой руками, варьируя их.
Вопрос ученику: «Аня, сейчас мы с тобой покажем нашим слушателям упражнение. Какие задачи ты перед собой поставила?»

Упражнение «Птички». Для удобства восприятия различной интонации мы играем с подтекстовкой: с опорой на первый звук – «ласточка», с опорой на второй звук – «синичка», с опорой на третий звук – «воробей». Одновременно с интонационной направленностью работы, контролируется пианистический приём, постановка рук, слаженность игрового аппарата, его свобода.

Проигрывание песенок с приемом legato:

«Марш гномиков» Лоншан-Друшкевичова

Вопрос ученику: Аня, всё ли в исполнении тебе понравилось? Хотела бы ты что- то исправить в своей игре?

Динамическая пауза : учащаяся делает упражнения на отдых спины, вытягивая руки вверх и опуская их вниз

(«Ветер дует нам в лицо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все ниже, ниже»)

Педагог играет обучающейся звук в определенной тональности сначала доигрывая до тоники обучающийся должна сказать что это за звук.

VI. Приём staccato (отрывистое исполнение). Педагог объясняет обучающейся, что staccato тоже самое движение nonlegato, но с более коротким, легким снятием пальцев.

Упражнение «Кузнечик». На слова «Прыг, скок, на лис-ток, а по-том на цве-ток, прыг, скок », играем 2-м, 3-м и 4-м пальцами в первой октаве (левая рука в малой), следим за толчком пальца в сочетании с резким поднятием запястья обучающейся.

• На приём staccato – звучит русская народная песня — «Во саду ли, в огороде»

Педагог: «Прохлопай ритм этой песни, таким же острым штрихом, постарайся его запомнить и записать дома»

VII. Объяснение домашнего задания.

Перед занятиями на инструменте делать упражнения на укрепление правильной организации игрового аппарата как на уроке. Следить за свободой и правильностью выполнения движений. Нарисовать рисунок.

Игра nonlegato: при игре упражнений следить за постановкой руки, пальцы ставить на подушечки, локоть на уровне клавиатуры. «Цыплятки» — выучить наизусть,

Игра legato: в упражнениях плавные движения рук, певучее звучание. В песенках «Марш гномиков» — выучить наизусть, при игре вести мелодическую линию, слушать ее опорные точки. Пьесу «Осень» попробовать разобрать самостоятельно, учитывая полученные знания.

Игра на staccato: упражнения играть отрывисто, четким движением запястья, активным снятием руки. Написать ритм русской народной песни «Во саду ли, в огороде…»

Педагог: «Наш урок подошел к концу, Аня ты очень постаралась, оценка за урок ».

Педагог предлагает обучающейся три картинки разной погоды: солнечную, пасмурную или дождливую.
Педагог : «Аня, выбери пожалуйста картинку, подходящую нашему сегодняшнему уроку.»

Источник

Оцените статью