16 приемов работы над мотивом и фразой
Сегодня я хотел бы обзорно рассказать о техниках развития и работы над мотивами.
Эти приемы позволяют буквально из 2-3 нот получать огромное количество новых идей, которые тем не менее имеют внутреннюю связь с исходным мотивом и очень хорошо ложатся в форму мелодии.
Эти тактики можно использовать, как отправную точку для развития мотива или создания новых фраз.
Может показаться что некоторые из данных приемов сложны или малоупотребительны в современной музыке. Однако в действительности они активно используются музыкантами самых разных стилей как для создания песен так и для работы над аранжировками.
Всего я насчитал 16 приемов.
Самая простая техника не требует особых пояснений. Мотив повторяется 2-3 раза. Прием который взяли на вооружение современный сонграйтеры. Повторения это очень легкий способ создать запоминающуюся мелодию но в то же время слишком много повторений это признак примитивизма и недостатка вооражения. Поэтому очень важно сохранять баланс.
2. Ритмическое остинато
Данный прием основан на повторении одного и того же ритма но с изменением мотива. При этом мотив может варьироваться, а может быть контрастным. Очень эффективным прием, который позволяет очень плавно вводить новый интонационный материал в мелодию.
Классический прием суть которого в повторении мотива на другой высоте. Если смена высоты происходит внутри лада, то это называется тональная секвенция ( не точная). Если сохраняется интервальный состав — точная.
Делится на синтаксическое и метро-ритмическое.
Синтаксическое — это добавление новых тактов к фразе. Метро-ритмическое добавление долей.
Обрезка, удаление нескольких долей фразы. Возможно также удаление такта ( по аналогии с предыдущим метро-ритмическим расширением, только наоборот).
Все интервалы разворачиваются в обратном направлении. Также делятся на точные и неточные. Наиболее распространены неточные для сохранения лада.
7. Ракоход
Движение мелодии в обратном направлении. Очень простая техника, сложно определяется на слух, но очень популярна при создании полифонических линий. Просто выписываем мелодии задом наперед:)
8.Уменьшение и увеличение
Также бывает точное и не точное. Все длительности уменьшаются или увеличиваются на заданную величину. Например в 2 раза или в 4. Была четверть стала восьмая или половинная ( увеличение) и т.д.
Использование небольших отрезков фразы или мотива. Очень часто соединяется с повторением.
Изменения порядка нот. Например 2 нота фразы меняется с 3 местами. Можно подвергать пермутации и несколько нот.
Изменения порядка фраз ( вместо формы AB используется BA и т.д).
Добавление новой фразы между двумя. Как правило, длина новой фразы равная исходным.
Добавление к исходной фразе новых « украшающих» нот.
Удаление нот из исходной фразы. Могут удалятся как одиночные элементы, так и группы нот.
15. Ритмическое смещение
Расположение фразы на других долях такта. Простейший вариант смещение со слабой доли на сильную или наоборот.
Соединение 2-х фраз на основе одной общей ноты, которая является последней нотой 1 фразы в то же время становится первой нотой во второй фразе.
Определение заимствовано из лингвистики где оно означает — отпадение звука (гласного, согласного или слога) в слове или фразе с целью облегчения произношения для говорящего. Иногда звуки могут быть опущены с целью улучшения благозвучия.
Каждый из данный приемов имеет свою сферу применения и характерное звучание. Проработайте каждый из них на примере одной мелодии и вы увидите безграничные возможности для создания новых мелодий.
Источник
Повтор фраз мотивов от разных нот что это
Двойной мотив, открывающий Пятую симфонию Бетховена.
В музыкальном анализе советского и постсоветского пространства фраза не выделяется как элемент музыкального синтаксиса и рассматривается как составной элемент предложения, близкий к мотиву. Большинство фраз имеют природу, близкую к мотиву, и являются чаще всего разновидностью повторного проведения мотива. Для образования фраз существует большое количество композиционных техник, но все они чаще всего сводятся к базовым видам развития музыкального материала:
Нормативные параметры фразы:
• масштаб — 2 ,4 такта;
• состав — делится на два мотива; две фразы объединяются
• способ членения — первая фраза в предложении заканчивается цезурой, второй фразой завершается предложение,
и потому у неё в окончании — каданс.
Особое значение фраза приобретает в джазовой музыке, а конкретно в импровизации, где она является основным способом музыкальной коммуникации.
В отличие от мотива, фраза может звучать закончено, но в то же время она не образует и не может образовывать самостоятельных музыкальных построений. Похожая аналогия в языке — это сложноподчиненные предложения или деепричастные обороты.
Источник
Учи матчасть: термины из теории музыки, необходимые каждому вокалисту
Учить теорию музыки и сольфеджио или не учить — это личное решение каждого вокалиста. Но если вы с музыкой всерьёз и надолго, вам лучше знать эти несколько терминов, чтобы разговаривать с пианистами, гитаристами и звукорежиссёрами а также возможными коллегами по ансамблю на одном языке. Это очень сильно упросит общение и сделает репетиции более продуктивными. Также знание азов теории поможет в озвучке и правильном выражении своих идей коллегам, и в сочинении песен.
Итак, вот необходимый теоретический минимум:
1. Лад. Система организации музыкальных звуков. В европейской/американской (кроме джаза) музыке используют 2 основных лада: мажор и минор. Нужно потренироваться различать музыку в мажоре и в миноре на слух. Говоря упрощённо, музыка в мажоре — весёлая, музыка в миноре — грустная. Но не всегда! Очень часто заводные танцевальные хиты написаны в миноре.
Вот пример песни в мажоре:
А вот песня в миноре:
2. Тональность. Тон (или нота) от которой строится мажор или минор. Если строим мажор от ноты «ля», то называем его «ля-мажор» Тональности можно менять для удобства исполнения (повыше-пониже) это называется «транспонирование».
3. Модуляция. Переход из одной в тональности в другую. Очень часто встречается в песнях. Бывает внезапная модуляция когда мелодия буквально перескакивает на полтона или тон выше без подготовки, бывает подготовленная модуляция, когда переход в другую тональность происходит во время проигрыша.
Вот песня, где в течение длинного куплета из основной тональности модуляция происходит два раза:
И похожий пример: тональность внезапно меняется в середине куплета
( 34 сек от начала)
4. Размер — равномерное чередование сильных и слабых долей. В 90% песен 4х -дольный размер, но встречается и 3х-дольный (ритм вальса). Если хотите разобраться в размерах, напишите в комментарии, сделаю подробную статью с примерами.
5. Ритм. С корость пропевания каждой отдельной ноты и их последовательности. У каждой песни свой индивидуальный ритмический рисунок. Прежде всего нужно научиться держать ритм. Затем можно с ритмом «играть» — делать замедления, ускорения и т.п., это делает исполнение интересным.
6. Темп. Скорость движения музыки. Можно делать песню более интересной замедляя или ускоряя темп в некоторых частях. Важно не путать понятие «темп» с понятием «ритм». Вот примеры песен, где ускоряется темп (припев сначала поётся медленно а потом быстро), и от этого песня становится живой и зажигательной:
6. Функциональное движение (устойчивые и неустойчивые ступени лада тоника, субдоминанта, доминанта). Это большая тема, её лучше разобрать на практике с учителем сольфеджио или с опытным, теоретически подкованным музыкантом. Смысл в том, что музыка развивается, совершая движение от устойчивых нот к неустойчивым, и обратно по определённым законам. Чтобы это освоить, надо именно на практике всё это послушать и пропустить через себя. Знание этих принципов даёт внутреннюю опору и уверенность в понимании музыки.
7. Секвенция. Принцип развития мелодии, при котором мелодическая фраза (мотив) повторяется несколько раз, но с каждым разом всё ниже относительно предыдущей («нисходящая секвенция») или выше — «восходящая». Если научиться слышать секвенции, то будет на порядок легче запоминать мелодии.
Вот примеры нисходящих секвенций (структура куплета):
А восходящая секвенция есть в первом примере этой статьи, песне «La vie en rose», в куплете. Послушайте её еще раз!
Зная все эти термины и умея ими пользоваться, вы обеспечите себе огромное конкурентное преимущество, и будете чувствовать себя уверенно в музыкальной среде!
Желаю вам успехов в теории и практике вокала!
Источник
Повтор фраз мотивов от разных нот что это
Наверно, каждому из вас приходилось разбирать игрушку или какую-нибудь вещицу, заглядывать внутрь и смотреть, как она устроена. То же самое можно проделать и с мелодией.
Можно спросить: а зачем? Хорошей мелодией можно и так наслаждаться, зачем ещё лезть куда-то внутрь. А особенно чувствительных может даже возмутить такое копание. Кто-кто, а они-то знают, что музыка это тайна. Так зачем же разрушать эту тайну?
Всё это так, но не будем забывать, что мы музыканты. Или, по крайней мере, пытаемся ими быть. Для того, чтобы сыграть даже самую лёгкую пьесу красиво и умно (не будем забывать, что в музыке тоже есть мысли), надо слышать, как она устроена. Конечно, вам всё объяснит и покажет преподаватель по специальности. Но ведь неинтересно просто нажимать кнопки по указке учителя, как заводная кукла.
А как вы пишете диктанты по сольфеджио? Нотка за ноткой? Не годится. На самом деле диктант — довольно простая штука, его очень легко запомнить, если сразу расслышать, как он устроен.
Заметили? Я нигде не употребил слово «знать», зато два раза написал «слышать». Музыка действительно тайна, и её голыми знаниями не возьмёшь. Неграмотные уши могут немножко больше, но тоже очень мало. Поэтому имеет смысл продолжить изучение музыкального языка.
Вот мелодия «Арии», которую написал замечательный старинный английский композитор Генри Пёрселл:
Теперь в звуковых примерах будет не только выписанная строчка, но и все остальные пласты музыкального произведения.
Кроме того, фрагменты будут звучать на тех инструментах, для которых написаны.
Сыграйте и послушайте эту мелодию. Сразу слышно, и даже видно глазами, что она делится на две почти одинаковых половинки. Они чуть-чуть отличаются только окончаниями кадансами. А соединённые вместе, они составляют музыкальную мысль мелодию. Такая форма мелодии из двух половинок называется в музыке периодом. А половинки это предложения: первое и второе. Обратите внимание: в обычном языке высказанная до точки мысль называлась бы предложением. А здесь предложениями называются половинки. А всё вместе период. Послушайте, как стройно звучит мелодия, благодаря такому простому и чёткому строению. Поэтому её очень легко запомнить.
А теперь возьмём лупу и приглядимся к первому предложению. Видите? Всё оно состоит из перемещений и вариантов одного музыкального кусочка:
Это самый маленький кусочек, по которому можно узнать эту музыку. Если попробовать раздробить и его, то получатся отдельные интонации, в которых потеряется «лицо» этой музыки. Можно сказать, что этот кусочек самая маленькая выразительная частица мелодии. Есть у него и специальное название мотив. Иногда говорят: «Вот, привязался ко мне этот мотив!». Действительно, «привязывается» обычно какой-нибудь маленький кусочек музыки. Но когда говорят: «это поётся на мотив такой-то песни», имея в виду целую песню, то это неправильно. А как правильно? Ну, разумеется, «на мелодию песни».
В каждом мотиве, как и в слове, обязательно есть ударение акцент. Так же, как и ударения в разных словах (например, «мáма», «картúна», «хорошó»), акценты могут быть в начале, середине или конце мотива.
|
В примере 10 акцент-ударение на первом звуке. И состоит наш мотив из трёх интонаций. А бывают мотивы и из одной интонации. Как у Иоганнеса Брамса в Четвёртой симфонии:
А тут я не удержался и дал звуковой пример подлиннее. Жалко сразу обрывать такую красивую музыку.
Вернёмся к «Арии» Пёрселла. В то далёкое время, когда он жил, не принято было ставить в нотах лиги. То, что вы видите в примере, поставлено редактором. Но почему редактор поставил именно такие лиги две маленькие, а затем большую, на два такта? Потому, что он знает, что предложение делится на фразы. И не только знает, но и слышит, что первые две фразы совпадают с мотивами, а третья включает в себя два разных мотива:
и
Лиги, которые поставил редактор, называются фразировочными, так как они показывают нам фразы.
Фразу в музыке легче расслышать, чем дать ей определение. Но можно попробовать. Например, так:
|
Третья фраза у Пёрселла оказалась в два раза больше двух предыдущих. Она собирает музыкальную мысль, не даёт ей растечься, разболтаться. Ведь начальный мотив можно перемещать сколько угодно, до бесконечности. Можно, но не нужно.
Во втором предложении фразы ведут себя точно так же. Сравним последние фразы обоих предложений:
Первое предложение заканчивается неустойчиво, на V ступени. Это ещё не «точка», а как бы «запятая» или вопрос. Второе предложение уверенно приходит к тонике. «Точка». Ответ. Такую перекличку двух предложений можно сравнить с рифмой в стихотворении.
Мы попытались услышать и понять, как из интонаций рождается мотив, а из мотивов сплетается мелодия. Можно попробовать сплести из мотивов Пёрселла другую мелодию:
Видите, я не стал «закруглять» первое предложение и «разогнался». А для того, чтобы не «расшибиться», мне пришлось изменить направление фраз во втором предложении, а в самом конце «затормозить» совсем новым двутактом. Но весь этот эксперимент я проделал с одной-единственной целью: пригласить вас к творческому соревнованию. Потому что лучше всего поймёшь, когда сделаешь сам.
На этой картинке вы видите период и все его «составные части».
Источник