Ноты для гитары
Пояснительная записка
Программа носит открытый характер, ориентированна на различный уровень когнитивных и физических способностей детей, она не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Сначала создается почва, благоприятная для творческой деятельности ребенка, затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе начинающих с теми, кто уже в какой-то мере освоил инструмент; за сотворческой деятельностью следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь, формирую потребность в творческом восприятии мира и осмысления самого себя в этом мире.
В соответствии с поставленными задачами в программе сформулированы примерные требования к учащимся по годам или этапам обучения. Там, где это возможно, год обучения «сближается» с возрастом. Вместе с тем, эти требования являются приблизительными, так как в связи с индивидуальными особенностями, дети развиваются по-разному, неравномерно. Огромное значение имеет и возраст учащихся.
Прежде всего, учащихся обучают специальным умениям, навыкам. В процессе обучения у них развиваются специальные способности, мышление, внимание, память, эмоциональность, творческие способности. На этой основе в процессе деятельности формируется потребность в самостоятельном художественно-творческом труде, музыкально-эстетические интересы, мотивы, вкусы.
Данная программа декларирует доступность обучения игре на гитаре всем детям, независимо от их способностей. Это является глубоко демократической установкой педагогики, выражающейся в приобщении к искусству, посредством деятельности в избранной области, всех детей. Эстетическое воспитание, включающее в себя деятельное постижение искусства, становится руководящей тенденцией педагогики. Вскрывая возможности воспитания музыкальных способностей ребенка и приобщая его к музыкальной деятельности, музыкальная педагогика усиливает комплекс потенциальных возможностей ребенка и, тем самым, помогает ему приобщиться к деятельному образу жизни.
В зависимости от способностей учащихся педагог вправе определять программные требования для детей различного уровня способностей. И здесь речь идет не только о детях с пониженным восприятием музыки, но и о детях одаренных, с высоким уровнем способностей, имеющих склонности к музыкальной деятельности.
Особое внимание при этом уделяется развитию творческих способностей путем совершенствования процесса исполнения и слушания; обучению школьников сочинять и импровизировать.
Правильно поставленное инструментальное обучение определяется кругом задач, связанных прежде всего с пробуждением глубокого интереса к музыке. Известно, что серьезная заинтересованность в предмете появляется у учащихся в тех случаях, когда предмет увеличивает сферу их жизненных потребностей, как за счет новых теоретических знаний, так и за счет новых практических навыков. Поэтому, преподавание инструментального обучения должно быть нацелено, с одной стороны, на получение разносторонних знаний, с другой – на формирование умений и навыков, помогающих организации музыкальной деятельности детей.
Современная прогрессивная педагогика, учитывая возрастные особенности раннего развития детей, использует их естественное стремление к активным проявлениям. Стремясь в своих играх подражать деятельности взрослых, дети легко постигают формы музыкального общения. Поэтому важно с самых первых уроков заняться изучением самого инструмента, на котором, по мере развития, ученик будет учиться воплощать свои творческие планы. Уже на первых уроках ученика желательно познакомить с назначением инструмента, показать разнообразие возможностей гитары. Для этого педагог должен владеть репертуаром, в котором гитара выступает как аккомпанирующий, ансамблевый и сольный инструмент. Это дает возможность вести занятия с самых первых уроков в атмосфере звучащей музыки, что, как известно, резко повышает заинтересованность учеников процессом обучения. Подражая педагогу, дети стремятся музицировать, участвовать в концертах и как артисты, и как слушатели, иллюстрировать музыкой игру своего воображения. Устремления детей надо заботливо подмечать, культивируя естественное увлечение детей музицированием. Умело сохраняя и развивая детские интересы, можно воспитать людей, любящих домашнее музицирование, и, следовательно, создающих музыкальную культуру в быту.
Постепенно развиваясь, ученик расширяет круг знаний, умений. Навыков, что позволяет ему прикоснуться к художественным произведениям, представляющим собой подлинные ценности искусства.
Таким образом, организующим началом, направляющим интересы детей, служит игра педагога и беседы. Проводимые им с учениками, сопровождаемые показом записей музыки. Поэтому в тематическом плане программы первым пунктом отмечены беседы учителя. Слово преподавателя направляет начальные музыкальные потребности детей, организует воспитательный процесс.
Однако, серьезное развитие музыкальных интересов произойдет у учащихся только в том случае, если будут правильно заложены основы музыкальной грамоты и воспитания умения в обращении с инструментом. Решению этих двух задач должен быть подчинен весь процесс обучения. Изучение учащимися музыкальной грамоты начинается с чтения отдельных знаков, а затем переходит в чтение сложной системы взаимосвязи этих знаков, чтение нотного текста, изучение произведений.
Для первых лет обучения это сложный и трудоемкий процесс. Современные тенденции в прогрессивной музыкальной педагогике выражаются в требовании, чтобы в основу представлений о высотной записи было положено восприятие лада, организованной последовательности звуков. Важно, чтобы в ладу дети сразу же могли выделить основные ступени, определяющие организацию лада. Вот почему необходимо уже в самом начале обучения в звукорядах мажора и минора выделять тонику, доминанту, субдоминанту, то есть первую, четвертую, пятую ступени и, следовательно, интервалы кварты и квинты, затем секунды и терции.
Приступая к работе с начинающими учениками, нельзя не учитывать, что переживание красоты мелодии обычно выражается у детей в стремлении играть по слуху. Их увлечение подбором песен на инструменте надо всемерно поддерживать, умело направляя внимание на разнообразные задания. Большое значение имеет выбор песенных мелодий, которые дети желали бы подобрать на инструменте, так как в этом процессе начинает формироваться музыкальный вкус учащихся. Впоследствии игра мелодий по слуху должна сопровождаться их гармонизацией, введение подголосков и голосов, а также разных видов фактуры. Большое значение имеет наблюдение за ритмами, которые ребенок слышит в жизни. Крик кукушки, стук колес, механический ритм работы моторов, ритмы танцев и прочее – все это стимулирует самостоятельное детское творчество. Поэтому естественно этот процесс завершить импровизацией, в основу которой будут положены первые навыки в области ладового мышления, ритма, гармонии и фактурной разработки.
В настоящее время существует несколько методических направлений в развитии импровизации. Одни методики опираются на изучение простейшей гармонической основы, другие в основание кладут развитие полифонических элементов. В случае полифонического подхода фактурой одеваются прежде всего долгие звуки, затем можно ввести новые варианты старой фактуры, после чего переходить уже к самостоятельному полифоническому оформлению мелодии. Кроме этих методов, есть еще методика импровизации, в основу которой сразу кладется реализация художественно-музыкальной фантазии учащихся. Дети при этом чаще всего сочиняют музыку для театральных действий, картинки-настроения, песни на поэтические тексты. Все существующие методики импровизации могут быть полезны при условии отчетливого представления об их направленности на развитие определенных способностей и навыков.
Развитию музыкальной грамотности наряду с импровизацией помогает транспонирование. Уже при первых попытках подбора мелодий следует вводить транспонирование, которое затем надо продолжать на протяжении всех лет обучения ученика, подвергая транспонированию все более сложный репертуар.
Пение, игру легких песен, варьирование мелодий и их транспонирование полезно проводить в обстановке творческих игр. Воспитание творческого подхода начинается с простейших упражнений: заполнение пропущенных тактов мелодии, доигрывания окончаний, придумывания вариантов, а затем и вариаций на заданный мотив. Создавая свои варианты на задание педагога. Ученик занимается, конечно, подражательным творчеством, однако, в нем самом, в его внутренней жизни возникает творческая настроенность, и это важно для процесса воспитания творческих импульсов, потребности в творческом процессе вообще. На этой основе гораздо эффективнее закрепляются и двигательные навыки, воспитывается самостоятельность в работе.
Пробуждению активности в занятиях должна помочь и ансамблевая игра, которую можно вводить уже на первых уроках. Интенсивное использование различных форм ансамбля характеризует современную педагогику, ее прогрессивную методическую направленность. Ансамбль может быть организован с педагогом, с привлечением учащихся одного и того же или разного уровня подготовленности, а также учащихся, играющих на других инструментах. Наипростейший вид ансамбля – игра с педагогом, но, конечно, ансамбль с привлечением других учащихся имеет большие психологические преимущества. Следует обратить внимание на то, что коллективные занятия позволяют увеличить учебное время каждого из участников ансамбля. Кроме того, при участии нескольких детей легче создать обстановку для музыкальных игр и творческих заданий.
Коллективный ансамбль позволяет ввести ребенка в мир многоголосой музыки, где каждый голос персонифицирован участником ансамбля. Такой ансамбль создает в классе подобие «музыкальной жизни», у детей возникают общие музыкальные интересы, и каждый ученик чувствует себя необходимым членом коллектива. Благодаря ансамблевой игре появляется возможность более длительной шлифовки первоначальных игровых приемов на основе вариантно разработанных заданий.
Наряду с однородными гитарными ансамблями полезно и интересно создавать смешанные ансамбли, в которых гитара участвовала бы вместе с другими музыкальными инструментами.
Однако, в инструментальном обучении ничто не может заменить индивидуальных занятий над сольным репертуаром. Индивидуальные занятия прочно вошли в практику обучения музыкальному искусству, в том числе и в практику обучения игре на гитаре. Поэтому следующим крупным разделом, выделенным в тематическом плане, является область изучения гитарного репертуара, область задач сольной игры.
При этом нужно всегда помнить и иметь ввиду, что основу исполнительской школы, на которой в дальнейшем строится вся конкретная музыкально-исполнительская техника и без которой последняя невозможна, составляет правильная постановка исполнительского аппарата и правильное звукоизвлечение, выработанное в современной мировой практике игры на данном инструменте. Поэтому с самого начала обучения игре на гитаре, самое серьезное и первостепенное внимание в технической работе следует уделять выработке у учащихся правильной посадки, постановки исполнительского аппарата и правильного звукоизвлечения.
Развитие элементарных двигательных навыков – подход к гитарному мастерству. Его следует рассматривать как начало работы над техникой. При формировании игровых приемов наибольший эффект достигается при слиянии художественных задач с их игровым, двигательным выражением. Однако, результат не всегда появляется сразу, и тогда помогают упражнения. Упражнения – это «ключи» к решению технических проблем и, в то же время, — это пути к намеченной цели.
Понятие «ритмическая работа» охватывает широкий спектр проблем мастерства. Здесь и точность, экономичность движений, и удобство, легкость игры. Красота, богатство звучания и многое другое. И во всей этой работе нельзя недоучитывать роли начальных приемов игры, основ, заложенных первыми занятиями. Отсюда – пристальное внимание педагога к посадке ученика за инструментом, положению рук, их движениям, характеризующим ощущение струн под пальцами. Ученики нередко с трудом познают свободные приемы игры, лишенные «зажимов» и «перегрузок». Педагог должен искать причины тормозящих явлений и уметь их вовремя устранить. Очень важно указать при этом на роль аппликатуры, внимание к которой также надо воспитывать с первых уроков.
Гитара, будучи по своей природе гармоническим инструментом, широко используется в практике аккомпанемента, навыки которого также должны приобретаться учащимися. По мере развития у учащихся гармонического слуха и приобретения ими музыкльно-теоретических знаний в области ладотональной организации звукового материала и гармонии, следует вводить в практику занятий самостоятельный подбор аккомпанемента.
В целях развития навыков самостоятельного ознакомления с неизвестным музыкальным произведением, необходимо систематически, начиная уже со второго года обучения, практиковать и такой вид работы, как чтение учащимися чтение нот с листа. При этом читаемый с листа материал должен целиком основываться на уже освоенных учащимися технических элементах и приемах игры и быть менее сложным, чем изучаемый по программе.
В области развития исполнительского мастерства необходимо учитывать воспитательную роль психологических предпосылок. Так с первых лет обучения надо прививать любовь к яркой игре, наделенной экспрессией.
Ученик должен знать различные психологические состояния, переживая их, сначала в игре своего учителя, а затем и в своих первых попытках исполнения. Потребность в виртуозном исполнении должна жить в ученике. И тогда не только сопутствующие пьесам упражнения, но и необходимый технический комплекс – гаммы, арпеджио, аккорды – будут восприняты им в перспективе развития виртуозной художественной игры. Виртуозность начинается там, где предварительная художественная работа позволяет обобщить приемы игры на основе художественно-выразительных и, следовательно, целесообразных движений, поэтому о виртуозности можно говорить и на ранних этапах обучения ученика. Все эти положения входят в задачи работы над развитием игровых приемов.
Особое место в обучении игре на музыкальном инструменте занимает работа над звуком, которая в первую очередь должна быть направлена на овладение учащимися современной техникой звукоизвлечения. В конечном итоге, следует добиваться выработки у учащихся такого звука, который по всем своим параметрам соответствовал бы современным музыкально-эстетическим требованиям.
Формированию у детей сознания и понимания социальной значимости и общественно-полезного характера музыкально-творческой деятельности, воспитанию их активными пропагандистами музыкального искусства способствуют обязательные публичные выступления учащихся (на детских музыкальных утренниках, отчетных, академических, праздничных и других концертах, на детских музыкальных фестивалях и конкурсах).
В процессе занятий с детьми следует всесторонне выявлять их музыкальные способности, творческие возможности и всемерно развивать их в соответствующем направлении, с тем чтобы помочь учащимся правильно сориентироваться в их дальнейшей самостоятельной музыкально-творческой деятельности. Программа курса обучения в классе классической гитары представлена в пяти разделах, условно названных «классами», на практике же освоение программы одного «класса» может растянуться на несколько лет, многое зависит от способностей ученика, систематичности занятий, времени, потраченного на освоение инструмента.
Источник