Пою псалмы под гитару

Псалмопение

Псалмопе́ние — 1) неспеш­ное, про­тяж­ное чтение псал­мов и других молитв; 2) часть бого­слу­же­ния, вклю­ча­ю­щая пение пса­лом­ских стихов.

Почему веру­ю­щие, в ряде слу­чаев, поют, а не просто читают псалмы?

Тра­ди­ция пения псал­мов сфор­ми­ро­ва­лась ещё во вре­мена Вет­хого Завета. Соб­ственно, многие псалмы были пред­на­зна­чены именно для пения.

Свя­щен­ное Писа­ние сооб­щает, что во время псал­мо­пе­ния многие иудеи испы­ты­вали особое чув­ство бли­зо­сти к Богу.

Неко­то­рые из псал­мов, ввиду того, что в дохри­сти­ан­скую эпоху они вос­пе­ва­лись на сту­пе­нях храма, до сих пор име­ну­ются пес­нями сте­пе­ней.

Гос­подь Иисус Хри­стос освя­тил прак­тику духов­ного пения тем (в част­но­сти), что по завер­ше­нии Тайной Вечери воспел с апо­сто­лами, после чего напра­вился с ними на Еле­он­скую гору ( Мф.26:30 ).

Впо­след­ствии сами апо­столы, под­ра­жая Учи­телю, при­бе­гали к духов­ному пению. Так, Павел и Сила, молясь, вос­пели Бога, нахо­дясь в тем­нице ( Деян.16:25 ). После­до­вав­шее за этим дей­ствием зем­ле­тря­се­ние, поко­ле­бав­шее осно­ва­ние тем­ницы, крас­но­ре­чи­вее слов пока­зало, что пение было угодно Гос­поду.

Обра­ща­ясь с уве­ще­ва­ни­ями к Колос­ся­нам, апо­стол Павел, помимо про­чего, при­звал их учить, вра­зум­лять друг друга посред­ством духов­ных песен ( Кол.3:16 ). Обра­ща­ясь к Ефе­ся­нам, он отме­тил, что духов­ные пес­но­пе­ния спо­соб­ствуют обу­че­нию и самих поющих ( Еф.5:19 ).

К ска­зан­ному важно доба­вить, что умест­ность пения псал­мов объ­яс­ня­ется не только кано­ни­че­ской, но и пси­хо­ло­ги­че­ской аргу­мен­та­цией. Дело в том, что дей­ствен­ность молитв во многом зави­сит от того внут­рен­него духов­ного состо­я­ния, с каким веру­ю­щие при­сту­пают к моле­нию. Хоро­шая же музыка (мело­дия) может спо­соб­ство­вать фор­ми­ро­ва­нию доб­рого душев­ного настроя.

Ещё во вре­мена Вет­хого Завета было заме­чено, что, напри­мер, радост­ное бого­угод­ное пение спо­соб­ствует общему лико­ва­нию ( Неем.12:42–43 ).

Стало быть, тор­же­ствен­ное псал­мо­пе­ние, осу­ществ­ля­е­мое в хри­сти­ан­ских храмах, может влиять на созда­ние общей празд­нич­ной атмо­сферы (скажем, в Дни Празд­ни­ков). В свою оче­редь общая радость помо­гает луч­шему еди­не­нию веру­ю­щих во Христе, поз­во­ляет ещё и ещё раз про­чув­ство­вать, что они — единая Цер­ковь, единый народ, братья и сестры по вере.

Помимо того, что музыка (мело­дия) может настро­ить бого­мольца на празд­нич­ный лад, она может спо­соб­ство­вать внут­рен­нему уми­ро­тво­ре­нию, успо­ко­е­нию страст­ных дви­же­ний в душе. Так, Давид успо­ка­и­вал Саула игрой на гуслях, в резуль­тате чего от него отсту­пал даже злой дух ( 1Цар.16:23 ).

Опять же, музыка (мело­дия) может спо­соб­ство­вать пре­одо­ле­нию сует­ли­вых душев­ных дви­же­ний, кон­цен­тра­ции вни­ма­ния на глав­ном, луч­шему сосре­до­то­че­нию на молитве.

Об этом свт. Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский писал так: “Гос­подь, желая, чтобы мело­дия была сим­во­лом духов­ной гар­мо­нии души, назна­чил петь псалмы мерно и читать их нарас­пев. Сопро­вож­дать псалмы пением озна­чает не забот­ли­вость о бла­го­зву­чии, а есть знак гар­мо­ни­че­ского состо­я­ния душев­ных помыс­лов. Хорошо поющий настра­и­вает свою душу и как бы из неров­но­сти при­во­дит ее в ров­ность, так что при­шедши в есте­ствен­ное свое поло­же­ние, она ника­ким не пора­жа­ется сму­ще­нием, а напро­тив, дела­ется спо­соб­ною к воз­вы­шен­ным мыслям и силь­ное полу­чает рас­по­ло­же­ние к благам буду­щим; настро­ив­шись по мело­дии слов, она забы­вает о стра­стях, с радо­стью взи­рает на ум Хри­стов и помыш­ляет только о всем лучшем”.

Иная музыка, соче­та­ясь с соот­вет­ству­ю­щими пса­лом­скими сти­хами, спо­собна содей­ство­вать фор­ми­ро­ва­нию над­ле­жа­щего пока­ян­ного настроя.

Вот почему в Церкви Хри­сто­вой упо­треб­ля­ется прак­тика пения псал­мов.

Святые отцы счи­тают, что если у чело­века нет внут­рен­ней молитвы, то и ника­кой нет. Кафизмы, каноны, ака­фи­сты, пра­вило ко Свя­тому При­ча­ще­нию и все другие молитвы, кото­рые мы с вами читаем, — они назы­вают внеш­ними, «псал­мо­пе­нием». А внут­рен­няя молитва, тво­ри­мая в глу­бине сердца своими сло­вами, — это и есть, соб­ственно молитва. Внеш­няя молитва — это тоже, конечно, молитва, но она ниже по своему досто­ин­ству, чем молитва внут­рен­няя, это только вве­де­ние в истин­ную молитву, всего лишь ее фун­да­мент.
Апо­стол Павел гово­рит: Всякою молит­вою и про­ше­нием моли­тесь во всякое время духом, и ста­рай­тесь о сем самом со всяким посто­ян­ством ( Евр.6:18 ).
С жизни бого­лю­би­вых святых отцов мы должны брать пример. Утром мы должны больше вре­мени уде­лить молитве, для чего надо найти в себе силы встать пораньше и не просто в тече­ние 10–15 минут ско­ро­го­вор­кой про­чи­тать молитвы, может быть, даже на ходу, готовя зав­трак. Это не духов­ная жизнь, ничего бла­гого и хоро­шего из этого выйти не может. Надо при­учать себя к посто­ян­ной и вдум­чи­вой молитве, чтобы потом полю­бить молиться.
архи­манд­рит Мел­хи­се­дек (Артю­хин)

Петь псалмы — значит читать их нарас­пев, как, напри­мер, в церкви про­чи­ты­вают после «Гос­поди воз­звах» на вечерне.
свт. Феофан, Затвор­ник Вышен­ский

Источник

favorite music_note Chords for Псалмы Сиона № 8 ПОЮ ТВОРЦУ Я ПЕСНЬ ХВАЛЫ(-) share

Tune Chords

albumYou may also like to play

Kак прожить на свете без любви.

Группа Радость — «Косари на лугу»

Псалмы Сиона № 127. «О, дивный мой Спаситель!»

Псалмы Сиона № 1. «Боже, мы поем Тебе»

Хор Еврейских Мальчиков — Иерусалим / The Shira Chadasha Boys Choir

Псалмы Сиона № 98. «Свято, чтимо это место»

За тихой рекою — песня до слез!

Псалмы Сиона. 167 В день субботнего покоя

На скрижалях сердца

Псалмы Сиона № 27. «Радость и благодаренье»

Псалмы Сиона № 8. «Пою Творцу я песнь хвалы»

Океан Божьей Любви — Simon Khorolskiy & Sisters

НЕБЕСА!! манят и ждут меня

Псалмы Сиона. 8 Пою Творцу я песнь хвалы

Научи меня среди тысячи,

Simon Khorolskiy & Friends – How Good for Brothers to Dwell – Как хорошо и приятно

Псалмы Сиона № 84. «Я знаю чудесное Имя»

Псалмы Сиона. 1. Боже, мы поём Тебе

Баллада о трех сыновьях — караоке (ТАТЬЯНА ШИЛОВА)

Источник

Псалтирь пророка Давида

Псалмы поются уже 3000 лет.

Псалмы — хвалебные и молитвенные песнопения, которые евреи пели в древности под аккомпанемент небольшого струнного инструмента, называемого «псалтирион» и напоминающего наши гусли и арфу.

На протяжении тысячи лет еврейский народ неустанно пел псалмы. Пели их Иисус Христос и апостолы, а потом передали их первым христианам. С тех пор и христиане не перестают их петь. Существовали ли когда-нибудь молитвы, имевшие такое необыкновенное влияние на людей? Кто дал им силу сохраниться три тысячи лет и быть такими же актуальными в наши дни как и в дни написания, силу распространиться из Палестины по всему миру, оставаясь повсюду созвучными человеческому сердцу.

Силу эту они получили от Бога. Дух Святой вдохновил авторов книг Священного Писания. Через их посредство Он обращается и к нам и слушает наши мольбы. Эти посредники причастны тому же естеству, что и мы. Сам великий псалмопевец — Давид — был раскаявшимся грешником. Его жизнь и творчество показывают, как милосердие Божие может преобразить всякого человека.

Исключительная красота псалмов именно в том, что они — молитва раскаявшихся грешников, которые взывают ко Господу, посреди многочисленных испытаний и скорбей, с верою, упованием и любовию.

Актуальность псалмов объясняется еще тем, что в них содержатся пророческие прозрения. Воспевая прошлое или настоящее, они одновременно возвещают будущее: Мессию, Церковь, Таинства. Все это сбылось теперь. Все это — величайшее сокровище народа Божия, т. е. христиан. И поэтому Церковь Христова продолжает петь псалмы. Но не все пророчества уже сбылись. Мы ожидаем новое пришествие Мессии при кончине мира. Иерусалим для нас — не только Церковь, но и небесный Иерусалим — Царство Божие, наша небесная отчизна. Поэтому трепет радостного ожидания, который проходит в псалмах, передается и нашему сердцу. И мы можем повторять одновременно с псалмопевцем Давидом и с тайнозрителем Иоанном Богословом: Будем петь Господу новую песнь, ибо Он творил чудеса (Пс. 97, 1), Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22,20).

Источник

Псалмы Под Гитару Псалом 125 Сергей Абрамов Христианские Песни

Загрузил: Творчество Сергея Абрамова

Длительность: 3 мин и 6 сек

Битрейт: 192 Kbps

Нет На Свете Красоты Разбор Песни Христианские Песни

Христианская Песня Под Гитару Никто Не Смеётся

Сборник Христианских Псалмов В Тональности Ре Минор

В Часы Тривог Унынья И Сомненья Разбор Христианские Песни

Просто Душу Рвет Эта Песня Под Гитару Одуванчики

Косари На Лугу Cover Христианские Песни

Спасибо Господи Тебе

27 Океан Божьей Любви Видеоурок Новое Поколение Першотравенск А Захаренко Христианские Песни И

SLAVIMBOGA.RU | Славим Бога на гитаре

Ты Услышь Мой Друг Песня

Церква БЛАГОДАТЬ м.Вараш

Группа Мелодия Нежный Голос Премьера Песни

Alan Walker Faded На Гитаре Разбор Табы

Послушай Сильные Старые Христианские Песни

10 Песен На Три Аккорда Для Начинающих Часть 1 Топ Песен На Три Аккорда Для Новичков

Уроки игры на ГИТАРЕ и УКУЛЕЛЕ от Алены Кравченко

Леонид Чеховский Христианские Песни

Ты Мне Близок Словно Берег Морю На Гитаре Разбор Мелодии Христианской Песни Слова Табы Аккорды

Гурт Джерело Хай Щастить

Господь Ты Пастырь Мой Аккорды Христианской Песни Разбор На Гитаре

Simon Khorolskiy White Clouds Тучки Белые

Основные Виды Переборов На Шестиструнной Гитаре Быстрое Обучение Игре На Гитаре 5 Урок

Буквенные Обозначения Нот И Аккордов

Ну Ты И Овца Меме

Ievan Polkka Matti Jurva

Наркомания Из Тик Тока Гача Лайф И Гача Клуб 18

Ой Амун Амун Амун Ишкам Рафт Пешам Намунд

I Love It Icona Charlie

Levitating Feat Dababy Dua Lipa

Оксана Муха Концерт

Кавер Группа Виа 70 Х Белоомут

Божалар Хасанбой Дусматов

Señorita By Apelsin

Cristal Moet Remix Парт Моргенштерна

Danny Mccarthy Future Speak

Эрони 2021 Ремикс

Блей Блейд Бёрст 2 Сезон Опеннинг Английская Версия

Heritage For The Future Ost

Глад Валакас Костик

Vini Vici Astrix Adhana

Псалмы Под Гитару Псалом 125 Сергей Абрамов Христианские Песни

Sound Of The Loons Episode 146

Madness Combat 8 Inundation

Madness Combat 4 Apotheosis

Madness Combat Tricky Dancing Extended

Marflo Iubire Official Video

Madness Combat 7 Soundtrack

Madness Combat Clown Theme 1 Hour

Реклама Герлен Аква Аллегория Май 2021

Xorazm Uzbekiston Yulduz Jumaniyazova Jonli Ijro 2021

Madness Combat 4 Soundtrack Cheshyre Main Theme

Madness Combat 3 Avenger

Darkest Dungeon Ost Color Of Madness The Senescence 2018 Hq Official

Original Gircross Cow High Milke Capicity 9602478380

Madness Combat 4 Soundtrack

Минус Morgenshtern Show Instrumental Prod By Орфи

Royal Gigolos California Dreamin Ice Deeper Craft Remix Best Bass Car Music 2021

Источник

Пою псалмы под гитару

Сидя в келье своей, терпеливо пребывай в молитве в исполнении заповеди Апостола Павла (Рим. 12, 12; Кол. 4, 2). Собери ум свой в сердце, и оттуда мысленным воплем призывай на помощь Господа Иисуса, говоря: Господи Иисусе Христе помилуй мя! Не поддавайся малодушию и разленению, но поболи сердцем и потруди себя телом, ища Господа в сердце. Всячески понуждай себя на делание сие: ибо царствие Божие есть достояние нудящих себя, и сии нуждницы восхищают его (Мф. 11, 12), как сказал Господь, показывая, что взыскание его требует чувствительных трудов и подвигов.

2. Как произносить молитву

Из отцов одни говорили, что надо произносить полную молитву: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй мя, или: Господи Иисусе Христе помилуй мя, или, что надо переменять и говорить то полно, то сокращенно. Не должно однако же часто переменять слова молитвы, поблажая лености, но с пожданием в показание терпения. – Еще – одни учат устно произносить молитву, а другие – мысленно умом. Я же то и другое полагаю. Ибо иногда ум изнемогает произносить молитву сам по себе, от уныния, иногда уста утомляются делать это. Потому обоими надо молиться, и устами и умом. Однако же тихо и без смятения надо взывать к Господу, чтобы глас не расстроил внимания ума и не пресек молитвы, пока ум навыкнет деланию сему и прияв силу от Духа, станет крепко молиться сам в себе. Тогда не будет нужды произносить молитву устно, да и невозможно, – потому что достигший сего довольствуется вполне умным деланием молитвы и не имеет желания отставать от ней.

3. Как держать ум

Знай, что никто не может сам собою удержать ума, если не будет он удержан Духом: ибо он неудержим, не по естеству, как приснодвижный, но потому что, по нерадению, усвойствовал себе кружение или скитание туда и сюда, изначала навыкнув сему. Когда чрез преступление заповедей Возродившего нас (в крещении) отделились мы от Бога, тогда потеряли единение с Ним и погубили в чувстве умное Его чувство. Поползнувшийся таким образом ум и отдалившийся от Бога, всюду водится, как пленник. И невозможно ему установиться иначе, как если повинется Богу и с Ним соединится, часто и терпеливо станет молиться Ему, и каждый день умно исповедоваться Ему, в чем погрешает, Который тотчас и прощает все в смирении и сокрушении просящим прощения, и святое имя Его всегда призывающим. Когда в силу такого молитвенного труда, водворится в сердце действо молитвы, тогда она станет удерживать при себе ум, веселить и до пленения не допускать. Бывает впрочем и после сего парение мыслей, которые вполне покоряются только совершенным в Духе Святом, о Христе Иисусе достигшим не парительного состояния.

4. Как отгонять помыслы

Из новоначальных никто никогда не отгоняет помысла, если Бог не отгонит его. Только сильным свойственно бороться с ними и прогонять их. Но и они не сами собою отгоняют их, а с Богом воздвигаются на брань с ними, как облеченные во всеоружие Его. Ты же, когда приходят помыслы, призывай Господа Иисуса часто и терпеливо, и они отбегут: ибо, не терпя сердечной теплоты, молитвою подаемой, они, как огнем палимые, отбегают. Иисусовым именем, говорит Лествичник, бичуй супостатов: ибо Бог наш есть огонь, поедаяй злобу. Скорый на помощь Господь вскоре сотворит отмщение вседушно вопиющих к Нему день и ночь. – Не имеющий же действа молитвы иным образом побеждает их, подражая Моисею. Ибо когда он восстанет и на небо прострет руки и очи свои (Исх. 17, 11), Бог прогоняет их. Потом опять садится и начинает молитву с терпением. – Вот какой способ употребляет еще не стяжавший действа молитвы. Но и имеющий действо молитвы при движении телесных страстей, – разленении, говорю, и блуда, – страстей лютых и тяжких, часто вставая, простирает руки в помощь против них. однако же прелести ради не долго сие творит, и опять садится, чтобы враг не обольстил ума его, показав какой-либо призрак. Ибо иметь ум, даже безопасный от падения и горе, и долу, и в сердце, и всюду, безопасным от вреда свойственно одним чистым и совершенным.

5. Как петь псалмы

Одни говорят, что надо петь часто, другие – что не часто, а третьи, что совсем ненужно. Ты же ни часто не пой, во избежание смятения, ни совсем не оставляй пения во избежание расслабления и нерадения, но подражай поющим нечасто; ибо мерность во всем прекрасна, по словам немудрых мудрецов. Много петь хорошо для проходящих деятельную жизнь, по причине неведения ими мысленных занятий и по причине труда, а не для безмолвствующих, для коих довлеет в Боге едином пребывать, молясь в сердце и от помышлений удерживаясь. Ибо безмолвие, по св. Лествичнику, есть отложение помышлений о вещах и чувственных и мысленных. к тому же, истощив всю силу свою на многопение, ум несилен уже будет крепко и терпеливо пребывать в молитве. Ночью, говорит также Лествичник, больше времени отдавай молитве, а пению меньше. – Так и ты должен поступать. Когда в сидении своем видишь, что молитва действует и не перестает двигаться в сердце твоем, никогда не оставляй ее, чтоб встать на пение, пока она сама не оставит тебя по смотрению. Ибо иначе ты, оставив Бога внутри, вне стоя будешь обращать к Нему беседу, от высшего к низшему переходя. К тому же и смуту произведешь этим в уме, извлекши его из его мирного отишия. Безмолвие, по имени своему, и делания у себя заводит такие, чтоб в мире и тишине совершать их. Ибо Бог наш есть мир, превыше всякой молвы и шума сущий.

Надлежит, по образу жизни нашей, Ангельскому быть и пению нашему, а не плотскому. Гласное пение есть указание на вопль умный внутри, и дано нам на случай разленения и одебеления нашего, чтоб возводить нас в должное по истине настроение. Тем, кои не знают молитвы (не испытали ее силы и действа), которая, по св. Иоанну Лествичнику, есть источник добродетелей, напояющий, как произрастения, душевные силы наши, подобает много петь, без меры петь, всегда быть занятым разными деланиями и никогда не знать покоя от них, пока от многого притрудного действования, вступят в состояние созерцания, обретши умную молитву, действующую внутри их. – Иное есть делание безмолвия, и иное общежития; каждый же, пребывая в том, к чему призван, спасется. Почему боюсь писать, немощных ради, зная, что ты вращаешься среди таковых. Кто по слуху, или учению трудится в молитве, всуе трудится, не имея руководящего. Вкусивший благодати должен умеренно петь, по словам отцов, больше же упражняться в молитве; а когда разленение нападет, пусть поет, или читает деятельные главы отеческие. Корабль не имеет нужды в веслах, когда ветер надувает паруса, потому что тогда ветер дает ему достаточное веяние к легкому переплытию сланого моря страстей; а когда ветер спадет и корабль остановится, тогда надо приводить его в движение веслами или ладьею.

Некоторые в виде возражения указывают на св. отцов, которые совершали всенощные стояния, все время проводя в псалмопении. На это скажем, что не все одним путем шествовали и одного правила держались до конца. Многие от деятельной жизни переходили к созерцанию, и перестав от дел, воссуботствовали по духовному закону и о Боге едином веселились, насыщаемы будучи божественной сладостью, по благодати не попущавшую им петь, или о другом чем помышлять, и всегда в изумлении пребывали, как достигшие конца желаний, хотя от части. Другие же до конца деятельную проводили жизнь и спасение улучили, почив в чаянии приять воздаяние в будущем. Некоторые в смерти получали удостоверение в спасении, или по смерти издавали благоухание в показание сего; – это те, которые сохранили благодать крещения, но, по причине пленения, или неведения ума, не вкусили ощутимого, хотя таинственного общения с нею, пока жили. Иные то и другое благоискусно совершают, т.е. пение и молитву, и так проводят жизнь, богатую имея благодать, как приснодвижную, и ни в чем не встречая препон. Другие до конца наипаче безмолвие держали, не смотря на то, что были простецами, и единые с Единым Богом соединившись, в единой молитве полное почерпали довольство. Совершенные вся могут о укрепляющем их Христе Иисусе, – Коему слава вовеки веков. Аминь.

6. Как пищу принимать

Что сказать об утробе, царице страстей? Если можешь умертвить ее или полумертвою сделать, не давай ослабы. Одолела она меня, возлюбленне, и я служу ей как раб и данник. Она содейственница бесов и обиталище страстей. Чрез нее бывает падение наше и чрез нее восстание, когда она благочинствует. Чрез нее потеряли мы и первое и второе божественное достоинство. Ибо после растления, древле бывшего, мы обновлены во Христе; но се ныне опять отпали мы от Бога, чрез пренебрежение заповедей, кои сохраняют и возращают благодать в преуспеянии, хотя не сознавая сего, возносимся, мняся с Богом быти.

В деле питания телесного большое бывает различие, как сказали отцы: иному мало, а другому много требуется для поддержания естественных сил своих, и каждый удовлетворяется пищей по силам своим и навыку. Но безмолвствующий всегда должен быть голодующим, не давая себе пищи до сыта. Ибо когда стомах отягчен бывает и ум чрез то помутится, тогда не может человек творить молитву крепко и чисто; но под действием испарения от многих брашен клонимый ко сну вожделевает поскорее лечь соснуть, – от чего бесчисленные мечтания во сне наполняют ум.

Итак, желающему спасение улучить и нудящему себя Господа ради жить безмолвно, хлеба, как полагаю, достаточно литры (три четверти фунта), воды или вина в день три или четыре чаши, и прочих снедей, какие случаются, вкусить понемногу, не допуская себя до насыщения, чтоб таким мудрым употреблением пищи, т.е. вкушением от всех снедей, с одной стороны избегнуть кичения, с другой не показать гнушения Божиими творениями, зело добрыми, за все благодаря Бога. Таково рассуждение благоразумных! Немощным же в вере воздержание от снедей более полезно и Апостол таковым повелел зелье ясти (Рим. 14, 2), так как они не веруют, что Бог сохранит их.

Что же тебе сказать? Ты попросил правила, а оно обычно тяжело особенно тебе старому. Юнейшие не могут удерживать всегда вес в меру, а ты как удержишь это? Тебе надо свободно действовать в приятии пищи. Когда будешь побеждаем, раскаиваясь зазрев себя, – и новые употребляй усилия. И не переставай так поступать всегда, падая и восставая и при этом себя одного укоряя, а не другого кого, – и будешь иметь покой, премудро падениями стяжая себе победу; однако же не преступай предела, который мы положили впереди, – и довлеет ти: ибо не укрепляют столько тела прочие снеди, как хлеб и вода. Почему Пророк, другое все ни во что не считая, сказал только: сыне человече! яждь весом хлеб твой и воду мерою пий (Иезек. 4, 9 и т.д.).

Три предела имеет пищи вкушение: воздержание, доволь и сытость. Воздержание есть алкать немного и поевши; доволь – ни алкать, ни отягощаться; сытость – отягощаться немного. А по насыщении и еще есть – дверь есть чревобесия, коей входит блуд. Ты же, зная сие наверное, по силе своей избирай себе лучшее, не преступая пределов: ибо совершенным свойственно и то, чтоб, по Апостолу, и насыщаться и алкать, и во всем мощным быть (Филип. 4, 12. 13).

7. О прелести, – и о других предметах

Смотри, я хочу дать тебе точное ведение о прелести, чтоб ты берегся от нее и, по неведению, не причинил себе большего вреда и не погубил души своей. Ибо самовластие человеческое легко склоняется на сторону врагов, особенно у неопытных, как ими неутомимее преследуемых. Близ и около новоначальных и самочинных бесы обыкновенно распростирают сети помыслов и пагубных мечтаний и уготовляют рвы падений: так как град их находится еще под властью варваров. И нечего дивиться, если кто из них заблудился. или выступил из ума, или принял и принимает прелесть, или видит что чуждое истины, или говорит что неподобающее, по неопытности и неведению. Часто иной, разглагольствуя об истине от невежества своего, говорит одно вместо другого, не умея сказать правильно, как дело есть, и тем приводит в ужас слушающих, а на безмолвников наводит поношение и смех, неразумным своим действованием. В том, что новоначальные ошибаются и после многих трудов, ничего нет дивного: так случалось со многими, Бога ищущими и ныне, и в прежние времена.

Память Божия, или умная молитва выше всех деланий; она есть глава и добродетелей, как любовь Божия. Но бесстыдно и дерзостно желающий внити к Богу и исповедать Его чисто, и нудящийся стяжать Его в себе удобно умерщвляем бывает от бесов, если попущено им будет сие. Ибо дерзко и самонадеянно взыскав того, что соответствует его состоянию, в гордости нудится он прежде времени достигнуть того. Господь, милосердый к нам, видя, как скоры мы на высокое, часто не попускает нам впасть в искушение, чтоб каждый, сознав свое высокоумие, сам собою обратился к настоящему действованию прежде, чем сделается поношением и посмехом для бесов, и плачем для людей; особенно когда кто взыскивает сего дивного дела с терпением и смирением, с послушанием и вопрошением опытных, чтоб вместо пшеницы не пожать кукол, горечи вместо сладости, и вместо спасения не найти пагубы. Ибо сильным и совершенным принадлежит бороться всегда с бесами одним, и на них непрестанно обращать меч духовный, иже есть глагол Божий (Еф. 6, 17); немощные же и новоначальные пользуются, как твердынею, бегством, с благоговением и страхом, отказываясь от противоборства и не дерзая прежде времени вступать в него, и таким образом избегают смерти.

Ты же если добре безмолвствуешь, чая с Богом быть, никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или Ангела, или Святого какого, или бы свет мечтался и печатлелся в уме. Ум и сам по себе естественную имеет силу мечтать и может легко строить призрачные образы того, что вожделевает, у тех, кои не внимают сему опасно, и таким образом сами себе причиняют вред. Так же и память о добрых и худых вещах обыкновенно вдруг печатлеет в уме образы их, и вводит его в мечтание. Тогда испытывающий сие бывает уже мечтателем, а не безмолвником. Потому внимай, да не поверишь чему-либо, увлекшись тем, хотя бы то было что-нибудь хорошее, прежде вопрошения опытных и полного исследования дела, чтоб не потерпеть вреда; но будь всегда недоволен сим, храня ум бесцветным, безвидным и безобразным. Часто и то, что было послано Богом, к испытанию для венца, во вред обращалось многим. Господь наш хочет испытать наше самовластие, куда оно клонится. Но узревший что-либо мысленно или чувственно и приемлющий то без вопрошения опытных, легко, – хотя то и от Бога есть, – прельщается или имеет прельститься, как скорый на приятие помыслов. Сего ради новоначальному надлежит внимать сердечному действу, как незаблудному, все же прочее не принимать, до времени умирения от страстей. Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть, без вопрошения и должного испытания, но паче похваляет его, как мудрого, хотя на некоторых и негодовал.

Впрочем не всех вопрошать надо, но одного того, кому и других управление вверено, кто жизнью блистает и кто, будучи беден, многих богатит, по Писанию (2 Кор. 6, 10). Многие неопытные повредили многим неразумным, за коих суд примут по смерти. Ибо не всем принадлежит руководить и других, но тем, коим дано Божественное рассуждение, по Апостолу (1 Кор. 12, 10), именно рассуждение духовом, отличающее лучшее от худшего мечем слова. Каждый имеет свой разум, и свое рассуждение естественное, деятельное или научное, но не все имеют рассуждение духовное. Почему премудрый Сирах и говорит: мирствующие с тобою да будут мнози: советницы же твои един от тысящ (6, 6). Немал же труд найти руководителя незаблудного ни в делах, ни в словах, ни в разумениях. Незаблуден ли кто, узревается из того, если он имеет свидетельство от Писания и на деяние и на разумение, смиренномудрствуя в том, о чем должно мудрствовать. Ибо немалый труд постигнуть истину явно и чисту быть от того, что противно благодати; потому что дьявол обычай имеет, особенно для новоначальных представлять под видом истины прелесть свою, преображая лукавое свое в духовное.

По сей причине тщащийся достигнуть чистой молитвы в безмолвии, должен шествовать к сему в трепете великом, с плачем и испрашиванием руководства у опытных, непрестанно слезы проливая о грехах своих, в скорбном сокрушении и боязливом опасении, как бы не попасть в ад или не отпасть от Бога и отлучену быть от Него ныне или в будущем. Ибо дьявол, когда увидит кого, в плаче живущего, то не замедляет там, боясь смирения, порождаемого плачем. Если же кто мечтает достигнуть высокого с сомнением, не истинное, а сатанинское имея желание, то такого удобно опутывает он сетями своими, как раба своего. Почему величайшее есть оружие, держать себя в молитве и плаче, чтобы от молитвенной радости не впасть в самомнение, но сохранить себя невредимым, избрав радостопечалие. Ибо чуждая прелести молитва есть теплота с молитвою к Иисусу, ввергающему огнь в землю сердца нашего, – теплота, попаляющая страсти, как терния, вселяющая в душу веселие и тишину, и приходящая не с десной и не шуей стороны, или свыше, но в сердце источающаясь, как источник воды от животворящего Духа. Сию единую в сердце своей возжелай обрести и стяжать, блюдя ум свой немечтательным и обнаженным от разумений и помыслов, – и не бойся. Ибо рекши: дерзайте: Аз есмь, не бойтеся (Мф. 14, 27), сей самый с нами есть, – нами искомый и нам всегда покровительствующий; и мы не должны бояться или воздыхать, Бога призывая.

Если же некоторые совратились, повредившись в уме, то знай, что они пострадали это от самочиния и гордости. Ибо в послушании с вопрошением и смиренномудрием ищущий Бога никогда не потерпит вреда благодатью Христа, всем человеком спасться хотящего. Если же и случается с таким искушение, то это бывает для испытания и увенчания, и сопровождается скорою помощью от Бога, попускающего сие, имиже весть судьбами. Ибо кто право живет и безукоризненно обращается со всеми, удаляясь от человекоугодия и высокоумия, тому, хотя бы и бесчисленные против него поднял искушения весь бесовский полк, это не повредит, как говорят отцы. Которые же самонадеянно и самовольно действуют, эти и вреду удобно подвергаются. Почему безмолвствующий должен всегда держать царский путь. Ибо излишество во всем сопровождается обычно самомнением, а за этим последует прелесть.

Три добродетели должно точно соблюдать в безмолвии и каждый час испытывать. всегда ли пребываем мы в них, чтоб. как-нибудь быв окрадены забвением, не стали мы шагать вне их. Они суть следующие: воздержание, молчание и самоуничижение, т.е. смирение. Они одна в другую поддерживают и хранят; молитва от них рождается и возрастает непрестанно.

Начало действа благодати в молитве различно обнаруживается, так как, по Апостолу, и разделение Духа бывает разнообразно, по Своей Ему воле (1 Кор. 12, 4). В некоторых приходит дух страха, разрушающий горы страстей, и сокрушающий камни, – жестокие сердца, – такой страх, что от него плоть как бы гвоздями пригвождается и мертвою становится.

В других же является потрясение, или обрадование, которое взыгранием назвали отцы. В иных наконец и преимущественно в преуспевших в молитве, Бог производит веяние тонкое и мирное, когда Христос вселится в сердце (Еф. 3, 17), и таинственно воссияет в духе. Посему Бог говорил Илии на горе Хоривской (3 Цар. 19, 12), что не в этом и не в том Господь, – не в частных действах новоначальных, – но в тонком веянии света, показав совершенство молитвы.

Вопрос: Что делать, когда бес преобразуется в Ангела света и прельщает человека?

Ответ: Для этого человек имеет нужду в большой рассудительности, чтоб добре распознавать различие добра и зла. И так не увлекайся скоро по легкомыслию тем, что представляется, но будь тяжел (нескородвижен) и с большим испытанием доброе принимай, а худое отвергай. Всегда должен ты испытывать и рассматривать, а потом верить. Ведай, что действа благодати явны, и бес, хотя преобразуется, подавать их не может, именно – ни кротости, ни приветливости, ни смирения, ни ненавидения мiра, ни пресечения похоти и страсти, – кои суть действа благодати. Бесовские же действа суть – надмение, высокоумие, устрашение и всякое зло. По таким действиям можешь распознать от Бога ли воссиявший в душе твоей свет или от сатаны. Фридакс видом похож на горчицу, и уксус цветом похож на вино; но при вкушении их гортань распознает и определяет различие каждой из сих вещей. Так и душа, если имеет рассуждение, умным чувством может распознавать дары Духа Святого и призрачные мечтания сатаны.

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Оцените статью