Поющие гитары апачи год
Если названия групп SHADOWS и VENTURES покажутся вам незнакомыми, не спешите утверждать, что вы никогда не слышали их. скажем так, композиций. Дело в том, что прославились эти группы отнюдь не песнями, а гитарными инструменталами.
Сам я впервые услышал инструменталы группы SHADOWS не в оригинальном исполнении, поэтому долгое время считал их произведениями ВИА ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ. Именно ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ были одними из активнейших каверщиков-популяризаторов западной рок-музыки на территории СССР. Достаточно вспомнить, как они сделали из хита CHRISTIE «Yellow River» песенку с несколько дурацким текстом про толстого Карлсона. Впрочем композиции SHADOWS они переиграли вполне достойно (порою, лучше оригинала), хотя и здесь не могли обойтись без переименований. Своё название сохранил лишь инструментал «Апачи», зато «The Savage» стала «Торреро», «Peace Pipe» — «Синей Птицей», а «Man of mistery» даже «Цыганочкой» (хотя и вправду похоже).
Что до группы VENTURES, то её в советское время можно было слышать каждую неделю. Причиной тому — телепередача о внешней политике «Международная паннорама», заставкой которой стал пульсирующий инструментал «Vibrations», кусочек из которого позже «перекочует» в песню группы СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ «Розовые очки».
Ну а такие мелодии из репертуара VENTURES, как «Wheels» и «Caravan» можно было услышать и в знаменитом мультсериале «Ну, погоди!».
Более молодое поколение могло в обилии слышать наигрыши VENTURES в различных фильмах и сериалах — будь-то культовые «Криминальное чтиво» (композиция «Surf Rider») и «Шестиструнный самурай» (там композицию «Rap city» переиграла группа RED ELVIS, состоящая из российских эмигранты из России) или заставка из сериала «Полиция Гавайев». На этом ознакомительный курс заканчиваем, и переходим собственно к героям этой статьи.
В 1958 году восходящая «звезда» британского рок-н-ролла — Клифф Ричард — решил собрать себе сопровождающую инструментальную группу. Собранную группу назвали DRIFTERS, ребята сыгрались, им понравилось и они подумали: «А чего бы нам параллельно с основной работой чего-нибудь самим не записать?». В результате в начале 1959 года они одновременно записали одну композицию для Клиффа и одну для себя. Их собственный сингл (тогда ещё с вокалом) успеха не имел, но группа казалась перспективной, и компания EMI заключила с ней контракт.
Спустя ещё один сингл, группа решила полностью переквалифицироваться на инструментальную музыку. При этом они продолжали выступать с Ричардом, даже переименовались в SHADOWS («Тени») — мол, «Клифф впереди, а мы чуть позади него, немного в тени». В результате и вместе, и по отдельности — все обрели заслуженную славу.
Слава SHADOWS началась с уже упомянутой композиции «Apache». Этот инструментал был написан композитором Дерри Лорденом после просмотра одноименного вестерна «Апачи» ещё в 1954 г. Поначалу Лорден отдал композицию гитаристу Берту Уидону, но его версия композитору чем-то не понравилась и выпуск сингла подзатянулся. За это время Лорден на гастролях познакомился с ребятами из SHADOWS и изобразил им «Апачей» на гавайской гитарке укулеле. Слово за слово — и вот уже ТЕНИ записывают свою версию.
Клифф Ричард: «. прекрасно помню вечер, когда мы делали эту запись. Во время записи я играл на африканских барабанах в самом начале! Гитарные «удары», великолепный саунд, потрясающая мелодия, немного агрессивная, так что»Apache», на мой взгляд, лучшая наша работа».
Мнение Клиффа Ричарда вскоре разделили и слушатели. Правда поначалу представитель EMI хотел поместить на 1-ю сторону сингла другую композицию, но его дочка убедила его, что гораздо лучге та — «индейская» — мелодия.
В августе 1960 года сингл «Apache» не только занимает 1-е место Британского хит-парада, но и по иронии судьбы сталкивает с вершины композицию Клиффа Ричарда «Please Don’t Tease». Забавно, что в том же году вышло ещё две версии «Апачей» — упомянутого Берта Уидона и американского гитариста Йоргена Ингмана. Обе попали в топ, но было поздно — композиция уже устойчиво ассоциировалась с SHADOWS. Авторитетный «New Musical Express» объявляет «Апачей» синглом года.
В сентябре 1960 года ТЕНИ впервые выступили без Клиффа, и оказалось, что молчаливые сдержанные ребята, дёргающие струны гитар, могут вызывать в зале не меньший ажиотаж, чем поющие поп-звёзды. У бас-гитариста Джетта Харриса был даже собственный фэн-клуб. А когда у него сломался гриф гитары, то хитрая фирма Fender безвоздмездно подарила ему новую модель баса. Учитывая, что и гитарист группы — Хэнк Марвин — один из первых в Англии стал играть на «Фэндере Стратокастере», это послужило отличной рекламой.
Последующие синглы и альбомы SHADOWS выходили с потрясающей скоростью и раскупались, как горячие пирожки. Многие из них — «Foot Tapper», «F.B.I», «Wonderful Land», «Kon-tiki», «Genie with the brown lamp» и др. — стали классикой.
Взлёт к успеху коллег SHADOWS по другую сторону Атлантики произошёл ещё более стремительно и неожиданно. Видимо, недаром простые работяги с автозавода провинциального городка Такома — Дон Уилсон и Боб Богл — решили назвать свою группу VENTURES («Аантюры»). Не успели они сколотить свою группу, как тут же сварганили первую запись и отослали её на фирму Dolton. Там запись отвергли, и тогда ребята, недолго думая, зарегистрировали свой лейбл и выпустили первый сингл. Самодеятельность плодов не принесла, и тогда они решили действовать по-хитрому.
Дон и Боб заехали в Сиэтл к знакомому ди-джею крупнейшей в городе радиостанции и уломали его сделать их новую запись хотя бы заставкой к новостям. Этой записью была композиция «Walk Don’t Run».
Сама композиция была довольно старой. Первой её исполнил и записал в 1954 году создатель — композитор Джон Смит. Сами же VENTURES услышали её в исполнении великого джазмена Чета Эткинса на пластинке 1957 г. Столь богатой аранжировки, как у Эткинса, ребята из Такомы позволить себе не могли, зато они сделали упор на драйв и ритмичность.
И вот результат: энергичная заставка к новостям вызвала шквал писем и звонков с требованием поставить композицию в постоянную ротацию. А тут летом 1960 года подоспел и сингл.
Никому неизвестные ребята из VENTURES со скоростью ракеты пролетели через головы именитых коллег и заняли 2-ю строчку национального хит-парада — их остановила только композиция «Now Or Never» неподражаемого Элвиса. Несговорчивая фирма Dolton тут же подобрела и поспешила заключить с новичками контракт. Следующий сингл «Perfidia» укрепил успех, и понеслось.
VENTURES показали себя изобретательными ребятами, они не только успешно брались за разные стили — твист, рок-н-ролл, кантри, психоделику — но и создавали новые. Многие считают, что именно «Walk Don’t Run» стала первой композицией в специфическом стиле Западного побережья под названием «сёрф-рок», на котором позже сделают карьеру BEACH BOYS. Даже классический «Венгерский танец № 5» Брамса в руках VENTURES прератился в зажигательный поп-хит под названием «Rap city».
Не менее успешно переиграли они и композицию группы TORNADES под названием «Telstar». «Телстаром» назывался американский спутник, осуществивший в 1962 году передачу на Землю телесигнала, поэтому обе группы старались придать композиции космическое звучание (VENTURES одними из первых применили гитару с эффектом «флэнджер»). Сегодня это звучит несколько наивно — непросвещённому слушателю даже может показаться, что пленка на записи просто заедает. А VENTURES продолжали эксперименты — то опробуют в поп-музыке 12-струнку, то эффект обратной записи (ещё в 1964-м за три года до БИТЛЗ).
Источник
Музыка. Апачи в тени
Недавно сделал пост про «Поющие гитары» и вскользь помянул там группу Shadows из далеких шестидесятых годов. И каково же было моё удивление, что эта группа активно выступает и гастролирует (по крайней мере в 2017 году).
Давайте напомню, что это было раньше. Все мы это слышали.
Формальная информация по группе такова. The Shadows — британская инструментальная рок-группа , образованная в мае 1958 года в Лондоне в результате преобразования группы «The Five Chesternuts» в «The Drifters», а затем окончательно в «The Shadows» в июле 1959 года. В первоначальный состав вошли Хэнк Марвин (соло-гитара, фортепиано, вокал), Брюс Уэлч (ритм-гитара), Теренс «Джет» Харрис (бас-гитара), Тони Миэн (ударные). В дальнейшем состав неоднократно менялся. Из оригинального состава остались двое: Марвин и Уэлч. Еще один нынешний участник — Брайан Беннет — в группе с 1961 года. Является одной из старейших рок-групп мира и, возможно, самой старой из ныне существующих.
Вот кое-какие доказательства её современного существования.
Таки — да, «Поющие гитары» были у родителей на синей полупрозрачной гибкой пластиночке, которая почему-то не поддавалась уничтожению. И, по-видимому, на самом деле «Апачей» мы слышали с этой пластинки.
И «Поющие гитары, как и их аlter ego (или наоборот), тоже живы и гастролируют.
Текст на мелодию «Apache» The Shadows
Огонь трубки мира не гаснет,
Но жить с каждым днём всё опасней.
Так много вокруг бледнолицых,
И с ними не договориться.
След копыт, заброшен быт,
Глаз не спит, и кровь кипит в ладонях.
Верный друг, долой испуг,
Сердца стук, натянут лук, погоня.
Апачи скачут, их прерия ждёт.
Вернутся с боя живым.
Зов предков, значит им только вперёд.
Стрела – главный козырь индейца,
Спастись от неё не надейся.
И жизнью своей он рискует,
Когда на него атакуют.
Источник
О чем пели гитары или советский кавер от ВИА
5 октября 1966 года в Ленинградском механическом институте, известном ныне как Балтийский государственный технический университет «Военмех» имени Д.Ф. Устинова, состоялся первый концерт ВИА «Поющие гитары». Коллектив был одним из первых и впоследствии широко популярных ВИА, повлиявших на создание характерного музыкального стиля и тиражирование почти во все дома культуры Советского Союза подобных групп.
Давайте вспомним о чем пели гитары.
Начнем с известнейшего инструментала «Апачи», первыми исполнителями которого были британские «Shadows»:
Следующая песня «Был один парень». Представляете – и это в Советском союзе. Пока относительно недавно не услышал в исполнении ВИА, был уверен, что это дворовая песня либо автор Егор Летов, также ее исполнявший. На самом деле оригинал «C`era un ragazzo che come me amava i Beatles…» принадлежит небезызвестному итальянцу Gianni Morandi:
«Индейская резервация». Одноименный русскоязычный кавер песни, которую написал американец John D. Loudermilk, а позднее исполнил британец Don Fardon:
«Песня велосипедистов». Оригинал исполнил итальянский певец Riccardo Del Turco под названием «Uno tranquillo». Также ее пели на французском Joe Dassin и на английском британская поп-рок-группа «The Tremeloes»:
«Прекрасное воскресенье». Одноименный оригинал спел англичанин Daniel Boone:
«Толстый Карлсон». Оригинал «Yellow River» принадлежит английской поп-рок-группе группе «Christie». Широко известна также французская версия «L’Amerique», которую исполнял Joe Dassin:
«Люди встречаются». Отличная синкопированная версия песни «Fekete Vonat», которую пел венгерский певец Peter Poor:
Ну и, наконец, великий хит всех времен и народов, — «Синяя песня», в народе известная как «Синий иней». Начинал ее петь американец Neil Sedaka и называлась она конечно же «One Way Ticket». Вторую жизнь в песню вдохнула диско-версия «Eruption», а в Советском союзе аналогичный вариант ВИА «Здравствуй песня». Ну а потом кто только ни пел:
Конечно, репертуар «Поющих гитар» состоял не только из перепевок иностранных хитов, которые сейчас воспринимаются как отечественные ретро-песни. На мой взгляд они были сделаны настолько талантливо, что вместе с оригинальными композициями ВИА стали частью нашей музыкальной культуры.
А «Поющие гитары» , помимо оказанного влияния на наш культурный код, дали путевку в жизнь таким не нуждающимся в представлении исполнителям как Юрий Антонов, Альберт Асадуллин, Ирина Понаровская.
Смотрите другие публикации канала, связанные с музыкальной тематикой:
Источник