Поющие гитары или 20 лет

Содержание
  1. Поющие гитары (архивные записи) (1967-1976)
  2. «Поющие гитары»: и снова 20 лет спустя
  3. Как сейчас помню: весна 1994-го, по телевидению идет программа «Поющие гитары» 20 лет спустя». Звучат «Сумерки», «Десять дней», «Не ломай черемухи» и другие хиты легендарного коллектива – первого официального ВИА в Советском Союзе. В юности впечатления особенно яркие – тут же бросился подбирать на гитаре полюбившиеся песни. А заодно инструментальные пьесы с той самой, первой их пластинки, с которой у нас начался этот жанр в грамзаписи.
  4. Какими были «Поющие гитары» 50 лет назад
  5. Первый успешный советский ВИА — «Поющие гитары». Мы поговорили с его основателем
  6. Евгений Броневицкий — один из основателей если не первого вообще, то первого успешного советского ВИА «Поющие гитары». Он рассказал «Афише Daily» о том, как в СССР разрешили ансамбли, почему они утратили популярность в 80-х, но снова оказались всем нужны в 90-х и что заставляет «Поющие гитары» выступать и творить в 2021 году.
  7. О Ленинграде 60-х и цензуре
  8. Как и почему в СССР появились ВИА
  9. О гастролях и славе
  10. О спаде популярности ВИА в 80-х и росте интереса к ним в 90-х
  11. О воссоединении

Поющие гитары (архивные записи) (1967-1976)


Фото: Звездный состав «Поющих гитар»: Наверху — Александр Федоров, Анатолий Васильев, Юрий Соколов, Эдгар Бернштейн. Внизу — Валерий Ступаченко, Юрий Иваненко, Григорий Клемиц, Ирина Понаровская, Евгений Броневицкий, Владимир Калинин.

Аудио: Не часто исполняемая, полная версия композиции «Саласпилс». 1973 г.

Около 100 композиций рассортированных по времени появления в репертуаре.

В этом разделе собраны архивные записи легендарной группы «Поющие гитары», которые выходили на пластинках с 1967 по 1976 гг. Так же добавлены записи с концертов сохранившиеся на магнитоальбомах этого же периода. К большому сожалению многие записи группы не сохранились или сохранились в очень плохом качестве.

Читайте также:  Неангелы роман ноты для фортепиано

Песни ансамбля привязаны по годам выхода пластинок или по первому исполнению на концертах. Конечно здесь еще требуются некоторые уточнения, но в целом история песенного репертуара «Поющих гитар» представлена максимально широко. В некоторых случаях мы сочли возможным дать разные варианты песен. И в целом старались выкладывать самые лучшие по качеству треки. Если ж не было наиболее хороших по качеству треков, то ограничивались тем что есть.

Ансамль был основан в 1966 году бывшим гитаристом ансамбля «Дружба» Анатолием Николаевичем Васильевым. В 60-е годы в состав «Поющих гитар» входили гитарист В. Калинин, бас-гитарист Е. Броневицкий, ударник С. Лавровский, клавишник Л. Вильдавский, а так же Э. Бернштейн, Ш. Петраки, В. Чванов, А. Паулавичус, О. Мошкович и др. С 1969 по 1970, ровно год работал в коллективе начинающий композитор Юрий Антонов. Яркий след оставила вокалистка Елена Федорова, которая несколько ушла в тень после прихода в ансамбль Ирины Понаровской.

«Поющие гитары» первыми стали использовать на концертах световые эффекты, и стали делать театрализованные шоу. Музыкальные номера были очень хорошо отрепетированы и музыкальная состовляющая ансамбля была на высоте. Это не удивительно, ведь в составе ансамбля было много выпускников консерваторий: Эдуард Кузинер, Георгий Клемиц, Альгис Паулавичус, которые писали аранжировки и расписывали вокальные партии.

К началу 70-х годов образовался костяк музыкантов, который на протяжении почти 5 лет был неизменным и наверно самым лучшим и знаменитым: мужское трио вокалистов Евгений Броневицкий, Александр Федоров и Валерий Ступаченко, молодая и талантливая выпускница консерватории Ирина Понаровская. Георгий Клемиц — фортепиано, аранжировки, Эдуард Кузинер — клавишные, аранжировки, Эдгар Бернштейн — труба и звукорежиссура, Василий Борисов — гитара, Анатолий Васильев — соло-гитара (худ. рук. ансамбля), Юрий Иваненко — бас-гитара, Юрий Соколов — ударные инструменты.

Просто невероятно звучал в ансамбле бас Ю. Иваненко. Этот музыкант пришел вместе с Э.Кузинером, и ударником Ю. Соколовым из ансамбля «Ровестники», который акомпонировал известному певцу А. Королеву. В конце 60-х годов он купил у заезжего гастролера-итальянца новенькую бас-гитрау, которая была наверно самой лучшей в СССР в те годы. Просто неслыханно по тем временам Юрий украшал мелодию джаз-роковыми рифами и какими-то потрясающими сбивками в стиле Джако Пасториуса. Особенно сильно это слышно на композициях «Люди встречаются», «Саласпилс», «Нет тебя прекрасней». Вообще хорошо сыгранная пара Иваненко-Соколов являлась ритмическим мотором группы.

Популярность трех поющих богатырей: Броневицкого, Федорова, Ступаченко была в то время просто всенародно огромной. Их многоголосное пение грамотно расписанных вокальных партий прекрасно дополняла И. Понаровская. Особенно впечатляет ее вокализ в теме «Саласпилс», где она поет в унисон с трубой.

Программа ансамбля состояла из очень разных по стилю композиций, с одной стороны приходилось петь антивоенные песни и обязательные песни советских композиторов, русские народные песни, а с другой стороны они пели «Битлз» и другие популярные хиты западной музыки. Но и с тем и с другим коллектив музыкантов справлялся удачно.

«Поющие гитары» были первопроходцами на советской эстраде, от которых и пошло название ВИА. Популярность этой группы в СССР в конце 60-х не имела себе равных и могла в то время сравниться только с «Битлз». Именно они стали примером для большого количества коллективов которые пошли их дорогой. В последствие на высокий профессиональный уровень «Поющих гитар» смогли подняться немногие. Грузинский ансамбль «Орэра», белорусская группа «Песняры», некоторые другие коллективы, остальные ВИА были на порядок ниже. «Песняры» стартовали с дисков-гигантов, «Орэра» тоже регулярно выпускали диски-гиганты. Последние имели поддержку республиканских структур, в отличии от «Поющих гитар». У «Поющих гитар» выходили в основном гибкие пластинки и только в 1968 году вышел большой диск с одинадцатью композициями.

Вскоре стал сказываться вечный антагонизм двух столиц, и ревнивые московские функционеры от эстрады с начала 70-х годов ансамбль совершенно откровенно сплавляли. Анатолий Васильев вспоминал как часто на гастролях у музыкантов пропадали ноты с аранжировками, а потом выяснялось, что песни ансамбля исполняли другие, набиравшие популярность ВИА. Неприятная история была с песней «Люди встречаются», которую буквально похитили у ансамбля «Веселые ребята». И самое неприятное было, что вскоре вышел миньон с этой песней в исполнении «Веселых ребят», а на другой стороне была песня «Поющих гитар» — «О добрых молодцах». Так все и запомнили эту песню как песню «Веселых гитар». А вышедший немного ранее оргинал в исполнении этой песни «Поющих гитар» слышали немногие, п.ч. песня вышла на пластинке в ГДР.

С другой стороны ансамбль часто упрекали в том, что они делали очень много перепевок известных западных коллективов и пользуясь тем, что их мало знали у нас в стране. Раздули скандал с песней «Саласпилс», который якобы коллектив «Поющих гитар» пел совершенно незаконно. Эдуард Кузинер потом опроверг информацию, что песня была похищена. Просто услышанная им тема группы «Аргонавты» впечатлила его и по мотивам ее он написал совершенно потрясающую джаз-роковую композицию, имеющую мало общего с оригиналом.

Вообще ансамблю очень неповезло с тем как сохранилось их песенное наследие. По пальцам можно пересчитать стереозаписи и записи хорошего качества. Ансамбль, приносящий большую прибыль Ленконцерту, мало рекламировали и пускали в большие концертные залы. Музыкантам приходилось много колесить по России. Они давали в то время до 370 концертов в год. В 1975 году коллектив фактически перестал существовать как чисто песенный.

Постановка «Орфея и Эвредики» в 1975 году, явилась новой вехой в истории отечественной рок-музыки, но повлекла за собой уход ядра коллектива музыкантов, и хоть ансамбль существовал официально на бумагах до 1985 года, это был уже совершенно иной коллектив, который занимался только постановкой рок-опер.

Источник

«Поющие гитары»: и снова 20 лет спустя

27.02.2014, 16:46 | 2 537.

Как сейчас помню: весна 1994-го, по телевидению идет программа «Поющие гитары» 20 лет спустя». Звучат «Сумерки», «Десять дней», «Не ломай черемухи» и другие хиты легендарного коллектива – первого официального ВИА в Советском Союзе. В юности впечатления особенно яркие – тут же бросился подбирать на гитаре полюбившиеся песни. А заодно инструментальные пьесы с той самой, первой их пластинки, с которой у нас начался этот жанр в грамзаписи.

С тех пор прошло еще двадцать лет, а «Поющие гитары» по–прежнему любимы и востребованы, пройдя через многие трудности и трансформации состава. Впервые это началось со времен нашумевшей рок–оперы «Орфей и Эвридика». Возможно, многим кажется, что после возрождения ансамблю счастливым образом удалось избежать «модного» нынче «клонирования»…

— Аббревиатура ВИА была присвоена нам в процессе создания нашего коллектива сотрудниками «Ленконцерта» и отдела культуры, — вспоминает ветеран «Поющих гитар» Евгений Броневицкий. – Предложение сделать дебютную пластинку в первую очередь инструментальной поступило от руководителя Анатолия Васильева. Как Вы, наверное, знаете, это были произведения английской группы «Шэдоуз», а использовать английские названия мы не имели права. Пришлось заменить их на русские, по идеологическим соображениям. Идея использовать элементы рок–музыки в песнях советских композиторов шла от тех людей, которые брались за аранжировку. Музыкальные привязанности, конечно, не всегда совпадали, например, мои с Александром Федоровым – да, а с Валерием Ступаченко — нет. Возможность сочетать оперу «Орфей и Эвридика» с песенной программой, чтобы сохранить стабильность состава, была моей мечтой. Но руководитель посчитал, что это нецелесообразно.

Что касается разделения на составы, и мы не избежали этой участи. Из ансамбля ушли два консервативно настроенных члена, не желающих переходить на живой звук. Вокруг них образовался клон ансамбля «Поющие гитары» из людей, которые когда-то были участниками этого коллектива, им исполнился всего лишь год. Они работают под фонограмму. Наши взгляды на процесс формирования репертуара не сходятся. Они настроены пользоваться только старым багажом, мы же настроены двигаться вперед! Сейчас наш коллектив работает над созданием новых песен. Процесс очень сложный и утомительный, потому что не все песни могут существовать в нашем репертуаре. Для того чтобы осталась хотя бы одна, надо перепробовать десять, а пользоваться только старым репертуаром — значит стоять на месте и надоедать публике.

Источник

Какими были «Поющие гитары» 50 лет назад

C 1970 года начался самый продуктивный период в работе вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары» : продолжительные гастроли по стране и за рубежом, концерты в больших престижных залах Ленинграда и Москвы, новые пластинки.

В 1970 году фирма «Мелодия» выпустила несколько гибких пластинок ансамбля, на которых вышли песни «Поющих гитар», уже полюбившиеся массовому слушателю, в том числе — лирическая баллада «Сумерки» (А. Васильев — К. Рыжов) и кавер-версия песни Нила Седаки «One Way Ticket», в нашей стране получившая новое имя — «Синяя песня» (обработка А. Васильева — русский текст А. Азизова). Кроме того, уже давно популярная мелодия «Цыганочки» в обработке А.Васильева была включена в кинофильм «Начало» (режиссер Глеб Панфилов).

Ленинградский журнал «Аврора» писал о творчестве «Поющих Гитар»: «Обработки народных песен, сделанные «Поющими гитарами», — не формальная, архаичная дань прошлому и не залихватское выхолащивание духа песни. В лучших песнях волнуют именно русские мотивы, но чувствуется и время исполнения – семидесятые годы ХХ века».

Коллегам с берегов Невы вторит журналист газеты «Вечерний Минск» А.Гурченков: «Уходя с концерта «Поющих Гитар», уносишь с собой песни — лирические, темповые, серьезные и шуточные. И когда бы они ни родились, — это песни наших дней» (25 сентября 1970 года).

В этом году «Поющие Гитары» в первый раз отправились на зарубежные гастроли – сначала в Польшу, затем – в ГДР. Польский журнал «Panorama» тогда удивленно писал: «Хотя название коллектива звучит очень привычно, нужно сразу разъяснить, что это — новая, молодежная группа, это — неизвестный в Польше, но популярнейший в Советском Союзе ансамбль. Члены коллектива умеют одинаково динамично и ритмично использовать возможности гитары — основного инструмента в этом жанре музыки. Репертуар «Поющих Гитар» также очень интересен. Однако наибольшей популярностью пользуются народные мелодии и старинные романсы в новых интересных аранжировках. »

В составе «Поющих Гитар» произошли серьезные изменения. В январе ансамбль покинул клавишник Олег Мошкович, на смену которому пришел очень сильный пианист и искусный аранжировщик Григорий Клеймиц. С шестнадцати лет он профессионально работал на сцене, аккомпанируя знаменитому певцу Жану Татляну, а на протяжении 60-х был участником ещё нескольких эстрадных составов.

Барабанщик Сергей Лавровский, один из основателей «Поющих Гитар», решил в этом году начать делать собственную музыкальную карьеру. Покинув ансамбль, он собрал ВИА «Калинка». На замену Лавровскому из ВИА «Веселые Голоса» пришел новый ударник Юрий Соколов, а вместе с ним в составе «Поющих гитар» появился и новый басист — Юрий Иваненко.

Кроме них состав группы пополнил певец Богдан Вивчаровский, ранее выступавший в ансамбле «Дружба».

Источник

Первый успешный советский ВИА — «Поющие гитары». Мы поговорили с его основателем

Евгений Броневицкий — один из основателей если не первого вообще, то первого успешного советского ВИА «Поющие гитары». Он рассказал «Афише Daily» о том, как в СССР разрешили ансамбли, почему они утратили популярность в 80-х, но снова оказались всем нужны в 90-х и что заставляет «Поющие гитары» выступать и творить в 2021 году.

О Ленинграде 60-х и цензуре

Ленинград 60-х совпадает с моей юностью, моим становлением как личности — поэтому мой рассказ будет происходить через призму моего мировосприятия. Ленинград 60-х — это время хрущевской оттепели, когда немножко уменьшилось давление на деятелей творческих профессий, когда немного приоткрылся железный занавес и когда можно было сделать то, что раньше нельзя было, — но в очень умеренных пропорциях. Как говорится, можно, но только осторожно.

В 60-х годах выпустили джинна на свободу, возвратить его в бутылку уже было невозможно. Вся эта тенденция к освобождению все больше проявлялась с каждым годом. До появления таких ансамблей, как наш, в стране кипела культурная жизнь. Были коллективы с репертуаром, который тщательно отбирался, в котором можно было делать только то, что позволено официальными лицами. Можно было петь только академическими голосами. Можно было петь песни, посвященные Родине, Сталину, Ленину, и держаться на сцене статично, не быть распущенным и фривольным. До ВИА не было соединения, когда один человек является сам по себе и аккомпаниатором, и исполнителем. Музыкальная ориентация у молодежи в то время была направлена в сторону Запада. В это время в Петербурге люди, связанные с командировками, возвращались и привозили массу пластинок. Эти пластинки тиражировались на магнитофонные кассеты; практически в каждом доме можно было услышать и The Beatles, и Элвиса Пресли.

Как и почему в СССР появились ВИА

В нашу страну стали приезжать зарубежные исполнители, группы. Они пользовались невероятно большим успехом у нашей публики — особенно у молодежи. Естественно, молодым музыкантам Ленинграда 60-х и 70-х хотелось соответствовать этому высокому уровню, который продемонстрировали нам, например, такие ансамбли, как The Beatles, которые, по сути, и являлись вокально-инструментальными коллективами.

Опираясь на эти свободные эпизоды в нашей жизни, мы предпринимали попытки осуществить создание таких коллективов на отечественной почве. Это было довольно трудно, это не поощрялось руководством нашей страны. Однако, как я уже сказал, джинна загнать обратно в бутылку было нельзя — поэтому продолжалась работа по созданию таких коллективов.

Наш коллектив — не исключение. В конце 1960-х мы прошли сквозь серьезную сеть проверок, просмотров. Несколько таких просмотров не дали нам никакого результата. Нас не брали на работу, отклоняли наш репертуар, не одобряли наше поведение на сцене.

Про историю создания нашего ансамбля можно прочитать в энциклопедии — не хотелось бы снова повторять, кто был создателем и как это происходило: все это можно увидеть в специальной литературе.

О гастролях и славе

К большому нашему счастью, наши гастроли были настолько успешны, что куда бы мы ни приехали — это полные залы, восторженные залы, наполненные любовью глаза наших слушателей, автографы, цветы.

Этот неожиданный успех позволил нашему руководству чуть более снисходительно относиться к деятельности нашего коллектива, который нравился публике и приносил большие выгоды «Ленконцерту».

Популярность — явление, которое очень приятно переживается исполнителем. Это любовь, которая всегда греет и предполагает какое‑то движение вперед, подогретое этим чудным чувством. С другой стороны, популярность может сгубить человека: иногда некоторые слабые личности начинают думать о себе больше, чем они стоят. Они неправильно оценивают свои способности, становятся убежденными в своей правоте — иногда совершенно неправомерно.

Излишняя популярность иногда людей ввергает в такие пороки человечества, как пьянство, наркомания, снобизм, пренебрежение к тем, для кого ты выступаешь. У нас получилось так, что мы миновали эти негативные стороны популярности и лишь радовались тому, что мы всем нужны и все нас ждут.

О спаде популярности ВИА в 80-х и росте интереса к ним в 90-х

В 1960-х ВИА создавались робко, на сцену выходило небольшое количество достойных коллективов. Не буду хвастаться, что мы являемся какими‑то особенными, — были «Песняры», «Орэра». Эти коллективы были очень высокого уровня. Дальше, в 70-х, посыпались как из рога изобилия другие вокально-инструментальные ансамбли, подчас не очень отвечающие каким‑то эстетическим и этическим нормам, иногда с плохим и непрофессиональным качеством, плохой игрой и пением.

Их было настолько много, что, я думаю, они набили оскомину, приелись слушателю на протяжении долгого времени. Когда их очень много, трудно разобраться, где хорошо, а где плохо. Поэтому появилось желание слушать что‑то новое и немного отличающееся от этого огромного количества ВИА, которые в основе своей были немножко однообразными.

В спину дышал рок-н-ролл. В стране начинают появляются рок-н-ролльные группы. Хард-рок победоносно в 80-х годах заходит на сцену и удовлетворяет потребности довольно узкой социальной прослойки молодых рокеров, которые трясут волосами, бряцают цепями и в кожаных куртках крутят головой. Но понравиться большинству нашей публики, простой аудитории, рок-музыкантам так и не удалось. Поэтому по прошествии двадцати лет ставшие взрослыми молодые люди, которые когда‑то слушали первые ВИА, изъявили желание снова послушать эти песни — простые, доходчивые, ясные и добрые, о любви, о разлуке, о смерти, о жизни.

Появился вопрос: а где же эти исполнители, которые когда‑то пели нам эти песни? Стали поступать некоторые просьбы в адрес, например, членов нашего ансамбля, которые разбежались в 1975 год; не буду уточнять, почему разбежались, — это везде можно прочитать (участники ансамбля начали заниматься постановкой рок-опер. — Прим. ред.). Люди подходили и спрашивали: почему вы снова не соберетесь? Спойте нам что‑нибудь свое, в стиле того времени, когда мы были молодыми.

О воссоединении

Ностальгия по тем песням, по тому времени создала условия для того, чтобы наш ансамбль собрался. Мы удовлетворили желание наших слушателей, отрепетировали несколько песен, выступили с благотворительным концертом. Когда мы закончили свое выступление, мы поняли, что это оглушительный успех, просто фурор. Люди не отпускали нас, очень долго требовали еще и еще. Но у нас было подготовлено немного песен, поэтому сыграть еще мы не могли. Нам был дан наказ от слушателей и зрителей: только не уходите! Поэтому мы взяли небольшой тайм-аут, собрались на репетиции и в течение месяца восстанавливали старую программу — если есть спрос, значит, есть и предложение.

В 1997 году наш коллектив, как феникс, снова воспрял из пепла. Мы снова оказались востребованными и стали колесить по стране, летать, плавать. И не только по стране — нам удалось побывать за границей. До сих пор наш коллектив существует как классический жанр ВИА.

Поэтому, когда нас спрашивают о творческом росте и движении вперед, я предпочитаю акцентировать внимание на сохранении почетного места на сцене нашей страны. Каким образом это достигается? Сохранением того высокого профессионального уровня, который был достигнут в течение долгих лет, слаженности в работе, организации. Когда говорят, что надо обязательно куда‑то двигаться, я понимаю, что движение ради движения — это не очень правильно. В нашем понимании движение заключается в том, чтобы появлялись на свет песни, которые ничуть не хуже тех, которые сделали нас популярными. Песни, которые будут схожи с теми песнями по эмоциональному воздействию.

К сожалению, такие песни появляются с огромным трудом и усилиями. Надеемся, что нам еще удастся в собственном коллективе родить такие песни — предпосылки к этому есть. У нас есть композитор, гитарист Валерий Кочегуро, талантливый человек; он написал для нас много песен, надеюсь, напишет еще. У нас есть Владимир Васильев, наш музыкант и композитор. Думаю, что наше движение вперед, пусть и не очень бурное, будет происходить.

Но самое главное — не растерять то, что мы когда‑то заслужили: уважение нашей публики. Надо все делать так, чтобы публика не отвернулась от нас.

Источник

Оцените статью