Меломаны Советского Союза прекрасно помнят, что одним из первых коллективов, положивших начало плеяде популярных позднее вокально-инструментальных ансамблей, была группа “Поющие гитары”. Молодые музыканты, вдохновленные опытом западных коллег, распевали со сцены веющие свежестью и духом манящей свободы “Синий иней” и “Песенку велосипедистов”.
История создания и состав
Можно сказать, что начало ВИА положено задолго до даты официального образования в 1966 году. В начале 50-х приятели, любители музыки, организовали маленький оркестр. В состав доморощенной группы входил Анатолий Васильев, играющий на саксофоне. Коллектив давал мини-концерты в институтах, зарабатывая прибавку к стипендии.
Гитарист и вокалист Анатолий Васильев
К слову сказать, музыканты добились широкой известности и признания в узких кругах студенческой публики. Уже тогда молодые люди ночами слушали пластинки зарубежных певцов, а с утра перепевали репертуар на университетских площадках. Слушателей собиралось так много, что порой сами музыканты не могли пробраться к сцене.
В середине 50-х музыкальный талант Васильева замечен руководителем коллектива “Дружба” Александром Броневицким. Ансамбль состоял из сборной «солянки» творческих личностей зарубежных стран, а блистала на сцене вокалистка Эдита Пьеха.
Басист и вокалист Евгений Броневицкий
Отработав около десятка лет с коллегами из “Дружбы”, Васильев объездил с гастролями не только города Союза, но и зарубежье, где ощутил волны и звучание новых стилей музыки. Молодой человек решил создать собственную группу, похожую на популярные и практически запрещенные на тот момент “Битлз”. Вновь созданным коллективом стал ВИА “Поющие гитары”, куда, помимо вдохновителя и организатора, вошли младший брат Александра Броневицкого — Евгений, гитарист Владимир Калинин, клавишники Лев Вильдавский и Олег Мошкович, ударник Сергей Лавровский и вокалистки Галина Баранова и Татьяна Калинина.
В интервью Васильев рассказывал, что изначально приглашал исполнителем солиста “Дружбы” Анатолия Королева. Вокалист изначально дал согласие, музыканты придумали и подготовили программу, а главный певец неожиданно отказался, сославшись на боязнь провала.
Вокалистка Галина Баранова в составе группы «Поющие гитары»
Тогда по рекомендации знакомых руководитель “Гитар” пригласил Галину Баранову, кстати сказать, едва ли не единственную с профессиональным консерваторским образованием среди музыкантов группы. Так “Поющие гитары” обрела женский голос. Практически сразу на ансамбль обрушилась известность. Обласканные вниманием и любовью слушателей, “Гитары” давали по 3-4 концерта в день на площадках и сценах клубов родного Ленинграда.
В составе коллектива начинали ставшие позже живыми легендами советской, а затем и российской эстрады певцы и певицы, к примеру, Юрий Антонов, Александр Розенбаум и Ирина Понаровская.
Юрий Антонов и Ирина Понаровская
К сожалению, в быстро живущем мире музыки ничего не бывает вечным, и с середины 70-х в моду вошли рок-коллективы, получившие свободу самовыражения и выступлений. В 1975 году большинство участников группы “Поющие гитары” увлеклось постановкой рок-оперы “Орфей и Эвридика”. Поскольку наименование жанра с упоминанием термина “рок” по-прежнему оставалось нежелательным для Ленсовета, произведение названо “зонг-оперой”.
Успех созданного формата носил характер разорвавшейся бомбы. А вот для группы “Поющие гитары” эта «бомба» положила конец существованию вплоть до 1997 года.
Гитарист и вокалист Александр Федоров
В середине 90-х меломанов настигла страсть к ретро-музыке и ностальгии. Тогда воссоединенный коллектив, в котором оказались Александр Федоров, Евгений Броневицкий, Григорий Клеймиц, дал несколько сольных концертов. Выступление принято публикой на бис, а ансамбль вернулся на сцену, освежив состав несколькими молодыми музыкантами.
Музыка
ВИА получил известность на волне пика популярности “Битлз”. По воспоминаниям участников коллектива, им пришлось пойти на хитрость, чтобы выйти на сцену с композициями иностранных исполнителей. Музыканты просто перепели тексты на русском языке. Критики прекрасно понимали суть происходящего, но смотрели сквозь пальцы на некую вольность пользующегося грандиозным успехом ансамбля.
Песня «Сумерки» группы «Поющие гитары»
Первая грампластинка записана на студии “Мелодия”, и альбом мгновенно раскуплен поклонниками ансамбля в 1968 году. Песни “Синяя птица”, “Сюрприз”, “Тореро”, “Цыганочка”, по сути, являются аранжировками инструментальных композиций группы The Shadow.
Новаторство исполнения заключалось в том, что впервые музыканты объединили инструменталистов и вокалистов в одном. Если ранее в группах четко выделялся солист, который пел на первом плане, а аккомпанирующие музыканты располагались рядком позади фронтмена, то “Поющие гитары” нарушили четкий функционал. Название группы в данном случае говорит само за себя.
Вокалистка Ольга Левицкая
Отсюда же и наименование вида творческого объединения — вокально-инструментальный, то есть как играющий на инструментах, так и поющий. Звучное многоголосье коллектива Анатолия Васильева стало легендарным.
Команда признается, что изначально участники первого «золотого состава» не могли похвастаться музыкальным образованием, Васильев с улыбкой замечал, что и пела основная масса неважно. Все это затмевали репертуар с отголосками иностранных песен и оригинальное исполнение.
Песня «До тебя два шага» группы «Поющие гитары»
Создатель ВИА в интервью вспоминал, что после первой же волны популярности у группы появились двойники, гастролирующие параллельно с оригинальным составом. Вслед за дебютантами жанра возникли подобные ансамбли — “Песняры”, “Самоцветы” и другие.
Репертуар исполнялся музыкантами вживую, работать под фонограмму участники “Поющих гитар” себе не позволяли, несмотря на невероятную загруженность. Выступление представляло собой театрализованный, захватывающий внимание концерт. Страсть к игре на сцене во время пения нашла отражение в рок-операх, появившихся на закате коллектива 70-х.
Барабанщик Юрий Соколов (Помидор)
Сохранилось мало записей концертов группы, которые можно назвать начальными шагами на пути создания клипов. Бессменный руководитель “Гитар” Васильев недолюбливал качество съемок, поэтому редко позволял вести их.
Кстати говоря, двойной труд музыкантов оказался оценен по достоинству руководством музыкальной жизни Союза. Если участники коллективов до ВИА получали зарплату по тарифу 5 руб. за концерт, то “Поющим гитарам” платили за выступление уже 7.50 руб. вне зависимости от заполненности зала. Впрочем, гастроли ансамбля проходили при полных аншлагах.
“Поющие гитары” сейчас
Оставшиеся в коллективе музыканты между тем продолжают работать и выступать в 2018 году, невзирая на возраст. Фото с концертов и записи выступлений поражают неуемной энергетикой и навевают ностальгию по давно минувшим временам.
ВИА «Поющие гитары» в 2018 году
Евгений Броневицкий, по-прежнему гастролирующий с коллективом, рассказывает, что группа записывает новые песни, но слушатели и зрители в зале предпочитают подпевать старым композициям, надежно занявшим место в сердце.
К сожалению, время жестоко и забирает талантливых людей, оставляя в памяти поклонников созданные творческие сокровищницы. В 2003 году уходит из жизни вокалистка Ольга Левицкая, в 2014-м скончался после онкологического заболевания Юрий Соколов. В 2017-м умер руководитель и основатель ансамбля Анатолий Васильев.
Источник
Поющие гитары
Поющие гитары
ВИА «Поющие гитары»
Основная информация
Жанры
Евгений Броневицкий Василий Борисов Владимир Васильев Аркадий Аладьин Валерий Ступаченко Милена Вавилова Валерий Кочегуро
Ирина Понаровская Альберт Асадуллин Ольга Левицкая Александр Фёдоров Юрий Иваненко Владимир Калинин Альгирдас Паулавичюс Григорий Клеймиц Эдгар Бернштейн Юрий Соколов Лев Вильдавский Сергей Лавровский Галина Баранова Татьяна Калинина Елена Федорова Олег Мошкович Штефан Петраки Юрий Антонов Владимир Рубин Лев Пильщик Юрий Чванов В. Дынга Эдуард Кузинер Богдан Вивчаровский Василий Борисов Юрий Иванов Валентин Бадьяров Владимир Васильев
«Поющие гитары» — советский вокально-инструментальный ансамбль, пользовавшийся необыкновенной популярностью в начале 1970-х годов. Наиболее известными песнями в наши дни являются «Синяя песня» («Синий иней») и «Песенка велосипедистов». Коллектив являлся одним из первых в истории отечественной популярной музыки профессиональным коллективом, давший имя всему жанру ВИА и послуживший образцом для многочисленных последователей и подражателей [1] . «Поющие гитары» создали универсальную формулу для ВИА, появившихся в конце 60-х и первой половине 70-х годов.
Содержание
История
Создан в Ленинграде в 1966 году [2] . 5 октября 1966 года ансамбль дал первый профессиональный концерт — на сцене актового зала в Военно-механическом институте. В 1967 году ансамбль записывает на фирме «Мелодия» свою первую пластинку. Популярность группы растет: ВИА «Поющие гитары» в год давали до 350—400 концертов-аншлагов. Сильными сторонами группы было знание западных образцов, а также «эффектное вокальное многоголосие и остроумная театрализация многих песен» [1] .
Многие участники группы позже добились индивидуального успеха как певцы, композиторы, аранжировщики и дирижёры (Юрий Антонов, Альберт Асадуллин, Ирина Понаровская, Валентин Бадьяров, Альгирдас Паулавичус, Григорий Клеймиц, Валерий Бровко, Галина Баранова и др.).
К началу 80-х годов популярность группы сильно упала [источник не указан 1142 дня] , сказывалась и сильная текучка кадров. Коллектив стал заниматься постановками рок-опер, и с 1985 года преобразован в Государственный театр «Рок-опера». Весной 1997 года «Поющие гитары» неожиданно для многих воссоединились и дали серию хорошо принятых публикой концертов, со своим репертуаром 30-летней давности. Но почти сразу начинаются потери: в 1998 году уходит из жизни музыкальный руководитель Григорий Клеймиц, в 2002 году гитарист и вокалист Александр Фёдоров уезжает на ПМЖ в Канаду, в 2004 году уходит из жизни вокалистка Ольга Левицкая. В ансамбле появляются новые, молодые музыканты: гитарист Валерий Кочегуро и вокалистка Милена Вавилова. В 2004 году одно из немногих тогда «живых» выступлений ансамбля было в телепередаче «Живой звук» за несколько дней до смерти Ольги Левицкой. Впоследствии концерты, в том числе юбилейный концерт в Санкт-Петербурге в БКЗ «Октябрьский» 15 октября 2006 года, за редким исключением проходят под фонограмму «дабл-трэк». 12 декабря 2012 года в Санкт-Петербурге в БКЗ «Октябрьский» ансамбль выступил c долгожданным живым концертом, в нём были и новые песни. Ушедшего на пенсию ударника Юрия Соколова сменил Аркадий Аладьин (ранее группы «Марафон», «Эверест», «Август», «Зарок»). Ранее Аладьин играл после Соколова в группе «Сильвер».
Репертуар
В основу репертуара легли обработки популярных эстрадных мелодий зарубежных групп Shadows, Ventures, песни групп «the Beatles», «Тремелос», песни Джанни Моранди, а также русские народные и цыганские песни.
«Синий иней» (русский текст Альберта Азизова, оригинал — Келлер-Хантер [3] (первое исполнение — Нил Седака, 1959) One way ticket (to the blues))
«Песенка велосипедистов», оригинал — Riccardo Del Turco «Uno tranquillo» (французский кавер — Джо Дассен «Siffler sur la colline», английский — The Tremeloes «Suddenly You Love Me», ивритский — «להשתטות לפעמים»)
«Воскресенье («Самый лучший день»)», оригинал — Daniel Boone, «Beautiful Sunday».
«Был один парень», оригинал — Джанни Моранди«C`era un ragazzo che come me amava I Beatles…» (бразильская версия: Os Incríveis «Era um garoto, que como eu, amava os Beatles e os Rolling Stones»)
«Индейская резервация», автор John D. Loudermilk, русский текст Я.Голяков, оригинал — The Raiders, «Indian Reservation»
«Ленинград», оригинал — Джо Дассен, «La complainte de l`heure de pointe»
«Апачи», оригинал — The Shadows, «Apache».
«Торреро», оригинал — The Shadows, «The Savage».
«Синяя птица», оригинал — The Shadows, «Peace Pipe».
«Цыганочка», оригинал — The Shadows, «Man of Mystery».
«Люди встречаются», оригинал — Peter Poor «Fekete Vonat» (также русскоязычный кавер — Янош Коош «Черный поезд»)
«Прекрасное воскреснье», оригинал — Daniel Boone «Beautiful Sunday»
«Толстый Карлссон», оригинал — Jeff Christie «Yellow River» (французский кавер — Джо Дассен «L`Amerique»). [5] .
«Три минуты до смерти», оригинал — Pascal Danel «Les trois dernières minutes»
Скандал с группой «Аргонавты»
В репертуаре «Поющих гитар» есть песня-реквием «Саласпилс». Эту песню о трагической судьбе латвийской деревни, где в годы Великой Отечественной войны находился нацистский концлагерь для детей, сочинил солист группы «Аргонавты» Александр Тимошенко, на стихи поэта Виктора Большакова. В декабре 1969 г. группа «Аргонавты» выступила на очередном вечере, посвящённом дню студентов, там впервые и прозвучала песня «Саласпилс». Песня быстро разошлась по городу, исполнялась другими группами, а несколько лет спустя попала в репертуар «Поющих гитар», клавишник которых Эдуард Кузинер сделал свою аранжировку, добавил инструментальное соло, и немного изменил слова. Тем не менее, когда «Поющие гитары» собрались издать «Саласпилс» на пластинке, «Аргонавты» заявили свои права на песню, и сумели доказать их — на изданном фирмой «Мелодия» диске, Тимошенко и Кузинер значились соавторами. Эта история — пожалуй, первый прецедент успешной борьбы за авторские права в Советском Союзе. [6]
Участники коллектива
Состав коллектива постоянно обновлялся:
«Звёздный» концертный состав:
Анатолий Васильев — соло-гитара, вокал, основатель коллектива
Ирина Понаровская (1971—1976 гг.), Валерий Ступаченко, Александр Федоров, Евгений Броневицкий (бас-гитара, вокал) — солисты ансамбля
Юрий Иваненко — бас-гитара, флейта
Владимир Калинин — ритм-гитара, вокал,
Альгирдас Паулавичюс — электроорган, флейта
Григорий Клеймиц — клавишные инструменты, вокал (в последующем аранжировщик и музыкальный руководитель ансамбля)
Эдгар Бернштейн — труба, радиоинженер
Юрий Соколов — ударные инструменты, вокал
Лев Вильдавский (электроорган, фортепиано)
Сергей Лавровский (ударные инструменты, вокал)
Солистки (последовательно):Галина Баранова, Татьяна Калинина, Елена Федорова, Ирина Понаровская, Ольга Левицкая
Олег Мошкович (клавиши, вокал)
Штефан Петраки (клавишные инструменты, вокал)
Юрий Антонов (клавишные инструменты, вокал)
А также периодически — Владимир Рубин, Лев Пильщик, Юрий Чванов, В. Дынга