Начальное обучение игре на шестиструнной гитаре детей дошкольного возраста. Дмитриева НН
То, как будет строиться обучение исполнению на музкальных инструментах во многом зависит от начальных этапов работы с ребенком. Когда и как начинать заниматься, чего стоит избежать, рассказывает известный педагог по классу гитары, доцент АМУ при МГК им. Чайковского, кандидат пед. наук — Дмитриева Наталья Николаевна.
Развитие музыкально-эстетического воспитания в нашей стране характеризуется постоянным увеличением числа детей, входящих в мир музыки. Общение с искусством начинается с всё более раннего возраста. Дошкольное детство — пора оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного, в эти годы закладывается основа художественных представлений и вкусов человека, поэтому ответственна роль первых воспитателей, от которых зависит, займет ли музыка должное место в жизни человека. От личности воспитателя, его нравственного облика, уровня знаний, мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольников. Музыкальное воспитание помогает формировать гармонично развитых, культурных, духовно богатых людей, независимо от выбранной в дальнейшем профессии.
Детская музыкальная школа— основной очаг музыкального воспитания и образования. В классы скрипки и фортепиано ДМШ дети приходят, как правило, в пять-шесть лет. В то же время в классе гитары первоклассники девяти-десяти лет (а иногда и более) — обычное явление. Вместе с тем, опыт работы показывает, что учить игре на гитаре можно и маленьких детей, начиная с дошкольного возраста. Чем раньше войдет музыка в жизнь человека, тем более прочное место займет она в его душе.
Подготовительный класс школы дает педагогу возможность спокойно, не торопясь, развивать те качества, навыки, которые необходимы для последующих занятий. Дети успевают узнать больше музыки, больше о музыке, выучить обширный репертуар.
Инга В. учится в классе с пяти лет. Если сравнить её с другими учениками, которые начали заниматься в более позднем возрасте, без подготовительного класса, то резки выделяется её более высокая грамотность, хороший музыкальный вкус, знание музыки и любовь к ней ! .
Дошкольный возраст — время активного узнавания окружающей жизни.В процессе обучения малышей, которых привлекает всё яркое, необычное, широко используются игрушки и игровые приемы, которые активизируют детское мышление. Пусть малыш, пришедший на урок музыки, увидит в классе игрушечных зверюшек или героев сказок. Большинство детей любит и знает множество сказок, живет сказками. По словам В. А. Сухомлинского, мысли ребёнка «устремляются в мир истины на крыльях сказки» /1/. Пусть герои сказок, друзья ребенка, этот привычный для него, родной сказочный мир появится на уроке, будет связующим звеном между ребёнком и музыкой. Педагог должен уметь обыграть связь между игрушками и уроком, чтобы они были не только забавой, но и помогали в обучении. Могут в гости к ребёнку прийти три сказочных поросенка, любящих петь и плясать, к тому же один из них очень трудолюбивый. Он работал старательно, поэтому и дом крепкий построил, и петь хорошо научился, ведь, чтобы хорошо научиться играть, тоже надо работать.
На первом уроке с Володей М , из разговора становится известно, что любимый герой мальчика — Карлсон. В начале второго урока педагог рассказывает ученику о своем разговоре с Карлсоном, оказывается, тот уже знает, что в класс пришёл хороший мальчик Володя, и очень захотел прилететь к нему в гости. Мальчик трогательно его встречает, не забывает переносить, когда после занятий на гитаре пересаживается за фортепиано, которое является прекрасным помощником в обучении начинающих гитаристов. Педагог, обращается к игрушке: «Карлсон, ты слышишь, какой Вовочка молодец, как у него хорошо получаюсь ?»
Первая встреча ученика и педагога очень ответственна.Движения ребёнка, его речь, реакция на окружающее многое раскроют педагогу в ученике. Педагог проверяет не только музыкальные данные будущего ученика, но и его интеллект, любит ли он читать, рисовать, знает ли наизусть стихи.
Шестилетняя Катенька У. не только выразительно прочею стихи, но и назвала автора этих и других детских стихов, детских писателей. Музыкальные данные у неё — средние, интонировала она неточно, но показала себя умным человечком. Через три месяца занятий её уже трудно было узнать, пела чисто, играю выразительно, гораздо лучше стала слышать, научилась самостоятельно работать.
На первом уроке нужно ознакомить ученика с шестью струнами гитары. Если он не знаком с нотами, не следует говорить малышу название всех струн, а следует только сравнить их высоту. На помощь могут прийти матрёшки, поющие разными голосами, самая маленькая поёт тонюсеньким голоском, как самая первач струна гитары, другая поёт голоском пониже, и вы уже видите, что ребёнок сам начинает вам подыгрывать, сравнивает высоту струн, сам говорит за матрёшек разными голосами. Эти же матрёшки могут загадывать малышу музыкальные загадки после того, как он разучит несколько песенок. Пусть малыш узнает, какую песенку «играет» каждая из матрёшек.
Игра на уроке — эффективный помощник. В игре воспитываются физические и психические навыки, которые необходимы в учении. «Игра для них — учёба, игра для них — труд, игра для них — серьёзная форма воспитания», — говорила Н.К. Крупская /2/. Пусть поначалу ребят тянет на урок потому, что там их ждет сказка, часто ими же созданная.
На первом уроке педагог показывает ученику, как держать гитару (в магазинах можно найти маленькие гитары, подходящие для малышей). Чтобы маленькому гитаристу было удобно сидеть на высоком стуле, ему под обе ноги подкладывают подставки, причем под левой ногой она должна быть выше. И для мальчиков, и для девочек удобно на первых порах использовать «мужскую» посадку, когда правая нога отведена от левой. Только такое положение позволяет ребёнку устойчиво сидеть, правильно, естественно, без лишнего напряжения держать гитару.
После того, как педагог показал ученику правильную посадку, можно объяснить, как держать правую руку, при этом левая рука должна находиться на деке. Объясняя положение правой руки, нужно давать яркие, точные сравнения. Положив руку ученика у локтевого сгиба на край корпуса гитары, необходимо расположить на одной линии кисть и предплечье, и со словами «была прямая веточка и вдруг сломалась» заставьте кисть свободно повиснуть.
Ученица Инга В., хотя прошло уже несколько лет, помнит свои первые уроки, когда ей было пять лет, помнит найденное ею сравнение — «кисть висит свободно, как полотенце».
После того, как педагог объяснил положение правой руки, он дает для неё упражнение на открытых струнах. Дети любят музыку, содержание которой поясняется заглавием, поэтому даже самым простым упражнениям, построенным сначала на повторении звука одной струны, затем звуков соседних струн, лучше давать названия, так они станут привлекательнее и скорее будут освоены детьми. Это могут быть разнообразные «часы», «дождики», «прогулки», вальсы и т.д.
Разучивая на гитаре первые упражнения и небольшие пьески, ученик играет, в основном, двумя пальцами — указательным и средним, его сразу можно научить играть двумя приемами — «тирандо» и «апояндо». У некоторых учеников при игре «тирандо» кисть правой руки делает лишние скачущие движения, в таком случае следует играть только «апояндо».
Позже, на втором-третьем уроках, положив правую руку на обечайку, все внимание ученика следует сосредоточить па левой руке, первое время это будут «немые» упражнения без извлечения звука правой рукой. Если по размеру инструмент подходит ученику, и он держит его без напряжения, можно расположить пальцы левой руки, начиная от первого лада, если же инструмент несколько велик, во избежание напряжения в левой руке начальные упражнения для неё можно давать с пятого лада. Педагог ставит пальцы ученика аккуратно, точно около порожков, предлагает ему самому поставить пальцы, затем, исходя из игрового положения, предлагает поднимать поочередно каждый палец несколько раз, приговаривая, например, «полетели — посидели».
Занятия с малышами ведутся по двум направлениям — развитие слуха и усвоение навыков постановки.Поэтому, пока на гитаре осваиваются всевозможные упражнения, помогающие усвоению навыков постановки, одновременно разучиваются новые песни. В специальный класс гитары могут прийти дети, которые уже познакомились с нотами, занимаясь в общей дошкольной группе, это облегчит освоение репертуара. Могут прийти малыши, совершенно незнакомые с нотами, тогда обучать их нотной грамоте нужно будет в классе но специальности. Но если школьникам легко запомнить ноты и расположение звуков на грифе гитары, то дошкольникам освоить всё это гораздо труднее. Здесь не подходит «сухое», механическое заучивание. Маленьких учеников с первых уроков целесообразно учить играть мелодии не по нотам, а по слуху. Лишь после того, как песенка сначала выучена на фортепиано, на слух подобрана (с помощью педагога) на гитаре, можно записать её нотами. Ученик, таким образом, будет знакомиться с грифом гитары, с расположением звуков на грифе, запоминать их постепенно, по мере расширения репертуара. Педагог может познакомить ученика с новой песенкой уже на первом уроке. Это может быть народная или детская песенка, например, русская народная песня «Андрей-воробей», играющаяся на одной ноте, ритм которой пяти-шестилетние дети легко запоминают.
К четырем-пяти годам у детей есть уже свои любимые песенки. Из разговора с ребёнком хорошо бы узнать, какие именно, может быть, их можно сыграть на гитаре уже на первых уроках. Итак, педагог знакомит ученика с новой песенкой, поёт её со словами и аккомпанирует себе на гитаре или фортепиано, затем разучивает её с учеником. Можно попросить ученика пропеть эту песенку с прохлопывавшем ритмического рисунка, потом пропеть «про себя», отстукивая ритмический рисунок, после чего, выразительно напевая, подобрать её на фортепиано. (Желательно, чтобы не только в классе, но и дома у ученика, кроме гитары, было фортепиано). Через несколько уроков эту же песенку можно будет сыграть на гитаре, напевая со словами, сначала на струне «ми», затем на «си», «соль» и т.д. (транспонировать).
Такого же порядка разучивания, который был показан на примере русской народной песни «Андрей-воробей», можно придерживаться при разучивании и других песен.
Количество нового материала на уроке должно определяться педагогом в зависимости от индивидуальности ученика. Только исходя из индивидуальности ребёнка можно определить, чему его научить, что показать на первом уроке и т.д. Для одного первый урок должен быть сокращённым, для другого более насыщенным. Мерилом усталости должна быть потеря внимания, которое в учебной работе играет особую роль, Па устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Если урок заинтересовал, захватил ученика, значит, педагог добился устойчивого внимания на долгое время. Дети шести лет могут заниматься увлекшей их игрой-работой в течение часа, а однообразная продолжительная работа утомляет детей. Усиливает внимание на уроке смена заданий, поэтому составные компоненты урока постоянно должны меняться. Одно занятие можно начать с усвоения навыков постановки, затем проверить домашнее задание, разучить новую песенку. Ученик играет то на гитаре, то на фортепиано. Другой урок можно начать с игры в ансамбле, транспонирования выученной или с разучивания новой песенки.
«Метод транспонирования способствует развитию внутреннего слуха и укреплению связей его с игровыми движениями», — утверждал К.Г. Мострас /3/. Способности ребёнка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Дети пяти-шести лет транспонированием занимаются с удовольствием и с легкостью, с меньшей затратой сил, чем их старшие товарищи, с которыми педагог в первые годы обучения этим не занимался. На уроке они транспонируют мелодии и на фортепиано, и на гитаре. Например, выучив с ребенком русскую народную песню «Сорока», можно предложить ученику сыграть ее от разных звуков на фортепиано, а затем на гитаре от звука «ми» (первая струна), сказав, что это «совсем маленькая сорока», а «большая, взрослая сорока» получится, если сыграть песенку на октаву ниже от звука «ми» на четвертой струне. Следом за «Сорокой» можно выучить с учеником песню «Петушок». Выучив её от звука «ми» (первая струна), ученик может попробовать сыграть её от звука «соль» (третья струна). Во всех случаях ученик должен играть и подпевать себе, выразительно и чисто интонируя, чётко произнося слова. Хорошо запомнив текст песни, ученик не будет делать ритмических ошибок.
Урок, как бы он ни был заранее распланирован и подготовлен, всегда немного импровизация, в которой очень охотно и активно участвует малыш. «Я советую тем, — писал К.А. Мартинсен, — кто действительно хочет добиться мастерства в занятиях с начинающими, заниматься. импровизируя на ходу. Педагог, работающий с начинающими, должен быть творчески одарен; для каждого отдельного ученика он творческим путем создает материал урока. » /4/.
В дошкольной педагогике большое значение играет фактор заинтересованности.Обучение должно быть интересным, увлекательным процессом, возбуждающим воображение, фантазию, творческую активность ребенка. Педагог не только обучает ремеслу, техническим навыкам игры на гитаре, он увлекает музыкой. Поэтому уже на первых уроках должны звучать легкие пьески. Ученик учит их по слуху, поет, подбирает сначала на фортепиано, а потом на гитаре. Урок в привычной, строгой, серьезной его форме едва ли может быть рациональным при обучении дошкольников. Создать заинтересованность, стремление, желание заниматься — это самое важное в первый период.
Костя М. шести лет не мог проследить, как нужно правильно держать левую руку на грифе гитары, ему на помощь пришел маленький забавный бегемотик (игрушка), который «внимательно следит» и недовольно ворчат и ворочался, когда было что-то неправильно, мальчик сию же секунду все радостно исправлял.
Один ребёнок приходит на первый урок с сильным желанием заниматься, у другого желание заниматься отсутствует, его привели в школу родители. Костя М. уверенно заявил, что учиться музыке не хочет. Для него несколько пьес сыграла его ровесница из подготовительного класса это его не поколебало, поскольку так, как девочка, играть он не хочет. В таких случаях педагогу приходится действовать очень осторожно и обдуманно. Чем увлекается Костя? Педагог разговаривает с ним, с его родителями. Мальчик любит читать, рисовать, пусть же рисование приходит на помощь. Костя рисует героев песенок, которые играет на гитаре. К нему в гости на урок приходят разные игрушки. И вот Костю не узнать, он просто бежит на урок, узнаёт, кто пришел к нему сегодня в гости, кто его будет слушать. Ему не терпится начать играть, показать, что он выучил, и выяснить, как играть это место. Видеть, как горят глаза у мальчика от радости и увлечения, как он с надеждой спрашивает, долго ли ему ждать следующего урока, слышать, как он доверительно рассказывает старшекласснику, какие игрушки были у него в гостях, и как ему не хочется уходить домой, доставляет огромную радость педагогу.
Часто педагоги жалуются, что у детей зажаты, скованы руки. Можно предложить следующее: попросите ученика не освобождать пальцы, а наоборот, — сжать со всей силой, пусть такой зажатой рукой он попробует извлечь звук, который будет очень некрасив. После сильного сжатия предложите ученику расслабить пальцы и опять извлечь звук, который, несомненно, выиграет по сравнению с первым. Ученик услышит разницу в звучании и наглядно почувствует, что такое свобода рук.
Домашнее задание должно быть небольшим, ясным, понятным ученику. Весь новый материал надо подробно объяснить и проработать на уроке. В конце урока следует повторить то, что было пройдено, обратить внимание ученика на то основное, чему он научился. Приучайте ученика начинать работу с наиболее сложного. Любое объяснение сопровождается показом, иллюстрацией, педагог использует подражательную способность ученика. Перед изучением произведения целесообразно проигрывать его целиком, что даст представление о характере, стиле произведения и зажжёт в ученике интерес. Учитель должен быть музыкально образованным педагогом, иметь специальное образование именно по гитаре, а не по домре, балалайке или другим инструментам, т е. должен достаточно свободно владеть инструментом, чтобы самому хорошо исполнять музыку.
В начальном обучении полезно использовать знакомые и близкие ребёнку народные и детские песни.Не обучавшийся ранее музыке ребёнок занимается увлеченно, активно, делает большие успехи, если в начальный период обучения используют знакомые напевы, мелодии, национальный материал. Произведения для детей, народные или созданные композиторами, должны подбираться с ярко выраженной, легко запоминающейся мелодией, с ясной формой, лучше программные. Русские народные песни, украинские, белорусские, других народов, прибаутки, детские песенки мелодичны, легко запоминаются, и дети играют их с большим удовольствием.
Диапазоны мелодий должны быть небольшими, а сами мелодии построены на постепенных ходах или небольших интервалах с повторяющимися мелодическими оборотами. Ритмические рисунки должны быть несложными, предпочтительны остинатные ритмы. Если динамика развития музыкальных образов требует изменения их характера, то изменение эго должно быть очень чётким. Важна ясность структуры произведения. Детям в этом возрасте понятны объяснения педагога простейшей структуры музыкального произведения — запев песни, припев, три части в пьесе, фразы, мотивы. Разбор структуры облегчает ребёнку запоминание произведения. К примеру, при знакомстве с русской народной песней «Ты не пой, соловей», спев с учеником начало: «Ты не пой, соловей, у окошечка», педагог обращает его внимание на то, что эту фразу можно разделить на следующие части: «ты не пой» — мелодия спустилась на ступень вниз; «соловей» — мелодия поднялась на ступень вверх; «у окошечка» — мелодия постепенно опускается.
Катенъка У. даже после того, как перешла к более сложным произведениям, увидев в нотах народные песни, просит их задать. Теперь она не просто их играет, но и транспонирует, выполняет более сложные задания, с удовольствием музицирует дома, играет множество выученных пьес.
Необходимо поощрять ребенка к домашнему музицированию, хорошо, если звучит живая музыка в дни семейных торжеств, если родители могут вместе с детьми что-нибудь спеть или сыграть. Дети с большим удовольствием исполняют любимые произведения из своего репертуара для друзей и знакомых.
Применение метода «элементарного сочинения музыки» в начальный период обучения способствует развитию музыкального мышления ученика, даже если эти творческие попытки очень скромны. Техническое продвижение ученика может пойти успешнее, если он сам будет участвовать в сочинении, «придумывании» этюдов и упражнений на различные виды техники, сочинении мелодий к известным детским стихам. Например, ученику дается задание сочинить музыку к отрывку из известной сказки К.И. Чуковского «Тараканище» («Ехали медведи на велосипеде. »). Для этого ученику предлагается выразительно прочесть стихи, отбивая их ритм рукой, затем сочинить мелодию к этим стихам и сыграть её на фортепиано и на гитаре. Дети с большим удовольствием выполняют эти задания, оживляются, предлагают свои любимые стихи, пробуют сочинить мелодию на них.
Каменька Г. сочиним целый ряд песенок на стихи разных поэтов, на свои собственные стихи. Она выполняла эти задания с гордостью, мелодии легко запоминались, и их было удобно использовать для различных упражнений, для развития слуха, для транспонирования, для подбора аккомпанемента.
Развивает детей исполнение ансамблей с педагогом, когда последний исполняет более сложную партию, создающую гармоническую основу. Одинаково интересно, если педагог будет аккомпанировать ученику на гитаре или фортепиано. На втором-третьем месяце обучения можно начать заниматься чтением с листа в ансамбле.
Часто, приходя на урок по специальности, малыш слышит игру учеников старших классов, которые исполняют интересные, красивые музыкальные произведения. Малыш узнает, что на гитаре можно играть не только песенки и популярные мелодии. Педагог рассказывает об интересной истории гитары — древнего классического инструмента, на котором играют во всех странах мира, для которого создана богатая нотная литература.
В работе с маленькими детьми не надо торопиться, ускорять успехи ребёнка форсированием учебного материала, нельзя стараться «впихнуть» в нег о как можно больше и как можно быстрее. Очень осторожно, шаг за шагом можно усложнять задания и только после того, как ребёнок хорошо усвоил предыдущее. Вместе с тем необходимо стараться каждый урок задавать ему что-нибудь новое, можно на ту же самую тему, на тот же приём, но пусть это будет другая песенка, этюд или упражнение, чтобы ребёнку не наскучило учиться. Ученик будет чувствовать, что продвигается вперед, выучивая всё больше и больше новых произведений.
Итак, освоение одного из приёмов игры ребенком достигается при большом разнообразии и большом количестве постепенно усложняющихся произведений на этот приём. Не надо торопиться сразу переходить от одноголосных к двухголосным произведениям. Вместе с тем, если ребёнок быстро понимает педагога и достаточно ловок, искусственно не сдерживайте его, дайте возможность продвигаться вперед. За первое полугодие малыш выучивает примерно 12-15 песенок и пьес, причём все он регулярно повторяет и помнит.
Очень полезно давать начинающему ученику возможность самому выбрать произведение для разучивания, исполнив для него ряд произведений на один и тот же приём, который необходимо освоить и изучить. Предложенные произведения, разумеется, должны быть высокохудожественными, помогать воспитанию у ученика хорошего вкуса. Ученик выбирает из нескольких произведений, примерно одинаковых по художественным качествам, техническим трудностям и приемам, одно — именно его он будет учить с большим удовольствием — он выбрал его сам.
Залог успеха — творческое отношение учителя к процессу обучения. Искать новые пути активизации творчества учеников, оригинальные формы объяснения, перенимать опыт лучших педагогов, постоянно работать над своим мастерством — значит творчески преподавать.
Литература:
1. Сухомлинскнй В.А. Методика воспитания коллектива. М.. 1981.
2. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. — Т. 6. -М., 1953.
3. Мострас К.Г. Работа над гаммами. — М., 1962.
Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. — М., 1977. >
Источник