- История рок-оперы «Орфей и Эвридика»
- ВИА «Поющие гитары»
- ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА зонг-опера в двух частях
- Часть первая
- 1. Прелюдия.
- 2. Дуэт и песня Орфея.
- 3. Хор вестников.
- 4. Сцена прощания.
- 5. Первый зонг.
- 6. Интерлюдия.
- 7. Сцена состязания.
- 8. Сцена прославления и песня Харона.
- 9. Сцена возвращения.
- 10. Явление Фортуны.
- 11. Второй зонг.
- Часть вторая
- 12. Интерлюдия — Буря над озером
- 13. Песня Эвридики и дуэт.
- 14. Сцена опьянения.
- 15. Оргический танец.
- 16. Сцена и песня Харона.
- 17. Ария Орфея
- 18. Явление Фортуны.
- 19. Третий зонг.
- 20. Сцена второго возвращения.
- 21. Финал.
- Конец оперы.
История рок-оперы «Орфей и Эвридика»
В 1974 году Анатолий Васильев, лидер ансамбля «Поющие гитары», решил кардинально изменить направление творческого движения своего коллектива.
«На концертах я сидел в зале за пультом, — рассказывал Анатолий Васильев, — и видел как бы отзвук зала на то, что делается на сцене. Прием был уже не тот! Да и весь наш репертуар уже пелся в кабаках. Вечером приходим ужинать в ресторан, а местные ребята все наши песни уже поют. И я решил, что нужно делать что-то совсем другое».
И тогда Анатолий Васильев решил поставить рок-оперу.
«Когда до нас добралась рок-опера Эндрю Ллойд-Уэббера «Jesus Christ Superstar», все ею заболели, конечно, — говорит А.Васильев. — Я тоже заболел. Всю оперу я знал наизусть. Очень она мне нравилась. И захотелось мне сделать что-то свое в этом жанре. Тогда с нами сотрудничал композитор Александр Журбин, который написал для нас несколько интересных песен. И я предложил ему подумать о том, чтобы сочинить рок-оперу. Эта идея ему понравилось. Пригласили либреттиста Юрия Димитрина, стали тексты обсуждать всякие. Вот так все и закрутилось. »
Так начиналась работа по созданию первой советской рок-оперы «Орфей и Эвридика».
Сюжет оперы лишь очень формально сохранял сюжетную схему мифа, но через призму древнегреческой мифологии авторы попытались поговорить о сегодняшних проблемах. В поисках славы Орфей покидает свою возлюбленную Эвридику и отправляется на состязанье певцов. Победив, он возвращается к любимой, но преклонение фанатов уже изменило его, и Эвридика не узнает своего Орфея.
Харон — перевозчик душ в загробное царство — рассказывает Орфею свою историю: он ведь и сам некогда был певцом, но, потеряв любовь, потерял свою песню, голос и талант. Его слова заставляют Орфея отправиться в обратный путь «в надежде себя ушедшего найти». Он оказывается способным снова бросить вызов судьбе. Он кричит Фортуне: «Я потерял все, и ты не страшна мне больше!» — и тогда в его душе вновь начинает звучать песня Эвридики, нежная и прекрасная. С ней Орфей отправляется на новое состязание — теперь ему не страшен огонь славы: в его сердце вновь запылала любовь, и он знает, что жить стоит только ради нее.
28 ноября и 11 декабря 1974 состоялись заседания худсовета Ленконцерта, на которых авторы представили свое детище: композитор пел и играл на рояле, а либреттист подпевал, где мог, и читал ремарки. Все прошло благополучно: оперу «пропустили». Заминка произошла только в обкоме партии: там не понравилось вынесенное в заглавие слово «рок». Во избежание неприятностей Юрий Димитрин предложил заменить его политически нейтральным словом «зонг», позаимствованным из драматургии Бертольда Брехта.
Когда работа над либретто была закончена, настало время искать Орфея. Анатолий Васильев рассказывал, что сначала он пригласил на эту роль певца Виктора Кривоноса. «Хороший тенор, красивый парень, — вспоминает Анатолий Васильев. — Тогда он был еще совсем молоденький. Я его на гастроли даже взял, чтобы он пообтесался. И он у нас в концертах пел «Лестницу в небо». И делал он это, конечно, лихо! С его-то голосом! Но все же рок он чувствовал плохо, поскольку он — опереточный певец. И в конце концов он отказался участвовать в опере, решив, что для него это очень трудно».
В итоге первым исполнителем роли Орфея стал Альберт Асадуллин, по образованию художник-архитектор, по призванию рок-певец.
С 1969 года Альберт Асадуллин выступал в составах популярных питерских рок-групп «Призраки», «Фламинго», «Невская волна» и был настоящим кумиром ленинградского рок-сообщества. В 1974 году Альберт Асадуллин успешно защитил диплом в институте изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина при Академии Художеств СССР и готовился приступить к работе в проектном институте, но получил приглашение от руководителя ВИА «Поющие гитары» на роль Орфея. Анатолию Васильеву пришлось проявить нешуточные дипломатические способности, чтобы «отмазать» певца от работы по распределению, но в феврале 1975 года Альберт приступил к репетициям в составе группы «Поющие гитары». Прекрасный чистый голос с безграничным диапазоном и уникальные актерские данные позволили ему создать на сцене неповторимый, запоминающийся образ.
Партнершей Асадуллина стала солистка ансамбля Ирина Понаровская.
«Эвридику я выстрадала, — рассказывает Ирина Понаровская. — Сколько нам с Альбертом Асадуллиным пришлось намучиться с этой работой! Иногда казалось, что мы зря за все это взялись, что ничего не получится. Там был очень трудный вокал, но дело даже не в этом — мы ведь играли в опере, от нас требовались и актёрские данные. Приходилось нелегко не только психологически, но и физически: то бегали, то пели лёжа, и все это с микрофоном в руке. Надо было тщательно следить за тем, чтобы не запутаться в шнуре. Существовала даже специальная шнуровая режиссура. Эвридику я сыграла свыше ста раз. Когда мою роль передали другой артистке, я почувствовала себя матерью, отдавшей ребенка в чужие руки».
Роль Фортуны досталась Ольге Левицкой, перешедшей в «Поющие Гитары» из ансамбля «Калинка». Роль Харона получил Богдан Вивчаровский, обладатель удивительно красивого и сильного баритона.
Либреттист Юрий Димитрин познакомил Анатолия Васильева с театральным режиссером Марком Розовским, который в это время ставил в БДТ спектакль «История лошади». Марк Розовский взялся за постановку, в свойственной ему творческой манере он еще больше усилил заложенную в «зонг-опере» условность: Орфей, распятый на стойках от микрофонов, Эвридика, окруженная частоколом микрофонов, хор Вестников, рассказывающий историю героев и словно вершащий их судьбу. В глубине сцены на длинных нитях красовалось золотое руно, напоминавшее о прошлом мифологического Орфея и служившее экраном для фантастических движущихся орнаментов, которые создавал на нем художник по свету П.Пчелинцев.
Все аранжировки придумали музыканты ансамбля Григорий Клеймиц и Эдуард Кузинер, а оркестровку сделал Анатолий Кальварский, художественный руководитель и дирижёр эстрадно-симфонического оркестра Ленинградского радио и телевидения. Оркестровую фонограмму записал оркестр под управлением А.Бадхена.
Для воплощения задуманного ансамблю пришлось расширить состав: вместо семи человек на сцену теперь выходило сорок. Такой коллектив уже не был способен концертировать, поэтому музыканты прежних, собирающих аншлаги на концертах «Поющих Гитар» стали один за другим покидать ансамбль.
«Сначала я пытался продолжать концертную деятельность, — говорит Анатолий Васильев, — Но концерты и театр совместить оказалось очень трудно. А ехать без меня на гастроли было никак невозможно».
21 июня 1975 года в Ленинграде на сцене Оперной студии Ленинградской консерватории состоялась премьера зонг-оперы « Орфей и Эвридика ».
«Орфей» имел головокружительный успех и за десять сезонов был сыгран около 2000 раз. Английский журнал «Music week» назвал постановку наиболее значительным произведением 1975 года в стиле рок-музыки. А две самые влиятельные и многотиражные в нашей стране газеты «Правда» и «Комсомольская правда» единодушно признали спектакль «принципиальной удачей».
Источник
ВИА «Поющие гитары»
ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА
зонг-опера в двух частях
либретто: Юрий Димитрин
музыка: Александр Журбин
постановщик: Марк Розовский
художник: Алла Коженкова
музруководитель: Анатолий Васильев
(Ленинград, 1975)
Часть первая
1. Прелюдия.
2. Дуэт и песня Орфея.
ГОЛОС ХОРА.
Орфей полюбил Эвридику.
Какая старая история.
Орфей. Орфей. Орфей.
И Эвридика.
(Сцена освещается. В глубине хор.)
ХОР.
И она полюбила Орфея.
Два сердца встретились, два сердца.
Орфей. Орфей. Орфей.
И Эвридика.
(Возникают Орфей и Эвридика.)
ОРФЕЙ, ЭВРИДИКА.
Скажи, сколько раз встречали мы утро, сколько раз.
Здесь, у нашего озера.
Тысячу раз. да, тысячу раз.
И тысячу раз видели небо,
Тысячу разных небес.
И тысячу раз — жёлтое солнце,
Тысячу жёлтых солнц.
И гортанно кричала над нами
Тысяча белых птиц.
И было так тысячу раз, тысячу раз.
ОРФЕЙ. ЭВРИДИКА.
Белые птицы
Над нашим озером.
ХОР.
Орфей полюбил Эвридику.
Два сердца встретились, двасердца.
Орфей. Орфей. Орфей.
И Эвридика
ОРФЕЙ. Но сегодня.
ЭВРИДИКА. Но сегодня.
ОРФЕЙ. Но сегодня.
ЭВРИДИКА. Но сегодня.
ОРФЕЙ.
Скажи, почему же сегодня
Это тысячепервое небо
Такое синее.
ЭВРИДИКА.
Такое синее, синее.
ОРФЕЙ.
И такое жёлтое
Наше тысячепервое солнце.
ЭВРИДИКА. Такое жёлтое.
ОРФЕЙ. А птица сегодня такая белая, белая.
ЭВРИДИКА.
Белая, белая, белая, белая.
Почему так прекрасен мир сегодня.
ОРФЕЙ. Почему так прекрасен мир сегодня.
ЭВРИДИКА.
Почему, скажи мне,
он так прекрасен.
ОРФЕЙ.
Почему, скажи мне,
он так прекрасен.
ОРФЕЙ, ЭВРИДИКА.
Потому что в это утро
Нам судьба подарила
Первую нашу любовь!
Лучеокую, златоволосую.
Первую нашу любовь.
ОРФЕЙ, ЭВРИДИКА.
Я люблю тебя!
Я люблю.
Я люблю тебя.
ХОР.
Орфей полюбил Эвридику.
Какая старая история.
Орфей. Орфей. Орфей.
И Эвридика.
ОРФЕЙ.
«Орфей и Эвридика!»
«Орфей и Эвридика!»
Ты слышишь, замер шар земной,
Едва пропел я наши имена.
ЭВРИДИКА. Любимый мой.
ОРФЕЙ.
Небес недвижна синева,
И голос мой парит над тишиной.
Мой чудный дар сердца людей
Напевом покорять
Отныне будет лишь тебе,
Тебе одной принадлежать,
Эвридика. Эвридика.
ЭВРИДИКА.
Любимый мой.
Любимый мой. Любимый мой!
ОРФЕЙ.
Хочешь, начну я петь,
И травы сплетутся в зелёный венок.
Хочешь, начну я петь,
И ветер ляжет у наших ног,
И спустится белая птица к тебе на ладонь.
Когда поёт Орфей, резвится певчий бог.
И песня — легкокрылый конь —
Несётся, несётся в поднебесье.
Когда ты прошептала мне,
Когда ты прошептала мне:
«Орфей, я навсегда с тобой.
Любимый мой, твоя, певец, твоя. «
ЭВРИДИКА.
Любимый мой. Любимый мой!
ОРФЕЙ.
В тот самый миг поверил я,
Что мы друг другу посланы судьбой.
И голос ветра в тишине
Мне шепчет вновь и вновь:
«Орфей, Орфей, пока жива,
Пока жива в тебе любовь —
Ты бессмертен.
Ты бессмертен.
Я!! Бессмертен!!
ЭВРИДИКА.
Любимый мой.
Любимый мой. Любимый мой!
ОРФЕЙ.
Хочешь, начну я петь,
И травы сплетутся в зелёный венок.
Хочешь, начну я петь,
И ветер ляжет у наших ног,
И спустится белая птица к тебе на ладонь.
Когда поёт Орфей, резвится певчий бог.
И песня — легкокрылый конь —
Несётся, несётся в поднебесье.
3. Хор вестников.
ХОР (издалека, приближаясь) .
Близится, близится. Слушайте!
Близится, близится. Слушайте!
Приближается время.
Слушайте! Слушайте ! Слушайте!
Скоро откроется . Слушайте!
Месяц остался, неделя.
Близится ! Близится ! Близится!
День до открытия!
Близится.
В завтрашний полдень начнётся великое.
В завтрашний полдень начнётся великое.
Состязанье певцов! Состязанье певцов!
Состязанье певцов.
ЭВРИДИКА.
Любимый мой,
Любимый мой, любимый мой.
ОРФЕЙ.
Хочешь, начну я петь?
Хочешь, начну я петь?
И спустится белая птица ко мне на ладонь.
ЭВРИДИКА. Когда поёт Орфей.
ОРФЕЙ. Резвится певчий бог.
ХОР
Близится, близится.
Слушайте, слушайте!
Завтра откроется.
Слушайте, слушайте!
Состязанье певцов! Состязанье певцов!
И победителя ждёт «Золотая лира»! И победителя ждёт «Золотая лира»!
4. Сцена прощания.
ЭВРИДИКА.
Состязанье. Спеши любимый.
Иди. Ты должен петь.
ОРФЕЙ. Победителя ждёт «Золотая лира»!
ЭВРИДИКА. Мой любимый, мы расстаёмся.
ОРФЕЙ. Нет, Эвридика.
ЭВРИДИКА. Ты уходишь. Я это знаю.
ОРФЕЙ.
Нет. Я боюсь.
Уйти, расстаться с тобой.
ЭВРИДИКА. Ты певец,Орфей.
ОРФЕЙ. Эвридике остаться одной.
ЭВРИДИКА. Ты певец, а певец должен петь.
ОРФЕЙ. Наша разлука погубит дар мой.
ЭВРИДИКА. Дай мне руку.
ОРФЕЙ. Вдали от любимой мой голос погибнет.
ЭВРИДИКА. Рука холодна как лёд.
ОРФЕЙ. Любовью клянусь,Эвридика.
ЭВРИДИКА. Прощай любимый.
ОРФЕЙ. Но я остаюсь,Эвридика!
ЭВРИДИКА.
Орфей, ты уже далеко.
Я знаю, мне скоро приснится
Рождённая утром роса.
В ней небо, и травы, и птицы,
И нашей любви голоса.
Приснится мне, как умирает
Росинка в полуденный срок,
И как среди трав оживает
Росою омытый цветок.
Но утро рождается снова,
И снится мне наша любовь.
И губы цветка золотого,
Росою омытые вновь.
Не срывай его, золотой цветок,
Где росы серебристая капля.
Ты опустись на траву
И сквозь хрусталик росы
Посмотри на мир,
Посмотри на солнце, на солнце.
В чистой капле росы
Тает радуга.
В чистой капле росы
Тайна радости.
В этой маленькой капельке росы
Озеро, целое озеро,
Озеро нашей любви.
ОРФЕЙ.
Эвридика. Ты подарила мне
самую лучшую в мире песню!
Я стану победителем состязанья певцов!
«Золотая лира» — моя!!
ОРФЕЙ, ЭВРИДИКА.
В этой маленькой капельке росы
Озеро, целое озеро, озеро нашей любви.
ЭВРИДИКА.
Что ж ты медлишь?
Ну, будь же сильным!
ЭВРИДИКА. Иди. И возвращайся.
ОРФЕЙ. Да. Я вернусь.
ЭВРИДИКА. Иди и не думай обо мне.
ОРФЕЙ. О, Эвридика!
ЭВРИДИКА.
Иди, и не оглядывайся!
Иди, Орфей, иди!
5. Первый зонг.
(Харон и хор на авансцене.)
ХАРОН.
О, если б каждый мог в пути
Твой голос, женщина, найти
У края вдохновенья.
Твой голос трепетный: «Иди,
Ты слышишь флейту впереди,
Тебя зовёт твой гений.
Всю землю твой согреет дар,
Что мне одной обещан. »
Как дорожили б мы тогда
Любовью наших женщин.
ХОР.
Чьи уста говорят: «Не оглядывайся.
Не оглядывайся, не оглядывайся. »
Чьи уста говорят: «Не оглядывайся,
В поединке с судьбой не гнись!»
Их уста говорят: «Не гляди назад».
Их уста говорят: «Не гляди назад».
А глаза говорят, а глаза говорят:
«Если любишь меня,
Если любишь меня — оглянись».
ХАРОН.
О, если б каждому из нас
В мерцающий надежды час
Сказали тихо губы:
Спеши любимый мой, дерзай,
По Млечному Пути шагай
И обо мне не думай.
Ты со своей звездою, с ней,
Ты не со мной повенчан. »
О, как тогда бы мы, Орфей,
Любили б наших женщин.
ХОР.
Чьи уста говорят: «Не оглядывайся.
Не оглядывайся, не оглядывайся. »
Чьи уста говорят: «Не оглядывайся,
В поединке с судьбой не гнись!»
Их уста говорят: «Не гляди назад».
Их уста говорят: «Не гляди назад».
А глаза говорят, а глаза говорят:
«Если любишь меня,
Если любишь меня — оглянись».
6. Интерлюдия.
7. Сцена состязания.
(Хор в глубине сцены.)
ХОР.
Пой, певец! Пой, певец! Пой, певец!
Начинай состязанье певцов.
Состязанье певцов. Состязанье певцов.
Берег моря, каштаны,отели.
Тысячи ярдов неоновых солнц.
Салюты, фейерверки, бурлящие улицы.
Состязанье певцов!
Состязанье певцов! Состязанье певцов!
Великое противоборство!
ХАРОН. Пой, певец! Пой, певец! Пой,певец!
ХОР.
Кто же одержит победу.
Кто будет достоин награды.
Пой, певец!
ПЕРВЫЙ ПЕВЕЦ.
Наконец-то пришёл, наконец-то пришёл,
Наконец-то пришёл долгожданный мой час,
Долгожданный, единственный, мой, судьбоносный! Наконец-топ ришёл долгожданный мой час.
Я вырву победу из глотки судьбы!!
О-о-о! А-а-а! У-у-у!
Ля-ля-ля-ля-ля-ля! Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
ВТОРОЙ ПЕВЕЦ.
Боже мой, сколько певцов!
Боже мой, сколько певцов!
Тысяча тысяч великих певцов!
И каждый желает победы.
И каждый желает победы.
И каждый желает, желает, победы, победы, победы!
О-о-о! А-а-а! У-у-у!
ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ ПЕВЦЫ.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля! Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
ТРЕТИЙ ПЕВЕЦ.
Отели, приёмы, банкеты,
роскошные женщины.
Страстно влекут обнажённые плечи.
Раки! Омары! Трепанги!!
И устрицы! Устрицы! Устрицы!
А-а-а! О-о-о! У-у-у!
ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ ПЕВЦЫ.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля! Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
(В руках Харона возникает диадема, увенчанная статуэткой «Золотой лиры».)
ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ ПЕВЦЫ.
Золотая лира!
Вот она Золотая.
Сладкозвучная,
Тысячеструнная Золотая лира!
Вот она желанная Золотая лира!
Сладкозвучная,
Тысячеструнная Золотая лира!
О-о-о! А-а-а! У-у-у!
ГОЛОС ФОРТУНЫ.
Я ваша слава.
Добейтесь меня.
Я слава, я слава,
Своенравная птица.
На чьё захочу я плечо опуститься.
Силки расставляйте,
Сладкой песней маня.
Бойтесь меня,
Но добейтесь меня.
ПЕРВЫЙ ПЕВЕЦ.
Я слышал голос славы.
А-а-а! А-а-а!
ВТОРОЙ ПЕВЕЦ.
Я слышал голос славы.
А-а-а! А-а-а!
ТРЕТИЙ ПЕВЕЦ.
Я слышал голос славы.
А-а-а! А-а-а!
ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ ПЕВЦЫ.
Да, я слышал голос славы,
я слышал голос славы.
ХАРОН (одновременно с многократно повторяемыми предыдущими репликами Фортуны и Певцов) .
Вот они, передо мной!
Рыцари песни! Надежда века!
Кто-то из них! Один! Лучший!
Олимпиец! Первая глотка земли!
Рядом с богами! Выше богов!
Академики ритма!
Триумф цивилизации!
Волосатые отроки!
Тысячелетняя культура! Новые берега!
Фаны! Фанаты! Фанаты! Фанаты!
Дорогу хитам о любви!
Безжалостный лазер впивается в алчные диски!
Нажимайте кнопку и слушайте!
Счастье за полцены!
«Голос любви»!
«Песня любви»!
«Где ты, любовь. »
«Пейзаж любви»!
«Мираж любви»!
«Муляж любви»!
«Саквояж любви!»
«Аллея любви»!
«Галерея любви»
«Лотерея любви»!
«Вернись, моя любовь»!
«Джонни любит блондинок
«Шквал любви»!
«Ритуал любви»!
«Трибунал любви»!
«Вокзал любви»!
«Карнавал любви!»!
Фанаты! Фанаты! Фанаты! Фанаты!
(Во внезапно наступившей тишине.)
. Не пальцы рук моих, аветер,
холодный ветер струны ворошит.
ХАРОН. (Снова страстно.)
Кто-то из них! Один! Олимпиец!
Первая глотка земли!
Рядом с богами! Выше богов!
ПЕРВЫЙ ПЕВЕЦ (на эстраде) .
Лишь ты одна в моей судьбе,
Лишь ты одна в моей судьбе,
Моя любовь.
И эта песня — о тебе,
И эта песня — о тебе, моя любовь.
И ночи лунные без сна,
И наша первая весна, моя любовь.
И мчатся долгие года,
Но я с тобою навсегда, моя любовь!
ВТОРОЙ ПЕВЕЦ (на эстраде) .
Моя любовь ко мневернётся,
Сердце моё к любимой рвётся,
К тебе несётся голос мой.
Проходят дни и годы мчатся.
Твои глаза мне ночью снятся.
Душа моя полна тобой.
Любовь, любовь, любовь, любовь,
Пришедшая ко мне той весной.
ТРЕТИЙ ПЕВЕЦ (на эстраде) .
Тебя люблю я, тебе пою я.
Тебя зову я своей весной.
Зарю встречая, ищу тебя я.
И эту песню я дарю тебе одной.
(Неистовое ликование толпы.)
ХАРОН.
Кто-то из них! Один!
Олимпиец!
Рядом с богами!
Выше богов!
ПЕРВЫЙ ПЕВЕЦ
Наконец-то пришёл,
Наконец-то пришёл этот час судьбоносный.
Я вырву победу из глотки судьбы.
ВТОРОЙ ПЕВЕЦ.
Сколько великих певцов!
Сколько великих певцов!
И каждый желает победы.
Толпы великих певцов!
ТРЕТИЙ ПЕВЕЦ.
Отели, банкеты, роскошные женщины!
О, какие роскошные женщины!
Их обнажённые плечименя ослепляют.
Трепанги, омары, и устрицы, устрицы.
ФОРТУНА (одновременно с певцами) .
Да, я ваша слава, да, я ваша слава.
Бойтесь меня, но добейтесь меня.
ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, и ТРЕТИЙ ПЕВЦЫ.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля! Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
ОРФЕЙ (в ярком луче света) .
А-а-а.
Не срывай его, золотой цветок,
Где росы серебристая капля.
Ты опустись на траву
И сквозь хрусталик росы
Посмотри на мир,
Просмотри на солнце, на солнце.
В чистой капле росы тает радуга.
В чистой капле росы тайна радости.
В этой маленькой капельки росы
Озеро, целое озеро, целое озеро,
Озеро, озеро нашей любви.
ХОР. Орфей! Орфей! Орфей.
ХАРОН. Юноша, кто ты.
ОРФЕЙ. Меня зовут Орфей.
ХОР. Орфей! Орфей! Орфей.
ХАРОН.
Орфей, ты победил.
Ты выиграл состязанье.
Ты завоевал «Золотую лиру».
(Харон надевает на голову Орфея диадему.)
ГОЛОС ФОРТУНЫ.
Я твоя, Орфей, я твоя.
Я твоя, Орфей, я твоя.
ОРФЕЙ. Я слышал голос славы. А-а-а!
ГОЛОС ФОРТУНЫ. Я твоя, Орфей.
ОРФЕЙ. Да. Я слышал голос славы.
8. Сцена прославления и песня Харона.
ХОР.
Орфей, Орфей, великий певец.
Пой же нам, пой, великий Орфей!
Мы тебя любим, великий Орфей!
Пой нам, пой, великий Орфей!
Песня о капле росы такпрекрасна!
Орфей, по всей земле несётся песня
О капле хрустальной росы.
О, Орфей, Орфей, великийпевец!
Пой нам, пой нам, великий Орфей!
Пой нам ещё, великий Орфей!
Тысяча, тысяча капельросы.
Тиражи, тиражи, тиражи, тиражи.
Тысяча, тысяча капель росы.
Тиражи, тиражи, тиражи, тиражи, тиражи.
Мы тень твоя — ты наше солнце.
Зеркало дисков судьба полосит.
Капля за каплей хрустальной росы.
Европа, Африка, Восток —
Целый мир стал ареной спектакля.
ПЕРВЫЙ ПЕВЕЦ.
Не срывай его, золотой цветок,
Где росы непорочная капля!
ХОР.
Зеркало дисков судьба полосит.
Миллионная капля хрустальной росы.
ТРЕТИЙ ПЕВЕЦ.
В чистой капле росы тает ра-ду-га!
В чистой капле росы тайна ра-до-сти!
ХОР.
Зеркало дисков судьба полосит.
Стомиллионная капля хрустальной росы.
ВТОРОЙ ПЕВЕЦ.
В этой маленькой капельке росы
Озеро, озеро, целое озеро нашей любви.
ОРФЕЙ.
Озеро, целое озеро, целое озеро нашей любви.
Ах, эта капля хрустальной росы.
ХОР. Диски судьба полосит,полосит.
ОРФЕЙ. Ах, эта капля хрустальной росы.
ХОР. Диски судьба полосит, полосит.
(Сцена пустеет.Харон один.)
ХАРОН.
Ещё один юнец встречает вёсны,
А мне лишь белым зимам счёт вести.
Несёт мою ладью, скучают вёсла.
Кого на берег тот перевезти.
Я славы молчаливый виночерпий,
Вчерашних состязаний корифей.
Несёт мою ладью, а время терпит,
А время стережёт тебя, Орфей.
Вёслами измерена от берега до берега
Безмолвная вода.
Орфей, обратный путь потерян,
Туда плывём, туда.
Ещё один юнец, с горы сбегая,
И душу обнажая на бегу,
До полной немоты не замечает,
Что ждёт его Харон на берегу.
Реки неторопливое движенье
Не спросит у него, о чём он пел.
Какое одержал он пораженье,
Какие он победы потерпел?
ХОР (издалека) .
Ах, эта капля хрустальной росы.
Диски судьба полосит, полосит.
Ах, эта капля хрустальной росы.
Диски судьба полосит, полосит.
ХАРОН.
Садись ко мне в ладью,
грести нам вместе.
Держи весло тяжёлое в руках.
Греби и не считай всё это местью
Осмеянного жизнью старика.
Ты сам, певец, ты сам пришёл на рынок.
Пришёл и бросил сердце на весы.
А рынок этот требует новинок
От самых чистых капелек росы.
Вёслами измерена от берега до берега
Безмолвная вода.
Орфей, обратный путь потерян,
Орфей, обратный путь потерян.
Туда плывём, туда плывём, туда.
9. Сцена возвращения.
ХОР. Встречай, Эвридика,
Орфей долгожданный
Домой возвращается, мир облетев.
Смотри, Эвридика, певца колесницу
Как птицу несёт триумфальный напев.
Смотри, Эвридика, певца колесницу
Несёт триумфальный напев.
Смотри, Эвридика, певца колесницу
Как птицу несёт триумфальный напев.
ХОР.
«В этой капле хрустальной росы. »
Полосит, полосит, полосит.
Орфей победитель, Орфей победитель.
Отныне певцу все открыты сердца!
«В этой капле хрустальнойросы. »
Встречай, Эвридика,встречай, Эвридика,
Желанной победы гонца.
Встречай, Эвридика, встречай, Эвридика,
Желанной, желанной победы гонца.
«Где росы серебристая капля!»
ОРФЕЙ.
В этой маленькой капельке росы
Озеро, целое озеро,
целое озеро нашей любви.
ЭВРИДИКА. Орфей. Орфей.
ОРФЕЙ.
Вот, Эвридика, твой Орфей.
Я вернулся. Я завоевал Золотую лиру!
ЭВРИДИКА. Орфей. Орфей. Орфей.
ОРФЕЙ.
Но Эвридика. Вот я. Вот я.
Здесь перед тобой.
Почему же вновь и вновь ты зовёшь меня?
Я твой Орфей долгожданный.
Я завоевал Золотую лиру
ЭВРИДИКА. (вглядываясь в Орфея) .
Нет, ты не мой Орфей.
Нет, он совсем другой!
Я же помню, какие песни пел Орфей!
ЭВРИДИКА.
Нет, ты не мой Орфей.
Нет, он совсем другой!
Он вернётся, он обещал мне, я жду его.
ОРФЕЙ
Да вот я, твой Орфей долгожданный,
Единственный твой, лучеокий, сладкоголосый, твой Орфей.
ЭВРИДИКА. Орфей. Орфей. Орфей.
ОРФЕЙ.
Если ты не веришь мне,
Спроси у этих людей: кто я.
ЭВРИДИКА. Кто ты.
ЭВРИДИКА. Кто ты.
ОРФЕЙ (Хору) . Кто я.
ЭВРИДИКА. Кто он.
ХОР.
Орфей, Орфей, великий певец!
Пой нам, пой, великий Орфей!
Пой нам ещё, великий Орфей!
ЭВРИДИКА.
Нет, ты не мой Орфей.
Нет, он совсем другой.
Лучеокий, златоголосый, любимый мой.
ОРФЕЙ.
Ты забыла меня!
Но песню, нашу песню ты забыть не могла.
Ведь ты её сама мне подарила.
В чистой капле росы тает радуга.
В чистой капле росы тайна радости.
ХОР. Орфей! Орфей! Великий певец!
ОРФЕЙ.
В этой маленькой капельке росы
Озеро, целое озеро,
целое озеро нашей любви.
ЭВРИДИКА.
Нет, это не наша песня,
Нет, это чужая песня.
Что в ней осталось от нашей весны,
От капли хрустальной росы.
Раньше ты пел иначе.
И песня была другою.
И голос дышал любовью.
И травы сплетались в зелёный венок,
И ветер ложился у наших ног,
И белая птица спускалась ко мне наладонь.
Когда пел мой Орфей —
резвился певчий бог.
И песня — легкокрылый конь —
летела в поднебесье.
ОРФЕЙ. О, жалкая!
Ты оскорбила мой голос!
Мой голос пленил целый мир!
Спроси же у этих людей: кто я.
ЭВРИДИКА. Кто ты.
ЭВРИДИКА. Кто ты.
ОРФЕЙ (Хору) . Кто я.
ЭВРИДИКА. Кто он.
ХОР.
Орфей, Орфей, великий певец!
Пой нам, пой, великий Орфей!
Пой нам ещё, великий Орфей!
ЭВРИДИКА.
Нет, ты не мой Орфей.
Нет, он совсем другой.
Тот, кого я так люблю.
Люблю, люблю и буду ждать.
И он ко мне вернётся,
Мой лучеокий Орфей,
Мой лучеокий Орфей.
10. Явление Фортуны.
(Перед Орфеем возникает Фортуна.)
ФОРТУНА.
Я твоя, Орфей! Я твоя, Орфей!
Я твоя, Орфей! Я твоя.
ОРФЕЙ. Кто ты, прекрасная.
ФОРТУНА.
Я твоя слава. Я твоя судьба.
Ты любишь только меня.
Отныне и всегда — только одну меня.
Звал меня, звал меня, мой певец,
Лиру желанную получив,
Руки простёр ко мне, прошептал:
«Вот, она. Вот она! Я нашёл!»
Да, ты нашёл меня. Я твоя.
Я тебя допьяна напою
Зеленью, зеленью жарких глаз,
Яростью, яростью жадных губ.
Мир, твоим объятый взором, — это я!
В золотом узоре чешуя!
Я любовница, царица и невольница твоя.
Я богиня, я рабыня, я жена.
Пой, певец! Дай волю страсти.
Жизнь одна!
Обнажи меня, испей меня,
испей меня до дна!
Вспомни минувшего суету.
Прежнего, прежнего не жалей.
Праздника, праздника всё равно
Не было, не было до меня.
Верь мне, избранник мой, мой кумир.
Всё одному тебе разрешу.
Будешь ты белый свет, белый свет
Заново, заново открывать.
Мир, твоим объятый взором,- это я!
В золотом узоре чешуя!
Я любовница, царица и невольница твоя.
Я богиня, я рабыня, я жена.
Пой, певец! Дай волю страсти.
Жизнь одна!
Обнажи меня, испей меня,
испей меня до дна!
Всех, кто с тобою был — оброни.
ФОРТУНА. Всё, чем ты раньше жил — потеряй.
ФОРТУНА. Найдено! Выбрано! Ты нашёл.
ФОРТУНА. Надолго, надолго, навсегда!
(Сцена уходит в затемнение)
11. Второй зонг.
(Хор на авансцене.)
ХОР.
Пройти осталось ровно пол пути.
Харон ладью готовит к переправе.
Пойми нас, Эвридика и прости.
Остановить его, остановить его,
Остановить Орфея мы не вправе.
Прости нас, Эвридика.
Какой певец останется собой,
Судьбу Орфея встретив у порога.
Услышав голос Лиры золотой,
Любой из нас пойдёт, любой из нас пойдёт,
Любой из нас пойдёт его дорогой.
Прости нас, Эвридика!
Певец сегодня бьёт удачу влёт.
Сегодня чёт, Орфей, а завтра — нечет.
Мертвеют песни, если сердце лёд.
Сегодня мы поём, сегодня мы поём,
А завтра — нечем.
Орфей. Орфей. Орфей!
(Конец первой части.)
Часть вторая
12. Интерлюдия — Буря над озером
13. Песня Эвридики и дуэт.
ЭВРИДИКА.
Ветер, ветер,
недобрый ветер над нашим озером.
Зловещие тучи закрыли зловещее солнце.
И борется с ветром одна только белая птица.
Белая птица над нашим озером.
Расставлены капканы одиночества
В душе моей.
И ночи беспощадны, как пророчества:
Не жди, не вернётся Орфей.
Надежду отпустив, теряю силы я,
Бегу от этих снов.
Свершает свой последний круг
над озером двукрылая
Твоя и моя любовь.
Орфей, я в лицо её знаю, нашу любовь, любовь.
Та белая птица, что борется с ветроми стонет,
Это она — любовь.
Это наша любовь, это наша любовь,
Уже замыкают двукрылые тени
Свой медленный круг.
Уже не поднять в паутине сомнений
Слабеющих рук
О, если бы знать, что Орфею нужна я,
О, если бы знать.
Спеши мой певец, как спасти тебязнаю,
Не знаю, как ждать.
И с мужества ветры срывают одежды,
И — как не зови —
Уносится птица двукрылой надежды,
Уносится птица двукрылой надежды,
Двукрылой любви.
Орфей, я в лицо её знаю,
нашу любовь, любовь.
Та белая птица,
что борется с ветром и стонет,
Это наша любовь, это нашалюбовь,
(Возникает Харон.)
Я знаю, ты вернёшься,Орфей,
Гибнущий, опустошённый,гонимый судьбой
И если мне сужденопогибнуть ради тебя,
любовь моя, — я готова.
Орфей, я в лицо её знаю,
нашу любовь, любовь.
ХАРОН. Любовь, любовь.
Было, было и у менякогда-то озеро.
Да. Я помню это озеро.
ЭВРИДИКА.
Та белая птица — наша любовь.
Ветер, безжалостный ветер.
Зловещие тучи закрыли далёкое солнце.
ХАРОН. Было и синее небо,
и солнце такое жёлтое.
Я же помню, парила над нами белая, белая птица.
ЭВРИДИКА.
И борется с ветром
одна только белая птица.
ЭВРИДИКА, ХАРОН
Белая птица, белая птица
над нашим озером.
ГОЛОС ХОРА.
Орфей потерял Эвридику.
Какая старая история.
ХАРОН. . Орфей, ты победил.
Ты завоевал Золотую лиру.
(Эвридика исчезает. Возникают Орфей и Фортуна, затем хор фанатов)
14. Сцена опьянения.
ФОРТУНА. Я твоя, Орфей. Я твоя, Орфей. Я твоя.
ХОР. Пой певец! Пой певец! Пой певец!
Голос твой летит над миром,
Упоённый торжеством.
Пой же, пой же! Ты кумир наш,
Веры нашей божество.
(Харон стоит неподвижно, держа на ладони поднос с кубками вина.)
ХОР. Пой певец! Пой певец! Пой певец!
Мы тень твоя, ты — наше солнце.
Что мы знали, как мы пели,
Чем мы были до тебя.
Время тратили без цели,
Пыль дорожную клубя.
Пой нам, Орфей, пой нам, Орфей!
Мы тень твоя, ты наше солнце.
ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ ПЕВЦЫ.
Звучной лиры золотой
Мы наследники.
Меж тобою и толпой
Мы посредники.
Золотая лира.
Вот она золотая.
Сладкозвучная, тысячеструнная
Золотая лира!
ХОР. Мы тень твоя — ты наше солнце!
Пой певец! Пой певец! Пой певец!
Есть ли что-нибудь прекрасней,
Чем фортуны колесо.
Смысл жизни стал нам ясен:
Ты наш идол! Вот и всё!
Пой певец ! Пой певец ! Пой певец !
Пой нам!
Мы тень твоя, ты наше солнце.
ХОР. Пой, великий Орфей!
Пой великий певец!
Пой нам, пой нам Орфей!
Мы тень твоя, ты — наше солнце!
ОРФЕЙ.
Хватит! Довольно!
Я устал от вас!
Я не хочу больше петь!
Убирайтесь.
Вы не нужны мне.
Пигмеи! Неудачники!
Певец перед вами. Певец!
ХОР.
Певец — раз!
Певец — два!
Кто больше.
ОРФЕЙ.
Гномы! Вы опротивели мне!
Живите своей жизнью, а не моей!
Пауки! Могильщики!
Вы зарываете в землю мой голос!
ХОР.
Голос — раз!
Голос — два.
Кто больше!
ОРФЕЙ.
Лжёте, шуты!
Я живой! Я молодой!
Я счастливый! Я же счастливый!
Я Орфей, варвары, Орфей!!
ХОР.
Орфей — раз!
Орфей — два!
Кто больше.
Орфей — три!
Продано! Продано! Пой, певец.
(Фортуна берёт кубок с подноса Харона и протягивает его Орфею.)
ФОРТУНА.
Пей певец.
Все несчастливцы как один —
За трезвость и терпенье.
А у счастливца господин —
Пьянящий час везенья.
Так пей удачу как вино.
Оставь врагу пустое дно.
Он хоть и трезв, но всё равно
Стареет от сомненья.
Наливай, ловец, иначе холодно.
Наливай и пей до дна.
Ты поймал свою фортуну смолоду.
Вот она.
Словно пёс у ног твоих уляжется,
Век тебе верна.
Даже, если это только кажется,
Даже, если это только кажется,
Всё равно! Суть одна! Пей до дна!
В любовь поверил грамотей,
В любовь и вдохновенье.
А тот, кто чуточку хитрей,
Поверил в опьяненье.
Смекнул, ловкач, что всё равно
Любви и часа не дано,
Она жива всего одно
Короткое мгновенье!
Наливай, ловец, иначе холодно.
Наливай и пей до дна.
Ты поймал свою фортуну смолоду.
Вот она.
Словно пёс у ног твоих уляжется,
Век тебе верна.
Даже, если это только кажется,
Даже, если это только кажется —
Всё равно! Суть одна! Пей до дна!
Пока удачу шлёт судьба
Пока в карманах густо,
К чему заглядывать в себя.
Там суетно и пусто.
Но кто пустил удачу в рост,
Тот пуст, быть может, но не прост!
Поймать свою лису за хвост —
Великое искусство!
Наливай, ловец, иначе холодно.
Наливай и пей до дна.
Ты поймал свою фортуну смолоду.
Вот она.
Словно пёс у ног твоих уляжется,
Век тебе верна.
Даже, если это только кажется,
Даже, если это только кажется —
Всё равно! Суть одна! Пей до дна!
15. Оргический танец.
(Всеобщее веселье. Винопитие. Галопирующие пляски. Оргия. Только Харон по-прежнему неподвижен с подносом на ладони.)
16. Сцена и песня Харона.
ОРФЕЙ (Харону) .
Почему ты не пьёшь, старик.
Почему ты не славишь меня.
Может быть, ты не знаешь, кто говорит с тобой.
Спроси же у этих людей: кто я.
ОРФЕЙ (хору) . Кто я.
ХОР. Орфей, Орфей, великий певец!
Пой нам, пой нам, великий Орфей!
Пой нам ещё, великий Орфей!
ХАРОН.
Орфей. Орфей. Дай мне руку.
Я таким же был, как ты.
И я выбрал разлуку.
И я пил горечь пустоты.
(Харон ставит на ладонь Орфея свой поднос с кубками.
Как и ты узнать успел я
Опьянения оскал.
На чужом пиру — похмелье,
На своём пиру — тоска.
Как и ты, я песню начал
И забыть её посмел.
Как и ты, змею удачи
Укротить я не сумел.
Орфей, ты великий певец.
ОРФЕЙ. Да, старик, я великий, великий.
ХАРОН. И твой голос, Орфей, покоряет сердца.
ОРФЕЙ. Да, старик, он покоряет сердца, мой голос.
ХАРОН. Скажи, Орфей, у тебя есть друзья. )
ХАРОН.
Сквозь хулу, восторг и плутни
Добредёшь ты до конца,
Где фанаты словно трутни
Пожирают жизнь певца.
Но ведёт и счёт обратный
Славой сотканная нить:
Нам, кумирам без фанатов
Не нажиться, не прожить.
Орфей, ты великий певец.
ОРФЕЙ. Да. Это я великий. великий.
ХАРОН. Это твой голос покоряет сердца.
ОРФЕЙ. Да. Это мой. мой голос.
ХАРОН. Скажи мне, Орфей, ты счастлив.
ХАРОН.
Путь мой тоже был отмечен
Состязанием с судьбой.
Знал ли я, что это вечный,
Вечный бой с самим собой.
Как в той битве не усердствуй,
Как на помощь не зови —
В ней спасает только сердце,
Сердце полное любви.
Орфей, ты поешь, как и прежде легко и свободно.
(Орфей молчит.)
Орфей, твоё сердце согрето любовью.
(Орфей молчит. Харон снимает с ладони Орфея поднос и принимает прежнюю позу.)
ОРФЕЙ (очнувшись) .
Ты лжёшь, жалкий старик.
Я люблю. и любим!
(Бросается к Фортуне.)
Вот моя любовь!
Скажи ему, что ты любишь меня.
Скажи ему, что ты вечно моя.
Скажи ему, кто я. Кто я. Кто я.
ФОРТУНА. Кто ты. (Исчезает.)
Несколько мгновений тишины.)
ХАРОН. Орфей, Орфей. Ты уже давно одинок.
ГОЛОС ЭВРИДИКИ.
Хочешь, начну я петь,
и травы сплетутся в зелёный венок.
Хочешь, начну я петь,
и ветер ляжет у наших ног.
И спустится белая птица к тебе на ладонь. >
ОРФЕЙ.
Старик, ты слышишь.
Эвридика! Я вернусь к тебе.
ХАРОН.
Когда-то и я возвращался, Орфей.
Когда-то и я надеялся.
ОРФЕЙ. Молчи, старик. Я ещё буду счастлив.
ХАРОН. Раньше ты пел иначе.
И песня была другою.
И голос дышал любовью.
ОРФЕЙ. В чистой капле росы тает радуга.
ХАРОН. В этой маленькой капельке росы. озеро.
ОРФЕЙ:
Да! Озеро, целое озеро, целое озеро. /p>
Целое озеро, целое озеро, озеро.
Потерял! Потерял. Потеря-ял!
17. Ария Орфея
ОРФЕЙ.
Потерял я Эвридику,
Погубил любовь мою.
Раб судьбы своей великой
Я один в ночи стою.
Эвридика, Эвридика,
Лик твой нежный скрыла мгла.
Птица белая поникла,
Каплет кровь из-под крыла.
Был пророком вещий ветер
Мне шептавший вновь и вновь.
Только тот из нас бессмертен,
Кто сберёг в себе любовь>.
Эвридика, Эвридика,
Лик твой нежный с крыла мгла.
Птица белая поникла,
Каплет кровь из-под крыла.
Мадригалы, песни, оды
Сам я вынес на торги.
Лги, не лги — я весь распродан,
Отдал сердце за долги.
Не звездой, а тяжкой карой
Ныне стал мне голос мой.
Словно крест несу я дар мой
Рядом с Лирой золотой.
Птица белая поникла,
Каплет кровь из-под крыла.
Эвридика, Эвридика,
Лик твой нежный скрыла мгла.
18. Явление Фортуны.
ФОРТУНА.
. Я любовница, царица и невольница твоя.
Я рабыня, я богиня, я жена.
ОРФЕЙ. Да, я понял.
Это ты похитила песню Эвридики.
Это ты сковала льдом моё сердце.
Но я вырвусь из твоих объятий,
Я ускользну от тебя?!
. Я не буду петь больше!
. Я не буду петь больше!
ФОРТУНА. О, безумец. Я только пламя.
ОРФЕЙ. Пламя смерти.
ФОРТУНА. Слабые души во мне сгорают.
ОРФЕЙ. Мой дар — ты мой враг.
ФОРТУНА. А трусы гасят меня.
ОРФЕЙ. Мой голос — ты палач мой
ФОРТУНА.
И лишь того, кто сильнее, чем я,
Огонь мой сумеет согреть.
Что ж ты медлишь. Ну, стань же сильным.
ФОРТУНА. Спеши же. Ещё есть надежда.
ОРФЕЙ. Где ты, любовь моя.
ФОРТУНА. Иди и не думай обо мне.
ОРФЕЙ. О, Эвридика.
ФОРТУНА.
Иди и не оглядывайся. Не оглядывайся.
Иди, Орфей, иди.
19. Третий зонг.
ХОР, ХАРОН.
Ступай к любимой в путь обратный.
Но, возвращаясь, не забудь,
Что маятник тысячекратно
Свой по дуге проделал путь,
Уже проделал путь.
О, если б дважды в ту же реку
Сумел бы кто-нибудь войти.
. Но только опыт — честный лекарь,
Один лишь опыт — честный лекарь
На человеческом пути.
А маятник — влево, а маятник — вправо.
Он твой часовой неподкупный и правый.
Ползёт гиря времени вниз по цепи.
По вечной цепи бесконечных мгновений,
Падений, побед, неизбежных прозрений.
От них никому, никому не уйти.
Страшат тебя в конце дороги
Глаза возлюбленной твоей.
Но разве грозы и тревоги
Тебя не сделали сильней,
Не сделали сильней.
Ты прав, скиталец, клятвы глупы,
Слова раскаянья пусты.
И только жертвенный поступок.
Один лишь жертвенный поступок
Ещё бы мог тебя спасти.
А маятник — влево, а маятник -вправо.
Он твой часовой неподкупный и правый.
Ползёт гиря времени вниз по цепи.
По вечной цепи бесконечных мгновений,
Падений, побед, неизбежных прозрений.
От них никому, никому, никому, никому не уйти
20. Сцена второго возвращения.
(На разных концах сцены возникают Орфей и Эвридика.)
ХОР (издалека) .
Встречай Эвридика. Орфей долгожданный
Домой возвращается мир облетев.
Смотри, Эвридика, певца колесницу
Как птицу несёт триумфальный напев.
Смотри, Эвридика, певца колесницу
Несёт триумфальный напев
ЭВРИДИКА (простирая руки к Орфею) .)
Орфей! Орфей! Орфей!
ОРФЕЙ. Эвридика!
Скажи, Эвридика, ты помнишь
Наше тысяче первое небо. такое синее.
ЭВРИДИКА. Такое синее, синее, синее.
ОРФЕЙ. И такое жёлтое наше тысяче первое солнце.
ЭВРИДИКА. Такое жёлтое.
ОРФЕЙ. И нашу птицу такую белую, белую, белую.
ОРФЕЙ. И нашу птицу такую белую, белую, белую.
ЭВРИДИКА.
Она улетела, Орфей, улетела.
Она устала ждать и исчезла.
ОРФЕЙ. Она устала ждать и исчезла.
ЭВРИДИКА.
Она не дождалась и улетела.
ОРФЕЙ. Она не дождалась и улетела.
ОРФЕЙ, ЭВРИДИКА (как во сне) .
. наша белая птица.
. она улетела.
. первая наша любовь.
. лучеокая, златоволосая.
. первая наша любовь.
. Я люблю тебя, я люблю тебя, я люблю тебя.
ХОР.
Орфей полюбил Эвридику.
Какая старая история.
Орфей. Орфей. Орфей.
И Эвридика.
ОРФЕЙ.
О. Эвридика, я гибну.
Я один, я потерял твою песню.
Ты помнишь её, Эвридика.
Мы ещё будем счастливы.
ЭВРИДИКА.
Не песня, не песня рождает любовь.
Любовью рождается песня, любовью.
В нашей песне, птицею мчавшейся к солнцу,
Твой голос окрыляла любовь.
ОРФЕЙ. Пощади меня!
Я не хочу больше петь.
Мне только бы вспомнить то хрустальное утро.
И вечно, вечно быть рядом с тобой.
Вечно, вечно.
ЭВРИДИКА.
Ты не хочешь больше петь, любимый.
Певец должен петь.
ОРФЕЙ. Не хочу, не хочу, Эвридика!
Я никогда не буду петь больше. Никогда.
ЭВРИДИКА.
Никогда. Какое зловещее слово.
Орфею не петь никогда!
ОРФЕЙ. Никогда. Мне ненавистен мой дар.
Он разлучил нас. Он опустошил меня.
Я никогда больше не буду петь. Никогда!
ЭВРИДИКА.
. Ты не любишь, Орфей.
Твоё сердце во льду.
21. Финал.
(Возникает Хор, затем Фортуна и Харон.)
ХОР.
Близится, близится. Слушайте.
Близится, близится. Слушайте.
Приближается время.
Близится, близится. Слушайте, слушайте!
ФОРТУНА. Орфей, ты узнаёшь меня.
ХОР. Слушайте, слушайте, слушайте!
ФОРТУНА. В завтрашний полдень начнётся великое.
ХОР.
В завтрашний полдень начнётся великое.
Состязанье певцов!
Состязанье певцов! Состязанье певцов!
И победителя ждёт кубок Хрустальный Росы
И победителя ждёт кубок Хрустальный Росы
ОРФЕЙ. Нет, Эвридика. Я не покину тебя!
ХАРОН.
Решайся же, Орфей.
Бросив петь, ты станешь Хароном
ОРФЕЙ. Они вновь разлучают нас.
ФОРТУНА.
Всё одному тебе разрешу.
Прошлого, прошлого не жалей.
Будешь ты, будешь ты белый свет.
Заново, заново открывать.
ЭВРИДИКА.
Иди и не думай обо мне.
Ты потерял всё.
Пойми это и ничего небойся.
ОРФЕЙ. Я осилю их. Я уничтожу их.
Всех! Всех!
ЭВРИДИКА.
Боги. Вы не оставляете мне выбора.
Пора. Я покидаю его.
Прощай, Орфей.
Иди и не оглядывайся.
Не oгля.
(Голос Эвридики обрывается и всё смолкает.)
ХАРОН. Не оглядывай, Орфей! Не оглядывайся.
ОРФЕЙ. . Я знаю. Ты исчезла.
(Фортуне.)
Вот теперь я не боюсь тебя.
Я потерял всё, и ты нестрашна мне больше.
ГОЛОС ЭВРИДИКИ.
. И снится мне, как умирает
Росинка в полуденный срок.
ГОЛОС ЭВРИДИКИ. И как среди трав оживает.
ОРФЕЙ. Я слышу тебя, Эвридика!
ХАРОН.
Не оглядывайся, Орфей.
Это в тебе самом звучит её голос.
ГОЛОС ЭВРИДИКИ.
И утро рождается снова,
И снится мне наша любовь,
И губы цветка золотого
Росою омытого.
ОРФЕЙ.
Эвридика! Я услышал. Я понял.
Я сделаю это! Я смогу. Я найду в себе силы.
. Не срывай его, золотой цветок,
Где росы серебристая капля.
Ты опустись на траву,
И сквозь хрусталик росы
Посмотри на мир,
Посмотри на солнце, на солнце.
ОРФЕЙ, Голос Эвридики .
В чистой капле росы тает радуга,
В чистой капле росы тайна радости.
В этой маленькой капельке росы
Озеро, целое озеро, озеро нашей любви.
ФОРТУНА. Юноша, кто ты.
ОРФЕЙ. Меня зовут Орфей.
ХАРОН.
Орфей! Ты победил.
Ты! Выиграл! Состязанье!
(Харон снимает свой плащ и исчезает. Орфея облачают в плащ Харона. Он оглядывает себя. Да. Он уже не Орфей. Он оборачивается. Там, где в начале этой истории кружила над озером белая птица, там теперь двое незнакомых ему влюблённых. Их черёд петь его с Эвридикой песни. Их черёд любоваться росой перед разлукой. )
ГОЛОС ХОРА.
Орфей полюбил Эвридику.
Какая старая история.
Орфей. Орфей. Орфей.
И Эвридика.
ГОЛОС ЭВРИДИКИ, ХАРОН, ФОРТУНА, ХОР.
Орфей! Орфей! Орфей! Орфей! Орфей!
ОРФЕЙ. Эвридика. Эвридика. Эвридика.
Конец оперы.
- Эвридика — Ирина Понаровская
- Орфей — Альберт Ассадулин
- Фортуна — Ольга Левитская
- Харон — Богдан Вивчаровский
- Певцы — Валерий Цакадзе, Александр Федоров, Евгений Броневицкий, Валерий Ступаченко
- Певчий бог — Олег Сергеев
Источник