- Практическая работа по сольфеджио по темам «Интервалы. Аккорды». 4/5 класс
- Просмотр содержимого документа «Практическая работа по сольфеджио по темам «Интервалы. Аккорды». 4/5 класс»
- Практическая работа по сольфеджио «Аккорды» 3-5 класс
- Просмотр содержимого документа «Практическая работа по сольфеджио «Аккорды» 3-5 класс»
- Методическая разработка-доклад для преподавателей теоретического отдела ДШИ «Аккорды»
Практическая работа по сольфеджио по темам «Интервалы. Аккорды». 4/5 класс
Практическая работа по сольфеджио по темам «Интервалы. Аккорды». 4/5 класс. Задания использовались из учебников по сольфеджио.
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по сольфеджио по темам «Интервалы. Аккорды». 4/5 класс»
Практическая работа по темам «Интервалы. Аккорды». 4/5 класс.
Задание 3. Проанализируйте и подпишите предложенный гармонический оборот. Во второй строке выпишите указанные аккорды:
Задание 5. Постройте аккорды от заданных звуков вверх и разрешите:
Источник
Практическая работа по сольфеджио «Аккорды» 3-5 класс
Практическая работа по сольфеджио по теме «Аккорды» для 3-5 класса. Задания взяты из учебников по сольфеджио.
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по сольфеджио «Аккорды» 3-5 класс»
Контрольная работа по сольфеджио «Аккорды» 3-5 класс
Постройте главные трезвучия лада и их обращения:
Постройте аккордовые последовательности в тональности Ми бемоль мажор (1) и фа диез минор (2):
4. Соедините стрелками названия аккордов и соответствующие им схемы строения:
5.Поставьте там, где необходимо, диезы, чтобы все данные трезвучия стали мажорными (Б 5 3):
6.Поставьте там, где необходимо, диезы и бемоли, чтобы все данные трезвучия стали минорными (М 5 3):
7.Превратите данные мажорные трезвучия в увеличенные (Ув. 5 3), повышая верхний звук аккорда (квинту) на полтона:
8.Превратите данные минорные трезвучия в уменьшённые (Ум. 5 3), понижая верхний звук аккорда (квинту) на полтона:
Источник
Методическая разработка-доклад для преподавателей теоретического отдела ДШИ «Аккорды»
специалист в области арт-терапии
« Обучение детей должно быть творческим и
приносить обоюдную радость и обучающим, и
Роль аккордов как средства музыкальной выразительности чрезвычайно велика. Учащиеся интуитивно чувствуют, насколько ярче, полнее, многоцветнее звучит мелодия, обогащенная аккордами.
Понимание учащимися строения аккордов, их ладовой функции, углубляет восприятие музыкального произведения, позволяет по-новому услышать их и исполнить его, делает более осмысленным чтение с листа, облегчает запоминание музыкального текста.
Освоение музыкальных навыков и понятий детьми должно проходить незаметно для них- через игру, творчество, занимательность заданий.
Накопление знаний дается постепенно и последовательно, что можно сравнить с клубком , на который наматывается ниточка на ниточку.
Работу над аккордами в классе сольфеджио необходимо начинать как можно раньше, желательно сразу с подготовительного класса.
Музыкальная среда, окружающая ребенка с раннего детства, уже насыщена звучащей гармонией. Она предрасполагает к раннему восприятию, а следовательно и желанию узнать, понять и освоить самому красивые созвучия.
В работе над аккордами с маленькими детьми следует использовать формы сказки. Сказки многому учат, но делают это не заметно, исподволь. Любая сказка заставит нас задуматься, прочувствовать, «на ус намотать».
Задача педагога — дать ребенку доступные объяснения сложных музыкальных понятий, оставить в его памяти «азбучные» истины теории музыки.
Изучение аккордов часто вызывает у детей большие трудности, непонимание, нежелание запомнить правила разрешения в тональности.
Поэтому, при подаче данного материала требуются нетрадиционные формы, более эффективные, не вызывающие у детей отторжения при обучении.
Тема «Аккорды» является логическим продолжением темы «Интервалы», ведь интервалы — это « кирпичики» в музыке, из которых мы будем складывать « аккорды».
Аккорд и кластер.
Аккорд и кластер — основные типы созвучий в музыке.
Кластер (англ. «кластер»- пучок, гроздь)- созвучие, образованное несколькими звуками гаммы, взятыми подряд. Кластер звучит очень ярко, своеобразно, но не воспринимается как организованное созвучие потому, что к нему можно добавить несколько звуков или убавить без существенной разницы в результате.
Аккорд — это созвучие из 3-х или более звуков, расположенных по терциям (или допускающие такое расположение).
Аккорды делятся на основные и их обращения (их производные).
К основным аккордам относятся те аккорды, которые расположены только по терциям.
Основные аккорды: Трезвучие, Септаккорд, Нонаккорд, Ундецимаккорд и т.д.
Обращения аккордов: Секстаккорд, Квартсекстаккорд, Квинтсекстаккорд,
Терцквартаккорд, Секундаккорд и т.д.
Необходимо научиться петь эти аккорды:
от разных звуков;
в ладу с разрешением, доведением их до устойчивых созвучий;
петь аккордовые цепочки вне лада и в ладу.
Необходимо также научиться определять эти аккорды на слух (как отдельные, так и цепочки).
Для этого необходимо научиться быстро строить эти аккорды от разных звуков (не только устно, но и за инструментом).
Чтобы добиться чистого и правильного их интонирования (на первом этапе обучения) необходимо каждый звук аккорда воспринимать как ту или иную ступень (как это делалось во время пения того или иного интервала).
Например: трезвучие до — ми — соль петь как 1-3-5 ступени, и только потом петь аккорд на одном слоге, не называя ступени.
Так внимание учащегося не рассеивается и интонирование производится легко.
Слово аккорд происходит от латинского «корда» — струна, нить. Это название созвучия из трех и более звуков, в котором слух ясно различает связь между звуками, внутренний порядок, организацию.
Звуки аккорда как будто связаны друг с другом невидимой нитью.
В отличие от кластера — у аккорда все звуки не могут находиться рядом.
Аккорды — одно из важнейших средств музыкальной выразительности, они обогащают музыку, придают ей дополнительные краски, усиливают тяготение.
Словом «структура» обозначается интервальное строение аккорда.
Для многих аккордов типично терцовое строение. Каждый тон аккорда имеет свое название по интервалу, на который он отстоит от основного тона : терцовый тон — на терцию (неважно, большую или малую), квинтовый тон — на квинту(тоже неважно на какую -чистую, уменьшенную или увеличенную).
ОСНОВНОЙ ТОН АККОРДА — это звук, от которого все остальные звуки выстраиваются по терциям.
Главная особенность аккорда, отличающая его от кластера — присутствие основного тона.
Не всем детям понятны слова: «основной тон», они путают его с басом (аккорда) и не приучены выделять его на слух среди остальных тонов аккорда.
Основной тон один может заменить собой весь аккорд, выразить его функцию.
Аккорды делятся на основные и их обращения (их производные).
К основным аккордам относятся те аккорды, которые расположены только по терциям.
Трезвучие, Септаккорд, Нонаккорд, Ундецимааккорд и т.д.
АККОРДЫ ВНЕ ТОНАЛЬНОСТИ
Трезвучие — аккорд из трех звуков, расположенных по терциям. По звучанию и структуре существуют четыре вида трезвучия:
Увеличенное — ув з
Уменьшенное — ум з
Трезвучия различаются по двум признакам:
по «квинте», образованной крайними голосами;
по сочетанию больших и малых терций.
Обращение (иначе говоря- «оборачивание», «поворачивание», «переворачивание») всегда приводит к смене баса.
Обращение трезвучия — это аккорд, нижним звуком которого является терцовый или квинтовый тон основного трезвучия. Названия всех аккордов и их обращений определяются по интервалам, которые звуки аккорда образуют с басом.
У трезвучия, как у интервалов, есть обращения. Первое обращение называется Секстаккордом, второе — Квартсекстаккордом.
Следует отличать основной вид аккорда от его обращений:
Основной вид аккорда строится на основном тоне.
Трезвучие образовано терцией и квинтой от баса. Его старинное название — терцквинтаккорд . Эти интервалы отражены и в цифровом обозначении трезвучий (Т 5 3 , S 5 3 , D 5 3 ).
Секстаккорд образован терцией и секстой от баса. Терция в основе трезвучия. Новый интервал здесь — секста, от нее и получил аккорд название и цифровое обозначение(Т 6 , S 6 , D 6 ).
Квартсекстаккорд образован квартой и секстой от баса, что определяет и название, и цифровое обозначение аккорда (Т 6 4, S 6 4, D 6 4).
В обозначении цифры располагаются по вертикали справа снизу от аккорда, по возрастающей величине.
Первое обращение трезвучия ( Секстаккорд ):
Второе обращение трезвучия (Квартсекстаккорд):
АККОРДЫ В ТОНАЛЬНОСТИ.
На каждой ступени тональности есть трезвучие.
Трезвучия на I , на IV , и на V — ступенях являются главными трезвучиями тональности, а ступени, на которых они находятся, — главными (не путать главные ступени с устойчивыми). У главных ступеней есть названия:
Соответственно, главные трезвучия называются:
Все звуки лада входят в состав главных трезвучий. От ладового значения звуков (ступеней), входящих в состав каждого из них, зависит роль главных трезвучий в ладу, их гармоническая функция.
это взаимосвязь явлений, их взаимодействие и зависимость одного от другого.
Аккорды, более тяготеющие в Тонику, имеющие в своем составе VII ступень, называются доминантовыми.
Аккорды, менее остро тяготеющие в Тонику и не имеющие VII ступени, называются субдоминантовыми.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ ПО ФУНКЦИЯМ
Главные трезвучия являются гармонической основой лада, широко применяются в музыке, и поэтому необходимо знать их простейшие соединения.
СОЕДИНЕНИЕМ аккордов называется последовательность их при плавном движении голосов (голосоведении). Последовательность, образованная несколькими аккордами, называется гармоническим оборотом, для которых характерен определенный порядок функций:
Трезвучия всех остальных ступеней ( кроме главных ) , а именно: II , III , VI , VII -называются ПОБОЧНЫМИ. По сравнению с главными трезвучиями они имеют в ладу второстепенное значение.
ОБРАЩЕНИЯ ГЛАВНЫХ ТРЕЗВУЧИЙ.
У каждого трезвучия есть два обращения.
Зная, из каких ступеней состоит трезвучие, легко можно найти ступени, на которых находятся обращения этого трезвучия.
Например, Т 5 3 состоит из I , III , V ступеней. Следовательно, на I ступени находится само трезвучие, на III ступени – его первое обращение – Т6, на V ступени — его второе обращение — Т 6 4.
ЧТО МОЖНО СЧИТАТЬ РАЗРЕШЕНИЕМ АККОРДА.
Отдельные аккорды, как и отдельные ступени или интервал, еще не составляют музыку. Лишь объединение интонацией, включение в осмысленную музыкальную ткань выявляет их возможности.
Разрешением аккорда называется гармонический оборот, настраивающий слух на определенную тональность.
При разрешении каждый аккорд включается в гармоническую последовательности гармонический оборот).
Аккорды Тоники могут включаться в любой оборот. Аккорды Доминанты разрешаются автентическим оборотом. Аккорды Субдоминанты — плагальным или полным оборотами.
Разрешение аккордов простейшим способом представляет собой перевод неустойчивых ступеней в устойчивые с сохранением на месте устойчивых звуков.
РАЗРЕШЕНИЕ ГЛАВНЫХ ТРЕЗВУЧИЙ:
Субдоминантовые — с разрешением вниз;
Доминантовые — с разрешением вверх.
Три устойчивых аккорда: Субдоминанта с разрешением:
СЕПТАККОРДЫ .
Септаккордов, как и трезвучий, в тональности СЕМЬ — по одному на каждой из семи ступеней:
Септаккорд состоит из четырех звуков, расположенных по терциям. Все септаккорды относятся к диссонирующим аккордам (крайние голоса образуют септиму).
Септаккорды различаются по двум признакам:
по септиме, образованной крайними голосами;
по трезвучию, лежащему в основе.
Первое слово в названии септаккорда указывает нам, какая септима образуется в крайних голосах. Второе слово указывает на трезвучие, лежащее в основе.
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СЕПТАККОРДЫ
От одного звука можно построить СЕМЬ видов септаккордов. Септаккорды, крайние звуки которых образуют малую септиму, называются малыми:
Септаккорд, крайние звуки которого образуют уменьшенную септиму, называется уменьшенным:
7
Септаккорды, крайние звуки которых образуют большую септиму, называются
Названия обращений септаккордов определяются по интервалам, которые образуются у баса со звуками диссонирующего интервала:
септаккорд — диссонирует септима от баса;
квинтсекстаккорд — звуки секунды образуют с басом квинту и сексту;
терцквартаккорд — секунда образована терцией и квартой от баса;
секундаккорд — диссонирует секунда от баса.
Наиболее употребимые септаккорды в ладу.
D 7 ( Ммаж. 7 в мажоре и гармоническом миноре, в его составе доминантовый тритон)
II 7 ( Ммин7 в натуральном мажоре),(М7 ум » в миноре и гармоническом мажоре, в его составе субдоминантовый тритон);
VII 7 ( М 7 ум5 в натуральном — мажоре — с доминантовым тритоном ), (Ум7 в гармонических видах мажора и минора — содержит оба тритона ).
РАЗРЕШЕНИЕ ГЛАВНЫХ СЕПТАККОРДОВ И ИХ ОБРАЩЕНИЙ:
Если разрешение происходит в середине построения, то оно называется прерванным
а) в тонические аккорды;
б) через D 7 и его обращения;
Разрешаются VII 7 в Т 5 з с удвоенной терцией (это связано с разрешением тритонов,
3. II 7 — а) в тонические аккорды;
б) через D 7 и его обращения;
9
ИНТОНАЦИОННЫЕ , СЛУХОВЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ
Основная цель заданий — познакомить учеников с гармонической основой мажора и минора, дать им представление о всей системе трезвучий и главных септаккордов.
Для детей младшего возраста следует использовать игровой принцип подачи материала. Форма сказок позволяет создать яркий, запоминающийся образ, который надолго сохраняется в памяти ребенка.
Закрепленные за каким-либо аккордом конкретные образные ассоциации (квартеекстаккорд – кенгуренок , секстаккорд — динозаврик , тоническое трезвучие — мама Тоника и др.) наиболее соответствуют детскому восприятию по образу и графическому решению и звуковым аналогиям.
Если постоянно оперировать и определением, и образом,то переход только к терминам будет естественным и логичным.
Образные, ассоциативные подсказки надолго зафиксируют точное слышание и понимание аккордов.
Все аккордовые сказки следует озвучивать на фортепиано.
Работать необходимо в разных тональностях, строить аккорды от разных звуков, соблюдая точное выполнение аппликатуры. «Верные пальцы» очень помогают в осмыслении аккордов. Басы играются л. р. в следующей позиции: I ступень — 1 палец, и далее вниз: IV ступень – 5 палец, V ступень — 4-м пальцем.
Поскольку большинство уроков сольфеджио связано именно с фортепиано, не отрицая необходимости работы за обычной клавиатурой, можно использовать «немую», которая позволит увести от проблемы постановки руки, даст прочную базу для развития «слышащих» пальцев.
Пропевание названий аккордов во время игры или слушания настолько крепко фиксируется в памяти ребенка, что переходит на уровень внутреннего, неконтролируемого озвучивания.
Для того, чтобы учащиеся свободно владели аккордовыми средствами, следует включать упражнения на построение различных аккордовых последовательностей, секвенций, давать задания на сольфеджирование, пение романсов с аккомпанементом. Кроме того, давать творческие задания на досочинение и подбор аккомпанемента.
Построение, игра и пение аккордов должны сочетаться с их слуховым анализом. Уже при проигрывании аккордов ученик ощущает и запоминает характер звучания каждого. Очень важно развить слуховое ощущение взаимосвязи аккордов. Рекомендуется петь один из голосов аккордовых цепочек, преимущественно нижний, который поможет запомнить всю последовательность, сочетая пение с игрой других голосов.
Игра секвенций закрепляет в памяти разрешение аккордов, различные гармонические обороты.
Следует учить детей анализировать аккорды ( в различных позициях ) на «живой», авторской музыке. Анализируя музыкальные примеры с учениками, педагог должен научить осмысленному отношению к музыкальному тексту. Для этого нужно воспитывать у каждого ученика интонационный слух.
1. быстро строить и играть аккорды за инструментом от разных звуков;
2 . петь от разных звуков;
З. петь в ладу с разрешением, доведением их до устойчивых созвучий;
4. петь аккордовые цепочки вне лада и в ладу;
5. определять аккорды на слух ( как отдельно, так и цепочки ).
Чтобы добиться чистого и правильного интонирования аккордов (на первом этапе обучения ) необходимо каждый звук аккорда воспринимать как ту или иную ступень ( как это делалось во время пения того или иного интервала ).Так внимание учащихся не рассеивается и интонирование производится легко.
Эмоционально-образные характеристики аккордов помогут в определении их на слух.
В. В. Кирюшин в своей «Школе» вместе с детьми так характеризует аккорды:
Трезвучие звучит плотно, крепко, собранно.
Секстаккорд — добродушный, красивый.
Квартсекстаккорд — гордый, решительный.
Определение окраски гармонической функции начинают в 4-м классе и до конца профессионального обучения.
Тоника — царица всех гармонических функций, она всем своим подданным все разрешает.
Доминанта — главный министр. Живет на 5 этаже вместе с охранником ( К 6 4 ).
К 6 4 — полицейский. «Стоп, пора кончать! И все разбегаются».
Тетушка Субдоминанта — толстая и добрая. Живет на 4 -м этаже.
Успешно освоив весь материал теоретически и практически (играя на инструменте), ученик может подобрать аккомпанемент к знакомой песне. (В практических заданиях по стимулированию творческих способностей и слуховых возможностей поможет пособие
Азбука музыкальных фантазий», тетрадь II — « Знакомство с аккордами», Борухзон, Л. Волчек, Л. Гусейнова.)
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО КЛАССАМ.
Раннее освоение аккордов диктуется многими причинами.
Одна из них — несоответствие программы по специальности и сольфеджио. Уже в конце первого года обучения ребенок начинает играть аккорды на фортепиано, но даже не знает, как они называются, т. к. на уроках сольфеджио данный материал проходится гораздо позднее.
Другая причина — достаточно сложный современный музыкальный язык. Необходимо подготовить детей к его восприятию.
Еще одна из причин — изменяющиеся программные требования по сольфеджио, в которых увеличивается объем материала в целом и усложняются задачи, поставленные перед начальным обучением.
Педагог вправе сам распределить материал по классам.
Автор учебно-игровых пособий: «Путешествие в страну интервалов» и « Аккордовые сказки для больших и маленьких», педагог с многолетней педагогической практикой, Л Лехина, как и в работе над интервалами, рекомендует пользоваться понятием « скелет» или « портрет» аккорда. Например: все септаккорды имеют одинаковый «скелет» — четыре звука, расположенные по терциям. В каждом классе обязательно повторение уже пройденного, что позволяет качественно усвоить материал не только тем, кто справляется с заданиями легко, но и тем, у кого он вызывает затруднения.
Список использованной учебно-методической литературы.
В.П.Середа «Музыкальная грамота. Сольфеджио». Классика — XXI , М. 2003 г.
Е.Золина, Л.Синяева , Л.Чусова Сольфеджио. Учебное пособие. 6-8 класс.
Классика — XXI , М. 2004 г.
Е.Золина «Музыкальная грамота». Справочник для детей и родителей. М.
4. Н. Шахназарова «Чудо ступени» Учебное пособие по сольфеджио. И-во
В.Катанского. М. 2006 г.
5. Л.Лехина «Аккордовые сказки для больших и маленьких» Учебно-игровое пособие
Классика- XXI , М. 2003 г.
Т.Камаева, А.Камаев. «Азартное сольфеджио» Методическое пособие
ЦРТС «Домананта» Владос, М. 2004 г.
Л.Борухзон, Л.Волчик, Л.Гусейнова «Азбука музыкальной фантазии» Тетрадь 2,
«Знакомство с аккордами» «Композитор» С-П, 1997
8. В.Вахромеев «Элементарная теория музыки» «Музыка» М. 1983 г.
9. Т.Стоклицкая «100 уроков сольфеджио для самых маленьких» «Музыка» М. 1998 г.
10. Ж.Металлиди, А.Перцовская Сольфеджио. «Мы играем, сочиняем и поем»
Источник